Туризм во всем мире выступает как вид деятельности, направленный на удовлетворение культурных, духовных, медицинских, спортивных и иных потребностей туристов, важный компонент развития инноваций, экономически прибыльный сектор экономики, источник иностранцев обменный заработок и средство обеспечения людей работой.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах туризма в Российской Федерации» туризм считается одним из приоритетных направлений экономической политики государства, и его задачей является создание социально-культурной, правовой, организационной и управленческой среды, благоприятной для его дальнейшее развитие и быстрое внедрение в мировую туристическую индустрию.
Несомненно, что по туристическому потенциалу Россия не уступает основным туристическим центрам мира. По данным Всемирной туристской организации, Россия входит в десятку самых посещаемых стран мира в 2016 году, потому что история и культура России являются одними из самых привлекательных.
По словам исполнительного директора Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майи Ломидзе, количество иностранных туристов, посетивших Российскую Федерацию, по итогам 2016 года увеличилось на 10% по сравнению с 2015 годом.
По словам главы Федерального агентства по туризму Олега Сафонова, приоритетное внимание в 2017 году будет уделено развитию въездного туризма в Российской Федерации и формированию дружественной туристической среды. Он также отметил, что Россия привлекает туристов как интересное и безопасное место для отдыха и путешествий.
В 2008 году в Вологде принят закон «О туризме и туристической отрасли в Вологодской области». Научное сообщество и руководство Вологодской области позиционируют туризм как «фактор устойчивого социально-экономического развития и роста человеческого потенциала». Через год в Вологде прошла Всероссийская научно-практическая конференция, посвященная поиску путей развития в регионах въездного туризма, обоснованию возможностей трансформации туризма в один из факторов устойчивого социально-экономического развития территорий и создание условий для роста человеческого потенциала.
Актуальность темы заключается в том, что в последние десять лет в российских регионах уделяется пристальное внимание развитию индустрий, связанных с творчеством. Литературный туризм в России является одним из самых молодых и популярных видов туризма, который переживает определённый подъём, а культурный туризм может рассматриваться одним из секторов креативной экономики. Необходимо развивать данный вид туризма и в нашей области.
Проблемы и перспективы развития транспорта России
... между разными видами транспорта. Это связано с проблемами развития некоторых видов транспорта и значительными региональными различиями. Итак, в последнее десятилетие происходит ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской авиации России, связанное с ...
С одной стороны, мы видим признание больших возможностей туризма и ожиданий, связанных с ним, а с другой стороны – недостаточное использование или недостаточно высокую эффективность культурно-исторического потенциала региона. Научную проблему мы видим в повышении роли туризма как межотраслевого комплекса для культурно-познавательного и социально-экономического развития вологодского региона.
Целью данной работы является создание новой литературно-исторической экскурсии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить специфику литературного туризма;
- определить наличие литературных экскурсий в городе Вологде и дать их оценку;
- провести опрос общественного мнения
- дать анализ использования культурных ресурсов в городе Вологде;
- разработать новый экскурсионный маршрут.
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/teoreticheskie-osnovyi-razrabotki-literaturnoy-ekskursii/
Объектом исследования является литературный туризм. Предмет исследования – ресурсы для создания нового экскурсионного маршрута.
Рабочая гипотеза заключается в повышении привлекательности региона посредством создания новой литературно-исторической экскурсии.
В ходе работы в качестве инструментов для исследования применялись такие общенаучные методы как теоретический анализ и синтез, сравнение, проведение опроса общественного мнения, моделирование, аналогия, классификация, обобщение: в работе изучалась научная литература, был проведен анализ общественного опроса, сравнение отечественной и зарубежной практики.
К литературным источникам относится научная, публицистическая литература, которая исследует проблемы, поднятые в работе. Теоретические основы культурно-познавательного, литературного туризма, а также современное его различных, современных путей развития были изучены на основе работ многих авторов. Дополнительной литературой послужили воспоминания людей и имеющиеся на работке, исследования, что помогло в разработке экскурсии.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников и приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, поставлена цель работы, задачи и методы для ее достижения, определен объект и предмет исследования, осуществлен обзор литературы, определена практическая значимость работы.
Основная часть делится на три раздела: в первом представлен теоретический материал исследования, во втором проведен анализ культурно исторических ресурсов города Вологды, общественного опроса, третий раздел практический, включает разработку новой литературно-исторической экскурсии.
