Пассажирские перевозки

Курсовая работа

Традиционно на всех видах транспорта основное внимание уделялось грузовым перевозкам, а пассажирские рассматривались как нечто второстепенное, как малопривлекательная сфера перевозочной деятельности.

Между тем пассажирские перевозки были и остаются важнейшей составной частью транспортной продукции. Пассажирский транспорт удовлетворяет разнообразные потребности населения в передвижениях. Трудовые поездки (к местам приложения труда и обратно) обеспечивают экономические потребности общества. Этот вид перевозок в работе пассажирского транспорта занимает доминирующее положение. Важное значение имеют культурно-бытовые и другие поездки, вызванные миграционными процессами.

Развитию пассажирских перевозок способствуют рост мате риального благосостояния людей, их интеллектуального и духовно-нравственного уровня, расширение и углубление культурного, научно-технического и других видов международного обмена.

Пассажирский транспорт, таким образом, все больше вовлекается во все сферы общественной жизни, становится материальной основой всех видов обмена и взаимодействия экономических, социальных, политических. По мере повышения этой его роли все острее становится потребность оценить затраты на развитие пассажирского транспорта и его эксплуатацию, найти экономически эффективные способы повышения качества транспортного обслуживания населения, сделать его более экономным и безопасным.

Таким образом, целью данного исследования является оценка современного состояния и перспектив развития сферы пассажирских перевозок.

Объектом исследования являются пассажирские перевозки.

В качестве предмета исследования рассматривается железнодорожный транспорт.

Задачи исследования:

— рассмотреть теоретические аспекты организации пассажирских перевозок;

— дать оценку современного состояния пассажирских перевозок в России на примере железнодорожного транспорта;

— рассмотреть перспективы развития железнодорожных пассажирских перевозок.

Теоретической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам организации пассажирских перевозок.

10 стр., 4699 слов

Правовое регулирование оказания услуг по организации перевозок ...

... В связи с этим правовая сфера водных транспортных перевозок включает нормативные акты, регулирующие деятельность морского транспорта и внутреннего водного транспорта. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ МОРСКИМ ТРАНСПОРТОМ Перевозки ... морская организация IMO (International Maritime Organization), созданная в 1958 г. Она разрабатывает международные акты в области морских перевозок, в ...

В качестве методов исследования использованы анализ литературы, обобщение, систематизация, наблюдение и другие.

Структура работы включает введение, три главы, заключение и список использованной литературы.

1. Теоретические аспекты организации пассажирских перевозок

1.1. Социально-экономическое значение и виды пассажирских перевозок

В социально-экономической жизни Российской Федерации пассажирский транспорт занимает особое место прежде всего в связи с огромной территорией, занимаемой страной (17 млн км2), ее природногеографическими, геоэкономическими и геополитическими условиями. Транспорт является неотъемлемым звеном в организации культурных и экономических связей между регионами страны, обеспечивает передвижения по производственным и личным надобностям, объединяет в единый комплекс удаленные друг от друга на тысячи километров территории, способствуя социально-экономическому и научно-техническому прогрессу. Пассажирский транспорт удовлетворяет одну из самых насущных потребностей человека потребность в перемещении и общении друг с другом.

В Конституции РФ [1] закреплены права граждан Российской Федерации на свободу передвижения вне зависимости от места проживания. Транспорт во взаимодействии с другими отраслями хозяйства призван обеспечивать высокое качество жизни населения.

Уровень развития пассажирского транспорта сказывается на многих сферах жизнедеятельности общества. Разграничить выполняемые им экономические и социальные функции можно только условно: конкретный результат деятельности транспорта обычно дает одновременно и социальный, и экономический эффект (табл. 1.1), не всегда поддающийся строгой количественной оценке. Теоретически продукцией пассажирского железнодорожного транспорта является результат перемещения, т.е. полезный эффект, создаваемый транспортным производственным процессом. В соответствии с законодательством Российской Федерации транспортная деятельность отнесена к сфере услуг, хотя некоторые виды передвижений тесно связаны с непосредственным производством материальных благ, с реальной экономикой.

Таблица 1.1

Экономическая и социальная функции пассажирского транспорта [5, с. 43]

Сравнительные

характеристикиЭффективность пассажирского транспортаэкономическаясоциальнаяПоказателиКоличественныеКачественныеКритерииСоотношение затрат и результатовСоотношение эффекта и целейПринципыСнижение затрат на перевозкиНаибольшая степень достижения цели при рациональном использовании перевозочных средствКонечный

19 стр., 9466 слов

Экономические проблемы социально-правовых и политических отношений

... социально-экономических изменениях, происходящих в обществе, эволюции экономической жизни. Рошер призывал изучать «анатомию и физиологию народного хозяйства», т.е. структуру и формы организации экономической ... консолидированных политических институтах и ​​исключают возможность существования однотипных экономических систем в разных странах. Каждая страна идет своим путем развития и подчиняется ...

результатРезультативная деятельность транспорта по обеспечению потребности населения в движенииМаксимальное удовлетворение потребностей в транспортных услугах различных по уровню доходов социальных групп при заданных уровнях качества обслуживания

В международном стандарте ISO 8402-86 услуга определяется как деятельность, связанная с обменом стоимостей, направленная на удовлетворение потребностей, выраженных в форме спроса.

