Туризм рассматривается как одна из доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. Об этом свидетельствует тот факт, что на долю туризма приходится около 10% мирового валового национального дохода.
В настоящее время на долю международного туризма приходится 8% общего объема мирового экспорта и 30-35 % мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12% мирового валового национального продукта .
Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых средств распространения информации и т.д.
Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, способствует гармонизации отношений между странами и народами, заставляет власть, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
Путешествия, экскурсии, другие виды занятий туризмом – это широкая сфера реализации конституционных прав российских граждан: на отдых и свободу передвижения, на восстановление и укрепление здоровья, на пользование учреждениями культуры и доступ к культурному, природному наследию, на познание и свободное получение информации, на социальную защиту. Конституция РФ указывает, что Россия является социальным государством (ст. 7) .
Туризм — сложная, многосторонняя социально-экономическая система, которая имеет ряд составляющих, находящихся в органическом единстве . Туризм — экономическая категория, форма предпринимательской деятельности, бизнеса, отрасль рыночной экономики. Однако при этом туризм имеет другую, социальную составляющую, является социальной категорией. Эти стороны – составляющие туризма, органически взаимосвязаны, предполагают друг друга, и не могут быть противопоставлены друг другу.
Туризм как категория бизнеса прежде всего связана с предложением туристских услуг, их производством и реализацией. Но предложение товаров, услуг не существует само по себе, в отрыве от спроса на них, который неразрывно связан с потребностями, доходами населения, их структурой, продолжительностью отпуска, социальными выплатами государства. В этом иная, социальная составляющая туризма.
Экологический туризм.Мировой опыт и перспективы развития в России
... обозначить особенности организации экологических туров в компании; провести анализ проблем организации и продвижения экологических туров на предприятии; разработать предложения по продвижению нового экологического тура; рассчитать экономическую эффективность продвижения экологического тура. Практическая значимость работы состоит в разработке ...
Предложение туристских услуг не может существовать без спроса, следовательно, туризм как экономическая категория не может существовать без туризма как социальной категории, не может иметь какие-то приоритеты. Положение о туризме — прежде всего как экономической категории — в России появилось не случайно. Оно возводит в правило положение, которое сложилось в российской экономике, в том числе и в туризме, в 1990-е годы. Отечественная экономика в эти годы утратила социальную направленность, переход к рынку не имел социальной ориентации. В экономике в целом, в том числе и туризме, стали преобладать чисто коммерческие, рыночные начала.
Актуальность работы состоит в том, что современный уровень развития отечественного туризма не соответствует основополагающим, конституционным установкам на социальный характер российского государства. Социально-экономическая, демографическая ситуация в стране, уровень и качество жизни значительного большинства граждан России, проблемы здравоохранения и т.д. требуют новых подходов, нацеленных на формирование благоприятной социальной ситуации в стране. Достижение этой цели возможно лишь при условии развития различных форм стимулирования и поддержки морально-психологического и физического здоровья нации, в том числе – методами социального туризма. Именно это обусловило выбор мной данной работы.
Целью данной работы является описание проблемы социального туризма в Российской Федерации в контексте его развития как общественного, саморазвивающегося и самоуправляющегося законодательно стимулируемого туристского предпринимательства с четко обозначенными социальными ориентирами.
1,200 руб.
В условиях регулируемой рыночной экономики в России может быть не только достигнут былой размах социального туризма, но и значительно превзойден.
Для этого необходимо, прежде всего, законодательно стимулировать туристский рынок в стране таким образом, чтобы наряду с происшедшим подъемом выездного туризма смог подняться на социальных началах внутренний туризм. В противном случае перекос, нарастающий в сфере туризма, не остановить. Уже 85% туристских операций в России осуществляется развернувшими большую активность иностранными и смешанными компаниями и подключаемыми к ним российскими. По каналам туризма ежегодно вывозятся десятки миллиардов долларов, не облагаемые налогом государства. В итоге растет оборот зарубежного туристского бизнеса, достигаемый в данном случае эффективными усилиями непосредственно туристского предпринимательства, рынка, без затрат со стороны государства.
