В настоящее время в гуманитарном знании и общественном восприятии культуры все большее значение приобретает феномен наследия.
Изменение условий деятельности музея в современном обществе потребовало продолжения исследования смыслового содержания понятия «музей как социокультурный институт» и его методологического потенциала для углубления понимания социокультурной реальности.
Существующие трактовки многозначны и несут в себе терминологическую неопределенность. Кроме того, музей как социокультурный институт, в настоящее время, рассматривается, в основном, как категория культурологии и музееведения.
Но музей, будучи непосредственно связанным с социальными и культурными взаимодействиями, несет в себе и социологическую определенность.
Экскурсия — это коллективный просмотр музея или вне музейного объекта, проводимый по намеченной теме и специальному маршруту под руководством специалиста-экскурсовода в образовательных и воспитательных целях.
Объект исследования — музейная экскурсия.
Предмет исследования — музей.
Цель работы — охарактеризовать экскурсионную деятельность музея.
Задачи работы:
1. определить особенности разработки музейной экскурсии в современной социокультурной ситуации;
2 разработать экскурсию по музею.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теория
1.1 Основные понятия, определения и классификация музейных экскурсий
Слово «экскурсия» происходит от латинского «экскурсио». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка». Позднее произошло видоизменение этого слова по типу имен на «ия» (экскурс + ия).
Само понятие «сущность» представляет собой совокупность сторон и связей, которым присущи свойства, взятые и рассмотренные в их естественной взаимозависимости. Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.
При рассмотрении понятия «сущность экскурсии» необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет особый процесс деятельности, суть которого обусловлена конкретными закономерностями (тематичность, целеустремленность, наглядность, эмоциональность, активность и др.).
Экскурсия её сущность и функции. Техника проведения экскурсии
... сущность, функции экскурсии, а также техника ее проведения. Структура работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы. Фрагмент работы для ознакомления Участники таких экскурсий в дальнейшем посещают музеи, другие экскурсии, ...
Впервые о закономерности экскурсий было сказано на научной конференции, проведенной в 1978 г.
Главным экскурсионным управлением Центрального совета по туризму и экскурсиям ВЦСПС и Центральной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям (ЦНИЛТЭ).(1) Экскурсионный процесс и задачи, стоящие перед экскурсией, могут быть выражены в следующем виде:
Увидеть
Услышать
Ощутить
В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсантам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая задача), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая задача), ощутить величие подвига, значение исторического события (третья задача), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая задача).
В решении последней задачи большое место занимает формирование умения видеть.
1. Умение видеть, как эстетическое восприятие сводится к умению воспринимать архитектурные массы, краски, линии всякого рода, группировки масс, красок, линий и их комплексы в условиях перспективы, света, воздуха, угла зрения.
2. Умение видеть как историческое восприятие заключается в следующем: во-первых, надо уметь найти в экскурсионном объекте типичные черты и особенности историко-культурного характера; во-вторых, надо уметь определить наслоения в экскурсионном объекте, сделанные временем, и его эволюцию; в-третьих, надо уметь найти исторические факты в монументальных и музейно-исторических памятниках — задача, всегда требующая больших знаний и навыков.
Материал экскурсии, профессиональное мастерство экскурсовода в его изложении дают возможность экскурсантам анализировать, делать необходимые выводы. Эти умения в ходе показа и рассказа экскурсантам прививает экскурсовод. При этом в качестве активных помощников экскурсовода выступают авторы экскурсии.
Одна из задач экскурсии — выработать у экскурсантов отношение к теме экскурсии, деятельности исторических лиц, событиям, фактам, в целом к материалу экскурсии и дать ей свою оценку.
Дать оценку — значит составить представление о ком-либо, чем-либо, определить значение, характер, роль кого-нибудь или чего-нибудь, признать чьи-то достоинства, положительные качества.
Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Отношение к экскурсии нужно понимать как: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена ситуации, в которой находился писатель, скульптор (художник), создавая свое произведение.
Некоторые экскурсионисты, рассматривая сущность экскурсии, относят к ней такие понятия, как композиция, сюжет и фабула.
Композиция — построение, соединение, составление отдельных частей в целое. Этот термин связан с понятиями «структура» и «конструкция».
Сюжет — событие или несколько событий, связанных друг с другом.
Фабула — цепь событий, о которых повествует произведение. В изложении фабулы различают композицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку.
Кульминация — точка, момент наивысшего напряжения в развитии фабульного действия.
Проведение экскурсий
... эффективностью и наименьшими затратами ресурсов. В экскурсиях в число таких ресурсов входит словесный материал (рассказ), демонстрируемые объекты (показ), транспортные средства, рабочее время экскурсовода. По ... но по-прежнему в России существуют сотни туристско-экскурсионных организаций и проводятся тысячи экскурсий [4]. Исходя из вышеизложенного, мы сформулировали тему нашего исследования: ...
Так же есть понятия как:
Оценка экскурсии — это выводы экскурсанта, к которым его подводит экскурсовод.
Показ — процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом или несколькими объектами одновременно.
