Историко культурный потенциал италии

Курсовая работа

Повседневность представляет особый интерес для социологии, истории, психологии, культурологи и др. дисциплин социально-гуманитарного цикла. Опыт итальянской повседневной культуры как образа сильнейшей трансформации традиций и моделей потребления, производства и «образа жизни» в российских культурных исследованиях не подвергался тщательному анализу. Тема повседневности все чаще рассматривается в философии русской и зарубежной культуры не только как важная, но и как одно из универсальных условий и исходных предпосылок человеческого существования и познания в целом различных форм и уровней.

Степень проработанности темы исследования можно признать удовлетворительной лишь отчасти. На фоне большого количества исследований, посвященных отдельным аспектам и конкретным проявлениям повседневной жизни, можно отметить отсутствие всеобъемлющих масштабных исследований повседневных практик и структуры повседневной жизни. В настоящее время в дисциплинарном поле социальной философии растет интерес к теоретическому осмыслению проблем трансформации и реформирования общества. Проблемы повседневной культуры Италии переходного периода в отечественной и зарубежной науке изучены очень мало.

Таким образом, мы выбрали объектом исследования феномены повседневной культуры в транзитивный периодкак результат реакции на происходящие изменения, а предметом исследования образы повседневности итальянской культуры XIX века, маркирующего собой переход от многовекового уклада общества к его современному состоянию. Для этого были определены следующие цели и задачи исследования: 1. Рассмотрим общие философско-культурные и гуманитарные основы категории повседневной жизни, уделив особое внимание проблеме источников и возможных методологий исследования.

— Дать описание образов и основных феноменов повседневной культуры Италии в период от правления Наполеона до Рисорджименто, а именно: социально-политического контекста развития итальянской экономики и культуры в кон. XVIII -нач. XIX вв., эволюцию производства и потребления в Италии в первой половине XIX в. . Попытаться дать характеристику образу итальянской повседневности в транзитивный (определенный нами как переходный к современному состоянию) период.

Методология исследования. Феномен повседневной жизни в настоящее время изучается с точки зрения междисциплинарного социогуманитарного знания. Это объясняется сложностью и многоаспектностью повседневной жизни. Традиции описания и понимания структур и процессов повседневной жизни в российском социально-гуманитарном знании реализуются в рамках социальной философии в основном с середины ХХ века. Значительные преобразования социальной жизни в экономической, политической и духовной сферах вызвали изменения в повседневной жизни человека и общества.

17 стр., 8472 слов

Мелихово в творческой и повседневной жизни А.П. Чехова

... отрывок реальности, в которой он творит. И эта реальность – усадьба Мелихово, в которой прошла значительная часть жизни Чехова, и которая теперь являет собой значительный интерес в культурно ... светел, тепел, крыт железом, стоит на хорошем месте, имеет террасу и сад, итальянские окна и проч., но плох он тем, что недостаточно высок, недостаточно молод, ...

Теоретико-методологическая основа изучения повседневности заложена такими исследователями, как Ж. Бодрийяри др. именно в их работах появляются первые разработки в области общей теории и методологии изучения повседневной жизни, тщательно изучаются и интерпретируются качественные характеристики отдельных проявлений повседневной жизни, ее социальная природа. и др. В их трудах рассматриваются следующие аспекты повседневности: язык, как возможность коммуникации; мифы, традиции, обычаи и ценности как регуляторы поведения и основа процессов идентификации и самоидентификации. Научная новизна работы заключается в новой постановке проблемы: попытке рассмотреть культуру определенного периода через ее образы и феномены повседневности с учетом различных методов социологии культуры и философии культуры, а также в привлечении новых источников, заимствованных из других областей и смежных дисциплин, включая итальянские публикации (в том числе и переведенные автором ВКР) не известные, или мало известные ранее.

На защиту выносятся следующие положения:

-Повседневность – еще один ракурс рассмотрения жизни общества, пусть и не определяющий для понимания его исторической динамики, но существенно дополняющий, конкретизирующий научные подходы, вскрывающий его сущность. Трансформация социальной жизни в Италии в кон. XVIII – нач. XIX вв., создали иной образ повседневной культуры. Возникает новый тип культурно-антропологического общества — буржуазный. Буржуазия выступает не только как представитель динамично развивающихся капиталистических отношений, но и как активный участник правозащитных движений в гражданской сфере. В исследуемый исторический период на территории будущей объединенной Италии сложились такие условия для трансформации моделей повседневной культуры, потребления, производства, бытовых традиций, которые во многом определили вектор развития общества в последующие два века. Возможная теоретическая значимость исследования:

Содержание этого FQP может быть использовано для дальнейших исследований в области культурологии, психологии, социологии, истории. Существенные преобразования социальной жизни: экономические, политические, духовные, юридические, могут повлиять только на повседневное существование человека и общества. Непрекращающиеся кризисы, расшатывание основ общества и рождение новых множественных реальностей — характерная черта нашего времени. Изучение повседневной культуры обществ в переходные периоды, предшествующие сложному 20 веку, может дать исследовательский опыт, необходимый для более точного описания состояния современного общества.

Практическая значимость. Осмысление социального содержания, типов и форм повседневности, структуры и внутренних элементов в их взаимосвязи на основании доминирования духовности позволяет построить новую социально-философскую теорию повседневной жизни людей с возможностью дальнейшего планирования и проектирования работы в культурных, политических и социальных институтах.

8 стр., 3987 слов

Деловые коммуникации как предмет изучения и их роль в жизни современного ...

