ОРГАНИЗАЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Курсовой проект

Этнография

(«народоведение») — это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира (народовэтносов).

[3.c 56]

Собираясь в путешествие, каждый человек определяет для себя цели своего путешествия, то, что он хочет увидеть и где побывать. В современном мире этнический туризм приобретает особую популярность, так как именно он позволяет узнать о традициях и культуре различных этносов не из книг или телепередач, а непосредственно путем погружения в среду. Каждый может сам увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть очень интересен практически для любой категории туристов. Как для иностранцев, так и для граждан РФ, как для молодых людей, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков, так и для более возрастной категории туристов, имеющих различную мотивацию, но в то же время, это направление непопулярно и не распространено среди широкого круга потребителей.

Объектом этнографического туризма является культурно исторический объект (явление), содержащий информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Этнографический объект необходимо рассматривать как систему признаков, характеризующих культуру этноса в сочетании его оригинальных и специфических конкретных форм. Наиболее доступный и интересный способ познания этнографического объекта — это создание этнографической деревни использование исторических построек в качестве живых декораций для проведения мероприятий, построенных на элементах народной культуры и быта.

Целью курсовой работы является изучение этнографического туризма как сфера деятельности и выявление перспектив его развития.

В связи с поставленной целью были сформированы задачи:

  • раскрыть теоретические основы изучения этнографического туризма и требования к его организации;
  • изучить развитие этнографического туризма в Республике Татарстан;
  • разработать этнографический тур в регионе.

Предметом курсовой работы является туристическая деятельность.

Объектом курсовой работы является одна из отраслей туристического направления – этнографический туризм.

Методами исследования являются: анализ, сбор информации путем наблюдения, изучения электронных и информационных ресурсов.

4 стр., 1641 слов

Туризм и туристская деятельность как объект проектирования

... туристского пространства. Туристское пространство представляет собой совокупность нескольких Уровни туристско-рекреационного проектирования Проектирование ... национального туризма США. Под рекреацией понимается деятельность ... как время, включающее: затраты, связанные с работой на производстве (передвижение к месту работы и обратно, затраты времени на предприятиях, ... рекреации понимаются основные фонды, с ...

1. Теоретические основы изучения этнографического туризма и требования к его организации.

1.1Актуальность этнографического туризма

В XXI веке проблемы сохранения, развития и возрождения народной культуры приобретают все большую актуальность. Туризм — наилучший способ знакомства с другой культурой.[23.c 10]Туризм по праву считается одним из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, являясь активным источником поступлений иностранной валюты и оказывает влияние на платежный баланс страны. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа — одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Увидеть мир своими глазами, услышать, ощутить — важные части восстановительной функции туризма, они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны или региона обогащает духовный мир человека. Культура является фундаментальной основой процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа.

Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют неотъемлемую часть жизни общества. Самосознание и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры. Понятие «традиционная народная культура» используется для обозначения различных форм народного творчества, сложившихся на протяжении многовекового этнического развития. На сегодняшний день, когда исчезают многие элементы традиционной культуры, бесспорной представляется необходимость еѐ научного изучения и распространения. Этнический туризм с целью изучения народной культуры основан на неослабевающем интересе к ценностям культуры, включающему многочисленные памятники истории, архитектуры, литературы, археологии, а также малые исторические города и сельские поселения с включением в программу пребывания туристов, участия в праздниках, фестивалях, народных гуляниях и др.[23.c 125]

Ориентация на традиционную народную культуру — заметная черта современного социокультурного процесса в целом. В ней реализуется потребность в осознании своего, самобытного культурно-исторического пути, в чувстве укорененности на некотором своем социальном и культурном пространстве, на своей земле, потребность в идентификации своей судьбы с этой землей, страной, религией, с ее прошлым, настоящим, будущим.[7.c 19]

1.2Понятие и традиции этнографического туризма

Этнографический туризм – одно из направлений культурнопознавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран.[31] Мировая практика доказывает, что подобный вид туризма способен удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека. Наиболее важным в организации этнографического туризма является ознакомление участников с традициями и культурой различных этносов. Традиции – это система позиций, ценностей, норм поведения и принципы отношений между людьми в стране, ритм и пульс ее жизни. Характеристика традиций включает анализ существующих традиций, их место в жизни страны и их привязку к конкретным этносам и территориям. Роль традиции неодинакова в различных сферах социальной жизни. В меньшей степени традиция проявляется в экономике, достигает максимума в религии. Общества и социальные группы, принимая одни элементы социокультурного наследия, в тоже время отвергают другие, поэтому традиции могут быть как позитивными (что и как традиционно принимается), так и негативными (что и как традиционно отвергается)

15 стр., 7423 слов

Потребности и условия жизни людей

... для постановки человеком сознательной цели и организации деятельности по ее достижению. При рассмотрении связи потребностей с деятельностью нужно сразу же выделить два этапа в жизни каждой потребности: период до удовлетворения потребности, и период ...

Кроме того, традиция – это выраженный в социальноорганизованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственновременной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах. Данное определение позволяет исключить из традиции индивидуальный опыт как неколлективное явление, тем самым отличается традиция от искусства, которое представляет собой индивидуальную личностную творческую деятельность. Народное творчество и массовая культура, напротив, представляют собой коллективные виды творческой деятельности, основу которых составляют различные типы, уровни традиций.[11 c.73]

Посредством традиции коллектив людей передает по наследству посла ние, необходимое для будущего выживания и самоподдержания. Таким образом, можно сказать, что традиция есть механизм коллективной автокоммуникации.

Различают три основных подхода к проблеме традиции и, соответствен но, следующие типы традиций: этнические (народные), национальные и социальные традиции. [23 c.105] Этнические традиции типичны для стадии народности, а также для племен. Они тесно связаны с различными видами народного творчества (фольклора), в первую очередь – с ремеслами. Этнические традиции, основанные на фольклоре, могут быть сельскими (деревенскими), городскими, буржуазными, аристократическими. Для племени это та часть художественной культуры, которая неотделима от главного носителя – человека. Это связано с сохранением и передачей накопленного опыта осуществляется непосредственно передачей (от старшего к младшему) устоявшихся норм поведения, навыков, понятий. Например, традиционные народные (этнографические) праздники: хозяйственно-календарные, религиозные, семейно-личные. Степень значимости каждой группы определяется влиянием традиции, лежащей в их основе, в культурной жизни этноса. К современным национальным и социальным традициям относится экстерриторизованная часть художественной культуры (выведенная вне самого человека), сохраняющаяся и передающаяся через систему средств общественной информации (книги, картины, графики, схемы, дискеты, видеокассеты и т.д.).

