«Разработка мероприятий по развитию туризма на муниципальном уровне (на примере Сортавальского и Питкяранского районов Республики

Бакалаврская работа

Туристическая область самая быстроразвивающаяся отрасль в глобальном масштабе. По данным ВТО, объем туризма будет только увеличиваться, достигнув к 2022 г. 1,9 млрд. международных туристских посещений. Это одна из динамично развивающихся отраслей. Туризм занимает лидирующее место среди основных традиционных видов услуг.

К 2019 году туристическая отрасль составила 3,5% ВВП страны. Развитие туризма в качестве одной из приоритетных отраслей экономики, основанной на интегрированном использовании экономического потенциала многих отраслей общественного производства и характеризующихся высоким уровнем мультипликативного эффекта. Туризм оказывает огромное влияние на все ключевые отрасли экономики: строительство, транспорт, связь, производство товаров народного потребления, сельского хозяйства, развитие малого и среднего бизнеса.

Республика Карелия занимает третье место в России по туристической привлекательности. Обладает высоким туристическим потенциалом, как природных, так и культурно — исторических памятников и объектов. Развитие туристической области вносит значительный вклад в социально – экономическое развитие Республики Карелия.

Масштабному развитию туризма содействует открытия новых границ и пунктов международного пропуска. Туризм, в силу своего географического положения в перспективе должен стать одной и главных отраслей региона.

Объект исследования — туристическая сфера Сортавальского и Питкяранского муниципальных районов.

Предметом исследования — деятельность органов местного самоуправления по развитию туризма в Республике Карелия.

Цель работы — заключается в разработке мероприятий органами местного самоуправления, которые бы способствовали результативному функционированию туристической отрасли Сортавальского и Питкяранского районов.

Задачи исследования:

1) Рассмотреть законодательные основы по управлению туристической сферой в муниципальных образованиях районов.

2) Рассмотрение и анализ туристического потенциала районов.

3) Разработать мероприятия в сфере туризма в Сортавальском и Питкяранском районе.

4) Оценка эффективности предлагаемых мероприятий.

Методы исследования: рассмотрение, сравнение, прогнозирование, статистика, общенаучные, аналитические методы, метод дедукции и индукции, системный подход, метод социологических исследований, графический и расчетный методы и другие.

Практическая значимость исследования состоит в разработке мероприятий, направленных на совершенствование деятельности органов местного самоуправления по созданию условий для развития туризма в Сортавальском и Питкяранском муниципальных районах Республики Карелия. Разработанные мероприятия по совершенствованию создания условий для развития на территории муниципального образования туризма, могут быть использованы в других муниципальных образованиях для решения похожих проблем.

10 стр., 4513 слов

Развитие экологического и событийного видов туризма в Карелии

... туризма в целом, так и туризму в Карелии, в частности, монографий и научных исследований российских и зарубежных авторов, определяющих сущность въездного экологического и событийного туризма, а также его перспективы развития в Карелии. 1. Современное состояние въездного туризма в Республике Карелия Карелия, ...

Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.

1. Теоретические и правовые основы регулирования туристической

деятельности

1.1. Понятие туристического потенциала территории

Туристский потенциал — это совокупность всех культурных, исторических, природных объектов и явлений, а также социальноэкономических и технологических предпосылок для организации туристской деятельности на определенной территории. Туристский потенциал можно разделить на две ветви, это туристическая инфраструктура и туристические ресурсы. Туристические ресурсы охватывают большую часть элементов. К ним относятся природные, культурно-исторические и социальноэкономические факторы. [7] В состав природных ресурсов относятся, флора, фауна, климат, лечебные и прочие ресурсы. Культурно-исторические подразделяется на материальные и духовные ресурсы. К социальноэкономическим ресурсам — трудовые, информационные, управленческие, и материальные ресурсы. Расположение, размещение, питание, транспорт, связь, досуг, развлечения — все это инфраструктура. В исследовании выступают районы Республики Карелия, имеющие достаточно большой потенциал, и туристскую инфраструктуру. А также 1,5 объектов, включённых в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Республика Карелия расположена на северо-западе России. Является субъектом Северо-Западного федерального округа. Входит в состав Северного экономического района. Столица республики город Петрозаводск. Численность населения около 663 тысяч человек. На один квадратный километр приходится 2,9 человека, местность малонаселенная. Республика многонациональна, в ней проживают 81 % русских, украинцы и белорусы составляют около 3,5% населения, из коренного населения 7,5 % карел и вепсов и 1,5 % составляют финны. По численности населения Карелия занимает 69 место, в общем списке РФ. Республика граничит с Финляндией и имеет самую протяженную границу со странами ЕС. Наибольшая протяженность территории с севера на юг 750 км. Большая часть Карелии это леса, примерно 33 % от всей площади, 23 % — водных ресурсов, обрабатываемые земли составляют 1 % территории, доля численности населения 0,53 % от населения России. Пять муниципальных районов относятся к Крайнему Северу. [14]

Около 5% всего внутреннего валового продукта республики приходится на туризм. Руководство республики Карелии активно работает в сфере развития туризма, привлекается как российский, так и иностранный капитал. В рейтинге России занимает 10 место по количеству туристических объектов. Туристов в Карелию привлекают природные, архитектурные, исторические памятники, национальная кухня, самобытность карельских краев. Республика Карелия одна из самых досягаемых и неизбитых туристских направлений на севере России. Это сочетанием многих факторов, выгодное геополитическое положение, уникальные и богатейшие природные объекты, экотуризм, экстремальный туризм, историческое и культурное наследие, национальные традиции гостеприимства. Республику Карелия называют «лёгкими России», благодаря многочисленным лесам и озерам. На сегодняшний день Карелия обладает достаточно богатыми рекреационные ресурсами.

15 стр., 7456 слов

Современное состояние и перспективы развития экологического туризма ...

... исследования проанализировать литературные и картографические источники; сделать комплексный анализ современного состояния индустрии экологического туризма, проблемы, связанные с ним, и перспективы его развития; показать географию национальных парков России, как важнейших ресурсов для экологического туризма; ...

Туризм для Карелии может стать одним из ключевых, перспективных направлений. Туризм — это деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями. Такое понятие дает в 1993 году Статистическая комиссия ООН. Туризм является феноменом 20 века. Формирование и активное развитие произошло в конце 19 века и только к концу 20 века туризм сформировался в том понимании, в котором находится по настоящее время.

История туризма уходит своими корнями далеко вглубь веков. Еще не было сформировано цивилизованное общество, а зачатки этого направления уже начали зарождаться. Поиск пропитания, новых мест обитания, это то, что заставляло человека двигаться вперед. Далее развитию туризма способствовал обмен, торговля, первые путешествия, завоевание новых земель. Туризм посодействовал в развитии человеческой цивилизации. Жажда и необходимость в путешествиях и перемещениях возникла у людей еще в глубокие времена. При этом понятие «путешествие» можно расценивать буквально, как «ознакомление» с новыми территориями, которое было жизненно необходимо человеку прошлого. Люди постоянно мигрировали с места на место.

Современный мир открывает новые возможности для путешествий. «Сидячая» жизнь стала неинтересна, все больше людей хотят увидеть и ощутить мир, своими глазами. Люди, перестали привязывать к месту, больше ценят мобильность, хотят получать новые впечатления, познакомиться с новыми культурами, людьми, отличными от них. Современный мир идет навстречу этому желанию, благодаря техническому прогрессу. [11]

Для Республики Карелия развитие туризма, оказывает положительное влияние на экономику. Туристическая сфера тесно сопряжена с другими отраслями. Туризм способствует экономическому росту, как отдельного региона, так и страны в целом.

Туризм играет немаловажную роль в развитии культуры, общества, и цивилизации в целом. Туристическая отрасль в настоящее время постоянно развивается, с ее помощью решаются важные задачи, социального, экономического и политического характера, а также влияет на сохранение исторических памятников, уникальных природных объектов, повышает благосостояние людей, укрепляет здоровье нации, сохраняет флору и фауну. Быстрое развитие техники, новых технологий, общественных и социальных отношений ускорило этот процесс.

На сегодняшний день — это сильная, конкурентоспособная отрасль. От всего мирового валового продукта на туристическую отрасль идет 12%, в этой сфере задействованы, высококлассные специалисты, большие корпорации, крупные капиталы, огромное количество людей по всему миру. [11]. Любая территория может предложить миру свои «фишки». Доходы от туризма, продолжают расти примерно на 9 % в год. По прогнозам Всемирной торговой организации, прибыль от туристической деятельности увеличится к 2020 году до 1,1 триллиона долларов. Туризм на сегодняшний день — это крепкая взаимосвязь экономических и социальных отношений.

