Клуб студентов «Технарь». Уникальный сайт с дипломами и курсовыми для технарей

Дипломная работа

Правовое регулирование туристической деятельности, включая правовое регулирование разрешения споров, возникающих в сфере туризма, в наши дни приобрело особое значение. Это связано с динамичным развитием данного сектора, ростом интереса участников туристического рынка к различным методам и формам обслуживания клиентов, сильной конкуренцией внутри сектора, требующей его правового регулирования.

Индустрия туризма играет важную роль во многих секторах экономики, в значительной степени активизируя социально-экономическое развитие стран. Туризм считается одним из самых доходных видов бизнеса в мире. По данным ВТО, индустрия туризма использует около 7% мирового капитала, каждые 15 рабочих мест связаны, составляет 12% мировых потребительских расходов и обеспечивает 5% всех налоговых поступлений. Эти данные характеризуют большой экономический эффект индустрии туризма и ее значение для мирового сообщества. Рост туристского потока составляет 3,3 % в год, и к 2030 г. количество международных туристских прибытий, по прогнозам Всемирной туристской организации UNWTO, достигнет 1,8 млрд.

В Российской Федерации туристская деятельность относится к приоритетным секторам экономики, её развитие способствует динамичному созданию рабочих мест, росту предпринимательской и инвестиционной активности, развитию инфраструктуры сервиса и гостеприимства, бережному природопользованию, повышению уровня качества жизни населения, расширению международного сотрудничества. Разработаны и действуют региональные программы развития туризма, с успешной реализацией которых связано решение важнейших задач социально-экономического развития регионов. Перспективы развития национальной туристической индустрии во многом зависят от эффективности государственного управления туристической отраслью на национальном уровне. Следует отметить, что туристическая деятельность является одним из самых сложных объектов государственного регулирования, что объясняется достаточно специфическими процессами формирования и реализации туристского продукта, а также особенностями экономических отношений, происходящих в этой сфере. В настоящее время развитие отечественной индустрии туризма осуществляется в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и выездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» на основе постоянно обновляющегося законодательства, регулирующего отношения в сфере индустрии туризма.

Стержнем правовой системы в сфере туризма является Федеральный закон от 24 ноября1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», который определяет цели, принципы, приоритетные направления, способы государственного регулирования туристской деятельности; требования к туроператорской деятельности (включая институт финансового обеспечения), безопасности туризма; правовой статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма; права и обязанности туристов. Помимо Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», отношения по оказанию услуг населению в сфере туристской деятельности урегулированы, наряду с общими нормами гл. 39 Гражданского кодекса Российской Федерации, нормами Федерального закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей». Для более детального регулирования организации деятельности туроператора и турагента, а также порядка заключения, исполнения и прекращения договоров с потребителями Постановлением Правительства РФ 18 июля 2007 г. № 452 утверждены Правила оказания услуг по реализации туристского продукта.

5 стр., 2357 слов

Событийный туризм в регионах Российской Федерации (на примере ...

... российских исследователей, которые изучали событийный туризм, можно выделить Е. Г. Леонидову [2, 3], С. В. Батальянц [4]. Состояние туристической отрасли Удмуртской Республики на ... по туризму Министерства культуры Российской Федерации в отдельный вид туризма [1]. Событийный туризм ... проекта - создание нового имиджа города, развитие межнационального сотрудничества и национально-культурных ...

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что постоянный рост числа российских туристов, который наблюдается в последнее время, сопровождается массовыми нарушениями потребительских прав туристов, возникновением споров между участниками правовых отношений в туристической деятельности. В связи с этим правовая дисциплина разрешения споров, возникающих в сфере туризма, считается одной из важнейших задач гражданского права. Следует добавить, что правовое регулирование отношений по оказанию туристских услуг осложняется широким участием в них третьих лиц. Все это свидетельствует о необходимости дальнейшего изучения данных вопросов.

В российской гражданско-правовой науке проблемы правового регулирования туристической деятельности стали предметом многочисленных исследований, в том числе диссертационных. В последние годы правовому регулированию туристской деятельности в Российской Федерации посвятили свои труды: Муталиева А.А. «Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации», М., 2012; Батищев Е.А. «Правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации», М., 2013; Завьялова С.В. «Проблемы гражданско-правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации», Екатеринбург, 2014.

