На современном этапе сфера туризма в Республики Беларусь должна обеспечивать социально–экономическое партнерство между туристическими организациями и государством.
Туристические организации, предприятия гостиничного и ресторанного бизнеса, имеющие сложную структуру, остро нуждаются в оперативной экономической и финансовой информации, помогающей оптимизировать затраты и финансовые результаты, принимать обоснованные и своевременные управленческие решения.
Формирование достоверной, качественной и полной информации о состоянии, движении и эффективности использования основного и оборотного капиталов, его источниках, результатах хозяйственной деятельности – одна из основных задач туристических организаций. Система бухгалтерского учёта, является основой для анализа работы туристической фирмы, а так же контроля её деятельности.
Бухгалтерский учёт представляет собой систему непрерывного и сплошного документального отражения информации о состоянии и движении стоимости хозяйственных средств (имущества) предприятия и их источников методом двойной записи в денежном выражении.
Бухгалтерский учёт является связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими управленческие решения. Он, во-первых, измеряет хозяйственную деятельность путем регистрации данных о ней для дальнейшего использования; во-вторых, обрабатывает данные и перерабатывает их таким образом, чтобы они стали полезной информацией; в–третьих, передает посредством отчетов информацию тем, кто использует ее для принятия управленческих решений.
Для обеспечения надлежащей организации бухгалтерского учета в туристических организациях в современных условиях необходимы научно-обоснованные первичные бухгалтерские документы и регистры бухгалтерского учета, обеспечивающие формирование необходимой учетно-аналитической информации для принятия управленческих решений.
Цель работы – анализ бухгалтерского учёта на примере туристической фирмы «ФРАТЕКС».
Бухгалтерский учет в торговле и туризме
... фактических остатков товаров и сравнение их с данными бухгалтерского учета для проверки обеспечения сохранности ценностей. Товарно-материальные запасы в инвентаризационных описях отражают по каждому отдельному наименованию с ... тара, подлежащая после применения списанию: деревянная, которая не подлежит дальнейшему использованию по своему прямому назначению (бочки и ящики из-под рыбы, ящики и ...
Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
- рассмотреть общие принципы организации бухгалтерского (финансового) учёта в туристических организациях;
- проанализировать организацию ведения бухгалтерского учёта туристической фирмы «Фратекс»;
- охарактеризовать меры, направленные на совершенствование организации бухгалтерского учёта туристической фирмы «Фратекс».
Объектом исследования является бухгалтерский учёт в сфере туризма.
Предмет – бухгалтерский учёт туристической фирмы «Фратекс».
В этой связи представляется актуальным комплексное исследование проблем характеристики и значения бухгалтерского учёта в туристических организациях в условиях меняющейся действительности.
Вопросам данной темы в связи с их актуальностью уделяется большое внимание в научной и учебной литературе по экономике и бухгалтерскому учёту, в периодических правовых изданиях Республики Беларусь и Российской Федерации и других
Исследуя бухгалтерский учёт, в работе уделено внимание авторам, которые изучили данные вопросы более детально. Учебные пособия и статьи Видяпина В.И. [2], Жилинская Т.А. [7], Федосова Т.В. [32], Лемеш В.Н. [12].
Вследствие обновления правовой основы деятельности в сфере туризма, в первую очередь хозяйственной, важен вопрос применения правовых норм, регулирующих бухгалтерский учет и налогообложение в туристической организации. Грамотное применение данных норм позволит в совокупности сэкономить средства организации, пополнить бюджет, избежать конфликтов с финансовыми, налоговыми и иными контролирующими органами.
Нормативную базу дипломной работы составили нормативные правовые акты законодательства о бухгалтерском учёте и отчётности, Налоговый и Гражданский кодексы Республики Беларусь, в том числе постановления, инструкции Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. Указы и Декреты Президента Республики Беларусь по развитию туризма, в частности, Указ Президента Республики Беларусь от 2 июня 2006 г. № 371 «О некоторых мерах государственной поддержки развития туризма в Республике Беларусь» [19].
В дипломной работе широко используются такие методы исследования, как: специально-экономический, сравнительно-правовой, статистический, метод структурного анализа, для определения основ теории и история развития взглядов на бухгалтерский учёт, а так же сущности бухгалтерского учёта и его роль в системе управления туристическими организациями; методы синтеза и анализа экономической информации, метод логических обобщений, системно-структурный, и функциональный методы, для характеристики принципов организации туристический фирмы «Фратекс».
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения, приложений.
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО (ФИНАНСОВОГО) УЧЁТА В ТУРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Туризм следует рассматривать, прежде всего, в контексте экономических отношений стран и континентов. Для того, чтобы преуспеть в туристическом бизнесе, требуются обоснованная на потребностях потребителя туристических услуг организация производства и реализации турпродукта, хорошее знание международных правовых норм и правил, практики туристического менеджмента и маркетинга, конъюнктуры туристического рынка, бухгалтерского учёта и налогообложения. Эффективная производственно-хозяйственная деятельность туристических структур во многом определяется правильной организацией и оптимальной методикой бухгалтерского учёта.
Российские профессиональные организации бухгалтеров в РФ
... аудиту, представляет интересы российских специалистов в области бухгалтерского учета в указанных организациях, устанавливает и развивает связи с аналогичными организациями, участвует в работе международных организаций; принимает участие в разработке и утверждении норм профессиональной ...
Бухгалтерский учёт присущ всем социальным системам, он применяется во всем мире и имеет многовековую историю. Учёт является сложной исторически сложившейся системой отражения фактов финансово-хозяйственной деятельности и состояния объектов учёта лиц, организаций и иных общественных формирований. По длительности и характеру исторического развития бухгалтерский учёт можно сравнить с математикой. История бухгалтерского учёта интересна и поучительна. Она зовет к творчеству всех мыслящих специалистов и не только бухгалтеров. По сохранившимся историческим документам видно, какое высокое положение занимали бухгалтера и их дело. Учёт называли тайной богов и посвящали в неё.
Считается, что хозяйственный учёт возник примерно 6 000 лет назад. Материальные предпосылки становления учёта – распад родового строя, появление семьи и частной собственности. Собственнику было необходимо систематически пересчитывать свое имущество для обеспечения его сохранности, рационального использования и приумножения.
Наиболее организованной была вначале система учёта в Египте, Греции и Риме, где хозяйственный учёт обеспечивал фиксацию фактов хозяйственной жизни, которая предполагала осуществление контроля за действиями принимающей решения администрации по управлению организацией. Изначально контроль осуществлялся посредством инвентаризации, позволявшей выявлять реальное положение дел, и документации, служившей их письменным, информационным, как бы мы теперь сказали, обоснованием. Многие положения, связанные с хозяйственным учётом, можно найти в кодексе Юстиниана.
Со средневековья начинается непосредственное регулирование хозяйственных операций при помощи бухгалтерского учёта. В период правления Альфонса Мудрого в Кастилии (Испания) в 1263 г. был издан специальный закон об обязательном ежегодном составлении отчетности управляющими государственных предприятий. В это же время складываются три основные системы хозяйственного учёта: простая (униграфическая) – объектом учёта выступают наличие и движение ценностей; камеральная (сметная, бюджетная) – учитывается выполнение сметы расходов и доходов; двойная (диграфическая) – все факты хозяйственной жизни непременно фиксируются дважды в одинаковой сумме.
Все эти три системы сохранились до наших дней: простая система применяется малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему учёта и отчетности, камеральная система существует во всех организациях, не ставящих целью получение прибыли, – это так называемые бюджетные организации; двойная система принята во всех коммерческих организациях. Их основное отличие состоит в том, для организаций первого типа получение денег признается доходом, а их выплаты – расходом.
Во второй половине XV века в трудах Бенедетто Котрульи (1458 г.) впервые говорится о бухгалтерском учёте как о науке. Бенедетто Котрульи положил начало рассмотрению бухгалтерского учёта как орудия управления отдельным предприятием, с одной стороны, и как универсальной методологической науки – с другой.
Известный немецкий философ Оскар Шпенглер (1880 – 1936 гг.) полагал, что три великих человека — Колумб, Коперник и Пачоли — изменили мир. Упоминание последнего имени особенно дорого людям, занимающимся бухгалтерским учётом, так как служит лучшим доказательством причастности бухгалтеров к прогрессу человеческой мысли и успехам экономического развития.
Основы организации учета затрат и калькулирование себестоимости ...
... произведенной продукции, выполненных работ и оказанных услуг, учет фактических затрат на производство продукции и контроль за использованием сырья, материальных, трудовых и других ресурсов, за соблюдением установленных смет расходов по обслуживанию производства и управлению, калькулирование себестоимости продукции, выявление ...
А все началось с того, что в Венеции в 1494 г. францисканский монах Лука Пачоли (1445 – 1517 гг.) опубликовал книгу, одна из частей которой называлась «Трактат о счетах и записях». Это было первое описание двойной бухгалтерии. На протяжении свыше пятисот лет идеи Луки Пачоли оказывали и все еще оказывают влияние на развитие учёта как науки.
По словам Луки Пачоли, необходимо выполнять три условия всякому, кто желает в исправности вести торговлю:
- первое и самое главное – иметь наличные деньги и разного рода другие ценности, без помощи которых трудно вести торговлю; второе — уметь вести книги и быстро считать; третье – вести свои дела в должном порядке и как следует, чтобы без задержки получить всякие сведения как относительно долгов, так и требований.
Третье и последнее условие имеет весьма существенное значение, так как никто не в состоянии вести свои дела, если не будет соблюдать должный порядок в записях, и при этом душа его будет в постоянной тревоге.