Демонстрация — характеризуется как публичный показ, рассчитанный на групповое восприятие какого-либо предмета или явления как действия определенного лица, представляющего объект для обозрения группой людей
Показ объекта — это система целенаправленных действий экскурсовода и экскурсантов, наблюдение объектов под руководством квалифицированного специалиста.
Показывать — значит демонстрировать предметы, пояснять, делать понятным, доступным то, что видят перед собой экскурсанты, направлять их деятельность.
Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся: по профилю — на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр., в чем находит выражение связь с профильной дисциплиной музея; в зависимости от места проведения — по экспозиции, фондохранилищу, по территории. Встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны; по широте охвата. Наиболее часто для характеристики экскурсий употребляются такие термины, как обзорная экскурсия (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).
Музееведы относятся к этой терминологии, как правило, отрицательно, полагая, что она не отражает существа дела. Действительно, здесь в основу деления положены разные признаки: степень подробности показа экспозиции (полностью или частично) и тематичность. [1.c.125]
Поэтому более правильно, признав, что всякая экскурсия имеет тему, говорить об экскурсии по всему музею (обзорная) или его части; по целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. Среди последних можно выделить методические экскурсии музееведческого характера, которые знакомят с особенностями хранения фондов, построения экспозиции, ведения экскурсии и пр.; по составу экскурсантов: экскурсии для детской или взрослой аудитории, для местных жителей или туристов, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми).
Так же, как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний» (И.М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа — общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать. Сосредоточенность группы в пространстве, общность переживаемых эмоций способствуют возникновению на экскурсии особого психологического климата, характерного для всех форм публичности. Это приближает экскурсию к театральному спектаклю или концерту, где каждый из воспринимающих не может не ощущать себя частью единого организма. Чувства, которые возникают у экскурсантов, усиливаются на экскурсии коллективностью переживаний. Однако, чтобы группа подчас незнакомых людей начала ощущать себя как некое единство, необходим еще один персонаж — экскурсовод. Поэтому следующий признак музейной экскурсии — руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. ее ход целиком подчиняется его замыслу и воле. Организующими признаками музейной экскурсии являются ее тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему. [1,c.156]
Тематическая квест-экскурсия как инновационная деятельность в туризме
... деятельности, компетентность, опыт работы, элементарные знания педагогики и психологии, будут способствовать успеху предприятия экскурсии в целом [7, c. 87]. На этапе разработки экскурсии ... прием (сдача) экскурсии; Ч утверждение экскурсии в качестве продукта туристской фирмы. Первые требования ... в настоящее время заслуживают «квест-экскурсии». Слово «квест» англоязычного происхождения и означает « ...
Однако главным признаком музейной экскурсии, на чем особенно настаивали Н.А. Гейнике и А.В. Бакушинский, следует признать приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями — рассказом. Восприятию объектов показа, в нашем u1089 случае — музейных экспонатов, способствует качество, которое Б.Е. Райков определял как моторность: экскурсия обязательно предполагает двигательную активность экскурсантов, их перемещение и созерцание объектов в различных ракурсах. Все названные признаки роднят музейную экскурсию с экскурсиями других типов. Отличается она от них главным образом тем, что проводится в пространстве музея (по территории, экспозиции или фондохранилищу), а, следовательно, специфика ее определяется характером музейной среды и экспонатов. Поэтому экскурсия в естественнонаучном музее будет отличаться от экскурсии в музее художественном, а экскурсия в музее-заповеднике обретет свои очертания по сравнению с экскурсией в краеведческом музее. Однако качество экскурсии в любом музее зависит прежде всего от того, насколько экскурсовод владеет экскурсионным методом как таковым и учитывает в своей деятельности новые тенденции и запросы аудитории. [1, c.68]
В последние десятилетия, в связи с формированием коммуникативной модели музея, на экскурсию стали смотреть как на специфический вид общения. Впервые взгляд на экскурсию как особый коммуникативный процесс был обозначен еще в 1970-е гг., но и по сей день тема «экскурсия как общение» является главной при обсуждении проблем профессионального мастерства.
1.2 История проведения музейных экскурсий
Становление музейной экскурсии стало одним из итогов экскурсионного движения. Постепенно экскурсия приобрела статус ведущей формы культурно-образовательной деятельности отечественного музея. То, как происходило зарождение музейно-экскурсионной деятельности, можно проследить на примере двух крупнейших музеев России, известных и ныне широкой постановкой и высоким уровнем экскурсий. Из истории зарождения музейной экскурсии Начало экскурсионной работы в Эрмитаже связано со студенческим движением, но не с политическим, а с культурно-просветительным его направлением. В музее еще не было специальных экскурсоводов, когда по инициативе студентов Петербургского университета в 1910 г. был организован Эрмитажный кружок, который занялся изучением музея, чтобы впоследствии проводить экскурсии для рабочих. Среди членов кружка был Н.П. Анциферов, так описывавший эти занятия: «Мы совместно осматривали какой-нибудь отдел Эрмитажа и намечали ряд трудных для нас проблем. После этого приглашали специалиста-профессора, который проходил с нами в соответствующие залы… После работы с профессором один из членов кружка должен был взять на себя разработку темы, объединяющей группы залов, и показать эти залы уже в качестве руководителя… После такого осмотра мы выделяли наиболее ценные объекты для экскурсионного показа…
Пещерные комплексы Пермской области как объекты экскурсионного показа
... ресурсов Пермского края. Объект исследования является: экскурсионно-познавательный туризм как туристический ресурс в Пермском крае. Задачи работы: определить основные закономерности функционирования и развития туризма; определить особенности туристско – рекреационной привлекательности пещер Пермского края. ...