В заключении подводятся итоги исследования и формулируются выводы по рассматриваемой теме.
литература туризм вологда экскурсионный
1. Теоретические аспекты культурно-познавательного туризма
1.1 Литературный туризм как специальный вид культурно-познавательного туризма
На сегодняшний день существует множество различных видов туризма: рекреационный, экологический, деловой и другие. Ещё один вид туризма, культурно-познавательный, получает всё больший спрос и значение, рассмотрим его подробнее. Этот вид туризма преследует цели знакомства с культурно-историческим достоянием страны. Будучи развивающимся видом, культурно-познавательный туризм может находиться в ряду с посещением музеев, библиотек и осмотром имеющихся достопримечательностей[36].
Глава I. Теоретическая часть исследования «Познавательный туризм ...
... место туризма в экономике региона; изучить особенности регионального туризма; выявить перспективы развития туризма в регионе; разработать рекомендации новых подходов к организации познавательного туризма в Калининградской области. Объект исследования:, Предмет исследования:, Гипотеза: 1. калининградскими фирмами будут разработаны новые туры; ...
Главный фактор развития данного вида туризма – история и культура страны, доступность для туристов, а также комфортное проживание посетителей в месте пребывания. Объектами культурно-познавательного туризма является культурно-историческое наследие той или иной страны (территории, связанные с историей, архитектурные сооружения, археологические зоны, различные музеи, промыслы народов, праздники, бытовые обряды, выступление фольклорных коллективов) и актуальная на сегодняшний день культура, преимущественно художественная.
Главная цель культурно-познавательного туризма – сохранять и реставрировать культурное наследие, развивать художественную жизнь в стране, создавать большое количество рабочих мест, повышать образовательный и творческий уровень населения. Наша страна, обладая богатейшими туристскими ресурсами, занимает незначительное место в мировом туристском потоке[36.]
Культурно-познавательный туризм также делится на несколько видов, рассмотрим следующие:
- культурно-событийный (интересен старинными или современными постановочными культурным мероприятиями, праздниками, фестивалями);
- культурно-религиозный (интересен религиозной тематикой, посещением культовых мест, мест паломничества, традициями, ритуалами и обрядами народа);
- культурно-археологический (интересен посещением памятников древности, археологических раскопок, участием в них);
- культурно-этнографический (интересен бытом, языкам, фольклором народа);
- культурно-этнический (интересен посещением родины предков, знакомством с наследием культуры своего народа, этническими территориями и тематическими парками);
- культурно-антропологический (интересен с точки зрения развития культуры);
- культурно-экологический (интересен взаимодействием природы с культурой, природно-культурными памятниками и ансамблями, участием в программах, связанных с культурой и историей)[7].
Существуют ещё и другие виды культурно-познавательного туризма, однако наиболее важными в нашей теме являются культурно-исторический туризм, который интересен посещением исторических памятников и памятных мест, а также литературный туризм, который лишь начинает развиваться в последнее время. Это сравнительно молодое направление, как в нашей стране, так и за рубежом, оно начало своё развитие в два последних десятилетия. Поскольку литературный туризм играет главную роль в нашей работе, рассмотрим его более подробно.
Литературный туризм – это вид культурно-познавательного туризма, имеет связь с описываемыми в литературных произведениях местами и событиями, а также с жизнью самих авторов этих произведений[36]. В литературные туры включается посещение музеев, памятников и других объектов, представляющих интерес для интересующихся литературой туристов[44].
В отдельных странах мира, например в Великобритании, Франции и США, литературный туризм становится всё более популярным с каждым годом. Перечисленные страны богаты литературными достопримечательностями, тем самым они все больше привлекают туристов – почитателей литературных произведений. В России же понятие «литературного туризма» на данный момент не часто встречается у местных туроператоров, несмотря на то, что в столицах постоянно проводятся экскурсии на литературную тематику, в большинстве своём с простыми названиями, например «Петербург Достоевского» или «Петербург Пушкина». Подобными названиями обычно ограничиваются разработчики туров, хотя запас русской словесности не заканчивается на этих писателях. Россия имеет большие ресурсы для создания литературных туров: богатая история и разная культура России вдохновляли творческих людей поколение за поколением, стране посвящены литературные произведения и отдельные поэтические строки выдающихся личностей[36].
