По итогам 2006 года наша страна занимает в рейтинге конкурентоспособности Давосского экономического форума 56-е место из 124. В Послании народу Казахстана Президент РК Н.А.Назарбаев поставил задачу войти в 50-ку наиболее конкурентоспособных стран мира в ближайшее десятилетие. Как это сделать и с чего начать? Под понятием «конкурентоспособное государство» многие из нас понимают экономику, нацеленную на производство экспортно-ориентированной продукции. Однако помимо бесспорных преимуществ в различных «тяжелых» отраслях экономики, которых необходимо достичь, следует учитывать еще множество других не менее важных факторов, оказывающих влияние на степень конкурентоспособности: это и состояние окружающей среды, и уровень развития здравоохранения, и степень образованности, и многое другое. [6]
Среди семи приоритетов продвижения нашей страны в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира особое место отводится туристскому кластеру. Постановлением Правительства РК от 25 июня 2005 года был утвержден план по созданию и развитию плотного кластера «Туризм» 2 .
По версии авторитетного путеводителя «Lonely Planet», Казахстан вошел в топ-10 самых перспективных туристических направлений 2007 года. Один из составителей путеводителей Lonely Planet Джон Набл связывает это с деятельностью Бората Сагдиева: «В конце концов, миллионы людей, никогда не слышавших о Казахстане, теперь знают о его существовании».
Важную роль в этом играет и Министерство туризма и спорта, созданное Указом Президента страны Нурсултана Назарбаева 27 марта 2006 года. [3] Глава государства возложил на ведомство главную задачу – обеспечение реализации широкомасштабных мер по развитию инфраструктуры туризма. Бренд «Казахстан» должен быть узнаваем во всем мире. Как отмечает министр туризма и спорта Темирхан Досмухамбетов, в течение предстоящих пяти лет следует добиться, чтобы туризм в Казахстане стал отраслью, привлекательной как для посещения и отдыха, так и для инвестиций.
Ведомством были тщательно проанализированы состояние и развитие туристской отрасли, изучены проблемы и определены меры по устранению барьеров, замедляющих процесс формирования туристской отрасли в стране. Разработана Государственная программа развития туризма на 2007-2011 годы, которая утверждена Указом Президента Республики от 29 декабря 2006 года. В первую очередь были разработаны проекты по созданию туристских центров в регионах, где имеются колоссальные возможности в плане привлечения туристов из ближнего и дальнего зарубежья 3 .
Вклад туризма в развитие мира
... развития туризма в некоторых странах мира; оценить факторы влияния на развитие туристической отрасли страны; выявить тенденции и перспективы развития мирового туризма; оценить состояние и проблемы развития туризма в ... Организации Объединенных Наций в 1993 году и содержится в Рекомендациях Всемирной туристской организации по статистике туризма. В этих источниках туризм определяется как деятельность ...
Степень научной изученности темы.
Научные исследования в области географии отдыха и туризма в Казахстане начали складываться в 70-е годы 20 столетия. Государственный проектный институт «Казгипроград» занимался разработкой схем развития туристического хозяйства республики, оценкой природных условий и ресурсов, возможностей организации маршрутных путешествий. Всего в границах Казахстана было выделено около 60 туристско-рекреационных зон.
В начале 90-х годов туристско-проектными разработками занимались небольшие творческие группы. Например, группой под руководством Е.А. Мухаметшиной были разработаны важные проекты «Комплексная схема исследования и размещения объектов туризма вдоль Казахстанского отрезка Шелкового пути. Основная концепция» (1991 г.) и «Проект Национальной программы развития индустрии туризма РК» (1993 г.), сыгравших большую роль в разработке дальнейшей концепции развития туризма в стране.
Цель и задачи дипломного исследования.
Основная цель дипломной работы – выявить и охарактеризовать главные особенности, тенденции и перспективы развития туристского рынка РК, обозначить шаги по созданию и развитию туристического кластера в республике.
Для достижения данной цели необходимо выделить задачи. Во-первых, дать подробные теоретические основы таких понятий, как туризм, гостеприимство, туристский продукт, продвижение туристского продукта, рынок, индустрия туризма и т.д. Во-вторых, дать характеристику основных эффектов и функций туризма как отрасли экономики, привести примеры положительного и негативного воздействия индустрии туризма на экономику и на население страны. В-третьих, рассмотреть основные характеристики отечественного туристического рынка. В-четвертых, подробно представить меры по осуществлению казахстанской кластерной инициативы в сфере туризма. В-пятых, обобщить и сделать вывод о перспективах и тенденциях развития туристической отрасли РК.
Объект исследования.
Объектом исследования при рассмотрении темы служила туристическая отрасль Республики Казахстан в целом. В качестве примеров использованы сведения из периодической республиканской и региональной печати, данные Агентства РК по статистике, программные документы государственных органов, регулирующих общественные отношения в области туристской деятельности.
Предмет исследования.
Предметом исследования являются механизмы по созданию эффективной индустрии туризма на территории туристского рынка Казахстана, шаги по осуществлению кластерной инициативы и развитию отечественного туристского продукта.
Хронологические рамки исследования.
Исследования проводимые в дипломной работе основаны на данных 2000-2007 годов. Данный период наиболее точно отражает все процессы, происходящие в сфере туризма Республики Казахстан, и позволяет дать полную характеристику тенденциям и перспективам развития отрасли.
Теоретико-методологические основы исследования.