Существенные изменения в общественной и экономической жизни, происходящие в связи с переходом на рыночные отношения, процессы интеграции страны в мировую экономику обусловили необходимость приведения системы показателей социально-экономического и научно-технического развития Российской Федерации в соответствие с принятыми в международной практике подходами и стандартами. Существовавшая длительное время в стране система статистического учета во многом отличалась от принятой в мировой практике. С целью обеспечить создание единого информационного пространства на национальном и международном уровнях, позволяющего производить беспрепятственный обмен экономико-статистическими данными на основе стандартных классификаций, разработаны новые принципы учета показателей результатов экономической деятельности в валовом внутреннем продукте (ВВП) [2, с. 88].

Переход к международной методологии статистического учета ликвидировал понятие «непроизводственная сфера», которое применяли к сфере услуг. Это потребовало пересмотра сложившегося за предшествовавшие десятилетия в отечественной науке и практике представления о роли услуг в развитии общества и экономике страны. Труд в сфере услуг признан производительным, сама эта сфера производственной, а ее результаты учитываются в ВВП и в других показателях экономической деятельности.

Перевозки пассажиров распределяются по видам транспорта, дальности передвижения и их целевому назначению на основе различных классификационных признаков. Выделяют следующие виды сообщений: внутреннее (в пределах страны) и международное (с выходом за ее границы); прямое (беспересадочное, одним видом транспорта) и смешанное (интермодальное, выполняемое по единому проездному документу двумя и более видами транспорта); дальнее (на значительное расстояние); местное (внутри одной области или другого структурного подразделения железной дороги, бассейнового управления внутренних водных путей и т.д.); пригородное (в пределах зоны тяготения к городу); городское (различными видами транспорта в границах города) [16, с. 87].

4 стр., 1724 слов

Сервис на воздушном транспорте: обслуживание пассажиров в аэропорту ...

... пассажиров другими видами транспорта  вносит изменения в режим работы предприятий питания (буфетов, столовых и т.д.)  организует досуг пассажиров. При задержках рейса более чем на 1 час, пассажир получает право на вынужденный отказ от перевозки (пассажиру ...

В свою очередь городской пассажирский комплекс, например, в проектах планировки и застройки городов представлен инфраструктурными звеньями внутреннего (собственно городского пассажирского транспорта ГПТ) и внешнего (по отношению к городу) транспорта железнодорожного, автомобильного, воздушного и водного (железнодорожные, морские и речные вокзалы, пассажирские и технические станции, автостанции и вокзалы, глубокие вводы и диаметральные соединения магистральных подходов и т.п.).

На каждом виде транспорта сложилась своя система классификации пассажирских перевозок и видов сообщений:

— на железнодорожном транспорте дальнее следование, местное (в пределах одной дороги), пригородное;

автомобильном транспорте междугородное, пригородное (при дальности до 50 км), внутригородское;

— речном транспорте транспортные (перевозки транзитные, местные, пригородные и внутригородские), туристские (с продолжительностью более 24 ч), экскурсионно-прогулочные (продолжительностью до 24 ч);

— воздушном транспорте перевозки на международных, внутренних и местных авиалиниях [6, с. 90].

На морском транспорте деление пассажирских перевозок по видам сообщений не приводится. Фактически же морская классификационная сетка должна быть близка к той, которая принята на речном транспорте.

На железнодорожном транспорте принята унифицированная нумерация пассажирских поездов:

1 148 скорые пассажирские круглогодичного обращения;

151 168 скоростные пассажирские;

171198 ускоренные пассажирские;

201298 скорые пассажирские сезонного сообщения;

301399 пассажирские летнего обращения;

400499 пассажирские разового назначения;

500599 то же в летний период;

600699 местные пассажирские;

16 стр., 7652 слов

Роль воздушного транспорта в туризме

... водный и сухопутный. На воздушном транспорте существуют: авиационные рейсы, осуществляемые по расписанию воздушных пассажирских перевозок по установленным маршрутам; рейсы вне расписания (в основном чартерные и другие, не подчиняющиеся расписанию воздушных пассажирских перевозок), а ...

800899 туристско-экскурсионные;

900999 почтово-багажные и грузо-пассажирские;

60006999 пригородные [19, с. 55].

По назначению (условиям пользования) выделяют пассажирский транспорт:

  1. общего пользования (на рынке выступает как публичный перевозчик);
  2. необщего пользования частных фирм, организации сферы обслуживания и управления (здравоохранение, образование, общественный порядок и т.п.);
  3. индивидуальный (частных лиц).

Пассажир сам выбирает тот или иной вид транспорта в конкретном виде передвижений с учетом целей поездки и обстоятельств, в которых она совершается, а также качественных особенностей каждого вида транспорта (табл. 1.2).

Таблица 1.2

Виды и особенности пассажирского транспорта [8, с. 98]

особенностиВид пассажирского

транспортаположительныеотрицательныеАвтомобильныйВседоступность практически во всех зонах страны. Относительно высокая скорость и рациональность перевозок на малые и средние расстояния. Гибкость обеспечения необходимой частоты движенияОтносительно дорогой вид транспорта в связи с высокой средней себестоимостью перевозокЖелезнодорожныйНаибольшая эффективность для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении. Высокая провозная способность. Невысокая стоимость перевозокНедоступность в удаленных регионах. Невысокая скорость перевозокВоздушныйВозможность использования в труднодоступных районах Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Наивысшая скорость перевозки пассажировНаибольшая стоимость перевозок. Зависимость перевозок от метеоусловий, особенно на местных линияхМорскойНеограниченная пропускная способность морских путей. Низкая себестоимость перевозок. Низкая нагрузка на экологиюЗависимость от погодных условий. Сезонность в северных регионах страныРечнойНизкая себестоимость перевозок. Привлекательность для речных круизов. Низкая удельная нагрузка на экологиюСезонность практически во всех регионах страны

Работу предприятий пассажирского транспорта характеризуют два основных показателя «перевезено пассажиров» и «пассажирооборот».