[6 c.216] Связь поколений в национальных традициях осуществляется посредством обучения, а хранение и распространение элементов наследия – посредством письменности, которая нанесла огромный ущерб фольклору. Но необходимо отметить, что письменность – это «традиция традиций», нормализующая, канонизирующая механизмы воспроизводства традиций. С помощью письменности происходит атрибуция наследия, т. е. расшифровка и осмысление элементов наследия применительно к нуждам наличной практики. Хотя к национальным традициям относятся все обычаи, но не все ритуалы и обряды, так как часть их зафиксирована в протоколе или других средствах информации и воспроизводится только по особым случаям. На основе изложенного можно сказать, что национальные традиции – это система национальных стандартов, закрепляющих в сознании человека идеи достоинства, величия его нации, героической и славной национальной истории, благородства его народа во всех прошлых и настоящих деяниях, его выдающихся (по мировой значимости) литературе, искусстве, науки и пр. Любой тип традиции – это опыт, который накапливается в виде системы стереотипов и проявляется, реализуется в следующих формах: обычаи, обряды, ритуалы, церемонии, представления и праздники. Но самой яркой, сложной и характерной формой традиции является массовый праздник – это ритм жизни, его смысл не в развлекательности и отдыхе, а в удовлетворении потребности людей в реализации коллективной памяти, в участии в сотворчестве-диалоге между прошлым и будущим, иначе говоря, потребность быть в гуще жизни, ощутить ее пульс и живое дыхание. [11 c.96] Возвращаясь к этническому туризму, необходимо сказать, что иногда его называют также этнографическим, поскольку этнография («народоведение») – это наука, изучающая культурные и бытовые особенности разных народов мира, а в данном случае турист непосредственно знакомится с этими особенностями и в определенной мере изучает их.

32 стр., 15963 слов

Разработка бизнес-плана для туристского маршрута «Традиции ...

... туризма. Например, по своему содержанию в основном культурно-познавательными являются автобусные туры. Если целью путешествия является знакомство с культурой, обычаями и нравами местных народов, ... традиции. Таким образом, разрабатываемый туристский маршрут ... 6. Алтайский край. 7. ... жизни, эвенки были менее доступны для исследователей, и их культура стала объектом серьезного изучения довольно поздно. По ...

1.3 Основные виды этнографического наследия

Этнические предпосылки развития международного туризма состоят в том, что нашу планету населяет большое число различных народов, каждый из которых имеет свою историю, культуру, традиции, обычаи, религию. Множество людей вследствие роста образовательного и культурного уровня стремится познакомиться с жизнью разных народов в наиболее полном объеме. Это можно достичь только путем посещения зарубежных стран. Таким образом, международный туризм выступает в качестве средства познания жизни других народов. Музеи и картинные галереи, выставки, архитектурные памятники и исторические достопримечательности всегда привлекают туристов. Интерес к истории, культуре, быту и традициям других народов выступает важнейшим катализатором развития международного туризма. В этом плане культурноисторические факторы тесно переплетаются с факторами этническими.

Современное определение этноса является общепризнанным и восходит к определению, данному еще в 1923 г. С.М. Широкогоровым: «Этнос — есть группа людей, говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающих комплексом обычаев, укладом жизни, хранимых и освященных традицией, и отличающаяся ею от таковых других групп». Основными признаками этноса являются:

  • самосознание (отнесение себя к определенному народу);
  • самоназвание.

Основной культурный символ — язык

Типы этноса (на основании качества и характера исторических связей):

1. Племя основано на мнимых или реальных кровнородственных связях. В процессе исторического развития племена объединили для усиления экономической, культурной, идеологической и территориальной связи.

2. Народность основана на территориальных связях. В последующем, с усилением культурных и экономических связей, ликвидируется раздробленность, характерная для народности.

26 стр., 12869 слов

Вклад туризма в развитие мира

... развития туризма в некоторых странах мира; оценить факторы влияния на развитие туристической отрасли страны; выявить тенденции и перспективы развития мирового туризма; оценить состояние и проблемы развития туризма в ... перемещения. Законодательное определение туризма не указывает продолжительность такой поездки, но, определяя понятие «турист», законодатель установил, что турист - это лицо, ...

3. Нации формируются в пределах одного государства. Для нее характерны общность экономики, территории, языка, культурной символики и идеологии.[8 c.35]

Этнический туризм — одно из направлений культурнопознавательного туризма, являющееся в настоящее время заманчивым для многих стран. Во время таких поездок, туристы изучают определенную этническую группу населения, изучают их жизнь, особенности культуры, бытовые моменты и т. д. Это хороший способ узнать больше о своих корнях или изучить историю требуемого народа ученым, любителям. Иногда люди посещали места, где проживали их отцы, деды или они сами в далекой молодости были выселены с этих окрестностей. Переселенцев в мире множество, условно переселения можно разделить на вынужденные и добровольные. Причины вынужденного переселения целых народов за историю бывали всякие, это военные, политические, религиозные. Причиной добровольного переселения является экономический фактор, люди искали лучшей жизни в других странах, на других землях, континентах.

Тысячи норвежцев и ирландцев мигрировали в свое время в Исландию, Гренландию. Давным-давно пилигримы из религиозных убеждений покидали свои земли и устремлялись в Америку. Мировые войны принесли еще немало волн миграции. Миграционные этапы разных народов и повлекли за собой создание этнических туров. Вот почему второе название этнического туризма ностальгический, ведь именно ностальгия зовет большинство вместо отдыха на морских волнах отдаться изучению какой-то культуры.[31]

Этнический туризм основан на посещении туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Вместе с тем этнический туризм определяется различными авторами совершенно по-разному. Например, выделяют:

  • этнокультурный туризм — поездки, организуемые в местах проживания малочисленных народов, не имеющих своего национального государственного или административного образования;
  • туризм соотечественников — туристские поездки соотечественников из ближнего и дальнего зарубежья, в том числе по линии родственных связей, связей, которые призваны сохранять родственные узы, способствовать культивированию родного языка, приобщению к своим национальным ценностям, взаимопониманию и сотрудничеству;
  • ностальгический туризм — поездки к месту рождения, юности, прошлого проживания, к местам своего происхождения.[15 c.131]

Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Во-первых, это посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов. Указанные поселения можно назвать демонстрационными или показательными, и они бывают как постоянные, так и временные (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей).

