Исследования влияния проведения экскурсии на воспитанников

Дипломная работа

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА …………………………………………….

1. ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК

ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННЫЙ ПРОЦЕСС ПОЗНАНИЯ

ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

1.1 Основные характеристики экскурсионного дела

Экскурсия считалась одним из активных средств обучения, воспитания и развития личности. О нем как о методе познания много написано в научно-педагогической литературе. Но вопрос о педагогически грамотном, квалифицированном обеспечении экскурсии, т.е. о такой организации педагогической деятельности как экскурсоведение почти нет никаких исследований. Понятно возрастание актуальности проблемы в Казахстане, который с приобретением суверенитета имеет колоссальные возможности для развития экскурсоведения не только как средства воспитания личности, но и как средства экономического роста и формирования нового типа личности, с новым мышлением, чувством хозяина земли, родины. с педагогической точки зрения, экскурсия – это такой продуктивный метод, который даёт возможность в процессе воспитания и формирования личности осуществлять ценностно-ориентируемый гуманистический подход.

Особое внимание уделено созданию новой экскурсии, начиная с определения её цели, задачи, темы творческой группой, которая проводит большую работу по сбору материала из различных источников и написанию важнейших методических документов – паспортов объектов, маршрута экскурсии, контрольного и индивидуального текстов, методической разработки.

Но создать хорошую экскурсию, оснастить ее необходимой документацией еще недостаточно, также необходимо добиться ее правильного, педагогически правильного и безопасного поведения.

На данном этапе развития общества особое значение имеет организация управления работой туристско-экскурсионной фирмы с целью достижения высокого качества обслуживания экскурсионных групп, привлечения большого количества клиентов, получение экономической прибыли.

Краткая история экскурсионной деятельности

Пешие прогулки прошли долгий исторический путь, прежде чем достигли своего современного уровня. В разные исторические периоды он выполнял разные задачи и был связан с общекультурным и экономическим, морально-этническим и научно-техническим состоянием человеческого общества. Следует подчеркнуть, что туризм и экскурсионная деятельность, хотя и не являются синонимами, имеют большую площадь соприкосновения. Туристская поездка будучи более продолжительной по времени (более 24 часов), очень часто включает в себя так называемую экскурсионную услугу или, проще говоря, экскурсию, проводимую специалистами по определённым темам и маршрутам. Поэтому, говоря об истории экскурсий, невозможно оторваться от истории туризма в целом.

38 стр., 18819 слов

Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников

... экскурсии по естествознанию в начальных классах. Тема - влияние экскурсий на развитие наблюдательности младших школьников. Гипотеза состоит в том, что систематическое проведение экскурсий по естествознанию с использованием ряда психолого-педагогических ... и в какой последовательности будет выполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка. Развитие памяти. В школе ...

Люди стали вершиной жизненного развития в большей степени благодаря тому, что за многие тысячелетия они выработали эффективную систему передачи знаний другим людям, особенно детям и молодежи. Наиболее важным принципом этой системы была наглядность. Древние египтяне совершали познавательные и развлекательные поездки в интересные города, искусственные озера, храмы и пирамиды. Античный туризм расцвёл в Древней Греции и Римской империи. Ярким примером являются путешествия в Олимпию, связанные с праздником в честь верховного бога Зевса, начиная с 7в до н.э. В трудах древних ученых Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана об образовании поднимался вопрос о цели кампаний по изучению природы.

Представители эпохи Просвещения видели в деревне средство патриотического воспитания и укрепления здоровья молодежи. Они обосновывают важность экскурсий, развивают теорию их важности в образовании, раскрывают цели и задачи путешествия и их отношение к другим средствам формирования личности. Многие прекрасные учителя прошлого понимали важность школьных экскурсий и говорили о целесообразности организации детских прогулок на природе.

