В ХХI веке особую актуальность и значимость приобретает образование, воспитание нового здорового поколения, способного жить и работать в новом веке, веке образования, культуры, духовности, новых технологий для того, чтобы жить и работать достойно, добиться в жизни определенных высот, человек должен быть здоровым.
Актуальностью данного вопроса является то, что проблема воспитания здорового поколения объявлена у нас делом государственной важности. Укрепление здоровья населения, формирование здорового образа жизни становятся важнейшей задачей, решая которую, общество движется вперед к новым рубежам развития». В выполнении этой доктрины неоценима роль физической культуры. Сильнее, здоровее, умнее и совершеннее тот, кто охотно отдает себя во власть движения. Одним из самых массовых и доступных форм занятия физической культурой является туризм.
По нашему глубокому убеждению, туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, один из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами. Во-первых, туристские маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными нонами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход — это движение, физическая нагрузка, самым благотворным образом воздействующая на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная. Во-вторых, тишина леса, простор полей, аромат и краски леса — все многообразие красот родной природы, заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.
Новые экономические отношения, происходящие в стране, обострили проблемы в детском спортивно-оздоровительном туризме, потребовали изменений в процессе деятельности основной материальной и организационной базы массового туризма. Детско-юношеский спортивно-оздоровительный туризм, в отличие от других видов спорта является одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий. Одной из важных целей детско-юношеского туризма, как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей. Спортивно-оздоровительный туризм России, в состав которого органично входит детско-юношеский туризм, не оставлен без внимания Правительством Российской Федерации, так в Федеральной программе развития туризма Российской Федерации от 26. 02. 1996 года № 177 «Развитие туризма в Российской федерации» определены основные направления развития и детско-юношеского туризма.
Техника и технология туризма Проблемы и перспективы развития ...
... работы: 1. Дать определение массового туризма. 2. Изучить характеристику потребителя услуг в сфере массового туризма. 3. Рассмотреть состояние развития массового туризма в Российской Федерации. 4. Проанализировать перспективы развития массового туризма в России. 1.1. Определение массового туризма Массовый туризм (массовые ... туризм не приобретет массовый характер, ... туризма. Современное развитие туризма ...
Необходимо отметить, что на современном этапе развития нашего общества формирование патриотизма выступает как одно из условий дальнейшего общественного прогресса. В связи с этим перед обществом ставится задача подготовки гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых гражданских свойств личности ребенка. Проблема патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни, когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. Молодым людям трудно определиться. Цель общества разработать модели, позволяющие включить творческий потенциал формирующейся личности в процесс общественного развития, но с учетом тех норм общежития, которые способствуют развитию каждой личности и сформированы были в процессе развития этого общества. Следовательно, включение личности в общество должно сопровождаться образовательно-воспитательным процессом.
На наш взгляд, государство при формировании личности школьника должно обратить внимание на традиционные для социума, но не достаточно востребованные обществом и школой формы и средства воспитания, включенные в арсенал туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности. Школа как социокультурный институт может использовать более широкий спектр форм и методов, что расширяет возможности общества по направленному воздействию на личность с точки зрения становления физически и патриотически-воспитанной личности. Исходя из этого, мы избрали темой исследовательской работы: «Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность в школе».
актуальность , Объектом , Предметом исследования , Цель
В соответствии с проблемой и предметом исследования нами были поставлены следующие з адачи исследования :
1.Рассмотрение теоретических основ туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности;
2.Составление комплекса методик оценки эффективности туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности образовательного учреждения на примере ГБОУ СОШ №849;
3.Дать характеристику туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности образовательного учреждения на примере ГБОУ СОШ №846;
4.Разработать программно-методические материалы по совершенствованию организации туристско-краеведческой деятельности в школе.
Структура работы: , Научная новизна
- обоснованы основные педагогические принципы и подходы к организации туристско-краеведческой деятельности в школе, необходимые для ее успешного функционирования и достижения критериев успешности в образовании, воспитании и оздоровлении;
- обоснованы социально-педагогические функции туристско-краеведческой деятельности, диапазон которых простирается от духовного и физического развития детей до повышения компетентности и качества деятельности педагогов, организующих и осуществляющих ее;
- выявлена история становления и развития туристско-краеведческой деятельности в системе образования, ее связь с социально-экономическими изменениями общества, с выполнением задач, решаемых образовательными учреждениями в соответствии с потребностями общества, государства, семьи, личности;
- разработано содержание программ, ориентированное к организации туристско-краеведческой деятельности в школе;
— рассмотрена система управления качеством современного школьного образования в том числе, историко-краеведческого образования на примере конкретного образовательного учреждения.
Использование интерактивных технологий в музейном деле на примере ...
... музей как фактор социального воспитания способствует реализации основных функций развития личности в обществе: ... Этап исследования Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова вед ... социально-педагогическая направленность в деятельности музеев. Над этими вопросами американские ... реально проявляемых интересов; использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих ...
