2 части:теоретическая и практическая. Полный цикл разработки экскурсии, все тех.карты и документация …
Методика рекомендует и другие способы для сохранения и восстановления внимания экскурсантов: прослушивание звукозаписи, показ диапозитивов или слайдов, использование наглядных пособий из «портфеля экскурсовода». Методика проведения экскурсий строится с учетом интереса экскурсантов. Важно добиваться, чтобы интерес экскурсантов к теме и материалам экскурсии формировался до начала показа и рассказа. С этой целью используют вступительное слово экскурсовода.
Практика показывает, что в первые минуты внимание экскурсантов обеспечивается их интересом к теме. Затем внимание поддерживается увлекательностью рассказа и такими качествами объектов, как их известность, экзотичность, познавательная ценность. Устойчивости внимания способствует также правильная последовательность показа объектов.
Одна изтрудностей в разработке методики показа состоит в том, что нередко рядом с объектом, который показывается по теме, расположен другой, не имеющий отношения к теме, но более привлекательный по своему внешнему виду. Естественно, что такой объект бросается в глаза. С методической точки зрения вопрос может быть решен различными путями:
- можно дать краткую справку о ненужном объекте. Например, сказать, что это здание не имеет исторической ценности, что при его постройке допущено смешение архитектурных стилей;
- умолчать об объекте;
- так подойти к нужному объекту, чтобы посторонний объект был увиден экскурсантами позже.[6;105c]
Методика использует различные средства усиления внимания экскурсантов: обращение экскурсовода к группе с предложением, неожиданным вопросом; выявление интересной детали в памятнике. Усилия экскурсовода могут быть также направлены на необходимое распределение внимания между объектами. Например, показ архитектурного ансамбля предваряет осмотр городской панорамы. Для каждой экскурсии должны быть определены моменты переключения внимания с одного объекта на другой.
Методика проведения экскурсии, эмоциональность экскурсовода, его жесты и мимика, расстановка группы у объекта, использование звукоусилительных устройств – все это должно быть направлено на преодоление уличного шума, на предельную возможную в городских условиях нейтрализацию посторонних раздражителей. Необходимо, как говорят психологи, «держать эти раздражители на заднем фоне сознания».
Важное требование методики состоит в том, чтобы все основные объекты и раскрываемые на них подтемы были объединены в единое целое. Помимо логической последовательности «размещения» объектов на маршруте, своеобразного нарастания в их показе, наличия кульминационного пункта (т. е. момента наивысшего напряжения в раскрытии темы), необходимы также увязка подтем, определенный подбор логических переходов. Поэтому методика требует правильной организации и использования пауз между объектами, определенной логики в изложении содержания основных вопросов, тематичности справок во время переездов между объектами.
Методика проведения исторических экскурсий
... вежливым, тактичным в общении с экскурсантами; владеть методикой проведения экскурсии; любить свое дело. Важное условие успешного проведения исторической экскурсии - культура, темп речи. Экскурсовод в начале экскурсии должен установить контакт с группой, ...
С учетом требований методики строится и рассказ на экскурсии, определяются его содержание, продолжительность, форма, связь рассказа с показом. Эта работа имеет свои сложности. Например, как подойти к методической подготовке рассказа после того, как объект показа определен? С чего начинать рассказ и как его построить? Как организовать наблюдение объектов? Это зависит прежде всего от внешнего вида объекта, степени его сохранности, от того, насколько полное представление о своей сущности, назначении, событиях, с ним связанных, он сам способен дать.
Практически рассказ может быть основан на одной из двух позиций:
- экскурсионный объект (памятник, место события) дошел до нашего времени в полной сохранности (т. е. без каких-либо изменений и перестроек, утраты отдельных частей);
- экскурсионный объект не дошел до нас в своем первоначальном виде.
В первом случае рассказ начинают с описания события, раскрытию которого посвящена подтема. Во втором случае рассказ направляют сначала на реконструкцию объекта и только после этого излагается событие.