Отдельные вопросы защиты прав потребителей услуг в туризме и финансового обеспечения ответственности туроператоров как института защиты прав туристов нашли отражение в научных статьях таких авторов, как Л.В. Балашова, М.А. Бобков, В.Н. Васецкий С.А. Зиновьева, И.В. Зыкова, А.В. Климович, М.И. Маринин, Е.Л. Писаревский, Н.В. Сирик, Д.М. Сорк, К.А. Филатов и др. На уровне диссертационного исследования они были рассмотрены Погудиной Т.Э. («Гражданско-правовая защита сторон договора оказания туристских услуг», М., 2009).

17 стр., 8233 слов

Субъекты Российской Федерации: виды и правовой статус

... территориальное верховенство; обеспечивает свою неприкосновенность. В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического ... в ходе исследования общие признаки конституционно-правового статуса субъектов РФ, рассмотреть особенности конституционно-правового статуса отдельных ... с их интересами, а интересы одного региона не приносятся в жертву интересам другого. ...

Между тем, в отечественной науке гражданского права не проводилось никаких научных исследований, которые бы всесторонне рассматривали разрешение споров, возникших в туристической сфере.

Учитывая вышесказанное, а также несоответствие степени изученности данной темы ее теоретическому и практическому значению, следует считать необходимым проведение комплексного исследования вопросов правового регулирования разрешения споров, возникающих в сфере индустрии туризма.

Целью данной работы является изучение теоретических и практических вопросов правового регулирования разрешения споров, возникающих в туристической сфере.

Постановка данной цели потребовала решения следующих задач:

1. Рассмотрим туризм как объект правового регулирования.

2. Охарактеризовать источники правового регулирования отношений в сфере туризма.

3. Проанализировать особенности защиты прав физических лиц — участников отношений в сфере туризма.

4. Определите особенности предварительного разрешения споров, возникающих в сфере туризма.

5. Учтите особенности разрешения споров, возникающих из туристического договора.

Объект исследования — совокупность взаимоотношений, возникающих между сторонами в спорах, возникающих в сфере туризма.

Предмет исследования — система правового регулирования разрешения споров, возникающих в сфере туризма.

Теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных ученых, таких как: М.М. Агарков, М.И. Брагинский, С.Н. Братусь, И.Л. Брауде, В.В. Витрянский, O. С. Иоффе, А.Ю. Кабалкин, О.Н. Садиков, Е.А. Суханов, О. Халфина, Л.А. Чеговадзе, Е.Г. Шаблова, А.Е. Шерстобитов, Г.Ф. Шершеневич, Е.Д. Шешенин и других, посвященные проблемам правового регулирования обязательств по оказанию туристских услуг и защиты прав потребителей, договору оказания туристских услуг, гражданско-правовой ответственности его сторон и т. д.

Для более полной характеристики применения норм законодательства в сфере правового регулирования разрешения споров, возникающих в сфере туризма, в работе использованы материалы судебной практики.

Нормативную базу исследования составили положения Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 ноября1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» и ряда иных отраслей законодательства, нормами которых регулируются отношения, возникающие в сфере туризма.

Новизна исследования заключается в том, что работа представляет собой полное исследование правового регулирования защиты прав потребителей при выполнении обязательств по оказанию платных туристических услуг.

Методологическую основу исследования составили совокупность научных методов и методов исследования явлений и процессов, в том числе общенаучные, конкретно-научные, метод анализа и толкования норм, сравнительно-правовой анализ, формальное право.

Положения, выносимые на защиту:

1. Законодательство, регулирующее туристскую деятельность в Российской Федерации, носит комплексный характер: оно содержит нормативные правовые акты публичных и частных отраслей права и не сведено в один нормативный правовой акт. Центральное место в законодательстве о туристической деятельности занимает Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. 132-ФЗ «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

12 стр., 5629 слов

Международное правовое регулирование туристской деятельности

... правовом регулировании. Основная цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать международное регулирование туристской деятельности. Задачи, которые я поставила перед собой в этой работе: Проанализировать международное туристское право Изучить нормативно-правовые акты международного права Проанализировать задачи международных туристских организаций. ...

2. Правовая защита туристов в Российской Федерации обеспечена достаточным количеством нормативных правовых актов, важнейшим из которых является Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей», однако, некоторые из них ещё не совсем доработаны, порождают споры, разногласия и требуют дальнейшего совершенствования. Например, существуют проблемы правовых коллизий между действующим общим и отраслевым законодательством, связанные с отсутствием в Гражданском кодексе Российской Федерации специального раздела, касающегося договоров об оказании туристических услуг. Судебная практика исходит из того, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг (ст. 779 Гражданского кодекса РФ).

