Данная курсовая работа в области многостороннего развлечения очень актуальна в настоящее время, так как в последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба.
Туризм – термин, не имеющий корней и истоков в русском языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка.
Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность. Выделяются в основном следующие периоды:
1. Туризм до конца XVIII века – предыстория туризма.
2. Развитие туризма с XIX в. по 1917 г. – дореволюционный период
3. Развитие туризма с 1917 г. по 1991 г. – советский период
Объектом исследования выступают
·поиск, отбор и анализ источников информации; знакомство с географическими и социальными предпосылками туризма; изучение основных периодов развития туризма в России. системный анализ, обобщение, исторический, диалектический, восхождения от абстрактного к конкретному.
1.1 Географические и социальные предпосылки развития туризма
В начале формирования человеческого общества путешествия, несомненно, были необходимы для выживания человечества. Люди периодически перемещались с места на место в поисках пропитания или для обеспечения собственной безопасности.
С древнейших времен множество людей отправлялись в путешествия с целью познания мира и открытия новых территорий, с торговыми, дипломатическими, военными, религиозными и иными миссиями. Все эти путешественники нуждались в определённых услугах со стороны местного населения в плане размещения, питания и т.д. Исторически первыми предприятиями индустрии туризма стали таверны, пользовавшиеся сомнительной репутацией домов терпимости.
Позднее, когда человек начал вести оседлый образ жизни, путешествия стали приобретать иной смысл. С незапамятных времен многие путешествия мотивировались простым человеческим любопытством, например, желанием узнать, что находится за самым дальним холмом или на другом берегу широкого водного пространства. Этот вид путешествий – что-то узнать, за чем-то понаблюдать, развлечься и отдохнуть – мог не иметь никакой определенной экономической, политической или познавательной цели.
Несмотря на то, что большинство поездок в период античности и совершались, как мы видим, не с развлекательными целями, в Европе во времена Римской империи возникает новый вид путешествий – досуговый туризм. Римляне из богатых семей часто ездили в Грецию для пополнения образования. Постепенно эти поездки приобрели развлекательный характер: путешествия в Грецию совершались всей семьей или холостыми богатыми римлянами-мужчинами ради отдыха, главным образом к теплым минеральным источникам.
Оздоровительный туризм: основные понятия, анализ организации ...
... неконкурентоспособными по сравнению с зарубежными. Актуальность исследования организации оздоровительного туризма на мировых и отечественных рынках обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, уровень развития оздоровительного туризма важен для каждого человека. Оздоровительный туризм заключается не только ...
История российского туризма своими корнями уходит в историю путешествий и развития туристского комплекса страны, начиная со времен Древней Руси. Историко-географические, материально-технические, социально-экономические и социально-психологические предпосылки возникновения туризма, обладая общими чертами, имеют свои особенности в каждой стране.
Географическое положение России, расположенной в центре пересечения торговых путей между Западом и Востоком, с древнейших времен обеспечивало устойчивые международные связи, являвшиеся основой различного рода контактов. С принятием христианства эти контакты еще больше укреплялись за счет приезжавших из Византии представителей церкви, переводчиков, переписчиков книг и т.д. Многочисленные паломники совершали путешествия к святым местам.
По свидетельству Н.М. Карамзина, русские паломники уже в XI в. часто давали обет поклониться святым местам Палестины и Константинополя. Одной из первых совершила паломничество в Константинополь в 957 г. княгиня Ольга, где она и совершила обряд крещения.
С древних времен славяне проявляли себя отважными путешественниками и мореплавателями. Письменные источники, относящиеся к нашей эре, свидетельствуют, что уже тогда славянами был освоен знаменитый водный путь “из варяг в греки”, соединяющий Черное и Балтийское моря. Из записей греческих историков видно, что русские в VI – VII вв. выходили по Днепру в Черное море и через Босфор и Дарданеллы в Мраморное, Эгейское и Адриатическое моря.
Расширялись торговые связи. Русские купцы имели свои торговые ряды в самых разных странах. В результате походов русских князей Олега (911 г.) и Игоря (944 г.) на Царьград были заключены торговые договоры с Византийской империей, в соответствии с которыми русские купцы получали право торговать в Константинополе беспошлинно. В монастырях Константинополя возникли колонии русских монахов. В эпоху средних веков большое значение приобретают путешествия мореплавателей, и среди них наиболее значимым считаются путешествия тверского купца Афанасия Никитина в Индию, свои наблюдения он изложил в записях, известных под названием “Хождение за три моря”.
Первые путешествия, совершаемые в основном с познавательными, торговыми и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, знакомству с достижениями культуры разных народов.
Большинство маршрутов играло строго специфичную роль: так, в IX-XI вв. существовал торговый водный путь “из варяг в греки”: от норманнов про Днепру, территории Киевской Руси, через Черное море в Средиземное. Пути крестоносцев первоначально были сугубо военными, потом постепенно превратились в религиозно-пилигримские. Постоялые дворы сохраняют свое существование, но из государственных становятся частными, а основным местом для отдыха путников служат монастыри и “комнаты для гостей” в домах священнослужителей.