... в современном обществе ... в парадигме «человек - человек». Не вызывает сомнений, что наличие высокого уровня культуры деловой коммуникации способствует установлению и развитию эффективных деловых ... цель в деловом общении требует ... работы путем привлечения предложений от нескольких поставщиков и подрядчиков и выбора наилучшего из них. В результате торгов заключается юридическая сделка с тем деловым ...

Структура и объем дипломной работы. Исходя из заявленных целей и задач исследования, предлагаемая выпускная квалификационная работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность и новизна исследования, формулируются его цели и задачи, определяется степень изученности проблемы и дается обзор использованных источников.

В первой главе произведения представлены философско-культурные основы категорий повседневной жизни. Дана характеристика методики изучения повседневной жизни в гуманитарных знаниях. Выдвигаются некоторые положения, такие как, например, необходимость расширения круга итальянских источников различных философских концепций, проблемы прикладных аспектов социальной реальности, недостаточные для раскрытия сущностного содержания феномена повседневной жизни.

Вторая глава посвящена изучению повседневной культуры Италии во времена правления Наполеона и середины XIX века. Это было необходимо для формирования общего понимания социально-политического контекста развития итальянской культуры, послужившего основой для понимания перехода итальянской экономики к современному типу.

Третья и последняя глава непосредственно содержит попытку первого исследовательского анализа образов повседневной жизни итальянской культуры в переходный период.

В заключении сформулированы выводы и результаты в соответствии с целями работы.

Список использованной литературы насчитывает 45 наименований. Из них 39 на русском языке и 6 на итальянском.

КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ КАТЕГОРИИ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

1 Изучение повседневности в гуманитарном знании

Тема повседневной жизни становится особенно актуальной для социальных и гуманитарных исследований в ХХ веке. Социально-философский концепт повседневности позволяет по-новому увидеть проблему общественных отношений человека, раскрыть сущность и структуру взаимодействия «человек-общество», систематизировать исторический анализ повседневности, определить системно-структурное содержание и целостность. Однако специфика этого явления требует адаптации с учетом ориентаций и ценностных установок в непрерывной трансформации к кризисным периодам в культурной истории обществ. Таким образом, понимание повседневной жизни становится возможным не только с точки зрения ее онтологических оснований, но и благодаря анализу ценностных ориентаций и практического смысла жизни общества. . Отождествление своего «я» — не случайный акт, понимаемый как судьба. Напротив, в отношении «обнаруженных» жизненных обстоятельств человек может вносить свои собственные изменения в жизненные планы или в той степени, в которой идентичность определяет его амбиции и требования. Однако изучение повседневной жизни не ограничивается обычными знаниями, идеями здравого смысла или мирской мудростью.

Рациональные компоненты, такие как понятие, категория, теория, упорядочивают организацию бытия как на уровне индивида, так и общества в целом. появляется в эпоху Нового времени, благодаря исследованиям М. Монтеня. В ХХ веке внимание философской мысли сосредоточено на онтологических проблемах осознания жизни человеческой природы. Человек становится объектом научного познания в своей уникальности и неповторимости. Обращение к повседневной жизни как к самостоятельной проблеме имело место в области феноменологии. Теперь повседневная жизнь стала основой общественной жизни, миром здравого смысла, в котором человек, конструируя свою реальность, воспринимает свое бытие как очевидную реальность «здесь и сейчас».

16 стр., 7626 слов

Социальная антропология

... и социологии - сделать их частью социальной антропологии. Авторы этих работ - прежде всего, религиозные философы: Вл.Соловьев, ... жизнь человека как путь самопознания и самораскрытия. Становление социальной антропологии, ее предмет и статус Первоначально социальная антропология ... Императив гармонии личности становится определяющим. Он вынуждает человека конфликтовать с социальным окружением. Это развитие ...

Немаловажное значение в исследовании повседневности внес М. Хайдеггера, который разделил два понятия «быть научным» и «быть повседневным». По мнению философа, повседневную жизнь можно рассматривать как вненаучное пространство своего существования, в котором постоянно повторяются некие «проблемы воспроизводства себя как живого, немыслящего существа». ,так сказал М. Фуко. Он отмечает тенденцию к смещению акцента с макроуровня на микроуровень в социологии, с публичного на частное в истории, с изучения психологии толпы на проблему идентичности в психологии. Это означает, что без понимания противоречий на индивидуальном уровне невозможно решить более глобальные проблемы. . В этом контексте они являются типичными примерами отношения итальянцев к наполеоновским войнам. Один из таких примеров рассмотрен нами во второй главе. (см. 2.1) . . Подобные принципы реализуются в повседневной жизни через разговор, память, силу, веру, любовь. Интерес к пониманию структур и процессов повседневной жизни становится одним из важнейших в фундаментальных исследованиях социальной реальности. Начиная с ХХ века европейские мыслители не только формируют разные точки зрения, но и создают концептуальные подходы и методы описания явлений повседневной жизни.

Теоретической основой философского интереса к повседневной жизни в отечественной мысли стали работы Л.Г. Ионин, проанализировав формальные структуры повседневной жизни с точки зрения историзма, выделил традиционные и современные характеристики повседневной жизни. Ученый считает, что в начальные эпохи истории повседневности как таковой не существовало; повседневность – это продукт длительного исторического развития.именно благодаря его заслугам в изучении повседневной жизни в России появилось первое словарное определение понятия повседневной жизни. Начиная с 1990-х гг. феномен повседневности становится объектом пристального изучения отечественных исследователей, среди которых особое внимание заслуживают фундаментальные методологические работы Г.Г. Кнабе, Н.Н. Козловой, В.Д. Лелеко и др. Сформировались разные точки зрения на рассмотрение социальной реальности, что, в свою очередь, повлияло на создание идеи «комманологии» или «повседневности» новых научных дисциплин, позволяющих рассматривать явления повседневной жизни во всех их проявлениях разнообразие.