Туристические маршруты, проходящие через такие поселения, существуют во многих странах. Так, популярным видом отдыха в Египте является сафари по пустыне на джипах, во время которого туристы посещают стоянки бедуинов и знакомятся с их кочевым укладом жизни .

Одной из целей поездки в латиноамериканское государство Перу для многих туристов является желание соприкоснуться с традиционным бытом коренных жителей страны – индейцев. Для этого туристы отправляются в глубинные районы страны – в частности, в джунгли бассейна Амазонки. В данном случае четко прослеживается сочетание этнического туризма с экологическим. Аналогичные маршруты проложены в горах Северной Индии и Северного Таиланда, во внутренних районах Австралии и на островах Океании. И в некоторых сельских поселениях различных стран Европы население иногда использует национальную одежду, привлекая тем самым туристов. Часто в разных регионах мира туристы становятся свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников и фестивалей. Посещая традиционные поселения, туристы с удовольствием приобретают в качестве сувениров различные изделия местных умельцев, пробуя блюда национальной кухни .

14 стр., 6732 слов

РОЛЬ ТУРИЗМА В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ МИРА

... [1]. Дипломная работа посвящена изучению особенностей формирования и развития туризма государства, входящего в число наиболее развитых в туристском отношении стран мира – Соединённых Штатов Америки. Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью туризма в мировой экономике, возможностью ...

Во-вторых, этнический туризм включает в себя знакомство с музеями народного быта. Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, предметов крестьянского быта и народного творчества, характерных для населения определенных регионов. Они знакомят туристов с историческим прошлым. В каждой местности на протяжении исторического развития складывался свой особый архитектурный стиль, связанный с национальными и природными особенностями края. со своеобразной культурой, разнообразными формами жилищ , обрядами, традициями. Центры народных промыслов и ремесел предоставляют возможность посмотреть как изготавливаются изделия.[22]

Особый интерес вызывают этнографические музеи под открытым небом, в которых содержатся образцы традиционной архитектуры, предметы быта и проводятся национальные праздники. При этом человек может своими глазами увидеть предмет, принадлежащий к той или иной культуре и эпохе, узнать о его деловом и символическом назначении, иногда даже потрогать его и ощутить причастность к культуре своего и других народов. Первый такой музей под открытым небом был создан в 1891 году в Швеции. Он получил название Скансен. В нем собраны все традиционные постройки со всей Швеции, проводятся фестивали и демонстрируются национальные танцы. Музеи под открытым небом существуют в настоящее время в разных странах, в том числе и в России. Наиболее известный из российских музеев под открытым небом – Кижи, расположенный на одноименном острове в Карелии. Там находятся различные постройки, характерные для российского Севера, в том числе шедевры деревянного зодчества. Кижи являются важным объектом туристского интереса.

Этнографический музей под открытым небом есть и в Республике Марий Эл. Он расположен в городе Космодемьянске и ежегодно посещается тысячами туристами. В этом музее представлены образцы деревянного зодчества, старинные орудия труда и предметы быта, применявшиеся в традиционном крестьянском хозяйстве марийского Поволжья. Ветряная мельница, кузница, амбары, образцы горномарийской вышивки, плетеные изделия – все это туристы имеют возможность увидеть здесь.

Выражение «Музей под открытым небом» укоренилось и в отношении древней Хивы. А принадлежит оно американскому туристуученому Артуру Рзештаму, приехавшему полюбоваться Ичан-калой около двух десятков лет назад.

Для туристов очень удобно, что все исторические памятники Хивы, а их более 130, расположены в одном месте, на сравнительно небольшой площади, занимающей 26 гектаров. Здесь функционируют свыше 15 музеев, где представлены история древнего края, его будни.

Хива — музей прикладного искусства и быта. Великолепные образцы ювелирного искусства, ковроткачества, керамики, резьбы по дереву и ганчу, медной чеканки. Прекрасные, привлекающие взгляд многообразием изощренных приемов изготовления женских украшений, форм хорезмской керамики. В музее ремесел все то, чем славилась Хива прошлых веков. Иначе не скажешь: творения кузнецов, ювелиров, медников, кожевенников.[28]

29 стр., 14217 слов

Внутренний туризм России

... эффективные методы развития внутреннего туризма в России; 3) проследить основные тенденции и динамику развития внутреннего туризма в России; 4) изучить перспективы внутреннего туризма в России; 5) описать современное состояние внутреннего туризма. Основная гипотеза состоит в том, что в силу недостаточной ...

Итак, благодаря этническому туризму человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять участие в традиционных праздниках, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта. Вернувшись из поездки, туристы показывают своим родственникам и знакомым приобретенные изделия, делятся впечатлениями об особенностях культуры этносов посещенного региона. Все это в целом способствует укреплению толерантного отношения между представителями разных этносов.

1.4 Современное состояние этнографического туризма в России

Надо отметить, что во многих регионах России элементы этнографического туризма присутствуют в составе сформированного комплексного турпродукта, но как самостоятельный вид он не развит. Но, стоит отметить, что этнографический туризм необходимо развивать именно как отдельное, самостоятельное направление в туризме, а не как дополнительный бонус к горнолыжному, водному, развлекательным и другим видам туризма. Красивый пейзаж, высокие горы, великолепные озѐра — все это есть во многих странах, и в какой-то степени уже потеряли большой интерес у туристов, которые ищут новшества в своих путешествиях. И туристская индустрия должна предложить потребителю это «что-то новое»: не только познакомить с уникальными традициями и обычаями наших народов, а сделать их свидетелями и даже участниками красочных традиционных праздников, фестивалей, гуляний, обрядов; научить их местным ремеслам, готовить национальные блюда. [5]

Сдерживающее влияние на развитие этнографического туризма, по словам Бутузова А.Г., оказала идеология урбанизации в советский период, когда у элиты отсутствовало понимание необходимости сохранения культурной преемственности между выходцами из сельской среды и их потомками. Также одной из причин относительно низкой притягательности целого ряда регионов страны для любителей этнографического туризма отсутствие четких ассоциаций с глубокими историческими «пластами» [5].

На современном туристском рынке отсутствуют профессиональные организаторы, специализирующиеся исключительно или преимущественно на этнографических и ностальгических турах. Более того, в последние годы многие эксперты отмечают некоторое снижение интереса к внутреннему этнографическому туризму.