Подводя итог можно сделать вывод, что туристический потенциал Карелии имеет в своем арсенале туристические ресурсы, а сама отрасль достаточно перспективна и совокупность этих факторов могут иметь хорошие перспективы.

16 стр., 7935 слов

Разработка и подбор туристического продукта на примере познавательного ...

... солнце погреться, и мир посмотреть. Это и есть познавательный туризм. 1. Культурно познавательный туризм в республике Карелия Географическое положение Республика Карелия находится на северо-западе европейской части России. ... га (около 87% территории) и на большей части республики подверглась лесоустройству. В Карелии преобладают сосновые леса, что объясняется распространением песчаных отложений. Ель ...

1.2. Правовое регулирование туристической деятельности в РФ

Туристская деятельность — деятельность, которая связанна с организацией всех форм выезда людей с места постоянного жительства в оздоровительных целях, для удовлетворения познавательных интересов, а также профессиональных и деловых целях без занятия оплачиваемой деятельностью в местах временного пребывания. [16]

В условиях роли туризма в экономике России повышается вклад муниципальных образований в реализацию национальной туристской деятельности, составляющей, которой является политика органов местного самоуправления. Управление туристской деятельностью на муниципальном уровне это необходимое условие для создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в РФ и, как следствие, оздоровления экономики, дальнейшего экономического роста за счет формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка. Туристическая деятельность в России регулируется Федеральным законом «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации» N 132ФЗ от 24 ноября 1996 года. [1] Закон гласит, что деятельность в сфере туризма главная и приоритетная задача в экономике Российской Федерации. Закон установил принципы государственного регулирования туристической деятельности, определил способы государственного регулирования и ряд правовых институтов в сфере туризма: лицензирование, стандартизация, сертификация, права и обязанности туриста, безопасность туризма, укрепил структуру договора по оказанию туристических услуг. Закон о туристической деятельности рассматривает законодательство о туристской деятельности как сферу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 2 Закона о туристской деятельности, законодательство Российской Федерации о туристской деятельности состоит из данного Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. [7]

На сегодняшний момент в России принято около 45 законов, в сфере туристической области. Россия формирует свой национальный туристский рынок, который является непосредственно и частью международного рынка. Главнейшей задачей российской государственной политики в сфере туристической области является разработка нового, общего законодательства, который бы учитывал все нормы международного права. В международном соглашении о туризме, который был заключен Содружеством независимых государств от 23 декабря 1993 г., где все стороны обязались способствовать развитию и формированию всеобщего туристского пространства. Упрощать юридические формальности с таможенной и пограничной стороной. Обеспечить и защитить туристов в стране их пребывания.

Постановлением Правительства РФ разработана и утверждена Федеральная целевая программа «Развитие туризма в Российской Федерации». [2] Эта программа дала начало государственному регулированию туристической отрасли, установила главные направления в развитии туризма в нашей стране на несколько десятков лет вперед.

6 стр., 2781 слов

Перспективы развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации

... 48,9 3,1 Россия 47,1 2,9 Чехия 44,0 2,7 Таким образом,целью развития туризма в Poccийcкoй Фeдepaции является формирование современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка,обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских ...

Туристическая деятельность регулируется:

1) Федеральный закон от 15 августа 1996 №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», который определяет правила выезда из РФ и въезда в РФ.

2) Федеральный закон от 25 июля 2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации.

3) Федеральный закон от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяет права органов местного самоуправления на создание условий для развития туризма

4) Закон РФ от 07 февраля 1992 №2300-1″О защите прав потребителей», закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами туристского продукта, устанавливает права потребителей, а также определяет механизм реализации этих прав. [3]

В Республике Карелия принят закон «О некоторых вопросах государственного регулирования туризма и туристской деятельности в Республике Карелия» от 2 мая 2017 года N 2117-ЗРК. [8]

Настоящий закон регулирует отношения в сфере туризма и туристской деятельности на территории Республики Карелия и направлен на создание благоприятных условий для развития туризма и рациональное использование туристских ресурсов на территории Республики Карелия при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения при совершении путешествий.

Согласно статьи 4 к полномочиям Правительства Республики Карелия в сфере туризма и туристской деятельности на территории Республики Карелия относятся:

1) определение основных задач в сфере туризма и приоритетных направлений развития туризма в Республике Карелия;

2) утверждение концепции развития туризма в Республики Карелия;

3) утверждение государственной программы Республики Карелия развития туризма в Республике Карелия;

4) создание и обеспечение благоприятных условий для беспрепятственного доступа туристов (экскурсантов) к туристским ресурсам, находящимся на территории Республики Карелия, и средствам связи, а также получения медицинской, правовой и иных видов неотложной помощи;

5) представление в Законодательное Собрание Республики Карелия ежегодного отчета о реализации государственной программы Республики Карелия развития туризма в Республике Карелия;

6) осуществление межрегионального и международного сотрудничества в сфере туризма и туристской деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, в том числе заключение соглашений о таком сотрудничестве;

— В настоящее время особое внимание уделяется компетенции ОМСУ в области туризма, функциям и полномочиям организации туристской индустрии, продвижения внутреннего и въездного туризма, осуществления инвестиционной деятельности в сфере туризма и в области качества туристских услуг. Управление туристской деятельностью на муниципальном уровне есть необходимое условие для создания благоприятных условий для устойчивого развития туризма в РФ и, как следствие, оздоровления экономики, дальнейшего экономического роста за счет формирования современного эффективного конкурентоспособного туристского рынка. [12]

3 стр., 1376 слов

Состояние и перспективы развития экономики Республики Крым (54 стр.)

... проблемами, транспортной доступностью, материально-технической базы объектов туризма. Развитие туризма в Республике Крым поддерживается правительством РФ через целевые программы с фокусом на комплексное развитие туристских территорий Республики Крым, создание туристских продуктов, методическое обеспечение и подготовка ...

Основными направления государственного регулирования туристической сферы по республике являются:

  • координация всех органов и организаций в сфере туризма, лицензирование, сертификация
  • разрабатывать и реализовывать целевые программы развития туризма на территории муниципальных районов
  • разработка мероприятий по защите, поддержанию и охране туристического потенциала
  • создание условий для привлечения иностранных и отечественных инвесторов, осуществление налоговой политики, стимулирующей отрасль

Разработка и утверждение программ развития туризма на уровне ОМСУ, паспортизация, учет местными органами власти кластерного, инновационного подхода по управлению туристской деятельностью и другими сферами — необходимые условия реализации эффективной политики. ОМСУ власти получили большие полномочия в области управления хозяйством и социально-культурным строительством. Основное бремя в решении всех социальных проблем ложится на муниципальные финансы. ОСМУ выступают основными «опекунами» хозяйствующих субъектов муниципальной собственности, в том числе сферы культуры и искусства, имеющие высокую туристскую привлекательность.

Таким образом, можно сделать вывод — туристический потенциал Карелии благодаря своей территории, богатым природным ресурсам оценивается как очень высокий, можно выделить приоритетные направления по развитию туризма: экстремальный, экологический, санаторно-курортный, культурно-исторический, охота-рыбалка, сельский, религиозный и другие. Нормативно-правовая база в области регулирования туризма является соответствующей на сегодняшний день, для развития туризма и туристских услуг.

2. Анализ деятельности ОМСУ по развитию туристической деятельности на

территории Сортавальского и Питкяранского районов

2.1. Анализ рынка туристических услуг районов

Практически любой регион обладает ресурсами, которые могут быть использованы в той или иной туристической цели при наличии определенных условий социального, технического, политического, экономического и экологического характера.

Туристическая отрасль для данных территорий является приоритетным направлением. Основной целью развития туризма в регионе является формирование современной эффективной и конкурентоспособной туристской сферы, которая обеспечивает широкие возможности для удовлетворения потребностей местных жителей, российских, а также иностранных граждан в разнообразных туристских услугах. [16]

В последнее время на уровне ОМСУ туристская отрасль достаточно успешно развивается, происходит опережающий рост количественных показателей, увеличивается вклад отрасли в экономику республики. Прочное становление и развитие туристического предприятия способно создать отечественный и конкурентоспособный продукт.

3 стр., 1477 слов

Влияние туризма на развитие экономики дестинации на примере Республики Турция

... здравоохранением и другими отраслями. Влияние туризма на социальную сферу обусловлено созданием новой идеологии в определенном смысле этого слова. Идеология как часть общественного сознания формируется на отношении человека к природе, развитии ...

Эффективное региональное регулирование и стимулирование со стороны федеральных органов власти и ОМСУ, должно выступить главным фактором роста туристической отрасли.

