Актуальность
.
Вопросы педагогической организации социально-культурной работы в летнем лагере в широком социокультурном контексте разрабатывали Р.Н.Азарова, Г.А.Евтеева, М.Б.Зацепина, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов и др.; профессиональной подготовки будущих специалистов в образовательной системе — Л.Г.Арчажникова, А.Ю.Гончарук, И.П.Клемантович, А.И.Лучанкин, Е.М.Приезжева, Л.А.Рапацкая, В.А.Сластенин, А.А.Сняцкий, И.И.Шульга и др.
Цель исследования, Объектом исследования:, Предметом исследования:, Задачи исследования.
1. Определить теоретико-методологические основы социального воспитания в социально — культурной работе.
2. Рассмотреть проблему использования социально — культурной работы с детьми.
3. Рассмотреть основные направления социально — культурной работы с детьми в детском лагере.
4. Привести пример организации социально — культурной работы с детьми в детском лагере.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы :
теоретический анализ психолого-педагогической, культурологической, социологической литературы.
Работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы социального воспитания в социально- культурной работе
1.1.Социалное воспитание, как основа социально — культурной работы
Современная педагогическая наука социальное воспитание рассматривает как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром через достижение жизненного успеха, социальной компетентности, социального самоопределения.
Как область педагогического знания, социальное воспитание призвано изучать и решать комплексные проблемы развития человека в среде, учитывая все основные воздействия, которые испытывает индивид на всех этапах становления и развития личности (В.Г.Бочарова, И.П.Клемантович, А.В.Мудрик, Л.Е.Никитина, М.М.Плоткин и др.).
Социальное воспитание в социально-культурной работе есть целенаправленная совместная педагогическая деятельность по созданию условий для творчески созидательной, интеллектуально и физически развивающей деятельности детей во внеучебное время, на основе полноценного использования потенциала личности, воспитательных средств и возможностей социокультурного пространства.
Социально-культурная работа выступает как средство формирования у детей личностно значимых и социально одобряемых качеств, способствующих деятельному, рациональному отношению их к своему свободному времени, освоению культурных ценностей и духовному обогащению, созданию педагогических отношений в процессе досугового взаимодействия.
Музей как социально-культурный институт
... работы – охарактериовать музей как социально-культурный институт. Из данной цели вытекают 1. рассмотреть сущность и типологию социально-культурных институтов; 2. исследовать социально-культурную деятельность музеев; 3. охарактеризовать проект «Ночь музеев» как инновационный социально-культурный проект; Объектом исследования являются социально-культурные институты. Предмет – музей как социально ...
При рассмотрении процесса социального воспитания личности в педагогике исследуется важная проблема соотношения понятий «воспитание» – как системы целенаправленных и спланированных действий по формированию у индивида общественно и личностно значимых качеств и навыков поведения, и «социализация» – совокупности как целенаправленных, так и стихийных, никем не запланированных воздействий (И.С.Кон, А.И.Кравченко, М.М.Плоткин, А.Г.Харчев и др.).
Данный подход обусловлен тем фактом, что человек значительную часть времени находится вне воспитательного поля, где велика вероятность негативного влияния социальной среды. Таким образом, педагогически целесообразный организационный фактор в процессе социализации имеет большое воспитательное значение.
Досуговая сфера, являясь одной из доминирующих в жизни людей, имеет важнейшее значение и оказывает решающее влияние на развитие личности.
Культурно-развивающая значимость досуговой деятельности заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей молодых людей.
Ученые в области педагогики досуга социально-культурную работу определяют:
- ¾ как специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющую социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей;
- ¾ как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многосторонняя деятельность;
- ¾ как сферу жизнедеятельности, открывающую уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и всестороннего развития личности;
- ¾ как средство раскрытия и реализации сущностных сил человека (А.Д.Жарков, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, В.М.Чижиков и др.).
В условиях досуга происходит активный контакт формирующегося человека с окружающим миром, трансляция духовно-культурных ценностей, обеспечивается преемственность поколений, передача традиций, стимулирование творчества.
Благодаря этому культурно-развивающему потенциалу создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности.
1.2.Проблема использования социокультурной работы с детьми
Как показал анализ, состояние нынешней системы воспитания в школах представляется как весьма сложное.