От витрины к витрине, от статуи к статуе, от саркофага к саркофагу медленно переходили мы, стараясь вникнуть в их безмолвную речь, смысл которой мы хотели понять» (Анциферов Н.П., 1992, с. 202-204).
Дебют кружка не был, однако, связан, с рабочими экскурсиями. Первые экскурсии в Эрмитаже были проведены для учителей. В 1913 г. в Петербурге состоялся Всероссийский съезд учителей, президиум которого обратился в музей с просьбой провести экскурсии для его участников. Дирекция Эрмитажа переадресовала эту просьбу студентам, которые несмотря на мучительное волнение («У меня было чувство воина, принявшего участие в генеральном сражении», — вспоминает Анциферов), прекрасно справились со своей задачей. Итак, экскурсионная работа Эрмитажа начиналась с акции дилетантов, которые, однако, отнеслись к своей деятельности весьма профессионально. В основе студенческих экскурсий лежала большая подготовительная работа по изучению материала, отработке маршрута и методике показа материалов.
Только после революции, в ноябре 1918 г. в Эрмитаже были установлены первые дежурства профессиональных экскурсоводов для обслуживания посетителей. Становление экскурсионной деятельности в Государственном Историческом музее происходило более традиционным путем (он изложен в книге Н.А. Воскресенской «Музей и школа», М., 1923).
«Необходимость освещения коллекций живым словом», как пишет названный автор, начала осознаваться музеем достаточно рано. В 1890-х гг. разъяснения «любопытствующим» посетителям давали товарищ председателя музея И.Е. Забелин, ученый секретарь В.И. Сизов и другие специалисты, но 1901 г. стал переломным в работе музеев с аудиторией. Как свидетельствуют отчеты музея, именно в этом году музей впервые начинают посещать многочисленные группы учащихся и учащих, приезжающие даже из отдаленных районов России для подробного знакомства с коллекциями. Подобный интерес к музею со стороны объединенных групп посетителей — несомненное следствие набиравшего силу экскурсионного движения — стимулировал музейно-экскурсионную деятельность. Эпизодические разъяснения «любопытствующим» постепенно заменяются систематическими экскурсиями. С 1915 г. в музее проводятся специальные занятия с педагогами. В 1918 г. в Историческом музее организуется Отдел показательной части, функцией которого является обслуживание экскурсионных групп (в 1920-е гг. он стал называться Отделом популяризации музейных собраний).
Заслуживает внимание тот факт, что в состав отдела входили специалисты-педагоги. После организации отдела число экскурсий начинает, как свидетельствует Н.А. Воскресенская, неизменно повышаться. Мы можем отметить нечто общее в становлении музейной экскурсии в двух крупнейших музеях России, что, видимо, отражает общие тенденции развития музейно-экскурсионной деятельности.
Во-первых, стимулом ее стали потребности школы, осваивавшей экскурсионный метод преподавания: первые музейные экскурсии проводились для учителей и учащихся. Во-вторых, окончательное оформление этой деятельности, появление в среде специалистов профессионального экскурсовода происходило на волне дальнейшей демократизации музея, вызванной революционными преобразованиями. Не случайно 1918 год — общая для Эрмитажа и ГИМ дата начала систематической экскурсионной работы. Он отмечен ростом числа экскурсантов, несмотря на внешние весьма неблагоприятные условия: холод и голод, расстройство транспорта, эпидемии и пр. Формирование музейной экскурсии и выделение ее в основную форму работы с аудиторией было достаточно сложным и длительным процессом. Однако сегодня нет, пожалуй, ни одного музея, который не строил бы свою культурно-образовательную деятельность преимущественно на основе экскурсий. Положительно можно утверждать, что развитые традиции экскурсионности определяют своеобразие культурно-образовательной деятельности отечественных музеев по сравнению с музеями других стран, где экскурсия не имеет такого преобладающего значения.
Реферат исторический музей в харькове
... творчества (последний вагон с "Исторического музея", в переходе направо), перейти Сумскую и по ... на жизнь людей, как она аккумулирует в себе культурный опыт разных сообществ. История создания Идея создания в Харькове литературного музея возникла еще в начале 1930-х гг., когда Харьков ... на вооружении Красной Армии в 1941—1945 годах. Проводятся групповые и индивидуальные экскурсии. Также на базе музея ...
Однако, утверждая это, хотелось бы подчеркнуть не только положительные, но и отрицательные стороны сложившейся ситуации. Преобладание экскурсии, известная «зацикленность» на экскурсионных формах популяризации коллекций, в известном смысле, ограничивают освоение музеями других форм, основанных на активном поведении посетителей в пространстве музея. В наших музеях с аудиторией встречается преимущественно экскурсовод, берущий на себя роль руководителя в путешествии по музею, тогда как во многих зарубежных — руководством
служат путеводители, «информационные листки» и «листки активности» для школьников, специально подготовленные материалы для учителя и т.д., которые готовит музейный педагог.