На этом фоне впечатляют довольно высокие темпы увеличения въездного и внутреннего этнографического туризма во многих регионах Европейского Севера, Дальнего Востока, Восточной Сибири. Так или иначе, но доля этого вида путешествий в структуре национального туризма по-прежнему не превышает нескольких процентов.

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог.

К предпосылкам развития этнографического туризма в России можно отнести:

1) высокая степень этнического разнообразия населения, проявляющаяся не только в национальном или макро- региональном масштабах, но и в пределах отдельных субъектов федерации и даже на уровне низовых административных единиц (районов, муниципалитетов, сельских поселений);

1 стр., 397 слов

Победителя заочного этапа Всероссийского конкурса молодёжных ...

... современной экономической действительности. Необходимо направлять на развитие транспортной сферы, логистики, коммуникацию, чтобы активизировать движение людских и материальных ... но все же рост цен на углеводороды используется для наполнения бюджета. Искореняется коррупция, даже на самом высоком ... раньше они были пессимистичными. Похоже, Россию не ждет путь самоизоляции, и падения в бездну начала ...

2) уникальное сочетание различных этнокультурных комплексов, прежде всего, восточнославянского, тюркского и финно-угорского, сложившееся в процессе длительной межэтнической интеграции, аккультурации и ассимиляции;

3) необходимость активной пропаганды идей межэтнической толерантности с учетом напряженных, а в некоторых регионах — серьезно осложнившихся за последние десятилетия — межэтнических отношений;

4) традиционно сравнительно невысокий (в Приволжье, на Урале) и резко снизившийся за последние десятилетия вследствие массовых миграций (на Северном Кавказе) уровень территориальной консолидации этнических групп в соответствующих национальных республиках;

5) деструктивное влияние урбанизации на традиционный культурный комплекс практически всех этнических групп страны;

6) необходимость более эффективного продвижения на отечественном и зарубежных туристских рынках регионов России, в особенности — с низким рейтингом туристских предпочтений туристов

В настоящее время отечественный этнографический туризм не получил уровня развития, соответствующего его богатейшему ресурсному потенциалу. Создание новых проектов, направленных на развитие этнографического туризма и субсидирование этих проектов регионами, а также формирование туристского продукта этнографической направленности, значительно бы повысило уровень развития этнографического туризма в России.

Согласно исследованию по развитию этнотуризма, проведенному Федеральным агентством по туризму, более 80% респондентов (потенциальных туристов) хотят познакомиться с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой, подлинной жизнью народов, проживающих на территории Российской Федерации. В свою очередь, этнографический туризм, основанный на традициях, фольклоре и народных промыслах, может стать эффективным средством экономического развития территорий проживания коренных малочисленных народов Российской Федерации и сохранения их национально-культурной самобытности. [27]

Однако, по мнению 91% опрошенных, основной проблемой, сдерживающей развитие этого направления туризма, является отсутствие исчерпывающих и точных сведений об этнокультурных ресурсах и целенаправленной рекламы отдельных регионов.

Как отметили представители Федерального агентства по туризму, существуют две формы организации этнографического туризма — этнотуры, включающие экскурсионные программы, и этноориентированные туры, являющиеся частью событийного туризма [27].

Учитывая огромный потенциал России для развития этнографического туризма, ее огромную территории, богатое историческое и культурное наследие, всѐ же можно выявить основные проблемы, существующие в стране и влияющие на развитие этнотуризма:

1. Слабо развитая инженерная инфраструктура (в том числе сети энергоснабжения, водоснабжения, транспортные сети, очистные сооружения, причалы, пристани, дноуглубление и берегоукрепление);

2. Слабо развитая туристская инфраструктура (недостаточность средств размещения туристского класса, баз отдыха, национальных центров, музеев под открытым небом, этнопарков, этнодеревень);

15 стр., 7190 слов

Возможности развития этнографического туризма в Вологодской области. ...

... Цель работы -- определить возможности развития этнографического туризма в Вологодской области с разработкой тематического тура. Для достижения цели, поставленной в работе, были определены следующие задачи: Раскрыть особенности понятия этнографического туризма; Выявить проблемы развития этнотуризма в России и определить ...

3. Низкий уровень вовлечения коренных жителей в туристскую деятельность;

4. Невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии вследствие недостатка профессиональных кадров.

Одновременно с этим можно выделить основные направления, которым следует уделить особое внимание, чтобы этнотуризм развивался: [21 c.54]

1. Субсидирование проектов, направленных на развитие этнографического туризма (создание и апробация нового маршрута, реконструкция существующей инфраструктуры и т.д.);

2. Сохранение и развитие территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера и видов традиционной хозяйственной деятельности в Ханты-мансийском автономном округе — Югре (организация и проведение обучающих программ, семинаров с целью экономического развития общин коренных малочисленных народов Севера посредством этно-экологического туризма как вида экономической деятельности, осуществляемой ими на территориях их традиционного природопользования)

3. Формирование туристского продукта этнографической направленности (разработка информационной политики по продвижению этнотуризма, в том числе организация и проведение ознакомительных поездок, и проведение социологических и маркетинговых исследований с целью изучения потенциала для формирования этнопродукта, проведение рекламных кампаний в российских и зарубежных СМИ, создание социальных роликов и научных фильмов о культурных, исторических, этнических особенностях территории).

1.5 Особенности организации этнографических туров

В последнее время туризм получил значительное развитие и стал массовым социально-экономическим явлением международного масштаба. Быстрому его развитию способствует расширение политических, экономических, научных и культурных связей между государствами и народами мира. Массовое развитие туризма позволяет миллионам людей расширить знания по истории своего Отечества и других стран, познакомиться с достопримечательностями, культурой, традициями той или иной страны. Туризм — термин, не имеющий корней и истоков в русском языке, пришел из других языковых систем, в частности из французского языка. [1 c.10]

С экономической точки зрения туризм — это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства, обеспечивающую туриста всем необходимым: транспортными средствами, объектами питания, размещения, культурно-бытовыми услугами, развлекательными мероприятиями. Таким образом, туризм входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики (в некоторых странах).

За многовековую историю путешествий, географических открытий, промышленного освоения новых территорий, расширения мирохозяйственных связей были собраны многочисленные научные литературные материалы, отчѐты и дневники. Они сыграли неоценимую роль в накоплении человеком знаний в различных областях науки, культуры, техники. У многих людей появляется потребность увидеть новые районы и страны, познакомиться с жизнью и обычаями их народов. Всѐ это послужило причиной возникновения особой формы путешествий — туризма.

