Основы и организация школьного туризма

Курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

Право на отдых закреплено законодательно в нескольких правовых документах, таких как Конституция РФ, Международная Декларация прав человека, Гражданский Кодекс РФ, поскольку это одно из естественных и неотъемлемых прав человека.

А.П. Бгатов понимает отдых как способ укрепить и сохранить здоровье, восстановить работоспособность [7]. Кроме того, отдых — это необходимое условие всестороннего развития личности, удовлетворения важных человеческих потребностей и интересов (рекреация, социализация, физические тренировки и т. д.).

По определению Бобковой А.Г, туризм — это вид активного отдыха, связанный с передвижением человека за пределы постоянного места жительства, способствующий укреплению здоровья и физическому развитию человека [8].

В исследовании используется следующее определение активного отдыха, предложенное Ю.Г.Сапроновым. Активный туризм, по его мнению, это форма туризма,связанная с активными способами передвижения по маршруту в целях рекреации,физического отдыха, психологической разгрузки, а также интеллектуального и культурного развития [31, 32].

Значительно увеличилось несчастных на и во туристических походов и путешествий. Можно предположить, что причиной отсутствие культуры поведения на объектах и в отдыха, должна формироваться у ребенка еще в возрасте. Поэтому целесообразно начинать основ отдыха и еще в курсе ОБЖ. Обучение основам безопасного отдыха и является из доступных и эффективных форм ребенка.

занятия, походы, правильно подобранные темы в курсе ОБЖ детей, волю, инициативу, преодолевать трудности, и организуют, происходит обмен информацией, дети учатся взаимодействию и коммуникации. Ведущее место в ликвидации пробелов в знаниях о культуре поведения на туристских объектах занимает школьный курс ОБЖ. Требуются разработка учебно-методического комплекса и программ подготовки специалистов по активному туризму.

Этим определяется актуальность исследования наиболее значимых нормативно-правовых актов в сфере школьного туризма, в сфере обеспечения безопасности туризма, а также о необходимости преподавания основ безопасного отдыха и туризма в школьном курсе ОБЖ.

Объект исследования: школьный туризм.

Предмет исследования: вопросы обеспечения безопасной туристической деятельности в школьном курсе ОБЖ.

Гипотеза исследования заключается в том, что изучение вопросов безопасного туризма в школьном курсе ОБЖ способствует формированию представлений о правилах безопасного отдыха и туризма на протяжении всей жизни.

14 стр., 6559 слов

Специальность «ТУРИЗМ» курс ПЯТЫЙ студента ПАЛАДЮК Михаила Николаевича ...

... исследования является стратегия развития горнолыжного курорта «Пужалова гора» г. Гороховец Владимирской области. Целью данной дипломной работы является разработка стратегии всесезонного развития горнолыжного курорта «Пужалова гора» г. Гороховец Владимирской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить теоретические аспекты развития горнолыжного туризма; ...

Исходя из актуальности темы исследования, можно выделить цель работы: изучить вопросы безопасного туризма в школьном курсе ОБЖ.

Задачи исследования:

  • раскрыть сущность понятия активный отдых и туризм;
  • представить классификацию видов активного отдыха и туризма;
  • охарактеризовать нормативно-правовую базу организации активного отдыха и туризма школьников;
  • дать характеристику места и значения туризма в школьной программе ОБЖ;
  • проанализировать потенциал туристической деятельности в школе с целью укрепления здоровья и всестороннего формирования личности обучающихся;
  • проанализировать данные анкетирования студентов и школьников.
  • разработать рекомендации учителю и родителям по организации активного отдыха и туризма школьников.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно применять в практике работы учителей ОБЖ по формированию основ безопасного поведения, например, в туристическом походе.

В первой главе были рассмотрены сущность понятия «активный отдых и туризм», классификация видов активного отдыха и туризма, сущность безопасного отдыха и туризма.

Во второй главе была изучена нормативно-правовая регламентация организации активного отдыха и туризма школьников, проанализированы результаты анкетирования и разработаны рекомендации учителю и родителям по организации активного отдыха и туризма школьников.

Структурно работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературных источников, приложения.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА

1.1 Понятия «активный отдых и туризм»

В ФЗ «Об основах туристской деятельности…» дается следующее определение туризма: «временные выезды (путешествия) граждан Российской федерации, … в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-оздоровительных, … и иных целях…» [1,2].

Существует множество определений понятия «активный туризм». Различные источники дают разные определения, однако все они сходятся в том, что активный туризм предусматривает виды отдыха и путешествий, развлечений, спорта. Это могут быть как пешие походы, спортивные игры, плавание на плотах по бурным рекам, так и подводный туризм, сафари как виды, требующие значительного физического напряжения и доступные далеко не всем категориям туристов. В процессе активного туризма отдыхающий занимается такими видами деятельности, которые требуют специальной подготовки: активной физической работы организма, работы мышц всего тела [7]. Кроме того, активный туризм это всегда захватывающее интересное путешествие, наполненное активными способами передвижения, и абсолютное единение с природой [8]. Под активным туризмом понимается вид путешествия, совершаемый человеком в рекреационных и спортивных целях. И напротив, пассивный туризм — это вид путешествия, ориентированный на более спокойную и менее напряженную в отношении физических нагрузок, программу и предполагающий физический покой организма [12].

Нередко между понятиями активный отдых и активный туризм различные авторы ставят знак равенства.

Активный туризм — это не просто вид путешествия, подразумевает собой увлечение различными видами физической активности (игровые виды спорта, плавание, бег трусцой в ближайшем парке или сквере и т.д.).