1.3 Методика проведения музейных экскурсий
Общеизвестно, что будущее строится на фундаменте, заложенном в прошлом; и стремление сохранить свою самобытность заставляет людей хранить и передавать из поколения в поколение накопленные знания.
Памятники, сохраняемые в музеях, являются вещественными источниками знаний о совокупном опыте человечества, без знания которого дальнейшее развитие общества невозможно. Он помогает осваивать действительность, искать способ ориентации в мире. На современном этапе истории России, когда изменяется самосознание общества, развиваются новые ценностные установки и очевиден разрыв связей между поколениями передача этого опыта, в целостном понимании гуманности и рациональности, является особенно актуальным. Научное знание создает основу для непрерывного развития производительных сил общества, влияет на все социальные процессы, на решение глобальных проблем человечества. В этом заключается фундаментальный вклад науки и техники в культуру.
Сама музейная экскурсия является сложным инструментом познания окружающего нас мира, системой познавательных средств, отражающих объект познания, т. е. интерпретируемую тему. В ней отражается историческое знание о существовавшем когда-то или окружающем нас мире. Ознакомление с музейной экспозицией — это процесс, при котором включаются практически все познавательные способности человека. Его характерной чертой являются интерсубъективность, обще-значимость полученного опыта.
Музейная экскурсия представляет собой семантическое пространство, целостную модель мира, в рамках которой объединяются методами музеологии памятники материальной культуры и сознание посетителя. Интерпретация предметов в ней является сложнейшей процедурой поиска и придания значений. Учитывая, что музей, по своей природе, является, прежде всего, учреждением исторического профиля, — посещение музейной экспозиции — это сложный процесс коммуникации, направленный на восстановление утраченных между поколениями связей, традиций. В талантливо созданной экспозиции происходит, не боюсь этого слова, -таинство, когда предмет полностью раскрывает содержательные и аксиологические аспекты информации о себе, и за ним видится не просто объект, а гораздо большее.
Разработка экскурсии «Амурск — город молодых»
... экскурсии. Экскурсия и беглый осмотр объектов с помощью гида - это разные понятия [1]. Глава II. Разработка экскурсии 2.1 Экскурсия по городу Амурску Информация о городе Амурске Расположенный в 45 километрах от Комсомольска-на-Амуре ... краеведческим музеем, экспонаты которого знакомят посетителей с прошлым и настоящим города. Амурский район расположен в центральной части Хабаровского края, в ...
Методика экскурсионной работы состоит из двух главных частей — методики подготовки экскурсии и методики ее проведения. Подготовка экскурсии включает разработку новой темы экскурсии и подготовку экскурсовода к новой для него темы. В методике проведения экскурсий можно выделить общую и частные методики. Общая методика представляет собой систему приемов показа и рассказа, применяемых в любой экскурсии, частные же объединяют приемы проведения экскурсий в зависимости от их классификации.
Этапы подготовки экскурсии:
1. Определение цели и задачи экскурсии.
2. Выбор темы.
3. Отбор литературы.
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/organizatsiya-i-provedenie-ekskursii-v-muzee-zapovednike-3/
4. Ознакомление с экспозициями и фондами музеев.
5. Отбор и изучение экскурсионных объектов.
6. Составление маршрута экскурсии.
7. Подготовка текста экскурсии.
8. Комплектование «портфеля экскурсовода».
9. Составление методической разработки.
10. Проведение пробной экскурсии и ее утверждение.
В процессе подготовки экскурсии при отборе объектов проводится их оценка по следующим показателям (критериям):
1. познавательная ценность;
2. известность (популярность);
3. необычность (экзотичность), неповторимость;
4. выразительность (внешняя выразительность самого объекта или взаимодействие экскурсионного объекта с окружающей его средой);
5. сохранность (состояние объекта в данный момент, его подготовленность к показу);
6. месторасположение (расстояние до объекта, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, наличие места для удобного расположения группы возле объекта).
Изучение объектов экскурсоводами не должно ограничиваться знакомством с литературными источниками. Обязателен непосредственный тщательный осмотр объекта на месте, в естественной обстановке, что поможет экскурсоводу в будущем свободно ориентироваться у объекта, квалифицированно вести показ.
По мере сбора сведений об объекте рекомендуется заносить их в специальные карточки, которые являются хорошим справочным материалом для экскурсоводов. В карточку вносятся следующие сведения:
1. наименование объекта (первоначальное и современное);
2. историческое событие, с которым связан объект, дата события;
3. местонахождение объекта и на чьей территории он расположен (город, поселок, промышленное предприятие, совхоз, колхоз);
Проблемы и перспективы использования туристского потенциала Хабаровского ...
... на сегодняшний день, подняты проблемы и предложены перспективы развития внутреннего туризма в Российской Федерации. Вторая глава выпускной квалификационной работы посвящена анализу использования туристского потенциала в сфере внутреннего туризма Хабаровского края. ... для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности. Индустрия туризма ...