15 стр., 7468 слов

Организация перевозок пассажиров на междугородном автобусном маршруте №

... эксплуатации. Выбор автобуса для перевозки пассажиров на междугороднем автобусном маршруте определяется дорожными условиями и протяженностью маршрута, мощностью пассажиропотока, условиями и удобствами проезда пассажиров, методами организации труда водителей экономической эффективностью и рентабельностью эксплуатации автобусов ...

Перевезено пассажиров число пассажиров, перевезенных за определенный период времени. Этот показатель учитывается по видам транспорта, видам сообщения, направлениям перевозок. Единицей наблюдения в статистике перевозок пассажиров является пасса- жиро-поездка. Момент учета отправленных пассажиров определяется на разных видах транспорта неодинаково: по моменту приобретения билета (на железнодорожном, автомобильном, городском электрическом транспорте) или по моменту отправления транспортного средства (на водном и воздушном транспорте).

Момент прибытия в статистике перевозок пассажиров на практике, за исключением воздушного транспорта, не используется [3, с. 67].

Пассажирооборот транспорта объем работы транспорта по перевозкам пассажиров. Единицей измерения является пассажиро-ки- лометр (пасс.-км).

Пассажирооборот определяется суммированием произведений количества пассажиров по каждой позиции перевозки на расстояние перевозки; исчисляется раздельно по видам транспорта, сообщения, другим признакам [5, с. 66]

1.2. Факторы, определяющие развитие пассажирских перевозок

Спрос на пассажирские перевозки определяется действием различных факторов. Подавляющее большинство из них имеет качественный характер, и только некоторые поддаются количественной оценке.

Особенно сложно дать количественную оценку социальным факторам. Поведение человека как потребителя услуг и участника социальных процессов имеет ту существенную особенность, что наряду с объективными факторами оно детерминировано и личностным. Индивидуальное, групповое и общественное сознание вырабатывает особые системы ценностей, социальные нормы, иерархию приоритетов в сфере потребления. В этих случаях возникает необходимость в использовании оценок, выводов и заключений экспертов по соответствующим вопросам.

Политические факторы. К политическим факторам, оказывающим влияние на транспортную подвижность населения во внутреннем и международном сообщениях, относят уровень стабильности политической обстановки в стране и регионах; приоритеты государственной политики в области развития транспорта; позицию федерального центра в развитии различных регионов; национальную политику государства в сфере внешнеэкономических и культурных связей; характер взаимоотношений Российской Федерации с другими странами [10, с. 71].

Существенные изменения в политической, экономической, социальной жизни России, вовлечение ее в процессы интеграции на европейском и мировом рынках вызвали потребность в коренном реформировании транспортного комплекса. Вхождение страны в мировой рынок и укрепление ее политических и внешнеэкономических позиций существенно влияют на величину и географию пассажирских перевозок.

11 стр., 5065 слов

Международные перевозки

... РФ, а также контейнерные перевозки. Российская Федерация участвует в многосторонних и двусторонних международных договорах, регулирующих международные перевозки пассажиров, багажа и грузов, а также в международных транспортных организациях. Договор международной перевозки заключается следующим образом: участники международной перевозки ...

К числу наиболее значимых на современном этапе факторов, определяющих транспортную подвижность населения Российской Федерации в международном сообщении, следует отнести:

  1. либерализацию в сфере внешнеторговых отношений;
  2. развитие внешнеэкономических связей, установление прямых связей отечественных предприятий с промышленными и коммерческими фирмами зарубежных стран, создание на территории Российской Федерации совместных предприятий;
  3. сотрудничество в области подготовки кадров, обучение студентов и школьников за рубежом;
  4. развитие туризма и культурного обмена между странами [14, с. 112].

Экономические факторы. Экономический кризис начала 1990-х гг. обусловил спад производства в машиностроении, отраслях военно-промышленного комплекса, легкой и текстильной промышленности, угольном комплексе. Итоги последнего времени свидетельствуют о появлении тенденций улучшения экономической ситуации в стране.

В 1990-е годы вместо всеобщей обязанности трудиться была провозглашена добровольность общественно-полезного труда, допускается возможность незанятости трудоспособных граждан, признана безработица. Прежний плановый порядок соединения рабочей силы со средствами производства и жесткое закрепление кадров на предприятиях уступили место рынку труда, который становится главным инструментом измерения предложения и спроса на рабочую силу, ее избытка или недостатка при распределении между секторами экономики, отраслями и регионами. Следствием перемен явилось высвобождение рабочих мест, рост безработицы, сложности трудоустройства.

Процессы поиска места работы и стабильного заработка обусловили в последнее десятилетие высокий уровень миграции населения. Миграционное движение является одним из факторов, оказывающих влияние на транспортную подвижность населения как во внутрироссийском, так и в международном масштабе. До недавнего времени проблема миграции населения находилась в центре социально-политической жизни западноевропейских и ряда других стран мира. Население же Советского Союза практически не принимало в этом участия со времени окончания Второй мировой войны [9, с. 44].

7 стр., 3075 слов

Воздушный транспорт в туристических перевозках

Цель работы , Задачи работы: Изучить развитие воздушного транспорта в истории туризма Исследовать особенности туристических перевозок воздушным транспортом Изучить взаимодействие туристских организаций с авиакомпаниями Объектом , Предметом туристический перевозка авиакомпания багаж 1. Воздушный транспорт в туристских перевозках Согласно статистике, темпы роста популярности авиатранспорта ...