Формирование программы литературно-поэтического тура для студентов и школьников
... литературного туризма; 2.Рассмотреть организационные особенности литературного туризма; 3. Разработать и обосновать эффективность программы обслуживания литературно - поэтического тура. Объект исследования: литературный туризм, как разновидность путешествий с целью удовлетворения культурных потребностей. Предмет исследования: процесс организации литературно ...
Прообраз данного вида туризма можно проследить уже с V века до нашей эры, тогда люди отправлялись в странствия, с целью увидеть чудеса, которые описаны в «Истории» греческого писателя Геродота. То были самостоятельные путешествия, организованную форму литературный туризм начал приобретать лишь в XVII веке, когда молодые, хорошо образованные люди, окончившие обучение заграницей, отправлялись в своеобразное путешествие по Европе, перед тем как заняться профессиональной и политической деятельностью.
Развитие литературного туризма увеличивает общий поток туристов, позволяет им познать местную литературную культуру, повысить свой уровень знаний о литературных деятелях. Всё это создаёт большие возможности для любой территории[14]. Маршруты литературного туризма проводятся по местам вымышленного героя произведения, по местам действий в произведении, следуют по местам жизни самого автора произведения[36].
Туристам, увлекающимся литературой, посещая экскурсию интересно знать, как среда вокруг них оказывала влияние на создание того или иного произведения, как само произведение создавало ту самую среду. Кроме прогулки по местам жизни писателя и вымышленного героя произведения, экскурсанты часто посещают книжные магазины. В практикующих литературные туры странах, существую различные литературные карты, ведут работу специальные литературные гиды.
В литературном туризме большую роль играют мифы и воображения. По ходу литературного маршрута, турист воспринимает окружение сквозь призму сложившегося у него литературного образа, он буквально попадает в мир произведения или писателя. Исходя из этого, исследователи делят литературные места на три категории: фактические, символические и прагматические [14].
Фактические места имеют прямую связь с жизненным путем писателя (место рождения и смерти, захоронения, квартиры и прочее).
В категории символических мест, внимание направлено на новые образы пространства, приобретаемые благодаря художественной литературе. Подобные литературные места включают в себя как существующие на данной территории физические объекты, так и культурные, поскольку турист воспринимает физическое пространство через образ, сформировавшийся у него под воздействием от прочитанного, следственно, попадает в представляемый им прототип художественного произведения.
Тенденции и перспективы развития литературного туризма в Приволжском ...
... ёдорова подготовила обширный электронный ресурс, посвященный литературному пространству Кемеровской области. Карта представляет собой базу данных, которая содержит полные тексты произведений писателей, видеофильмы, аудиозаписи, полные тексты литературоведческих статей, ...
Третий тип, прагматический, представлен специально построенными объектами, призванными привлечь туристов. Отчасти он реализуется в обустройстве тематических музеев и появлении туристической инфраструктуры вокруг литературных мест.
Отдельное направление культурно-познавательного туризма тоже имеет несколько направлений:
- литературно-биографическое (проводится по местам памяти о жизни и творчестве литературного деятеля (например, «А.С.Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге»));
- литературно-художественное (поэтическо-текстовые экскурсии или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях);
- литературно-историческое (раскрывает отдельные периоды развития русской национальной литературы)[14].
1.2 Литературно-историческая тематика экскурсий как направление литературного туризма
Как было сказано выше, литературно-исторический туризм является одним из направлений литературного туризма, он раскрывает определенные периоды развития в русской национальной литературе.
В конце XIX – начале XX века кардинально меняются все стороны русской жизни: политика, экономика, наука, культура, искусство. Появляются разные, порой противоположные, оценки социально-экономических и культурных перспектив развития страны, но в то же время ощущается наступление новой эпохи, несущей смену политической ситуации и переоценку прежних духовных и эстетических ценностей, не вызывающее противоречий. Коренные изменения в жизни страны не могли не отразиться на литературе. Произошел пересмотр художественных ориентиров, полное обновление приёмов в литературе. В это время особенно динамично развивается русская литература. Позднее этот период станет называться «Серебряным веком русской литературы»[13].