Облегчение визового режима и открытие внешних границ существенно увеличило туристические потоки в Республику Карелия. На сегодняшний день в Карелии действуют четыре пункта автомобильного, международных пропуска. Один из самых крупных находится на территории Сортавальского муниципального района «Вяртсила-Нириила», работает в круглосуточном режиме. В 2018 году количество пересечений границы превысило два миллиона человек. Весь доход в совокупности от въездного туризма исчисляется, в 1,8 млрд. рублей в год. С каждым последующим годом туристический поток увеличивается. Вся доля ВВП от туризма в республике равняется 8 %. Открытие границ положительно отразилось в плотности туристских потоков из Евросоюза. Поток финских туристов в Карелию вырос до 750 тысяч человек в год. Основные финансовые поступления от туристической деятельности, поступают в местные бюджеты районов Северного Приладожья. [27]

Питкярантский район образован 26 декабря 1966 года с административным центром городом Питкяранта. Занимает территорию 237,8 тыс. га. Граничит с Сортавальским, Олонецким и Суоярвским районами. В состав района входит Питкярантское городское поселением и четыре сельских поселения — Импилахтинское, Ларкельское, Салминское, Уксунское. Всего на территории района расположено 37 населенных пунктов. Питкярантский район имеет выгодное экономико-географическое положение, соседствуя с Финляндией и, являясь транзитной территорией, соединяет кратчайшим путем страны Западной Европы с крупным транспортным узлом г. Петрозаводском — столицей Республики Карелия. [25] Отдел экономического развития совместно с муниципальным казенным учреждением «Центр культуры, спорта и туризма» курируют туристическую область района. Решением Совета ПМР от 26.11.2017 года № 162 утверждена Программа социально-экономического развития на 2018-2022 годы, «Развитие туризма на территории ПМР». В настоящий момент разрабатывается муниципальная программа «Развитие культуры, молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма на территории Питкярантского муниципального района на 2019-2023 годы».

Основные направления в туристической области, по которым ведется: 1) Автомобильный туристический маршрут «Голубая дорога», пролегающего по территории Питкяранского района. 2) Событийный туризм: фольклорный фестиваль «Карельские истории», рок-фестиваль «Длинный берег». 3) Паломнический туризм: духовно-просветительский центр «Северная Звезда», организация экскурсий на остров Валаам. 4) Спортивный туризм: автопробег «Ладога — Трофи», автомобильные ралли «Белые ночи», сплав — рафтинг «Три стихии», скалолазание, международные соревнования по метанию сапога «Тарту». 5) Ностальгический туризм: финское общество «Импилахти-сеураваара» 6) Познавательный туризм: музейные туры и экскурсии «Водопадный мир», «Мир лесов», «Долина героев», «Крест скорби» и другие.

Туристический поток в летний период, новогодние и рождественские праздники заполняемость коллективных средств размещения составляет около 75 %, в межсезонье этот показатель значительно ниже – около 50% заполняемости. [27]

5 стр., 2083 слов

Событийный туризм. Развитие событийного туризма в Республике ...

... Новизна заключается в выявлении состояния и перспектив развития республики Карелия на основе использования потенциала событийного туризма. Практическая значимость дипломной работы заключается в разработке проекта событийного тура с ... Поверхностный анализ спроса туристического рынка показывает, что в настоящее время наблюдается рост интереса к событийным, фестивальным мероприятиям, в ходе которых ...

Сортавальский муниципальный район расположен на западном берегу Ладожского озера, в 330 км от города Санкт-Петербург и в 240 км от столицы Карелии города Петрозаводска. Административный центром является город Сортавала. Граничит с Лахденпохским, Питкярантским районами и Ленинградской областью. Расположен в 40 км. От Государственной границы РФ, и в 45 км от международного автомобильного пункта пропуска «Вяртсуло-Ниирола» (Финляндия).

[26]

В составе входят Сортавальское, Вяртсильское и Хелюльское городские поселения, Кааламское и Хаапалампинское сельские поселения. В состав района входит островной населенный пункт – п. Валаам.

Администрация Сортавальского муниципального района совместно с Комитетом по экономике курируют туристическую деятельность.

Основные направления в туристической области:

Автомобильный туристический маршрут «Голубая дорога»,

пролегающего по территории Сортавальского района.

Событийный туризм: вепский фестиваль «Карельские медведи»

Паломнический туризм: Валаамский монастырь, остров Валаам.

Спортивный туризм: Рускеальский мраморный карьер, сплав — рафтинг

«Ричка»

Ностальгический туризм: финское общество «Айна»

Познавательный туризм: музейные туры «Региональный музей

Северного Приладожья» и экскурсии «Карельские Тропы»,

«Этнолитературный музей», музей эпоса «Калевала» и другие.

Туристический поток в летний период, новогодние и рождественские праздники заполняемость коллективных средств размещения составляет около 90 %, в межсезонье этот показатель значительно ниже – около 65% заполняемости. [26]

Произведенный анализ свидетельствует о положительном динамике туристической деятельности в районах — увеличение финансовой прибыли в местные бюджеты, повышение количество новых рабочих мест, увеличение туристических посещений в районы. Таблица 1,2. Таблица 1- Статистика туристической области Питкяранского района

Показатель 2015 2018 Темп роста Число туристических 30 тыс. чел 40 тыс. чел 33%

посещений

Прибыль туристической 1,7 2,8 22%

отрасли млн. руб.

Доля туристических, 14,4 20,3 25% экскурсионных групп % Количество рабочих мест, 300 420 35%

занятых в туризме

В таблице — 1 и 2 использовалась формула темп роста.

(2) где, – темп роста,

  • показатель начала периода,
  • показатель конца периода.

Таблица — 2 Статистика туристической отрасли Сортавальского района

Показатель 2015 2018 Темп роста

Число туристических 65 тыс. чел 95 тыс. чел 46%

посещений

Прибыль туристической 3,5 5,7 62%

отрасли млн. руб.

Доля туристических, 28,8 36,7 29% экскурсионных групп % Количество рабочих мест, 750 1120 45%

занятых в туризме

Сравнивая показатели темпа роста между районами, это можно показать в приведенных диаграммах, наглядно видно, что Сортавальский муниципальный район занимает лидирующую позицию. Рисунок 1,2,3,4.

33%

46%

г. Питкяранта г. Сортавала

Рисунок 1- Темпы роста по числу туристических посещений

4 стр., 1672 слов

Статистический анализ развития туристического бизнеса на примере ...

... статистического анализа развития туристического бизнеса Статистический анализ посетителей, эффективности функционирования средств размещения, туристского потребления, построение вспомогательного счета в туризме - вот далеко не полный перечень статистических ... соблюдения всех, правил и принципов проведения статистического наблюдения и научно организованной работы по отбору единиц. Наряду с экономией ...

22%

62%

г. Питкяранта г. Сортавала

Рисунок 2- Темпы роста прибыли туристической области

25%

29%

г. Питкяранта г. Сортавала

Рисунок 3- Темпы роста доли туристических экскурсионных групп

35%

45%

г. Питкяранта г.Сортавала Рисунок 4 — Темпы роста количества рабочих мест, занятых в туристической отрасли

ОМСУ для развития туристической деятельности необходимо решить следующие задачи: 1) Реализация основных программ по развитию туризма в Республике

Карелия до 2025 года. 2) Популяризация богатого культурного наследия исторических

территорий, а также его окрестностей среди россиян и зарубежных

гостей города и района; 3) Содействие развитию инфраструктуры гостеприимства сложившихся и

перспективных локальных туристских центров (территорий) местного

значения муниципальных районов; 4) Содействие созданию многофункциональных информационно обслуживающих центров на главных туристских направлениях; 5) Благоустройство сложившихся мест массового отдыха населения на

территории района, благоустройство мест массовой околоводной

рекреации; 6) Стимулирование реализации международных проектов в области

туризма и массовой рекреации и формирование массового

иностранного туристского потока на территорию Сортавальского

муниципального района; 7) Реализация проектов развития туристско-рекреационного комплекса в

рамках сотрудничества с уполномоченными органами власти

Республики Карелия, в том числе содействие проведению ремонтно реставрационных работ памятников архитектуры – потенциальных

объектов туристского интереса;

— В целом, туристическая отрасль для Северного Приладожья представляет собой такую отрасль, которая позволяет при сравнительно небольших капиталовложениях обеспечить экономически рентабельное использование местных ресурсов — традиций, культуры, историкокультурного наследия, природных объектов. Поэтому для условий Карелии правомерен выбор туристического развития Карелии в качестве приоритетного направления по отношению к ее промышленному развитию.