Сущность активного отдыха заключается в увеличении двигательной активности человека, что позволяет обеспечивать нормальные физиологические процессы в организме и поддерживать тонус мускулатуры. В результате двигательной активности все системы органов человека поддерживают свою работоспособность, что является залогом хорошего самочувствия и бодрого настроения [9].

Преимуществами активного отдыха по сравнению с пассивным времяпрепровождением являются сочетанием возможностью соблюдения режима дня, правил здорового образа жизни с пребыванием на свежем воздухе. Это вариант провести тренировку в спортивном зале или фитнес-клубе, выполнить оздоровительные процедуры в специализированных салонах и домах отдыха.

Таким образом, активный отдых и туризм характеризуются следующими чертами:

  • представляют собой активные способы передвижения по маршруту;
  • предполагают реализацию научно-обоснованных принципов ведения здорового образа жизни;
  • способны решать оздоровительные задачи при неукоснительном соблюдении правильного режима, при предварительном закаливании;
  • дают возможность познакомиться с различными культурно-историческими достопримечательностями различных регионов;
  • дают возможность на практике сформировать правила безопасного поведения в туризме [13].

В таблице 1 проанализируем преимущества и недостатки туризма по сравнению с занятиями спортом.

безопасный отдых школьник туризм

Таблица 1 — Преимущества и недостатки туризма

Преимущества туризма перед спортом

Легче происходит адаптация к нагрузкам, чем при занятиях спортом.

Походный режим способствует быстрому приспособлению к новым условиям.

Практически все мышцы организма человека, при передвижении пешком, получают приличную физическую нагрузку.

Правильно организованный туристический поход способствует формированию бодрого настроения и оказывает выраженный оздоровительный эффект на организм человека

Нежелательные воздействия туризма на организм человека

Недостаточная физическая подготовка туристов, возможно, приведет к развитию переутомления и истощению сил.

Наличие хронических заболеваний, которые не проявляются при отсутствии физических нагрузок в повседневной жизни, но сразу дают о себе знать в походных условиях.

При наличии отклонений в состоянии здоровья следует заранее тщательно учитывать возможные нагрузки на участников похода.

Длительное отсутствие остановок для отдыха в походе может привести к развитию состояния утомления у человека, при этом турист становится больше подвержен травмам.

Таким образом, туризм является общедоступным активным видом отдыха, но при этом требует как физической, так и психологической готовности человека к перенесению физических нагрузок во время путешествий. Именно поэтому целесообразно начинать обучение безопасному поведению на отдыхе еще в школьной программе ОБЖ [21].

1.2 История применения видов туризма в школьной практике

Необходимо сделать небольшой обзор истории появления и дальнейшего развития школьного туризма в нашей стране. В конце XVIII века в связи со становлением в России системы образования, зародился и детско-юношеский туризм. Появилась программа и первый учебник по естествознанию, в программы учебных заведений включаются прогулки на природу с образовательными целями. Роль таких дидактических принципов, как научность, доступность, наглядность и связь с жизнью, в системе обучения естествознанию была отмечена в «Уставе народных училищ» (1786г.) и в «Школьном Уставе» (1804 г.).

Данные нормативные документы указывали на проведении «экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников» [20], т.е. приобретал значение производственный уклон. Начинает издаваться (с 1899 года) журнал «Русский турист», который ввел на своих страницах рубрику «О школьных путешествиях и образовательных экскурсиях». С 60-х годов XIX века отдельные учителя-энтузиасты начали методические разработки дальних походов, в основе которых лежал краеведческий подход и естественнонаучное содержание. Теория и практика туристско-экскурсионного дела освещалась также на страницах журналов «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей», «Русский экскурсант»[17]. С 1901 по 1911 г.г. Правление Российского Общества Туристов (РОТ) располагалось в Петербурге и имело представительства в 135 русских городах и 8 странах Европы. Основная цель общества позиционировалась как организация путешествий как внутри страны, так и за ее пределами. К 1914 году РОТ насчитывало примерно 5000 человек, и считалась одним из самых многочисленных по стране [1].

Таким образом, на рубеже 19-20 веков туризм и экскурсии превращаются из эпизодических методов в технологию образования. Тематика экскурсий изменяется в сторону интегрирования со многими школьными предметами. Путешествия становятся более продолжительными, появляется фактор сезонности (зима-лето, весна-осень), расширяется география экскурсионного дела.

В 1920 году в школьные программы включается краеведение. В этот же период начинается формирование органов управления детским туризмом, организуются курсы для подготовки руководителей детского туризма [45]. Народный Комиссариат Просвещения в 30-ые годы рассматривает туризм как вид учебно-воспитательной работы. «Туризм и экскурсии, преследуя, прежде всего, общеобразовательные задачи, несут в самой своей организации элементы физической закалки и подготовки будущего бойца». Поэтому перед началом Великой Отечественной войны продолжали организовываться походы, полевые военно-спортивные игры [38]. Основной идеологической задачей детского туризма определялось патриотическое воспитание подрастающего поколения: воспитание патриотизма, не только знание своей Родины, но и формирование дружеского отношения к народам СССР. Таким образом, в период строительства социализма детский туризм был хорошо организован, отличался массовостью, способствовал патриотическому и идейному воспитанию. В 70-80-е годы в СССР была сформирована крупная и дешевая материальная база для развития детского туризма [38]. Если до начала 90-х годов вопросами детского туризма занималась только система образования, то в настоящее время в качестве субъектов, развивающих детский туризм, можно отметить и общественные объединения.

В настоящее время активный туризм условно делят по временным рамкам на летний и зимний. В таблицах 2 и 3 приведем примеры летнего туризма.

Таблица 2 — Классификация видов летнего туризма на суше

Название группы летнего туризма

Примеры

Характеристика и возможность применения в школьной практике.