Исследователи современных проблем системы воспитания в школе связывают их с пересмотром основных целеобразующих элементов воспитательной политики и переоценкой ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также с тем, что само общество переживает всесторонний кризис.
Неблагоприятная социокультурная среда формирует кризисное состояние у детей. Происходит опасная негативная переориентация нравственного состояния у некоторой части детей в отношении тех явлений, которые недавно категорически осуждались: половая распущенность, наркомания, алкоголизм, проституция, национальная рознь и т.д. (В.А.Березина, И.А.Винтин, Н.С.Дежникова, И.M.Ильинский, И.П.Клемантович, В.Л.Матросов).
Важнейшей задачей школы сегодня является не только подготовка высококвалифицированного специалиста, но и человека, способного к саморазвитию, коммуникабельного, обладающего системой ценностей, обеспечивающей его активное участие в становлении гражданского общества.
Контрольная работа: Социально-политические и психологические ...
... к быстро меняющемуся миру. Целью данной работы: раскрыть тему «Социально-политические и психологические истоки тоталитаризма». Задачей является рассмотреть такие вопросы как: понятие тоталитаризма; социально–политические истоки тоталитаризма; психологические истоки тоталитаризма. 1. Тоталитаризм «Тоталитарный» (от позднелатинского totalitas - «целостность», «целое» ...
Все эти требования могут успешно реализовываться школой через систему воспитательной работы, где основным направлением является организация педагогически целесообразной социально-культурной работы .
Как показывает социальная практика, досуг при относительно низкой культуре его использования, при недостаточном педагогическом сопровождении не только не приносит ожидаемого восстановления утраченных сил, расцвета творческих способностей, а напротив, превращается в криминогенный фактор общества.
Использование свободного времени является своеобразным индикатором уровня культуры, круга духовных потребностей и интересов личности. Его рациональное, педагогически целесообразное использование – необходимое условие удовлетворения постоянно изменяющихся социальных, культурных и физических потребностей детей (С.Н.Иконникова, И.С.Кон, В.Т.Лисовский, Ю.А.Стрельцов, В.Я.Суртаев, Б.А.Титов и др.).
Педагогическое значение этого подхода заключается в том, что он не просто формирует у субъекта деятельное, культурно-творческое отношение к своему свободному времени, но и наделяет его качествами профессионального организатора досуговых взаимодействий, имеющего серьезный арсенал средств духовно-культурного обогащения досуга других людей.
Глава 2. Основные направления социально-культурной работы в детском летнем лагере
2.1. Социально-культурная работа детских лагерей
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Историко-педагогический анализ деятельности внешкольных учреждений России по формированию личности в сфере свободного времени и в том числе детских лагерей, а также становления научных взглядов на проблему воспитания показывает, что данные взгляды (как и многие педагогические концепции) формировались под влиянием тех изменений, которые происходили в практике. Иными словами, практика интуитивно искала пути насыщения педагогическим содержанием каникулярного времени.
Обобщение исторически формировавшихся взглядов мыслителей и общественных деятелей на воспитание в целом, а также систему дополнительного образования и конкретно – детских лагерей (и их предшественников) позволяет выделить в этом процессе несколько этапов.
АНИМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОМ СЕРВИСЕ И ТУРИЗМЕ
... и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложений. Общий объем работы 79 страниц. Список использованных источников включает 41 источник. 1 Теоретические основы анимационной деятельности 1.1 Основные понятия туристской анимации Деятельность ...
Первый этап, Второй этап, Третий этап, Четвертый этап
В 30-40 годы система внешкольной работы в сфере свободного времени детей в основном сформировалась, что дало возможность стимулировать и развивать творческие способности и интересы детей в области искусства, живописи, техники, туризма, физкультуры и спорта. Повысилась роль внешкольных учреждений как основных институтов воспитания в свободное время через увеличение охвата подростков и юношей воспитательной работой и активизацию работы с родителями, в социуме.
Пятый этап, Шестой этап (80-90гг), Седьмой этап
Это привело к сокращению числа детских лагерей, других внешкольных учреждений, клубных объединений, что самым негативным образом отразилось на воспитании детей, и как следствие, привело к резкому росту детской преступности, наркомании и других негативных явлений. Детские оздоровительные лагеря в ряде регионов страны фактически перестали существовать, многие из них закрылись как нерентабельные, часть изменили профиль деятельности, открылось большое количество частных лагерей.