Глава 1. Теоретические аспекты туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в школе
1.1 Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность: понятие и сущность
Деятельность представляет собой активность человека, которая направлена на достижение поставленной цели. Понятие «деятельность» означает процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. Деятельность характеризует сознательную сторону личности человека (в отличие от поведения).
В свою очередь, понятие туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности можно определить, как совместную деятельность детей и педагогов, направленную на достижение образовательно-воспитательных и оздоровительных целей, обязательным признаком которой является участие в походах, экспедициях, массовых туристско-краеведческих мероприятиях. Видами туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности являются туризм, краеведение, экскурсии.
Туризм — это специфический вид спортивной деятельности, которая открывает большие возможности для приобретения многих важных для жизни общеобразовательных и специальных знаний, различных двигательных умений и навыков, способствует укреплению здоровья и разностороннему формированию личности [1] Биржаков М. Б. Введение в туризм: Учебное пособие — СПб: Издательский дом Герда, 2004 г. — стр. 37.
В настоящее время накоплен достаточно большой опыт по туристской подготовке. Туризм — важнейшее средство воспитания, которое благодаря своему многообразию и универсальности открывает широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни. Для детей — туризм — способ активного отдыха, увлекательное занятие, наполненное романтикой необыкновенного образа жизни. А для педагогов он — средство, способ лучше, глубже познать своих воспитанников и активнее повлиять на их развитие.
туристский поход
Поход — это замечательное средство непринужденного введения детей в систему социальных отношений и накопления ими опыта этих отношений, организованного усвоения правил и норм человеческих отношений. [2] Истомин П.И. Туристская деятельность школьников: Вопросы теории и методики. М.: Педагогика, 2007. — 96с.
Занятия туризмом и участие в походах способствуют усвоению подростками универсальных ценностей жизни и моделей поведения, которые помогут им жить в мире и согласии с самими собой, природой и обществом.
В настоящее время качественно изменилось содержание и сложность походов, значительно снизилось количество походов, их постепенно заменяют походы выходного дня. Сегодня проведение многодневных походов стало недоступным по нескольким причинам. Это очень высокие цены на проезд к месту совершения путешествия, дороговизна продуктов питания, криминальная обстановка в стране. В школах города отсутствует туристское снаряжение, необходимое для жизни в полевых условиях — палатки, рюкзаки, спальники, походное костровое оборудование, не хватает опытных педагогов, умеющих правильно и безопасно провести туристский поход.
Школьный туризм как форма дополнительного образования в старших классах
... детского туризма в условиях реформирования современной российской школы. В рамках второй главы рассмотрено понятие и значение детского и юношеского туризма, его виды и направления деятельности. Дана общая характеристика деятельности организаций дополнительного и общего образования по туристско-краеведческой ...
Формой туристско-краеведческой деятельности являются также туристские соревнования, которые способствуют подготовке безаварийного содержательного туристского похода, проверке готовности туристских групп. Традиционно туристские соревнования проводятся в два этапа: школьный, городской.
На каждом этапе перед организаторами стоят определенные задачи: на школьном — это, в основном, задачи обучения и пропаганды туризма, на городском — выявление сильнейших команд и участников, обмен опытом работы. Ежегодно в городских туристских соревнования принимает участие около 150 учащихся. Эти показатели говорят о том, что туристские соревнования остаются одним из самых массовых мероприятий школьников. Туристские соревнования учащихся — это комплексное мероприятие, подготовка и проведение которого требует больших усилий от всех организаторов. Городские туристские соревнования имеют большое воспитательное значение, что отражается на программе соревнований, которая состоит из спортивной части и конкурсной программы. Спортивная часть включает традиционные виды соревнований: командная и личная техника пешеходного туризма, контрольно-туристский маршрут, спортивное ориентирование. Конкурсная программа, состоит из конкурса туристской песни, туристских газет, краеведческой викторины и позволяет раскрыть творческие способности участников соревнований. На городских туристских соревнованиях проводятся вечера отдыха, дискотеки, игротеки.
Термин «краеведение», который появился на рубеже XX века, также относиться к туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности. Первоначально же бытовало понятие «отечествоведение», на смену которому пришло «родиноведение», постепенно сменившееся «краеведением». Изучить, познать родной край, малую родину, где человек родился и вырос — задача краеведения.
Широкое распространение в образовательных учреждениях получили различные формы общественно-краеведческой деятельности: краеведческие музеи, поисковые отряды, клубы, научные общества учащихся и др.
Музей — это многофункциональный институт социальной памяти, посредством которого реализуется общественная потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение музейных предметов. В этом определении достаточно четко синтезированы культурологический (ценностно-охранительный) и педагогический (научно-методическая основа деятельности, направленная на знакомство и организацию передачи знания) аспекты. В краеведческих объединениях учащиеся овладевают основами исследовательской работы; знакомятся с научными дисциплинами вне рамок школьной программы: этнографией, экологией, фольклористикой, археологией и др. Давая возможность овладеть основами этих дисциплин, школьное краеведение воспитывает у обучающихся навыки профессионального самоопределения, самоорганизации и самоуправления. В то же время краеведческая и туристская деятельность прививает детям и молодежи основы коллективизма, взаимовыручки, умение ориентироваться в сложной обстановке и найти выход, казалось бы, из безвыходных ситуаций.