2.2. Мероприятия по развитию туризма в Сортавальском и Питкяранском

районах, реализуемые ОМСУ

Министерством регионального развития Российской Федерации в рамках региональной целевой программы «Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2025 года» была разработана Генеральная схема по размещению объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия. [27]

Эта схема имеет пилотный региональный характер, и направлена на выявление конкретных объектов инфраструктуры туризма в отобранных зонах для поэтапного инвестирования.

Данный документ стал основой для выполнения проектноизыскательских, архитектурно-планировочных и строительных работ в границах, действующих и перспективных для развития туризма территорий республики.

В ходе разработке были выделены 15 перспективных зон отдыха и туризма в Карелии. Для территории Северного Приладожья определены две перспективные зоны развития туризма. [27]

Правительством Республики Карелия совместно с Министерством экономического развития Республики Карелия по туризму было принято решение о создании масштабного рекреационно-туристического кластера «Южная Карелия». В кластер из регионального бюджета планируется вложить около 200 миллионов рублей до 2025 года. [25]

На рисунке — 5 показан, туристический кластер с главными и второстепенными туристическими зонами.

«Приладожская зона» – территория г. Сортавала, Лахденпохский р-н, Питкярантский р-н, п. Вяртсиля относится к опорной зоне туристического кластера. Красным квадратом обозначены туристические центры, которые располагаются в г. Сортавала, г. Питкяранта и остров Валаам. [27]

На генеральной карте рисунок — 6 под номером 1 обозначены туристические зоны и территории, которые будут задействованных в развитии туристических мероприятий.

Туристические центры должны иметь следующую характеристику:

  • высокий уровень концентрации, увязанных между собой объектов;

туристского показа, позволяющих за счёт их комбинирования в составе

различных комплексных туров создавать значительную добавленную

стоимость;

относительно высокий уровень концентрации трудовых ресурсов, с

соответствующим уровнем квалификации;

развитую туристическую, инженерную, транспортную, социальную

инфраструктуру;

наличие разветвлённых кооперационных связей у туристских

компаний; Рисунок 5- Туристический кластер Карелии

Под номер 1 на рисунке 6 зеленым цветом обозначены — туристические зоны организованных туристических маршрутов. Основная часть проходит по береговой линии озера Ладога. Синим цветом выделено ядро туристической зоны, то есть концентрация объектов туристической инфраструктуры и приоритетных объектов показа. Красным кругом обозначаются, расположения уже согласованных земельных участков леса под строительствами объектов туристической инфраструктуры. Красным квадратом обозначены планировочные эскизы. [27]

Рисунок 6 — План – схема туристических разработок Республики Карелия

ОМСУ Сортавальского и Питкяранского районов совместно разрабатывают, и реализует региональную целевую программу «Белые мосты».

Реализация инвестиционного проекта «Белые мосты» и переход на качественно новый уровень дает толчок к развитию спортивного, маршрутно-познавательного, экстремального, экологического, рыболовного видов туризма. [30]

Маршрут закольцовывает все значимые туристические объекты районов в один маршрут.

1) водопады «Белые Мосты», 18 водопадов находятся в Питкярантском муниципальном районе. Проект «Белые Мосты» включен в туристскорекреационный кластер «Южная Карелия», вошедший в Федеральную целевую программу развития туризма. [27]

В рамках проекта ОМСУ планируется восстановление моста. Средства будут выделены из районного бюджета. Это возможность для туристических групп посетить не только главный водопад, но и следующий, так называемый Молочный, о котором туристы практически не знают. На полуострове у озера Руокоярви планируется построить гостевые домики на 6-8 мест, кемпинговую стоянку, лодочную станцию, пляж, велодорожку. Рассматривается даже возможность создания конной фермы и организации конного маршрута. Государство выделяет средства для строительства дороги и линии электропередач к туристическому комплексу, планируемому в районе водопада Юканкоски, или Белые Мосты. Сам комплекс и обустройство водопада, как гидрологического памятника берет на себя ООО «ПТО «Питкяранта». [25]

2) «Экоферма Маа» в переводе с финского «земля», расположенная на острове Мантинсаари. (Питкяранский район) Экоферма занимает территорию около трех тысяч гектаров земли. На территории построена карельская деревня с гостевыми домами. ОМСУ выполнены работы по созданию инженерных сетей, построена трансформаторная подстанция, очистные сооружения. Завершено строительство дома персонала, склада под инвентарь, медицинского пункта. По проекту планируется выращивание крупного рогатого скота, овец, и других животных, за счет чего будет обеспечена переработка мяса и питание туристов. Для сообщения с материковой частью земли реконструирована дамба, новый мост. Это принесет дополнительно до 200 рабочих мест в районе. ОМСУ были привлечены средства российских инвесторов. [25]

3) Духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» (Сортавальский район), ОМСУ совместно с ОАО «Селкаваари» реализует уникальный проект, по созданию призванного донести до паломников и туристов масштаб и значение «золотого века русской святости» удивительного явления средневековой истории Руси. В рамках проекта восстанавливаются утраченные деревянные храмы и часовни. Уже построено две часовни и церковь, в планах – еще четыре.

4) Мраморный карьер Рускеала (Сортавальский район) ОМСУ в 2019 году продолжит строительство подъездных дорог к горному парку «Рускеала». Оборудованы стоянки и парковочные места для туристических автобусов, установлены дополнительные дорожные знаки и указатели, на русском, финском и английских языках. Данный проект один из самых масштабных и престижных объектов туризма в Карелии, который может составить конкуренцию туристическо-гостевым комплексам Ленинградской области.

В связи с открытием РЖД железнодорожного сообщение «СанктПетербург – Сортавала — Мраморный каньон «Рускеала», туристический поток увеличился. К концу 2019 году планируется запустить высокоскоростные электрички по маршруту «Санкт-ПетербургПиткяранта».

В целом, работа над представленным проектом началась в рамках федеральной целевой программы «Белые Ключи» развития туризма и продолжится до 2025 года. [27]

В районах идет новое строительство и реконструкция действующих туристических объектов: краеведческих музеев, мемориальных мест, парков, объектов показа архитектурных памятников, благоустройство исторических мест. Министерством культуры и туризма РК, совместно с ОМСУ инициируют проведение международных и региональных фестивалей, которые способствуют развитию событийного туризма. [12]

ОМСУ корректируют свою экономическую политику с учетом происходящих на территории изменений, реакцию населения. Основные задачи, для реализации программы «Белые Ключи»:

1) усовершенствование системы по подготовки новых кадров для туристической отрасли.

2) исследование и развитие инфраструктуры туристической области.

3) проведение встреч ОМСУ с представителями бизнеса.

4) разработка и осуществления региональных и районных программ по туризму.

5) совместные действия по осуществлению международных проектов.

6) создание единого информационного туристского пространства.

Задачи выполнены в условиях жесткого дефицита бюджетных средств. Были привлечены средства российских инвесторов, в 2018 году вложено средств на сумму 241 миллион рублей в строительство гостиниц, гостевых домов по побережью Ладожского озера. [5]

Негативное воздействие финансово-экономического кризиса, который оказал колоссальное влияние на развития экономики в целом, можно спрогнозировать несколько сценариев развития. Самый негативный сценарий базируется на том, что в будущем в течение долгого периода времени могут сохраниться кризисные явлений, которые затрагивают всю социальную сферу.

В данной ситуации в качестве успешного развития нужно сохранить основные показатели на данном уровне.

В оптимистическом варианте рассчитывается увидеть рост всех показателей развитие туризма. При условии, что произойдет выход российской экономики из кризиса, перераспределения туристических потоков от зарубежных стран и при изменении ценовой политики. При благоприятном прогнозе можно предположить ежегодный рост показателей всех показателей.

В целом, рассмотрев туристический потенциал районов: культурноисторических, природных памятников и объектов архитектуры, можно выделить более перспективные виды туризма с развитием соответствующих направлений. Проводимые меры ОСМУ формируют высококачественные туристские продукты, которые положительно сказываются на социальноэкономическом развитии территории. [12] Это способствует развитию рынка, который отвечает современным, в том числе международным стандартам качества, и создание условий отдыха российских и иностранных туристов.

3. Перспективы и пути развития туристической направленности

3.1. Основные направления развития туристического рынка Сортавальского и, Питкяранского районов

На текущий момент наблюдается ежегодный рост туристов, желающих отдохнуть на территории Северного Приладожья. В то время, как основной поток туристов является внутренним, немалую часть туристов составляют иностранные граждане. Туристическая область стала мультипредметной, турист желает не только получить основные услуги (гостиница, транспорт, питание), но и получить новые ощущения. В связи с этим, возникает потребность в непрерывном поиске и формировании новых и интересных маршрутов, разработке и предложении новых услуг. [11]

На сегодняшние ключевые объекты туризма в регионе являются:

1) Гидроресурсы Северного Приладожья.