Проявление идей краеведения дало толчок развитию представлений об объективности и наглядности преподавания, об изучении родного края. К этому времени относится общественно-научная деятельность великого русского педагога К.Д. Ушинского, отказавшегося от школьной методики и разработавшего основы научной педагогики. В основе его системы лежало требование демократизации образования и народного образования, развития у учащихся способности наблюдать окружающую действительность. Он рекомендовал выход за пределы обычного урока посредством нового, активного метода обучения – экскурсии, и в первую очередь на природу под руководством учителя, что даёт возможность ученику воспринимать и видеть окружающий его конкретный, предметный мир, учиться самостоятельно мыслить.

Зарождение туризма как социального явления относится к концу 17 в, когда учащиеся школ некоторых европейских государств стали совершать пешеходные прогулки на природу, но туризм, близкий к современному по форме отдыха и развлечениям, зародился около 180 лет назад. Наряду с познавательными экскурсиями появились первые внеклассные прогулки и поездки. Они были немногочисленны, случайны и включали только членов правящего класса, страдающих от скуки и ищущих новых впечатлений.

Первый казахский учёный, другие образованные передовые люди того времени совершали путешествия и экскурсии с познавательной целью, создавая для этого свои небольшие по составу общества, одним из которых было Общество любителей естествознания, которое завоевало популярность у учёных и педагогов того времени. Они изучали природные богатства окрестностей и проводили экскурсии для любопытных. Членами таких обществ были К.А. Тимирязев, Д.И. Менделеев, И.П. Павлов, Н.М. Пржевальский. На рубеже XIX и XX веков в России возникли предпосылки объединить любителей путешествий и экскурсий в одну организацию. Так было создано Российское горное общество, учредителями которого стали знаменитые учёные В.И. Вернадский, И.В. Мушкетов, П.П. Семёнов Тянь-Шанский, изучавшие и Казахстан. Российская горнодобывающая компания построила первый горный приют в России, прототип будущих альплагерей. Он организовывал экскурсии и поездки для желающих, предоставлял гидов, обеспечивал участников прогулок и экскурсий, предлагал возможности для отдыха в местах и ​​приютах.

11 стр., 5484 слов

Развитие горнолыжного туризма в россии на примере Красной поляны

... и хорошим сервисом. 2.3 Анализ предложений в сфере горнолыжного туризма В настоящее время туроператоров, предлагающих горнолыжный отдых на ... горнолыжного центра, небольшого спортклуба "Витал", войсковой части и горнолыжного центра РКК "Энергия". Центр работает ежедневно, кроме понедельника с 10 до 20 часов. Инфраструктура Горнолыжный центр ... экскурсии в Серпухов и Поленово. Жилье. Остановиться на ...

В 1899 г. создаются комиссии по организации общеобразовательных экскурсий при Педагогическом обществе России, проводившая соответствующую работу среди учащихся школ, гимназий, училищ, вузов.

Большой толчок массовости экскурсий дало скаутское движение в десятые годы 20 в. в России, поглощенное затем пионерским. Скауты (разведчики) учились навыкам поведения в лесных и полевых условиях, совершали радиальные экскурсии из своих летних лагерей, изучали географию и историю родного края.

Принято считать, что первую в мире туристскую в мире фирму открыл английский проповедник, в дальнейшем предприниматель Томас Кук в 30-х годах 19 в. он основал общество трезвенников и с целью их просвещения и отвлечения от пагубной привычки, организовывал первые экскурсии. Т. Кук убедил железнодорожные и судоходные компании в Англии, что выгоднее перевозить больше людей по более низкой цене. Он организовал 20-мильную поездку для 570 человек из Лестера в Лафборо и обратно с прогулкой с чаем и духовым оркестром и прогулкой на лодке в соседнюю Ирландию. Примерно в то же время в Швейцарии появилась профессия горных гидов, которые не только указывали путь любителям горных прогулок, но и рассказывали своим клиентам об увиденном. В прекрасных городах Италии, издавна привлекавшей путешественников в Европу и Средиземноморье, появились и ценители храмов и дворцов, которые за определенную плату познакомили с местами любопытных. Постепенно стала развиваться музейная деятельность, которая возникла на базе открытых для публики частных коллекций, а хозяева были первыми в них экскурсоводами. Например, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, через 10 лет – Всероссийская художественно-промышленная выставка, которые посещались учащейся молодёжью.