Сегодня миграционные процессы активно протекают:

  1. на внешнем уровне (Российская Федерация страны дальнего зарубежья);
  2. между бывшими советскими республиками (беженство, переселение, временное трудоустройство);
  3. внутри Российской Федерации в форме территориального перемещения населения из региона в регион, из области в область, из сельских Демографические факторы. При определении объема перевозок население должно рассматриваться не только как активный участник производства и основная производительная сила общества, но и как главный потребитель товаров и услуг (в том числе транспортных).

Численность населения в стране или отдельном регионе является одним из главных факторов, оказывающих влияние на объем пассажирских перевозок. Изучение динамики демографических показателей во взаимосвязи с данными о социально-экономическом развитии позволяет исследовать проблему подвижности населения в целом по стране и в рамках определенных территорий.

Количественная оценка степени влияния демографических факторов на транспортную подвижность требует наличия широкого спектра информации о численности населения:

  1. постоянного и наличного;
  2. городского и сельского;
  3. экономически активного и пассивного [7].

Характер транспортной подвижности и структура потребительского спроса на транспортные услуги различны для городских и сельских районов. По удельному весу городского населения Российская Федерация стоит в одном ряду с высокоразвитыми государствами мира. Доля горожан составляет 73% общей численности населения страны. Здесь проживает наиболее обеспеченное население. В структуре потребительского спроса на транспортные услуги преобладают поездки деловые, туристические, на отдых. Для сельских районов характерна ограниченность сфер занятости, низкая социально-профессиональная мобильность, слабая социальная защита безработных. Пассажирский транспорт в данном секторе экономики в основном обеспечивает маятниковую трудовую миграцию «село город село».

Социальные факторы. Стратегия развития и экономическая политика в сфере пассажирского транспорта должны определяться на базе знаний о закономерностях формирования потребностей общества в целом и отдельных социальных слоев населения (рабочие, служащие, студенты и учащиеся, пенсионеры, домохозяйки и т.д.) на транспортные услуги.

16 стр., 7747 слов

Современные технологии обслуживания пассажиров на воздушном транспорте ...

... каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе. Основными участниками на воздушном транспорте ... обслуживанию самолетов, пассажиров и грузоотправителей (топливозаправочные фирмы, организации, представляющие техническое и коммерческое обслуживание и борт питание, автотранспортные фирмы, гостиницы и другие обслуживающие организации). Сеть международных перевозок ...

Структура потребительских расходов (товары и услуги), включая транспортные, существенно дифференцируется по социальным группам населения с разными доходами. Высокодоходная группа (310% населения страны) имеет возможность не контролировать свои расходы на потребление, действуя по принципу «сколько нужно, столько и купим». По данным Института комплексных социальных исследований РАН, порядка 1820 млн россиян относятся к группе «середняков». Социологи утверждают, что представители данной социальной группы могут позволить себе путешествовать и пользоваться платными услугами. Самое необеспеченное население (с денежными доходами ниже прожиточного минимума) практически все тратит на питание, удовлетворяя свои потребности в продуктах в лучшем случае на уровне физиологических норм [11, с. 23].

В последние годы социологи отмечают возросшую роль услуг в совокупном потреблении. Оценка их имеет свою специфику. Услуги особый вид потребительской стоимости, существующей в форме полезной деятельности для человека и общества. Степень востребованности услуг во многом зависит от показателей уровня жизни населения. Рыночная экономика экономика массового потребления, именно потребитель «король рынка» с его законом: нельзя производить что-либо, не имея в виду предстоящего потребления.

В современном обществе социологи выделяют четыре уровня жизни населения:

  1. достаток (пользование благами, обеспечивающими всестороннее развитие человека);
  2. нормальный (рациональное потребление по научно обоснованным нормам, обеспечивающее человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил);
  3. бедность (потребление благ на уровне сохранения работоспособности);
  4. нищета (минимально допустимый по биологическим критериям набор благ и услуг, потребление которых лишь позволяет поддержать жизнеспособность человека).

Услуги пассажирского транспорта являются частью потребительских услуг, предлагаемых населению. Выступая как элемент системы, они отражают общие закономерности потребления, с одной стороны, и имеют свои специфические тенденции и характеристики с другой. Изучение спроса на услуги пассажирского транспорта является важной задачей маркетинговых исследований на всех уровнях управления перевозками федеральном, региональном и местном (муниципальном).

Степень транспортной подвижности, требования к качеству и комфорту поездки для населения различны. Главным критерием в выборе варианта поездки для подавляющего большинства пассажиров является цена билета, которая в соответствии с действующими тарифными правилами зависит от категории поезда и типа вагона. Мониторинг показателей реализованного спроса ведется по поездам, железнодорожным направлениям, дорогам, в целом по сети на базе системы «Экспресс». Потенциальный спрос на услуги транспорта можно получить непосредственно от различных социальных групп населения путем опроса, т.е. на основе специально организованных выборочных обследований. Практическая направленность социологического анализа состоит в расширении степени информированности и создании базы данных для принятия решений, направленных на повышение культуры и качества обслуживания пассажиров, максимального удовлетворения их требований к транспорту [12, с. 78].