Средиземное море и Персидский залив буквально исчерчены маршрутами древних плаваний. Так, основной ярмаркой месопотамских и египетских мореплавателей был остров Бахрейн в Персидском заливе. Греческие маршруты также в большинстве своем были связаны с Азией (реже – с Египтом, с которым у греков были напряженные отношения).
Разработка производственной программы предприятия, организация ...
... данной курсовой работы является кафе «Рублевка» ИП Ахмедова З.И. специализирующегося на русской кухне. Предметом исследования является: разработка производственной программы предприятия, организация работы кафе на 100 мест, специализирующегося на русской кухне. Теоретической основой написания курсовой работы являются ...
Инфраструктура отдыха и развлечений сформировалась гораздо позже, а тогда поездки, как и наличие средств передвижения, являлись сугубо частным делом.
В средние века развивавшаяся торговля товарами и последствия военных действий неизбежно повлекли за собой обмен идеями между участниками этих событий. В результате целью путешествий становится пропаганда новых идей – путешественники теперь отправлялись в дорогу для распространения своих религиозных и интеллектуальных взглядов (появились пилигримы, а в период великих географических открытий – миссионеры и т.п.).
Священники, паломники, пилигримы, к которым зачастую присоединялись толпы нищих бродяг и юродивых; военные группы, иногда достигавшие огромных размеров – если вспомнить знаменитые крестовые походы – перемещались пешком (низшие слои, священники) или на конях (дворяне), главным образом по маршрутам между Европой и Азией.
Основными средствами передвижения постепенно становятся лошади. Безоговорочный приоритет этих животных как сухопутного транспортного средства просуществует до второй половины XIX века. Совершенствуются плавательные транспортные средства, которые будут господствовать в следующую эпоху – эпоху Великих Географических Открытий.
Наряду с Возрождением в искусстве и культуре в этот период происходит мощнейший всплеск исследований планеты. Отраженный в истории географии как эпоха Великих географических открытий. Возможно, именно путешествия Колумба были одним из наиболее важных факторов, повлиявших на развитие общества в этот исторический период.
Начавшиеся в XVII в. в Европе буржуазные революции привели к кардинальным преобразованиям. Полностью изменился прежний способ производства. Промышленная и транспортная революции обеспечили не только бурное развитие экономики, но и привели к радикальным изменениям в общественных отношениях, в образе жизни людей, их занятиях. Значительно расширились торговые и производственные связи между государствами.
В конце XVII века о пользе путешествий для просвещения молодежи говорили многие философы. “Первый педагог” Ян Амос Коменский описывал в своих трудах проведение экскурсий для учащихся с целью обеспечения наглядности и предметности знаний. Такие экскурсии начинают практиковаться в некоторых учебных заведениях Европы.
Развитие колониальной системы, несомненно, положительно влияло на развитие путешествий.
Во-первых, возрастало количество как переселенцев в новые земли, так и просто “любопытствующих”, которые вряд ли бы поехали, например, в “дикую” по их меркам Индию, если бы им не была гарантирована защита войсками Ее Величества Английской королевы, оккупировавшими страну. Так колонии становятся не только источниками сырья, но и местами отдыха. Учитывая местоположение большинства из них, многие из колоний в дальнейшем стали полноценными курортами.
Во-вторых, наличие колоний стимулировало развитие транспорта, дорог и обуславливало возникновение системы гостеприимства – мест, где можно было бы уютно отдохнуть, созданных по меркам родной страны, но приспособленных к местным обычаям и традициям. Чем выгоднее стране было заселение колоний своими гражданами, тем большее внимание уделялось этому вопросу.
Проблемы и перспективы развития транспорта России
... между разными видами транспорта. Это связано с проблемами развития некоторых видов транспорта и значительными региональными различиями. Итак, в последнее десятилетие происходит ускоренное старение гражданского морского и речного флота, гражданской авиации России, связанное с ...
Постепенно люди начинают регулярно путешествовать за границу на отдых, лечение, в религиозных, образовательных и экономических целях, так как это было приятно, доступно по цене и эффективно. В период Ренессанса начинает совершенствоваться инфраструктура, хотя основные средства перемещения и размещения остаются теми же, что и в Средние века. Исключение составляет выросшее число частных постоялых домов, где можно было не только переночевать, но и остановиться на относительно длительный срок. Благодаря быстрому развитию транспортных систем, либерализации условий труда и растущему стремлению к обогащению прошло не так много времени прежде, чем досуговый туризм стал частью жизни почти всех слоев общества.
В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг – путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.