Летний туризм на суше

Велосипедный туризм

Популярный вид активного отдыха, имеющий множество разновидностей: от небольших прогулок и экскурсий до сложных велосипедных путешествий с маршрутами в разной местности. Возможен для школьников при определенной подготовке.

Летний туризм на суше

Пеший туризм

Преодоление группой людей определенного маршрута по равнинной и среднегорной местности за указанный промежуток времени. Передвижение осуществляется пешком. Возможен для школьников при определенной подготовке.

Летний туризм на суше

Спелеотуризм

Посещение и изучение путешественниками пещер. Для школьников невозможен в силу большой опасности.

Водный туризм — один из видов спортивного туризма, который заключается в преодолении маршрута по водной поверхности. Различают несколько видов водного туризма: сплав по рекам, парусный туризм, морской каякинг [22].

Таблица 3 — Классификация видов летнего туризма на воде

Название группы летнего туризма

Примеры

Характеристика и возможность применения в школьной практике.

Летний туризм на воде

Рафтинг — прохождение рек с элементами препятствий (пороги, водопады)

Осуществляется на специально предназначенных для этого плавательных средствах — рафтах и катамаранах. Невозможен для школьников без длительной особой подготовки и без опытного инструктора.

Летний туризм на воде

Виндсерфинг

Катание по воде на овальной доске. Для школьников невозможен в силу большой опасности.

Летний туризм на воде

Дайвинг

Подводные погружения со специальными аппаратами, обеспечивающими дыхание пловца. Для школьников невозможен в силу большой опасности.

Зимний туризм в основном может быть представлен для школьников лыжным походом. Лыжный туризм — разновидность спортивного туризма, предусматривающая прохождение маршрута на лыжах по равнинам и предгорьям. Лыжный туризм требует специальной подготовки участников и повышенного внимания организаторов [18, 27].

Конный туризм — форма активного отдыха, вид спортивного туризма. Путешествие верхом на лошадях, которое оказывает оздоровительное воздействие на путешественников, обеспечивая активную нагрузку на всю скелетную мускулатуру. Конные путешествия также предусматривают возможность двигаться пешком, что позволяет дозировать нагрузки, тем самым не перегружая организм туристов. Одним из преимуществ конного туризма является тот факт, что во время путешествия все снаряжение (личное и групповое), вещи, а также грузы перевозятся в переметных сумках, прикрепленных к седлам верховых лошадей или на вьючных лошадях.

Ранее (2010 г.) в дипломной работе Осовской А.О. были выделены следующие виды туризма на территории Вологодской области: культурно-познавательный, экологический, деловой, паломнический, лечебно-оздоровительный, событийный, спортивный, деревенский и приключенческий. Можно сделать вывод, что Вологодская область обладает большим потенциалом для развития туризма вообще, и школьного — в частности.

Таким образом, туризм является общедоступным активным видом отдыха, но при этом требует как физической, так и психологической готовности человека к перенесению физических нагрузок во время путешествий. Поэтому организаторы, инструкторы, учителя, сопровождающие школьников в перечисленных видах туристических походов, должны быть подготовлены сами и быть способными обучить, подготовить и обезопасить школьников — участников мероприятия.

1.3 Сущность безопасного отдыха и туризма

Содержание и объем понятия «безопасность туризма» в законодательстве о туристской деятельности раскрывается через перечисление соответствующих объектов безопасности (рисунок 1):

Рисунок 1 — Объекты безопасного туризма

Как полагает C.С. Соловьев, безопасность туризма представляет собой «обеспечение безопасности участников правоотношений в сфере туризма. Безопасность туризма … понимается как совокупность гражданско-правовых норм, призванных обеспечить … личную, социальную, информационную, экологическую безопасность всех участников правоотношений в сфере туризма, а также ненанесение ущерба … окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства» [33].

Главными принципами обеспечения безопасности туризма, должны стать принцип системности, который подразумевает подход к проблеме в комплексе, а также принцип эффективности, который позволяет при минимальной затрате средств и усилий достигнуть максимального результата.

Большинство авторов считают, что обеспечение безопасности в туризме может быть достигнуто следующими способами:

  • обеспечение принятия современной законодательной базы,
  • создание соответствующих органов контроля и надзора,
  • совершенствование системы государственной регистрации предприятий туризма, лицензирования, стандартизации, добровольной сертификации,
  • необходимость страхования гражданской ответственности и др.
  • обеспечение безопасности участников туристической деятельности.

Анализ нормативно-правовой базы показывает, «что в интересах обеспечения безопасности туризма Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма должен … информировать … туристов об угрозе безопасности туристов в месте временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации» [29].

Существует статистика основных происшествий, которые происходят с туристами на спортивных маршрутах. Специалисты выделяют гибель людей на воде (40% от общего числа происшествий), травмы при горных, пеших и лыжных походах в условиях горного рельефа (19%), переохлаждение (13%) и автомобильные катастрофы на активных туристических маршрутах всех видов (12%).

На спортивных самодеятельных маршрутах (при неорганизованном туризме) основными причинами происшествий с туристами остаются гибель на воде (46% от общего числа происшествий), в том числе при перевороте плавсредств (40%) и травмы в условиях горного рельефа (45% от общего числа всех происшествий).

По мнению МЧС России, основными причинами несчастных случаев с людьми в местах массового отдыха и туризма являются: „

  • неправильные экипировка и выбор снаряжения; „
  • отсутствие опытных инструкторов и руководителей;
  • слабое руководство туристическими группами или его отсутствие; „
  • недостаточная подготовка туристов;
  • слабые знания местности и маршрутов; „
  • игнорирование предупредительных знаков; „
  • незнание метеообстановки и прогноза погоды на маршруте движения;
  • принятие неправильных решений при попадании в экстремальные ситуации;
  • несоблюдение мер безопасности на маршрутах движения;
  • воздействие природных факторов; „
  • купание в неустановленных местах;
  • самоуверенность, переоценка своих сил и возможностей людей, находящихся в местах массового отдыха и туризма [17].