В целом период развития туризма до начала Первой мировой войны можно назвать элитным периодом появления специализированных компаний и предприятий и начала новой профессии — экскурсовода.

После Первой мировой войны началось формирование массового туристско-экскурсионного движения. Советское правительство начало борьбу с неграмотностью, одним из средств которой было открытие экспериментально-демонстрационной туристической базы, издание журнала «Экскурсия» и подготовка походных вожаков.

Профсоюзы, руководившие этой работой до распада Советского Союза, приобрели большое значение в организации туризма и экскурсий. Под знаменем борьбы с врагами народа Российское общество туристов было преобразовано в 1930 г. во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма, задачами которого было ознакомление широких масс со всей страной и активное участие в укреплении обособленности страны в связи с доктриной Мировой революции.

14 стр., 6747 слов

Инвалидный туризм. Проблемы и перспективы туризма инвалидов Организация ...

... Агентство Well» учитывает все особенности организации отдыха для инвалидов: Особенности организации проживания и питания; Специализированный транспорт для инвалидов; Интересные места и экскурсии; Доступность экскурсионных мест; Наличие спецудобств; ... турфирмы заключается в том, что зрячие туристы получают скидку при совместном путешествии с людьми либо группой людей с ограниченным зрением. Желающие ...

В эти годы грянет мировой экономический кризис, зарождаются почки массового туризма. Создатель швейцарской фирмы «Отельплан» Г. Дутвайлер с целью оказания помощи страдающему гостиничному хозяйству страны выдвинул лозунг: « Следует обратиться к публике, до сих пор не приобщённой к туризму и не привыкшей к экскурсиям», что привело его фирму к успешной реализации 52648 тур путёвок в первый же год.

В Германии в 1933 году был создан Комитет по туризму при Министерстве просвещения и пропаганды. Одной из целей немецкого государства было провозглашено «обеспечение рабочего отпуском, который стал бы настоящим отдыхом для него, чтобы иметь народ с сильными нервами, т.к. только с таким народом можно делать большую политику». Мы знаем, к чему привела фашистская «большая политика», но нам интересен тот факт, что результатом вовлечения широких слоёв народа в туризм и экскурсии стал первый туристский бум в Германии, когда число тур поездок возросло с 2,3 млн. в 1934 до 9,6 млн. в 1937 г.

В 1950-е годы элитный туризм перешел в разряд потребностей населения высокоразвитых стран. Формируется мощная индустрия досуга со своими собственными институтами, продуктом производства, методами организации и управления. В Европе это в основном услуги американских туристов, которые часто приезжали из-за границы, чтобы ступить на землю своей юности или землю своих предков. Стал необходим большой отряд гидов, переводчиков, экскурсоводов. Чуть позже начинается рост внутреннего туризма в Европе, а затем и международного выездного туризма. Происходит переход от общества рабочего времени к обществу досуга.

В Советском Союзе, а значит и Казахстане, происходили подобные явления. В 1954 г. открывается в Москве Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, в 1955 разрешается доступ в Кремль. Освоение целинных и залежных земель Казахстана и Сибири, начавшиеся в 1954 году, привлекло сотни тысяч новоселов, что поставило задачу организации экскурсионной работы для них. Целители едут в Ленинград, Москву, Алма-Ату, на Кавказ, где для них организуют десятки разнообразных экскурсий. В 1960 году был отправлен первый туристический поезд по маршруту Москва — Черное море. По маршруту запланированы экскурсии по городам, которые составляют единую программу. Этот вид сервиса настолько развит, что вокзал в столице Алма-Ата2 несколько лет работал только для приема и отправления туристических поездов. Когда такой поезд прибыл на станцию, одновременно обслуживали 10-14 экскурсионных автобусов с гидами.