Задача рассказа – подготовить экскурсантов к наблюдению объекта. Методика учитывает способность объекта привлекать внимание. Эта способность не безгранична по времени. Один объект экскурсанты будут с неослабевающим вниманием наблюдать 10-15 мин., другой — не более 2-3 мин. Это качество объекта оказывает влияние на размер рассказа. Продолжительность пояснений, справок, цитат, литературного монтажа не должна быть более длительной, чем способность объекта своим внешним видом, своими особенностями привлечь внимание экскурсантов. [6;110c]
На вопросы о соотношении показа и рассказа, об их последовательности методика дает однозначный ответ: от показа к рассказу. Начинать следует с показа, со зрительных или иных впечатлений (осязательных, обонятельных) и затем уже вводить рассказ. Однако требования экскурсионной методики, ее аксиому: показ опережает рассказ – не следует понимать буквально. Иногда экскурсовод начинает очередную подтему со словесных указаний — куда, как и на какой именно объект следует смотреть экскурсантам. Эти слова являются началом показа. Методика требует, чтобы логический переход был связкой между двумя зрительно воспринимаемыми сюжетами, т. е. представлял собой словесно-зрительный мостик.
Методическая оправданность рассказа зависит не только от степени сохранности памятника, его отношения к теме экскурсии, но и от характера самого объекта. Если речь идет о памятнике, расположенном на городской площади, то рассказ будет одной формы, а если об оборонительном сооружении на поле сражения минувшей войны, то рассказ будет другой формы. Если это произведение изобразительного искусства, то рассказ будет иметь иную структуру. Первая часть рассказа такого рода — анализ картины, вторая — характеристика художника, эпохи, когда он жил и творил. Однако в любом случае, какую бы структуру и форму не имел рассказ, он должен быть экскурсионным, т. е. связанным с главным элементом экскурсии — показом.
Культурно-познавательный туризм на примере показа объектов г.Севастополь
... культурно-познавательный туризм в Севастополе; изучить объекты культурно-познавательного туризма в Севастополе; определить специфику культурно-познавательного туризма в Севастополе. Используя нашу работу тур-операторы смогут создавать более разнообразные туристические продукты в виде экскурсий, ...
Несоблюдение требований методики приводит к такому недостатку в проведении экскурсии, как лекционность. Лекционность при раскрытии темы состоит в том, что рассказ строится в отрыве от показа, не подкреплен наблюдениями экскурсантов. Лекционность построена на обмене местами двух элементов экскурсии – показа и рассказа, когда первичным становится рассказ, а показ становится вторичным или вообще отсутствует. [6;107c]
Еще одно требование экскурсионной методики — не считать работу законченной после того как определен методический прием. Задача методики — подсказать пути для наиболее эффективного применения этого приема, т. е. дать экскурсоводу «ключ» к использованию приема на практике.
Методика требует, чтобы экскурсант не только познакомился с объектами, но и правильно их воспринял, дал объективную оценку всему, что с ним связано, правильно толковал увиденное и услышанное. Важную роль в этом играют эмоциональные моменты. Они широко используются в экскурсии, воздействуют на чувства ее участников, вызывая радость, восхищение, гордость, возмущение, гнев и т. д.
Методика в своих рекомендациях учитывает эмоциональную сторону дела. Эмоциональное воздействие на аудиторию оказывает не только рассказ, но и показ таких предметов, как пробитая осколком снаряда гимнастерка, надпись на стене дома на Невском проспекте в Петербурге: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Такие же эмоции вызывают встречи с местами известных экскурсантам событий: дуэли и смертельного ранения А. С. Пушкина, бессмертного подвига Александра Матросова и др.