Анализируя угрозы (факторы риска) в туризме, изложенные в документах Ростуризма и госстандартах можно выделить следующие: «травмоопасность; воздействие окружающей среды; пожароопасность; биологическая опасность; психофизиологические факторы риска (стрессоры выживания); химические факторы риска» [20].

В Законе о туристской деятельности под безопасностью туризма понимается «безопасность туристов (экскурсантов), сохранность их имущества, а также ненанесение ущерба … окружающей среде, материальным и духовным ценностям общества, безопасности государства» [1]. Таким образом, сущностью безопасности туристской деятельности является отсутствие опасности и угроз в отношении самих туристов и их имущества, окружающей среды, материальных и духовных ценностей в местах совершения путешествий, а так же безопасности самого государства.

В настоящее время, анализ различных научных источников, раскрывающих разнообразные виды безопасности в сфере туризма, позволяет произвести их классификацию, которая представляется нам наиболее полной и современной (таблица 4).

Таблица 4 — Характеристика разнообразных видов безопасности в сфере туризма

Основание классификации

Разнообразные виды безопасности

Характеристика

1. По видам элементов, входящих в систему туризма:

Безопасность субъектов туризма

Безопасность туристов, предпринимателей, работников туристской индустрии, населения туристских территорий

Безопасность объектов и средств туризма; системо-образующих связей между всеми элементами туризма

Сохранность туристских ресурсов, безопасность инфраструктуры, безопасность объектов туристской индустрии

2. По объектам безопасности в сфере туризма:

Безопасность личности, общества и государства

Принятии е мер для безопасности личности, общества и государства

Безопасность (сохранность) окружающей среды

Принятие мер для обеспечения безопасности (сохранности) окружающей среды

3. По характеру применяемых мер безопасности в сфере туризма

Видовая безопасность

Транспортная, средств размещения, общественного питания, средства развлечения туристов и т.д

Функциональная безопасность

Техническая, пожарная, экологическая, информационная, санитарно-эпидемиологическая и др.

4. По сферам жизнедеятельности личности, общества и государства, в рамках которых функционирует система туризма

Политическая, юридическая,

экономическая,

экологическая, социальная, культурная безопасность

Принятии е мер для безопасности личности, общества и государства в разнообразных областях деятельности

Главный ориентир современной школы — воспитание полноценной личности, которая обладает следующими характеристиками: активностью, нравственным и физическим здоровьем, адаптированностью к различным трудным жизненным ситуациям, готовностью к безопасному типу поведения. Тема исследования актуальна, так как формирование культуры безопасного туризма в настоящее время становится одной из приоритетных задач в формировании всесторонне развитой личности безопасного типа поведения. Школьный туризм способствует укреплению нервно-психического здоровья школьников; закаливанию организма и укреплению иммунитета; тренировке опорно-двигательного аппарата; формированию чувства коллективизма; патриотическому, эколого-краеведческому воспитанию школьников. Безопасный активный отдых и туризм, как средство физического воспитания, способствует тесному общению школьников с природой, развитию смелости, решительности, любознательности, оздоровлению и закаливанию организма; располагает большими возможностями и позволяет ученикам расширить и углубить знания, полученные в школе; создает благоприятную почву для воспитания трудовых и волевых качеств. Трудно представить себе путешествие без общественно полезной работы (турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку).

Научить всему этому должен учитель — руководитель похода, который на личном примере формирует навыки безопасного туризма [28]. Поэтому, туристская работа в школе может быть очень разнообразна по формам: походы в разных видах туризма (пешие, лыжные и т.д.), пешие и транспортные экскурсии, занятия в кружках, секциях, клубах, туристские слеты, сборы, разные виды туристских соревнований, семинары, конкурсы, конференции, выставки, праздники (вечера).

Школьные туристические вечера, зачетные комбинированные походы по сдаче норм ГТО по туризму — вот далеко не полный перечень форм работы по обучению основам безопасного отдыха и туризма в школе.

2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ БЕЗОПАСТНОГО ОТДЫХА И ТУРИЗМА

2.1 Анализ нормативно-правовых документов и школьных программ по вопросам организации туризма обучающихся

В правовой системе страны с 1996 года после принятия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» впервые в области туризма было закреплено и начало работать законодательство о туристской деятельности [1]. Данный Федеральный закон определил «принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ» туризма в РФ, а также «выделил цели государственного регулирования туристической деятельности» [2].

В настоящее время государственное регулирование туристической деятельности имеет следующие направления:

  • совершенствование и развитие правовой базы;
  • развитие координирующей роли Министерства спорта, туризма и молодежной политики и Федерального агентства по туризму [1, 2, 29]; дальнейшее взаимодействие данных структур.

Нормативными актами, регулирующими внутреннее туристское законодательство являются:

1. Указ Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по развитию туризма в Российской Федерации и … в сфере туризма».

2. Концепция реорганизации и развития туризма в Российской Федерации, главной целью которой регламентировано «создание в России современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса». В документе прописано, что «туристический комплекс должен обеспечивать», с одной стороны, «широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и зарубежных граждан в туристических услугах, а также, с другой стороны, вносить «значительный вклад в развитие экономики страны, … налоговых поступлений в федеральный бюджет, сохранения и рационального использования культурного и природного наследия».

3. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)». Основаниями для функционирования документа являются, в свою очередь, законы и правовые акты. В программе учтены решения и рекомендации Всемирной туристской организации (ВТО), которая «положила начало фактическому государственному регулированию туристской деятельности, определила основные направления развития туристской отрасли в стране» [29].