3. В связи с обучением, продвижением и продажей туристического продукта среди субъектов туристической индустрии — туроператоров, туристических агентств, отелей в сфере туризма возникают договорные отношения предпринимательского характера. Нарушение условий договоров обуславливает возникновение споров между сторонами этих отношений, в которых участвует и турист, как потребитель соответствующих услуг. При реализации туристского продукта турагентом, если он, действуя от своего имени, заключает договор напрямую с туристом, возникает ряд коллизий, которые связаны с правовым статусом турагента, со степенью его ответственности, а также с тем, кто будет стороной, принимающей жалобы от туристов. В силу абз. 2 п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса РФ ответственность перед туристом несет непосредственно турагент, однако ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» возлагает ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора с туристом на туроператора, как на лицо, имеющее банковское и страховое обеспечение. Эти правоотношения недостаточно урегулированы, что приводит к конфликтам в правоприменительной практике.

4. Осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации осуществляется юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта. Нарушается основополагающий принцип использования банковской гарантии в туристической деятельности: независимость гарантийного обязательства. Исходя из принципа независимости банковской гарантии при неисполнении или ненадлежащем исполнении туроператором обязательств по договору, обеспеченного банковской гарантией, туристу (бенефициару) достаточно было бы предъявить гаранту письменное требование об уплате соответствующей суммы, вне зависимости от воли принципала (туроператора).

В то же время в силу Федерального закона от 24 ноября1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» право туриста предъявлять требование гаранту и обязанность гаранта платить по банковской гарантии связаны с волей принципала и возникают только в том случае, если туроператор откажется добровольно возместить реальный ущерб, причиненный неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по договору об оказании туристских услуг, то есть связаны с основным обязательством.

22 стр., 10852 слов

Проектирование туристского продукта

... туристской инфраструктуры в Лондоне; в третьей главе речь пойдёт об особенностях проектирования экскурсии в Лондоне. 1. Туристско-рекреационные ... приезжает на работу из пригородов), а в Большом Лондоне -- около 7 млн. жителей, в Лондонской ... в список 1 Лондонский Тауэр Историческая провинция: Англия Город: Лондон XI в. 1988 2 «Приморский Гринвич» Историческая провинция: Англия Город: Лондон XVII в. ...

5. Самыми распространенными спорами, возникающими в сфере индустрии туризма, являются: споры по требованиям потребителей о взыскании стоимости туристического обслуживания в связи с отказом от туристической услуги; споры по требованиям потребителей, связанные с ненадлежащим качеством оказания услуг, а также с недостаточной информированностью туристов. Причиной для привлечения турагента или туроператора к административной ответственности могут стать следующие условия договоров о реализации туристского продукта:

1. Возможность изменения условий тура в одностороннем порядке.

2. Изменение списка существенных обстоятельств, в отношении которых возможно изменение и расторжение договора.

3. Установление фиксированных размеров удержаний за отказ от тура.

Содержание работы определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав, шести абзацев, библиографии из 60 источников, размещенных на 91 странице текста.

ГЛАВА I.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РФ

§ 1. Туристская деятельность как объект правового регулирования

Туризм как отрасль экономики — это не только сфера деятельности особых субъектов, но и самостоятельная система социально-экономических отношений, требующая правового регулирования.

По определению Международной академии туризма (г. Монте–Карло, Монако), «понятие туризма охватывает все формы временного выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях и (или) для удовлетворения познавательных интересов в свободное время или в профессионально-деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания». Согласно определению, сформулированному в 1993 г. Статистической комиссией ООН, а также определению, содержащемуся в Рекомендациях по статистике туризма Всемирной туристической организации, «туризм представляет собой деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями» .

В постсоветский период туризм в нашей стране не имел надежного юридического сопровождения. Как указывает Завьялова С.В. в своей монографии , импульсом к началу формирования законодательства о туристской деятельности Российской Федерации послужило вступление в действие с 1 марта 1996 г. второй части Гражданского кодекса Российской федерации (далее – ГК РФ).

Именно ГК РФ стал основой регулирования рыночной экономики, охватив своими нормами также сферу туризма, выделив в качестве одного из объектов гражданских прав услуги (ст. 128 ГК РФ) и отнеся туристское обслуживание к числу возмездно оказываемых услуг (ст. ст. 779-783 ГК РФ) .