4. описание объекта (автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);
5. источники сведений об объекте: литературные и архивные данные, устные предания (указываются основные печатные работы и место хранения неопубликованных работ);
6. сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата реставрации);
7. охрана памятника (на кого возложена, каким решением);
8. в каких экскурсиях памятник используется в качестве объекта показа;
9. дата составления карточки, фамилия и должность составителя.
Показ экскурсионных объектов
В основе экскурсионной методики лежат показ и рассказ. Главное в методике проведения экскурсии — это умение показать объекты, рассказать, как о самих объектах, так и связанных с ними исторических событиях.
Методика показа объектов сложна и в зависимости от способа передвижения экскурсионной группы, состава участников, познавательной ценности, степени сохранности объектов осуществляется с помощью различных приемов.
В основе проведения экскурсии лежит принцип «от показа к рассказу», причем показ объектов занимает в ней ведущее место. Показ в экскурсии — это целенаправленный, последовательный процесс представления экскурсоводом тех объектов, на которых раскрывается содержание экскурсионной темы. Показ объектов должен вестись целенаправленно, в соответствии с поставленными воспитательными и познавательными целями, иначе экскурсия может превратиться в развлекательное мероприятие. Показ объектов на экскурсии должны отличать последовательность и логичность. Необходимо стремиться также, чтобы при показе каждый последующий объект находился в непрерывной связи с предыдущим. Это позволяет сохранить преемственность в материале экскурсии. При осмотре объектов следует выделять главный объект с постепенным переходом к другим, дополняющим и расширяющим материал по рассматриваемой проблеме. В составе крупного ансамбля экскурсовод отдает предпочтение тем объектам, которые оказывают наиболее сильное эмоциональное воздействие. При показе объектов необходимо помнить, что методическая разработка для осмотра каждого объекта предусматривает определенную протяженность во времени. Показ объектов на экскурсии осуществляется с помощью разнообразных методических приемов, наиболее широко применяются предварительный осмотр, экскурсионный анализ, зрительная реконструкция и монтаж, локализация событий, зрительное сравнение, показ наглядных пособий.
2. Разработка экскурсии по музею
«Флора и фауна Хабаровского края»
Утверждаю
Генеральный директор
Шелест В.Н.
«22» _апрель_ 2015_г.
Методическая разработка экскурсии
На тему «Ландшафты Хабаровского края и их обитатели»
Протяженность экскурсии: 500 метров
Продолжительность экскурсии:
Состав экскурсии: 15 учеников СШ № 15
2.1 Индивидуальный текст экскурсии
Вступление
Экскурсии, экспозиций и фондов музеев
... И. Даля она определяется как «поездка», «прогулка», «вылазка», «посещение достопримечательных объектов» [10]. Позже другое определение «экскурсии» дал краевед Н. П. Анциферов, который трактует ее как «прогулку, ... А.С. Пушкина в 5–7 классах. Объект исследования – заочная экскурсия на уроках литературы. Предмет исследования – методика организации и проведение заочных экскурсий по пушкинской теме в 5–7 ...
Добрый день молодые люди, меня зовут Колмыкова Алена Артуровна, и я приветствую вас возле Хабаровского краевого музея имени Н.И. Гродекова. Я приглашаем вас на увлекательный Экскурсионный тур в музей имени Н.И. Гродекова.
Побывав на экскурсии, вы познакомитесь с Музеем, его окрестностями, узнаете историю его создания и сможете оценить архитектуру 1903 года.
Во второй части, вы ознакомитесь с особенностями ландшафтов Хабаровского края, а так же с обитателями этого края. Вы узнаете историю обитания животных этого прекрасного края, окунуться в прошлое и забудете о тяготах повседневной жизни.
В третей части экскурсии будет отведено время для фотосессии на память.
Просим вас задавать вопросы и делиться впечатлениями когда будет предоставлено для этого время.
Часть первая
Знакомство с музеем и его окрестностями
Хочется рассказать вам немного о самом музее. Музей образован в 1894 г. как музей Приамурского отдела Императорского Русского географического общества (ПОИРГО), в 1902 г. ему было присвоено имя Гродековский в память заслуг Приамурского генерал-губернатора Н.И. Гродекова в организации и становлении музея, в 2002 г. имя Н.И. Гродекова в названии Хабаровского краевого музея восстановлено. Уже к началу XX века Гродековский музей стал ведущим среди музейных собратьев в Приамурском крае, и его коллекции представлялись на российских и международных выставках в Новгороде, Казани, Чикаго и Париже. Более 10 лет музеем руководил знаменитый ученый и писатель В.К. Арсеньев и именно при нем он превратился в краеведческий центр на Дальнем Востоке.
Начиная с 1996 года музей проводит научно-практические конференции «Гродековские чтения», принимает участие в семинарах и конференциях как в России, так и за рубежом, имеет свой издательский центр. В 2000 году музей получил государственную аккредитацию как научное учреждение культуры в Министерстве науки и технологий РФ. Здесь ведутся научные исследования по различным направлениям в области этнографии, археологии, энтомологии, палеонтологии и др. На сегодняшний день коллекция Государственного музея Дальнего Востока насчитывает более 300 тысяч единиц хранения, а тематические экспозиции размещены в 12 залах. Этих территорий явно недостаточно, и потому в был построен еще один корпус музея площадью 3 тысячи квадратных метров.