2) Национальных парк Ладожские шхеры.

3) Санаторий «Марциальные воды».

4) Эпос «Калевала».

5) Мраморный каньон «Рускеала».

6) Культурно-исторические и природные памятники «Долина героев, крест скорби».

Основными проектами ОМСУ по поддержке и развитию туризма в регионе являются:

1) Кластер «Южная Карелия».

2) Проект «Белые мосты».

3) Проект «Экоферма Маа».

4) Проект «Здоровье нации.

Проанализировав текущую обстановку на рынке туристических услуг Сортавальского и Питкяранского районов целесообразно разработать комплекс мероприятий с целью увеличения туристического потока в регионе.

В целях повышения привлекательности региона для туристов предложено включить в целевую региональную программу «Белые мосты», подпрограмму – «Туристическая база отдыха «Черные камни» (экскурсионный тур).

В рамках данной программы следует выделить ряд мероприятий:

1) Помощь в субсидировании строительства базы отдыха «Черные камни».

2) Разработка нового туристского маршрута, которые был бы интересен туристам.

3) Оказание государственной помощи, введение налоговых льгот для инвесторов.

4) Создание единого информационного сайта, содержащего полную и актуальную информацию о туристическом потенциале районов. Это поможет решить любой вопрос, который может возникнуть у путешественника: что интересного посмотреть, где вкусно поесть, где остановиться на ночлег.

5) Разработка маркетинговой программы по продвижению туристических продуктов региона.

Разработка данной подпрограммы несет в себе ряд положительных моментов для социального и туристического развития региона.

Во-первых, это популяризация ряда туристических мест, объединенных одной тематикой.

Во-вторых, данная подпрограмма позволит повысить привлекательность туризма в регионе не только для российских, но и для зарубежных туристов. Особенно интересен данный экскурсионный тур будет для «туристов выходного дня» ввиду того, что занимает один день и включает в себя большой объем информации.

В-третьих, расширение туристического маршрута ведет к увеличению турпотока и улучшению социальной среды и инфраструктуры. К примеру, улучшение дорожно-транспортного полотна, расширение зоны покрытия мобильной связи, повышение искусственной освещенности территории и создание новых рабочих, создание мест благоустройство территории, создание общественных мест отдыха, привлечение различных видов сопутствующих бизнесов и как следствие, повышение уровня конкуренции.

База отдыха «Черные камни» располагается на озере Янисъярви, в тридцати километрах от государственной границы с Финляндией. База является элитным туристическим комплексом международного уровня, который отличается высоким уровнем сервиса, разнообразием предложений для отдыха, комфортными условиями для отдыха. В распоряжении базы находятся загородные дома, гостиница на 60 номеров, банный и спортивный комплекс, мини — зоопарк. Единовременная пропускная способность базы 450 человек.

В рамках развития подпрограммы «Туристическая база отдыха «Черные камни» необходимо разработать новый туристический маршрут «Карельские тропы».

В программу маршрута будут включены самые известные места, такие как:

  • Водопады Ахвенкоски, представляющие собой каскад небольших равнинных водопадов неподалеку от поселка Рускеала, на реке Тохмайоки на которых проходили съемки фильма «А зори здесь тихие»;

— Мраморный каньон (горный парк) «Рускеала» — туристический комплекс, расположенный в Сортавальском районе Республики Карелия. Основой которого является объект культурного наследия, памятник истории — заполненный грунтовыми водами, бывший мраморный карьер.

Гора Вараора, обнаруженная примерно 4 года назад. На горе Вараора находятся лабиринты, выложенные из камней в виде циферблата, вся растительность растет строго по часовой стрелке. В этом месте останавливаются часы, и перестает работать техника. Птицы не пролетают над горой Вараорой. По мнению туристов, место является мистическим и паранормальным.

Озеро Янисярви, примечательное организованной ловлей лососёвых пород рыб, и приготовлением еды. Объект пригоден также для экстремальной ловли, такой как троллинг, то есть рыбная ловля с движущегося катера. Кроме того, интересен благодаря дополнительным услугам: прокат лодок; прокат лыж, спиннингов, снегоходов; реализация изделий традиционных промыслов, сувенирной продукции; организация мастер-классов, организации фото-видеосъёмки уникальных ландшафтов.

Сочетание данных объектов позволяет охватить наиболее широкую аудиторию туристов. Данный маршрут позволит удовлетворить потребности в активном и экстремальном отдыхе, в культурно-историческом туризме, в приключенческом и экологическом туризме.

В виду особенности рельефа на текущий момент по данному маршруту возможно проехать только на джипах, так как некоторые места труднопроходимые.

Отсутствие качественного дорожного покрытия на данном маршруте позволит базе отдыха «Черные камни» внедрить дополнительную услуг по предоставлению в аренду определенного вида транспорта, пригодного для данного рельефа.

Разработанная экскурсия «Карельские тропы» относится к однодневным экскурсиям. Экскурсия отличается своей универсальностью и рассчитывается на группу от 5 до 15 человек. Учитывая, что возраст участников может быть различным — это могут быть и школьники, и туристы в возрасте от 10 до 70 лет, наиболее эффективный период для проведения экскурсии: май-сентябрь.

Внедрение мероприятий, возможно, реализовать за счет средств туристической базы отдыха «Черные камни», а также ОМСУ в рамках развития программы «Белые мосты». Однако для более масштабного развития туристской отрасли в регионе следует привлечь дополнительные внешние инвестиции.

Основными каналами продвижения информации следует выделить:

Единый информационный сайт, разработанный специально для данного туристического маршрута и адаптированный для трех языков: русского, английского и финского.

Реклама на радио. Наиболее эффективно использовать прямую рекламу по финскому радио «Нова», русскому радио «Дорожное».

Маркетинговые акции. Промокоды на скидку на каналах продвижения. Разработка буклетов, брошюр, путеводителей.

Реклама через сеть интернет. Таргетированная реклама, реклама на тематических сайтах, реклама у туроператоров, на сайтах авиакомпаний.

Реклама в социальных сетях. Продвижение маршрута в тематических группах; группах, посвященных республике Карелия.

Партнерские акции и скидки. Необходимо построить взаимовыгодные отношение с туроператорами, различными активистскими и молодежными организациями. Проводить конкурсы и акции.

Со стороны ОМСУ в рамках данной программы необходимо:

Оказать содействие в увеличении количества точек по безналичному расчету на территории.

Привлечь индивидуальных предпринимателей к организации большего количество мест общественного питания и средств размещения;

  • Улучшить качество дорожно-транспортного полотна на маршруте;
  • Организовать по пути нового туристического маршрута парковочные места, оборудованные стоянки для транспорта, знаки и указатели ко всем достопримечательностям;
  • Наладить систему мобильного сетевого освещения;
  • Способствовать расширению зоны покрытия мобильной сети и внедрению бесплатных точек доступа WI-FI;

— На сегодняшний день огромное значение имеет как наличие, так и скорость беспроводного интернета. К сожалению, в районах очень редко можно подсоединиться к бесплатному интернету на улице, в местах общественного питания, культурно-исторических объектах, что делает затруднительным коммуникацию и навигацию, как российским туристам, так и иностранным. Компенсация этой проблемы поспособствовало бы увеличению туристских прибытий из-за границы и удовлетворенности иностранных граждан при посещении. Поэтому развитие данного гостинично-туристического комплекса в близи государственной границы, достаточно перспективное предприятие. Конечно имеет фактор сезонности. Количество туристов может серьезно отличатся от сезона к сезону. Для привлечения туристов в «не сезон» предпринимаются дополнительные меры, например, понижение стоимости на проживание в комплексе.

Благополучная реализация целевых программ определяется, прежде всего полнотой и своевременностью финансирования. Местным органам самоуправления, чтобы максимально эффективно реализовать целевую программу «Черные камни» нужно в первую очередь: в полном объеме провести все запланированные мероприятия, привести в полный порядок текущее управление реализации данной программы, в полной мере и своевременно финансировать отдельные участки проекта, правильно распределить финансовые средства между отдельными программами. Для реализации программы так же нужно привлечение финансовых ресурсов спонсорские средства бизнеса, предприятий, организаций района, различные фонды.

3.2. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий по развитию

туризма в Сортавальском и Питкяранских районах

Положительными моментами эффективности предлагаемых мероприятий являются налоговые поступления в местные бюджеты, создание новых рабочих мест, привлечение иностранного капитала, строительство туристской инфраструктуры в отдаленных, малонаселенных и индустриально слаборазвитых районах, представляющих огромный интерес для туристов (природный ландшафт, богатая история, места охоты и рыбалки, местные традиции, и т.п.), способствуют развитию муниципальных районов.