Тические методы в туризме сфере услуг
... ставить интересы клиента выше собственных и корпоративных. 1. ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СФЕРЕ УСЛУГ Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и ... произвести отталкивающее впечатление на собеседника . 2. ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ С КЛИЕНТАМИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В основе коммуникативной культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные ...
Термин «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
[3] Емельянов Б. В. Экскурсоведение. В 3-х частях — М: ЦРИБ «Турист», 1992, С. 28
Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Экскурсия — сумма взаимосвязанных и обусловливающих друг друга действий. Эти действия разнообразны: передвижение группы по маршруту, движение относительно объектов (их обход), наблюдение памятников, включенных в маршрут, пояснения. Советы экскурсовода делают действия экскурсантов осмысленными, целенаправленными.
Действия в процессе экскурсии подразделяются на две части: деятельность экскурсовода и деятельность экскурсантов.
наблюдение
В практической деятельности экскурсия рассматривается в нескольких аспектах:
- а) как самостоятельная форма воспитания и обучения, как составная часть других форм обучения и воспитания;
- б) как форма работы с массовой аудиторией и одна из форм обучения;
- в) как форма организации культурного досуга, воспитательной работы;
- г) как эпизодическое (разовое) мероприятие, часть тематического цикла, а также как одна из ступеней познания;
- д) как форма распространения научных знаний, идейного воспитания;
- е) как мероприятие по одному из направлений воспитания — патриотического, трудового, эстетического, а также как часть процесса формирования всесторонне развитой личности;
- з) как автономная форма культурно-просветительной работы и как неотъемлемая часть организованного туризма;
- и) как форма межличностного общения экскурсовода с экскурсантами, экскурсантов друг с другом и как форма общения экскурсантов с объектами.
Более правильное представление об экскурсии дает сочетание нескольких аспектов. Рассмотрение же любой конкретной экскурсии, того или иного вида экскурсии в одном из названных аспектов не даст возможности для выявления ее сущности.
Экскурсионная деятельность является одним из основных компонентов индустрии туризма. Экскурсионные услуги входят в перечень дополнительных услуг, оказываемых средствами размещения. Следует отметить, что экскурсионные услуги оказываются большинством гостиничных предприятий, независимо от их категории и репутации. При ряде гостиниц есть собственные экскурсионные бюро и специализированные отделы.
Согласно определению, данному в «Энциклопедии туризма» экскурсия представляет собой:
Медицинский туризм как перспективное направление деятельности ...
... (туриста) в другую страну или регион для получения медицинских услуг. Известный отечественный специалист А.В.Бабкин использует понятие лечебный туризм. Он определяет его как деятельность, характеризуемую ... цели в работе ставятся следующие задачи: изучить понятие и содержание медицинского туризма; изучить технологию организации медицинских туров; провести анализ рынка медицинского туризма в России; ...
- туристскую услугу, обеспечивающую удовлетворение духовных, эстетических, информационных потребностей туристов (ГОСТ Р. 50690-94 «Туристские услуги»):
- процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современных и исторических ситуаций, элементов быта, т.е.
достопримечательностей определенного города или региона — заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;
- тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.
В.С. Сенин трактует туристско-экскурсионную деятельность как деятельность по организации ознакомления туристов с туристскими ресурсами в стране (месте) временного пребывания, которая не предусматривает предоставления услуг по размещению (ночевке).
[5] Сенин В.С. Организация международного туризма DOC. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, 2003, С. 54
Всемирная туристская организация считает экскурсантом временного (однодневного) посетителя местности, населенного пункта или страны, независимо от его гражданства, пола, языка и религии, находящегося в данной местности в целях туризма менее чем 24 часа. К категории экскурсантов относятся пассажиры яхт и других круизных судов, участники туристских железнодорожных маршрутов. Экскурсанты не учитываются в статистике туризма.
Каждая экскурсия имеет определенные элементы или признаки, отличающие ее от других видов туристского обслуживания:
- протяженность по времени проведения (от одного академического часа до одних суток);
- наличие экскурсантов (группа или индивидуально);
- наличие экскурсовода, проводящего экскурсию; показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;
- передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;
- целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода:
- наличие определенной темы;
- активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).
Экскурсия выполняет функции информации, расширения кругозора и познания, организации культурного досуга, отдыха, общения.
К экскурсиям также предъявляется ряд требований, определяющих их значимость, а именно — полнота и достоверность информации, культурно-познавательная значимость, законченность и точность композиции и исполнения экскурсии, удовлетворение эстетических и морально-психологических потребностей экскурсантов.
В целом, туристско-экскурсионное обслуживание можно представить как составную часть системы туристско-рекреационного обслуживания. Соответственно, в качестве системных функций выполняется организация экскурсионного обслуживания местного населения и посещающих данную местность туристов, а также туристов плановых маршрутов, групп маршрутов выходного дня и туристов транспортных маршрутов экскурсионными организациями и учреждениями.