В экспозициях и выставках представлены экспонаты, посвященные палеонтологии и геологии Приамурья, флоре и фауне Дальнего Востока, рыбам бассейна Амура, культуре коренных народов Приамурья и славян-переселенцев, истории освоения и развития Дальнего Востока России, событиям Гражданской войны на Дальнем Востоке 1917-1922 гг. Регулярно экспонируются временные выставки.
Для самых маленьких посетителей в Детском музее по принципу «hands on» создана экспозиция «Крестьянское подворье», интерактивная игровая площадка, а также удобный зал для проведения самостоятельных детских занятий, мастер-классов.
Здание было построено в 1896 году для музея. Является памятником архитектуры, культуры и истории федерального значения. В 1975 году возведена пристройка, для размещения панорамы «Волочаевская битва». В 2008 году открыт новый корпус, архитектурной особенностью которого является специальная галерея, где размещен скелет кита финвала.
Также, как вы можете заметить музей находится на Набережной им. Г.И. Невельского, если пройти немного ниже то мы окажемся в Краевом парке им. Н.Н. Муравьева-Амурского, где мы можем увидеть Памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому, так же и Памятник первооткрывателю г. Хабаровска Я.В. Дьяченко, через дорогу находятся такие музеи как Дальневосточный художественный музей, музей археологии и Военно-исторический музей ВВО.
Ну что же, настало время пройти в само здание и посмотреть, что же приготовили нам строители 18-19 веков.
Часть вторая
Знакомство с музеем внутри и с залом «Ландшафтов Хабаровского края»
Добро пожаловать в Хабаровский краеведческий музей имени Гродекова. Как вы можете увидеть вся отделка из серого гранита, что предает изящность и вдохновение при первом взгляде.
Прошу вас пройти в гардероб, который находится с право от нас по лестнице вниз, там вас ожидает замечательная Лариса Владимировна, она с радостью примет у вас одежду.
Теперь мы пройдем сквозь первый зал и можем бегло ознакомится с фауной Дальнего Востока. Большую часть Хабаровского края занимают лесные массивы, в основном, хвойные. Из других деревьев здесь произрастают дуб, вяз, ясень, клен. Хвойная тайга Хабаровского края населена копытными животными: лосем, оленем, кабаном, косулей сибирской, кабаргой. Из пушных зверей здесь обитают: соболь, лисица, сибирское ласка, белка, ондатра, речная выдра; из хищников — волк, медведь, рысь, амурский тигр. Из птиц в тайге можно встретить глухаря, рябчика, свиристель, кедровку и др.
Смешанные леса являются местом обитания изюбра, косули, восточно-азиатского кабана, маньчжурского заяца и др. Из птиц здесь распространены: уссурийский фазан, тетерев, индийская кукушка, каменный и сизый дрозды, синяя мухоловка и др.; очень много водоплавающей птицы.
Озера и реки Хабаровского края населяют более 100 видов рыб. Среди них: амурская щука, белый амур, чебак, серебряный карась, хариус, сом, таймень, ленок, лещ, сазан, налим, толстолоб, желтощёк и др. В реке Амур обитают осетровые, в прибрежных морских водах — камбала, тихоокеанская сельдь, корюшка, треска, палтус, минтай, скумбрия, навага; из проходных — лососевые (горбуша, кета), а также морские животные — сивуч, тюлень, белуха. В Японском море добывают кальмаров, трепангов, моллюсков и водоросли.
Можете сделать несколько снимков на память, но очень аккуратно, не дотрагиваясь до экспонатов.
Итак, вот перед нами зал » Ландшафтов Хабаровского края». Первым экспонатом с которым я хочу вас познакомить- это гималайский (белогрудый) медведь. Гималайский медведь по величине почти вдвое меньше бурого и отличается от него более стройным телосложением, тонкой остроносой мордой, большими округлыми ушами; передние лапы сильнее задних. Самцы этого вида 150—170 см длиной, высота в холке около 80 см, весят 120—140 кг. Самки заметно мельче.
Мех короткий, блестящий, шелковистый; обычно чёрный, но встречаются особи буроватого или рыжеватого цвета. На груди всегда есть белое, иногда с желтоватым оттенком пятно в форме буквы V; оно напоминает полумесяц, и именно из-за него гималайского медведя называют «лунным».
Обитает в холмовых и горных лесах в южных районах Хабаровского края. Врагами для него являются тигры, бурые медведи и волки. Особенно страшен тигр, из когтей которого белогрудке трудно вырваться живым. Сокращение численности гималайского медведя является только результатом деятельности человека. В рационе уссурийского медведя преобладает растительная пища: плоды маньчжурского ореха, лещины, кедровые орешки, желуди, различные ягоды, а также травянистые растения, листья и почки деревьев. Очень любят медведи ягоды черемухи, при обильном урожае которых звери скапливаются в поймах рек и ключей. При случае разоряет пасеки, причем иногда украденный улей медведь затаскивает в воду, чтобы «обезвредить» пчел. Наиболее часто употребляемая животная пища — насекомые и их личики. Даже весной, после выхода из берлог, белогрудые медведи не хищничают, практически не едят они и рыбу, но не брезгуют падалью.