Разработанное мероприятие – экскурсионный тур «Карельские тропы» имеет следующий вид:

1. Состав тура:

2) Завтрак в ресторане «Плакучая ива».

3) Посещение туристских объектов:

  • Водопады Ахвенкоски;
  • Мраморный каньон (горный парк) «Рускеала»;
  • Гора Вараора;
  • Озеро Янисярви;

4) Обед в кафе «Русколка» на территории мраморного каньона «Рускеала».

5) Трансфер комфортабельным автобусом по маршруту база отдыха «Черные камни» — мраморный каньон «Рускеала» — водопады Ахвенкоски обед в кафе «Русколка» — гора Вараора — озеро Янисярви — база отдыха «Черные камни»;

  • Длительность тура – 1 день.

Количество человек в группе – 30 человек.

Количество сопровождающего персонала- 1 гид, 1 водитель.

Сезонность – май – сентябрь.

Количество экскурсий – 6 экскурсионных групп в неделю, 150 экскурсионных групп за сезон.

Транспорт – автобус Мерседес 0350 вместимостью 50 человек. Средний расход топлива 10 литров на 100 км. Тип топлива – дизель.

2. Регламент тура:

6:00 – Общий сбор группы в главном холле гостиницы «Атлантика», получение вводного инструктажа от гида.

6:15 – 6:45 – Завтрак в ресторане «Плакучая ива» на территории туристической базы отдыха «Черные камни».

6:45 – 7:00 – Сбор в экскурсионном автобусе;

7:00 – 7:20 — Следование к водопадам Ахвенкоски.

7:20 – 7:50 – Экскурсионная программа.

7:50 – 8:00 – Сбор в экскурсионном автобусе.

8:00 – 8:10 – Следование в мраморный каньон (горный парк) «Рускеала».

8:10 – 9:10 – Экскурсионная программа.

9:10 – 9:40 — Обед в кафе «Русколка».

9:40 – 9:50 – Сбор в экскурсионном автобусе.

9:50 – 11:00 – Следование к озеру Янисярви.

11:00 – 11:30 – Экскурсионная программа.

11:30 – 11:40 — Сбор в экскурсионном автобусе.

11:40 – 16:00 – Следование к горе Воттоваара.

16:00 – 16:30 – Экскурсионная программа.

16:30 – 16:40 — Сбор в экскурсионном автобусе.

16:40 – 21:00 –Следование на базу отдыха «Черные камни».

3. Себестоимость тура, указана в таблице 3- Расчет стоимости тура (Приложение А) Расшифровка расходов:

1) Расходы на проживание:

Согласно прейскуранту цен, на проживание в гостинице «Атлантика» с 30.04.19 г. по 01.10.19 г. размещение в двухместном номере без балкона в период с мая по сентябрь составит: 4 500 рублей/сутки.

2) Расходы на трансфер:

a) Стоимость топлива рассчитаем следующим образом:

((Расстояние маршрута (км) / 100 км) х средний расход топлива (10 л.)) х цена на дизельное топливо в регионе по состоянию на май 2019 г. = стоимость топлива за один экскурсионный рейс (тыс. руб.)

((651 км / 100) х 10) х 47 руб. = 3,06 тыс. руб. за экскурсионный рейс.

b) Амортизационные расходы на обслуживание автобуса рассчитаем следующим образом:

Формула расчета амортизации автобуса при линейном методе выглядит следующим образом:

А = ПС х (100% / СПИ) (3.1)

где, А – амортизация,

ПС – первоначальная стоимость,

СПИ – срок полезного использования в годах.

Первоначальная стоимость приобретения автобуса 2 000 тыс. руб., срок полезного использования – 5 лет.

Амортизация за год составит:

А = 2 000 х (100% /5) = 2 000 х20% = 400 тыс. руб.

Амортизация за сезон составит:

400 тыс. руб. / 150 экскурсионных рейса = 2,67 тыс. руб.

Таким образом, расходы на трансфер составят:

3,06 тыс. руб. + 2,67 тыс. руб. = 5,73 тыс. руб. за один экскурсионный рейс.

3) Расходы на заработную плату при повременной оплате труда:

Расчет заработной платы водителя экскурсионного автобуса:

Оклад 20 тыс. руб.

Расходы на заработную плату за сезон:

20 тыс. руб. х 5 (май-сентябрь) = 100 тыс. руб.

Расходы на пенсионное страхование:

100 тыс. руб. х 22% = 22 тыс. руб.

Расходы на социальное страхование:

100 тыс. руб. х 2,9% = 2,9 тыс. руб.

Расходы на медицинское страхование:

100 тыс. руб. х 5,1% = 5,1 тыс. руб.

Итого: 100 тыс. руб. + 22 тыс. руб. + 2,9 тыс. руб. +5,1 тыс. руб. = 130 тыс. руб. за сезон.

130 тыс. руб. / 150 рейсов = 0,87 тыс. руб. за один экскурсионный тур.

Расчет заработной платы гида:

Оклад 25 тыс. руб.

Расходы на заработную плату за сезон:

25 тыс. руб. х 5 (май-сентябрь) = 125 тыс. руб.

Расходы на пенсионное страхование:

125 тыс. руб. х 22% = 27,5 тыс. руб.

Расходы на социальное страхование:

125 тыс. руб. х 2,9% = 3,6 тыс. руб.

Расходы на медицинское страхование:

125 тыс. руб. х 5,1% = 6,4 тыс. руб.

Итого: 125 тыс. руб. + 27,5 тыс. руб. + 3,6 тыс. руб. +6,4 тыс. руб. = 162,5 тыс. руб. за сезон.

162,5 тыс. руб. / 150 рейсов = 1,08 тыс. руб. за один экскурсионный тур.

Итого расходы на заработную плату составляют:

0,87 тыс. руб. + 1,08 тыс. руб. = 1,95 тыс. руб. за один экскурсионный тур.

4) Расходы на экскурсии:

Экскурсия на мраморный каньон (горный парк) «Рускеала». Вход 300 рублей с человека.

300 б. х 30 чел. = 9 тыс. руб. за один экскурсионный тур.

Экскурсия на водопады Ахвенкоски. Вход 200 рублей с человека.

200 руб. х 30 чел. = 6 тыс. руб. за один экскурсионный тур.

Экскурсия на озеро Янисярви. Вход бесплатный.

Экскурсия на гору Воттоваара. Вход бесплатный.

Расходы на питание:

Завтрак в ресторане «Плакучая ива» — 200 рублей на чел.

200 руб. х 30 чел. = 6 тыс. руб.

Обед в кафе «Русколка» — 400 руб. на чел.

400 руб. х 30 чел. = 12 тыс. руб.

Таким образом, расходы на питание составляют:

6 тыс. руб. + 12 тыс. руб. = 18 тыс. руб. за один экскурсионный тур.

301 Расходы на страхование туристов:

Страхование от несчастных случаев – 200 рублей на чел.

200 руб. х 30 чел. = 6 тыс. руб. за один экскурсионный тур.

4. Экономическая эффективность тура.

1) Маржинальный доход за сезон май-сентябрь:

150 экскурсионных групп за сезон * 166,14 тыс. руб. = 24 921,00 тыс. руб.

2) Расчет постоянных затрат:

Постоянные затраты — величина, которая практически не меняется при изменении объема реализованной продукции. К ним относится:

Основная заработная плата с начислениями управляющего и

общепроизводственного персонала;

Арендная плана за помещение офиса и помещения

общепроизводственного персонала;

  • Расходы на содержание офиса и общепроизводственных служб;
  • Амортизационные отчисления;
  • Внереализационные расходы.

Принимаем от 35-40% от переменных затрат (транспорт, проживание и питание, страховка, экскурсионное обслуживание, комиссия турагентства).

В соответствии со сметой постоянные расходы составляют:

127,80 тыс. руб. * 150 экскурсионных групп = 19 170 тыс. руб.

3) Расчет валовой прибыли:

Прибыль валовая определяется формулой:

Пвал=Мс.дох-Спост (3.2)

где, Пвал – прибыль валовая Спост — постоянные затраты в составе себестоимости Пвал = 24 921 тыс. руб. – 19 170 тыс. руб. = 5 751,00 тыс.руб. 4) Прибыль чистая Прибыль чистая определяется формулой: Пчист=Пвал-Нпр Нпр – налог на прибыль. Нпр – 20% от Пвал. Нпр = 5 751,00 тыс. руб.*0,2 = 1 150,2 тыс.руб. Пчист = 5 751,00 тыс. руб. – 1 150,2 тыс. руб. = 4 600,8 тыс.руб. 4) Уровень прибыльности Уровень прибыльности определяется формулой:

(3.3)

где, Sпр Пвал – прибыль валовая, Sпр — сумма продаж.