Классифицировать экскурсии можно по ряду признаков.
1. По содержанию экскурсии подразделяют на обзорные и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многоплановые и затрагивают несколько тем. Тематические экскурсии проводят на одну тему. В свою очередь, тематические экскурсии подразделяют на следующие группы: исторические, военно-исторические, природоведческие, искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные и производственные. Существует деление групп и на более мелкие подгруппы.
Международное правовое регулирование туристской деятельности
... правовом регулировании. Основная цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать международное регулирование туристской деятельности. Задачи, которые я поставила перед собой в этой работе: Проанализировать международное туристское право Изучить нормативно-правовые акты международного права Проанализировать задачи международных туристских организаций. ...
2. Состав участников экскурсий характеризуется возрастными категориями (взрослые, дети и т. д.), степенью организованности (плановые организованные туристы, случайный состав и т. д.), местом жительства экскурсантов (местное или приезжее население), социальными группами (рабочие, жители городов и сёл, учащиеся и т. д.).
З. По месту проведения экскурсии подразделяют: на городские, загородные, производственные, музейные. Место проведения определяет вид экскурсии.
4. По способу передвижения экскурсии подразделяют на пешеходные, транспортные и комбинированные. В качестве транспортных средств применяют: автобусы, городской транспорт, поезда, теплоходы и другие виды.
5. По форме проведения экскурсии могут быть различными:
- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке и т.д.;
- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);
- экскурсия-концерт — посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений;
- экскурсия-спектакль — форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.;
- экскурсия-урок — представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;
- учебная экскурсия — является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;
- пробная экскурсия (представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий) и др.
По цикличности проведения экскурсии — единичные и тематические объединенные общим названием.
Классификация экскурсий имеет большое значение для правильной организации работы туристско-экскурсионных учреждений профсоюзов, способствует специализации экскурсоводов и создает основу для деятельности методических секций бюро путешествий и экскурсий.
В настоящее время внимание к экскурсионной работе существенно снизилось, в том числе и со стороны государства. В некоторой степени это можно объяснить выраженным идеологическим акцентом большинства экскурсионных программ, что привело к падению спроса со стороны туристов в результате пресыщения односторонней подачей информации. Тем не менее, Россия обладает колоссальным экскурсионным потенциалом, прежде всего историко-культурным, что не может не привлекать внимание представителей индустрии туризма, желающих разнообразить спектр предлагаемых ими услуг. После разрушения системы профсоюзов экскурсионное обслуживание фактически не имеет централизованной организационной структуры, органов управления, нормативных и программных документов. При создании новых органов управления туризмом в 1990-х годах экскурсии не вошли в число интересов, определенных, например. Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре и туризму от 27 апреля 1995 г., Положением о Государственном комитете Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму от 25 января 2001 г. или ныне действующим, Положением о Департаменте туризма при Министерстве экономического развития и торговли РФ. Современный состав услуг, подразумеваемый под экскурсионным обслуживанием как видом экономической деятельности, определяется Общероссийским классификатором услуг населению, разделом 6 «Туристские и экскурсионные услуги». В данном разделе выделяется подраздел Экскурсионные услуги, имеющий следующую структуру:
Музеи Косихинского района как объекты туристско-экскурсионной деятельности
... объектам туристско-экскурсионной деятельности в Косихинском районе относятся Алтайский государственный мемориальный музей Г.С.Титова в селе Полковниково, Мемориальный музей Р.И.Рождественского и Косихинский районный краеведческий музей ... учреждениями. Наиболее распространен в мире познавательный туризм, когда туристические визиты, например, в Красноярский край, Москву, Санкт-Петербург и другие ...
Экскурсионные услуги:
1. Реализация услуг бюро экскурсий:
- бронирование услуг;
- доставка экскурсионных билетов заказчикам;
- услуги рекламно-экскурсионного бюро и представительств;
- организация экскурсий (групповых, индивидуальных);
- услуги экскурсовода.
2. Экскурсии: обзорные экскурсии; тематические экскурсии; музейные экскурсии; пешеходные экскурсии; экскурсии городские; экскурсии загородные; экскурсии на маршрутах выходного дня; экскурсии с использованием транспортных средств теплоходные, авиационные (на самолетах, вертолетах), автобусные, другие.
Таким образом, туристско-экскурсионное обслуживание можно охарактеризовать как неотъемлемую часть индустрии туризма, одну из наиболее массовых рано возникших составляющих. Экскурсионная деятельность имеет достаточно сложную структуру, как и весь туризм в целом, подразделяется по нескольким классификационным признакам и имеет возможности предложить свои услуги разнообразным группам потребителей. Сложность объясняется многообразием форм и методов работы, необходимостью и возможностями взаимодействия при оказании туристско-краеведческих экскурсионных услуг с другими учреждениями и объектами. В настоящее время развитие туристско-экскурсионной деятельности напрямую зависит от развития туризма в данном регионе в целом, поскольку именно туристы являются основными потребителями экскурсионных услуг (на местном уровне представляется возможной работа главным образом с образовательными учреждениями).