Факторы экологической безопасности. Современная политика государства в области охраны окружающей среды и обеспечения экологически устойчивого развития экономики базируется на принципах оздоровления экологической обстановки, сочетании законодательных и административных методов в предотвращении загрязнения среды обитания, эффективного участия в международном и межрегиональном сотрудничестве для решения российских и международных проблем безопасности и выживания человечества. «Проблема обеспечения экологической безопасности России является закономерным следствием тех огромных изменений, которые наблюдаются с начала XX века в мире, в окружающей среде под воздействием хозяйственной деятельности человека». Значительная роль в создании экологически благоприятных условий для проживания принадлежит транспорту. Проблемы охраны окружающей среды применительно к транспорту необходимо рассматривать в следующих аспектах.

Во-первых, устойчивая работа транспорта существенно зависит от факторов экологической безопасности техногенного, природного характера. Стратегия предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте предполагает недопущение таких действий или процессов, которые представляют прямую угрозу жизни и здоровью пассажира.

Во-вторых, свое участие в создании ВВП транспорт реализует через систему предоставления платных услуг населению. Формирование структуры спроса и потребления услуг должно осуществляться и быть совместимым с принципами ресурсосбережения и экологическими приоритетами.

Состояние окружающей среды влияет на целый спектр демографических показателей: уровень рождаемости и смертности, естественный прирост численности населения, среднюю продолжительность жизни, характер болезней и инвалидности.

И хотя не удается с достаточной степенью точности оценить вклад экологических факторов в патогенез болезней, результаты исследований свидетельствуют о том, что загрязнение окружающей среды приводит к изменениям, представляющим потенциальную опасность для жизни и здоровья людей. Негативная тенденция снижения численности населения России будет, по оценкам демографов, прослеживаться и в перспективе, что безусловно окажет влияние на показатели работы пассажирского транспорта.

2. Современное состояние и перспективы развития сферы пассажирских перевозок» на примере железнодорожного транспорта

2.1. Общая характеристика

В число приоритетных задач направления «Пассажирские перевозки» входят разработка новых продуктов и услуг по привлекательным ценам и повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок относительно авиации иавтомобильного транспорта.

В сфере перевозок вдальнем следовании холдинг РЖД стремится обеспечить доступную альтернативу пассажирского сообщения длявсех регионов России. Развивается высокоскоростное искоростное движения дляроста мобильности населения между агломерациями. Всегменте пригородных перевозок ОАО«РЖД» стремится кразвитию скоростной идоступной альтернативы личному автомобильному иобщественному автобусному транспорту вкрупных агломерациях [20].

По итогам 2017года впервые запоследние 8лет перевезено более 1,1млрдпассажиров. Рост куровню 2016года составил 7,8%. Положительная динамика объема перевозок обеспечена каквпригородном сообщении, такивдальнем следовании.

Таблица 2.1.

Основные показатели пассажирских перевозок поинфраструктуре ОАО «РЖД» [20]

Показатели 2016 2017 +,

Рис. 2.1. Пассажирооборот железнодорожного транспорта, млрд. пасс. км. [20]

В пригородном сообщении перевозочную деятельность осуществляют 25 пригородных пассажирских компаний (ППК), учрежденных сучастием ОАО«РЖД», органов исполнительной власти регионов, частных инвесторов, атакже ООО«Аэроэкспресс».

Пассажирооборот впригородном сообщении вырос на2,8% посравнению с2016годом исоставил 31,9млрдпасс.-км. Втечение года впригородном сообщении было отправлено 1015,7млн человек, чтона8,6% больше, чемв2016году.

Рост количества отправленных пассажиров в2017году обусловлен ростом отдельных категорий пассажиров, пользующихся пригородным железнодорожным транспортом. Так,количество отправленных платных пассажиров выросло поотношению к2016году на12,9%, учащихся на2,3%.

Доходы пригородных пассажирских компаний отперевозки пассажиров составили 65,4млрдруб., чтона6% выше аналогичного периода предыдущего года, приэтом 15перевозчиков из25обеспечили рост доходов в2017году куровню 2016года.

Расходы поперевозочной деятельности составили 72,4млрдруб., чтовыше уровня предыдущего года на7%. Врезультате неполной компенсации выпадающих доходов состороны субъектов Российской Федерации упригородных пассажирских компаний на31 декабря 2017 годасформирована накопленная кредиторская задолженность вразмере 44,0млрдруб., втом числе перед ОАО«РЖД» 39,5млрдруб. Суммарная чистая прибыль ППК (сучетом ОАО«Центральная ППК») снизилась в2017году до284,6млн руб. посравнению с1,92млрдруб. годом ранее [20].

К концу 2017года количество пассажиров Московского центрального кольца (МЦК) всутки выросло в1,6раза. Этопроизошло благодаря сокращению интервала между поездами до5мин. А14декабря было отправлено максимальное количество пассажиров более 430тыс.человек. Всегожеза2017год МЦК перевезло 110,8млн пассажиров в4,1раза больше, чемв2016году (27,16млн человек).

В 2018году, какожидается, услугами МЦК воспользуются 120,2млн человек.

Самая успешная модель интегрирования систем пассажирского транспорта вгороде создание транспортно-пересадочных узлов, гдепассажиры переходят сжелезнодорожного надругие виды транспорта. Ихцель максимальное удобство дляпассажиров итехническо-экономическая эффективность транспортной системы.

Реализация проекта посозданию транспортно-пересадочного узла «Канавинский» осуществлялась в2017году врамках подписанного трехстороннего соглашения между Министерством транспорта иавтомобильных дорог Нижегородской области, ОАО«РЖД» и АО«Волго-Вятская пригородная пассажирская компания». ТПУ «Канавинский» включен вПрограмму подготовки кпроведению в2018году Чемпионата мира пофутболу FIFA 2018™.