Точные временные рамки данного периода до сих пор не установлены, многие историки и литераторы по всему миру спорят по этому вопросу. Суверенностью можно лишь сказать, что «Серебряный век русской литературы» начался в 1890-х годах. В 1892 году Д.С.Мережковский прочитал доклад, а в 1893 году опубликовал работу под названием «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы», в которой он писал о том, что русская литература переживает серьезнейшие потрясения. Этот кризис сводится к вопросу: «… быть или не быть в России великой литературе, то есть воплощению великого народного сознания»[19]. Вопрос о кризисе культуры в целом и литературы в частности сводился Мережковским именно к вопросу о человеческом сознании. Удивительно, но Мережковский произносил свои слова в то время, когда ещё были живы крупнейшие литературные деятели XIX века Толстой и Чехов. Как раз Мережковский осознавал наступающую разницу, разрыв между сознаниями XIX и другого по своей природе XX века.
В отличие от начала, время, когда наступил конец периода «Серебряного века русской литературы», вызывает споры. Существует несколько версий, одни исследователи предполагают, что конец относится к 1917 году, когда началась Гражданская война, другие настаивают на 1921 году, в это время ещё продолжали своё творчество те писали, которые создавали это явление. Существует и ещё одна, третья категория исследователей, которая утверждает, что окончание «Серебряного века» пришлось на период с 1920 по 1930-е годы, когда свел счеты с жизнью Владимир Маяковский и правительство сделало все для того чтобы усилить идеологический контроль над литературой. Поэтому временные рамки очень широки и составляют приблизительно 30 лет[50].
История возникновения музеев. Особенности проведения тематических экскурсий
... исторического музеев. Открываются первые музеи в Барнауле, Оренбурге, Иркутске, Астрахани; создаются историко-археологические музеи в Николаеве, Одессе, Петербурге, в Крыму. В 19 в. краеведческие музеи и музеи ... искусствоведческие, литературные, технические, а также – на исследовательско-научно-просветительские (публичные), исследовательские (при НИИ) и учебные. К музеям исторического ...
В нашей работе мы будем придерживаться первой точки зрения исследователей. На наш взгляд конец данного периода закончился в 1917 году с началом Гражданской войны, поскольку именно в этот период, с началом Октябрьской революции, проблемой для всей старой писательской интеллигенции стала необходимость политического самоопределения, желания занять определённую позицию по отношению к советской власти.
Как уже было отмечено, литература реагирует на все изменения в жизни общества, отражает исторические события периода. С приходом советской власти стала наблюдаться тенденция отъезда за рубеж наиболее образованной группы граждан, после революции 1917 года интеллигенция начинает покидать страну. Эмиграция из новой России по приблизительным подсчётам составляла от полутора до трёх миллионов человек.
Из-за грандиозного итога Октябрьской революции 1917 года на три ветви разделилась когда-то единая национальная литература: появилась советская, «задержанная» (внутри страны) и литература русского зарубежья. У этих направлений во многом различные художественные принципы, темы, состав авторов, периодизация. Революция определила чрезвычайно многое во всех трех ветвях литературы[50].
Писатели страны хотели переделать весь мир, писатели русского зарубежья – сохранить и восстановить свои культурные ценности, но в лучшее верили и те и другие.
Чаще всего произведение даже не допускалось в печать или же попадала под жесткую критику сразу или через некоторое время после выхода. После, произведение литературного деятеля словно исчезало, однако автор оставался на свободе, загнобленный критикой. Некоторые произведения частично вернулись к читателю во второй половине века (1960-е – 1970-е годы), поэтому их называют «задержанные», однако полное «возвращение» состоялось лишь на рубеже 1980-1990-х годов.
Рассечённой на три части литературе двадцатого века всё же удалось остаться единой, к концу века состоялось полное воссоединение её трех ветвей. Даже при разделении можно было заметить высочайшие художественные ценности, которые присутствовали в каждой из них[27].
Проанализировав литературно-историческое направление литературного туризма, к которому относится наша будущая экскурсия, можно сделать вывод, что литература неразрывно связана с историей.
1.3 Литературное картирование как ресурс формирования туристского продукта
Картирование территорий представляет собой нанесение культурных ресурсов рассматриваемой местности на карту для оценки потенциала творческой составляющей, определения её возможностей и потребностей потенциальных клиентов.