Комплексного социолого-культурологического подхода придерживался В.Д. Лелеко в процессе выявления и теоретического содержания структуры и уровней повседневной жизни. Автор в своей работе раскрывает положение пространства повседневной жизни европейской культуры, а также анализирует основные области повседневного пространства: человеческое тело, дома, поселения и т.д., рассматриваемые через набор специфических характеристик. очевидно, что проблемное поле повседневных явлений не сразу привлекло внимание русских мыслителей, рассматривалось ими как дополнение и ранее не подвергалось серьезному анализу. Однако отметим, что со временем изучение проблем повседневности прочно вошло в традиции русской философии, социологии и культурологии.

2 стр., 859 слов

Межкультурные коммуникации в повседневной жизни

... В повседневной жизни человек сталкивается с различными видами ситуаций межкультурной коммуникации. На мой взгляд, такой подробный разбор специфики и сущности МК в повседневной жизни позволяет обнаружить большее количество ситуаций межкультурной коммуникации как внутри своей культуры, ...

1.2 Проблема источников и методология исследования

Сложная структура анализа явлений повседневной жизни предполагает, что ее культурно-символическое значение выходит за ее пределы, образует открытое пространство, в котором возможен постоянный процесс культурного общения. Сюжет исследования рассматривает повседневную жизнь как стабильную основу жизни, направленную на систематизацию повседневных условий социальной действительности. Очевидно, что структура повседневности определяется уникальной идентичностью каждого человека, но социальные, экономические и политические маркеры объективно задают своеобразную матрицу повседневности: крестьянин привязан к циклическим процессам окружающего мира, постоянному режиму работы; житель крупного городского центра имеет больший выбор в проведении времени, но житель маленького города (paese), такого характерного для Италии, имеет свою специфику, нашедшую отражение в паттернах национального самосознания.

Оказывается, например, что «любовь к деревне» не столько дань итальянской традиции аграрного общества, сколько результат политико-социальных трансформаций XIX века (см. об этом подробней в п. 2.2.).

Такие трансформации традиционной системы отношений рассматриваются в культурологии как данность или как следствие, но их причины редко изучаются.

В каждую историческую эпоху формируются своеобразные рамки повседневной жизни, разные по своим ментальным характеристикам в каждой стране. Исследователь Н. В. Розенберг полагает, что структурные составляющие повседневности не обязательно должны осознаваться индивидами или целенаправленно производиться ими. . В контексте социально-философского анализа второй половины ХХ века были выделены четыре элемента повседневной жизни: активность, потребность, совесть, способности.

В марксистской философии и психоанализе доминирует понятие «потребность». Исследования постмодернистов обратились к понятию «способность» обращаются (В. Дильтей, Г. Зиммель и др.); и, наконец, сознание как синтезирующий орган мы видим в работах представителей прагматизма и экзистенциализма.

Лучше изучены культурфилософские концепции сознания и способности (И. Кант), в то время как деятельностый аспект (праксеология) и потребность оставались долгое время предметом социологии за пределами марксисткой философии.

«Категория жизни» наличествует у представителей философии жизни (М. Монтень, В. Дильтей, Э. Гуссерль).

Понятие «деятельность» рассматривалось в течениях прагматизма, инструментализма (у Ч. Пирса, У. Джеймса).

Все более очевидными становятся механизмы различий между культурами, то есть единое культурное пространство, разделенное на четыре элемента. Таким образом, явления повседневной жизни образуют объединяющее пространство, в котором объединяются и функционируют различные индикаторы социальной реальности. По мнению Зайцевой Т.А. подобные маркеры повседневности «демонстрируют общее и особенное в культурах, обозначая основные узлы противоречий, связанных, с одной стороны, с тенденциями к унификации и нивелированию отдельных культур, а с другой – с подчеркиванием уникальности и неповторимости культурного опыта».

Многие исследователи пишут о невозможности рассматривать повседневную жизнь с точки зрения целого пространства. «Он (феномен повседневности) дифференцирован по различным признакам и основаниям, в качестве которых выступают социокультурные, региональные, экологические, экономические и политические маркеры». Поэтому важно учитывать различные области и анклавы социальной реальности, типы индивидуального опыта и различия в повседневных практиках, чтобы создать более широкую картину повседневной жизни. , благодаря которым складывается определенная картина настроений в обществе в транзитивные периоды и помогает оценить характер социально-экономических измененийчерез призму восприятия субъектов повседневности. Однако, интерес к источникам личного происхождения не отрицает привлечения традиционных (в том числе официальных) письменных памятников эпохи. Публикации, ранее недоступные широкому кругу исследователей, помогают пролить новый свет на многие проблемные вопросы феномена повседневной жизни. Однако их количество можно считать недостаточным, а «разрозненные» методологические основы не позволяют создать устойчивую единую базу фактических знаний, которая могла бы объединить отдельные элементы в единую концептуальную схему. Весьма специфичным являются фольклорные материалы и элементы традиционной культуры, отражающие особенности бытового поведения народа. И.Б. Орлов пишет, что «в пословицах и поговорках отражается огромное количество стереотипов поведения и навыков, вызывающих «автоматические» реакции людей на жизненные ситуации». Сложности, с которыми сталкивается современный исследователь повседневности, концентрируются вокруг нескольких аспектах:

18 стр., 8836 слов

Роль телевидения в повседневной культуре студента

... составляющих его духовно-общественное бытие. Роль телевидения в формировании культуры повседневности студентов Социальные институты Культура повседневности студентов Программы телевидения Каналы - семья образование СМИ Интернет межличностные отношения - Игра Досуг (отдых) Агрессия (борьба) Труд (уч ...

