Транспортная логистика в туризме

Контрольная работа

1. Классификация транспортных путешествий

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства, транспорт относится к сфере производства материальных услуг [1, c. 107].

Первым специалистом туристического дела считают англичанина Томаса Кука. В 1847 году предприятие, созданное Т. Куком, начало организовывать зарубежные поездки, сначала во Францию, а позже — в другие европейские страны. В 1851 году основано коммерческое бюро путешествий «Томас Кук и сын», которое уже в 1865 году отправила первую организованную группу туристов на отдых в Швейцарию. Итак, первые шаги в развитии туризма были связаны с железнодорожным и морским транспортом В 1838 году колесно-винтовой пароход «Грейт вестерн» совершил первый рейс — перевез из Америки в Европу 68 пассажиров начав регулярное пароходное сообщение между Нью-Йорком и Лондоном. В 1866 году Т. Кук совершил поездки двух групп английских туристов в США, а в 1867 году американский пароход «Квейкер Сити» отплыл в пятимесячное морское путешествие, на борту которого находилось 60 туристов. Среди них был Марк Твен, описавший свои дорожные приключения в книге «Простаки за границей». Так начал развиваться межконтинентальный туризм. В 1882 году Кук организовал первую в мире кругосветное путешествие. Новый бизнес заинтересовал многих предпринимателей, после фирмы Кука на Британских островах возникают туристические организации «Треймза и Ланна», «Политическая туристическая ассоциация», «Кооперативная ассоциация отдыха», «Велосипедный туристический клуб». Во второй половине XIX века туристические фирмы и агентства появляются в США, а также во Франции, Италии, Швейцарии, России (1885) и других странах Европейского континента [2, c. 58].

На сегодня транспортные системы разных стран мира имеют свои особенности, учитывая такие факторы, как географическое положение, природно-ресурсный потенциал, рельеф, климат, ландшафт и т.д. Поэтому различные страны имеют различную структуру транспортного комплекса. Например, равнинные страны, прежде всего, развивают железнодорожный и автомобильный виды транспорта. Если в стране есть много рек и озер, активно функционирует речной транспорт. Страны, имеющие выход к морям и океанам, обязательно используют морской транспорт. Горные страны и страны с большой площадью территории активно развивают воздушный транспорт. Эти характеристики влияют на туризм, особенно международный, который как раньше, так и сейчас без транспорта практически невозможен. В свою очередь, развитие туризма требует развития транспорта. Например, речные экскурсии и круизы, которые начала проводить известная компания «Америкэн экспресс» на колесном пароходе по реке Миссисипи (США) в первой половине XIX века. Позже круизы развивались в Европе (на реках Рейн и Дунай) и Африке (на реке Нил).

12 стр., 5938 слов

Турист как экономический объект туризма

... требования туристов. Хартия туризма включает. Кодекс туриста - это совокупность правил и норм поведения туриста во время туристской поездки. Хартия туризма торжественно провозгласила право каждого человека на отдых ... формальностей с учетом постоянного снижения ограничений на путешествия. Кодекс туриста закрепил права и обязанности иностранного туриста в стране посещения, что нашло свое логическое ...

На сегодня классификация транспортных путешествий, которые разделяют по ряду признаков: тип маршрута, вид транспорта, сезонность действия, форма маршрута, продолжительность путешествия и др. Согласно «Рекомендациям по статистике туризма», разработанными ВТО, предлагают следующую классификацию средств транспорта в туризме:

Классификации транспортных путешествий

По типу маршрута

автобусный воздушный морской речной железнодорожный другие виды

По виду транспорта

Поезд автобус самолет теплоходы,паромы байдарки велосипеды дельтоплан

По форме маршрута путешествия

линейный кольцевой радиальный комбинированный

По продолжительности путешествия

короткопродолжительные на время выходных многодневные

Наибольшее популярны автобусные, авиационные и железнодорожные путешествия (около 90% общего объема транспортных путешествий).

Сейчас в зависимости от срока и расстояния поездки доля транспортной составляющей в цене тура составляет от 20 до 60 %.

Значительная скорость прибытия туристов самолетами зависит от достаточно высокого уровня сервиса и связана с высоким уровнем тарифов. Высокий уровень мобильности автомобильного транспорта (автобусов и легковых автомобилей) привлекает, но уступает незначительной пассажировместимостью, низким уровнем безопасности. В целом, оценки привлекательности главных транспортных средств для международных туристических поездок по 10-бальныму рейтингу приведены в таблице ниже, следует отметить, что рейтинг видов транспорта, применяемых в туризме, по десяти основным требованиям (критериям оценки) отличается незначительно. Определенную роль играет является влияние взаимопротивоположных факторов (стоимости, эксплуатационной скорости, емкости, капитальных затрат и т.п.) [2, c. 63].

Критерии оценки

Речной транспорт

Морской транспорт

Ж/д транспорт

Автобусный транспорт

Легковой автомобиль

Воздушный транспорт

1

Безопасность движения

7

5

6

4

5

7

2

Экологическая безопасность

6

6

7

5

6

8

3

Стоимость перевозки

8

6

9

8

2

1

4

Эксплуатационная скорость

1

2

6

4

6

10

5

Мобильность

1

1

1

8

10

5

6

Возможность остановки по необходимости

2

1

1

8

10

1

7

Продолж-ть жизнеобеспеч-я в дороге

8

10

5

3

2

5

8

Вместительность

7

10

6

4

1

7

9

Удельные финансовые затраты

2

1

5

8

10

2

10

Уровень комфорта

8

10

2

4

6

6

2. Виды транспорта и их выбор

Выбор вида транспорта в логистике туризма зависит, кроме критериев оценки, и от определения сроков прибытия туристов. Для этого нужно вычислить эксплуатационную скорость каждого вида транспорта, применяя такие формулы:

1) железнодорожный транспорт:

2) морской транспорт:

4) автотранспорт:

где Г8, Тм, Гр, Тл — срок прибытия туристов соответствующим видом транспорта ИПК — время на начально-конечные операции (в туризме часто равна 0); / — расстояние в км или милях; Кп3, V_к — норма пробега с железнодорожного вагона или корабля в сутки * 3дад * Рдод Сол — время на Д ° налоговой * операции (суток) для железнодорожного, речного или морского транспорта (в туризме часто равна 0); V — эксплуатационная швидкис во автобуса (км / ч); V — коммерческая скорость корабля (миль / сутки); Кдов — эксплуатационная скорость корабля (миль / сутки); Ь — коэффициент использования грузоподъемности (%); Дв — грузоподъемность суд на (тон) М — средневзвешенная суточная норма грузовых работ (тонн / сутки); t0 — время на накопление, формирование и отправление грузов, суток (в туризме равна нулю) [2, c. 66].

В условиях рыночной экономики турфирма, как покупатель транспортных услуг, не «замкнута» на определенных перевозчиках, а может выбирать их, ориентироваться на репутацию той или иной транспортной фирмы. Относительно 29% перевозчиков, с которыми турфирма заключает 80% своих сделок, следует разработать и использовать систему рейтинговой оценки компаний-перевозчиков по следующему анализу. Анализ их деятельности целесообразно осуществлять

Процедура оценки перевозчиков с целью выбора наилучшего из них предусматривает

1) турфирма определяет значимость того или иного показателя и каждому предоставляет ранг;

2) каждый показатель оценивают по 5-балльной шкале (степень важности возрастает от 1 до 5);

3) для всех показателей вычисляют интегральные индексы;

4) интегральные показатели суммируют, сравнивают и после этого выбирают наиболее подходящего перевозчика.

В западной логистической практике в процессе выбора перевозчика часто используют специально разработанные ранговые системы показателей. Для примера приведем одну из них (таблица расположена ниже).

Простейшая схема выбора перевозчика с помощью систем ранжированных критериев заключается в непосредственном сравнении суммарного рейтинга перевозчиков [2, c. 68].

№ п/н

Критерий (показатель)

Ранг

1.

Безопасность перевозок

1

2.

Тарифы (стоимость перевозки)

2

3.

Надежность (соблюдение времени прибытия)

3

4.

Общее время перевозки

4

5.

Готовность перевозчика к переговорам об изменении тарифа

5

6.

Финансовая стабильность перевозчика

6

7.

Наличие дополнительного оборудования в автобусе

7

8.

Качество сервиса

8

9.

Наличие дополнительных услуг

9

10.

Квалификация персонала

10

11.

Отслеживание движения транспортных средств

11

12.

Готовность перевозчика к переговорам об изменении сервиса

12

13.

Гибкость схем маршрутов перевозок

13

14

Сервис на линии

14

15.

Процедура заявки (заказ на транспортировку)

15

16.

Качество организации продажи транспортных услуг

16

17.

Специальное оборудование

17

Главную роль в общей структуре транспортных услуг играет авиационный транспорт, большинство туристов, особенно, если это далекие путешествия, выбирают именно этот вид транспорта. Если самолеты -магистральный вид транспорта, то автобусный и автомобильный — туристический транспорт местного и внутрирегионального значения. Автотранспорт применяют в туризме для трансферов, экскурсий, внутренне маршрутных перевозок, аренды автомашин туристами и т.д. Особенно популярны автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и памятных мест.

Основной конкурент автобуса в групповых перевозках туристов – железная дорога. Преимущество железнодорожных перевозок заключается в низких тарифах, а в зарубежных странах — в системе скидок и проездных билетов. Однако, на дальних расстояниях конкурировать с авиационным, автомобильный и железнодорожный транспорт не могут. Водный транспорт (речной и морской) связан с особым видом туризма – круизным. Водные путешествия также имеют преимущества — высокий уровень комфорта, большой объем одновременной загрузки, возможность реализации различных видов и целей туризма (познавательный, бизнес-туризм, учебный, шоп-туризм), полноценный отдых, полный комплекс жизнеобеспечения, но есть и недостатки (низкая скорость движения, высокие тарифы, ограничение подвижности, «морская болезнь» для части туристов).

Однако не следует забывать, в некоторых местностях нет альтернативы в выборе вида транспорта, к примеру, во многих приполярных местностях Норвегии, США, России, Канады дорог нет, водный транспорт применить невозможно в силу ледовых обстоятельств и навигации, поэтому используют или вертолет, или средства малой авиации, а местное население перемещается на оленях, собаках или мотосанках, если в местности соответствующие условия — на вездеходах или средствах на воздушной подушке. Главную роль в общей структуре транспортных услуг играет авиационный транспорт, большинство туристов, особенно если это далекие путешествия, выбирают именно этот вид транспорта. Если самолеты это магистральный вид транспорта, то автобусный и автомобильный — туристический транспорт местного и внутрирегионального значения. Автотранспорт применяют в туризме для трансферов, экскурсий, внутреннемаршрутных перевозок, аренды автомашин туристами и т.д. Особенно популярны автобусные экскурсионно-познавательные туры с посещением нескольких городов и памятных мест: для туристов такие путешествия очень удобны [2, c. 74].

Список использованных источников:

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kontrolnaya/protsess-okazaniya-transportno-logisticheskih-uslug-v-mejdunarojnom-turizme-2/

1. Гаджинский, А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений./ А.М. Гаджинский — 2-е изд.— М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 1999. — 228 с.

2. Гвозденко, А.А. Логистика в туризме: учеб. пос. / А.А. Гвозденко — М.: Финансы и статистика, 2004. — 272с.

3. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь: статистический сборник // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Минск, 2012. – 131 с.