Интересны результаты анкетного опроса участников одной из московских экскурсий. На вопрос: «Что в экскурсии вам больше всего зрительно запомнилось?» большинство ответило, что это была картина древней Москвы, «показанная» возле Малого театра. В таком ответе нет ничего удивительного: на этом месте в показе экскурсовод умело использовал прием реконструкции. Это позволило экскурсантам вместо современной асфальтированной улицы с троллейбусами и автомашинами увидеть реку Неглинку, на месте современных зданий — ее берега, женщин, стирающих белье, и верховых воинов, съезжающих к реке по косогору от старого Кремля. Также легко запоминаются картины и события в других экскурсиях, а экскурсанты и не подозревают, что «повинна» в этом методика. Требования методики по отношению к каждой экскурсии носят конкретный характер. [6;110c]
Пути совершенствования методики
Экскурсионные учреждения России используют различные пути повышения качества методической работы:
Первый путь – систематическое пополнение и обновление знаний методистами и экскурсоводами, их обучение в высших учебных заведениях, на курсах, участие в теоретических, методических и научно-практических конференциях, семинарах и т. д.
Второй путь – разработка такой методической документации, которая явится основой для высокого качества ведения экскурсий.
Проектирование профориентационной квест-экскурсии для учащихся основной школы
... профориентационная квест-экскурсия» Для того, чтобы охарактеризовать понятие «профориентационная квест-экскурсия», необходимо ознакомится с такими понятиями, как «экскурсия», «профориентация» и «квест» в целом. Слово «экскурсия» ... Несмотря на потребность социума в профориентационной работе с учащимися основной школы, средствами профориентационных экскурсий, в настоящее время в городе Верхняя Салда ...
Третий путь – детальная разработка технологии использования методических приемов показа и рассказа с учетом особенностей различных экскурсионных тем и дифференциации групп экскурсантов.
Четвертый путь – практическое усвоение методических приемов проведения экскурсий экскурсоводами, эффективное использование рекомендованных приемов на маршрутах, в процессе конкретной экскурсии.
Пятый путь – четкая отработка техники ведения экскурсий.
Шестой путь – усвоение и сохранение контактов между экскурсоводом и экскурсионной группой; владение, основами таких наук, как психология и логика. [7;98c]
2 Технологическая документация экскурсии
2.1 Технологическая карта
Тема: «Царство фантанов»
Продолжительность экскурсии: 1 час
Авторы-разработки: студенты гр. 3СТ2 Тропникова В.Ю., Бутко Д.М. ,Валюнин О.С.
Содержание экскурсии: обзорная, позновательная.
Схема маршрута: кольцевая
Сезонность: май, июнь, июль и август.
Вступление
Организационные вопросы: знакомство с группой, знакомство с правилами поведения на прогулке.
Информационные вопросы: сообщение темы, маршрута, перечисление наиболее интересных объектов с целью первоначального привлечения внимания и интереса к теме экскурсии.
Продолжительность: 5 минут
Маршрут экскурсии
Места остановок
Объекты показа
Продолжительность экскурсии (в минутах)
Наименование подтем и перечень основных вопросов
Организационные указания
Методические указания
Встреча с туристами у пристани Зимнего дворца
Вид Зимнего дворца
1. История Эрмитажа
Постоянна скорость движения катера. Вести рассказ во время движения катера.
1. Рассказывать материал, и использовать прием вопрос-ответ.
Поездка по Финскому заливу
Остановка у пристани Петродворца
Петергоф
Описание Петергофа, и какие фонтаны находятся.
Вывести группу из катера, подвести объекту показа, расположив группу так, чтобы было всем хорошо видно. Рассказать о каждом объекте
1.Использовать прием описания
2. Использовать характеристики и прием абстрагирования.
Нижний парк
Перед фонтаном
Фонтан «Самсон»
2. описание фонтана
Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказ
прием описания, характеристика.
Дворец Марли
Перед фонтаном
Фонтан «Адам» и «Ева», Марлинский пруд, фонтан «Солнце»
1. расположение Марлинской аллеи
2. История фонтанов
Во время движения группы рассказать о дворце Марли, остановиться и рассказать всю историю.
прием предварительного осмотра и прием описания.
Золотой Каскад
Остановка возле Золотого каскада
Золотая гора, менажерные фонтаны
1. история Золотой горы
2. описание менажерных фонтанов
рассказать об устройстве водопровода Петергофа
Во время движения группы рассказать о Золотом Каскаде. Подвести группу к каждому из объектов, расположив группу так, чтобы было всем хорошо видно. Рассказать о каждом объекте.