Во-первых, достаточно сложно рассмотреть феномены повседневной реальности через призму философского, социального и культурологического знания в полном объеме. В поиске фундаментальных структур повседневности, задающих порядок социального поведения, возникает проблема большого количества методологических оснований, трактующих свое понимание повседневности и ее порядка. Несмотря на достаточное количество фактического и методологического материала, проблема непереведенных источников усложняет процесс исследования.

Во-вторых, структуры повседневности не являются статичными, а находятся в постоянном изменении и в каждую историческую эпоху социальная реальность будет отлична от предыдущей. «Несмотря на констатируемую многими авторами устойчивость повседневности, ее историческую инертность, структуры повседневности изменяются от эпохи к эпохе».

В-третьих, исследование образов повседневной культуры другой страны осложняется стереотипным пониманием одного и того же процесса, но по-другому функционирующему в рамках другого культурного пространства.

Современному исследователю необходимо изучать все имеющие в его распоряжении научные источники, использовать потенциал не только архивных документов и свидетельств, но и фольклорных мотивов, фиксирующихся в повседневной культуре

ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА ИТАЛИИ В ПЕРИОД ОТ ПРАВЛЕНИЯ НАПОЛЕОНА ДО РИСОРДЖИМЕНТО

1 Социально-политический контекст развития итальянской экономики и культуры в кон. XVIII – нач. XIX в.

На рубеже веков, в относительно мирное по сравнению с событиями предыдущих и будущих столетий время (период, последовавший за Утрехтскими соглашениями, а стремление присвоить те или иные земли было направлено только лишь на получение быстрой экономической выгоды от новых областей, которые в течение нескольких десятилетий переходили от одного суверена к другому. , что описано в многочисленных итальянских литературных произведениях. Далее последовали значительные поправки к Утрехскому разделу, согласно которому были «перекроены» границы владений. , а также введена в оборот значительная часть угодий, способствовавшая таким образом оживлению земельного рынка. . Промышленных и мануфактурных предприятий было мало, большая часть из которых создавалась иностранцами, в основном швейцарцами. Наполеон преследовал одну-единственную цель -объединить весь континент против Британии, что в свою очередь предполагала внедрение французских обычаев во все сферы присвоенных территорий, в не зависимости от их пригодности для данных условий. . Эсте, а порт Ливорно судоходным каналом с внутренней Пистоией». В дальнейшем система коммуникаций и связей с Европой будет играть решающую роль в социокультурном развитии страны, особенно регионов Севера. , повышался спрос на продукты питания, что способствовало созданию новых систем землепользования. . . Чезаре Беккариа писал об «Элементах политической экономики», Пьетро Верини создал «Размышления о политической экономике». Вместе с тем экономика, наука, хотя и новая, охватывала широкий круг проблем, поэтому публиковались работы, посвященные отдельным ее вопросам – от денег и финансового «беспорядка» (Верри, Беккария, Галиани) до торговли зерном (Анджело Мария Бандини, Галиани).

18 стр., 8543 слов

Разработка гастрономического тура по Италии

... гастрономическим турам. Чаще всего туристы сочетают отдых со знакомством кулинарных изысков. К примеру, при путешествии на черноморское побережье многие туристы отправляются в тур на один день по ... культуру производства, лично познакомиться с виноделами, узнать о вековых традициях хозяйства. Винный туризм в том виде, как он сложился с начала XX века в Италии, ... экскурсия по элитным предприятиям ...

Просветительские реформы, проводимые на Апеннинском полуострове, затронули также и аграрный сектор экономики. Внедрялись новые способы производства, развивались торговые, преимущественно обменные, отношения между областями, увеличивались темпы выращивания новых видов культур, таких как кукуруза и картофель. Произошло некоторое изменение в производстве сельскохозяйственной продукции. Питание бедного слоя населения становится однообразным, используются считанные виды монокультур. Но, несмотря на ухищрения в способах приготовления пищи, «упрощение» народного питания становится все более распространенным феноменом.

Но необходимо подчеркнуть, что подобные изменения не были повсеместными, зависели в большей степени от той политики, которую проводили правители на данной территории пока Италия все еще оставалась созвездием маленьких государств. Достигнутый экономический прогресс сделал еще более обременительными стеснения, которые производство и торговля испытывали из-за сохранявшихся на полуострове многочисленных таможенных границ, различных денежных систем, разнобоя в торговом законодательстве и экономической политике.

И все же капиталистическое преобразование не возможно было без искоренения самой экономической системы «старого порядка».

2 Эволюция производства и потребления в Италии пер. пол. XIX в.

Благодаря открытию портов и альпийских дорог, Италия вступила в систему европейских коммуникаций, что способствовало развитию книжной торговли, обмену товарами и знаниями. Так, Италия стала участником «культурной революции» эпохи Просвещения.