С другой стороны, именно туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность является одним из эффективных средств комплексного воздействия на формирование их личности. В ней при правильном педагогическом построении формируются все основные стороны воспитания: идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, значительно расширяется кругозор учащихся — идет интенсивное умственное развитие.
1.2 История развития туристско-краеведческой деятельности в системе образования
Туризм как социальное явление впервые появился как отдельный вид социальной активности в конце XVII — начале XVIII в. в учебных заведениях Англии, Франции, Германии, Австрии и других стран, когда при изучении отдельных предметов педагоги стали использовать в работе с учащимися пешеходные прогулки и поездки в окрестности. Эти простейшие формы путешествия получили название экскурсии. Великий славянский педагог Я.А. Коменский (1592-1670) требовал включения в систему образования и воспитания детей и подростков подвижных игр, путешествий. Интерес к путешествиям тесно связан с развитием краеведения. Начало краеведческих исследований в России относится к эпохе преобразований (начало XVIII в.) и связано с Указом Петра I от 12 февраля 1718 г., которым предписывалось докладывать царю обо всех любопытных находках и награждать тех, кто их обнаружит. Сведения о прошлом селений, городов и т.д. вошли в местные и общерусские летописи, а также в другие письменные источники. Одним их первых организаторов экскурсионной работы с детьми и туризма был декабрист И.Д. Якушкин. Работая в школе, он практиковал летние походы и экскурсии с целью изучения окружающей природы.
Возможность развития туристско-рекреационной деятельности в Кировской области
... рекреационной деятельности. Одной из таких является туристско-рекреационная деятельность. Анализ туристских ресурсов Кировской области позволяет сделать вывод о возможности создания на их основе конкурентоспособного туристского продукта в разных видах туризма, который при правильной организации ... В целом климатические условия Кировской области благоприятны для организации летнего и зимнего отдыха ...
В годы Великой Отечественной войны туристско-экскурсионная деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. В 1942 г. в Подмосковье и в Ярославской области были созданы детские учреждения нового типа — школьные палаточные лагеря. В Москве к лету 1946г. их организовали 84 школы. Основной целью деятельности школьных палаточных лагерей стал сбор полезных дикорастущих растений, в первую очередь лекарственных трав, для нужд фронта. Помимо этого, организовывались походы по местам боев: школьники собирали материалы о сражениях, записывали биографические данные героев Великой Отечественной войны. Ребята работали на колхозных и совхозных полях, помогали семьям фронтовиков, инвалидам войны. Так воплощалась идея общественно полезной деятельности в детском туризме.
В послевоенные годы органы народного образования продолжали уделять большое внимание детскому туризму. На Всероссийском совещании по народному образованию (1945 г.) была создана специальная внешкольная секция. В опубликованных ею материалах подчеркивалось огромное значение внешкольной работы по туризму, рекомендовалось Дворцам и Домам пионеров, детским домам, школам и другим школьным и внешкольным детским учреждениям широко использовать туристско-краеведческую деятельность как средство познавательной и оздоровительной работы с учащимися. Значительную работу по развитию детского туризма вела Центральная детская экскурсионно-туристская станция при Министерстве просвещения РСФСР.
Несмотря на оживление школьной туристской деятельности, формы и методы организация работы с юными туристами были несовершенны. 10 мая 1954 г. вышло письмо Министерства просвещения РСФСР (№ 61-М), в котором отмечалось, что за последние годы достигнуты определенные успехи в организации массовой туристской и экскурсионно-краеведческой работы с детьми, однако многие отделы народного образования недооценивают ее значение. В письме указывалось на то, что в каждом ОБЛОНО и РАЙОНО должны быть лица, ответственные за проведение экскурсионно-туристской работы, а руководители семилетних и десятилетних школ обязаны выделять из числа учителей организаторов туристской и экскурсионно-краеведческой работы с учащимися. Предлагалось организовывать семинары для учителей и пионерских вожатых — руководителей походов и экскурсий по родному краю. Письмо содержало примерную программу организации туристской деятельности учащихся, требования к руководителю похода и сыграло немалую роль в активизации туристской работы с детьми в школах и во внешкольных учреждениях. Это был первый методически обоснованный материал для учителей — руководителей детского туризма.
Программа подготовки руководителей школьных походов и экскурсий включала такие вопросы туристско-краеведческой работы, как собственно туристская деятельность (подготовка к походу снаряжения, продовольствия, пользование средствами транспорта, выбор места привала, разведение костра, установка палатки и др.), так и воспитание участников похода (привитие чувства сплоченности, дисциплины, навыков культурного поведения в общественных местах, выполнения санитарно-гигиенических правил и пр.) В программе были заложены основы воспитания через туристскую деятельность. Недостатком программы явилось то, что руководители детского туризма не были нацелены на его неограниченные возможности в области эстетического, трудового воспитания и политехнического образования. В программе не указывалось также на необходимость использования туризма в качестве важного средства индивидуального воздействия на воспитание и перевоспитание школьников.