Завьялова С.В. отмечает также, что для регулирования всего объема туристских отношений только норм ГК РФ было недостаточно. Участники туристского рынка нуждались в принятии отраслевого акта – Федерального закона о туризме, разработка проекта которого началась в 1991 г. Учитывая объективную необходимость правового урегулирования такой перспективной отрасли, как туризм, Президент Российской Федерации 22 декабря 1995 г. одобрил Концепцию реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, которая установила в качестве мер по созданию в стране высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, в том числе, создание «…соответствующей мировому опыту и правовой практике… нормативно-правовой базы развития туризма.

27 стр., 13467 слов

Отношение потенциальных и реальных туристов к страхованию в туризме ...

... продуктов на рынке туристских услуг посвящены работы Н.М. Фейзрахмановой и других авторов. Объектом выпускной квалификационной работы является безопасность в туризме как социальная проблема. Предметом дипломной работы страхование как фактор безопасности в туризме. Цель работы – осуществить анализ страхования ...

24 ноября 1996 г. был принят Федеральный закон № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об основах туристской деятельности), положивший начало реализации правового регулирования туристской деятельности в нашей стране. Этот закон имел важное значение для формирования правовой основы современного туристического рынка, регулирования отношений между его участниками, а также усиления гарантий защиты прав туристов. С 2007 г. в системе государственного регулирования сферы туризма произошли серьезные изменения – была отменена процедура лицензирования деятельности туроператоров и турагентов, введены Единый федеральный реестр туроператоров и система финансового обеспечения ответственности туроператоров перед потребителями в форме банковской гарантии или договора страхования ответственности туроператора.

Следует отметить, что в настоящее время законодательство, регулирующее туристскую деятельность в Российской Федерации, носит комплексный характер: правила, регулирующие отношения в сфере туризма, содержатся в нормативных правовых актах публичных и частных отраслей права (гражданское, административное и др.) и не сведены в один нормативный правовой акт. Система законодательства о туристской деятельности закреплена в ст. 2 Закона об основах туристской деятельности, согласно которой законодательство о туристской деятельности состоит из федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Чехоев М.В. указывает, что основным содержанием норм законодательства о туристской деятельности являются вопросы защиты прав потребителей туристского продукта, правового регулирования деятельности туроператоров и турагентов, а также публичной организации предпринимательской деятельности в сфере туризма.

Несомненно, центральное место в законодательстве о туристской деятельности принадлежит Закону об основах туристской деятельности, который дал определения ряда основных понятий, соответст¬вующих понятиям, используемым в международной туристской практике и соответствующим ре¬комендациям Всемирной туристической организации. Закон об основах туристской деятельности определяет такие понятия, как: «туризм», «турист», «туристская индустрия» и другие; определяет цели, принципы, приоритетные направления, способы государственного регулирования туристской деятельности; требования к туроператору (включая институт финансового обеспечения), безопасности туризма; правовой статус объединения туроператоров в сфере выездного туризма; права и обязанности туристов. В соответствии со ст. 1 Закона об основах туристской деятельности:

  • «туризм – временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания;
  • туристская деятельность – туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий» .

При этом туристическая деятельность, оказание туристических услуг — это, по сути, предпринимательская деятельность, регулируемая гражданским законодательством. Согласно ст. 2 ГК РФ, предпринимательская деятельность – «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» .

7 стр., 3217 слов

Реализация конституционных прав и свобод гражданина Российской Федерации

... гражданина // Право и жизнь. - 2004. - С. 83 - 85. 32. Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. - 2007. - № 7. 33. Амирбеков К. Конституционные основы деятельности прокуратуры России // Право ...

Как один из видов предпринимательской деятельности, туристская деятельность обладает рядом присущих ей признаков: самостоятельность деятельности, осуществление деятельности на свой риск, направленность на систематическое получение прибыли от оказания туристских услуг, государственная регистрация субъектов туристской деятельности. Закон об основах туристской деятельности не содержит непосредственного указания на то, что туристская деятельность является предпринимательской, это следует из содержания ст. 11 вышеуказанного Закона, регламентирующей возможность объединения туроператоров и турагентов в целях координации их предпринимательской деятельности.

К основным субъектам туристской деятельности относятся туристские компании, осуществляющие обслуживание туристов, которые разделяются на две основные группы – занимающиеся туроператорской деятельностью (формирование, продвижение и реализация туристского продукта) и турагентской деятельностью (продвижение и реализация туристского продукта).