Просвещенный реформизм получил распространение лишь в ряде областей, таких как австрийская Ломбардия, герцогство Тосканское и Неаполитанское королевство. Остальная же часть Апеннинского полуострова оставалась «вне времени». Земледельческие устои будут подвергнуты трансформации в некоторых итальянских областях только в XX веке.

13 стр., 6459 слов

Путешествие как феномен культуры прошлого и современности

... влияли на формирование микро- и макрокосмоса в сознании культуры. Средневековье привнесло в феномен путешествия новые нюансы. Прежде всего, изменились некоторые цели путешествий и путешествующих. «Великое переселение народов» всколыхнуло и подняло с места огромные массы людей. ...

Еще земельный кадастр 1760 года, позволял уменьшить бремя налогов на собственность и землю, что поощряло развитие интенсивного землепользования вместо экстенсивного и способствовало ускорению прогресса в сельском хозяйстве. Создание финансовой бюрократии заменило откупщиков – вот основные моменты, отражающие результаты просветительских проектов в экономике. Пожалуй, самой значительной реформой того времени стало установление единого и равного налогообложения для всех граждан. Однако специфические нормы и архаические представления о собственности на средства производства не позволяли использовать новейшие достижения, либо они крайне медленно присваивались обществом.

Хроническая нехватка зерновых культур, распространившаяся нищета, недоедание, вошедшее в физиологическую и культурную привычку, словно это было нормальное жизненное состояние для жителей Апеннинского полуострова. Паровой плуг или жатвенная машина не приобретались владельцами крестьянских хозяйств по нескольким причинам. Во-первых, определенный демографический рост обеспечивал приток рабочей силы в те области, где почва была плодородной, а рук не хватало. Во-вторых, Италия, привыкшая к нещадной эксплуатации со стороны колонизаторов воспринимала изобретения либерального Запада как «сатанинские». Земледельческие орудия в Италии оставались почти в том классическом виде, как описывал их Виргилий в Георгиках. В-третьих, проблема голода отчасти начала решаться за счет насаждения культуры потребления новых заокеанских продуктов. Повысившийся спрос на зерновые культуры способствовал расширению посевных площадей, осушению болот и топей. Одновременно внедрялись новые способы производства: просветительские идеи затронули, в том числе и аграрную сферу. Как отмечает М. Монтанари «Справедливо говорить о подлинной аграрной революции: с технической точки зрения это отказ от практики оставлять поля под паром и включение в севооборот кормовых бобовых культур, которые чередуются с зерновыми». . Как пишет М. Монтанари, «После первых проб, никем не замеченных, возделывание кукурузы стало распространяться: кое-где (например, в северо-восточной Италии) оно представляло значимый экономический фактор. , тем не менее, однообразный режим питания оставался острой проблемой. Подобная упрощенная народная диета, основанная на употреблении одного лишь продукта, стала традицией. Борьба за общинные земли превратилась на Юге в острейший социальный конфликт. Больших успехов достигло шелководство. Италия являлась главным поставщиком шелкового сырья в европейские страны, прежде всего в Англию. В Пьемонте и Ломбардии часть дворян-землевладельцев обуржуазилась: такие дворяне заводили в своих имениях хозяйство капиталистического типа, улучшали методы земледелия, энергично включались в торговлю сельскохозяйственной продукцией. В Ломбардии окрепли крупные молочно-животноводческие фермы, находившиеся в руках капиталистических арендаторов. В обеих этих северных областях довольно широко применялся труд сельскохозяйственных рабочих.

В Италии промышленный переворот начался в 40-ые гг. XIX в., но фабричное производство развивалось главным образом в северных районах страны. Первые шаги в механизации бумагопрядильного производства в стране были сделаны еще в 80-ых гг. XVIII в., однако переход от мануфактурного производства к использованию машин в других ведущих отраслях промышленности занял многие десятилетия. Начавшаяся механизация привела к созданию первых машиностроительных мастерских, производивших ткацкие станки и прядильное оборудование. Однако до конца 40-х годов почти все применявшиеся машины приводились в движение с помощью воды. Крайняя бедность Италии углем и железной рудой препятствовала развитию металлургии и широкому использованию паровых машин, замедляла ход начавшегося промышленного переворота. В Ломбардии он тормозился также за счет финансового грабежа, которому подвергала свои итальянские владения Австрия. Большинство занятых в итальянской промышленности по-прежнему составляли ремесленники и связанные с рассеянной мануфактурой крестьяне-надомники, лишь в шелкопрядильном и хлопчатобумажном производстве образовалась прослойка фабричных рабочих. Заработная плата их была очень низкой; широкое применение в текстильной промышленности получил труд женщин и детей.

4 стр., 1724 слов

Культура и краткая история Владивостока

... -х гг. Владивосток постепенно превращался в место сосредоточения русской культуры на Дальнем Востоке. Владивосток был организационным ... деятельности Общества приняли участие самые известные в истории города и региона люди — чиновники и ... музей Общества изучения Амурского края — первое (и единственное, вплоть до революции) культурно-просветительное учреждение Приморья. В мае 1891 года Владивосток ...

Развитие капиталистических отношений повлекло за собой расширение рядов итальянской буржуазии, но большинство представителей которой (землевладельцы и крупные арендаторы земли, торговцы и мануфактуристы) было прямо или косвенно связано с сельским хозяйством.