В России на сегодняшний день поддержка внутреннего, тем более — социального туризма, сведена к минимуму. Из-за нерачительной государственной политики, неоправданно выпали из туристского оборота, экономически оскудели большие территории с их не задействованным в туристских услугах населением.
В 1996 г. Государственная Дума приняла Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Однако под давлением представителей Госкомитета РФ по физической культуре и туризму, вопреки настояниям профессионалов, из закона был исключен раздел о социальном туризме. В результате принятый Закон — при всем его значении в качестве первого, базового законодательного акта о туризме в России — развязал руки коммерционализации как самоцели за счет подавления социальных начал. В короткое время это позволило окончательно нивелировать сложившуюся ранее систему социального туризма, не предложив ничего адекватного взамен. Произошло отлучение от социального туризма огромной массы российских граждан.
Экономическое и социальное прогнозирование туристской дестинации ...
... туризму. Для определения приоритетных направлений действий властей республики в решении наиболее существенных проблем необходима разработка вариативного прогноза, включающего в себя инерционный и целевой сценарии социально-экономического развития ... по развитию туристской дестинации региона. ... социальное и спортивно-туристическое направления. В сфере развития ... рубежей России; ... продукции (работ, услуг) ...
Участники парламентских слушаний в Госдуме России, включая оппонентов, констатировали, что Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» не содержит нормативно-правовых предпосылок для возрождения, подъема социального туризма. Комитет Государственной Думы по туризму и спорту создал в 1998 году во главе с председателем подкомитета по туризму депутатом К. Савельевым рабочую группу по законопроекту «О социальном туризме» и вынес подготовленный ею документ на слушания. Ставка в законопроекте была сделана на саморазвитие и самоуправление законодательно стимулируемого туристского предпринимательства с четко обозначенными в законопроекте социальными ориентирами. Развитие туристского предпринимательства должно было осуществляться при деятельном участии и поддержке прежде всего государства и наиболее заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Таким образом, суть законопроекта состояла в идее отказа от дополнительной нагрузки на бюджет страны, регионов, корректировке представления о социальных гарантиях как исключительно бюджетном покрытии. До начала парламентских слушаний проект прошел апробацию на четырех научно-практических форумах, в которых приняли участие 4500 специалистов по туризму. Однако законопроект не получил поддержки в Думе. Оппоненты посчитали, что социальные гарантии, не имеющие опоры в госбюджете, — нереальны, что рынок, даже и регулируемый законодательно в социальном направлении, как и социально ориентированное туристское предпринимательство, никогда таких гарантий не создадут.
Подход к решению проблем социального туризма в России на современном этапе требует законодательных мер. Прежде всего, необходимо принять закон о социальном туризме. С принятием закона получит развитие целая отрасль. Это будет именно самоуправляемое образование, ибо иное пришло бы в противоречие с рыночной сутью социального туристского движения. То есть права, которыми законодательство наделяет социальный туризм, проистекают из его существенных для общества и государства обязанностей.
Необходимо предусмотреть функционирование коллегиального, координационного общественного органа (Совета, Бюро и т.д.) для руководства отраслью. Закон «Об общественных объединениях» позволяет использовать такой вариант, когда нет необходимости выстраивать иерархию с учредителями — местными ячейками в субъектах Федерации, заниматься выборами на всех уровнях и т. д. В состав коллегиального органа руководства социальным туризмом (в национальных, региональных, территориальных образованиях) могут войти представители общероссийских общественных объединений туризма, профсоюзов, ветеранских, молодежных и иных подобных организаций, а также органов государственной власти и управления сферой туризма в центре и на местах.
Развитие лечебно-оздоровительного туризма в России
... работы, совершенствовании и развитии туристской инфраструктуры количество иностранных туристов, прибывающих в нашу страну с целью оздоровления, может значительно вырасти. ГЛАВА II. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ФИРМА» «ЧИТАТУРИСТ» ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА ...
Необходимо провести общероссийский конгресс сторонников социального туризма, чтобы при принятии решений опираться на широкий спектр решений, мнений, пожеланий общественности.
Коллегиальный общественный орган руководства сферой социального туризма должен получить право рекомендовать свои технологии, методики, вводить собственные конкурентоспособные стандарты обслуживания и обучения, сертифицировать социальный туристский продукт и т. д.
Главное – дать возможность самодеятельным туристским организациям самостоятельно достигать необходимых уровней эффективности конкурентоспособного профессионализма, самим их регулировать, предвидя назревающие проблемы отрасли. То есть должны сложиться партнерские отношения с государством, а не прямое бюрократическое подчинение, сковывающее рыночную инициативу.
1,200 руб.
1. Конституция Российской Федерации.
2. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 4 октября 1996 года; № 132 – Ф 3. «Туристское законодательство России». Ч. 1. «Законы Российской Федерации». «Бюро информации по туризму ОН-ЛАЙН». М., 1997.
3. Федеральная целевая Программа «Развитие туризма в Российской Федерации». В кн.: Волошин Н. М. Правовое регулирование туристской деятельности. Приложение: Учеб. пос. М.: Альматра, 1997.
4. Указ Президента РФ от 25.04.94 года № 813 «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма». «Туризм: обзор материалов (ТОМ)». Вып. 3. «Указы Президента РФ и Постановления Правительства Российской Федерации о туризме». М.: Бюро информации по туризму ОН-ЛАЙН, 1996.
5. Азар В.В. Туротрасли – самостоятельный орган управления //Российская ту-ристская газета. 1999. 26 сент.–3 окт. № 24.
6. Биржаков М. Введение в туризм. М.; СПб., 2004.
7. Гордин В.А, Хорева Л.С. Туризм в постиндустриальной экономике // Труды Академии туризма. Вып. 4. СПб., 2003.
8. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие / В.Г. Гуляев. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 303с.
9. Котелкин В.И. Социально-экономические проблемы России. Соотношение экономического и социального аспектов развития туризма в России. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Вып. 5, Спб., 2005.
10. Кузнецов Ю. Туризм как социальный феномен конца ХХ – начала ХХI века // Актуальные вопросы теории и практики туризма. Вып. 2. СПб., 1997.
11. Маринин М.В. Какие нужны меры по защите отечественного туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы, 1998. № 2.
12. Маринин М.И.. России нужен Закон «О развитии туризма» // Туристическая деловая газета. 1999. сентябрь. № 9/67.
13. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 1997.
14. Сердобольская И.О. Государственное регулирование социального туризма и пути его совершенствования в Российской Федерации. С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2003. – 203с.
15. Черникова И.Д. Формирование организационно-экономического механизма социального туризма в России. С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. — СПб., 2004. — 199с.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА РОССИЯ-КИТАЙ
... истории России и русско-китайских отношений. - М. : Восточная книга, 2011. - 416 с. 11. Даниленко Н.Н., Людвиг Л.П. Региональные туристские ресурсы: понятие, влияние на развитие туризма, стратегии ... 133 с. 32. Могзоев А.М. Туристические услуги России и Китая в экономике города // Материалы международной научно-практической конференции «Управление в социальных и экономических системах». М.: ...
16. Российская Туристская Газета. 12–25 августа 2002. № 33–34.
17. Туристская Деловая Газета. 2002. Июль-август. № 7/8.
18. Статистический сборник Департамента туризма Минэкономиразвития РФ № 2-2001 // Турбизнес. – 2001. № 6.
19. Статистический сборник Департамента туризма Минэкономиразвития РФ № 3-2004 // Турбизнес. – 2004. № 9.
20. Статистический сборник Департамента туризма Минэкономиразвития РФ № 5-2004 // Турбизнес. – 2004. № 11.
21. Закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (Материалы круглого стола) // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 1998. № 3.
22. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Организация управления сферой услуг: практика, проблемы, перспективы» / Под ред. А.Д. Чудновского М.: Гос. ун-т упр. 2001.
23. Материалы заседание президиума Госсовета, посвященное теме развития туризма и отдыха в Российской Федерации // Черноморская здравница. 9 августа 2004 г. №143.
1,200 руб.