В России главным фактором, стимулирующим развитие внешних отношений и перемещений как внутри страны, так и за ее пределы, стали реформы Петра I. Как известно, Петр едва ли не насильно отправлял молодых дворян для обучения за границу, а также всячески поощрял путешествия по России с целью более полного освоения ее территорий (исследование Камчатки путешественником Крашенинниковым и т.п.).
Это дало толчок к развитию транспортных путей, освоению новых земель и торговых путей. Изменение уклада жизни дворян сделало путешествия не только возможными, но и престижными.
В XIX в. веке путешествия становятся доступнее не только с технической точки зрения, но и с социальной. Помимо возникновения туристических компаний, в Европейских странах становятся популярными общества и клубы по интересам, в том числе и “клубов путешественников”, члены которых не просто отправлялись в развлекательные поездки, но и пытались при этом достичь какой-то определенной цели или поставить рекорд (наглядным примером может служить книга Жюля Верна “80 дней вокруг света”).
Подобные общества по интересам появились и в среде российского дворянства.
В XVIII в. в Англии и России начинается наибольшее распространение получают паломнические путешествия, так как этот период характеризуется высоким религиозным фанатизмом. Паломнические туры позволяли привозить с мест паломничества пальмовую ветвь, как символ господнего благословения. Основные места паломничества – Иерусалим, Мекка, Рим.
К середине XVIII в. возникает необходимость в путешествиях предпринимаемых для других целей: торговых, для поиска и расширения рынков сбыта; политических, для установления контактов с представителями различных культур, религий.
Во второй половине века путешествия приобретают познавательные цели, так как молодые аристократы стремились изучить особенности других стран для повешения уровня образования, интеллекта. Путешествия в их среде считались престижным временем препровождения. Такие путешествия носили элитарный характер, так как их могли себе позволить только состоятельные люди.
В связи с открытием в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников получили распространение путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический вид туризма. Этот вид туризма распространился по всей Западной Европе. Развитие курортного дела в России приходится на начало 18 века, основоположником которого был Петр I. Известные курорты находятся на территории Кавказа, Липецка, Латвии, Польши.
Состояние и перспективы развития индустрии туризма в Центральной России
... туризма в Центральной России 2.1. Недостатки индустрии туризма В индустрии туризма Центральной России можно выделить следующие существенные недостатки, которые мешают ее дальнейшему развитию. Во-первых, из всего региона ... совершения путешествия в данный регион. 2.2. Перспективы развития Центральная ... федерального, а более низкого значения. Дело в ... XVIII в. в селах Аполье, Липецы, усадьбы XIX в. в ...
Изобретение транспорта дало скачок в развитии международного туризма, так как использование железнодорожного и морского транспорта позволило расширить географию туризма, сократить время перемещения из одной страны в другую с большим комфортом, чем использование ранее конного транспорта и галер. Познавательный туризм становится неотъемлемой частью жизни светского общества наиболее развитых стран.
Ростки массового туризма в XIX веке положили начало развитию экскурсионной деятельности. Расширяется география делового туризма. В связи с дальнейшими открытиями в медицине положительного влияния грязевых лечебных вод и минеральных источников развивается сеть курортов в Европе, России. Путешествия с оздоровительными целями, так называемый бальнеологический туризм, становятся более доступными для жителей европейских стран. Бальнеологический туризм переходит в разряд международного. Предпочтение отдается Франции, Англии, Швейцарии и России.
Таким образом, в XIX веке цели туристических поездок фактически не изменили свою направленность, расширение географии туризма и научно-технические достижения в области транспорта дали толчок для развития деловых, научных, экскурсионных и развлекательных туров. Но путешествия стали более массовыми за счет мощного развития гостевого бизнеса и роста его доступности для людей со средним достатком.
1.2 Предыстория развития туризма в IX-XVIII века
Основное различие туризма прошлых лет и современного – наличие рынка туристических услуг. В XVIII – XIX вв. маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. С появлением относительно крупных фирм длительный срок они были единичными, то есть, фактически, общеизвестными. До XVIII – XIX вв. туристических фирм как таковых не существовало, и все путешествия осуществлялись по частной инициативе, главным образом на собственных транспортных средствах.
В XIX веке понятие туризма претерпевает коренные изменения и становится более близким к современному представлению: в 1863 году Томас Кук открывает первую в мире туристскую фирму, которая занималась продажей нового вида услуг – путешествий ради удовольствия. С этого времени туризм отсчитывает свою историю как специфический вид предпринимательской деятельности.
Выделению туризма в самостоятельную отрасль способствовал мощный технический скачок, давший новые средства передвижения (Фултон изобрел пароход в 1807 г., Стефенсон – паровоз в 1814 г.).
Эти виды транспорта принципиально отличаются тем, что предназначены для дальних массовых перемещений. Соответственно устанавливается его регулярное движение, что, в свою очередь, приводит к развитию сети обслуживающих пассажиров предприятий питания и размещения. Часть из них рассчитываются на состоятельных путешественников и отличаются кричащей роскошью, но появляются и отели, предназначенные для людей среднего класса .