=23,07% 5) Уровень рентабельности Уровень рентабельности определяется формулой:

где, Пчист – прибыль чистая, Sпр — сумма продаж.

Полученный результат сравним с нормативными

Унпр = 23,07%

Унр= 18,46%

Мы видим, что полученный уровень прибыльности и рентабельности выше нормативных.

Следовательно, экскурсионный тур считается экономически эффективным.

Сравнение полученных результатов прибыльности и рентабельности с нормативными данными показало, что разработанный экскурсионный тур в рамках целевой региональной программы «Белые мосты», является экономически эффективен и жизнеспособен. Это означает, что его можно реализовывать в полном объеме, что и собирается делать турфирма «Всея Русь».

Направления туризма по достопримечательностям Карелии будет всегда востребовано ввиду уникальности природного разнообразия и выгодного географического положения. Программа тура сбалансирована, рассчитана на различные возрастные категории и различные потребности туристов. Программа тура может расширяться с целью более полного охвата потребностей потребителей.

Среди минусов данного экскурсионного маршрута можно выделить географическую отдаленность горы Вараора и длительное время следования до объекта. Самобытность данного места и уникальность пейзажей, открывающихся с вершины горы способны компенсировать неудобства в пути. Кроме того, ввиду плохого транспортного полотна на территории республики, а также ввиду комфортабельности транспорта, предоставляемого в рамках тура, данное предложение будет выгодно для туристов, путешествующих без личного автомобиля.

Кроме того, для более полной оценки эффективности внедрения разрабатываемого мероприятия, можно экспертную оценку. Метод экспертной оценки — это разновидность исследования, в котором респондентами являются эксперты — специалисты в определенной области деятельности.

Экспертами для оценки предлагаемых мероприятий, могут выступить:

  • заместитель главы администрации Питкяранского района,
  • заместитель главы администрации Сортавальского района,
  • руководитель отдела экономического развития;
  • директор ООО «Черные камни»

Специфика определения эффективности в данном случае состоит в том, что, акцент делается на социальную эффективность.

Состав основных ранжируемых показателей, которые могут быть улучшены в результате внедрения предлагаемых рекомендаций:

Туристические и социальные:

1) Привлечение иностранных туристов;

2) Увеличение количества новых рабочих мест;

3) Разработка новых маршрутов;

4) Сотрудничество с зарубежными коллегами туристической области;

5) Повышение качества обслуживание.

Экономические:

6) Повышение эффективности бюджетных расходов.

Приведенный список показателей выдается каждому из экспертов. Поскольку каждый из перечисленных эффектов может проявляться в разной степени, то для выявления значимости каждого из эффектов для улучшения конкретных показателей, экспертам надлежит провести их ранжирование по значимости, т.е. каждому из показателей каждым из экспертов должен быть присвоен определенный вес. Соответственно, чем больше вес, тем более велик эффект от предложенных мероприятий. Результаты ранжирования приведены в Приложении Б.

Для нахождения согласованной оценки группы экспертов определена сумма весов оценок по каждому показателю. Результаты представлены в Приложение В.

После чего произведено упорядочивание весов (по возрастанию) и связанных с ними номеров мероприятий. Результаты представлены в Приложение В.

Результат ранжирования, который представляет согласованную оценку экспертов, выглядит следующим образом (показатели выстроены по возрастанию степени их значимости, по мнению экспертов):

1) Улучшение деятельности администрации района по организации спортивной работы с населением

2) Повышение активности на участие в спортивных мероприятиях;

3) Повышение качества и доступности услуг спорта для населения.

Проведенное ранжирование показывает, что эксперты наиболее высоко оценили значимость проектных мероприятий для улучшения деятельности администрации Октябрьского района по организации спортивной работы с населением.

Для выявления степени согласованности мнений экспертов рассчитается коэффициент конкордации (согласования) по формуле:

X 2 (3.4)

W

m(n 1)

(3.5)

12 S

X2 3m(n 1)

mn (n 1)

где, m – количество экспертов

n – количество факторов

S – сумма квадратов весов оценок.

Полученный коэффициент W может оценивается по шкале от 0 до 1.

Если W больше или равен 0,5, то согласование мнений экспертов считается положительным и мероприятия могут использоваться на практике. То есть, мнение экспертов свидетельствует, что внедрение проектных мероприятий целесообразно и актуально, а сами мероприятия являются эффективными с социальной и экономической точек зрения.

Если же W меньше 0,5, то согласование мнений экспертов является неудовлетворительным, и экспертная оценка не может быть основанием для реализации проектных рекомендаций.

Подсчитаем коэффициент согласования для предлагаемых комплексов рекомендаций.

12 * 2550

X2 3 * 4 * (6 1) 171 147 24

4 * 6 * (6 1)

Величина коэффициента согласования W=1,2>0,5 указывает на положительное согласование мнений группы экспертов.

W 1,2

4(6 1)

Полученное значение коэффициента конкордации (WW=1,2) выше порогового значения (0,5), что позволяет сделать вывод о допустимости использования согласованной оценки. То есть, полученное согласованное ранжирование свидетельствует о социально-экономической эффективности предлагаемых мероприятий.

По результатам анализа, данный проект можно оценить, как жизнеспособный в условиях данной территории.

Подведя итог, можно сказать о том, что туристический рынок Сортавальского и Питкяранского районов имеет огромный потенциал. Регион благоприятен для различных видов направления туризма и, благодаря своему выгодному географическому положению, интересен не только для российских, но и для зарубежных туристов.

Разработанное мероприятие несет в себе положительный эффект не только в финансовом, но и в социальном плане.

Ввиду неразвитой транспортной доступности региона, посещение сразу четырех туристических мест на данной территории было проблематично для большого процента туристов. При планировании отдыха, они сталкивались с целым рядом проблем: поиск транспорта, длительное время в пути, неопределённость в выборе маршрута, дополнительные расходы за гидов на местах.

Данный маршрут позволяет в короткий срок посетить наиболее интересные объекты данного региона, получить познавательную информацию о данных объектах и значительно сэкономить время, силы и финансы при осуществлении поездки. Тур имеет большой потенциал. При расчете использовались наиболее унифицированные услуги, приемлемые в финансовом плане для среднего потребителя. В рамках развития данного туристического маршрута, на базе существующего тура можно анализировать и внедрять услуги, наиболее подходящие для каждого индивидуального потребителя, расширять тарифную сетку и подбирать экскурсии под различные группы граждан. К примеру, школьные туры.

Заключение

По результатам проведенной работы можно сформулировать основные выводы.

Во-первых, существует нормативно-правовая проработанность системы государственного управления туризмом в рассматриваемых районах Карелии. Северное Приладожье — отличный плацдарм для развития туристической области, обладающий объектами Всемирного природного и культурного наследия.

Туристско-рекреационный потенциал и выделение туристскорекреационных зон Карелии позволяет определить основные направления развития регионального туризма на муниципальном уровне двух районов, которые содержат в себе возможность для реализации многообразных видов туризма: экстремального, культурно-развлекательного, аграрного, сельского, экологического, ностальгического, спортивного, приключенческого, водного, делового и познавательного. Богатый рекреационный потенциал Карелии делает её привлекательной практически для всех сегментов туристического рынка потребителей.

Во-вторых, Северное Приладожье участвует в Федеральной целевой программе «Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2025 года», по размещению объектов и инфраструктуры туризма в Республике Карелия, согласно Генеральной схеме. Согласно проекту — все значимые природные и культурные памятники двух районов закольцовываются в один туристический маршрут.

ОМСУ совместно с инвесторами и представителями бизнеса активно разрабатывают новые туристские маршруты, увеличив тем самым туристические потоки, российским и зарубежных туристов.

Анализ туристических прибытий в муниципальные районы дает возможность скорректировать использование природных и культурноисторических объектов, в интересах различных видов отдыха и туризма.

Территория Северного Приладожья имеет выгодное геополитическое положение, самая протяжённая граница с Европейским Союзом более 800 км, близость и транспортная доступность с крупнейшим российским мегаполисом городом Санкт – Петербургом. Результат увеличения туристического потока оказывает положительное влияние на экономику районов в целом.