Сегодня система дополнительного образования, и в том числе детские оздоровительные лагеря, вступили в новый этап – инновационный. Его доминантой является поиск новых форм воспитательной деятельности на основе авторских программ. В этой связи требуется переосмысление роли лагеря как учреждения дополнительного образования, как одного из основных социальных институтов сферы организации свободного времени детей.
В новых социально-экономических условиях деятельность детских лагерей как открытых социально-педагогических институтов, обладающих значительным воспитательным и оздоровительным потенциалом, способствующих восстановлению интеллектуальных и физических сил, развитию и совершенствованию творческих задатков, формирующих систему новых социальных связей, предлагающих широкий спектр форм работы, позволяющих учесть все аспекты жизни и деятельности ребенка, приобретает важное значение.
Труды С.Л.Рубинштейна, А.Г.Ковалева А.Г.Здравомыслова, П.В.Симонова, П.М.Ершова, Г.И.Щукиной, А.Б.Фоминой позволяют сформулировать основные теоретические позиции, на которых возможно построение концепции и модели детских лагерей как открытой воспитательной системы.
Суть педагогической стратегии, реализуемой на базе детских лагерей, определяется двумя обстоятельствами. С одной стороны, необходимо всемерно содействовать развитию личности ребенка и значит — реализовать по отношению к нему комплекс педагогических задач.
С другой — лагерь должен заинтересовать ребенка новизной форм и видов деятельности, включить его в общий процесс с той целью, чтобы в дальнейшем подросток сам принимал активное участие в заинтересовавшей его форме деятельности, предлагал свои идеи, содействовал реализации новых проектов.
Условия детских лагерей уникальны с точки зрения самостоятельной жизнедеятельности личности. Именно в лагере ребенок на длительное время освобождается от авторитарного влияния школы, опеки и контроля родителей.
Детский лагерь располагает значительными возможностями для развития и активизации познавательной мотивации детей, раскрытия творческого потенциала личности в сфере свободного времени.
Экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях
... отличившихся в работе отмечают премиями, грамотами, орденами, медалями. Чтобы подготовить детей к пониманию общественной значимости труда, воспитатель начиная с младшей группы последовательно знакомит с доступными их пониманию видами трудовой деятельности ...
Одним из основных видов взаимодействия в структуре свободного времени детей в условиях лагеря является социально-культурная работа.
Содержание социально-культурной работа в лагере определяется культурно-досуговыми программами, предполагающими творческое развитие и самореализацию личности ребенка, развитие способности к самопознанию и самосовершенствованию средствами искусства, пробуждение интереса детей к познанию культуры своего народа, формирование культурной, исторической, национальной памяти.
Важное место в сфере свободного времени детей в лагере занимает спортивно-оздоровительная деятельность. Она позволяет реализовать потребность ребенка в активном действии, направлена на снятие накопленной за учебный год усталости, способствует восстановлению интеллектуальных и физических сил, привитие интереса к спорту, физическому развитию, обучение навыкам, необходимым в жизни (плавание, умение ориентироваться на местности, оказание первой медицинской помощи).
В содержании деятельности детских лагерей немаловажна роль исследовательско-познавательной деятельности. Эта деятельность в условиях лагеря может осуществляться в форме поисково-краеведческой работы на прилежащих к лагерю территориях; организации походов на непродолжительное время с изучением природных ресурсов местности, проведения экскурсионных программ, направленных на расширение кругозора детей. Интересные экскурсии и маршруты в значительной мере способны расширить кругозор ребенка, оказать влияние на формирование у него эстетического вкуса.
В структуре деятельности детских лагерей важным компонентом является игровая деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, примерить на себя различные социальные роли, сформировать нравственные оценки, выступает важнейшим фактором объединения детей и взрослых. Через объединение с трудом, познанием, искусством, спортом, игра обеспечивает необходимые эмоциональные условия для всестороннего гармонического развития личности.
2.2.Пример организации социально-культурной работы в детском летнем лагере
Цель: Создать благоприятные условия для физического и духовного здоровья, для дополнительного образования, социализации и формирования лидерских качеств подростков, в увлекательной форме, пропитанной духом романтики, наполненной разнообразными видами деятельности, путешествиями и приключениями.
Содержание.
1 день. Старт игры «За 10 дней вокруг света»
Заезд в лагерь.
Операция «Уют». Знакомство с программой и формой проживания смены «Клуб лидеров». Составление графика коллективно-творческих дел (КТД).
Подготовка к презентации отрядов: девизы, речевки, визитные карточки, «аппетитки» для столовой и т.д.
Мастер классы («Давайте познакомимся» — психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
«За 10 дней вокруг света» — праздник, посвященный открытию смены «Клуб лидеров» и старту игры.
¾ Костер
¾ Отрядные «Огоньки»
Физическое воспитание детей в летних лагерях отдыха
... в них были вовлечены все дети, находящиеся в лагере, чтобы эти мероприятия отвечали запросам и интересам детей, их стремлению к любознательности, героизму, романтике. Досуговая деятельность в условиях работы летних оздоровительных ... гибко регулировать направленность, объем и интенсивность физических нагрузок с учетом особенностей детей в течение дня, недели, смены. Одним из физических упражнений, ...
2 день. Путешествие по Франции
Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
Мастерские:
¾ Изготовление костюмов из подручных материалов
¾ Фигуры из шаров
¾ Изготовление шляп
¾ Шляпные сражения
Дифилле (демонстрация моделей, аксессуаров)
3 день. Путешествие по России
Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
Мастерская подарка:
¾ Обереги
¾ Игрушки из соленого теста
¾ Цветы
¾ «Там, на неведомых дорожках»
¾ Ориентирование на местности
¾ Конкурсы
¾ Викторины
¾ «Град – крепость»
¾ Историческая викторина
¾ Русские игры: «Городки»
¾ «Ручеек»
4 день. Загадочный Восток. Турция
Мастерские:
¾ Узоры на стекле
¾ Бисероплетение (фенечки)
¾ Бель данс (уроки восточных танцев)
¾ «Ковер-самолет» (сюжетно-ролевая игра)
выставка поделок
5 день. Япония – страна восходящего солнца
Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
Мастерская оригами:
¾ Самолетики
¾ Открытки
¾ Сувениры
¾ Журавлики
¾ Поездка 1 отряда на море
Самурайские состязания:
¾ Эстафета «Палочки-выручалочки»
¾ Борьба Сумо
¾ Подвижный конкурс «Поймай за хвост Дракона»
¾ Самурайские состязания
¾ Конкурс караоке.
6 день. Открой Америку
Деловая Америка:
Презентация фирм и бизнес клубов
2. Бизнес-клуб (работа различных фирм, казино Лас-Вегаса — настольная игра в том числе киностудии «Бейсужок пикчерс)
¾ Добро пожаловать в Голливуд!
¾ Видеосъемка фильмов
¾ Конкурсный просмотр
¾ Вручение Оскара.
Закладка отпечатков ног знаменитостей на «Аллее славы»
7 день. Путешествие по Германии
Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
Мастерские:
¾ Аппликация из ниток
¾ Секреты геральдики (изготовление отрядных гербов
¾ Аппликации из пайеток
¾ Рыцарский турнир
¾ Поездка 2 отряда на море
¾ Песенный конкурс «Карусель мелодий»
8 день. Африка – «пылающий континент»
Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
Мастерские:
¾ Пальчиковая живопись
¾ Татуажная живопись
¾ Амулеты из кожи
¾ Зов джунглей «Сафари»
¾ Костер
9 день. Бразилия
Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
¾ Мастерские по сбору и оформлению выставки «Ветки и корни»
¾ Карнавал
¾ Поездка 3 отряда на море
¾ «Любовь с 1 взгляда»
¾ 10 день. Англия
¾ Встреча с работниками библиотеки:
¾ Заочное путешествие по Англии
¾ Викторина
¾ Малые олимпийские игры
¾ Стрельба дротиками по мишени
¾ Стрельба из винтовки Бадминтон, теннис, бильярд
Организация летнего отдыха детей в оздоровительном лагере
... И все звездочки сияют, и дорогу освещают. Распорядок дня 8.30 - 9.00 прием детей 9.00 - 9.15 утренняя зарядка в мраморном зале ... Алена Сергеевна Хомельянская Анна Юрьевна Петровская Отрядный уголок Дети, конечно же, интересуются успехами своего отряда, результатами спортивных ... награды, дни рождения, перспективы); в) в оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие и дети. К ...
¾ Эстафеты
¾ Коробочные состязания
¾ Коллективный прыжок
¾ Футбол, волейбол,
Конкурс детективов: Эркюль Пуаро и другие
11 день. Индия
Мастер классы (психологические тренинги по формированию организаторских знаний, умений и навыков)
Мастерские подарка:
¾ Фигурки из теста
¾ Бисероплетение
¾ Бель данс
¾ Поездка на море отрядом
¾ Поиски сокровищ Раджи
¾ Костер
12 день. Румыния
День самоуправления
¾ Трансильвания – родина графа Дракулы
¾ В гостях театр-шоу «Арлекин»
13 день. Греция. День Нептуна
Чертовская зарядка
Мастерская Нептуна:
¾ Русалочьи наряды
¾ Чертовские сюрпризы
¾ Спортивные забеги
¾ Игровые «заморочки»
¾ Праздник Нептуна
¾ Конкурс лидеров «А напоследок я скажу»
¾ Праздничная конкурсная программа.
¾ Выставка работ детского творчества.
¾ Книга рекордов Гиннеса
14 день «Давайте говорить друг другу комплименты»
«А напоследок я скажу» (отзывы детей о программе смены, «Почта откровений», опрос, анкетирование)
Закрытие смены:
подведение итогов, награждение
Так можно порекомендовать использование различных форм отслеживания фиксирования результатов программы.
Мониторинг игры-путешествия «За 10 дней вокруг света» проводится в течение всего периода. Это рефлексия всех участников смены, анализ приобретенных качеств и внутреннего самочувствия, который дает возможность понять результативность педагогической деятельности, корректировать ход программы игры и активизировать ее участников. Значение анализа и рефлексии трудно переоценить.
Опыт человеческий изменяется только тогда, когда анализируются действия и отношения, углубляется за счет размышлений, сознательных поступков и их последствий, а не эмоционального восприятия и реакции на события. Организаторские способности участников смены будут зависеть от того, насколько хорошо они научились анализировать, оценивать проведенное дело, умеют ли учиться на ошибках других и извлекать пользу из своих промахов.
Используются следующие формы оценивания смены детьми:
Отзывы в альбомах, «Почта откровения», анкетирование, устный опрос, отрядные «огоньки».
Метод «Пять пальцев».
М ( мизинец ) — «мысль»: какие знания, опыт я сегодня приобрел?
Б ( большой) — «близка ли цель»? Что я сегодня сделал для достижения своей цели?
С (средний ) — «состояние духа»: каким было мое настроение? Отчего оно зависит?
У ( услуга ) — «услуга» чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
Б ( безымянный ) — «бодрость тела»: как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?
Формы оценивания смены педагогами:
Результаты доводятся до сведения всех участникам на утренней линейке.
Конкурсы и состязания проходят в различных формах:
1. Групповые конкурсы.
Проводится между жителями домиков. Количество — 5 раз за смену. Критерии оценки: Уют и дизайн домика, чистота вокруг домика, эстетика оформления.
Разработка системы управления детского лагеря (в рамках стратегии ...
... детских лагерей. Он позволит оценить состояние рынка детского отдыха в России. Всего в рейтинг вошли 800 детских лагерей из 77 регионов России. Лидером по количеству лагерей, попавших в рейтинг, ... 2020 г. Целью выпускной квалификационной работы является разработка системы управления детским лагерем на территории Пензенской области, направленной на развитие внутреннего и въездного туризма. Исходя ...
2. Коллективные конкурсы.
Проводится по итогам мероприятий между отрядами. Заполняется виза – таблица, выданная отрядам в 1-й день на вечернем мероприятии. В этой визе имеются следующие графы: «Самый дружный», «Самый творческий», «Самый самостоятельный», «Самый музыкальный», «Самый спортивный», « Самый трудолюбивый».
3. Личностные конкурсы.
Проводятся между воспитанниками. На отрядных «огоньках» подводят итоги дня и выбираются герои, обладающие положительными качествами и принесшими отрядные победы. Используется метод тайного голосования.
Для фиксирования результатов используются яркие разнообразные формы, соответствующие содержанию программы:
« Виза» , Атлас путешествий, «Выставки изделий и демонстрация умений и навыков , «Аленький цветочек
В первые дни на каждый домик крепится аппликация: сердцевина цветка. На нее пишется № домика и имена жителей домика. Через каждые 3 дня комиссия по чистоте и уюту делает обход домиков. Учитывается эстетика оформления и порядок внутри и вокруг домиков. Итоги фиксируются в форме лепестков. Вокруг сердцевины крепятся на каждом домике лепестки соответственно: красный лепесток (4 балла), розовый (3б.), сиреневый (2б.), зеленый (1б.).
«Книга рекордов Гинесса »., День самоуправления. , Награждение лидеров — героев смены.
Педагогический смысл «круга», «Отрядного огонька» — научить детей осмыслению жизни, привить навыки коллективного анализа и, наконец, воспитать в них культуру общения — научить искусству разговора.
Организуют отрядные огоньки по «орлятской» методике. Проводят их вечером, желательно у костра, или на одном и том же месте, изначально выбранном отрядом. Традиционно «огоньки» проводят в форме круга, когда все собравшиеся садятся в тесный круг плечо к плечу, поскольку это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где хочет, с кем хочет, где ему нравится. В кругу каждый видит лица и глаза своих товарищей. У круга нет конца и нет начала — одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла. Первые дни ребята переполнены впечатлениями. У них есть потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось. Задача вожатого с самого первого дня приучить ребят к мысли, что они будут собираться вместе и анализировать каждый день, прожитый в лагере.
Вожатый ( педагог ) знакомит ребят с правилами «отрядного огонька»:
но и без грубости
На «огоньке» идут самые важные разговоры об отрядных трудностях, конфликтах. Здесь ведут коллективное обсуждение отрядом и вожатыми прожитого дня, анализируют проведенные дела, ведут разбор складывающихся взаимоотношений. Здесь мечтают, спорят, поют отрядные песни.
свечу, шишку, или символ отряда, лагеря
Можно использовать разнообразные формы проведения подобных огоньков.
а впоследствии ребята делают это самостоятельно, в порядке очередности или по желанию
На «огоньке» обязательно присутствуют все ребята. Голоса на «огоньке» звучат приглушенно. Главное в обсуждении — содержание и тональность. Нельзя заставлять или запрещать говорить.
Студентки Паучак А.В. — руководитель Лоншакова О.Н. — ...
... тема курсовой работы определена следующая: «Особенности социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы» Объект курсовой работы - социальная работа за рубежом Предмет курсовой работы – социальная работа за рубежом, ее отличие от российской социальной работы Цель курсовой работы – изучить особенность социальной работы за рубежом, ее отличие от российской социальной работы ...
Формы «Огоньков»:
«Паутина созвездий»
Реквизит: , Ход проведения:
Затем клубок передает любому из детей, сидящих в кругу. Ребенок наматывает на палец нить, рассказывает о себе и передает клубок следующему. При этом отпускать нить нельзя. В итоге получается паутина: каждая нить связывает детей друг с другом.
Педагог обращает внимание детей на эту паутину. Дает понять, что всех нас связывают незримые нити взаимоотношений. Чтобы распутать паутину, необходимо быть чутким, внимательным друг к другу. Проявлять искренний интерес к окружающим.
Финал . Последний, у которого в руках нить, повторяет информацию о предыдущем рассказчике. При этом нить сматывается и вручается тому, о ком шла речь. Таким образом, каждый рассказывает о другом. Паутина из ниток распутывается. Игра «Паутина созвездий» помогает узнать интересы, ожидания ребят, приехавших на смену.
«Пир для ума»
Адрес: , Форма: , Место проведения
Время проведения: вечер
Ход проведения:
Выбрать 3-х «мудрецов» из числа присутствующих.
Всем остальным присутствующим раздают по 1 жетону. Это могут быть «звездочки», «цветочки» и т.д.
Идет рассказ (истории, сказки, стихотворения…)
Каждый из «мудрецов» поочередно высказывает свое суждение о героях истории, дает оценку их поступкам. Если героев несколько, то можно провести ранжирование (по степени глупости, подлости, ит.д.) с подробной аргументацией.
Затем высказываются «слушатели» о том, чье суждение на их взгляд было наиболее справедливым и убедительным.
Каждый присутствующий вручает свою «звезду» одному из мудрецов.
Подведение итогов: Мудрец, у которого наибольшее число «звездочек» получает титул « Самый справедливый».