Отличительными характерами путешествий до середины XIX века были: примитивизм средств передвижения; то, что путешествия было не самоцелью, а необходимым условием и средством к достижению собственно цели, как то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе.
Значение туризма в жизни общества
... ответственность за разрушение нашего жизненного пространств. Гуманитарное значение: Говоря о значении туризма в жизни общества, нельзя забывать о его гуманитарной функции. Важной функцией туризма является предоставление возможностей для развития личности, расширения ...
В IX в. путешествовала и Княгиня Ольга, которая посетила Византию. По мнению историка С.М. Соловьева, важнейшими причинами, побудившими ее совершить путешествие, были “любопытство посмотреть чудеса образованного мира” и престиж, так как “возвышался тот, кто был в Константинополе”. К наиболее ранним путешествиям относятся также перемещения купеческих караванов как внутри Древней Руси, так и за ее пределами (Константинополь, Астраханское государство, Византия, Великий шелковый путь).
Вместе с христианством на Русь пришла традиция паломничества. В начале XII в. игумен Даниил совершил паломничество в Константинополь и Иерусалим. Несмотря на то, что подобные путешествия имели преимущественно религиозную цель, они несли в себе большой познавательный потенциал. Рассказы, описания религиозных путешествий содержали в себе сведения о природе, культуре и быте разных стран и народов.
Позднее в XVIII в. известно паломничество путешественника Василия Киевского, который посвятил себя изучению православного Востока. На Руси складывается твердое убеждение в том, что православная вера сохраняется в чистоте своей только здесь, что Святая Русь остается единственным православным царством. Наступают времена массового паломничества по русским святым местам. В XVI-XVII вв. Русь была признана центром Православного мира уже и за пределами государства. Основными местами паломничества за границу были Палестина, Иерусалим, гора Афон. По русским землям – Сергиев Посад, Оптина пустынь, Коренная пустынь и другие монастыри в европейской части страны.
Паломничество внесло большой вклад в развитие путешествий, в значительной мере способствовало распространению географических знаний, знакомству с культурой других народов. Проходя через множество земель и стран, паломники приносили в устной и, нередко в письменной, форме легенды, песни, сказания. Паломники несли дары и пожертвования церкви, монастыри и местное население предоставляло им кров и пищу.
Важная роль паломничества определена как миссионерская и несение просвещения и укрепления веры. В основе паломничества лежит именно любовь к святыне. Православные идут к святыням, ищут душевного приюта и утешения. Многие находят выход из тяжелого душевного состояния именно в паломничестве.
Петр наказывал: “смотреть, видеть и записывать”. Петр ездил в Италию, Англию, Голландию, ездил не только сам с познавательной и оздоровительной целью, но и заставлял других ездить и лечиться.
Поездки для лечения внутри страны стали практиковаться с XVIII в. Ездили к святым и целебным источникам, но уже с оздоровительной целью. Так, 20 марта 1719 г. Петром I был издан указ об открытии в Карелии курорта “Марциальные воды”, который был назван в честь бога войны и железа Марса. Это послужило началом изучения лечебных свойств минеральных источников и распространения путешествий с целью лечения и оздоровления. Петр стал основоположником бальнеологического туризма.
В XVI века большое внимание уделяется дорогам. Дороги в крупные торговые города богато украшали, особенно при въезде в Новгород. Около городов строились монастыри, которые служили пристанищем для путешественников. Таким монастырем являлся Юрьев монастырь, построенный в 1119 году.
Путешествие по России
... поэтому все увиденное в нашей стране не может не оставить отпечатка в душе, особенно в русской. Путешествие по России незабываемо. Я же хочу поделиться тем, что меня переполняет, а ... сияя солнечным светом, привлекает к себе своей неповторимостью многочисленных туристов, В тени Успенского собора Дмитриевский собор походит на младенца, прекрасного своей естественной красотой. Ансамбль из двух ...
Монастыри и другие религиозные пристанища принимали путешественников (и приветствовали пожертвования).
Многие монастыри были рады гостям. Богатых и знатных усаживали рядом с главным прелатом, в то время как бедняков размещали и кормили в отдельных помещениях.
Расценок на комнаты не было, однако всегда ожидались пожертвования. Часто бывало, что монастырский охранник, чьим первостепенным заданием было стоять у ворот (привратник), также распоряжался и помещениями для гостей. Следует отметить, что уже в то время церковь управляла первой “гостиничной цепью”.
Со временем бесплатный приют начинает превращаться в специальные, рассчитанные на доход предприятия. Эти учреждения в результате постоянного роста требований со стороны путешественников и по мере одновременно происходящего технического прогресса принимали все более новые и разносторонние формы, превращаясь в гостиничные предприятия, похожие на современные.
В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей в XVIII – XIX вв. растет население городов, открываются новые гостиницы. В 1818 г. в Москве функционирует 7 гостиниц. В Петербурге в 1900 г. насчитывалось уже 325 гостиниц.