При этом турагент действует как посредник между туроператором, формирующим тур, и туристом.

Понятие «туристский продукт» определено Законом об основах туристской деятельности как «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта» . Продажа — это продажа туристического продукта напрямую туристу. В соответствии со ст. ст. 1, 10 Закона об основах туристской деятельности, реализация туристского продукта осуществляется на основании договора. Данный договор опосредует деятельность туроператора (турагента) и/или третьих лиц по оказанию туристу комплекса услуг, входящих в туристский продукт, и определен законодателем как договор о реализации туристского продукта .

Отметим, что с 1 января 2017 г. в Законе об основах туристской деятельности действует ряд изменений, в том числе, в отношении реализации туристского продукта, которые заключаются в следующем;

  • реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который может быть заключен:
  • а) либо между туроператором и туристом и (или) иным заказчиком;
  • б) либо в случаях, между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком (ст. 9 Закона об основах туристской деятельности);
  • договор о реализации туристского продукта может быть заключен как в письменной форме, так и в форме электронного документа;
  • договор о реализации туристского продукта должен соответствовать законодательству Российской Федерации, в том числе законодательству о защите прав потребителей.

Здесь следует обратить внимание на то, что ГК РФ относит договор о туристическом обслуживании к договору возмездного оказания услуг, в соответствии с которым исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (ст. 779 ГК РФ).

22 стр., 10830 слов

Характеристика основных выгод и проблем, связанных с развитием ...

... и воспроизводства [3]. В своей работе я проведу исследование территориального туристского продукта Алтайского края, уделяя особое внимание таким видам маркетинговой деятельности, как выявление основных ... необходимости формирования и продвижения регионального туристского продукта. 1. Теоретическая часть 1.1 Основные тенденции развития туризма, влияние туризма на экономическое развитие стран и ...

Отличительными чертами договоров об оказании платных услуг являются сложность и многогранность их охвата взаимоотношений, которые часто выходят за рамки классического гражданского регулирования. В силу схожести с договором подряда, к данному договору применяются также общие положения о подряде (ст. ст. 702-729 ГК РФ) и нормы о бытовом подряде ст. ст. 730-739 ГК РФ).

При этом следует учитывать, что к договору возмездного оказания услуг применяются положения ГК РФ о договоре подряда только в том случае, если отдельные вопросы, касающиеся порядка заключения, расторжения и действия договора, не были урегулированы в самом договоре возмездного оказания услуг .

Особое значение для регулирования договора возмездного оказания услуг имеет Федеральный Закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон о защите прав потребителей).

Этот закон предусматривает не только дополнительные права потребителя, но также особый порядок и размер ответственности поставщика услуг. Это связано с тем, что услуги, оказываемые в ходе предпринимательской деятельности коммерческих организаций, как правило, обусловливают и повышенную (по сравнению с бытовыми услугами) степень ответственности. При этом получатели услуг согласно этому закону имеют больший объем прав, чем обычные участники гражданского оборота.

Закон о защите прав потребителей признан одним из важнейших федеральных законов, регулирующих отношения в сфере туризма, объективным выражением законодательного усиления гарантий прав потребителей и их защиты. Значение принятия данного нормативного акта определяется потребностью применения к отдельным видам гражданско-правовых отношений с участием потребителей (урегулированных помимо норм ГК РФ специальными законами) норм Закона о защите прав потребителей . Защите прав потребителей (в рассматриваемом случае – туристов и (или) иных заказчиков) при выполнении работ (оказании услуг) посвящена глава III Закона о защите прав потребителей.

Согласно ст. 4.1 Закона об основах туристской деятельности, в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц, осуществление туроператорской деятельности на территории Российской Федерации допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее также – финансовое обеспечение).

Все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовую поддержку, предусмотренную Законом об основах туристической деятельности. Для организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории Российской Федерации в течение не более 24 часов подряд; государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории Российской Федерации по установленным государством ценам в целях решения социальных задач, финансовое обеспечение не требуется.

12 стр., 5951 слов

Международный туризм и международный туристский обмен в Южно-Африканской ...

... Кейп, Стелленбошский, университет Претории. Существует программа сочетания высшего образования с научно-исследовательской деятельностью. В стране - 724 госпиталя и больницы и около 43 тыс. врачей. Всемирную ... 142 вида, овощей и фруктов в 40 стран мира. Сфера обслуживания приносит 51% национального дохода, а промышленность - 31%. Однако ЮАР стала современным процветающим государством благодаря ...