Процесс активизации хозяйственных связей увеличивал подвижность населения, сопровождался строительством дорог, благоустроенных гостиниц, ресторанов, созданием зон отдыха, лечения, изучением исторических и культурных достопримечательностей и т.д. С появлением регулярного движения пассажирского транспорта, сети предприятий питания и мест размещения отпали многие элементы риска и трудностей, которые на протяжении многих веков были сопряжены с путешествиями. Однако туризм был доступен в основном представителям имущих классов, которые совершали дорогостоящие поездки для отдыха, лечения и развлечений.

Появление туризма стало возможным в результате коренных изменений в характере общественного производства, развития средств транспорта и связи, налаживания мирохозяйственных отношений в различных сферах. Туризм имеет свою историю развития.[4 c.5]

Этнография как самостоятельная научная дисциплина возникла на базе географической науки в России и ряде других стран или как наука о человеке (как, например, в Англии).

Вместе с тем ее данные задолго до выделения этнографии в середине XIX в. в особую отрасль знаний использовались при исторических исследованиях. Такое положение давало повод рассматривать этнографию как своего рода вспомогательную дисциплину, относящуюся то ли к географии или биологии, то ли к истории. К сожалению, подобные взгляды не изжиты и по сей день, однако если прежде они могли быть объяснены еще общей недифференцированностью наук, то сегодня — это результат научного невежества или неосведомленности.[18 c.59]

Если оставить за пределами исторического исследования эпоху первобытного стада и начинать его с первобытнообщинного (или родового, или доклассового) периода в истории, т. е. с того периода, когда мы можем более или менее объективно различать и отличать этносы, то окажется, что этнография значительно полнее во временном и пространственном отношении, чем история, способна дать картину этнических и социальных изменений, пережитых человечеством. Воссоздать историческое прошлое народов Земли — долг и обязанность современной науки. В этом кропотливом труде историку помогает письменный источник, а как восстановить бесписьменную историю, или прошлое бесписьменных народов.

Большинство народов не имело письменности, и поэтому их невозможно изучать традиционными методами истории, как нельзя изучать теми же методами самый большой период, прожитый человечеством,эпоху бесписьменного доклассового общества. Традиционная историческая наука, к сожалению, и сегодня вольно или невольно отгораживается от этих народов и этой эпохи. В такой позиции как бы возрождается характерное для недалекого прошлого деление народов на «исторические» и «неисторические». К последним, как правило, относились все народы, не имеющие письменности, а в пору расцвета колониальных империй — и все народы — носители отличной от европейской культуры. [17 c.75]

Вместе с тем история народа сохраняется не только в письменных данных, но и в его традициях и обычаях, его представлениях об окружающем мире и верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, в памятниках древности, которые встречаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, т. е. во всем комплексе культуры, созданном данным этносом и отличающем его от других. Только этнографическими методами можно по этим следам восстановить путь, пройденный народами. Очевидно, что в прожитом человечеством миллионолетье, где эпоха классового общества, возникшая всего каких-то 7 тыс. лет назад,- ничтожно малая величина, без истории не было и не могло быть ни эпохи, ни этносов. Следовательно, этнографии в создании подлинной всемирной истории отводится отнюдь не вспомогательная, а особая роль, что очень важно при изучении самой длительной прожитой человечеством эпохи — эпохи доклассового общества, чья этническая и социальная история стала предметом научной дискуссии в современном ученом мире.

Сегодня, когда заметно вырос интерес к внутреннему туризму, «душой» которого являются экскурсии, перед специалистамиэкскурсоводами стоит задача: тщательно осмысливать все функции, возложенные на этот процесс, используя в своей деятельности принципы дифференцированного подхода. [2] Экскурсия — это:

1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона — заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;

2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Часто этнотуризм называют музейным, так как считается, что национальная самобытность сохраняется лишь в тех местах, которые по своей сути являются музеями открытого плана (деревни, этнографические комплексы…).

Это вызывает необходимость особой организации функционирования этнографической туристической отрасли. Самая популярная форма организации – это музей под открытым небом, удалѐнный, как правило, от города. Для постройки такого музея выбирается место, где проживает народ, культуре которого посвящѐн музей. Кроме того, очень жѐсткие требования предъявляются к экологической обстановке в месте, где организуется подобный музей – вблизи не должно быть промышленных объектов и других объектов, загрязняющих природную среду. Поэтому нередко этнографическая деревня строится в заповеднике. В связи с отдалѐнностью такого музея, он требует обеспеченностью необходимой инфраструктурой для комфортного посещения его туристами – предприятий питания, гостиниц, зон отдыха, медпунктов, туалетных комнат в достаточном количестве.

Для воссоздания атмосферы, присущей в оригинальном поселении, где проживал этнос необходимо моделирование не только материальной составляющей – природного ландшафта, планировки селения, архитектуры, элементов традиционной хозяйственной деятельности, сельскохозяйственной и промысловой, но и формирование духовного компонента. Это может быть реализовано посредством проведения культурных мероприятий фольклорного толка.

В связи с тем, что территория такого музея открытая, это даѐт возможность проведения в нѐм различных музейных праздников, музыкальных и литературных фестивалей и смотров (как правило, на фольклорные темы), организации мастерских народных промыслов, народных кухонь (соответствующих тематике музея), справления свадеб по этническим образцам, а также реконструкции исторических событий. Такие этнографические комплексы, как правило, рассчитаны для посещения туристами на 1-2 дня. Эта разновидность этнографического туризма уже относительно хорошо развита в России и пользуется спросом. [10]

Этнографический туризм это ознакомление с культурой и историей этносов их бытом, обрядами, мифологией, легендами, традиционными костюмами, кухней.[7, c.87]

2. Практика развития этнографического туризма в Российской

Федерации и Республике Татарстан.