Также необходимо рассмотреть нормативно-правовую базу, регулирующую детский туризм. В данной сфере основным можно назвать документ — «Национальный стандарт РФ «Услуги детского и юношеского туризма», в котором четко обозначены отличия от общих документов. В частности, обозначено, что «туристские услуги, оказываемые детям … должны соответствовать законодательству Российской Федерации» и общим требованиям к туристским услугам «согласно ГОСТ 50690, ГОСТ Р 54604, ГОСТ Р 52887 и требованиям настоящего стандарта». Также «деятельность по оказанию туристских и экскурсионных услуг для детей и юношества осуществляют туроператоры, внесенные в единый реестр туроператоров … и экскурсионные организации, выполняющие требования стандарта» [29].

Обучение основам проведения безопасного отдыха и туризма школьников регламентируется «Инструкцией по организации и проведению туристических походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися, воспитанниками и студентами РФ» (далее Инструкция) [3]. Данная инструкция определяет «порядок проведения туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ». «Туристские походы, экспедиции, экскурсии (путешествия) являются важной формой гуманистического, патриотического, интернационального воспитания», должны расширять знания родного края и своей страны. Во время проведения походов очень важна работа по охране окружающей среды, памятников природы, истории и культуры. Во время туристского похода выполняются задания образовательных учреждений, научных и других учреждений и организаций, связанные с краеведческой составляющей [3].

Инструкция предъявляет требования к ОУ, осуществляющим туристическую деятельность. Например, в обязанности руководителя учреждения, проводящего туристский поход, экспедицию, экскурсию (путешествие) должна входить выдача соответствующих документов, заверенных печатью учреждения. Строго регламентировано и финансирование туристских походов, экспедиций, экскурсий (путешествий),

Все эти требования прописаны в той части Инструкции, которая определяет обязанности и права руководителя, заместителя руководителя похода или экскурсии, ответственность должностных лиц за здоровье и жизнь школьников. Сами участники похода также должны знать свои права и обязанности.

Обучение основам безопасного отдыха и туризма в школьном курсе ОБЖ базируется на Федеральном Государственном Образовательном Стандарте основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Далее проанализируем темы школьной программы [36], по которым ФГОС предусматривает обучение по следующим направлениям [4], которые обеспечивают формирование основ безопасного отдыха и туризма (таблица 5)

Таблица 5 — Направления подготовки по формированию основ безопасного отдыха и туризма и их соотнесение с программой ОБЖ

Класс и модуль (раздел) программы ОБЖ

Результаты, которые д.б. достигнуты при изучении модуля (раздела) программы

Классы 5, 7-8, Тема «Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера»

Формируется представление о «культуре безопасности жизнедеятельности»; складывается понимание необходимости защиты личности, общества и государства на основе осознания значимости безопасного поведения в условиях ЧС; формируются компетенции личности безопасного типа поведения.

5-9 классы, тема «Основы здорового образа жизни»

Закладка и совершенствование основ ЗОЖ; формирование убеждения в необходимости безопасного образа жизни

9 класс, тема «Основы комплексной безопасности»

Осознание значения личной и общественной безопасности для формирования современной «культуры безопасности жизнедеятельности»

9 класс, темы «Основы безопасности личности, общества и государства», «Основы комплексной безопасности»

Формирование представлений о роли государственности и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности страны и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Необходимость противодействия таким асоциальным явлениям, как экстремизм и терроризм

5-9 классы, тема «Основы здорового образа жизни»

На основе адекватных представлений о ЗОЖ, формирование установки на образ жизни без употребление алкоголя, наркотиков и курения. Осознание информации о факторах, наносящих вред здоровью и использование её в жизненных ситуациях

9 класс, тема «Основы комплексной безопасности»

Понимание необходимости комплексного воздействтия на личность и общественные группировки для сохранения природы и окружающей среды, как основы для полноценной жизни людей

5, 7- 8 классы, Темы «Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера»; «Опасные ситуации социального характера»

Не только знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, но и их тяжелых последствий не только для отдельной личности, но и для семьи, общества и государства

5-7, 8, 9 классы, Темы «Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера»; «Опасные ситуации социального характера»

Тренировка и закрепление мер безопасности и правил поведения в условиях ЧС, включая опасные социальные явления

5, 6, 7, 8, 9 классы темы «Первая помощь и правила ее оказания», « Первая медицинская помощь при неотложных состояниях» и др.

Умения и навыки оказания первой помощи пострадавшим, отработка автоматизированных действий при оказании первой медицинской помощи

5, 7, 8, 9 классы, Темы «Чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера»; «Опасные ситуации социального характера»

Экологически осознанное проектирование безопасной жизнедеятельности с учетом природных рисков на территории проживания

6 класс, тема «Активный отдых на природе и безопасность», 9 класс, тема «Основы комплексной безопасности»

Умение распознавать, предвидеть и, по возможности, избежать, возникновения опасных ситуаций по характерным признакам их проявления. Умения анализировать информацию из различных источников об опасности, подстерегающей в ситуациях неопределенности и с учетом стрессоров выживания

9 класс, тема «Основы комплексной безопасности»

Развитие умения принимать обоснованные решения в ситуации возникновения опасности с учётом реальной обстановки, а также возможностей и индивидуальных психологических особенностей личности

Таким образом, вопросы безопасности, в том числе и во время туристической деятельности, довольно широко представлены в школьной программе. Необходимо отметить, что школьный туризм имеет оздоровительные, образовательные и воспитательные воздействия на организм школьника, выполняет соответствующие функции (см. таблицу 6)

Таблица 6 — Функции школьного туризма

Функции школьного туризма

Характеристика функции школьного туризма

1

Оздоровительная

Формирование физической активности, получение позитивных эмоций, поддержание сбалансированного питания и использование чистого, богатого фитонцидами воздуха

2

Когнитивная

Получение знаний, закрепленных на практике, полученных в процессе деятельности является наиболее крепким и глубоким. Происходит дальнейшее формирование умений и навыков

3

Патриотическая

Путешествия по родной стране способствуют получению новых знаний и впечатлений, являясь при этом надежным способом воспитания патриотизма

4

Гражданственная

Во время путешествия и в процессе его подготовки, проведения и подведения итогов происходит формирование функционально-ролевых взаимоотношений, разыгрывание социальных ролей, что способствует воспитанию гражданской позиции

5

Социально-адаптационная

Адаптивные способности развиваются из-за непривычности походного быта для жителей городов и крупных поселков. Участникам похода приходится учиться пользоваться природными материалами, например, для разведения костра и приготовления пищи, адаптируясь к жизни в природной среде. Наиболее ценным результатом является проверенная и натренированная способность переучиваться

6

Профориентационная

Навыки и умения ориентируют школьника-туриста на освоения спектра полевых экспедиционных специальностей (метеоролог, геолог, эколог и т.д.), дают представление о деятельности воинских и гражданских (МЧС и т.д.) подразделений, т.е. способствуют профориентации

Таким образом, спортивно-оздоровительный туризм является «одной из наиболее эффективных оздоровительных технологий, способствующих формированию здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет … значение в воспитании подрастающего поколения [24]. Кроме того, молодежный туризм, по мнению И.Н. Пилат, может рассматриваться как «важный способ передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия, формирования ценностных ориентаций, нравственного и физического оздоровления и культурного развития нации».

Таким образом, развитие туризма в России невозможно без совершенствования законодательства в этой сфере. На сегодняшний день необходимо принятие федеральной программы развития туризма, объединяющей усилия регионов по формированию общефедеральных туристических маршрутов и определяющей приоритеты и очередность их развития с целью повышения экономической эффективности предполагаемых мер.

2.2 Анализ результатов анкетирования

С целью подтверждения гипотезы исследования о том, что изучение вопросов безопасного отдыха и туризма в школьном курсе ОБЖ способствует формированию безопасного поведения во время туристической деятельности, было проведено эмпирическое исследование. Для этого была составлена анкета, отвечающая данной исследовательской цели.

Проведено анкетирование 62 человек, в том числе школьники (30 чел. в возрасте 13-15 лет), а также студенты (32 чел. в возрасте 18-20 лет).

Проводимое эмпирическое исследование со стороны исследователя базируется на теоретическом анализе отечественной литературы и изучении понятий «туризм и отдых», «активный отдых и туризм», «безопасный отдых и туризм». Ответы, полученные в результате эмпирического исследования, основаны на знаниях и личном опыте опрашиваемых респондентов.

Анкетирование помогло нам получить информацию об особенностях туристской деятельности школьников. Далее, представим полученные данные.

Таблица 7 — Опыт туристической деятельности

Ответы студентов

Ответы школьников

Да, ходил в поход

69%

72%

Да, участвовал в экспедициях

16%

11%

Да, путешествовал по России

15%

5%

Нет, опыта не было

0%

12%

Рисунок — 2 Опыт туристической деятельности

В таблице 7 представлены результаты ответа на вопрос о наличии в жизни респондентов опыта туристической деятельности. А в целом, 87% опрошенных считают себя туристом.

Таким образом, анализируя полученные данные (см. рис. 2), можно сделать вывод, что большая часть школьников участвовали в туристической деятельности, ходят в походы (72%), участвуют в экспедициях (11%).

Однако, по сравнению с ответами студентов, путешествует по России на 10% меньше школьников, а также на 12% больше школьников вообще не имели опыта туристической деятельности. Это определяет целесообразность разработки практических рекомендаций по осуществлению туристической деятельности.

Далее, респондентам предлагалось выбрать, отметить наиболее привлекательный для них вид туризма. Полученные данные представлены в таблице 8 и графически на рисунке 3.

Таблица 8 — Наиболее привлекательный вид туризма

Ответы студентов

Ответы школьников

Пеший, без ночевок

15%

20%

Пеший, на несколько дней

5%

12%

Пляжный

20%

10%

Экстремальный

8%

5%

Экологический

25%

30%

Познавательный

27%

23%

Опыт туристической деятельности у школьников и студентов есть. Участники анкеты также отметили, что для них более привлекательным является познавательный и экологический туризм, а также пеший (поход на несколько дней с ночевкой).

Большинство респондентов отметили, что вообще не были за границей или были один раз. Поэтому большинство выбирают путешествия по России, а также «ближний» туризм (поездки на дачу, в деревню к бабушке или однодневный турпоход с одноклассниками).

Рисунок — 3 Предпочитаемые виды туризма

Таким образом, согласно полученным данным, можно сделать вывод, что наиболее предпочтительным видом туризма для студентов, является познавательный, который характеризуется путешествиями, с целью посещения каких-либо регионов, местностей, центров туризма и т.п., для ознакомления с памятниками природы, истории и культуры, бытом и традициями местного населения, народными ремеслами и промыслами, достижениями в области науки, культуры.

Для школьников же наиболее предпочитаемым видом туризма является экологический, сфокусированный на посещениях относительно нетронутых антропогенным воздействием природных территорий. И тот и другой вид туризма является видом активного туризма и отдыха.

В целом, по мнению 92% респондентов, Вологодская область является перспективной территорией для развития туризма. Туризм на территории Вологодской области вносит существенный вклад в решение целого комплекса проблем: экономических, социальных, экологических и образовательных. По результатам анкетирования студентов и школьников, мы можем сделать следующие выводы: 92% опрошенных считают, что Вологодская область является перспективным туристическим регионом. Наиболее привлекательными объектами туризма названы следующие: в Вологде — Софийский собор, Кремль, Домик Петра 1, Музей кружева и т.д.; в Вологодской области — Родина Деда Мороза, Опоки, Национальный парк «Русский Север».

На вопрос «Кто должен обеспечивать формирование у школьников культуры туризма?», ответы были получены следующие: 45% — в первую очередь родители и семья; 42% — школа; человек сам должен соблюдать безопасность — 13%. Большинство респондентов (53%) знают и соблюдают правила безопасности для туристов; 47% — хотели бы знать о безопасности туризма больше, чтобы не попадать в опасные ситуации (рис. 4).

По мнению 100% респондентов, вопросы безопасности туристической деятельности необходимо включать в школьную программу. Безопасность, как необходимый элемент туристической деятельности, считают необходимой 100% респондентов.

Рисунок — 4 Мнения респондентов по поводу безопасного поведения туристов

Таким образом, согласно полученным данным, существует целесообразность введения в школьный курс ОБЖ основ безопасности туризма и отдыха, поскольку большая часть респондентов (53%) хотели бы знать больше о правилах безопасности туризма.

Если анализировать данные, полученные в ходе эмпирического исследования, можно сделать вывод, что для выборки школьников предпочтителен экологический вид туризма. В походах и экспедициях участвуют 83% школьников. По мнению 92% респондентов, Вологодская область является перспективной территорией для развития туризма. Безопасность, как необходимый элемент туристической деятельности, считают необходимой 100% респондентов. По мнению 100% респондентов, вопросы безопасности туристической деятельности необходимо включать в школьную программу. Таким образом, в ходе эмпирического исследования, подтвердилась гипотеза исследования о том, что изучение вопросов безопасного отдыха и туризма в школьном курсе ОБЖ способствует формированию безопасного поведения во время туристической деятельности.

2.3 Разработка материалов и рекомендаций учителям и родителям по организации школьного туризма

Нами были разработаны и апробированы материалы к организации внеурочной работы по теме: «Краеведческий туризм как средство формирования ЗОЖ»

Тематика внеурочной работы актуальна, так как детско-юношеский туризм является:

1. средством формирования здорового образа жизни.

2. способом передачи новому поколению накопленного человечеством жизненного опыта и материально-культурного наследия.

3. средством формирования ценностных ориентаций, нравственного оздоровления и культурного развития нации.

4. одним из путей социализации личности.

5. эффективной оздоровительной технологией.

Поэтому, необходимо развивать туризм во всех его формах и видах как систему противодействия таким асоциальным явлениям как наркомания, курение и употребление алкоголя.

Формы: лекция, практическое занятие (тренировки, упражнения), семинары, обсуждения, мозговой штурм, экскурсия, консультация, поход.

Виды деятельности: работа с учебной, научной, научно-популярной и научно-познавательной литературой; групповая работа; кейс-технологии; практические занятия.

Логика подачи материала в программе основана на дидактических принципах научности, доступности и связи теории с практикой». Поэтому, критерием успешности усвоения данного курса будет оценка умений применять полученные теоретические знания на практике. Мы составили тематический план для названной программы с учетом опорных знаний из школьного курса ОБЖ [36,39].

Таблица — 9 Тематический план курса «Краеведческий туризм как средство формирования ЗОЖ»

Наименование раздела

Форма занятия

Опорные темы школьной программы ОБЖ

Инструктаж по обеспечению техники безопасности

Урок, инструктаж по ТБ

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Например, тема «Водные походы и обеспечение безопасности»

Что должен знать любой турист?

Урок

Например, темы: «Укусы насекомых и защита от них», «Опасные ситуации в природных условиях»

Виды туризма на территории Вологодской области

Домашнее задание, поиск информации

Самостоятельная работа

Снаряжение туриста. Что необходимо взять с собой в поход?

Урок

Например, темы «Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях»

Правила преодоления препятствий, тактика движения. Как сберечь силы?

инструктаж

Например, темы: «Выживание в дикой природе», «Стрессоры выживания».

Поиск интересного краеведческого материала о районе похода

Домашнее задание, поиск информации

Самостоятельная работа

Особенности поведения в природной среде, стрессоры выживания. Как выжить в дикой природе?

Урок

Например, темы: «Стресс и его влияние на человека»

Учет субъективных и объективных опасностей в туризме. Что может повлиять на туриста?

инструктаж

«Экология и безопасность», «Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке

Подготовка к походу. Распределение «социальных ролей» и обязанностей в группе

инструктаж

Например, темы: «Подготовка к активному отдыху на природе. Активный отдых на природе и безопасность», «Формирование личности во взаимоотношениях во сверстниками»

Обсуждение результатов и подведение итогов туристского похода

конференция

Подготовка видео и фотоотчетов

фотовыставка

Проведение итоговой конференции

конференция

В качестве выводов можно отметить, что туристская деятельность может рассматриваться как важнейшее звено системы обучения и воспитания. Обучение в туризме обучение может определяться как познавательная деятельность, в которой школьники под руководством опытного учителя овладевают знаниями, совершенствуют навыками и умениями. Обучение в деятельности влияет на формирование морально-психологических качеств, компетенций, повышает уровень физической подготовленности, развивает познавательные и творческие способности.

Рекомендации, направленные в адрес педагогов и родителей должны, в первую очередь, учитывать личностные, индивидуальные и возрастные особенности обучающихся. Это способствует целесообразности предварительной комплексной подготовке школьников, педагогов и родителей перед осуществлением похода.

Таким образом, предварительная комплексная подготовка должна включать:

1. составление конспекта (плана) проведения туристического похода с четким определением его цели, задач, средств и материальных затрат.

2. предварительную проверку состояния здоровья и физической подготовки будущих участников похода, выяснение наличий медицинских противопоказаний.

3. предварительное ознакомление с местностью, ее особенностями.

4. тщательный отбор и подготовка инвентаря; одежды и снаряжения; формирование медицинской аптечки.

5. проверка знаний о стрессорах выживания, правилах поведения в дикой природе при возникновении опасностей различного рода; приемов оказания первой медицинской помощи (при укусах, ударах, падениях, травмах).

Предложенные рекомендации призваны способствовать обеспечению полной безопасности школьников при осуществлении отдыха и туризма.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, сделав литературный обзор, удалось раскрыть и сравнить содержание понятий активный отдых и туризм. Как это часто бывает в педагогических определениях, есть различия в мнении разных авторов. Дана характеристика туризма как эффективной оздоровительной технологии, которая выполняет ряд сопутствующих важных функций: стимулирует желание познавать окружающий мир, способствует патриотическому и гражданскому отношению к Родному краю, выполняет социально-адаптационную и профориентационную функции.

В ходе исследования выяснилось, туризм — это целенаправленный вид деятельности, в процессе которой формируются многие компетенции обучающихся. Таким образом, осуществляется системно-деятельностный подход в обучении.

Активный отдых и туристические походы школьников должны опираться на пропедевтическую предварительную подготовку, в ходе которой в школьном курсе ОБЖ даются необходимые знания, развиваются и совершенствуются умения и навыки безопасного поведения в природе, которые остаются на всю жизнь.

В ходе исследования выявлено наличие нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию активного отдыха и туризма, подробно проанализирована программа ОБЖ в средней школе, что позволило сформулировать рекомендации, которые при комплексном, системном и систематическом подходе, будут способствовать формированию основ безопасного поведения школьников при организованном выходе на природу.

В ходе исследования подтвердилась гипотеза исследования о том, что изучение вопросов безопасного отдыха и туризма в школьном курсе ОБЖ способствует формированию безопасного поведения во время туристической деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/osnovyi-i-organizatsiya-shkolnogo-turizma/

1. Федеральный закон от 4 октября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»

2. Федеральный закон от 5 февраля 2007 года № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»»

3. «Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций и экскурсий (путешествий) с учащимися общеобразовательных школ и профессиональных училищ, воспитанниками детских домов и школ-интернатов, студентами педагогических училищ Российской Федерации» Приложение 1 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 13 июля 1992 г. № 293

4. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт среднего (полного) общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D

5. Алексеев, А.А. Питание в туристском походе. — Изд. десятое, дополненное. — М., 2015. — 96 с.

6. Балабанов, И. Т. Экономика туризма: Учебное пособие для студентов вузов, эконом. спец. — М., 2012. — 174 с.

7. Бгатов, А. П. Безопасность в туризме / А.П. Бгатов. — М.: Форум, 2014. — 176 c.

8. Бобкова, А.Г. Безопасность туризма / под ред. Е.Л.Писаревского.- М.: Федеральное агентство по туризму,2014. -272с.

9. Воронова, Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе: программы, мероприятия, игры / Е.А. Воронова. — Ростов н/Д: Феникс, 2013.-235с.

10. География туризма: учеб. для студентов / под ред. А. Ю. Александровой. — М.: КноРус, 2012. — 592 c.

11. География туризма: учеб. пособие для СПО по специальности «Туризм» М. В. Асташкина и др.. — М.: Альфа-М: ИНФРА-М., 2011. — 430с.

12. Гриднева, Т. Программа летнего отдыха / Т. Гриднева. — (Методика и практика) // Беспризорник. — 2011. — №4. — С. 45-53

13. Гуреев, Н. В. Активный отдых / Гуреев, Николай Викторович. — М.: Рос.спорт, 2014. — 59 c.

14. Дыжина, Н. Н. География туризма: учеб. пособие / Н. Н. Дыжина. — М.: Дашков и К; Саратов: Фоссет-М, 2010. -253с.

15. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: Учебное пособие для студентов вузов. — Минск, 2013. — 495 с.

16. Евлахов, В.М. Основы безопасности жизнедеятельности. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: методическое пособие / В.М. Евлахов. — М.: Дрофа, 2012. -180с.

17. Ефремова, М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) // Маркетинг. — 2014. — N 2. — C. 88-102.

18. Сарафанова, Е. В. Маркетинг в туризме: учеб. пособие для студентов образоват. учреждений СПО по специальности «Туризм» / Е. В. Сарафанова, А. В. Яцук. — М.: Альфа-М : Инфра-М, 2011. — 239с.

19. Казаков, Н.П. Безопасность жизнедеятельности. Обеспечение безопасности в туризме / Н.П. Казаков, Н.А. Якубовская. — М.: Academia, 2015. — 240 c.

20. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студентов вузов / А. Б. Косолапов. — 3-е изд., стер. — М.: Кнорус, 2010. — 269с.

21. Косолапов, А. Б. География российского внутреннего туризма: учеб. пособие для студентов вузов / А. Б. Косолапов. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2009. — 269 c.

22. Константинов, Ю. С. Организация детско-юношеского туризма : учеб. по специальности 080502 «Экономика и упр. на предприятии физ. культуры и спорта» / Ю. С. Константинов, В. С. Степанов, Ю. Н. Федотов ; [под ред. В. А. Таймазова; Санкт-Петерб. гос. ун-т физ. культуры им. П. Ф. Лесгафта. — СПб.: СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта, 2012. — 474 c.