Также в ст. 11.6 Закона об основах туристской деятельности предусмотрен новый механизм финансовой защиты интересов туристов в виде фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма. Финансовое обеспечение ответственности туроператора не требуется, если данный фонд сформирован в максимальном размере (не менее семи процентов от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год).

Средства фонда гражданской ответственности предназначены для компенсации туристам реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором обязательств, вытекающих из договора купли-продажи туристического продукта. Порядок и условия такого возмещения установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2016 года № 779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма» .

В соответствии со ст. 4.1 Закона об основах туристской деятельности сведения о туроператоре должны быть включены в Единый реестр туроператоров, в котором они получают соответствующий номер.

В реестре содержатся следующие сведения о туроператоре:

  • полное и сокращенное наименования на русском языке; если в учредительных документах туроператора его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке — также наименование туроператора на этом языке;
  • адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
  • сведения об учредителях туроператора;
  • серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;
  • серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;
  • фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность;
  • размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта, наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
  • сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
  • адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти размещает на своем официальном сайте в сети «Интернет» для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, содержащиеся в реестре сведения:

  • об общем объеме денежных средств, полученных туроператором, осуществляющим деятельность в сфере выездного туризма, от реализации в этой сфере туристского продукта за предыдущий год (по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года, представленным или опубликованным в соответствии с законодательством РФ);
  • о членстве туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, в объединении туроператоров в сфере выездного туризма.

Можно отметить ещё ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере туризма: Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» , Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» , Правила оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 и др. Федеральным законом от 2 марта 2016 г. № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» , в законодательство о туристской деятельности были внесены существенные изменения, большинство которых действуют с 1 января 2017 г.:

  • в дополнение к существующим гарантиям создан новый механизм ответственности туроператоров – фонды персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма (основное их назначение – финансирование ассоциацией «Турпомощь» расходов на оказание экстренной помощи туристам конкретного туроператора;
  • изменены размеры взносов туроператоров в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» в зависимости от количества туристов и общей цены турпродукта туроператора, а также размеры финансового обеспечения туроператоров выездного туризма;
  • ужесточена административная ответственность туроператоров за нарушение законодательства;
  • с 1 января 2018 года введен ряд новых положений, касающихся электронной путевки;
  • введены положения, направленные на конкретизацию полномочий органов государственной власти в сфере туризма на федеральном, региональном уровнях, прав муниципальных образований в сфере туризма;
  • определены приоритетные направления государственного регулирования туризма (поддержка и развитие внутреннего, въездного, социального, детского, самодеятельного туризма);
  • уточнены положения, касающиеся учета и отчетности в данной сфере деятельности;

— Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» дополнен положением, согласно которому аккредитация организаций, осуществляющих классификацию объектов туристской индустрии, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о туристской деятельности.

Обобщая вышесказанное, можно выделить следующие основные тенденции, характерные для современного состояния правового регулирования туристской деятельности в Российской Федерации: «- развитие и реализация правовых норм, направленных на повышение гарантий и эффективности защиты прав и законных интересов потребителей туристского продукта, качества и безопасности туризма;

  • усиление экономической (финансовой) ответственности лиц, осуществляющих туристскую деятельность, за нарушение гражданско-правовых обязательств, а как следствие – повышение прозрачности, стабильности и инвестиционной привлекательности туристского бизнеса;
  • появление правовых актов, регламентирующих вопросы классификации и стандартизации в различных сегментах туристской индустрии (средства размещения, пляжи, горнолыжные трассы и др.);
  • развитие нормативного правового регулирования в области безопасности туризма;
  • формирование правовых основ саморегулирования на туристском рынке, в том числе активным развитием нормотворчества саморегулируемых организаций (ассоциаций (союзов) туроператоров, банков и страховщиков);
  • комплексность нормативного правового регулирования в сфере туризма, в том числе, наличие значительного числа «туристских норм» в смежных с законодательством о туристской деятельности отраслях законодательства;
  • развитие регионального правотворчества в сфере туризма и его унификацией;
  • гармонизация законодательства Российской Федерации и права Европейского Союза, законодательств государств СНГ» .

Библиография

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/moshenichestvo-v-turizme/

Международные правовые акты

1. Общая резолюция Конференции ООН по международному туризму и путешествиям // Международный туризм: правовые акты. – М: Финансы и статистика, 2000.