Таким образом, первые путешествия, совершаемые в основном с утилитарными, познавательными и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, а также знакомству с достижениями культуры разных народов.
2. Дореволюционный период развития туризма в России
Основным препятствием для путешествий XVIII – начала XIX в. по России были плохие дороги, отсутствие условий нормального жизнеобеспечения в пути (гостиниц, трактиров, станции для смены или отдыха лошадей).
Возможность же заграничных путешествий ограничивалась в материальном отношении даже для высшего сословия.
В XIX в. получили распространение горные восхождения, пешие прогулки и походы. Повышенное внимание к туризму, стремление к путешествию, организация научных и профессиональных обществ – всё это послужило основой для объединения любителей туризма в различные специализированные организации.
Первые туристские организации возникли на Кавказе. В 1877г. при Кавказском обществе естествознания впервые в России возник альпийский клуб, который просуществовал всего несколько лет.
Однако впоследствии Кавказ стал объектом путешествий не только внутреннего, но и иностранного туризма. В конце XIX в. здесь началось строительство шоссейных и железных дорог, открывались гостиницы, на перевальных дорогах возникали почтовые станции и дорожные казармы.
В этот период появляются первые туристские фирмы. Так, в 1885г. в Петербурге открывается предприятие Леопольда Липсона. Фирма брала на себя обязательство ознакомить туристов во время путешествий со всеми достопримечательностями.
В конце XIX в. среди россиян всё большую популярность получает второй горный район – Крым, до которого легко было добраться.
В Ялте в конце 80-х годов XIX в. образовался “Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор”. Основной задачей клуба было научное изучение Крымских гор. Их деятельность включала охрану редких горных видов растений и животных, создание экскурсий, издание трудов клуба.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ТУРИЗМА РОССИЯ-КИТАЙ
... России и русско-китайских отношений. - М. : Восточная книга, 2011. - 416 с. 11. Даниленко Н.Н., Людвиг Л.П. Региональные туристские ресурсы: понятие, влияние на развитие туризма, ... китайского выездного туризма // Проблемы Дальнего Востока. 2008. №4. С. 15-18. 34. Нечаева А.В. Характерные черты и тенденции в выездном туристическом потоке Китая // Географические и геоэкологические исследования на ...
В апреле 1895 г. в Санкт-Петербурге было создано “Общество велосипедистов-туристов”. В задачи “Общества” входило содействие выработке условий для путешествий на велосипедах по России; издание дорожников, путеводителей и карт; организация путешествий. А своеобразной “сверхзадачей” была выработка дорожной карты Российской империи. Руководство устраивало различные конкурсы по туристическим маршрутам, путеводителям.
При “Обществе” вскоре были созданы секции других видов туризма и путешествий. Популярность его была настолько велика, что его отделения появились в 24 городах России, а в 1898 г. на Люксембургском конгрессе “Общество велосипедистов-туристов” было принято в Лигу туристских обществ.
О том, что познавательной стороне туров придавалось огромное значение, говорит рекламное объявление, приглашавшее на работу экскурсоводов “хорошо знающих город”, чьи услуги будут необходимы “при посещении музеев, картинных галерей, фабрик, заводов, рудников и т.п.”, так как “нужны знания лиц, близко стоящих к делу, непосредственно в них работающих специалистов”. И, как было добавлено, “опыт прошлых лет показал, что в этом деле можно рассчитывать на успех”.
И если невозможно говорить о массовом внутрироссийском туризме, то тем более говорить о массовом зарубежном туризме в царской России не приходится из-за того, что на любую поездку за рубеж требовалось высочайшее дозволение. Необходимо было личное “утверждение” каждой кандидатуры императором. Хотя с правления Екатерины II дворянам, согласно “Жалованной грамоте дворянству” (1785 г.), можно было уехать за границу и вернуться в любое время. Поэтому основными видами зарубежного туризма оставались традиционные: лечение, паломничество, первооткрывательство. Хотя и существовали ознакомительные поездки, о чем регулярно информировал своих читателей “Русский турист”, публикуя, правда, анонимные заметки о посещении различных стран: Португалии, Финляндии, Франции, Италии и др.
В начале XX в. стоимость путешествий стала гораздо меньше, что расширило круг возможностей для людей с достатком несколько выше среднего.
Таким образом, туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях:
- ·путешествия с торговыми, политическими, познавательными и религиозными целями; паломнические путешествия; поездки с целью лечения и оздоровления; образование первых туристских организаций, которые положили начало ознакомлению и изучению Кавказских и Крымских гор. И хотя их деятельность не приобрела широкого размаха, однако они способствовали становлению туристской работы и популяризации путешествий. Основатели обществ заложили фундамент туризма в России. Во второй половине XIX в. появляется ряд туристских и экскурсионных организаций. Одним из них было ОЛП (Общество любителей природоведения), члены которого осуществляли экскурсии и путешествия с целью изучения географии, геологии, этнографии, флоры и фауны. Участники общества не только сами изучали природные богатства своего края, но и организовывали экскурсии для тех, кто интересовался природой.