3. ОБРАЗЫ ПОВСЕДНЕВНОСТИ ИТАЛИИ В ТРАНЗИТИВНЫЙ ПЕРИОД

1 Кризисы в культуре

Переходный период в культуре, как обязательный и закономерный этап развития любого социума, полностью или частично изменяет прежние социокультурные положения. Следствием взаимного влияния сфер общества и культуры является тот факт, что последняя, как открытая многоуровневая система, не может развиваться по универсальной схеме. Таким образом, любые социально-экономические преобразования, влекут за собой изменения в системе культурной парадигмы общества, в частности находят свое отражение в феноменах повседневной жизни. Однако, многие исследователи различают концепты «кризиса культуры» и «социокультурной трансформации». А. Н. Тарасов пишет, «социокультурная трансформация это процесс перехода системы культуры в новое качество, в то время как кризис культуры представляет собой изменения в самой культуре, без смены ее качественных характеристик». Оба этих понятия характеризуют культурные изменения с точки зрения динамичности происходящих процессов, но грань различия проходит через срез масштабности изменений. . . Также новые династии были «более европейскими» по сравнению со старыми правящими домами. Они привносили в повседневную жизнь если не новые порядки и правила, то представляли собой иную модель поведения для традиционалистской Италии: «Аристократки здесь, точно так же, как и в Генуе, давно променяли свой национальный костюм на парижские моды. Посещает ли миланский мужчина светскую даму, или идет запросто в кофейню, в библиотеку, в магазины – всегда и везде он одет изящно, по последней моде парижского бульвара итальянцев». Просвещенный реформизм получил распространение лишь в ряде областей, таких как австрийская Ломбардия, герцогство Тосканское и Неаполитанское королевство. Остальная же часть Апеннинского полуострова оставалась «вне времени». Земледельческие устои будут подвергнуты трансформации в некоторых итальянских областях только в XX веке. Поэтому, при анализе социокультурных трансформаций так важно выделять конкретные причины, оказавшие заметное влияние на изменения в системе культуры в переходный период. Те изменения, с которыми Италия вступила в ХIХ век мы относим к социальной трансформации, потому что произошел незначительный разрыв с предшествующей культурной традицией, не затронувший глубокий ментальный слой. Преобразования в экономической и политической сферах (преимущественно) повлекли за собой существенные изменения в дальнейшем развитии страны, изменили маркеры повседневной культуры ХVIII в., однако регионализм, присущий населению Апеннинского полуострова по-прежнему остается характерной чертой итальянского общества. Кроме того, последствия долговременного существования отдельных регионов, как самостоятельных политических единиц, особо остро проявляются в первичных ценностях – локальных, религиозных, семейных.

3.2 Италия – эпоха перемен

Ценности повседневной культуры Италии, как и определенные события в жизни ее общества, описаны в очерке российского путешественника В.Д. Яковлева «Италия в 1847 г.»И только для избранных Италия открывалась, как страна, жители которой обладают уникальными чертами характера, отличающие их от других народов. Историческая столица Италии – Рим выглядел в глазах путешественников пустынным, особенно земли в окрестностях, находившиеся во владениях церкви и не доступные большей части населения. Сказывалось вековое наследие Папского государства и его устоев. Большая часть полей находилась в запустении. Предпринимательская активность церкви была ограничена. «Следы земледелия существуют на весьма небольшом пространстве», – отмечал В.Д. Яковлев в 1847 г.

Южная часть Тосканы, выходящая к Тирренскому морю – Маремма даже при недостаточном ее возделывании прокармливала едва ли не треть Италии. Малярия прогнала отсюда оседлое население и, как отмечал В.Д. Яковлев, «не встретите здесь поселянина, трудящегося на ниве, которую обрабатывал его отец. Здесь сеют и жнут наемные пришельцы… … В первые весенние дни Маремма оживляется толпами бедняков, изгоняемых нуждою с бесплодных сабинских скал. Тысячами спускаются они на зараженные равнины за куском хлеба для себя и для своих семей, находя нередко лихорадку и смерть». На Апеннинском полуострове смена политических режимов, породила гибридный феномен, специфика которого определяется борьбой тенденции нового и старого в традиционной повседневной культуре страны. Это состояние можно определить как промежуточную стадию между стабильными фазами, для которой характерна утрата социального равновесия, слом систем производства, возникновение новых тенденции в потреблении и социальной мобильности и даже соответствующий им пересмотр конституционных прав.

На примере Италии мы увидели, что для общества XIX века был характерен высокий уровень социальной мобильностии смена моделей потребления. отмечает, что возникает ряд дискуссионных вопросов, первым из которых является теоретическое обоснование социального феномена потребления: классическая экономическая теория постулировала абсолютное превосходство предложения над спросом, амаргинальные теории восстанавливают основу анализа потребления, с точки зрения утилитарности. Положений и тех и других не достаточно, чтобы объяснить реальное действие отношения потребления и потребителей. Другая острая проблема – методологического характера. В исследовании моделей потребления необходимо опираться на современные и более точные исследовательские данные, особенно важно четко обозначить временные промежутки исследования, с помощью чего можно получить более грамотные и качественные результаты. В темпоральном срезе (XIX в.) была репрезентирована эпоха перехода в европейской истории, но пример Италии иногда является еще более ярким событием по отношению в Европе.

Демографическое развитие и аграрные преобразования (переход сельскохозяйственной экономики к капитализму), которые до сегодняшнего дня влияют на манеру и режим питания населения в Италии. Просветительские реформы, проводимые на Апеннинском полуострове, затронули также и аграрный сектор экономики. Внедрялись новые способы производства, развивались торговые, преимущественно обменные, отношения между областями, увеличивались темпы выращивания новых видов культур, таких как кукуруза и картофель. Произошло некоторое изменение в производстве сельскохозяйственной продукции. Питание бедного слоя населения становится однообразным, используются считанные виды монокультур. Но, несмотря на ухищрения в способах приготовления пищи, «упрощение» народного питания становится все более распространенным феноменом.