2.1. Особенности развития этнографического туризма в Российской, Федерации

Российская Федерация обладает огромными потенциальными возможностями по развитию туристской сферы. Однако эти возможности до последнего времени использовались в совершенно недостаточной степени. Основные причины такого положения, определяются как социально-экономическим кризисом в стране, так и недостаточным уровнем развития инфраструктуры туризма в России. Развитие этнографического туризма в России — важное направление деятельности в нашей экономике. Россия — исключительно привлекательная, многонациональная и самобытная страна, причѐм не только для иностранцев, но и для россиян. Туристско-рекреационные ресурсы — это главный базис развития туризма. Если страна не имеет нужного фундамента, а это и являются туристско-рекреационные ресурсы, тогда достаточно развить туризм просто невозможно. А к туристско рекреационным ресурсам относим как природные богатства, так и созданные человеком объекты. Совокупность этих двух направлений и является успешной составной для создания туристского направления. И планируя приоритетные направления при создании туристического бизнеса в регионе, нужно установить вначале, какими туристско-рекреационными ресурсами владеет выбранное место. Если такие залежи имеются, значит можно начинать строить инвестиционную политику в данном регионе и налаживать туристическую деятельность. [30, c. 128]

Этнографический туризм имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Развитие этнографического туризма в России становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнографического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания. Этнографический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнографического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.[30, c.129]

На сегодняшний день почти в каждом регионе России получают развитие проекты в области этнографического туризма. Так на территории Краснодарского края у всех желающих появилась возможность ближе познакомиться как со своей национальной культурой, так и погрузиться в традиции других народов Кубани. В Анапском селе Гай Кодзоре открыт культурный армянский центр «Арин-Берд», где все приезжие смогут познакомиться с историей и культурой одной из самых больших диаспор на Кубани. Также на территории района существует парк «Добродея». В состав данного парка входит этнографическая экспозиция «Казачье подворье» представленное в виде казачьего музея, где всем желающим рассказывают об истории и традициях казачества на Кубани.

В Крымском районе Краснодарского края открыт этнический культурно-развлекательный центр «Кавказские легенды», в котором гостей знакомят с черкесскими обычаями и фольклором.[20]

Аналогичные проекты развиваются в Пермском крае, они знакомят жителей и гостей региона с живой самобытной культурой коренных народов Прикамья.

В Нижегородской области предлагают уникальное путешествие по загадочным и малоизученным заволжским местам силы, осознанное исследование взаимосвязи внутреннего пространства и окружающего мира через красоту.

На Чукотке стоит только попасть в дом к оленеводу, охотнику как моментально вливаешься в традиционный уклад. И за долгими утренними и вечерними «чаепитиями» пропитываешься их стилем жизни, переживаешь их захватывающие тундровые или морские истории, и просто становишься частью Чукотки на некоторое время.

Среди регионов Северо-Западного федерального округа Вологодская область занимает 4 место (без учета г. Санкт-Петербурга) по совокупному доходу от туризма.

Рынок туристических услуг в Вологодской области, как и в целом по стране, значительно отстает в своем развитии от мировых стандартов, однако обладает, как показывают научные исследования, значительным потенциалом, способным внести существенный вклад в становление конкурентоспособности региона. [27]

Наличие такого количества крупных проектов говорит о том, что в настоящий момент интерес к традиционной культуре народов, их языкам, обычаям, обрядам, истории постоянно растет. И на сегодняшний день строительство объектов этнического стиля является перспективным направлением развития туризма в России.

Если каждый регион, имеющий предпосылки к развитию этнографического туризма, будет уделять данным направлениям должное внимание, то велика вероятность успешного разития и популяризации данного вида туризма, не только в каждом конкретном регионе, но и в России в целом. [4, c.173]

2.2. Особенности развития этнографического туризма в Республике

Татарстан

Одно из лидирующих положений по динамике развития туристской индустрии России занимает Республика Татарстан. Благодаря продуманной политике органов государственной власти в республике существенно улучшился инвестиционный климат в сфере туризма, постоянно растет количество объектов туризма, увеличиваются туристские потоки и количество рабочих мест в туристской отрасли.

Туризм в Татарстане — одно из наиболее перспективных направлений

социально – экономического развития республики. Туристская индустрия Республики Татарстан по динамике развития занимает одну из ведущих позиций в России: за последние 5 лет среднегодовые темпы роста внутреннего туристского потока составили 12%, и даже в кризисный период внутренний туризм вырос более чем на 5%. По числу обслуженных туристов республика является лидером по Приволжскому федеральному округу – 25%.[12] Это, конечно же, еще связано с тем, что в столице Татарстана проводятся такие большие мероприятия как Универсиада в 2013 году, Чемпионат мира по водным видам спорта в 2015 году. Так же в 2017 году ожидается Кубок Конфедераций и в 2018 году Чемпионат мира по футболу.

В сфере туризма Республики Татарстан существуют следующие возможности: интерес к незнакомому и малознакомому для многочисленных сегментов международного и внутреннего туризма направлению; толерантность культур и этноса; являясь регионом России, Республика Татарстан имеет больше возможностей, чем другие регионы России в силу своих национально-культурных особенностей; развитие новых конкурентоспособных туристских предложений (спортивных, экологических, кулинарных и др.); рост рецептивных туроператоров для быстрого освоения рынка туристских услуг в Республике Татарстан, в том числе в муниципальных образованиях [10].

По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, свыше 173 представителей разных народов проживают на территории Республики Татарстан. Все народы в данном регионе живут и развиваются в своеобразных природных, исторических и социальных условиях, что определяет его традиции и обычаи. Народная традиция – это не только этнографический орнамент, а прежде всего представление об идеале, о социальной справедливости, о разумных формах сосуществования. Бережное отношение к традициям и обычаям является важнейшим показателем культуры чело- века и общества [4,c.151].

Особенности заселения территории Татарстана сформировали сплав культур, обычаев, традиций и религий этих народов, который создает богатые возможности для развития этнографического туризма в республике. Ценности народной культуры, ее философия и многообразие проявлений издавна являлись основой и движущим фак- тором развития туризма территории [26].

Наиболее яркие события связаны с фестивалями и праздниками народов Татарстана –народный праздник «Сабантуй» (татарский) , фольклорный праздник «Каравон» (русский), праздники национальных культур «Уяв» (чувашский), «Гырон быдтон» (удмуртский), «Семык» (марийский), «Балтай» (мордовский), «Питрау» (кряшенский), «Ивана Купалы» (славянский) и др. Большинство этих праздников связаны с окончанием весеннего сева, имеют богатую историю и проводятся в соответствии со старинными традиция- ми. Каждый из них привлекает большое количество поклонников как из районов республики, так и из-за ее пределов. И предполагает знакомство с уникальными артефактами народно-художественных промыслов, а также возможность их приобретения. Доброй традицией этих праздников стали мастер-классы по изготовлению изделий народных промыслов. [16]

Можно выделить несколько центров притяжения этнотуристов в Республике Татарстан. Арский район представляет собой этническое ядро татарской нации: здесь сохранились практически в первозданном виде быт, традиции и обычаи татарского народа. Лаишевский район – родина Г.Р. Державина, – напротив, известен многими памятниками русской культуры и является центром старинного народного праздника «Каравон» («хоровод») в селе Русское Никольское. В Пестречинском районе расположены многочисленные деревни кряшен (крещеных татар).