В 2017году пассажирооборот поинфраструктуре ОАО«РЖД» вдальнем следовании составил 91,1млрдпасс.-км, или97,4% отуровня предыдущего года. Снижение пассажирооборота объясняется резким снижением дальности поездки пассажиров. Количество отправленных пассажиров 102,2млн человек.

Рис. 2.2. Количество отправленных пассажиров в дальнем следовании, млн. чел. [20]

Перевозочную деятельность вдальнем следовании осуществляют следующие перевозчики: АО«Федеральная пассажирская компания», ЗАОТК «Гранд Сервис Экспресс», ООО«Тверской экспресс», ЗАО«ТрансКласс Сервис», АО «Пассажирская компания «Сахалин», АО«Кузбасс-пригород», АОАК «Железные дороги Якутии» иДирекция скоростного сообщения (филиал ОАО«РЖД»).

Объем перевозок вдальнем следовании, выполняемый дочерними изависимыми обществами ОАО«РЖД», составляет 94,9% впассажирообороте. Втом числе доля АО«ФПК» попассажирообороту поездами собственного формирования в2017году составила 90% отобщего объема перевозок. Еще 4,6% составляли поезда, следующие поинфраструктуре ОАО«РЖД» формирования иностранных железных дорог, 0,3% поезда формирования других ДЗО. Доля впассажирообороте ОАО«РЖД» составляет 3,7%, доля независимых перевозчиков 1,4%.

За 2017год пассажирооборот АО«ФПК» составил 87,0млрдпасс.-км, чтона2,8% ниже аналогичного периода 2016года [20].

В поездах формирования АО«ФПК» пассажирооборот навсем маршруте следования составил 82,8млрдпасс.-км, чтона2,7% ниже уровня 2016года (вдерегулированном сегменте 28,1млрдпасс.-км, ростна 8,4% к2016году, врегулируемом сегменте 54,6млрдпасс.-км, падение на7,6% к2016году).

В течение года Компанией перевезено свыше 95млн пассажиров. Доходы АО«ФПК» поосновной деятельности в2017году составили 216,2млрдруб. (рост на7,5%), втом числе 193,7млрдруб. доходы отпассажирских перевозок (рост на7,5%).

Основными причинами роста доходов отпассажирских перевозок в2017году поотношению к2016году были следующие факторы:

  1. индексация тарифа на3,9% врегулируемом сегменте;
  2. снижение ставки НДС с10 до0%.

Расходы пооперационной деятельности также выросли с207,1млрдруб. в2016году до210,0млрдруб. в 2017-м. Поитогам работы за2017год чистая прибыль АО«ФПК» увеличилась с5,3млрдруб. в2016году до7,9млрдруб.

Скоростные перевозки осуществляют АО«ФПК» ифилиал ОАО«РЖД» Дирекция скоростного сообщения. В2017году пассажирооборот вскоростном ивысокоскоростном сообщениях вырос на 32,6%, до 6,1 млрд пасс.-км. Количество пассажиров, отправленных скоростными ивысокоскоростными поездами, составило в2017году 12,4млн человек, или135% куровню 2016года [20].

В 2017году продолжалось курсирование сдвоенного состава поезда «Сапсан», запущенного савгуста 2014года, понаправлению Москва Санкт-Петербург. 28июня изМосквы вСанкт-Петербург отправился 25-миллионный пассажир поезда «Сапсан», а30июня был установлен максимальный суточный объем завсю историю эксплуатации было перевезено 18,58тыс.пассажиров. В2017году поездами «Сапсан» перевезено более 5млн пассажиров (+6,1% к2016году), тогда каквсего научастке Москва Санкт-Петербург перевезено 9,3млн человек (+5,7% к2016году).

По состоянию на31декабря 2017года впарке АО«ФПК» содержится 297двухэтажных вагонов. За2017год данными поездами отправлено свыше 3,3млн пассажиров (+24% куровню 2016года), или3,7% отобщего объема перевозок поездами АО«ФПК».

Также поитогам декабря 2017года АО«ФПК» арендовало 27составов «Ласточка» впятивагонном исполнении. За2017год скоростными поездами «Ласточка» отправлено свыше 4,8млнпассажиров (+47,5% куровню 2016года), или5,3% отобщего объема перевозок поездами АО«ФПК».

На конец 2017года впарке АО«ФПК» содержалось и100вагонов скоростных поездов «Стриж». За2017год поездами «Стриж», курсирующими намаршрутах Москва Нижний Новгород иМосква Берлин, отправлено порядка 1,2млн пассажиров (4,9% куровню 2016года).

2.2. Перспективы пассажирских перевозок

Как показал анализ, представленный в п. 2.1., отмечается устойчивая тенденция спроса на услуги железнодорожных пассажирских перевозок. Рост эффективности деятельности предприятий, специализирующихся на пассажирских перевозках, в том числе и железнодорожных, обуславливается реализацией грамотно сформированной и просчитанной научно-технической политики [13, с. 32].

В рамках целевой программы «Разработка и производство пассажирского подвижного состава нового поколения на предприятиях России» учеными и специалистами отрасли совместно с организациями транспортного машиностроения и предприятиями оборонного комплекса ведутся работы по созданию подвижного состава, отвечающего современному мировому уровню. В частности, изготовлены и испытаны два опытных отечественных электровоза переменного тока ЭП200 мощностью 7200 кВт с конструкционной скоростью 140 км/ч. Эти электровозы предназначены для скоростных участков железных дорог. В путевом хозяйстве реализуется Программа оснащения железных дорог путевыми машинами и средствами контроля состояния пути. На заводах отечественных, частично с привлечением передовых зарубежных фирм, освоено производство путевой техники нового поколения. Это, прежде всего, машины для глубокой очистки балласта.

