Культурно-познавательный туризм в современных условиях играет значительную роль в познании культуры страны и отдельных регионов. В условиях индустриализации, технологизации, научно-технического прогресса информация становится плохо воспринимаемой за счет ее перенасыщения и большой загруженности людей, потенциальных туристов. Поэтому создавая новый турпродукт, необходимо приложить немалые усилия для его продвижения.
Экологическим брендом России является озеро Байкал – одно из древнейших на планете (его возраст около 25 млн. лет).
Это самое глубокое (наибольшая глубина 1642 м) и одно из самых больших (в нем сосредоточено около 20 % мировых запасов пресной воды).
В Байкале обитает более 2630 видов и разновидностей животных и растений, почти 2/3 которых эндемичны, возникли в нем и нигде больше в мире не встречаются, т. е. он является гигантской естественной лабораторией и центром видообразования. Донные отложения этого озера хранят в себе бесценную информацию об изменении палеоклимата Центральной Азии за многие миллионы лет. Площадь водного зеркала Байкала равняется 31,5 тыс. кв. км, а объем байкальской воды составляет более 23 тыс. куб. км. Байкал – это крупнейшее хранилище и фабрика самой высококачественной воды. Относительно хорошо сохранившаяся природа Байкала, стремительно развивающаяся инфраструктура — гостиницы, дороги, близость к транспортным развязкам дают основания полагать, что и в дальнейшем туристический поток на берега Байкала будет только возрастать.
В настоящее время для обеспечения успешной продажи услуг туристской компании надо сделать больше, чем просто создать туристский маршрут и отследить его отличное качество, установить цены и организовать размещение наилучшим способом. Необходимо стремиться планировать и организовывать туристские маршруты, опираясь на эффективные интегрированные логистические системы, разрабатывая стратегические направления деятельности, а также уделяя особое внимание информативному сопровождению маршрутов, то есть развивать коммуникационные функции маркетинга, особенно рекламу.
В данном курсовом проекте речь идет о Культурно-познавательном туризме , то есть о поездках из которых мы выносим знания.
Актуальность темы обусловлена тем, что сегодня Культурно-
Цель курсового проекта: разработка тура Культурно-познавательного направления на территории Иркутской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Туристические ресурсы озера Байкал
... его пределами. Объектом данной работы является Туристские ресурсы озера Байкал. Предметом исследования- озеро Байкал как объект туризма. В ... группировка ресурсов позволяет наиболее рационально и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктах на разных ... около 1850 км. Более половины береговой линии озера Байкал находится под охраной. Площадь водного зеркала, определенная при урезе воды ...
- изучить понятие Культурно-познавательного туризма;
- проанализировать
рекреационные ресурсы территории; - проанализировать Иркутский рынок предложений Культурно-познавательного туризма;
- разработать проект тура Культурно-познавательного направления «Истоки древности Байкала» и дать его экономическое обоснование.
Объектом исследования выступает рекреационный потенциал Иркутской области для развития Культурно-познавательного туризма.
Предметом данного проекта является туристско-экскурсионные ресурсы Иркутской области для развития культурно-познавательного туризма.
При работе над данным курсовым проектом применялись следующие методы исследования:
- эмпирический,
- аналитический,
- экономико-математический,
- кабинетные.
ГЛАВА 1 СПЕЦИФИКА И КЛАССИФИКАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО ТУРИ ЗМА
Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта. Ярким примером последовательного использования материального культурного наследия в качестве важнейшего компонента политики на международном, всемирном уровне стал один из «столпов» глобализации -Всемирный Банк.
“Политика Всемирного Банка по отношению к материальному культурному наследию «имеет длительную и экстенсивную историю…, начиная с его роли в реконструкции послевоенной Европы». Проведенные исследования «выявили 217 займов, кредитов и грантов Банка, начиная с 70-х годов, которые включали в себя деятельность, связанную с культурным наследием»”
В середине восьмидесятых годов прошлого века специалистами ЮНЕСКО были сформулированы основные позиции современной политики по отношению к культурному наследию, которые стали основой и для политики Всемирного Банка в этой сфере, более того, были развиты и приобрели более практический оттенок. В них содержались следующие важные посылы: прежде всего, наличие двух диалектических полюсов в отношении к наследию: не причинить вреда по отношению к наследию, что, по сути, является синонимом политики по защите и сохранению наследия «творить благо», т.е. включать наследие в процесс развития и рассматривать его как ресурс.