Наиболее массовой туристской организацией дореволюционной России был Русский туринг-клуб (1895 г., Петербург).
Причиной образования клуба явилось распространение в России в конце XIX в. двухколёсных велосипедов, которые к тому времени превратились в удобный способ перемещения и часто использовались для далёких загородных прогулок.
Обеспечение безопасности туристов во время путешествия
... туристских маршрутов влияет безопасность путешествия. От неё зависит какое количество людей посетит эту достопримечательность, каких возрастов, полов, вероисповеданий. Экскурсионная деятельность – работа, связанная с организацией и проведением мероприятий по ознакомлению туристов ...
Постепенно Русский туринг-клуба превратился в Российское общество туристов РОТ (Российское общество туристов).
Основной целью общества содействие развитию туризма вообще и туризма велосипедного в частности. Общество имело свой устав из 35 статей. Так, 10 статья “Кто не может быть членом общества” гласила:
1) профессиональные велосипедисты;
2) исключённые из другого общества;
3) учащиеся учебных заведений;
4) находящиеся на действительной военной службе, низшие чины и юнкеры;
5) те, кто имеет ограничения прав по суду.
Основными задачами РОТа являлись проведение коллективных поездок своих членов, организация гостиниц в разных городах России для приёма туристов, издание журнала “Русский турист”, “Дорожника” и ежегодника, представлявших собой справочно-дорожные книжки для туристов.
Несмотря на некоторые успехи, РОТ не превратилось в мощную туристскую организацию, в основном, из-за пассивности её членов. Однако оно оставило след в истории туризма. Это была первая организация, преследовавшая сугубо туристские цели, приглашавшая посетить не только горы Кавказа и Крыма, но и различные районы России, и другие страны.
В 1901 г. в Москве возникло Русское горное общество, задачей которого являлось содействие развитию путешествий в горах. По инициативе общества было построено несколько горных хижин и гостиниц. Работу по туризму на Северном Кавказе проводило КГО (Кавказское горное общество) в Пятигорске. Члены общества организовывали ученические и общедоступные экскурсии по окрестностям Кавказских Минеральных Вод.
Большинство людей привлекали путешествия по воде, которые стали практиковаться с появлением теплоходов. В 1914г. были построены два больших теплохода того времени “Великая княжна Ольга Николаевна” и “Великая княжна Татьяна Николаевна”. Таким образом, предпринимательский период характеризуется познавательно-экскурсионной направленностью, становлением и развитием разных видов спортивного туризма. Главной целью туризма было просвещение масс населения с помощью экскурсий и путешествий.
3. Советский период развития туризма в России
3.1 Развитие туризма в СССР 20-30е годы XX века
Туризм как массовое явление начал свое распространение по планете в XIX в. в значительной степени благодаря эпохе модернизации, которая привела к возникновению индустриальных обществ. Уровень и качество жизни трудящихся в результате всех достижений промышленного переворота значительно повысились по сравнению с предыдущими эпохами.
Этот период характеризуется созданием социально-экономических условий, зарождением и организационным становлением экскурсионного и туристского движения. В условиях восстановления и реконструкции народного хозяйства, развёртывания культурной революции возникали первые учреждения пролетарского туризма, призванные активизировать массовый отдых трудящихся и удовлетворять их потребности в изучении культурных ценностей и природы Родины.
В некоторых обществах были созданы подразделения, которые проводили экскурсии и туристские походы за город. В 1920г. образовалось Объединённое лекционно-экскурсионное бюро, цель которого была широкая пропаганда пролетарского туризма и экскурсий. Для рабочих и служащих туристские вылазки устраивали профсоюзы. Эту работу проводили энтузиасты на внештатной основе. Они разрабатывали туристские программы и маршруты.
Первыми профессиональными кадрами в советском туризме стали учителя и комсомольские активисты.
При комсомольских комитетах создавались бюро туризма. Перед бюро ставились задачи содействия местным обществам массовых путешествий, ведения справочно-инструкторской работы. При них были созданы секции: краеведения, лагерного, дальнего, пригородного туризма. Они накапливали туристские материалы (карты, описания маршрутов); было установлено сотрудничество с учреждениями общественного питания, транспортными, гостиничными, коммунальными и другими службами. Подобная деятельность способствовала организационному становлению туризма.
В 1925-1928 гг. функционировало государственное акционерное общество “Советский турист” (ГАО “Совтур”), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по путёвкам. В обязанность входило создание сети туристских баз и маршрутов на всей территории Советского Союза, т.е. развитие планового туризма. Однако базы “Совтура” превратились в базы отдыха, обслуживающие в основном своих акционеров и членов их семей, т.е. высокооплачиваемую интеллигентскую прослойку.