Разработка экскурсии по памятным местам исламской культуры г.Махачкала
... темы курсовой работы, Цель курсовой работы, Для достижения поставленной цели в курсовой работе представлены и решены следующие задачи изучить понятие и сущность организации экскурсии; исследовать технологию подготовки и методику проведения экскурсии; спроектировать тематическую экскурсию по памятным местам ...
Использовать прием экскурсионной справки и методический прием движения,
прием предварительного осмотра.
Между Березовой и Марлинской аллеями
Остановка возле львиного каскада
Львиный каскад
1. История создания
2. рассказ о реконструкции
Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказе.
экскурсионная справка, прием описания, характеристика.
Восточная часть
Остановка возле фонтана «тритон»
Фонтаны: «Тритон», «Пирамида», оранжерея
1. прогулка по оранжерее
2.история фонтанов
3. описание фонтанов
Во время прогулки по оранжерее рассказать об истории фонтанов и самой оранжереи. Описать каждый объект.
Прием предварительного просмотра, прием описания.
Западная часть
Остановка на объектах показа
Каскад Шахматная гора, Римские фонтаны и фонтаны шутихи («Зонтик», «Дубок»)
1. Описание фонтанов
2. История фонтанов
3. Демонстрация фонтанов
Группу расположить в центре фонтанов.
Экскурсионная справка, прием описания, характеристика.
Монплезирский сад
Остановка у фонтана «Сноп»
Фонтан «Сноп», фонтан «Диванчики» и скульптуры.
1. Замыслы постройки парка
2. История фонтанов
3. Знакомство со скульптурами: «Аполлио», «Ганимед»
Сосредоточить внимание экскурсантов на рассказе. Рассказать мифы о Латоне.
Экскурсионная справка, прием описания, характеристика.
Финский залив
Остановка возле фонтана «Корзина»
Фонтан «Корзина», «Межеумный фонтан»
1. Рассказ мифов
2. рассказать историю строительства фонтанов и каналов
3. Заключительная беседа:
перечислить посещенные объекты, сделать выводы.
Предупредить, что купить сувениры можно будет после экскурсии,
придти к началу места показа.
Необходимо
кратко подвести итоги осмотра объектов.
аключение
Подвести итоги экскурсии. Ещё раз вспомнить самые интересные объекты экскурсии и факты из истории фонтанов Петергофа. Спросить экскурсантов — есть ли у них вопросы. Пригласить их на другие экскурсии.
Продолжительность: 5 мин.
Схема маршрута
Прибытие на пристань Петродворец (на катере от Зимнего дворца)
движение по Морскому и Самсоновскому каналам, осмотр Нишельных фонтанов
фонтан Самсон, Большой каскад (переход в сторону дворца Марли)
фонтан Ева (движение от фонтана в сторону Марлинского вала)
Наблюдение с Марлинского вала Золотого каскада, переход к каскаду через фонтаны Клоши
Золотой каскад, переход к Львиному каскаду через Менажерные фонтаны
Львиный каскад
Движение группы в сторону дворца Монплезир, через Песочный пруд, по верхней террасе Большого дворца
Спуск к Оранжерейному фонтану, осмотр цветников
Фонтан Пирамида
Римские фонтаны, каскад Шахматная гора
Шутихи
Фонтан Солнце
Приемы эффективного общения с туристами
... сквере располагаются два фонтана: главный, расположенный рядом с Красным проспектом, и небольшой, "детский", с медведем, в глубине сквера. Кроме того, в сквере выставлены работы участников ежегодного симпозиума ... выполнен архитектором В. М. Тейтеля. Позднее он подготовил проект создания фонтанов в сквере с цветниками и декоративными вазами, который был реализован в 1935 году. Первомайский сквер ...
Фонтанное убранство Монплезира, переход к Большому каскаду через фонтан Адам
Композиция Большого Каскада (Ворохининские колоннады, фонтаны Чаши, терассные фонтаны)