Такая стратегия реализуется с различной степенью успешности специалистами Всемирного Банка и правительственными учреждениями в регионах Ближнего Востока и Северной и Центральной Африки, Албании, Грузии, других уголках мира.
Другим важным средством для включения наследия в мировые информационные и экономические и политические потоки, а также стратегии устойчивого развития является туризм. В самое последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей.
Как пишет в этой связи сербская исследовательница М. Драгичевич-Шешич «культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции. В этом смысле для истории туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с этим связывались путешествия, экскурсии, паломничества. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» -другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране.
По разным оценкам культурный туризм составляет от 10% до 35%, и даже 60% мирового потока туристов.
Диаграмма 1
Доли видов туризма в общем объеме туристских услуг
В результате анализа существующих определений культурного туризма выделяется три подхода к его определению, каждый из которых, отдельно и в совокупности, представляется полезным при решении задач развития культурного туризма, как затрагивающие различные взаимодополняющие стороны организации туристской деятельности (технический, основанный на описании ресурсов историко-культурного туризма территории, привлекающих туристские потоки; концептуальный подход, в основе которого содержится описание мотивов и устремлений людей к посещению историко-культурных центров; подход, при котором главным аспектом выделяется результат, получаемый туристами, — впечатления).
Культурное достояние территорий необходимо рассматривать и как туристский ресурс, вызывающий интерес и мотивацию к путешествию, и как ресурс социально-экономического развития территорий, их экономический потенциал.
Культурный туризм, как явление широкое и разноплановое, имеет множество классификаций. Предлагаем уточнение наиболее существенных критериев — «уровень культурной составляющей», определяющий объем культурной составляющей в туристской деятельности отдельных категорий туристов и «тематика тура», основанный на характеристике турпродукта и теме предлагаемых туров, путем их объединения в рамках одной классификации.
Для классификации продуктов культурного туризма региона составим своего рода матрицу его видов и уровней. В ней выделены подвиды культурного туризма и по уровню и по тематике. Классификация представлена в виде таблицы, где в каждую ячейку внесены: определенные турпродукты; организации, имеющие возможность участия в создании определенных турпродуктов; источники финансирования и т.д. в зависимости от поставленной задачи (табл. 1.2).
Таблица 1
Классификация продуктов культурного туризма по уровню и тематическому виду
Уровень Вид туризма |
Профессиональный |
Специализированный |
Неспециализированный |
|
Исторический |
Научный туризм: конференции, экспедиции |
Исторические, военно-патриотические туры |
Экскурсия по историческим местам, местам боевых сражений, анимационная программа |
|
Этнографический |
Этнографические туры |
Этнографическая экскурсия, анимационная программа, дегустация традиционной кухни |
||
Архитектурный |
Участие в раскопках |
Архитектурные туры |
Архитектурная экскурсия |
|
Археологический |
Археологические туры |
Экскурсия к местам раскопок, захоронений |
||
Фольклорный |
Участие Профессиона-льных коллективов в фестивалях др. |
Фольклорные туры, посещение фестивалей |
Фольклорный концерт, фольклорная программа |
|
Религиозный |
Паломничес-тво |
Религиозный тур |
Экскурсия по святым местам |
|
Следует отметить, что данная классификация не претендует на полный охват, так как по каждому подвиду культурного туризма можно создать огромное множество различных турпродуктов. В то же время подчеркивается, что профессиональный исторический, этнографический, археологический, архитектурный, религиозный и т.д. историко-культурный туризм тесно переплетается с научным туризмом и будет иметь в основном вид научных экспедиций, конференций. Профессиональный фольклорный туризм — это участие коллективов в различного рода представлениях и фестивалях. Для специализированного культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур — с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны. Неспециализированный культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.
1.2 Культурный туризм за рубежом
Туристические агентства (особенно в некоторых странах Европы) организуют для своих клиентов специфические поездки в другие страны, делая для них из этого своеобразное культурно-историческое событие. Для любителей истории соприкосновение с местами тех или иных исторических событий, ознакомление с документами и экспонатами в музеях и т.д.