В ближайшей перспективе главной задачей является комплексное оздоровление пути, в частности, на важнейших пассажиро напряженных направлениях и на этой основе обеспечение устойчивого обращения пассажирских поездов с повышенными скоростями. За период реализации программы по повышению безопасности движения поездов на железнодорожном транспорте России созданы и внедряются устройства безопасности, средства диагностики подвижного состава, пути, контактной сети, позволяющие заранее определить появляющиеся неисправности и своевременно их устранять; системы, предупреждающие ошибки человека и способные в таком случае взять на себя управление; тренажеры по профессиональному обучению и переподготовке, а также психодиагностические комплексы для профессионального отбора работников, связанных с движением поездов.

В рамках обновления основных технических средств в отрасли предусмотрена реализация программы обновления и развития средств железнодорожной автоматики. Необходимость этой программы обусловлена старением технических средств, отвечающих непосредственно за безопасность движения, а также диктуется требованиями низовой базы для создания высокоэффективных информационных систем и ресурсосберегающих технологий.

Опыт реализации программы ресурсосбережения на сети дорог показал, что такой концентрированный подход к управлению процессом снижения эксплуатационных затрат себя полностью оправдывает. Важное значение при реализации инновационной политики отрасли имеет ее структура по хозяйствам железнодорожного транспорта. В хозяйстве движения инновационная деятельность осуществляется по следующим направлениям: снижение эксплуатационных расходов путем создания и внедрения более экономичных технологий и совершенствования основных нормативных технологических документов; создание условий для повышения качества транспортного обслуживания грузоотправителей и грузополучателей; основных технологических процессов автоматизация управления перевозками; модернизация технических средств на станциях; улучшение условий труда и безопасности.

Наибольшую экономическую эффективность имеют автоматизированные технологии управления перевозочным процессом.

Локомотивное хозяйство является одним из крупнейших потребителей инноваций. Из выделяемых локомотивному хозяйству средств (22% от общего объема) 57% направляется на создание опытных образцов подвижного состава нового поколения. Основными инновационными направлениями являются:

— совершенствование технологий капитально-восстановительного ремонта электровозов, тепловозов и электропоездов;

— экономия электроэнергии, топлива в масла, трудозатрат и материалов;

— разрешение проблемы импортозамещения, а именно разработка конструкторской документации на оборудование, детали;

— ведется подбор отечественных аналогов материалов для импортного тягового подвижного состава;

— совершенствование технологии и оборудования для технического обслуживания и ремонта ТПС;

— создание средств диагностики, контроля и измерений;

— переход от системы планово-предупредительного ремонта ТПС к системе ремонта по техническому состоянию;

— разработка специализированного технологического оборудования для ремонта и обслуживания специализированного тягового подвижного состава [14, с. 43].

Основными задачами реализации инновационной политики в вагонном хозяйстве являются: создание подвижного состава нового поколения; совершенствование системы технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов по фактически выполненному объему работ (пробег в км); внедрение ресурсосберегающих технологий. Для решения этих и других задач в вагонном хозяйстве создаются универсальные и специализированные вагоны безремонтной конструкции с увеличенной производительностью, оснащенные тележками с увеличенными осевыми нагрузками для скоростных поездов и для международных перевозок с пробегом между ремонтами не менее 450 тыс. км; системами автоматических тормозов с равномерным распределением тормозных сил по тележкам и вагонам в целом; ударно-тяговыми устройствами с полужесткой автосцепкой с износостойким контуром зацепления. Планируется разработка автоматизированной системы учета отказов технических средств и контроля качества ремонта и технического обслуживания грузовых вагонов; реализуется программа совершенствования системы неразрушающего контроля грузовых и пассажирских вагонов железнодорожного транспорта.

Приоритетными задачами инновационной политики в хозяйстве коммерческой работы в сфере грузовых перевозок являются: создание ресурсосберегающих технологий, совершенствование системы грузовых тарифов, создание и внедрение комплекса автоматизированных систем управления, технических средств и технологий нового поколения.

К важнейшим направлениям инновационной деятельности относится совершенствование комплексной системы технического обслуживания и ремонта пассажирских вагонов нового поколения по техническому состоянию на основе внедрения аппаратно-программных комплексов по безразборной диагностике и определению остаточного ресурса основных узлов и деталей. Переход к новой системе «Экспресс-3», которая будет обладать значительно более широкими функциональными возможностями по сравнению с АСУ «Экспресс-2», позволит осуществить информационную поддержку процессов организации повышения эффективности пассажирских перевозок. В области информатизации ведутся работы по переработке основных действующих и созданию новых прикладных систем с одновременным развитием инфраструктуры. В составе инфраструктуры информатизации на железных дорогах и в ГВЦ завершено создание программно-технических комплексов. Вместе с тем, предстоит дооснастить ПТК дорожно-сетевого уровня для ввода системы «Экспресс-3» и укрепить ГВЦ для внедрения новых централизованных информационных систем, что становится возможным благодаря развитию телекоммуникаций. В перспективе ожидается развитие информатизации на основе прорывных технологических принципов, что кардинально изменит всю технологию производства, поэтому в отрасли значительно активизирована инновационная и инвестиционная деятельность в области телекоммуникаций и информатизации.

Таким образом, развитие инновационной деятельности, мотивация инновационных процессов на железнодорожном транспорте, внедрение нововведений в работу ОАО «РЖД» и других железнодорожных компаний позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг и улучшить конкурентные позиции в условиях развития межвидовой конкуренции.

