Антикризисное управление российским предприятием, турфирма

Курсовая работа

Туризм в современной мировой экономике, в экономике отдельных стран играет важную роль, так как является не только постоянно совершенствующимся экономическим комплексом. Также, постоянное появление новых более современных видов туризма способствует ступенчатому переходу на все новые стадии развития отрасли.

Мировой финансовый кризис пошатнул все отрасли экономики в том числе и отрасль туризма. В экономических изменениях современная туристическая фирма, как и любое предприятие, производящее товары или услуги, сталкивается с множеством проблем. Источниками проблем управления являются высокая степень неопределенности рыночной ситуации, сезонная нестабильность спроса на туристические услуги, жесткая конкуренция в туристском бизнесе, нехватка финансовых ресурсов и другие факторы.

Цель курсовой работы – разработка методики антикризисного управления туристической фирмы.

Объектом курсовой работы является туристическая фирма ЧТУП «Улетай».

Предмет исследования – кризисные процессы, их диагностика и программа антикризисного управления на выбранном предприятии.

В данной работе поставлены

1. Изучение общей характеристики антикризисного управления предприятием.

2. Проведение анализа финансово-экономического состояния ЧТУП «Улетай».

3. Выявление финансово- хозяйственных проблем в деятельности предприятия.

4. Выработка и антикризисных мер по улучшению финансово-экономических показателей ЧТУП «Улетай».

Исследованию проблем экономики и управления в сфере туризма посвящен ряд трудов таких авторов как Азар В.И., Балабанов И.Т., Гуляева В.Г., Карпова Г.А., Квартальнов В.А., Моисеева Н.К., Чудновский А.Д.

Методологической и теоретической основой исследования является литература отечественных и зарубежных ученых и практиков, посвященные вопросам экономики и управления в сфере туризма , маркетинговому исследованию рынка туризма, особенностям функционирования туристского отечественного рынка и зарубежных странах, регулированию туристской отрасли, а также концептуальные положения, выводы и рекомендации, представленные и обоснованные в фундаментальных и прикладных научных исследованиях отечественных и зарубежных ученых в области финансового менеджмента.

12 стр., 5585 слов

Влияние туризма на экономику РФ

... на экономику Российской Федерации и ее использование в управлении развитием туризма в стране. Поставленная цель достигается через решение следующих задач рассмотреть теоретические аспекты влияния индустрии туризма на экономику страны; проанализировать влияние туризма на экономику Российской Федерации на современном этапе; определить проблемы и пути совершенствования влияния туризма на экономику ...

Глава 1 Общая характеристика антикризисного управления предприятием

1.1. Понятие, задачи и цели антикризисного управления

Антикризисный менеджмент в последнее время стал одной из наиболее важных областей деятельности, изучением финансового кризиса и путей его преодоления стали заниматься усиленно. Менеджмент требует глобального изучения и включает в себя некоторые аспекты.

Определение «антикризисный менеджмент» имеет несколько смыслов в зависимости от того, как расставлены акценты.

В литературе под термином антикризисный менеджмент понимается деятельность по преодолению состояния, которое является серьезной угрозой для работоспособности организации или предприятия и главным вопросом, при котором становится вопрос ее существования. Многие экономисты характеризуют эту деятельность увеличением огромного количества мер и способов в организации, необходимых для устранения кризисной ситуации. Экономисты — исследователи отмечают в данном случае следующую тенденцию: все внимание переключается основным образом на каждодневные возникающие проблемы, которые вместе с тем требуют моментального реагирования и довольно жестких решений 1 .

В других источниках у авторов иная позиция связанная с их отношением к критическим ситуациям в организации, которые имеют, по их суждению, положительный результат. В данном случае антикризисное управление определяется как средство для усовершенствования приемов, позволяющих спрогнозировать наступление нового критического перелома и спланировать стратегию организации.

Но, к сожалению, данные определения все-таки связаны с целеполаганием, а понятие антикризисного управления на самом деле гораздо шире, к этой категории следует отнести такие методы как профилактику и прогнозирование наступления кризиса. Иными словами, в определение антикризисного управления входит два существенных аспекта: превентивный и антиципативный, т.е. предупреждающийи опережающий.

На любом предприятии и организации антикризисный управление должно начинаться с построения системы, включающей качественно-количественный анализ различных усугубляющихся показателей, сигнализирующих о приближении возможной критической ситуации. Это является первоочередной задачей антикризисного управления 2 .

Возможность антикризисного управления зависит, изначально, от человеческого фактора. Наличие осознанных действий людей является основным фактором, который позволяет находить возможные множество вариантов выхода из критических ситуаций, направлять все силы на устранение наиболее сложных проблем и использовать накопленный опыт.

Также, необходимы определенные знания в сфере экономических и политических систем, в частности их развития. Без этих систем невозможно предсказать наступление критической ситуации, а внезапное ее возникновение, которое считается достаточно опасной, может в таком случае и вовсе серьезно затруднить работу организации.