В 1962 г. был создан единый координирующий орган – Центральный совет по туризму и экскурсиям. В Казахстане организованы республиканские и областные советы, что позволило значительно укрепить материально-техническую базу, увеличить сеть туристических учреждений. усовершенствовать методологическую разработку удалось за счет выпуска большого комплекта учебной и нормативной литературы, карт, схем, брошюр, открыток из специального «Туристического информационного бюро. Результатом этой работы в Казахстане стало создание в каждом областном и региональных центрах бюро путешествий и экскурсий, сети туристских гостиниц, специализированных автобусных парков и гаражей, организация курсов по подготовке экскурсоводов, руководителей маршрутов и инструкторов по туризму, аренда поездов, морских и речных судов для круизов казахстанцев.

4 стр., 1657 слов

Организация сопровождения туристов в Таиланде

... посещении Таиланда; Изучить особенности обслуживания туристов в Таиланде. Предметом исследования является рассмотрение особенностей сопровождения и обслуживания российских туристов в странах Азии. Объектом данного исследования является организация сопровождения туристов в Таиланде. Теоретико-методологическая основа работы В работе использованы материалы ...

Общая численность работников туризма в Казахстане в конце 1980-х годов составляла около 10 тысяч человек, количество туристических маршрутов — около сотни, количество экскурсионных тем — несколько сотен. В 1974 г. в походах и экскурсиях приняло участие свыше 1,5 млн. учащихся – казахстанцев, более 600000 учащихся побывало на предприятиях, выставках, и в музеях.

Характеристики экскурсоведения

Экскурсия. Термин «экскурсоведение» состоит из двух слов «экскурсия» и «ведение», т.е. экскурсоведение – предмет, который учит правильно проводить экскурсии, а так же изучать проблемы, связанные с организацией и содержанием экскурсионного обслуживания населения. В руководстве рассматриваются концепции похода, его функции, обозначения, классификация, основные элементы похода — шоу и рассказ.

В разделах о методике подготовки и проведения экскурсии рассказывается многосторонний процесс создания новой экскурсии, определяется роль творческой группы, анализируются важнейшие документы экскурсии – контрольный текст и методическая разработка, даётся представление о методических приёмах показа и рассказа, организации и содержании методической работы, рассматриваются профессиональные качества экскурсовода, его права и обязанности. Некоторые темы темы посвящены педагогическим особенностям проведения экскурсий в зависимости от целей и задач, месторасположения и состава туристов.

С начала развития экскурсионного бизнеса его теоретиками и практиками в печати дано около 20 различных интерпретаций термина «экскурсия». Определения экскурсии были даны В. Далем в 1882 г, в 1895 г, в начале советского периода В.А. Гердом, Д.Н. Ушаковым в 1940 г. С 70-х огромный вклад в развитие экскурсионной теории был сделан Б.В. Емельяновым. Разные определения экскурсии отличаются одно от другого. Это связано с разными задачами, которые ставились в разные периоды развития общества, с углублением теории и практики экскурсии. На современном этапе определение экскурсии можно сформулировать следующим образом:

Экскурсия (с латинского – поездка) – целенаправленный, наглядный процесс познания окружающего мира, связанный с заранее подобранными объектами, темой и маршрутом, под руководством квалифицированного специалиста.

Из определения следует, что каждая экскурсия должна иметь определённые цели (познавательные, воспитательные и др.).

Видимость экскурсии говорит о том, что приоритетом в ней является отображение заранее выбранных объектов, которое сопровождается рассказом. Объекты подбираются по выбранной теме таким образом, чтобы раскрыть ее и достичь поставленных целей и задач экскурсии. Маршрут экскурсии составляется для систематизации показа объектов. Учитывая, что функции экскурсии, контингент туристов разнообразны, а тематика многочисленна, необходимость в высококвалифицированном гиде очевидна.