Литературное картирование пространства – особый метод в культурном картировании территорий. В данном случае рассматривается ресурс литературного наследия территории, который способствует развитию литературного туризма[43]. Туристы, участвующие в литературных экскурсиях посещают места, связанные с жизнью писателя, «адреса» литературных героев произведений, воспринимают окружающую среду через литературный образ, попадая в «мир произведения». Как было сказано выше, литературный туризм во всем мире, в частности в России, переживает подъем, подтверждением этого служат ряд книг последнего десятилетия, написанные в жанре путеводителя. Во всех работах авторами рассматриваются художественные тексты как основные документы, которые позволяют построить литературные маршруты в окружающей среде. В данном случае литература служит основным инструментом, по которому можно ориентироваться в пространстве культуры, выполняет в функции карты[1].
Составление маршрута пешеходной экскурсии «Ростов-Литературный»
... -х часовой автобусной экскурсии по г. Ростову-на-Дону - «Ростов - литературный». Подготовлю индивидуальный текст по одному из десяти отрезков этой экскурсии. Все эти цели ... проводящего экскурсию. 4. Наглядность, зрительное восприятие, показ экскурсионных объектов на месте их расположения. 5. Передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту. 6. Целенаправленность показа объектов, ...
Картирование литературы фиксирует способы взаимодействия пространств: географического пространства и пространства литературного произведения посредством трех способов: конкретного, символического и прагматического.
Пользуясь первым способом, фиксируются биографии и наносятся на реальную местность, изучается художественный мир произведения, который сопоставляется с географическим пространством, где разворачивается сюжет, другими словами, определяются литературные места. Подобные связи изучает краеведение художественной литературы. Исследовательское поле литературного краеведения имеет пять основных направлений:
- работа в архивах;
- «натуральные съемки» (описание мест жизни писателя, поиски объектов, получивших отражение в произведениях литературы);
- записи воспоминаний людей, знавших писателя, прототипов его героев;
- анализ художественного образа региона в произведениях писателей, установление специфических черт регионального текста;
- составление «литературной» карты родного края[47].
В символическом способе исследовательское внимание сфокусировано на новых образах в географическом пространстве художественной литературы. Это исследовательское поле культурной географии, семиотики, литературоведения. Общее понятие, объединяющее междисциплинарные работы – «культурный ландшафт», который обозначает организованную систему, включающую в себя имеющиеся в определенной местности культурные явления и природные условия, обладающий территориальной неоднородностью и позволяющий объединить территорию, природу и культуру [7]. Компонент культуры может быть не выражен прямо на местности и составлять невидимое содержание этой местности. Он требует специального изучения сознания людей, наследия духовной, традиционной, художественной культуры [42]. Литературный сюжет, «привязанный» к определенному географическому пространству, становится полноправным компонентом культурного ландшафта.
Третий взаимодействующий аспект, обусловленный методом картирования художественной литературы, – это прагматика – фиксирование и изучение тех ситуаций, в которых творчество известного писателя призывает человека совершать реальное путешествие по местам литературного произведения. Прагматическая часть текста частично реализуется в обустройстве тематических музеев и появлении туризма вокруг литературных мест. Речь идет не только о разработке экскурсионных маршрутов, но и о строительстве объектов туристской инфраструктуры, стилизованных кафе, гостиниц, подготовки туристской литературы, сувенирной продукции. С помощью литературы может улучшаться и городская инфраструктура.
Прагматический анализ литературного текста вскрывает его «рациональное содержание», формы «воздействия его на жизненное поведение»[29].
Метод картирования художественной литературы должен учитывать каждый из аспектов взаимодействия литературного произведения. Данный метод может определить:
Методика проведения экскурсии
... каждую тему экскурсии. Неотъемлемая часть разработок - рекомендации по технике проведения экскурсии (расположение экскурсионной группы около объектов, схема движения экскурсантов по маршруту и т. Методическая разработка является ... постоянно говорим, неповторимыми методами наблюдения какого-нибудь, как многие выражаются, 1-го объекта либо рассказа о нем, к примеру показ строения, стоящего на ...
- места территории, связанные с литературой;
- фестивали, конференции, экскурсионный туризм;
- появление объектов туринфраструктуры вокруг литературных мест.
Картирование художественной литературы необходимо начинать с выявления литературных мест, которые создают своеобразие литературной карты территории. На карте отмечаются новые объекты и образы культурного ландшафта, карта помогает вникнуть в поэтику художественного произведения, позволяет составлять новые экскурсионные маршруты. Предлагаемый перечень литературных мест составлен на исследованиях Н.П. Анциферова, Г.М. Лаппо, В.Н. Топорова, В.Г. Щукина [3,49,38,48]:
- адрес писателя (дом, квартира, музей);
- маршрут, по которому путешествовал писателб;
- места литературного героя произведения;
- «маршрут» литературного героя;
- топография литературного города и города-прототипа;
- панорамный обзор – место, которое создает условия для наблюдения, способствует восприятию образа места;
- место «разыгрывания» литературного сюжета осмысления культурного ландшафта;
- места социально-культурной жизни литературного сообщества: редакции литературных издательств, литературные кафе (салоны), дом писателя и др.;
- прагматика литературного места (жизнь текста в социально-культурной практике: текст рекламы, текст путеводителя, текст литературной экскурсии; внетекстовые реалии: скульптура, памятник, туристская инфраструктуры).
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/teoreticheskie-osnovyi-razrabotki-literaturnoy-ekskursii/
Таким образом, литературное наследие может выступать не только для выявления литературных мест для создания карты, но и способствовать появлению новых объектов туристской инфраструктуры. Так реализуется картирование пространства художественной литературой.
1.4Технология подготовки новой литературно-исторической экскурсии
Создание новой экскурсионной программы на любую тематику является сложным процессом, оно требует участия целого коллектива работников.
Содержание, познавательная ценность экскурсии напрямую зависят от знаний составителей экскурсии и экскурсоводов, степени усвоения ими основ педагогики и психологии на практике, от умения выбрать более действенные способы и приемы влияния на аудиторию.
Очень важно, чтобы экскурсия была интересна для аудитории. Также она не должна содержать потока ненужной информации для туристов. Способ подачи материала не должен утомлять, он должен создавать наилучшее восприятие информации той или иной категорией экскурсантов. Поэтому направленность экскурсии обязательно должна ориентироваться на конкретную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, иностранцев и т.д.).
Такой учет называется дифференцированным подходом к обслуживанию во время экскурсии, он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей[11].
Выделяют ряд основных этапов, которые в процессе разработки новой экскурсии располагаются в определенном порядке. Рассмотрим их в той последовательности, которая сложилась в практике работы экскурсионного учреждения. Впервые понятие «этапы подготовки экскурсии» было введено в обиход в 1976 году. Тогда же было названо пятнадцать этапов:
Экскурсии, экспозиций и фондов музеев
... эмоциональное) восприятие предлагаемых экскурсионным маршрутом визуальных объектов с целью приобретения знаний и впечатлений [3, с. 4]. Традиционная литературная экскурсия направлена на эмоциональное, активное знакомство ... Центра «Рифей». Материалы исследования докладывались на занятиях при освоении курса по выбору «Актуальные проблемы русской литературы» в 401 группе филологического факультета, в ...
1.Определение цели и задач экскурсии. Этот этап служит помощью для авторов экскурсии, чтобы они более организованно вели работу в следующих этапах.
2.Выбор темы. Это зависит от конкретного спроса клиента, определенного заказа или от создания определенной тематики экскурсий целенаправленно. У каждой экскурсии должна быть четко определена тематика. Тема – это стержень, который совмещает все объекты и подтемы экскурсии.
.Выбор литературы и составление библиографии. При разработке новой экскурсии собирается список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые помогут раскрыть тему. Список назначен для того, чтобы определить примерную черту работы по изучению литературных источников, которая предстоит, оказать помощь экскурсоводам при использовании практического и теоретического материала, который необходим при подготовке текста.
.Определение источников материала для экскурсии. Знакомство с экспозициями и фондами музеев, которые относятся к теме. Авторы экскурсии составляют перечень материалов, к которому относятся государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. Источником могут выступать воспоминания участников и очевидцев исторических событий[11].
.Выбор и изучение объектов, задействованных в экскурсии. Перед разработчиками экскурсии, при ее создании, стоит задача выбрать из большого количества объектов самые интересные, как по внешнему виду, так и по той информации, которую они дают. Верный выбор объектов показа даст основу зрительного восприятия экскурсионного материала и широкое раскрытие темы.