В работе были использованы
Глава 1. Теоретические основы туризма и гостеприимства
1.1 Сущность и экономическое содержание туризма
В любой деятельности, особенно связанной с международными сделками, самым актуальным является вопрос дефиниций, т. е. согласованных и принятых за основу определений, понятий, терминов, позволяющих адекватно толковать предмет, объект и условия сделки, принципы и положения нормативных актов. Разночтения в толковании применяемых терминов могут иметь самые неблагоприятные последствия в практических действиях субъектов туристской деятельности.
Влияние туризма на развитие экономики дестинации на примере Республики Турция
... здравоохранением и другими отраслями. Влияние туризма на социальную сферу обусловлено созданием новой идеологии в определенном смысле этого слова. Идеология как часть общественного сознания формируется на отношении человека к природе, развитии ...
Согласно анализу исследований Всемирной туристкой
Термин туризм (tourisme, от tour — прогулка, поездка) имеет английское происхождение, появился в начале XIX века, но сам корень восходит к французскому слову tour — путешествие, поход, поездка в свободное от работы время, один из видов активного отдыха 4 .
Проблемой разработки точных определений туристских терминов и понятий занимались различные организации, включая Лигу Наций, ООН, ВТО, Организацию экономического сотрудничества и развития.
Разноаспектность и разнохарактерность дефиниций туризма, представленная в научной литературе:
- Туризм как «совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам».
- Туризм следует рассматривать как большую экономическую систему с разнообразными связями в рамках, как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом.
- Туризм характеризуется временным перемещением населения из одного региона (район, город, страна) в другой, если оно не связано с переменой места жительства и работы. Туризм – это удовольствие, связанное с путешествием в целях отдыха, лечения, участия в культурных, научных и деловых встречах.
- Туризм – это сложное многогранное и многоаспектное проявление общественной жизни, но, прежде всего это «пространственное социально-экономическое явление». Современная западная экономическая наука рассматривает туризм как «сложную социально-экономическую систему», в которой многоотраслевой производственный комплекс, называемый индустрией туризма, является лишь одним из составных компонентов. Экономические проблемы анализируются в контексте общественного и экологического аспектов жизнедеятельности туризма.
- Манильская декларация по мировому туризму (Манила, Филиппины, 1980) провозгласила: «Туризм понимается как деятельность, имеющая большое значение в жизни народов в силу непосредственного воздействия на социальную, культурную, образовательную и экономическую области жизни государств и на их международные отношения. Развитие туризма связано с социально- экономическим развитием наций и зависит от доступа человека к активному отдыху и отпуску и его свободы путешествий в рамках свободного времени и досуга, глубокий гуманитарный характер которых он подчеркивает. Само существование туризма и его развитие полностью зависят от обеспечения прочного мира, в укрепление которого он призван внести свой вклад»5 .
- На Уругвайском раунде стран- партнеров Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) было разработано определение туризма, которое включает следующие виды деятельности и услуги:
- деятельность туристских организаций — туроператоров и турагентов;
- большинство услуг пассажирского транспорта, в том числе аренду автомобилей и использование транспорта для экскурсий;
- средства размещения и питания;
- рекреационные, культурные, спортивные и другие развлекательные услуги;
- дополнительные услуги – услуги гидов, организацию конгрессов, страхование, финансовые услуги, вспомогательные службы, медицинское обслуживание, торговлю товарами туристского назначения6 .
Современное определение туризма, принятое в ООН, заключается в том, что туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
Туризм в Республике Казахстан
... исключительных особенностей Казахстана и степенью их востребованности. На основании этого Агентство по туризму и ... Туризм и Путешествия" KITF - 2009, Туризм и Путешествия" KITF, Казахстанская туристская ярмарка "Саркылмас саяхат". ASTANA LEISURE 2010 - это обмен новыми контрактами и услугами, ... в туризме; экологический туризм и другие. 2009 год знаменателен для туристской отрасли Казахстана тем, что ...
Законом Республики Казахстан «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года закреплено следующее определение туризма: «Туризм — путешествие физических лиц продолжительностью от двадцати четырех часов до одного года либо меньше двадцати четырех часов, но с ночевкой в целях, не связанных с оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» 7 .
Туризм выступает как самостоятельное, относительно обособленное звено экономической системы, т.е. как самостоятельная отрасль экономики, привлекая значительные материальные, финансовые, трудовые ресурсы. В Законе РК «О туристской деятельности в Республике Казахстан» от 13 июня 2001 года это подтверждено: «Настоящий Закон определяет правовые, экономические, социальные, организационные основы туристской деятельности как одной из отраслей экономики Республики Казахстан».
С одной стороны, туризм – это природно-культурная среда, а с другой – сфера гостеприимства. Термин «гостеприимство» завоевал особую популярность не только во всем мире, но и в нашей стране. Гостеприимство (от англ. hospitality) происходит от старофранцузского «hospice», что означает «странноприимный дом».
Толковый словарь Уэбстера дает следующее определение: «индустрия гостеприимства» – это сфера предпринимательства, состоящая из таких видов обслуживания, которые опираются на принципы гостеприимства, характеризующиеся щедростью и дружелюбием по отношению к гостям». Английский специалист в сфере туризма Дж. Р. Уокер пишет, что гостеприимство объединяет туризм, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, отдых и развлечения, организацию конференций и совещаний. Другими словами, в индустрию гостеприимства он включает различные сферы, связанные с обслуживанием клиента. Под индустрией гостеприимства понимается гармоничное сочетание: