Актуальность темы. Одним из признаков развитости социальной и экономической систем регионов является рекреационное обеспечение, в том числе и туризм. Сегодня туризм возглавляет список важнейших социально-экономических отраслей мировой экономики. Он становится стилем жизни миллионов людей на нашей планете. Его благотворное влияние на развитие политических, социальных, культурных связей и межличностных отношений в международном масштабе стало для всех очевидным фактом.
Туристская индустрия является одной из наиболее заинтересованных в сохранении и возрождении объектов наследия отраслей бизнеса, но она же, нередко ответственна за ухудшение состояния памятников, что в последующем отражается на качестве туристского восприятия.
В связи с этим, основной проблемой культурно-исторического туризма является сохранение и развитие объектов туризма: памятников, исторических комплексов и т.д. Культурный и исторический туризм на ближайшие годы назван наиболее популярным видом туризма. Культурные и исторические ресурсы регионов — это неотъемлемая часть туристско-рекреационных ресурсов. Исторические и географические особенности территории определяют ее культурное и историческое наследие. Культурно-исторический туризм связан с поездками граждан по территории России для ознакомления с историей и культурными особенностями того или иного региона, города и т.д. В результате этого формируется культура, самосознание и компетентность личности.
Актуальность выбранной темы изучения обуславливается тем, что туризм является одним из путей воспитания молодого поколения. Для того чтобы уважать, любить и ценить природу, страну, свой народ нужно, как можно ближе, познакомиться в её культурой, историей, своими глазами увидеть всю красоту окружающего мира.
Смоленская область обладает значительным потенциалом для реализации программ культурно-исторического туризма. Область обладает огромным познавательным потенциалом, в который включаются многие памятники архитектуры, истории, археологии, литературы и пр. В Смоленской области проводятся различные фестивали, праздники, народные гуляния и т.д.
В настоящее время имеется необходимость разработки комплекса мер по организации экскурсионных и туристических поездок учащихся образовательных учреждений общего образования, начального, среднего и высшего профессионального образования. Это необходимо для того, чтобы показать возможности области для развития детского туризма, экскурсионных и туристических маршрутов для молодежи и школьников.
Молодежный туризм перспективы его развития в рб
... Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к изучению культурно-исторического наследия Республики Беларусь, а с другой стороны, ее практической важностью для развития туризма в ... туристические материалы. Написание дипломной работы в процессе изучения столь ... работы в рассматриваемой области, предоставленные к ознакомлению в ... расчет его стоимости. Глава 1. Культурно- ...
Объект настоящей работы — технологии и ресурсы культурно-исторического туризма.
Предмет — технологии и ресурсы формирования турпродуктов культурно-исторического туризма для школьников в г. Королев.
Цель исследования — разработать проект туристического продукта культурно-исторической направленности «Дорогами Смоленщины» для групп учащихся средней и старшей школы города Королева московской области. исторический туризм культурный маршрут
Задачи работы:
- рассмотреть классификацию исторического туризма;
- дать общую характеристику технологии создания и реализации маршрута культурно-исторического турпродукта;
- провести обзор современного состояния культурно-исторического туризма в России;
- разработать программу турпродукта «Дорогами Смоленщины»;
- описать назначение турпродукта «Дорогами Смоленщины»;
- дать экономическое обоснование турпродукта «Дорогами Смоленщины».
1.
Основы экскурсионной деятельности культурно-исторической направленности
1.1 Классификация исторического туризма
Классификацией туризма называют выделение определенных видов туристической деятельности согласно каким-либо основаниям. Наиболее распространенной классификацией является выделение определенных видов, форм, категорий.
В категории туризма входят национальный, международный туризм, а также туризм в пределах страны.
Культурный туризм — это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов. [31]
Соответственно, ресурсы культурного туризма можно разделить на две большие группы:
1. Собственно культурные достопримечательности — объекты и процессы культуры, которые, согласно современному подходу к культуре охватывают:
- материальные и нематериальные результаты в традиционных областях культурного производства (архитектура, литература, исполнительские и изобразительное искусства),
- материальные и нематериальные результаты в инновационных областях культурного производства — культурных индустриях (индустрии моды, кино, масс-медиа, развлечений, графического и веб-дизайна и т.д.)
- повседневную жизнь населения определенной территории (быт, труд и досуг) как элементы культуры, представляющие сегодня повышенный интерес для ознакомления, познания и понимания.
Имеют территориальное (место исторического события, этнический квартал и т.п.), организационное (музей, театр, фестиваль) и тематическое (отражающее отдельный аспект культурной жизни, производства и творчества, например, литературные места Санкт-Петербурга, история русского балета и т.п.) представление.
Можно систематизировать виды ресурсов культурного туризма данной группы, используя следующие основные критерии.
Время формирования позволяет разделить все ресурсы на два вида:
- культурное наследие,
- современная (традиционная инновационная) культура.
Форма существования культурной достопримечательности (постоянная или временная) обусловливает временные параметры использования культурной достопримечательности в туристской практике:
Культурно исторические центры России во внутреннем туризме
... культурно–исторических центров и их влияния на развитие внутреннего туризма России. На основе поставленной цели определены следующие задачи работы: раскрыть цели культурного туризма; раскрыть влияние культурно-исторических центров ... духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса [7]. Культурный туризм охватывает все аспекты путешествия, ...
— стационарные культурные достопримечательности (продукты и процессы), «привязанные» к определённой территории физически (здания и сооружения, городская архитектура, историческое место), организационно (театр, библиотека, музей, художественный институт — организации, реализующие культурные процессы, формирующие территориальную инфраструктуру культуры) или субъектно (повседневная бытовая культурная практика),
- культурные события (культурно-исторические и художественно-исполнительские, а также социально-культурные (гей-парад) события), чье основное отличие как раз и состоит во временном характере существования.
Культурный базис достопримечательности разделяет культурные ресурсы на следующие категории:
- материальная культура (артефакты) — материальные атрибуты творческой, производственной и бытовой деятельности (орудия труда, предметы быта, одежда, жилище, произведения искусства и т. д.),
- нематериальная культура — творческая практика (в т.
ч. исполнительские искусства, массовые зрелища, художественные традиции, мифология и т.п.), е? процессы и нематериальные продукты,
- живая культура — традиционное народное творчество (фольклор) и бытовая практика, в т. ч. воспроизведение традиционного образа жизни.
Уровень культуры, который дифференцирует культурные объекты по сложности восприятия широкими массами населения. Здесь выделяются:
- высокая культура (искусство) — жанры и отдельные (лучшие) образцы культуры, требующие знания сложных культурных кодов для расшифровки; носят элитарный характер;
- популярная/массовая культура (которая, помимо доступности понимания, характеризуется индустриальными формами производства и распределения и/или относительно низким художественным уровнем).
К массовой культуре можно отнести, в частности, историко-развлекательные центры, которые широко распространены на Западе.
Этот вид туризма стал настолько популярным, что мы можем говорить о появлении различных видов культурного туризма:
Исторический туризм — этот вид культурного туризма, характеризуется максимальным вниманием со стороны туриста к историческим местам, музеям, памятникам военной культуры (мест битв, сражений, крепости и оборонные стены), историческим развалинам, изучением социально- экономических особенностей страны.
Архитектурный туризм — дворцовые ансамбли, культовые храмы и сооружения.
Малые архитектурные формы — ознакомление с арками, зданиями, арками, башнями, мавзолеями.
Гидротехнические сооружения — каналы, плотины, дамбы, гидроэлектростанции.
Портово — промышленная архитектура — для любителей морской тематики и достижений для её развития.
Рекреационная архитектура.
Туризм парков культуры — преимущественно исследование искусственных ландшафтов (промышленных, транспортных, оздоровительно — спортивных).
Туризм городской среды — панорама красивых городов, живописная застройка, ландшафтная организация.
Музыкальные и танцевальные фестивали — замечательный вид туризма, буйство красок, карнавалы, танцы, песни, состязания на звание лучшего танцора, школы танцев, певца или королевы ночи. Сногсшибательные фейерверки, лазерное шоу и другие специальные эффекты. Незабываемые впечатления гарантированы.
Проблемы и перспективы развития туризма в малых исторических городах России
... состояния внутреннего туризма страны указывает на низки уровень его развития, как по качественным, так и по количественным показателям. Согласно исследованиям А.С. Кускова, начиная с 1999г. спрос на туристические услуги внутри страны постоянно растет. При этом в его исследованиях ...
Сельский туризм — полная релаксация, уход от мирской суеты, свежий воздух, умопомрачительные пейзажи, запах травы и цветов.
Туризм искусств и литературы — известные дома — музеи писателей, художественные театры и галереи.
2. Практики потребления культурных благ туристами.
Туристская практика представляет собой характерную деятельность туриста (включая специфические нормы и ожидания) в отношении посещаемой дестинации или культурной достопримечательности, проявляющую его компетентность и навыки как в сфере культуры, так и в сфере туризма. Это — культурный ресурс, лежащий на стороне потребителя — туриста.
Туризм наследия (культурно-исторический) обусловлен выраженным интересом туристов к истории и общечеловеческим культурным ценностям. Такой интерес достаточно сильно связан с образовательным уровнем и культурным капиталом туриста, позволяет ему развивать свои идентификационные признаки представителя «культурного» класса.
Он реализует традиционное отношение к культуре как средству просвещения и ориентирован на формальное обучение. Поскольку система современного образования поддерживает эту традиционную парадигму культуры, данный вид туризма сохраняет свои позиции во время путешествий в другие места и страны. Но в последние десятилетия туризм наследия потерял свое лидирующее (а прежде и вовсе исключительное) место в системе культурного туризма.
Потребление продуктов культурно-исторического наследия в туризме происходит относительно быстро, в отличие, скажем, от курортных услуг. Если средняя продолжительность пребывания на курорте составляет 10 дней, то даже в наиболее богатых культурным наследием городах, таких как, например, Венеция и Санкт-Петербург, редко превышает 2 дня (в Праге, например, 3-4 дня), а в небольших культурно-исторических дестинациях вообще обычно составляет несколько дневных часов. [37]
В основу культурно-исторического туризма положен исторический и культурный потенциал страны, который включает в себя: социальную и культурную среду с имеющимися обычаями, традициями особенности хозяйственной и бытовой деятельности.
В абсолютно любой местности имеется минимальный набор ресурсов для осуществления познавательного туризма. Однако для его развития в массовом масштабе необходима определенная совокупность объектов исторического и культурного наследия. Среди таких объектов выделяют:
- археологические памятники;
- гражданская и культовая архитектура;
- памятники ландшафтной архитектуры;
- исторические города;
- исторические сельские поселения;
- театры музеи, выставки и пр.;
- объекты этнографии, народные ремесла и промыслы, прикладное искусство;
- технические сооружения и комплексы. [46]
Культурно — исторический туризм является самым лучшим способом ознакомления с иными культурами. Данный вид туризма способствует развитию личности, развитию знаний и творческого потенциала. Культурно-исторический туризм помогает совмещать отдых с изучением жизни других людей, культур, историй и т.д. Именно это является причиной того, что множество людей проводят свой отпуск в путешествиях. [46]
Туризм как вид социально-культурной деятельности
... очередь выделить различные группы субъектов, которые взаимодействуют с туризмом. 1. Туристы – это люди, которые испытывают различные психические ... первого пэкидж – тура – комплекса туристических услуг, продаваемого по одной цене – является групповой тур на отдых, организованного ... без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте. (5, с.65) В существующей мировой практике к туристам относят всех лиц, ...
В настоящее время выделяют отдельные виды культурно-исторического туризма:
1. Культурный туризм, то есть посещение объектов культуры определенного народа, города, страны и т.д.
2. Исторический туризм, то есть посещение туристами объектов исторического наследия. При этом успешным фактором развития данного вида туризма является наличие в регионе исторических мест, достопримечательностей, объектов истории. Цель данного вида туризма — ознакомление с историей города, региона, страны.
Именно историческое наследие региона является его культурным потенциалом. Большинство популярных туристических направлений предполагает посещение культурных и исторических мест в регионе. Посещение таких мест является очень сильным побудительным мотивом для туристов, что способствует развитию туристической отрасли. [31]
Для продвижения историко-культурного потенциала региона нужно проводить всевозможные фестивали и иные культурные массовые мероприятия, которые являются традиционными для конкретного региона и могут быть интересны туристам. [7]
Во многих регионах присутствуют такие исторические территории, которые являются уникальными. К ним относятся древние города, исторические территории, усадьбы, парки, архитектурные памятники и пр. Они так же должны становиться объектами туристической отрасли.
При этом необходимо учитывать и сочетать исторически определенные формы деятельности народа и инновационные подходы к организации туризма. При этом инновационная составляющая должна быть только дополнением к традиционной.
Выделяют четыре принципа культурно-исторического туризма:
1) активное содействие в сохранении наследия местности: культурного, исторического и природного;
2) подчеркивание и выделение уникальности наследия местности относительно других регионов;
3) создание у местного населения чувства гордости и ответственности за уникальное наследие;
4) разработка программы развития туризма на основе использования уникального наследия местности. [47]
Культурно-исторический туризм имеет целый ряд аспектов влияния на развитие региона, в том числе:
Социально-культурные аспекты.
Сохранение и развитие исторических городов взаимосвязаны с включенностью той или иной страны в мировой процесс модернизации, урбанизации в глобальном масштабе, с развитием средств СМИ, мирового рынка, транспорта и пр. Все это влияет на формирование современной массовой культуры, к которой, несомненно, относится и туризм, способствующий унификации как региональной, так и этнической культуры, особенно в крупных городах мира.
Как реакция на этот процесс в последнее десятилетие происходило противоположное движение — ориентация на возврат к прошлому, к осмыслению и сохранению культурной идентичности. В таком контексте культурно-исторический туризм играет важную роль в осмыслении собственной идентичности, в возрождении локальных традиций. А если народные традиции разрушены, то возникают их новые образцы, чаще всего имитирующие исторические элементы культуры, ранее имеющие определенный смысл и значение. [3]
Общая характеристика ресурсной базы социально-культурной деятельности
... Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс - Тюмень, Изд-во ТГАКиИ, 2007, с.22.. Социально-культурная сфера, обладая собственным ресурсным потенциалом, вынуждена постоянно искать оптимальное сочетание различных способов финансирования - начиная с бюджетной модели и ...
Культурно-исторический туризм имеет познавательное и образовательное значение для туристов и эффект для тех городов и регионов, в которых он развивается. Однако существенным становится понимание его роли для местных жителей. Положительное значение туризма очевидно в той экономической выгоде, которую могут получить города и их жители от инвестиций предприятий, аренды зданий, сдачи частных домов внаем, от продажи предметов или реконструкции жилища улучшения инфраструктуры поселений и территорий. Для ряда социальных групп, особенно детей, важным становится осознание историко-культурного значения собственной «малой Родины», гордости от ее известности в стане и мире. В социальной сфере туризм так же решает проблему занятости местных жителей, предоставляя им рабочие места, приобщая к ценностям международной культуры, в том числе путем межличностного общения.
В связи с продолжением тенденции сокращения доли туристов, имеющих специализированный интерес к изучению наследия, на туристском рынке будет расширяться предложение популяризированных форм туризма наследия и продуктов:
- обзорно-ознакомительного туризма, который, несмотря на некоторые сдвиги в пользу погружения в атмосферу живой культуры дестинации, по-прежнему базируется на ресурсах культурно-исторического наследия и «прямолинейном» вербально-визуальном способе передачи информации);
- культурных продуктов на базе достопримечательностей, построенных на культурно-историческом материале в развитие явления «постмузейности».
Последнее, в частности, особенно ярко ведет к размыванию границ между культурным наследием и современной культурой и проявляется в широком спектре интерпретаций и тематической «упаковке» прошлого для «посильного» и доставляющего, прежде всего, удовольствие современному массовому туристу опыта приобщения к культуре. Отсюда, наблюдается распространение новых типов достопримечательностей на рынке культурного наследия, в большей или меньшей степени обладающих типологическими признаками культурно-исторического туризма — аутентичностью объектов посещения и «классической» формой потребления — изучением.
В категории туризма входят национальный, международный туризм, а также туризм в пределах страны.
Культурный туризм — это путешествие, которое осуществляется для знакомства с духовными и материальными объектами культуры. Культурный туризм является ведущей суботраслью туризма. Постепенно он приобретает новые функции. В настоящее время культурный туризм рассматривается как важный механизм взаимодействия различных народов. [31]
1.2 Общая характеристика технологии создания и реализации маршрута культурно-исторического тура
Турпродукт является основным видом туристского продукта. Потребитель ищет на рынке не отдельные услуги или товары, а наиболее оптимальное, с его точки зрения, их сочетание, предлагаемое туристскими представителями в виде конкретных туров. Создание привлекательного туристского продукта является первой и самой важной задачей туроператора. Деятельность туроператора по формированию, продвижению и реализации туров называют туроперейтингом. Эта сфера деятельности туристских предприятий непосредственно связана с производственными процессами.
Туристский продукт состоит из трех элементов: тур, дополнительные туристско-экскурсионные услуги, товары (рис. 1.1).
Брендинг туристских дестинаций как направление территориального брендинга
... брендингом территории применяется противоположный подход, комплексный и диверсифицированный, в противовес специализированному, сфокусированному на каком-то одном аспекте, таком как туризм для брендинга дестинаций. ... продвижения отдельных «продуктов» территории таких, как туризм, ... брендинга дестинаций - это в первую очередь внешние аудитории - туристы и туроператоры. В процессе брендинга территории ...
Рисунок 1.1. Структура туристического продукта
Особенность туристского продукта состоит в том, что составляющие его базовые характеристики, такие как архитектурный стиль зданий, история развития, национальные и этнические традиции и т.д., уже существуют и принципиально не могут быть изменены — речь может идти только о развитии способов и форм их использования для привлечения туристов.
Но, как известно, разные категории туристов ищут в своих путешествиях разные выгоды. Поэтому необходимо сначала вывить те выгоды, которые сегодня может предложить дестинация или отдельная культурная достопримечательность. Эта информация позволит определить, какой потенциальный туристский сегмент (или сегменты) будет целевым.
В результате анализа культурной достопримечательности (дестинации), рассматриваемой как продукт, может обнаружиться, что его характеристики и предлагаемые выгоды привлекают только небольшую группу туристов. Это дает начало процессу развития продукта, наполнения его дополнительными чертами, привлекательными для более широкого потенциального сегмента. В свою очередь, это решение может вызвать необходимость координации и объединения усилий других «игроков» на туристском рынке. Например, пригородный дворцово-парковый комплекс посещается в основном людьми старшего поколения, привлеченными, прежде всего, рекреационным потенциалом этого объекта. Решение привлечь быстро развивающийся и достаточно многочисленный семейный сегмент потребует создания возможностей для совместной активности родителей и детей, а также, что немаловажно, заручиться поддержкой, например, гостиниц или организаций питания, ориентированных на обслуживание семей с детьми. Кстати, отсутствие таковых, может стать серьезной причиной отказа от проникновения на данный сегмент.
Однако надо иметь в виду, что для каждой культурной достопримечательности и для дистинации в целом, существуют пределы совершенствования с точки зрения адаптации к тем или иным сегментам, заданные их культурными особенностями.
Алгоритм формирования концепции культурного продукта для туризма представляет собой комплексную процедуру обоснования и принятия решения, основные этапы которой будет рассмотрены в этой главе.
Анализ мотивации различных категорий туристов позволяет установить «место» потребления культурных благ на уровнях туристского продукта: фундаментальная польза — родовой продукт, ожидаемый, расширенный или потенциальный продукт. Это, в значительной степени, служит основой определения масштаба культурной составляющей, меры е? разнообразия и глубины знакомства с культурными объектами и процессами, а также приемлемых форм потребления культурных благ. Так, для профессионального культурного туризма фундаментальной пользой будет являться профессиональная самореализация, что предполагает на уровне ожидаемого продукта участие в том или ином культурном мероприятии, обмен творческими взглядами с коллегами. Однако программа пребывания таких туристов, как правило, включает более широкое знакомство с культурой дестинации, конкретные объекты и формы которого, а также «местоположение» на уровне расширенного или потенциального продукта, в значительной степени, зависят от профессиональной специализации туристов (рис. 1.2).
Рисунок 1.2. Алгоритм формирования концепции культурной составляющей комплексного турпродукта
Названный методический подход предполагает использование не только мотивационно-целевой дифференциации туристов, но и их национальных, социально-экономических и социально-демографических признаков. Поэтому представляется важным и необходимым систематизировать данные факторы с точки зрения их влияния на количественно-качественные характеристики культурной составляющей туристской деятельности.
Далее культурная составляющая представляется как продукт и также подвергается анализу по уровням его формирования, имея в виду, в первую очередь, различия сегментов туристов по уровням культурного туризма, и далее по иным социально-культурным и демографическим факторам.
Так, фундаментальная польза потребления культурных благ (расширение кругозора, углубление и расширение знаний, релаксация, развлечение, национально-культурная самоидентификация, подтверждение социально-потребительского статуса, повышение престижа (в своих глазах и глазах окружающих), совместный семейный досуг, профессионально-любительская карьера и т. д.) обусловливает дифференциацию наполнения «культурной программы» различных категорий туристов. В частности, для сопутствующего, например, шопингу культурного туризма, фундаментальной пользой которого чаще всего являются релаксация и развлечение, доминирующим, если не единственным подходящим для знакомства с культурой дестинации может оказаться «культурно-бытовой» уровень культурной среды дестинации. А для некоторых форм конгрессного туризма — «статусные» мероприятия.
Как видно из модели продукта, польза (или выгода) потребления культурного продукта в туризме занимает центральное место в формировании его концепции. Турист сопоставляет свои совокупные затраты, связанные с приобретением и потреблением турпродукта (финансовые, временные, физические, психологические) с потенциальными выгодами — удовлетворением потребностей, решением проблем и реализации обусловленных этим желаний. И именно от результата этого сопоставления зависит окончательный выбор культурных достопримечательностей для посещения. Искомые выгоды становятся побудительными причинами культурного туризма, его мотивами. С точки зрения формирования «взаимопонимания» туристов и поставщиков культурных продуктов в туризме важно иметь в виду следующие особенности мотивов культурного туризма.
1. Система туристских мотивов является формой субъективного отражения потребностей, проявляющаяся в форме желаний, формируется в зависимости от индивидуальных, физиологических и психологических особенностей, системы ценностей, склонностей, образования и т.д. потребителя, а, следовательно, значительно более многообразна и трудно поддается четкому определению и вербальной формулировке.
2. Раскрывающаяся в поведении туриста система мотивов богаче, чем социально-психологическое отражение потребностей, составляющих их сущность. Причем, на это оказывают значительное влияние характеристики дестинаций, их привлекательность с точки зрения соответствия сложной внутренней мотивации туриста. Отсюда, выделяют две группы факторов, мотивирующих туристов к посещению определенной дестинации или культурной достопримечательности:
- внутренние факторы, к которым относятся потребности и отражающие их желания, обусловливающие причины выбора туризма как формы рекреационной деятельности, в том числе культурно-ориентированной (они отвечают на вопрос, «ехать или не ехать»).
Они «подталкивают» потенциальных туристов к поездке;
- внешние факторы — это своеобразная «тяговая сила» туристской поездки; они обусловливают причины выбора определенного места посещения и связываются с аттрактивностью этих мест.
Таким образом, решение о посещении конкретной дестинации (культурной достопримечательности) является результатом совместного действия внутренних и внешних факторов мотивации поездки. С практической точки зрения важно осознавать, что поведение туристов в отношении конкретной дестинации — это показатель ее способности удовлетворять внутренние, обусловленные потребностями, мотивы туристов. И именно этот фактор является управляемым. Отсюда, возникает важная управленческая задача: создавать такие культурные продукты, которые демонстрируют выгоды, стимулирующие желания, обладающие такой притягательной силой, что могут менять иерархию в сложной системе внутренней мотивации в пользу данной дестинации.
3. На практике, как правило, туристам присуща полимотивированность, иначе говоря, при выборе турпродукта турист руководствуется целой гаммой внутренних мотивов, иерархия которых различается для разных категорий потребителей. При этом, как показывают некоторые исследования, чем искушеннее турист, тем избирательнее и «компактнее» система мотивов, лежащая в основе туристской деятельности. С другой стороны, любознательность, социальное взаимодействие и расслабляющий отдых в туристcкой деятельности формируют базовую триаду внутренней мотивации.
Проблема формирования продукта для культурного туризма, который реализуется на рынке, состоит в том, что потенциальный потребитель платит (в разных формах своих затрат — финансовых, психологических, физических) не за производство услуг, связанных с обеспечением их знакомства с достопримечательностью (включая, например, консервацию, реставрацию, экспонирование, ведение экскурсий, подготовку и издание путеводителей и др. услуги, в т.ч. вспомогательные), а за впечатления, которые он желает, в результате, получить. Из туристской поездки посетитель увозит ни что иное, как впечатления с некоторым вещественным подкреплением в виде сувениров, фотографий и т.п. Отсюда, задача состоит в том, чтобы сформировать на базе производимых услуг продукты, обладающие такими чертами, отличающие их объективно, чтобы обеспечить создание искомых субъективных впечатлений и удовлетворение запросов определ?нной категории потребителей.
Таким образом, в туризме, по сути, производится, продается и покупается, и потребляется специфический продукт — впечатления.
Экскурсионное обслуживания является частью комплексной туристской услуги.
Экскурсия — это форма познания действительности и расширения кругозора путём посещения достопримечательных объектов. Экскурсии классифицируются:
- по содержанию (обзорные тематические, специальные);
- по тематике (природоведческие, исторические, литературные, производственные, экологические и прочие);
- по месту проведения (городские, загородные, путевая информация, в музее, на производстве и т.д.);
- по способу передвижения (пешеходные, с использованием транспорта, комбинированные);
- по форме проведения (обычные, учебные, рекламные, экскурсия-массовка, экскурсия-прогулка, экскурсия-концерт).
[48]
Подготовка экскурсии реализуется в несколько этапов:
- выбор темы экскурсии;
- создание новой экскурсии под выбранную тему;
- подготовка экскурсовода для проведения данной экскурсии. [8]
Тур — комплекс услуг по размещению, перевозке (внутри маршрутный транспорт), питание, экскурсионные услуги, услуги годов-переводчиков и др, предоставляемое потребителю в зависимости от цели путешествия.
При разработке тур продукта следует соблюдать главный принцип — цель путешествия. [38]
Технология разработки турпродукта включает в себя следующие этапы.
1. Маркетинговые исследования (выявление потенциальных возможностей и формирование тура):
ПЭСТ анализ (политические, экономические, социальные, технологические силы)
ПНВУ (преимущества, недостатки, возможности, угрозы)
Сегментация рынка (мотивация, цели) — «название тура»
2. География маршрута (перспективное планирование тура)
выявление ресурсно-технического обеспечения тура (основные и дополнительные объекты показа, транспорт, питание, размещение)
тип маршрута (линейный, радиальный, кольцевой)
3. Договорный этап (заключение договоров с партнерами)
4. Информационно-методическое обеспечение турпродукта
Обеспечение доступности осуществляется на основе интерпретации культурной достопримечательности, играющей роль своего рода «проводника» в ориентации посетителя в «культурном пространстве прошлого и настоящего» и в связанном с ним физическом пространстве конкретного места, в «погружении» в культурное пространство. Важной составной частью интерпретации является информирование (причем, на нескольких наиболее популярных языках), в т. ч. предварительное представление дестинации или отдельной культурной достопримечательности, их культурных особенностей, а также обзор предложений для туристов, касающихся конкретных направлений и форм знакомства. Неслучайно, обычной практикой стало формирование туристско-информационных центров, в том числе, на уровне отдельных достопримечательностей, которые как раз и выполняют функцию ориентации туристов в культурном пространстве, помогают им сформировать культурную программу своего визита, снабжают путеводителями, картами, схемами передвижения, аудиогайдами и т.п. В настоящее время широкое распространение получают виртуальная форма таких услуг на Интернет-сайтах дестинаций и достопримечательностей.
Таким образом, интерпретация направлена на привлечение внимания, обеспечение интереса и запоминания новой информации, лучшее понимание ценности культурной достопримечательности (в т.ч. как источника получения удовольствия) и базируется на следующих основных принципах:
Привлекать внимание и провоцировать мысли.
Устанавливать эффективную связь с туристами, обеспечивая их
заинтересованную и комфортную вовлеченность.
Формировать чувство обогащенности новыми впечатлениями.
Доставлять удовольствие.
Структурировать деятельность туристов.
Для реализации своих принципов интерпретация использует свое-
образные средства.
Тематическое представление культурной достопримечательности позволяет:
1. Уменьшить массив фактов.
2. Структурировать осмотр и выбирать только «осмысленные» остановки, объедин?нные сюжетной линией. В противном случае, осмотр может превратиться в бессвязную коллекцию отдельных «остановок» (экспонатов).
3. Воспринимать и запоминать информацию, связанную четкой сюжетной линией.
Тема задает контекст, в котором будет рассматриваться данный культурный объект. Подключение контекста обеспечивает важную задачу «вписывания» его в канву общих культурных и исторических процессов и становится основой объяснения, осмысления и оценки достопримечательности. Так, картины на выставке одного художника могут рассматриваться в контексте развития художественных стилей, а могут — в контексте изменения общественных вкусов, моды, идеологии.
Надо иметь в виду, что контекст, значимый для одних посетителей, неприемлем для других, например, по идеологическим или религиозным причинам, а также по уровню образования, уровню искушенности туриста в той или иной области культуры и т.д. Следовательно, для каждой группы потребителей надо найти такое информационное сопровождение, которое является подходящим, обеспечивающим установления связи с известными посетителям фактами, событиями, личностями, литературными произведениями и т.д. и имеющим значимый личностный смысл.
Важным элементом интерпретации является использование подходящих инструментов интерпретации для раскрытия данной темы, с одной стороны, и для восприятия туристами различного физического и социально-демографического статуса, с другой стороны (наиболее распространенный инструментарий систематизирован на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3. Инструменты интерпретации
Конкретное сочетание графических, вербальных, визуальных, деятельностных форм интерпретации культурной достопримечательности, реализующих различные способы потребления культуры (информация, ощущения, деятельность), формирует презентацию культурного продукта.
Турпродукт является основным видом туристского продукта. Потребитель ищет на рынке не отдельные услуги или товары, а наиболее оптимальное, с его точки зрения, их сочетание, предлагаемое туристскими представителями в виде конкретных туров. Создание привлекательного туристского продукта является первой и самой важной задачей туроператора.
2. Разработка туристического продукта культурно-исторической направленности «Дорогами Смоленщины» для групп учащихся средней и старшей школы города Королева Московской области
2.1 Программа турпродукта «Дорогами Смоленщины»
Турпродукт разрабатывается для ООО «Смайл-трэвэл». Организация располагается по адресу: 141070 г. Королев, пр-т Космонавтов, д 34б, офис 413.
Туристическая компания ООО «Смайл-трэвэл» создана в 1991 году и является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица. Предприятие осуществляет продвижение и реализацию туристических услуг, а также иные виды деятельности, не запрещенные действующим законодательством и которые предусмотрены Уставом ООО «Смайл-трэвэл». ООО «Смайл-трэвэл» является одним из представителей фирм — долгожителей на туристическом рынке г. Королева. Организация завоевала репутацию надежного партнера. ООО «Смайл-трэвэл» предлагает своим клиентам разнообразные виды отдыха, большое количество туристических маршрутов, услуги по размещению и питанию. При этом цены на услуги соответствуют уровню обслуживания. Деятельность организации осуществляется на основании лицензии, выданной Министерством по физической культуре, спорту и туризму г. Москвы. К основным направлениям деятельности ООО «Смайл-трэвэл» являются: международный туризм; внутренний туризм; специализированные детские туры; образовательный турим, туры для студентов и учащихся; лечебно-оздоровительные туры; шоп-туры; экскурсионные туры; экзотические туры; обслуживание корпоративных клиентов по заказу.
Клиентами турфирмы являются как физические, так и юридические лица: студенты (учебные туры по обмену); семейные пары (путешествия, свадебные туры); школьники (каникулярный отдых); бизнесмены; банковские работники (обмен опытом); жители г. Королева и т.д.; госорганы, организации и учебные заведения. Реализация турпродукта осуществляется напрямую и через турагентства на основании агентских договоров. ООО «Смайл-трэвэл» предлагает своим клиентам очень широкий спектр услуг. К таковым относятся: предоставление информации об организуемых маршрутах, видах обслуживания, связанных с этими маршрутами — консультации и рекомендации; бронирование комплекса туров (в том числе предварительное); возможность организации тура по желаемым маршрутам; визовая поддержка; оформление медицинской страховки; бронирование отелей по всему миру; бронирование авиа, ж/д билетов. Штат предприятия небольшой — пять человек: директор, бухгалтер, менеджер по рекламе, менеджеры по направлениям. Менеджеры ООО «Смайл-трэвэл» регулярно проходят курсы по туризму и сервису, стажируются, имеют навыки корпоративного общения, имеют полную и достоверную информацию о предлагаемых туристических направлениях и маршрутах, правовой основе туристической деятельности, повышают свою квалификацию. Организационная структура предприятия имеет линейно-функциональную структуру и отображена на рисунке 2. 1.
Рисунок 2.1. Организационно-управленческая структура ООО «Смайл-трэвэл»
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляется единолично генеральным директором, который организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных единиц, производственно-хозяйственную деятельность, решает финансовые вопросы, вопросы кадрового обеспечения, занимается созданием и поддержанием необходимых условий труда для персонала турагентства, контролирует соблюдение установленных норм и правил по охране труда, технике безопасности, осуществляет стратегическое планирование: определены миссия (удовлетворение потребностей клиентов посредством соотношения «цена — качество») и чётко выстроено дерево целей предприятия, каждая из которых нашла своё отражение в соответствующих должностных инструкциях сотрудников. Ежемесячно производится сравнительный анализ текущей деятельности с установленными плановыми показателям и поставленными целями.
Директору подчиняется бухгалтер, который осуществляет контроль над работой фирмы, обладает информацией о наличии и движении денежных средств, осуществляет различные хозяйственные операции и является одновременно кассиром, менеджер по рекламе, организующий продвижение туристского предприятия и его возможностей и менеджеры по продаже туров, основными функциями которых являются информирование и консультирование туристов, организация успешных продаж, ведение документации по закреплённым направлениям, владение полной достоверной информационной и правовой базой. Успех в технологии продаж туристского продукта достигнут фирмой благодаря хорошо отлаженной системе реализации и гибкой политике. Организационная структура ООО «Смайл-трэвэл» представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов, четко знающих свои задачи, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия как единое целое.
ООО «Смайл-трэвэл» необходимо расширить предлагаемый ассортимент турпродуктов. Мы предлагаем руководству турфирмы предложить разработанный нами туристский продукт, который будет ориентирован в большей степени на молодежь и учащихся школ.
Разрабатываемая программа предполагает посещение культурных и исторических мест Смоленской области. Карта объектов туризма приведена в приложении 1.
Программа рассчитана на 40 человек детей, 4 сопровождающих учителей. Турпродукт сопровождает гид-экскурсовод. Продолжительность турпродукта пять дней. Турпродукт предлагается реализовывать в период с апреля по октябрь.
Размещение производится в мотеле «Феникс» в двухместных номерах со всеми удобствами. Мотель расположен в 10 км от центра города и 0,6 км от международной автотрассы Москва-Брест-Варшава, в живописной зеленой зоне.
Программу представим в таблице 2.1.
Таблица 2.1 — Программа турпродукта «Дорогами Смоленщины»
День |
Мероприятие |
|
1-й день |
Доставка туристов к месту (10 км.). Размещение в номерах гостиницы со всеми удобствами |
|
2- день |
Обзорная экскурсия по городу Смоленску с осмотром памятников архитектуры XII века, крепостной стены, с посещением действующего Успенского кафедрального собора, сквера памяти героев, осмотром архитектурного ансамбля Соборного холма, памятных мест Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны, современного Смоленска. (25км.) |
|
3-й день |
Экскурсия в Талашкино и Фленово (Историко-архитектурный комплекс «Теремок»). (15 км.) Экскурсия в с. Новоспасское в дом-музей композитора М.И. Глинки. (15 км.) |
|
4-й день |
Тематическая экскурсия с посещением сквера Памяти Героев, мемориального комплекса в Реадовке, братского кладбища у 1-ой городской клинической больницы, мемориала на ул. полка Нормандия- Неман. (15 км.) Посещение основных мест боев на Смоленщине (Соловьева переправа, Богородицкое поле, город Ельня и др.) (50 км.) |
|
5-й день |
Экскурсия в Смоленский планетарий. (10 км.) |
|
1. Обзорная экскурсия по г. Смоленску. Экскурсия предназначена для ознакомления с многовековой историей города, возникшего на древнем пути из «варяг в греки» более 1000 лет назад, протяженностью 25 км. В ходе экскурсии посещаются памятники древнерусского зодчества и современные новостройки, многочисленные исторические и архитектурные памятники, а также выдающееся архитектурно-оборонительное сооружение рубежа XVI-XVII вв. — Смоленскую крепостную стену. Многочисленные памятники воинской славы напомнят о ратном подвиге наших предков, защищавших страну в 1812 г. и в годы Великой Отечественной Войны. В ходе экскурсии осуществляется подъем на Соборный холм, где находился культовый и административный центр города со времен Владимира Мономаха, посетите Свято-Успенский кафедральный собор и ознакомление с его величественным убранством.
В ходе экскурсии рассказывается о знаменитых смолянах, прославивших Россию. Среди них имена первого космонавта Ю.А. Гагарина, известного русского путешественника Н.М. Пржевальского, прославленного адмирала П.С. Нахимова, выдающихся ученых.
2. Экскурсия в Талашкино и Фленово (Историко-архитектурный комплекс «Теремок»).
В 15 километрах от Смоленска находится Талашкино — бывшая усадьба княгини М.К. Тенишевой, которая в конце XIX — начале XX веков являлась одним из центров культурной жизни России. Здесь на рубеже XIX-XX вв. известная меценатка, коллекционер и художница М.К. Тенишева создала художественный центр, получивший европейскую известность. Еще одна из достопримечательностей Талашкино — знаменитый сказочный домик «Теремок». Это бревенчатое сооружение, выполненное по проекту Сергея Малютина, представляет собой подлинный шедевр русского малого зодчества. В «Теремке» можно увидеть изделия талашкинских мастерских, мебель, изготовленную по эскизам С.В. Малютина, акварели М.А. Врубеля, керамику Н.К. Рериха, расписные балалайки и т.д.
3. Экскурсия в с. Новоспасское в дом-музей композитора М.И. Глинки. Протяженность 15 километров
Михаил Иванович Глинка — родоначальник русской классической музыки, родился 1 июня 1804г. в имении Новоспасском Ельнинского уезда Смоленской губернии в семье отставного капитана И.Н. Глинки.
Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском — единственный мемориальный музей великого композитора, основоположника русской классической музыки. Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок. Возведенный в 1807-1810 гг. большой господский дом окружал огромный по площади пейзажный парк с каскадом из 7 прудов. В конце XVIII — нач. XIX вв. слава о парке имения Новоспасское шла по всей России. В начале 1980-х гг. реставраторы, изучив документальные источники с описаниями усадьбы, восстановили здание господского дома и двух флигелей на старых фундаментах. В 1982 г. здесь открылась музейная экспозиция, посвященная М.И.Глинке.
4. Тематическая экскурсия с посещением сквера Памяти Героев, братского кладбища у 1-ой городской клинической больницы, мемориала на ул. полка Нормандия- Неман. Посещение основных мест боев на Смоленщине (Соловьева переправа, Богородицкое поле, город Ельня и др.).
Протяженность 15 километров.
Сквер Памяти Героев — одна из достопримечательностей Смоленска — расположен в центре горда у крепостной стены. Он был торжественно открыт императором Николаем Вторым 31 августа 1912 года в честь 100-летия победы в Отечественной войне 1812 года. 26 августа 1912 г в честь столетия Бородинской битвы был открыт бронзовый бюст Кутузова и Городское начальное училище памяти 1812 года. Внешне здание напоминало средневековой замок, и было встроено в крепостную стену, символизируя своим видом воинскую доблесть и древность. В настоящее время в нем размещается музей «Смоленщина в годы Великой Отечественной войны». Военно-исторический мемориал «Богородицкое поле» был открыт 22 июня 2009 года в Вяземском районе Смоленской области недалеко от деревни Богородицкое.
5. Экскурсия в Смоленский планетарий. С 16 августа 1976 года в г. Смоленске стал работать областной планетарий. Расположен он в здании бывшей Воскресенской церкви по улице Войкова недалеко от педагогического университета. Рядом находится обсерватория, построенная несколько раньше. Протяженность экскурсии 10 километров. Идея воссоздания в Смоленске обсерватории и планетария принадлежит Вирину Абраму Яковлевичу, бывшему преподавателю астрономии кафедры физики Смоленского пединститута; им же она была и реализована. Смоленский планетарий — это астрономический комплекс, состоящий из планетария, размещённого в здании Воскресенской церкви и специально построенной астрономической обсерватории, которая начала свою работу в январе 1973 года. Звёздный зал планетария оборудован проектором звёздного неба Малый Цейсс, размер сферического экрана 8 метров, проекторами небесных явлений: затмения Луны и Солнца, фазы Луны, болид, полярное сияние, восход Солнца и другими. Установлено аудио и видео оборудование. Число мест в звёздном зале- 60.
2.2 Назначение турпродукта «Дорогами Смоленщины»
Туристские маршруты к историческим поселениям, сохранившим до сих пор объекты культурного наследия, представляют большую историческую, культурную и научную ценность и вызывают огромный интерес у туристов и отдыхающих. Социальная эффективность разработки нового турпродукта заключается в следующем: предлагаемое направление актуально для людей, интересующихся историей (школьники, студенты исторических факультетов, преподаватели и др.), т.к. турпродукт носит исторический и познавательный характер. Смоленская область обладает таким потенциалом вследствие присущего ей сочетания ряда важных признаков: географического и административно-территориального положения, сложного исторического процесса, в результате которого она была сформирована в нынешнем виде, наличия уникальных памятников историко-культурного наследия на её территории. Смоленская область, как западный форпост Российской Федерации, исключительно перспективна в отношении развития внутреннего и пригранично-регионального туризма; по её территории также может пройти один из участков протяженного туристского маршрута: начальный, промежуточный или заключительный.
Историческую роль этой области, важную не только для России, но и для всей европейской цивилизации, подчеркивает давнее возникновение топонима «Смоленщина», который распространяется не только на территорию нынешней Смоленской области, но и на прилегающие земли. «Смоленщина» — своеобразный топонимический памятник, значительное понятие, включающее широкий историко-географический аспект. В древности через Смоленщину продвигались в центральную Европу угро-финские племена, здесь же проходил путь «из варяг в греки», по которому норманны с европейского севера продвигались в южную Европу. Через эти земли двигались с Востока на Запад отряды Золотой Орды, стремившиеся оккупировать Европу, а с Запада на Восток — завоеватели, надеявшиеся поработить Россию.
Все эти исторические процессы делают Смоленщину привлекательным и весьма перспективным туристским регионом.
Основные цели мероприятия — презентация туристического потенциала Смоленщины, развитие частно-государственного партнёрства в деле сохранения, использования и популяризации историко-культурного наследия региона. Основными элементами сосредоточения историко-архитектурного потенциала Смоленской области являются исторические населенные места: города Смоленск, Вязьма, Рославль, Велиж, Гагарин, Демидов, Дорогобуж, Духовщина, Ельня, Сычевка и поселок Красный, сохранившие ряд памятников, имеющих историческую и архитектурную ценность, загородные (дворцовые и средне- и мелкопоместные) усадьбы вокруг большинства перечисленных городов, окруженные сетью многочисленных сел и поселков с памятниками культовой, гражданской архитектуры и памятными местами.
Смоленская область благодаря своему культурному, историческому наследию и географическому положению обладает значительным туристским потенциалом для развития внутреннего и въездного туризма.
На территории Смоленской области располагаются 3977 объектов, являющихся памятниками истории и культуры, имеются единичные уникальные объекты. Наиболее значимые из них: Гнездовский археологический комплекс, Смоленская крепостная стена, комплекс памятников Соборного холма, памятники Отечественной войны 1812 года, Катынский мемориальный комплекс, Сертейский археологический комплекс (Велижский район).
Не менее интересны сохранившиеся храмы XII века. Неоспоримым преимуществом комплекса исторических памятников, размещенных на территории Смоленской области, является уникальная стилистическая особенность — смешение западного и российского архитектурного стиля, что, в первую очередь, заинтересует российских туристов. Иностранные туристы, приезжающие в Россию, заинтересованы в получении исконно славянской историко-архитектурной эстетики, что полностью удовлетворяется за счет паломнического туризма.
В Смоленской области более 50 музеев.
К числу уникальных мест можно отнести музей-усадьбу великого русского композитора Михаила Глинки в селе Новоспасском; заповедное Талашкино — историко-архитектурный комплекс «Теремок» (сельскохозяйственная школа и художественные мастерские княгини М.К. Тенишевой, церковь Святого Духа) в поселке Фленово; комплекс музеев, посвященных первому космонавту планеты Юрию Гагарину; музей-усадьбу выдающегося исследователя Центральной Азии Н.М. Пржевальского в Демидовском районе; архитектурный комплекс Свято-Троицкого Герасимо-Болдинского монастыря в Дорогобужском районе; село Царево-Займище в Вяземском районе, где М.И. Кутузов принял командование русской армией.
Заслуживают должного внимания, с точки зрения более активного использования в туризме, памятники архитектуры города Вязьмы и ее окрестностей, в частности, уникальный историко-культурный природный музей-заповедник «Хмелита» с мемориальными музеями А.С. Грибоедова и П.С. Нахимова, Иоанно-Предтечев монастырь с каменным трехшатровым соборным храмом Одигитрии.