Подводя итог, туристская область районов, имеет ряд условий оказывающие негативное влияние на развитие отрасли:

1) невысокое качество, имеющееся туристской инфраструктуры и ее количественный недостаток;

2) недостаток качественных комплексных туров, преобладание самодеятельных поездок;

3) слабый уровень применения всего спектра туристского потенциала;

4) несовершенство законодательства в туристической области отрасли, несет в себе институциональные риски, связанные с расширением пределов пограничной зоны на территории Карелии, сложностями в выделении земельных участков под инвестиционные площадки;

5) отток доходов от туристской деятельности в ближайшие области;

Так же следует выделить положительное влияние туристической отрасли на экономику районов:

1) развитие стабильных международных отношений, совместное участия в международных туристских проектах;

2) заинтересованность крупных российских и зарубежных компаний в инвестировании в сферу туризма на территории Северного Приладожья;

3) создание новых рабочих мест;

4) экономическое развитие, сопряжённых отраслей;

5) дополнительные поступления денежных средств, в местные бюджеты;

— Положительная динамика и развитие туристической сферы во многом зависит от эффективности управления туристской политики в районах. Главами Питкяранского и Сортавальского муниципальных районов принято решение о взаимном сотрудничестве по реализации масштабного проекта «Белые мосты», который входит в целевую программу «Развитие туризма в Республике Карелия на период до 2025 года».

Для пополнения доходной части муниципального бюджета, при помощи туристической области необходимо решить ряд задач, среди которых: возрождение объектов культурного и природного наследия, обустройство рекреационных ресурсов, расширение социальной базы туризма, привлечение инвестиций для развития туристской инфраструктуры, модернизация существующей материальной базы.

Необходимо создать такие условия для работы организаций и предприятий туристской отрасли, чтобы отечественный рынок стал для туристов более привлекательным, чем зарубежный.

Итак, в ходе выполнения бакалаврской работы была достигнута ее цель – были рассмотрены мероприятия, проводимые ОМСУ в туристической сфере, а также предложены новые мероприятий в туристической области актуальные и применимые на территориях Сортавальского и Питкяранского муниципальных районов.

Список используемой литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/bakalavrskaya/plan-meropriyatiy-po-sovershenstvovaniyu-deyatelnosti-turistskoy/

1. Федеральный закон от N 365-ФЗ от 27 декабря 2009 г. “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (ред. 12.08.2018.) // Собрание законодательства РФ, 11.20.2006, № 50, ст. 1287 2. Федеральный Закон № 131 от 6 октября 2003 г «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред. 06.02.2019.) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822 3. Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. N 452 “Об утверждении правил оказания услуг по реализации туристского продукта”. 4. Постановление Правительства РФ от 29 мая 2008 г. N 408 “О Министерстве спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации”. 5. Боголюбов, В. С. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве: учебник для академического бакалавриата / В. С. Боголюбов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 293 с. 6. Ветитнев, А. М. Информационные технологии в туристской индустрии: учебник для академического бакалавриата / А. М. Ветитнев, В. В. Коваленко, В. В. Коваленко. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 340 с. 7. Гегедюш, Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова, М.М. Мокеев и др. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 238 c. 8. Дмитриев А.В., Афанасьев М.В. Предоставление туристических услуг услуг: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. – 104 с. 9. Долгов А. П. Экономический менеджмент: концепция, методы и модели: учеб. пособие / А. П. Долгов, В. К. Козлов, С. А. Уваров. СПб. : ИД «Бизнес-пресса», 2014. 384 с. 10. Каменец, А. В. Молодежный социальный туризм: учеб. пособие для академического бакалавриата / А. В. Каменец, М. С. Кирова, И. А. Урмина ; под общ. ред. А. В. Каменца. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 192 с. 11. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве: Учебное пособие / А.Г. Кобилев, А.Д. Кирнев, В.В. Рудой. — Рн/Д: Феникс, 2013. — 494 c 12. Колодий, Н. А. Экономика ощущений и впечатлений в туризме и менеджменте: учеб. пособие для магистратуры / Н. А. Колодий. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 326 с. 13. Мотышина, М. С. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебник для академического бакалавриата / М. С. Мотышина, А. С. Большаков, В. И. Михайлов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 282 с. 14. Морозов, М. А. Экономика туризма: учебник для СПО / М. А. Морозов, Н. С. Морозова. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 15. Сурин, А.В. Основы управления. Государственное и муниципальное управление, антикризисное управление, управление персоналом, менеджмент / А.В. Сурин. — М.: КДУ, 2008. — 368 c. 16. Наумов, С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш, М.М. Мокеев и др. — М.: Дашков и К, 2014. — 556 c. 17. Парахина, В.Н. Муниципальное управление: Учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. — М.: КноРус, 2013. — 494 c. 18. Пронкин, С.В. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие / С.В. Пронкин и др. — М.: КДУ, 2011. — 496 c. 19. Самойлов, В.Д. Государственное управление. Теория, механизмы, правовые основы: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление» / В.Д. Самойлов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2013. — 311 c. 20. Скобкин, С. С. Менеджмент в туризме: учебник и практикум для СПО / С. Скобкин. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 366 с. 21. Сурин, А.В. Основы управления. Государственное и муниципальное управление, антикризисное управление, управление персоналом, менеджмент / А.В. Сурин. — М.: КДУ, 2008. — 368 c. 22. Управление туристическими потоками в транспортно-логистических системах / Л. Б. Миротин, В. А. Гудков, В. В. Зырянов, С. А. Ширяев и др. Под ред. Л. Б. Миротина. — М.: Горячая линия — Телеком, 2010. — 704 с. 23. Феденева, И. Н. Организация туристской индустрии: учеб. пособие для СПО / И. Н. Феденева, В. П. Нехорошков, Л. К. Комарова; отв. ред. В. П. Нехорошков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 205 с. 24. Шубаева, В. Г. Маркетинговые технологии в туризме: учебник и практикум для СПО / В. Г. Шубаева, И. О. Сердобольская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 120 с. 25. Администрация Питкяранского муниципального района [Электронный ресурс]. – режим доступа: URL http://admin.pit.su/ (дата обращения 30.04.2019 г.) 26. Администрация Сортавальского муниципального района [Электронный ресурс]. – режим доступа: URL http://old.gov.karelia.ru/Regions/sortavala.html (дата обращения 25.04.2019 г.) 27. Ростуризм [Электронный ресурс]. – режим доступа: URL https://www.russiatourism.ru/regions/?fedokr=&freg=233 (дата обращения 30.04.2019 г.)

Приложение А

Таблица 3 — Расчет стоимости тура

Статьи затрат Цена, тыс. руб.

Проживание 67,50

Трансфер 5,73

Заработная плата персонала 1,95

Экскурсия на мраморный каньон (горный

9,00 парк) «Рускеала»

Экскурсия на водопады Ахвенкоски 6,00

Экскурсия на озеро Янисярви вход бесплатный

Экскурсия на гору Воттоваара вход бесплатный

Расходы на питание 18,00

Страхование туристов 8,00

Итого 116,18

Затраты на рекламу (5%) 5,81

Внереализационные расходы (5%) 5,81

Итого на группу (30 человек) 127,80

Рентабельность (30%) 38,34

Всего с учетом рентабельности за один

166,14 экскурсионный тур

Всего с учетом рентабельности за сезон 24 921, 00

Приложение Б

Результаты экспертного ранжирования

Основные ранжируемые показатели Экспертов

1 2 3 4 1. Повышение эффективности бюджетных расходов 5 5 4 5 2. Увеличение количества новых рабочих мест 5 4 4 5 3. Разработка новых маршрутов

5 5 5 4 4.Сотрудничество с зарубежными коллегами туристической области 5 4 4 4 5. Повышение качества обслуживание 4 4 4 3 6. Привлечение иностранных туристов 4 5 4 4

Приложение В

Расчет сумм весов экспертных оценок

эксперты Суммы

Основные ранжируемые показатели весов

1 2 3 4 оценок 1. Повышение эффективности бюджетных расходов 5 5 4 5 19 2. Увеличение количества новых рабочих мест 5 4 4 5 18 3. Разработка новых маршрутов

5 5 5 4 18 4.Сотрудничество с зарубежными коллегами

5 4 4 4 17 туристической области 5. Повышение качества обслуживание 4 4 4 3 15 6. Привлечение иностранных туристов 4 5 4 4 17

Приложение Г

Определение согласованного ранжирования

№ Ранжированны

Согласованная экспертов е суммы по

оценка экспертов

1 2 3 4 возрастанию Повышение эффективности бюджетных расходов 5 5 5 4 Разработка новых маршрутов

5 4 4 5 18 Увеличение количества новых рабочих мест 5 4 4 5 18 Привлечение иностранных туристов 5 4 4 4 17 Сотрудничество с зарубежными коллегами

4 5 3 4 17 туристической области Повышение качества обслуживание

4 4 3 4 15