В 1929 г. решением Совета труда и обороны создается Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР (ВАО “Интурист”) Наркомата внешней и внутренней торговли СССР. Этой организации предстояло развивать два направления. Первое – “внешнее”, связанное с продажей на внешних рынках туров в СССР. Представители “Интуриста” при поддержке советских посольства, консульств, торгпредств, а также зарубежных представительств и других советских организаций проводили рекламу туров, выезжали на переговоры, разрабатывали условия сотрудничества. “Интуристу” было предоставлено исключительное право выходить на зарубежные туристические рынки, открывать за рубежом свои отделения и представительства.
Второе направление работы “Интуриста” – “внутреннее” – было связано с необходимостью организации приема иностранцев, а Советском Союзе (размещение, экскурсии, перевозки, продажа сувениров и предметов искусства, посещение театров и концертов).
С этой целью разрабатывались туристические маршруты по городам и республикам СССР, для обеспечения качественного обслуживания иностранцев на маршруте формировалась соответствующая инфраструктура: гостиницы, мотели и кемпинги, рестораны, с целью привлечения иностранных туристов в стране возрождались и развивались народные ремесла (Гжель, Хохлома, Палех, Мстера и др.).
Деятельность “Интуриста” была многопрофильной. Говоря о своих заслугах, представители “Интуриста” подчеркивают, что “Интурист” первым открыл свои фирмы за границей: “MOSCOW LIMITED” (Англия), “INTOURIST GmbH” (Германия) и другие.
К началу 1930-х годов экскурсионный и спортивный туризм стал массовым явлением. Увеличение объёма деятельности, расширение сети туристских организаций, разработка новых маршрутов, улучшение материально-технической базы требовали решения проблемы кадров. Необходимо было подготовить практических работников туристского аппарата, персонала обслуживающих предприятий, квалифицированных гидов-экскурсоводов, проводников, общественных организаторов.
В то же время в туристском движении стали накапливаться трудности и образовался ряд проблем: несоответствие между ростом туристско-экскурсионного движения и имеющийся материальной базой, ощущался дефицит квалифицированных специалистов по туризму.
К этому времени сложились два основных направления в туризме среди трудящихся: походы трудящихся в рамках самодеятельного туризма, туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам. Оба направления требовали создания благоприятных условий для дальнейшего его развития.
3.2 Послевоенное массовое развитие туризма
Война подвергла народное хозяйство СССР значительному разрушению, принесла невероятно огромные потери в трудовых ресурсах. Население страны потеряло свыше 20 миллионов человек. Полностью или частично были разрушено 1710 городов и свыше 70 тысяч населенных пунктов в сельской местности, а также 31850 промышленных предприятий.
Материальные потери экономики в целом выразились в астрономической сумме – около 2 600 миллиардов рублей. Было уничтожено около 30 процентов национального богатства СССР.
Резко возросли бытовые нужды советских людей: не хватало самого главного – жилого фонда продовольствия, одежды, медикаментов.
В этих условиях резко снизилось стремление населения к ряду традиционных занятий, свойственных мирному времени, в том числе к туризму. Все материальные и духовные ресурсы государства были мобилизованы на восстановление нормальной жизнедеятельности общества.
В значительной мере нуждалась в восстановлении и материально-техническая основа туризма, которой также был причинен невосполнимый ущерб в 1941-1945 годах. На северо-западе, в центре и на юге Европейской части СССР, в Крыму и на Кавказе, в других регионах страны было разрушено много учреждений.
Система туризма практически лишилась основных кадров. По ориентировочным подсчетам восстановление материально-технического потенциала профсоюзного туризма потребовало бы вложений на сумму 145 162 тысяч рублей.
В 1956-1957 годы возникла Идея создания массовой молодежной туристской организации. По инициативе ЦК ВЛКСМ 25 мая 1957 года было принято Постановление Комиссии ЦК КПСС о создании при Комитете молодежных организаций (КМО СССР) Бюро международного молодежного туризма. С целью развития молодёжного международного туризма 3 июня 1958г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами.
В первый год была разработана нормативно-правовая база для организации зарубежных поездок и приема иностранных туристов. Одновременно разрабатывалась программа создания собственной сети международных молодежных гостиниц, центров, лагерей и баз. В 1958 году “Спутником” были заключены соглашения о приеме в Советском Союзе 1659 иностранных молодых туристов и отправке в зарубежные поездки 1465 советских туристов. Для приема иностранных туристов в 1958 году был организован Кавказский международный молодежный туристский лагерь в доме отдыха “Волна” на Черноморском побережье близ Сочи и туристские базы в Москве в гостинице “Турист” в районе ВСХВ и в Ленинграде в общежитии Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.