На территории республики сохранены образцы народного зодчества казанских татар – деревянные срубные дома со своеобразной раскраской (две цветные горизонтальные полосы) и многочисленными декоративными деталями (ниши, колонки на фронтонах домов).

Местом компактного проживания татарского населения столицы республики является Нижний город – Старотатарская слобода со знаменитыми Азимовской мечетью и мечетью Марджани на берегу озера Кабан. Реконструированы 24 деревянных дома известных казанских купцов Апанаева, Бахтеева, Ибрагимова.[26]

В настоящее время уже ощутимы результаты проведенной в этой связи работы – это богатый выбор и обилие изделий народнохудожественных промыслов в сувенирных магазинах республики, ряд тематических семинаров, мастер-классов, а также фестивалей и конкурсов в городах и туристских центрах РТ.

Таким образом, можно констатировать большое значение развития этнографического туризма для возрождения и развития народнохудожественных промыслов в Татарстане.

Республика Татарстан обладает большим туристским потенциалом и необходимо комплексная программа развития данной сферы. При достаточном уровне финансирования, может в краткосрочном периоде сделать отрасль туризма одной из главных доходных сфер бюджета республики.

2.3 Анализ деятельности туристических фирм в сфере организации этнографического туризма в Российской Федерации и Республике Татарстан

Мы изучили несколько предприятий и можно рассмотреть следующую конкурентную ситуацию туристических фирм предлагающих этнографические туры по России:

1. Туристическая компания «Русь-трэвел».

На остров святой Веры. В ходе экскурсии познакомитесь с сокровищем Южного Урала — озером Тургояк «Младшим братом Байкала», услышите рассказ о единственном в своем роде археологическом комплексе острова Святой Веры. Примите участие в этнографической реставрации древних обрядов. В летнем лесу вас ждут сказочные состязания, древние народные игры, чайная церемония, барбекю.

2. Туристическая компания «ЮТУР» предлагает следующие виды туризма:

— экскурсионный — объектами туристического показа являются оригинальные музейные комплексы, картинные галереи, храм, церкви, памятники и исторические места, учебные заведения, научные центры и многое другое. Наши экскурсии это самые доступные и разнообразные предложения, как для гостей города, так и местных жителей.

  • этнографический — в Ханты-Мансийске можно познакомиться с культурой и бытом обских угров, продигустировать блюда национальной кухни и принять участие в национальных праздниках.

К сожалению, на данный момент времени существует малое количество этнографических туров по Республике Татарстан. Например, мы изучили туристского оператора «Бюро путешествий – Казань», и там присутствует один тур именно по этому направлению. Также почти во всех турах присутствует хотя бы малой части элементы этнографического туризма.

«Бюро путешествий Казань» предлагает нам тур- «В малые города за большой историей» . Это — этнотур по татарской глубинке. Рассчитан на 3 дня и 2 ночи, либо 2 дня 1 ночь. [9]В основном включает в себя:

— Автобусная обзорная экскурсия по городу с посещением музея 1000-летия Казани в Национальном культурном центре. Вы посетите улицы Кремлевскую, Булак, Петербургскую, Старотатарскую слободу, мечеть «Азимовскую», парк 1000-летия Казани, Крестовоздвиженскую церковь с Казанской иконой Божьей Матери, Собор Петра и Павла и т.д.

  • Пешеходная экскурсия «Казанский Арбат» по улице четырех веков Проломной, ныне Баумана Продолжением является пешеходная экскурсия в Казанский Кремль (мечеть Кул Шариф, Собор Благовещения, архитектурные памятники, прогулка по территории Кремля);
  • Во время путешествия Вы познакомитесь с тремя этнокультурами татарского края, увидите выступление русского и татарского фольклорных ансамблей, сохранивших вековые традиции русского и татарского народов, а также познакомитесь с татарами-кряшенами;
  • Вы посетите одну из самых древних сохранившихся церквей сельской местности нашей республики, которая со времени постройки никогда не закрывалась;

— Автобусная экскурсия в Раифский Богородицкий мужской монастырь (архитектурный комплекс ХVII – ХIХ веков), где находится Чудотворная Грузинская икона Божьей Матери, самая маленькая в Европе церковь во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (вмещающей только 7 человек), Троицкий собор, Церковь во имя Преподобных отцев, в Синае и Раифе избиенных. По трассе внешний осмотр «Храма всех религий».

Таким образом, во время этого тура мы узнаем несколько этнокультур татарского края и познакомимся с их традициями.

3. Разработка программы этнографического тура.

Изучив определенную местность, мы пытались разработать этнографический тур на 2 дня и 1 ночь. Местность мы выбрали – Балтасинский район Республики Татарстан, который находится на 91 км от Казани по прямой. Время поездки занимает примерно 1,5 часа.

Балтасинский район – дальний край воспетого великим Тукаем поэтического Заказанья. Он находится на севере региона, граничит с Республикой Марий-Эль и Кировской областью. Административным центром является поселок городского типа Балтаси.

Рельеф представляет собой возвышенную равнину высотой 170-200 метров. Речная сеть представлена рекой Шушма и ее притоками Арборка, Кугуборка и Кушкетка. Граничит с Малмыжским районом Кировской области, Кукморским, Арским, Сабинским районами Республики Татарстан и МариТурекским районом Республики Марий-Эль.

Природа также очень богата. Имеются : памятник природы «Река Шошма», Государственный памятник природы озеро «Кара куль», Государственный памятник природы «Рукотворный лес», Сурнарский государственный охотничий заказник, также связи с тем, что в Балтасинском районе есть девственные, заповедные места, около 3500 гектара земли заказником «Балтаси». Здесь можно увидеть распространенные и очень редкие виды животных и птиц, растений. В общих чертах, территория богата природными ресурсами.

В Балтасинском районе проживают 33752 человек (2016 год), в числе которых имеются татары, русские, удмурты, крещенные татары( кряшены), марийцы.[24] В связи с тем, что на данной местности проживают разные носители этнокультур, мы выбрали именно эту территорию для проведения нашего этнотура.