Вид внесен в Красную книгу России в 1983. С 1977 года охота на гималайского медведя запрещена.
Так же вы можете увидеть жилище гималайского медведя — вот он во всю красу.
Пройдем дальше. Вот вам представлена диорама «Кедрового-широколиственного леса».
В южной части Хабаровского края произрастают кедрово-широколиственные леса. Они отличаются смешанным составом древостоя, большим разнообразием видов растений и животных, устойчивостью к различным воздействиям среды. В этих лесах проявляется главная особенность — существование на одной территории северных и южных видов.
- Амурский тигр
- Бурый медведь
- Харза
- Соболь
- Росомаха
- Седой дятел
- Большой черноголовый дубонос
- Женьшень обыкновенный
- Виноград амурский
- Сосна корейская
- Аралия маньчжурская
- Орех маньчжурский.
Дальше вам представлены экспонаты косули. Косуля обитает в лесах различных типов, в лесостепи и сельскохозяйственных угодьях. На Дальнем Востоке России косуля предпочитает держаться по долинам рек, а высоко в горах, особенно зимой, встречается редко. Питается травянистыми растениями, листьями, молодыми побегами лиственных деревьев, хвоей сосен, желудями, плодами, ягодами и грибами.
Следующий экспонат изюбрь. Изюбрь — крупный олень. Самцы имеют рога с двумя надглазничными отростками. Является обычным видом в Хабаровском крае. Предпочитает кедрово-широколиственные и широколиственные леса и их производные. Питается разнообразной растительной пищей — травянистыми растениями, ветками, побегами, листьями, почками, корой и хвоей деревьев и кустарников, лишайниками, может употреблять грибы, желуди и некоторые ягоды.
Пройдемте немного вперед. На этом стенде вы ведете стаю кабанов. Дикие кабаны водятся в широколиственных и смешанных лесах. Кабан держится в богатых водой, болотистых местностях, как лесистых, так и заросших камышом и кустарником и т. п. Старые самцы живут в основном поодиночке и присоединяются к стадам лишь во время спаривания. Самки образуют обыкновенно небольшие стада из 10—30 самок, детенышей, молодых и слабых самцовДвижения кабана неуклюжи, но быстры, плавает он превосходно и может проплывать значительные расстояния. Зрение развито слабо, но обоняние и слух очень хороши. Кабаны осторожны, но не трусливы; раздраженные, раненые или защищая детенышей, они очень храбры и опасны по своей силе и из-за крупных клыков. Кроме человека, кабанам, главным образом молодым, опасны лишь волки и рыси. Днем кабаны лежат в выкопанной яме; иногда устраивается общее логовище. К вечеру выходят, чтобы купаться и отыскивать пищу, состоящую преимущественно из растительности (корней, плодов, желудей и т. п.), но включающей также различных мелких животных и падаль. Также они могут посещать поля картофеля, репы, зерновых, принося вред сельскому хозяйству, особенно тем, что разрывают и вытаптывают посевы. Они часто портят и молодые деревья. Очень редко кабаны нападают и на довольно крупных животных, больных или раненых, например, ланей, косуль, даже оленей, убивают и поедают их. Мясо кабана вкусно (за что он и был приручён), полезны также кожа и щетина.
Посмотрите но право- вы наблюдаете диораму «Охотское побережье». Охотское море- одно из самых чистых и холодных морей Тихого океана. Его максимальная глубина состовляет 3916 метров, площадь — 1603 кмІ. Отличается богатым видовым составом обитателей: здесь насчитывается около 300 видов рыб, в том числе 30 промысловых. Большая часть побережья скалистая, занятая многочисленными птичьими базарами. Итак сейчас вы можете рассмотреть такие виды как:
- Северный морской котик (самец)
- Северный морской котик (самка)
- Сивуч (детеныш)
- Большой баклан
- Толстоклювая кайра
- Тихоокеанский частик
- Топорок
- Каменушка
- Тихоокеанская чайка
- Морянка.
Следующий экспонат перед вами это снежный баран (толсторог).
Толсторог — крупное парнокопытное млекопитающее довольно плотного и мощного телосложения, с невысокими и сильными конечностями, толстой, короткой шеей, небольшой головой и слабо выступающим из меха хвостом. Толстороги обитают в гористых местностях, летом они держатся на высотах около 1800—2500 метров над уровнем моря, зимой спускаются до высот 800—1500 метров. Пасутся толстороги в светлое время суток, с перерывами, их пищу составляют травянистые растения.
Самцы и самки большую часть года держатся раздельно, объединяясь в небольшие группы (в среднем 4—6 особей у самцов, 6—8 — у самок).
Ягнята находятся вместе со своими матерями. В дальнейшем самки остаются в материнской группе, а самцы в возрасте 2—4 лет покидают её и присоединяются к группам самцов. На квадратный километр приходится примерно две особи.