Однако, мы замечаем: подобные изменения не были повсеместными, зависели в большей степени от той политики, которую проводили правители на данной территории пока Италия все еще оставалась созвездием маленьких государств. Достигнутый экономический прогресс сделал еще более обременительными стеснения, которые производство и торговля испытывали из-за сохранявшихся на полуострове многочисленных таможенных границ, различных денежных систем, разнобоя в торговом законодательстве и экономической политике. Именно институциональное «запаздывание» определялo модели производства и потребления в Италии как в веке XVIII, так и в XIXвеке и даже, на определенных территориях в первой половине XXвека.

Именно в XVIII веке исследователи отмечают первые шаги процесса «коммерциализации» и умножения материальных благ, доступных для потребителей. Кроме того, растущая интеграция производства в мировой рынок, чему способствовала продуктивная трансформация производства.

Методология изучения транзитивных процессов в различных искусственных и живых системах появляется в науке в ХХ в. Например, с точки зрения синергетического метода система для входа в новое состояние должна сначала потерять устойчивость. Именно в этом неустойчивом положении она (система) наиболее чувствительна к внешним или внутренним воздействиям, направляющим ее к переходу. Неустойчивое состояние выглядит внешне хаотическим, однако этот хаос не является признаком гибели, а характеризует начало установления нового порядка. Транзитивность как объект философского осмысления, по мнению философа Э.Д. Чагдуровой.является периодом наивысшей инновационной активности, рождения новых идей, элементов, отношений и связей.

3.3 Изменения в образе повседневности и подготовка итальянского Рисорджименто

Особенности трансформации повседневности в Италии, таких сфер жизни общества, как социальные взаимоотношения, земледелие и землевладение, питание, техническое развитие, элементы денежных отношений и др. создали новый образ повседневной культуры. Италия становится активным участником мировых политических и экономических процессов. «Был положен конец изоляции и провинциализму, в которых испанское владычество на протяжении двух веков держало итальянцев». Новые династии, правившие на территории Апенниского полуострова, были «более европейскими» по сравнению со старыми правящими домами. Они привносили в повседневную жизнь если не новые порядки и правила, то представляли собой иную модель поведения для традиционалистской Италии: «Аристократки здесь, точно так же, как и в Генуе, давно променяли свой национальный костюм на парижские моды. Посещает ли миланский мужчина светскую даму, или идет запросто в кофейню, в библиотеку, в магазины – всегда и везде он одет изящно, по последней моде парижского бульвара итальянцев». . Однако, существуют и другие признаки буржуазной культуры, такие как, например, жизненные достижения, предпринимательская успешность и политический и гражданский вес в обществе. Буржуазия выступает не только как представитель динамично развивающихся капиталистических отношений, но и как активный участник правозащитных движений в гражданской сфере. , их повседневный образ жизни. иллюстрируют картину прошлого. Изучая те или иные аспекты повседневной жизни и формируя образы повседневности, описывается «какую жизнь вели» исторические субъекты или как они решали текущие жизненные вопросы. То, каким образом ведут себя герои романа «Пармская обитель», прекрасно иллюстрирует модели образа жизни общества наполеоновского времени. . . . .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование социальной жизни человека позволяет выявить особенности взаимосвязи основных сфер жизнедеятельности индивидов. Сущность феномена повседневности в данном случае характеризуется динамичной сменой образов повседневности, которые репрезентируют культурные особенности в данный исторический период. Политические, экономические и социальные сферы общества выступают в качестве движущей силой процесса трансформации повседневной жизни транзитивных периодов.

В ходе проведенного исследования, основанного на анализе источников, выполнения поставленных в выпускной квалификационной работе задач, мною были сделаны определенные выводы относительно возможности дальнейших исследований по выбранной теме. Выводы, которые, конечно, не являются окончательными и представляют еще интерес для рассмотрения, могут быть представлены следующим образом:

Во-первых, рассмотренные культурфилософские и общегуманитарные исследовательские работы позволяют говорить о дискуссионных вопросах и возможных методологиях исследования феноменов повседневности. Специфика данного феномена требует корректировки с учетом постоянно трансформирующихся ценностных ориентиров в различные исторические эпохи. Очевидно, что проблемное поле сюжетов социальной реальности не сразу привлекло внимание мыслителей, рассматривалось ими как дополнение и не подвергалось ранее серьезному анализу. Однако, мы отмечаем, что с течением времени исследование проблем повседневности прочно вошло в традицию философии, социологии и культурологии.

Возникают трудности в определении повседневности (как понятия), которые приводят к неоднозначности подходов к ее изучению и оценок значимости: большое количество дефиниций не дает целостного представления о сущности данного явления, а проведенные исследования повседневности касаются, прежде всего ее прикладных аспектов, в то время как ее сущностное содержание остается вне поля зрения большинства исследователей.