За первые три года динамика роста приема иностранных туристов, в СССР по линии бюро международного молодежного туризма была значительной. Если в 1958 г. было принято 1659 туриста, то уже в 1959 г. на 82 % больше, в 1960 г. численность возросла ещё на 6 % и в 1961 г. стала на 90 % туристов больше, чем в 1958 г.
Выездной молодежный туризм развивался не менее динамично. Так в 1958 году в зарубежные страны выехало 1364 советских туриста, а вот 1959 г. на 77 % выехало больше, а 1960 г. ещё увеличилось на 8 %и в 1961г. стало на 89 % больше по сравнению с первым 1958 годом развития молодёжного бюро.
Как мы видим, что, с каждым годом, количество стран и человек увеличивалось, а это значит, что работа молодёжного международного бюро “Спутник”, очень заметно помогло в сфере развития молодёжного туризма.
В начале 1960-х годов стала активизироваться туристская деятельность. Поэтому организовывались Советы по туризму, которые разрабатывали и осваивали туристические маршруты. Во многих крупных городах создавались бюро путешествий и экскурсий, работавшие первоначально только с арендованными транспортными средствами (автобусами, поездами, теплоходами).
“Спутник” 1960-х г. получил распространение туристско-экскурсионный отдых в выходные и праздничные дни, организовывались железнодорожные путешествия. Все виды туристской деятельности в стране развивались при поддержке государства и профсоюзов.
Туристические путешествия организационно-централизованного периода стали одной из наиболее популярных форм отдыха советских граждан.
Развитием плановых туристских путешествий занимался Центральный совет по туризму и экскурсий. Он выпускал путёвки на маршруты, имеющих статус Всесоюзных. Маршруты, находящиеся в ведении республиканских, краевых и областных советов по туризму и экскурсиям относились к местным.
В эти годы профсоюзными туристско-экскурсионными организациями были разработаны линейные, кольцевые и радиальные маршруты.
Плановые маршруты, начинающиеся в одном городе и заканчивающиеся в другом, носят название линейных. Если маршрут начинался и заканчивался в одном и том же месте, он назывался кольцевым.
Много плановых маршрутов относилось к радиальным, когда туристы весь период отдыха находились на одной и той же базе, в туристской гостинице или пансионате, совершая экскурсии и непродолжительные походы с ночёвками туристических приютах.
Наряду с плановым туризмом развитие получил самодеятельный туризм, который организовывался туристской группой по маршрутам, разработанным самими участниками, начиная от несложных походов выходного дня до спортивных походов высших категорий сложности.
В 1978 году Бюро международного молодежного туризма “Спутник” поддерживало и развивало двусторонние и многосторонние связи с 518 организациями из 84 стран мира, как на договорной основе, так и на основе корреспондентских отношений. К этому времени был разработан механизм безвалютного обмена туристами, который за короткое время привлек внимание молодежных турфирм из 45 стран.
В то время, когда повсеместно царила бедность, “Спутник” помог многим молодым людям осуществить свою мечту – посетить другие страны, пообщаться со сверстниками, почувствовать многообразие мира.
Можно сказать, что в 1960 – 1980-е гг. туризм уже не носил того принудительно идеологизированного характера, как в довоенные годы. Материальная база его возросла многократно. Различными туристскими организациями были разработаны тысячи всевозможных маршрутов разных видов, продолжительности по времени, сложности и комфортности. Туризм прочно вошел в быт советского человека и стал его неотъемлемой частью.
туризм советский дореволюционный выездной
Заключение
Туризм, как явление общественное, хозяйственное и пространственное, имеет долгую и богатую историю, уходящую в глубокую древность.
В заключение, хочется сделать несколько выводов по специфике развития туризма в России.
1. Первые путешествия, совершаемые с утилитарными, познавательными, политическими и религиозными целями, сформировали навыки территориальных перемещений, способствовали распространению географических знаний о странах, народах, а также знакомили с достижениями их культуры. Последующие туристские передвижения первоначально носили экскурсионно-познавательный характер: горные восхождения, пешие прогулки, походы, путешествия за границу.
2. Развитие различных видов туризма: отдых, лечение, деловые поездки, пролетарский туризм, семейный, детский, молодёжный туризм, туризм элитного характера, спортивные путешествия, транспортные туры, экологический туризм и др.
3. Создание туристской инфраструктуры (от хижины и приютов к комфортабельным гостиничным комплексам) и материально-технической базы (различные снаряжения, инвентарь и т.д.)
4. Развитие транспортных средств привело к массовому туризму.
5. Создание различных организаций, обществ, бюро, компаний, клубов, туристских фирм, пропагандирующих туризм и путешествия.
6. Постепенное формирование рынка услуг.
7. Развитие элитного туризма (для состоятельных слоёв населения) и экскурсионного (рекреационного) для интеллигенции и трудящихся.
8. Повышение качества туристских услуг и обслуживания.
9. Создание административно-правовых норм в туризме.
10. Информационное обеспечение туристского бизнеса: издание газет, журналов, буклетов, организация выставок.