Варианты историй:
№1. Мудрость царя Соломона
О мудрости царя Соломона ходят легенды и по сей день. Однажды предстали перед царем 3 человека. Ведя общее торговое дело, нажили они немало денег, и вот когда пришла пора им ехать в Иерусалим, то зашили они золото в кожаный пояс и пустились в путь. Дорогою заночевали они в лесу, а пояс для сохранности зарыли в землю. Когда же они проснулись наутро, то не нашли пояса в том месте, куда его положили. Каждый из них обвинял другого в тайном похищении. И так как все трое казались людьми очень хитрыми, и тонкими в речах, то сказал им царь:
-Прежде чем я решу ваше дело, выслушайте то, что я расскажу вам. Одна красивая девица обещала своему возлюбленному, отправлявшемуся в путешествие, ждать его возвращения и никому не отдавать своей чести, кроме него. Но, уехав, он в непродолжительном времени он женился в другом городе на другой девушке, и она узнала об этом. Между тем к ней посватался богатый юноша из ее города, друг ее детства. Понуждаемая родителями, она не решилась от стыда и страха сказать о своем обещании и вышла за него замуж. Когда же по окончании брачного пира он повел ее в спальню, она стала умолять его. «Позволь мне сходить в тот город, где живет прежний мой возлюбленный. Пусть он снимет с меня клятву, тогда я возвращусь к тебе и сделаю все, что ты хочешь!» И так как юноша очень любил ее, то согласился на ее просьбу, отпустил ее, и она пошла. Дорогой напал на нее разбойник, ограбил ее и уже хотел ее обесчестить. Но девица упала перед ним на колени и в слезах молила пощадить ее целомудрие, и рассказала разбойнику все, что произошло с ней, и зачем идет она в чужой город. И разбойник, выслушав ее, так удивился ее верности слову, и так тронулся добротой ее жениха, что не только отпустил девушку с миром, но и возвратил ей отнятые драгоценности.
- Теперь спрашиваю я вас, кто из всех троих поступил лучше перед лицом бога – девица, жених или разбойник спросил царь Соломон.
Педагог: Представьте себя на месте ответчиков и рассудите по справедливости.
(выслушать версию суждения каждого мудреца)
Финал «огонька
№2. Сказочка о счастье (И.Токмакова)
На свете жил один король, богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал, а счастья и не ведал!
Но вечно хныкать и тужить бедняге надоело.
Вскричал король: -Нельзя так жить!- И с трона спрыгнул смело.
Да вмиг порушить злой удел не в королевской власти.
И вот король, в карету сел, и покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит, карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути? Девчонка в драном платьице:
- О, всемогущий мой король, подать хоть грошик мне изволь.
- Эй, попрошайка, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил. А в синем небе месяцу стыл…
Карета мчится наугад, бог весть, в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат, израненный, оборванный.
- О, мой король, -вскричал солдат,- тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой меня ты в услужение.
Я за тебя стоял горой, выигрывал сражение.
- А ну, служивый, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, ведь я за счастьем еду!-
Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор, конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор сутулая старуха.
- Прости, любезный мой король, старуху одинокую.
Мой дом — вон видишь, за горой, с утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова — тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива: а вдруг поможет кто-то…
- А ну, старуха, пропусти скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути, ведь яза счастьем еду!
- Сказал король и укатил. А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось. Жара сменяется ненастьем.
Король торопит: в путь пора, еще немного – и ура!
Свое настигну счастье!
И все бы кончилось бедой, сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой остановил карету.
Перекрестившись, не спеша, торжественно и строго
Сказал: …
Педагог: Старик открыл королю секрет счастья. Последовав совету старца, король до скончания дней был счастливым человеком. В чем, по-вашему, секрет счастья? Дайте рецепт королю и присутствующим ребятам.
Заключение
В нашей работе мы как можно полнее старались рассмотреть проблему социально-культурной работы в детском летнем лагере, хотя в рамках данной работы невозможно рассмотреть данную проблему целиком.
Все задачи исследования выполнены.
В ходе исследования мы пришли к выводу, что состояние нынешней системы воспитания в школах представляется как весьма сложное.
Исследователи современных проблем системы воспитания в школе связывают их с пересмотром основных целеобразующих элементов воспитательной политики и переоценкой ценностей, поиском новых ориентиров в обучении и воспитании, а также с тем, что само общество переживает всесторонний кризис.
Неблагоприятная социокультурная среда формирует кризисное состояние у детей. Поэтому особенно важно в этой связи, применения новых эффективных подходов, один из них социально-культурная работа в детском летнем лагере.