Заключение

Уровень развития пассажирских перевозок увеличивается с каждым годом. Например в России, по состоянию на начало 2017г. выдана 41 765 лицензий, позволяющих заниматься данной деятельностью. Сведения можно считать достоверными, та как взяты они с официальных отчётов Ространснадзора.

Статистика подтверждает уверенный рост востребованности некоторых видов транспорта над другими, что доказывает популяризацию пассажирских перевозок данного назначения.

Весь объём пассажирского транспорта страны нацелен на решение проблем перевозки граждан из одной точки в другую. Вместе они объединены в единую транспортную систему, предусматривающую прямое или косвенное рациональное взаимодействие друг с другом.

Таким образом обеспечивается удовлетворение потребности населения в перевозках.

Весь ряд пассажирских перевозчиков можно разделить на несколько категорий:

  1. Автомобильный, к которому относятся автобусные и таксомоторные парки. Подразделяется в зависимости от вида маршрутов на несколько классов:
  2. городской и пригородный;
  3. междугородный;
  4. международный;
  5. специальный (туристический, экскурсионный, заказной, служебный и так далее).
  6. Железнодорожный преимущественно используется для перевозок пассажиропотока на расстояния более 200 км. Исключением являются электропоезда пригородного сообщения.
  7. Морской осуществляет огромные масштабы перевозок через водные просторы.
  8. Речной использует для перемещения внутренние водоёмы: реки, озёра, водохранилища.
  9. Воздушный отличается большими скоростями, поэтому практикуется для перевозки на дальние расстояния.
  10. К электрическому пассажирскому, применяющемуся в черте горла и ближайших пригородных маршрутах, относится несколько разновидностей: метрополитен; трамвай; троллейбус.

В число приоритетных задач направления «Пассажирские перевозки» входят разработка новых продуктов и услуг по привлекательным ценам и повышение конкурентоспособности железнодорожных перевозок относительно авиации иавтомобильного транспорта.

По итогам 2017года впервые запоследние 8лет перевезено более 1,1млрдпассажиров. Рост куровню 2016года составил 7,8%. Положительная динамика объема перевозок обеспечена каквпригородном сообщении, такивдальнем следовании.

В 2018году, какожидается, услугами МЦК воспользуются 120,2млн человек.

Самая успешная модель интегрирования систем пассажирского транспорта вгороде создание транспортно-пересадочных узлов, гдепассажиры переходят сжелезнодорожного надругие виды транспорта. Ихцель максимальное удобство дляпассажиров итехническо-экономическая эффективность транспортной системы.

Основной перспективой развития пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте является разработка и реализация научно-технической политики, основанной на инновационном подходе.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/bronirovanie-perevozok-passajirov-na-transporte/

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Березка М.П., Родин И.В. Система «Экспресс-3»: новые технологии обслуживания пассажиров и реформа пассажирского комплекса // Доклады XIV международной научно-практической конференции «Инфо- транс-2009» / под ред. В.В. Яковлева. СПб., 2016. 232 с.
  3. Вавенкова С.М. Анализ развития железнодорожного транспорта в России.// ЭКО 2017 №1 С. 55-63
  4. Веснецов И.Т. Пассажирские и грузоперевозки: экономика отрасли. М.: Эксмо, 2017 323 с.
  5. Ганеева М.И. Перспективы железнодорожных перевозок. //Вестник КГУ 2018 №1 С. 66-74
  6. Горин В.С., Махарев Э.И. Продажа услуг пассажирского транспорта : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 2017. 390 с.
  7. Даденков В.А. Экономика железнодорожного транспорта: учеб. пособие. М.: Финансы и кредит, 2017 445 с.
  8. Егорова В.С. Инновационные технологии на транспорте. // Вестник КГТУ 2017 №1 С. 78-87
  9. Жаров С.М. Экономика транспортного хозяйства России. М.:Эксмо, 2018 234 с.
  10. Зайцев А.А. Пассажирские перевозки: социально-экономическая значимость. // Экономика и образование 2018 №1 С. 90-96
  11. Игратьенко В.М. Перспективы развития пассажирских перевозок в России: анализ зарубежного опыта и его применение в российских реалиях. // Экономическое обозрение 2017 №1 С. 99-101
  12. Камалов С.М. Экономика железнодорожного транспорта. М.:Эксмо, 2017 533 с.
  13. Лебедева С.М. Динамика развития пассажирских перевозок в России. // Вестник КНИТУ 2016 №1 С. 44-53
  14. Макарова Е.А. Система управления пассажирскими железнодорожными перевозками в условиях рынка. Монография. М. : Изд. Карпов Е.В., 2016. 430 с.
  15. Персианов В.А., Беднякова Е.Б. Управление проектами развития общественного транспорта городов : учеб. пособие. М. : ГУУ, 2016. 394 с.
  16. Русакова С.М. Экономика пассажирского транспорта. М.: Эксмо, 2018 535 с.
  17. Транспортная политика России: ситуационный анализ, исторический опыт, проблемные вопросы. Монография. М. : Альта-принт, 2018. 232 с.
  18. Экономика автомобильного транспорта : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Г. Будрина, М.Г. Григорян и др.; под ред. Г.А. Кононовой. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2018. 345 с.
  19. Экономика железнодорожного транспорта: учеб. пособие для студ. ВУЗов. / К.Е. Петренко, Н.Н. Сталерова. М.: Академия, 2017 367 с.
  20. Официальный сайт ПАО «РЖД». Режим доступа: http://www.rzd.ru/ (дата обращения 03.09.2018)