Во-вторых, транзитивный период в Италии в кон. XVIII – нач. XIX в характеризуется активными процессам реформирования, которые затронули не только политический, экономический и социальный секторы, но и аграрный, способствующий развитию крестьянского капитализма. Внедрялись новые способы производства, развивались торговые, преимущественно обменные, отношения между областями, увеличивались темпы выращивания новых видов культур. Решающую роль в ускоренном развитии капиталистических отношений сыграли события Великой французской революции, ликвидировавшие феодальные порядки. Французское господство имело двойственный характер. С одной стороны, в этот период произошло заметное продвижение в капиталистическом развитии Италии, активно проводились буржуазные реформы. На территорию Италии распространялось действие Кодекса Наполеона, утверждавшего право частной собственности. Отмеченные мероприятия способствовали развитию итальянской промышленности: традиционной шелковой отрасли, становлению хлопчатобумажного производства, широкому строительству дорог и каналов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/istoriko-kulturnyiy-potentsial-italii-2/

На русском языке.

-Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1996.

2.Богемская К.Г. Опыт повседневности. М., 2005.

-Бодрийяр Ж. Система вещей. М.,1995.

-Бродель. Ф. Материальная цивилизации, экономика и капитализм, XV – XVIII вв. // Структура повседневности: возможное и невозможное. Т.1. М., 2006.

-Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб., 2005.

-Валъденфельс Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности // Социо-Логос. Социология. Антропология. Метафизика. Вып. 1. М., 1991

-Дмитриев А. С. История зарубежной литературы XIX века. М., 2000.

-Исдейл Чарльз Дж. Наполеоновские войны. М., 1997.

-Козлова Н.Н. Повседневность и социальное измерение: автореф. дис. д-ра филос. наук. М., 1992.

-Козлова О.Н. Повседневность как источник и итог социального бытия // Социально-гуманитарные знания. 2004.

-Лелеко В.Д. Повседневность в исторических исследованиях // Историзм в культуре: мат. междунар. науч. конф. – СПб., 1998.

-Линтнер. В. Италия. История страны. СПб., 2007.

-Марков Б.В. Культура повседневности. СПб., 2008.

-Марков Б.В. Понятие повседневности в гносеологии и антропологии // Научная реальность и структура повседневности. СПб., 1999.

-Марков Б.В. Теория познания и структуры повседневности. СПб., 1995.

-Марков Б.В. Культура и цивилизация. СПб., 1996.

-Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб, 1999.

-Магомедова А.А. Феномен повседневности: социально-философский анализ:Автореф. дис. …канд.философ.наук. – СПб., 2000http://www.dissercat.com/content/fenomen-povsednevnosti-sotsialno-filosofskii-analiz [Доступен 10.05.2016].

-Марковцева О.Ю. Повседневность и рациональное: (на примере философии М. Хайдеггера).

Ульяновск, 2000.

-Марковцева О. Ю.Повседневность как бытие человека в мире. Вестник Оренбургского государственного университета. Т.1. Сер. «Гуманитарные науки». 2006. № 6.

-Марковцева О. Ю. Повседневность как момент бытия человека. // Современная социальная онтология: Итоги и перспективы: мат. науч. конф. Уфа: БашГУ. 2000.

-Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. М., 1988.

-Монтанари. М. Голод и изобилие. История питания в Европе. СПб., 2007.

-Новикова Н.Л. Повседневность как феномен культуры. Саранск, 2003.

-Ноговицын О.Н.Феноменология повседневности: Теория социального конструирования реальности: текст лекции. СПб., 2006.

-Ойзерман Т.Н.Философия и обыденное сознание. М., 1967.

-Ольшанская Н.М. Наполеоновский двор эпохи Империи в характеристике Стендаля. // Вест. Волг.гос. ун-та. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2009. №1 https://cyberleninka.ru/article/n/napoleonovskiy-dvor-epohi-imperii-v-harakteristike-stendalya [Доступен 10.05.2016].

-Ольшанская Н.М. Стендаль как историк наполеоновской эпохи: Автореф. дис. …канд.истор.наук. Волгоград., 2008.http://www.dissercat.com/content/stendal-kak-istorik-napoleonovskoi-epokhi [Доступен 10.05.2016].

-Прокаччи Дж. История итальянцев. М., 2012.

-Пушканская Б.Я. Обыденное знание. Опыт и философское осмысление. Л., 1987.

-Пушкарева Н.И. «История повседневности» и «История частной жизни»: содержание и соотношение понятий. // Социальная история. Ежегодник. М., 2005.

-Равель Ж.-Ф. Кухня и культура: Литературная история гастрономических удовольствий от Античности до наших дней. М., 2004.

-Стендаль. Пармская обитель. М., 2001.

-Тарле Е.В. «Наполеон» Стендаля // Наполеон. М., 1972.

-Франк В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

-Фромм Э. Иметь или быть. М., 2000.

-Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и вступления. М., 1993.

-Щербакова Л.В. Культура повседневности: материальная структура.//Вестник Астраханского государственного технического университета. № 1 (55), 2013. https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-astrahanskogo-gosudarstvennogo-tehnicheskogo-universiteta [Доступен 10.05.2016].

-Яковлев В.Д. Италия. Письма из Венеции, Рима и Неаполя. СПб., 2012.

На итальянском языке.

40.Belpoliti M. Lidentita in cucina. http://www.doppiozero.com/dossier/disunita-italiana/lidentita-cucina. [Доступен 7.05.2016].

41.Montanari M., Capatti A. La cucinaitaliana. Storia di una cultura. Roma, 1999.

-Montanari M. Lidentita italiana in cucina. Roma; Bari, 2010.

43.Salvadori M. L. Storiadell’etàcontemporanea. Torino, 1990.

-Villani P. L’età contemporanea. Bologna, 1998.

-Clemente A.Consumi e domandatra XVIII e XIX secolo. // Storiaeconimica. Edizioni scentifiche italiana. AnnoVII – 2004.