2. Заключительный Акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Раздел «Развитие туризма» // Международный туризм: правовые акты. – М.: Финансы и статистика, 2000.

3. Манильская декларация по мировому туризму // Международный туризм: правовые акты. – М.: Финансы и статистика, 2000.

4. Хартия туризма // Международный туризм: правовые акты. – М.: Финансы и статистика, 2000.

5. Кодекс туриста // Международный туризм: правовые акты. – М.: Финансы и статистика, 2000.

6. Гаагская декларация по туризму // Международный туризм: правовые акты. — М.: Финансы и статистика, 2000.

7. Рекомендательный законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма» // Международный туризм: правовые акты. — М: Финансы и статистика, 2000.

Нормативные акты Российской Федерации

8. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря.

9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 05.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. 07.02.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.

11. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 28.12.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации от 18 ноября 2002 г. N 46 ст. 4532

12. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001

13. Федеральный закон от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) «О защите прав потребителей» // Российская газета, N 8, 16.01.1996.

14. Федеральный закон от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 34. Ст. 4029.

15. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // «Российская газета», № 231, 03.12.1996.

16. Федеральный закон от 02.03.2016 № 49-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность» // Собрание законодательства Российской Федерации. N 10, 07.03.2016. ст.1323

17. Указ Президента РФ от 22.12.1995 № 1284 «О реорганизации и развитии туризма в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 52. Ст. 5137.

18. Постановление Правительства РФ от 24.01.1998 № 83 «О специализированных службах по обеспечению безопасности туристов» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 5. Ст. 621.

19. Постановление Правительства РФ от 10.08.2016 №779 «Об утверждении Правил возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам туристского продукта из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора в сфере выездного туризма // Собрание законодательства Российской Федерации, № 34, 22.08.2016, ст.5239

20. Постановление Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 «Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта» (ред. от 10.02.2017) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 30. Ст. 3942; 2013. № 13. Ст. 1558.

21. Письмо Роспотребнадзора от 31.08.2007 № 0100/8935-07-32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания» // СПС КонсультантПлюс. Режим доступа http://www.consultant.ru/ Дата обращения 30.01.2018.

Специальная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/moshenichestvo-v-turizme/

22. Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Холкина М.Г. Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Л.Л. Руденко // СПС КонсультантПлюс. 2016. Режим доступа http://www.consultant.ru/ Дата обращения 15.02.2018

23. Антонова А.И. Совершенствование законодательной базы туристской деятельности в РФ / А.И. Антонова, Е.С. Планидин, Д.Н. Архипова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 янв. 2018 г.) 2018. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018. Режим доступа: https://interactive-plus.ru/ru/ Дата обращения 18.02.2018

24. Биржаков М.Б. Экономическая безопасность туристской отрасли. СПб.: ИД «Герда», 2007.

25. Бирюков П.Н, Хамова Ю.А. Правовое регулирование туристской деятельности. М. Статут, 2014.

26. Богдан В. В. Модернизация Закона РФ «О защите прав потребителей» должна быть сбалансирована: к вопросу о необходимости внесения изменений и дополнений. // Актуальные проблемы российского права, 2013. — № 2.

27. Бугорский В. П. Нормативно-правовое законодательство в гостиничном секторе: учебник и практические занятия. М.: Юрайт, 2017.

28. Гражданское право: В 4 т. Т. 1 / Под ред. Е.А. Суханова. – М.: Волтерс Клувер, 2008.

29. Гражданский процесс: Учебник. 5-е издание, переработанное и дополненное. / Под ред. М.К. Треушникова. — М.: Статут, 2014, СПС КонсультантПлюс

30. Егоров В.Е Участники правоотношений в туристской деятельности // Туризм: право и экономика. 2014. № 3.

31. Ермакова Е.П. К вопросу о понятии форм и способов разрешения споров в разносистемных правопорядках // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6

32. Завьялова С.В. Механизм финансовых гарантий прав и законных интересов туристов: вчера, сегодня, завтра. // CyberLeninka: Общество: политика, экономика, право; ООО ИД «ХОРС», 2016. вып. 9.

33. Завьялова С.В. Проблемы гражданско-правового регулирования туризма в Российской Федерации: Монография. М.: Проспект, 2016 // СПС КонсультантПлюс

34. Зобова Е. В., Яковлева Л. А., Косенкова Ю. Ю. Финансовое обеспечение туроператорской деятельности в России // Социально-экономические явления и процессы. 2017. № 12.