Инфраструктуры туризма:

— Транспорт – к сожалению, только автомобильные дороги, поэтому мы предоставим автобусы с Казани. Также если туристы пожелают на теплоходе, можно до Малмыжского района на теплоходе и там их встретят автобусы. Расстояние от Малмыжа до Балтаси 35 км.

  • Питание – в большинство населениях данного района расположены кафе, в которых туристы могут поесть, конечно же, это не будет входить в тур. Но завтрак будет включен в турпакет.
  • Размещение – предполагаем, что гости будут жить в отеле в Казани, так как расстояние это позволяет.

Сезонность этнотура мы выбрали именно летом, потому что мы хотим совместить несколько этнопраздников, которые проходят после завершения весенно-полевых работ и будущего урожая. Данный тур будет групповым, только для взрослых.

Программа тур (2 дня/ 1 ночь) День Время Мероприятия Расстояния 1 07.30 – Встреча в Красном здании центрального

08.00 ж/д вокзала

09.00

09.00- Завтрак

09.30

10.00 Выезд из г. Казань 91 км

11.30 Прибытие в пгт. Балтаси

11.30- Обед за доп. плату

12.00

12.00 Просмотр достопримечательностей пгт. 5 км

Балтаси, ознакомление с местностью,

посещение государственного памятника

природы «Кара — куль»

15.00 Посещение краеведческого музея «Дружбы 23 км

народов» в населенном пункте Ципья

17.00 Возвращение в Казань 91 км

19.00 Пешеходная экскурсия по улице Баумана,

по Кремлю 2 08.00- Завтрак

08.30

09.00 Выезд из Казани 91 км

10.30 Прибытие в пгт.Балтаси

11.00 Начало национального праздника

«Сабантуй»

**.** Возвращение в Казань 91 км 3 08.00- Завтрак

08.30

09.00 Выезд из Казани 91 км

11.00 Прибытие в село Ципья

11.00- Начало национального праздника «Гырон

11.30 Быдтон»

17.00 Возвращение в Казань 91 км

18.00 Ужин за доп. оплату

19.30 Посещение национального магазина

«Бэхетле», где можно купить

национальные сувениры и подарки

20.30- Трансфер на вокзал

21.00

Данный тур мы назвали « По неизведанным дорогам», так как самый северный уголок нашего Татарстана еще не изведан, не изучен. Предлагаемый нами тур будет доступен для большинства людей, потому что стоимость путевки будет составлять примерно 12 310 рублей. В стоимость путевки входят проживание, завтрак, входной билет в музей, услуги гида, транспорт, дегустация национальных блюд во время праздников.

Заключение.

Таким образом, на основе этой курсовой работы, мы раскрыли теоретические основы изучения этнографического туризма, изучили развитие этнографического туризма в Республике Татарстан, разработали этнографический тур в Балтасинском районе Республике Татарстан.

Для более успешного развития этнотуризма необходима разработка новых туристских маршрутов, а так же определение основного направления в развитии такого вида туризма. Развитие иностранного туризма должно стать приоритетным, однако развитие туризма не может и не должно ограничиваться этими узкими рамками. Только на основе развития внутреннего туризма, развитие иностранного туризма станет более успешным. Это задача решаема на верхнем уровне власти.

Развитие этнического туризма в России — важное направление деятельности в нашей экономике. Россия — исключительно привлекательная, многонациональная и самобытная страна, причѐм не только для иностранцев, но и для россиян. Туристско-рекреационные ресурсы — это главный базис развития туризма. Если страна не имеет нужного фундамента, а это и являются туристско-рекреационные ресурсы, тогда достаточно развить туризм просто невозможно. А к туристскорекреационным ресурсам относим как природные богатства, так и созданные человеком объекты. Совокупность этих двух направлений и является успешной составной для создания туристского направления. И планируя приоритетные направления при создании туристического бизнеса в регионе, нужно установить вначале, какими туристско-рекреационными ресурсами владеет выбранное место. Если такие залежи имеются, значит можно начинать строить инвестиционную политику в данном регионе и налаживать туристическую деятельность. Этнический туризм имеет своей целью ознакомление с бытом, культурой, традициями и обычаями людей, которые живут в гармонии с окружающей природной средой. Развитие этнического туризма в России становится новым и ведущим направлением деятельности. Этот вид туризма будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью, так как в настоящее время этническое разнообразие сокращается со скоростью, соизмеримой с темпами утраты биологического разнообразия. Коренные малочисленные народы являются носителями уникальной культуры и системы хозяйствования, поэтому развитие этнического туризма перспективно в комплексе с развитием экологического туризма на территориях их традиционно проживания. Этнический туризм может рассматриваться как одно из возможных стратегических направлений сохранения и развития экономики традиционного хозяйства. Развитие этнического туризма должно способствовать сохранению культурного наследия и являться фактором устойчивого развития территорий проживания.

Этнотуризм еще слабо развит в нашей стране. По нашему мнению, для развития этнотуризма в стране должны быть решены следующие задачи:

1.Разработка специальных законов и их правового механизма для формирования индустрии этнотуризма;

2.Разработка теоретических основ науки, образования и практики в сфере этнотуризма;

3.Повышение культуры населения посредством этнотуризма;

4.Решение вопросов социальной защиты местного населения с помощью этнотуризма;

5.Подготовка и переподготовка специалистов по этнотуризму;

6.Всесторонняя оценка этнотуристических объектов и ведение их кадастра;

7.Налаживание мониторинга и перспектив этнотуризма;

8.Изучение тактических планов, стратегических программ и мероприятий в сфере этнотуризма других стран и мирового сообщества;

— Перспективно объединение этно- и экологического туризма в один пакет , ибо невозможно путешествовать по заповедным уголкам страны не соприкасаясь с народами, их культурой, традициями, бытом. Это даст возможность турфирмам разрабатывать все новые и новые туры по Узбекистану, делая акцент на комбинации «Человек-Природа», но для этого необходимо готовить специалистов или кадры, хорошо ориентирующихся в обоих направлениях, а также умеющих грамотно обслуживать туристов. Турфирмам необходимо помнить, что, формируя пакет и готовя базу для приема туристов, важно начинать работу с образовательноинформационного компонента как для гидов и сотрудников охраняемых природных территорий, так и для сельских жителей. Он должен быть основой для всех проектов по развитию этно- и экологического туризма.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovoy/neobhodimost-izucheniya-traditsionnoy-kulturyi-dlya-spetsialistov-3/