Признаки экскурсии

Экскурсия, как и другие формы учебно-воспитательной работы, имеет свои особенности и особенности в организации, в методике подготовки и в проведении. Обычно знаки означают то, что делает предметы и явления похожими или отличными друг от друга.. в тоже время это главные характеристики, рассказывающие сущность, без которых понятие предмета или явления теряет фундаментальность и ёмкость. Поход имеет семь основных особенностей, которые определены теоретиками пешего туризма, но требуют современной интерпретации. Приведём их:

4 стр., 1789 слов

Особенности подготовки и проведения экскурсий в начальных классах

... Экскурсия в природу является одной из доступных форм работы с младшими школьниками по краеведению. В соответствии с учебными программами, учащиеся начальных ... и, составить предварительный план экскурсии. Выбрать место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать ... экскурсии зависит от её организации. С этой целью класс можно разделить на небольшие группы (по 5-6 человек) и назначить в ...

1. Продолжительность по времени проведения. По международным стандартам максимальный предел составляет 24 астрономических часа. Более короткие экскурсии — производство, музей и выставка. Их продолжительность может быть до одного академического часа (45мин).

До 24 часов проводятся, в основном загородные экскурсии. Естественно, это не означает, что экскурсовод работает без отдыха. В таких экскурсиях много времени уделяется организационным вопросам (питание, дополнительные экскурсии в другом населённом пункте, заповеднике, развлечения, отдых, обед и другие мероприятия. На этот раз, в отличие от прямого гида, это считается эскортом, оплачиваемым по более низким ставкам, но это предполагает поиск гида с группой.

2. Наличие экскурсантов. Количественный состав экскурсантов может быть от 1-50 человек. В советский период все экскурсии проводились для коллективов людей. Но время внесло свои корректив. В настоящее время происходит разделение общества, много туристов, путешествуют по индивидуальным маршрутам, в крупных городах появились представительства зарубежных организаций, к которым прибывают в гости, в местные организации приезжают партнеры по бизнесу и т.д. поэтому часто экскурсии проводятся для 1-3 человек. В туристических группах местного населения количество туристов может достигать 50 человек. Бывают исключения при обслуживании местного населения, особенно школьников, когда группа достигает 70 человек. Но в основном это транспортные экскурсии, для которых гиду предоставляется выносной усилитель для выходов на объекты на пешеходной части. Количественный состав туристов часто определяется наличием мест в транспорте. Максимальное количество человек в группе также зависит от условий проведения экскурсии в определенные места: музеи, мастерские, природные объекты, связанные с опасностью, или размер помещения. Поэтому в музеях, на выставках уже разработаны нормативы количества человек в группе.

3. Наличие квалифицированного руководителя – профессионала. Таким руководителем является экскурсовод. От его знаний и навыков зависит качество экскурсий и, в конечном итоге, имидж компании, представителем которой он является. Это главный человек в индустрии туризма, у которого есть свои обязанности и права, определенные на уровне штата или на местном уровне. Гид проводит ограниченное количество экскурсионных тем, которые периодически меняются. При обслуживании туристов организация приглашает гидов по тем темам, которые необходимо сделать. Опытные гиды могут освоить 20 экскурсий по разным тематикам, новички работают по 1-2 тематикам. Обязанности экскурсовода обширны: проведение экскурсий, развивающие и улучшающие экскурсии, обеспечение безопасности людей и многое другое.

4. Показ экскурсионных объектов. Показ предметов — одна из основных задач экскурсии, это также знак, производящий визуальное впечатление. Хорошее содержание и распространение темы, а значит, и достижение цели экскурсии, зависит от умелого выбора предметов. Объекты экскурсии имеют свою классификацию, способ визуализации, приемы, виды, характеристики раскрытия сущности объекта, его значения, познавательной, познавательной ценности, что придает ему целостный вид, делает экскурсию запоминающейся надолго. Без специализированной экспозиции предметов экскурсия становится уроком, поэтому она подчиняется выставке…..

12 стр., 5938 слов

Турист как экономический объект туризма

... Хартию туризма. ХАРТИЯ ТУРИЗМА - это программный документ, выражающий политические и социальные требования туристов. Хартия туризма включает. Кодекс туриста - это совокупность правил и норм поведения туриста во время туристской поездки. Хартия туризма торжественно провозгласила право каждого человека на ...