35. Кабирова А. Р. О некоторых проблемах правового регулирования финансового обеспечения туроператорской деятельности // Научный альманах. 2015. № 9 (11).

36. Казаков А. Общее туристское пространство СНГ: первые шаги по трудному пути // Внешняя торговля. — 1992. № 11-12.

37. Квартальнов В.А. Межгосударственная целевая программа «Развитие туристских связей между государствами — участниками СНГ» (концепция) // Иностранный туризм. Приложения. — М: Финансы и кредит, 2001.

38. Кислова О. А. Правовое регулирование туристической деятельности в Российской Федерации // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.).

Казань: Бук, 2016. Режим доступа: https: //moluch.ru/conf/law/archive/181/10058/ Дата обращения 15.02.2018

39. Князькова С.С. Законодательство о защите прав потребителей в сфере туристских услуг. Проблемы правоприменения // СПС «Консультант плюс» Дата обращения 15.02.2018

40. Коваленко В.В. Государственное регулирование туристской деятельности: ретроспективный анализ // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 2

41. Кудреватых С.А., Кудреватых А.С. О системе законодательства в сфере туризма // Туризм: право и экономика 2015, № 2

42. Отческий И. Е. Защита прав потребителей при возмездном предоставлении туристических услуг: Монография. М: Юстицинформ, 2017.

43. Плотникова Э.Д. Особенности гражданско-правового регулирования туристской деятельности: теоретические и практические аспекты // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(55).

Режим доступа : https://sibac.info/archive/social/8(55).pdf Дата обращения: 14.02.2018

44. Погудина Т.Э. Гражданская защита сторон договора об оказании туристических услуг: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009.

45. Правовое обеспечение туризма: учебник / коллектив авторов; под общ. ред. Е.Л. Писаревского. М.: Федеральное агентство по туризму, 2014.

46. Правовое регулирование в сфере туризма: учеб. пособие для вузов / В. А. Золотовский, Н. Я. Золотовская. М.: Юрайт, 2017.

47. Стригунова Д. П. Правовые основы гостиничного и туристского бизнеса: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2015.

48. Тодинов А.Г. Нормативно-правовое регулирование туристской деятельности по российскому законодательств // Научный журнал «Novaum». 2016. № 4.

49. Хализов Д.А. Проблемы защиты прав потребителей как получателей туристских услуг // Право и экономика. 2014. № 8.

50. Чехоев М.В. Законодательство Российской Федерации о туристской деятельности // Пробелы в российском законодательстве. 2009. № 4.

51. Эриашвили Н.Д., Никонорова Ю.В. Гражданско-правовая ответственность туроператоров и турагентов // Вестник Московского университета МВД России. 2015. № 11.

Судебная практика

52. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. № 156. 2012. 11 июля.

53. Постановление Верховного суда РФ от 17 мая 2016 г. № 308-ЭС16-3872 // СПС КонсультатнПлюс. Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=81775 Дата обращения 17.02.2018

54. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ по делу от 02.12.2014 № 310-ЭС14-14 // СПС КонсультатнПлюс. Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=88657 Дата обращения 17.02.2018

55. Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 марта 2012 года по делу № 2-5475/11 // Правовой центр ЛОГОС. Режим доступа: http://logos-pravo.ru/ Дата обращения 13.02.20178

56. Кассационное определение Костромского областного суда от 12 марта 2012 года по делу № 33-325 // Правовой центр ЛОГОС. Режим доступа: http://logos-pravo.ru/ Дата обращения 13.02.2018

57. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 26.05.2015 № 33-7953/2015 по делу N 2-201/2014 // СПС КонсультатнПлюс. Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=81775 Дата обращения 17.02.2018

58. Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.04.2015 N 33-5148/2015 по делу N 2-704/2014 // СПС КонсультатнПлюс. Режим доступа: http://ppt.ru/newstext.phtml?id=81775 Дата обращения 17.02.2018

59. Апелляционное определение Воронежского областного суда от 7 апреля 2016 г. по делу N 33-2124/2015 // СПС «Консультант плюс» Дата обращения 15.08.2017

60. Постановление Президиума Алтайского краевого суда от 30.11.2010 // СПС «Консультант плюс» Дата обращения 15.02.2018).

Получить полный текст работы, Вы можете купив данную работу на этом сайте