Большое количество посещаемых во время экскурсии объектов увеличивает длительность экскурсии и утомляет экскурсантов, поэтому она не должна быть перегружена лишними объектами показа. Также следует отметить, что при загруженной экскурсии внимание и интерес экскурсантов ослабевают. Наилучшая длительность экскурсии по городу составляет 2-4 академических часа, при таком затраченном времени экскурсанты хорошо и с интересом воспринимают не больше 15-20 экскурсионных объектов. В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты).
Отбор объектов показа заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Такие карточки создаются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.
В карточку объектов вносятся следующие данные:
- название объекта;
- дата, событие, с которым связан памятник;
- местонахождение объекта;
- описание памятника;
- как хорошо памятник сохранился;
- в каких экскурсиях памятник используется;
- дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.
6.Составление маршрута экскурсии. Основными требованиями, которые учитываются составителями маршрута, должны быть образование показа объектов в его логической последовательности и гарантия зрительной основы для раскрытия темы экскурсии.
Объекты, зависимо от своей роли в экскурсии, могут использоваться как основные и дополнительные. Основные объекты принимают на себя более глубокий анализ, показ дополнительных объектов, чаще всего, происходит при переездах (переходах) группы экскурсантов и не играет главной роли[11].
7.Объезд / обход маршрута. Одним из важных этапов разработки новой экскурсионной темы является объезд или обход маршрута следования во время экскурсии. При организации объезда (обхода) маршрута следует ознакомиться с улицами, площадями, дорогами, по которым проходит маршрут, а также:
- уточнить место, где расположен объект показа, а также места запланированных остановок автобуса с экскурсантами или пешеходной группы;
- освоить подъезд на автобусе к объектам или местам стоянок;
- провести расчет времени, которое понадобиться для показа объектов и рассказа о них, времени передвижения автобуса (пешеходной группы) по маршруту, а также следует рассчитать продолжительность экскурсии в целом;
- проверить важность намеченных объектов для показа, необходимость их использовать;
- выбрать лучшие точки для показа объектов и варианты расположения экскурсионной группы;
- в целях безопасности передвижения туристов по маршруту выявить потенциально опасные места и принять меры.
8.Подготовка контрольного текста экскурсии. Текст в экскурсии нужен для обеспечения тематической направленности рассказа экскурсовода, в тексте можно проследить конкретную точку зрения на факты и произошедшие события, которым посвящена экскурсия, объективно оцениваются показываемые объекты[11].
9.Комплектование «портфеля экскурсовода». Одна из задач «портфеля экскурсовода» – обновлять ячейки, которых не хватает при показе объекта, дать зрительный образ о нем. Очень часто происходит так, объекты, которые задействованы в экскурсии и необходимы для раскрытия ее темы, не сохранились. «Портфель экскурсовода» включает в себя фотографии, географические карты, схемы, чертежи, рисунки, образцы продукции и т.д.
К каждому из экспонатов, который включен в «портфель», прикладывается листок с толкующей информацией или справочным материалом. Иногда комментарии приклеиваются с оборотной стороны изображения экспоната.
10.Выбор методических приемов проведения экскурсии. Определение того или иного методического приема продиктовано стоящими перед экскурсией задачами, концентрацией информацией у того или иного объекта. Работа творческой группы на этом этапе состоит из нескольких частей:
- выбор методических приемов, которые бы более эффективно освещали подтемы, в зависимости от аудитории (взрослые, дети), времени проведения экскурсии (зима, лето, день, вечер), особенностей показа;
- выбор приемов, которые бы сохраняли внимание экскурсантов и активизировали процесс восприятия экскурсионного материала;
- отбор рекомендаций выразительных средств, которые использует экскурсовод в своей речи
- отбор правил техники ведения экскурсии.
Не менее важно определить технологию при использовании методических приемов.
11.Определение техники ведения экскурсии. Все вопросы по организации процесса экскурсии объединяет техника ведения экскурсии. О включении пауз в экскурсию, о соблюдении времени, как происходит ответ на вопросы, заданные экскурсантами, о технике использования экспонатов «портфеля» экскурсовода, о порядке возложения венков и т.д важно сформулировать рекомендации. Не менее важно указать на место нахождения экскурсов