Детский лагерь — это внешкольное воспитательное учреждение, создаваемое с целью оздоровления детей, организации их активного отдыха, удовлетворения интересов и духовных потребностей.
Главная задача лагеря – это прежде всего организация отдыха детей. Обстановка в нем существенно отличается от домашней, что является ключевым фактором в определении программ и целей оздоровительного лагеря.
Другая важная особенность жизни в лагере — возможность постоянного общения с природой. Обстановка совместного проживания детей в группе сверстников позволяет обучать их нормам социальной жизни, поведению в коллективе, культуре взаимоотношений, располагает к раскрытию способностей детей, проявлению инициативы, способствует приобщению к духовности, усвоению принципа безопасного и здорового образа жизни. Такие возможности редко где еще можно найти. Задача педагогов в детском лагере — реализация этих возможностей.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что эффективность социально-культурной работы в детском летнем лагере определяется мерой реализации целевых программ, реализующих педагогический потенциал лагеря посредством разнообразия содержательного заполнения свободного времени детей (культурно-досуговая, оздоровительная, исследовательско-познавательная, трудовая деятельность), направленного на раскрытие творческой индивидуальности ребенка в социальных взаимоотношениях; психологическую адаптацию детей в современной социокультурной ситуации средствами спорта, искусства, творчества, на основе личностно-ориентированных технологий.
Воспитательные возможности различных видов деятельности, в которые включаются дети в рамках лагеря, определяются тем, что эта деятельность является объектом социально-педагогического проектирования и предполагает последовательное выявление проблем и трудностей воспитанника, определение нормативно-прогнозной модели личности с учетом личностных потенциалов, разработку конкретных целевых программ, в рамках которых удовлетворяются социальные и духовные потребности, происходит трансляция ценностей, проигрываются социальные роли, осваиваются нормы и правила поведения.
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/turistskiy-molodejnyiy-lager-3/
1. Аксёнова Л.И. Социальная педагогика социального образования.- М., 2001.67-70 с.
2. Артамонова Л.Е. Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. 1-11 классы. ВАКО. 2006 г.
3. Алехина Е.В. Организационно-деятельностные особенности функционирования православного детского лагеря / Е.В. Алехина// человек и общество: история и современность: межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж: ВГПУ, 2003.- с. 142-147
4. Андреева Г.М. Социальная психология, — М.: «Наука» 1994.
5. Байбородова Л.В. Воспитательная работа в детском загородном лагере / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. — Ярославль: Академия развития, 2003. — 256 с.
6. Буданова Г.С. Летняя страна детства / Г.С. Буданова// народное образование. — 2001.- №3.- с. 26-34.
7. Василькова Ю.В. Василькова Т.А. Социальная педагогика. М., 1999.
8. Визитная карточка. Ассоциация исследователей детского движения. — М., 1995.
9. Введение в практическую социальную психологию/ под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой – 3 –е. издание, М.: Смысл – 377с.
10. Гройсман АЛ. Ролевая психотерапия как воспитательный метод // Вопросы социальной и клинической психоневрологии. — М., 1973.
11. Гайнанова Л.Е. Педагогика каникул. Методическое пособие в помощь организаторам детских оздоровительно – образовательных лагерей. Вып.1. – Чита, ИПЦ ЧИПКРО,2001. -123 С.
12. Газизулин Р.Я., Дюкина О.В.Дневник воспитателя летнего лагеря. – Киров, ВАКО,2008.-143
13. Дик Н.Ф. Организация летнего отдыха и занятости детей. — Ростов н/Д, Феникс, 2006.-352 С.
14. Зимняя И.. Социальная работа как профессиональная деятельность // Социальная работа. 1992. Вып.2
15. Лазарева А.Г. Организация жизни детей в летнем лагере/ А.Г. Лазарева, З.И. Невдахина, Г.М. Орябинская, Е.С. Туренская// воспитание школьников. — 1998.- №2.- с. 17-21.
16. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные, тематические вечера и праздники, концерты, игры, викторины, спортивные состязания)/ сост. Л.И. Трепетунова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. – 280 с.
17. Материалы с сайта: #»#_ftnref1″ name=»_ftn1″ title=»»>[1] Аксёнова Л.И. Социальная педагогика социального образования.- М., 2001.67-70 с.