Дальнейшему развитию школьного туризма и краеведения способствовали походы по местам боевой и трудовой славы советского народа. Центральной детской экскурсионно-туристской станцией и газетой «Пионерская правда» была организована Всесоюзная экспедиция пионеров и школьников в честь 40-летия Октябрьской революции 1917 г. В июне 1958 г. было создано Бюро международного молодёжного туризма «Спутник» с целями организации поездок зарубежной молодежи в СССР и советской молодежи — за границу и по СССР.
Все больше учителей стали использовать туризм как эффективное средство воспитания школьников. Именно на этом принципе строил туристско-краеведческую и экскурсионную работу замечательный педагог В.А. Сухомлинский (1918-1970).
Организованные им многочисленные прогулки с детьми носили познавательный характер, были уроками гуманизма. «Настоящее моральное воспитание невозможно без воспитания эмоционального», — писал В. А. Сухомлинский. [6] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1971. — С. 196.
Большую роль в развития туризма и экскурсий в последующие годы сыграло Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. № 411 «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране». Основные положения этого документа были конкретизированы в решениях и постановлениях ряда министерств и ведомств. Так, в постановлении коллегии Министерства просвещения СССР и Комитета физической культуры и спорта при Совете министров СССР от 19 ноября 1969 г. говорилось, что туризм есть средство воспитания, укрепления здоровья, активного отдыха и приобщения школьников к систематическим занятиям физической культурой и спортом.
В 1970 г. Министерство просвещения СССР создало Центральную детскую экспедиционно-туристскую станцию, которая возглавила туристскую работу с детьми. Принятое совместно Секретариатом ВЦСПС, Бюро ЦК ВЛКСМ, коллегией Министерства культуры СССР, президиумом ЦК ДОСААФ, президиумом Советского комитета ветеранов войны в 1971 г. Положение о Всесоюзном походе комсомольцев и молодёжи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа укрепило массовое патриотическое движение, направленное на воспитание у юношей и девушек идейной убежденности, повышение общественной и трудовой активности, готовности к защите Родины и завоеваний социализма. Содержание Всесоюзного похода обогатилось патриотической деятельностью (шефство над инвалидами войны, ветеранами революции и труда, сооружение памятников и мемориальных знаков и т.д.) и общественно полезной деятельностью (охрана природы и др.) Руководство Всесоюзным походом осуществляли центральный штаб при ЦК ВЛКСМ и штабы при ЦК ВЛКСМ союзных республик, комитеты комсомола крайкомов, обкомов, окружкомов, горкомов, райкомов, промышленных предприятий, учреждений, учебных заведений, колхозов и совхозов. Итоги Всесоюзного похода обобщались на всесоюзных конкурсах, проводимых перед всесоюзными слётами, для участия в которых делегировались победители республиканских конкурсов.
Характерной чертой активизации туристско-краеведческой работы в школах стало создание краеведческих музеев, значение которых в учебно-воспитательной работе с учащимися значительно возросло. Собираемый юными туристами и краеведами материал широко использовался учителями на уроках истории, обществоведения, литературы, географии, биологии. Школьный музей становился местом проведения пионерских линеек, комсомольских собраний, встреч с ветеранами, тематических конференций. В краеведческих кружках организовывалось планомерное изучение родного края (села, города).
Активизировалась туристская и экскурсионно-краеведческая работа во внешкольных детских учреждениях. В Домах пионеров создавались туристско-краеведческие кружки и секции, организовывались отряды юных туристов-краеведов. Участвуя в походах, экскурсиях и экспедициях, собирая материалы для школьных музеев, учащиеся обогащались новыми знаниями, глубже познавали жизнь, изучали историю, природу и хозяйство родного края, овладевали необходимыми трудовыми навыками. Большой интерес представляли попытки коллективов детских экскурсионно-туристских станций выработать методические и педагогические пособия с примерными учебными программами для занятий туризмом. В пособиях широко освещались спортивная, исследовательская, познавательная и оздоровительная стороны школьного туризма, подробно излагались вопросы туристской техники (подготовка снаряжения, установка палатки, разведение костра) и ориентирования (движение по азимуту, чтение карты и т.д.).
В 1970 — начале 80-х годов появилось много интересных научно-методических работ, посвящённых детскому туризму. Следует выделить сборник программ «Туризм и краеведение» (М., «Просвещение», 1982) для внешкольных учреждений и общеобразовательной школы, которая позволила планово и систематично вести туристско-краеведческую работу в кружках и секциях. Большим подспорьем для организаторов детского туризма явилась книга «Азбука туризма» (К.В. Бардин), раскрывшая техническую сторону пешеходного туризма. Книга выдержала несколько изданий и пользовалась большим спросом у работников общеобразовательной школы и внешкольных учреждений.
Таким образом, научная, научно-популярная и инструктивно-методическая литература, а также передовая педагогическая практика показывают, что туризм рассматривался как одно из эффективных средств всестороннего развития детей, подростков, молодёжи. Это нашло выражение в ряде Постановлений Коммунистической партии и правительства СССР, в документах органов народного образования, широком освещении вопросов туристской работы в печати, активизации научных исследований проблем детского туризма, в увеличении охвата школьников его различными видами и формами.