Основными естественными врагами баранов являются волки, медведи, росомахи, пумы. Для ягнят опасность представляют так же рыси, койоты и крупные орлы.
И завершающим звеном в нашей с вами экскурсии выступает лось уссурийский (семейство оленьих).
Лоси небольших и средних размеров. Взрослые быки в Приморье имеют длину тела 230—280 см, высоту в холке 170—190 см, вес 250—400 кг, в среднем около 300 кг. Характерна очень темная окраска туловища и головы. Размах рогов 80—100 см, количество отростков небольшое, даже у взрослых особей их 3—5. Населяют леса, ивняки по берегам степных озер, поймы рек в лесостепи. Летом иногда выходят в тундры и степи на сотни километров от леса. В горах придерживаются широких долин и плато. В бесснежное время лося чаще всего можно увидеть на зарастающих вырубках и гарях, болотах, по берегам лесных рек и озер, зимой в лесах с густым подлеском. Из мест, где глубина снега зимой больше 70 см, лоси иногда откочевывают на зиму за сотни километров. Питается листьями деревьев и кустарников, а также травой, грибами и ягодами; зимой переходит на веточный корм, кору молодых осин и сосен. Такой малопитательный корм не обеспечивает его достаточным количеством энергии. Лось экономит силы, в конце зимы проводя на лежке до 18 часов в сутки, но все же сильно худеет к весне. Там, где лосей слишком много, они могут сильно повреждать лесные посадки.
На этом наша экскурсия окончена. Можете задать интересующие вас вопросы, а так же сделать фото на память.
Итак товарищи пройдемте в гардероб.
Надеюсь вам понравилась экскурсия. И вы уходите с хорошими, а главное полезными знаниями для себя. Буду рада снова вас увидеть уже с новыми знакомыми и друзьями. Всего вам доброго, до свидания.
музейный экскурсия социокультурный творческий
Заключение
В заключение хотелось бы подвести итоги о проведении экскурсии.
Для этого необходимо: разработать маршрут; произвести объезд (обход) маршрута; подготовить контрольный текст экскурсии; сделать комплектование портфеля экскурсовода, где нужно показать фотографии, копий подлинных документов, рукописей, литературных произведений, географические карты, схемы, чертежи, рисунки и другое; определение методических приемов; проведение экскурсии, где успех проведения экскурсии находится в прямой зависимости от использованных в ней методических приемов показа и рассказа; определить технику ведения экскурсии и тщательно продумывают, когда и где экскурсанты выходят для осмотра объекта; составить методические разработки- как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и технику ведения следует применить, чтобы экскурсия прошла эффективно; составить индивидуальный текст , потому что Степень воздействия на наше сознание различных текстов зависит от многих причин и условий. Используя карточки, экскурсовод не читает их содержание в ходе экскурсии, а лишь заглянув в них, припоминает содержание рассказа; Сдача экскурсии поручается руководителю творческой группы носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов; утверждение экскурсии — заключение по собеседованию делает методист экскурсионно-методического отдела.
Эффективность показа зависит не только от знаний и умений экскурсовода, но и от форм помощи экскурсантам в усвоении объектов показа. В тех случаях, когда в экскурсию включается показ сложных по своей конструкции объектов, а также общего вида местности, где эти объекты расположены, экскурсантам можно предварительно показать все это на макетах, моделях, чертежах, планах. Это помогает понять конструкцию объекта, его пропорции, расположение и соразмерность его частей и деталей, их связь между собой. Таким образом задачей экскурсовода становится — помочь экскурсантам найти точку, откуда открывается наилучший вид вдаль. Он помогает экскурсантам понять пространственные отношения между объектами, их расположение относительно друг друга.
Итак, к разработке любой темы следует приступать только при наличии необходимого количества объектов; показ объектов должен быть методически подготовлен; следует овладеть методическими приемами и навыками их использования.
Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/organizatsiya-i-provedenie-ekskursii-v-muzee-zapovednike-3/
1. Философский энциклопедический словарь.[электронный ресурс] // Википедия : свободная энциклопедия.- режим доступа https://ru.wikipedia.org
2. Глебова Елена Интеллигенция: туризм на Дальнем Востоке // Уникальные места [электронный ресурс]//Иркутская областная универсальная научная библиотека им.И.И.Молчанова-Сибирского.- http://i.irklib.ru
3. Дмитренко С. Утро: ежедневная газета// культура нашего края — 2000 — 162 (233) — с.12
4. Солидарность: Центральная профсоюзная газета// полезно знать — 2004 — №01 — с. 4
5. Емельянов Б. В. Основы экскурсоведения //Б. В Емельяновым — М.: 1985 — с. 358
6. Ивенкова Н.А. Древняя история Дальнего востока //Научная библиотека БГПУ: информационный портал.- режим доступа www.bqpu.ru
7. Культурно-просветительская работа: Учеб. пособие. 1969. — с. 316.
8. Хабаровский край // режим доступа — http://www.rostur.ru
9. Земля удэге станет резерватом // режим доступа — — http://www.udege.ru
10. Статус-Кво : научно-публицистический альманах // режим доступа — http://statusquo.ru
11. Агенство культурной информации // режим доступа — http://www.akiros.ru