Целью антикризисного управления является обеспечение условий развития предприятия. Под развитием мы понимаем не количественный рост, а переход на новый качественный уровень. Другими словами, антикризисное управление – это процедуры, обеспечивающие управляемый переход через точку кризиса.

3 стр., 1305 слов

Антикризисное управление в туристической отрасли

... в основном на собственные ресурсы. 1 Антикризисное управление заключается в минимизации потенциального риска нормальной работе организации. Таким образом, Антикризисное управление направлено на предотвращение кризиса ... создать новый; кризис результатов (оперативный кризис), когда предприятие несет убытки и движется к ситуации дефицита баланса; кризис ликвидности – растущие убытки грозят потерей ...

Задачи антикризисного менеджмента их группы:

  • Прогнозирование предкризисных состояний.
  • Экономическое обоснование применяемых программ.
  • Определение средств и методов менеджмента в условиях кризисных ситуаций. Сюда относятся, прежде всего, методологические задачи.
  • Дифференциация технологий менеджмента.

В антикризисном менеджменте особую роль играют оценка и анализ критических ситуаций, поиск требуемой информации и разработка решений. Все эти критерии требуют определенного времени, определенной квалификации сотрудников, доступности информации и другое. Также сюда можно отнести и разработку инновационных идей, с помощью которых предприятие может выйти из кризиса.

  • Разработка селекции персонала и исследование конфликтологии, конфликт является неотъемлемой частью кризисных ситуаций.

Функции и задачи антикризисного управления отождествляются. Это не совсем корректно, т.к. данные задачи определяют направление менеджмента, а их функции отражают предмет исследования и определяют его результат и эффективность. В целом функции антикризисного управления заключаются в том, чтобы принимать меры, которые приведут к наиболее положительным результатам в преддверии, процессе и после критической ситуации (см. рисунок 1).

«Меры антикризисного управлении» ( Рис. 1)

Условием воздействия антикризисного управления считаются те вопросы и факторы, которые касаются критических ситуаций.

По мнению многих экономистов — финансистов, любое управление должно быть на какой-то процент антикризисным и немедленно становиться таковым в момент наступления кризисной ситуации 3

Суть антикризисного управления следует определить в следующем:

1) кризисные ситуации можно спрогнозировать, ожидать и спровоцировать;

2) кризисные ситуации в определенной степени можно ускорить или, замедлить;

3) кризисы можно упростить;

4) для полноценного менеджмента в период кризисной ситуации необходимы особые знания, опыт и определенная подготовка;

5) критическими процессами в определенных размерах можно руководить;

6) целенаправленные действия по выходу из кризиса способствуют ускорению этого процесса и минимизации отрицательных последствий.

Все процессы, которые имеют место в организации, можно разделить на две группы:

  • Управляемые;
  • Неуправляемые4

Управляемые – это процессы, которые могут поддаться воздействию вследствие изменения их направления. Неуправляемые они не изменяются ни под каким натиском и протекают по своим внутренним положениям. Эти две группы находятся в определенном соотношении и имеют свою динамику, что, кстати, отражает технику управления и ее эффективность. В некоторых ситуациях управляемые процессы могут стать неуправляемыми, что является не очень положительным показателем. Преобладание неуправляемых процессов является одной из причин самых кризисных процессов и показателем несостоятельности аппарата менеджмента.

9 стр., 4265 слов

Антикризисное управление при угрозе банкротства предприятий туризма ...

... является рассмотрение антикризисного управления в целом и антикризисного управления на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства. Глава I. Антикризисное управление §1. Антикризисное управление Антикризисное управление это процесс предотвращения или преодоления кризиса организации. В этом определении объединены две составляющие антикризисного управления: предотвращение ...

Однако слишком огромная вероятность управляемых процессов также может привести в итоге к кризисной ситуации. «Неосведомленность» тех процессов, направлением которых можно управлять, также ведет к кризисной ситуации. Более того, такие процессы могут стать стихийными. Критическая ситуация может возникнуть и в том случае, если началось активное управление неуправляемыми процессами без какой-либо схемы или стратегии. Здесь будет большая потеря ресурсов – как экономических, финансовых так и людских 5 .

Основой антикризисногоуправления являются разработка, и практическое действие тех мер, направленных на преобразование организациеей критической ситуации. Поиск и выбор этих мер является довольно емким и сложным процессом, так как требует огромных затрат времени и денежных, а они как раз не велеки. Проблема минимального времени также является довольно существенной, поскольку приходится решатьмного разноименных вопросов в очень короткий промежуток времени. Прежде всего необходимо провести анализ реальных возможностей. Одним из наиболее эффективных в последнее время считается SWOT-анализ. SWOT – это аббревиатура: strengthens (достоинства), weaknesses (недостатки), opportunities (возможности), threats (угрозы) (см. рисунок 2).

SWOT-анализ (Рис 2)

При исследовании SWOT-анализа следует учитывать

1) все данные исследуются в динамической структуре, чтобы вовремя заметить отклонения;

2) рассматривается исследование внешней среды для выявления новых возможностей и использования их для упрочнения позиций организации;