Вместе с тем слабым звеном оставались самодеятельные формы туристско-экскурсионной деятельности. Отсутствие методического материала не позволяло в полной мере решать проблемы организации учебно-воспитательной и оздоровительной работы в туристской деятельности учащихся различных возрастных групп.
С конца 1970 — начала 80-х годов в ряде регионов стала активизироваться туристско-краеведческая работа в начальной школе, базировавшаяся на комплексном подходе к воспитательному процессу. Получили широкое распространение такие формы туристских слётов-соревнований, как Контрольно-комбинированный маршрут (ККМ) и Контрольно-туристский маршрут (КТМ), где активный туризм сочетался с познавательной деятельностью и элементами идейно-политического и нравственного воспитания школьников.
Значительную роль в развитии детского туризма сыграло разработанное в 1977 г. Министерством просвещения СССР Положение о республиканских, краевых, областных и окружных станциях юных туристов (СЮТУР), в котором указывалось, что они (станции) являются инструктивно-методическими и организационными центрами туристской, краеведческой и экскурсионной работы со школьниками. В начале 1980-х годов значительное внимание в туристско-краеведческой работе уделялось военно-патриотической тематике. Были организованы Всесоюзная экспедиция «Летопись Великой Отечественной войны», операции «Долг», «Вахта Памяти» и т.д.
В ходе школьной реформы, начатой в 1990-е годы, одни внешкольные учреждения профильного характера были упразднены, другие подверглись слиянию. Однако благодаря действиям руководства Управления внешкольной работы Министерства образования РФ, переименованного в Управление дополнительного образования и активной позиции общественности этот процесс удалось остановить.
В этот период вышла серия книг и журналов, посвященных детско-юношескому туризму и краеведению, были разработаны методики и программы по развитию детско-юношеского туризма. Особо значимыми стали программы «Юные судьи по туризму» (Ю.С. Константинов), «Юные инструкторы по туризму» (А.Г. Маслов), «Школа туристских вожаков» (В.М. Куликов и Л.М. Ротштейн), «Могучее средство развития личности» (А.А. Остапец), «Вся жизнь — поход» (В.Я. Дяхтерев) и др.
Стали проводиться научно-практические конференции по проблемам детского туризма и школьного краеведения. Некоторые вузы ввели курс «Детско-юношеский туризм и краеведение». В конце 1990-х годов были выпущены первые дипломированные специалисты — социальные педагоги-организаторы детско-юношеского туризма.
Была создана Московская академия детско-юношеского туризма и краеведения, учреждена её высшая награда — «Золотой компас» — за достижения в науке и практике детско-юношеского туризма. Походы, экскурсии, экспедиции, краеведческие конференции, посвящённые знаменательным датам, стали массовыми. Особое внимание уделялось проведению массовых слётов и соревнований.
Большим событием стало открытие аспирантуры в Российской международной академии туризма (РМАТ), возглавляемой профессором В.А. Квартальновым, где за последние два года защитились свыше 20 педагогов, работающих с детьми в области туризма и краеведения.
С 1991 г. Экспериментальный центр детско-юношеского туризма и экскурсий «Родина» начал вести опытную проверку нагрузок во время прогулок детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), а с 1998 г. — проверку нагрузок детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Первые результаты подтвердили гипотезу, что ознакомление детей с окружающим «малым» миром является важнейшим элементом их раннего развития, который нельзя недооценивать. Дошкольник «ближе к земле», к окружающим его предметам. Он заметит и удивится любой мелкой детали природы, на что подросток и тем более юноша не обратят внимания. Старшеклассник, как говорится, «за лесом деревьев не видит».
Итак, ретроспективный анализ развития детского туризма показывает, что в советской и российской общеобразовательной школе туристско-краеведческая деятельность учащихся рассматривалась и рассматривается как одно из эффективных средств воспитания подрастающего поколения. Это нашло отражение как в практике, так и в научных исследованиях. В настоящее время большую работу в этом направлении проводят НИИ РАО, педагогические институты, университеты, Минобразование России и действующий при нем Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, а также многочисленные туристские станции и центры детского туризма.
Глава 2. Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность в рамках школьного учреждения на примере ГБОУ СОШ №846
2.1 Общая характеристика деятельности Историко-Краеведческого Музея имени И.С. Полбина в ГБОУ СОШ №846
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность в образовательном учреждении — совместная работа педагогического и ученического коллективов школы, родителей по организации прогулок, походов, путешествий, полевых лагерей и соревнований в природной среде. Цели данной деятельности — развитие интереса к обучению и более прочное усвоение знаний за счет использования краеведческого подхода в преподавании и практического их закрепления, сбор наглядных материалов для учебных кабинетов, создание условий для самореализации школьников и развития их творческих способностей, формирование детского коллектива, оздоровление в активной деятельности на природе, развитие экологической культуры поведения, гражданско-патриотическое воспитание, опыт общественно-полезного труда.
В своей исследовательской работе мы представляем к рассмотрению туристско-краеведческую деятельность Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Средней Общеобразовательной Школы № 846 имени И.С. Полбина.
Туристско-краеведческая и экскурсионная деятельность в ГБОУ СОШ №846 организуется в соответствии с Уставом школы, «Инструкцией по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами Российской Федерации», «Инструкцией по организации и проведению туристских мероприятий с учащимися и воспитанниками образовательных учреждений Москвы» и настоящим Положением об организации туристско-краеведческой деятельности с учащимися школы №846, утвержденным решением педагогического совета ГБОУ СОШ № 846 за протоколом №118 от «16» сентября 2013 г.
Для вовлечения каждого ученика школы в туристско-краеведческую деятельность работа организуется по классам с 1-го по 11-й. В течение учебного года каждый класс проводит не менее четырех однодневных туристских прогулок (1—4 й классы), походов (5—11 й классы).
Ежегодно учащиеся 5—11го классов принимают участие в общешкольном туристском слете-соревновании, который проводится согласно «Положению о слете» и «Условиям соревнований».
Формами зачетных мероприятий для повышения спортивного мастерства и туристской квалификации, отработки навыков по технике и тактике туризма являются полевые лагеря, многодневные степенные и категорийные походы.
Непосредственное руководство туристско-краеведческой работой школы осуществляет Туристский Совет школы, в который входят заместитель директора по воспитательной работе, туристский организатор школы, руководитель краеведческого музея школы, туристские организаторы классов.
Планирование туристско-краеведческой деятельности включает в себя:
- планы классных коллективов, которые составляются по «Форме плана туристско-краеведческой деятельности класса» в соответствии с потребностями учащихся класса и уровнем их туристской квалификации;
- общешкольный план туристско-краеведческой деятельности на учебный год;
- учебно-тематические планы групп дополнительного образования в составе туристского клуба школы;
- планы подготовки, проведения и подведения итогов отдельных мероприятий.
Учет результатов туристско-краеведческой деятельности осуществляют: классные руководители в «Тетрадях учета туристской работы классов» (прогулки, походы, экскурсии), туристский организатор школы в «Журнале учета туристской работы школы», руководитель школьного краеведческого музея в «Журнале учета работы». В целях стимулирования развития туристско-краеведческой деятельности Туристский Совет школы проводит смотр на лучшую организацию туристско-краеведческой деятельности классов в соответствии с «Положением о смотре туристско-краеведческой деятельности классов».
Педагогический совет рассматривает, а директор школы утверждает: «Положение о смотре туристско-краеведческой деятельности классов», «Положение об оплате труда и стимулировании организаторов туристско-краеведческой деятельности с учащимися», «Положение о туристском слете-соревновании» и изменения в данных положениях. По представлению Туристского Совета директор школы ежегодно приказом утверждает:
- планы классных коллективов и общешкольный план туристско-краеведческой деятельности на учебный год;
- итоги туристско-краеведческой деятельности за учебный год.
Вся информация по туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности для педагогов, учащихся и родителей размещается на специальных стендах («Туристский уголок»).
Отчеты о туристских походах, составленные по установленной форме, представляются в библиотеку школы и составляют информационный банк туристских маршрутов. Библиотекарь с помощью туристского организатора школы формирует в библиотеке полку краеведческой литературы и подборку туристских отчетов — разработок маршрутов для параллелей классов.
В последние годы усиливается интерес к истории родного края, разрабатываются и реализуются местные краеведческие программы. Школьники и педагоги совершают экскурсии, походы по родному краю и местам боевой славы земляков, ведут описания памятников природы, истории и культуры, собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними, пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы. Закономерным итогом краеведческой деятельности школьников и педагогов становятся создание школьных музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края. Участие школьников в организации музея, в сборе и описании его коллекций, в оформлении экспозиций, использование материалов музея на занятиях по различным учебным дисциплинам и во внеурочной деятельности приучают детей приёмам самостоятельной исследовательской работы и воспитывают любовь и уважение к своему краю, своему народу.
Особым достоянием туристско-краеведческой и экскурсионной деятельности в данном образовательном учреждении является школьный краеведческий музей.
Школьный краеведческий музей имеет специфические особенности и задачи. Во-первых, музей носит учебно-педагогическое назначение — в нем все предназначено для учащихся и в основном создано их руками под руководством учителя. Экспонаты в школьном музее — это наглядные пособия для уроков, поэтому экспозиция выстаивается так, чтобы быть использованной в учебном процессе. Во-вторых, сама организация музея является одной из форм проявления самостоятельности и инициативы учащихся — приобщения их к исследовательской работе, к выполнению творческих поисковых заданий.
Краеведческий музей на базе школы №846 был создан в 1998 году. Идея создания музея принадлежит Управе нашего района, которая воплотила ее в жизнь вместе с Советом Ветеранов, педагогами и администрацией школы.
Уставным документом, регламентирующим деятельность музея, является «Положение о музее в образовательном учреждении (школьном музее)» (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16).
Музей, созданный в данной школе, помогает в решении образовательных задач на уроках истории, москвоведения, изобразительного искусства, литературы. Задачами деятельности краеведческого музея являются: