Любая профессия представляет собой род трудовой деятельности, которая требует от человека определенных знаний и трудовых навыков. Приобретаются эти знания и навыки путем общего или специального образования и в ходе повседневной практической деятельности работника. До недавнего времени (конец 60-х годов) работа в качестве экскурсовода не была профессиональной, она представляла собой вид любительских занятий для групп энтузиастов.
Обязанности экскурсовода выполняли специалисты различных отраслей знаний без отрыва от своей основной деятельности (педагоги, научные сотрудники музеев, институтов и др.).
Лишь в нескольких экскурсионных бюро и в отдельных музеях были штатные экскурсоводы. Однако уже в то время эта работа начинала приобретать профессиональные черты. Появление новой профес сии связано с мерами, принятыми директивными органами в 1969 г. по развитию туризма и экскурсионного дела в стране. Экскурсовод стал центральной фигурой экскурсионного дела.
В условиях смещения центра внимания на личность экскурсовода, его профессиональные качества, данное исследование является актуальным и своевременным. Оно определило тему выпускной квалификационной работы «Мастерство экскурсовода, как составляющая экскурсионной деятельности, на примере организация работы клуба экскурсоводов при кафедре СКС и ГД ВИС ГОУ ВПО «ЮРГУЭС»»
Целью выпускной квалификационной работы является исследование мастерства экскурсовода как составляющей экскурсионной деятельности.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Проанализировать экскурсионную деятельность, классификацию экскурсий, требования к ней, а также деятельность экскурсовода.
2. Рассмотреть требования, предъявляемые к экскурсоводу, а именно: умения и навыки экскурсовода, речь, внеречевые средства общения.
3. Определить взаимозависимость качества проведения экскурсии от мастерства экскурсовода.
4. Ознакомиться с подготовкой кадров экскурсоводов (исторический опыт и современные составляющие).
5. Разработать программу Клуба экскурсоводов при кафедре СКС и ГД ВИС ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», определить структуру Клуба и сформулировать Положение Клуба.
Объектом выпускной квалификационной работы является анализ деятельности экскурсовода.
Предметом выпускной квалификационной работы является деятельность Клуба экскурсоводов при кафедре СКС и ГД ВИС ГОУ ВПО «ЮРГУЭС».
Особенности становления и развития экскурсионной деятельности в России
... скамеек для отдыха; 3. создание туристского приюта. На Чатырдаге был создан первый в России Туристский приют.[12] 4. разработка новых экскурсионных маршрутов; заключение контрактов с ... -Кавказского горного клуба занимало Ялтинское отделение. Именно это отделение занялось широкой экскурсионной деятельностью, организацией туристских поездок и экскурсий в Крым и по наиболее интересным местам ...
По данной теме работы существует достаточно библиографических источников, среди которых можно выделить книги и учебные пособия таких авторов, как: Емельянов Б.В., Ишекова Т.В., Немоляева М.Э., Ножин Е.А. Пасечный П.С. и др. Для исследования были использованы нормативно-правовые документы и другие библиографические источники: журналы, буклеты, каталоги.
Исследование проводится с помощью следующих методов: теоретического анализа литературы по теме исследования; метода сравнительного анализа.
Практическая значимость работы:
Разработанные документы могут быть реализованы в процессе организации работы Клуба экскурсоводов, служащего для создания условий развития навыков экскурсовода.
Структура работы:
Данная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка, включающего 35 источников, приложений.
Фрагмент работы для ознакомления
» [16, 78]Показ объектов происходит под руководством квалифицированного специалиста — экскурсовода. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Экскурсовод передает аудитории видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему небезразлично, что увидит экскурсант, как он поймет и воспримет увиденное и услышанное. Он своими объяснениями подводит экскурсантов к необходимым выводам и оценкам, добиваясь тем самым нужной эффективности мероприятия.Однако главное в экскурсии – это её высокая идейность и убедительность содержания, яркая эмоциональная форма проведения, широкий культурный диапазон экскурсовода. От этого зависит авторитет экскурсовода, и завоевывается он каждый раз заново в процессе экскурсии. 2 Организация работы клуба экскурсоводов при кафедре СКС и ГД ГОУ ВИС ВПО «ЮРГУЭС»2.1 Исторический опыт и современное состояние подготовки кадров экскурсоводов Профессия «экскурсовод» имеет огромное значение в организации турбизнеса. Эта профессия требует наличия таких профессиональных свойств и умений, как широкий кругозор, устойчивое хорошее настроение, потребность в общении, способность понимать намерения, помыслы, настроения людей, умение находить общий язык с разными людьми и др.
В эпоху СССР, когда профессия «экскурсовод» сформировалась и приобрела четкие контуры, профессиональные обязанности экскурсовода регулировались «Положением об экскурсоводе туристско-экскурсионных учреждений системы Центрального совета по туризму и экскурсиям» и «Должностной инструкцией экскурсовода туристско-экскурсионного учреждения». В числе прочих на экскурсовода накладывалась обязанность регулярно (один раз в 3–5 лет) повышать квалификацию, что объяснялось высокими требованиями к образовательному, теоретико-методологическому и практическому уровню подготовленности экскурсоводов, работающих в системе профсоюзного туризма. В советское время во всех рабочих планах экскурсоводов городских экскурсионных бюро был пункт «взаимопосещение экскурсий». Новые экскурсии создавались коллективно, обсуждались на секциях. Все экскурсии детально разбирались методистами, которые, в свою очередь, проводили учебно-показательные экскурсии. Каждый месяц в бюро проводились тематические лекции. В Ленинградском Городском экскурсионном бюро (ГЭБ), старейшем в СССР, был один из лучших в стране методических кабинетов, где скрупулезно подбирались все новинки экскурсионной литературы. Сегодня повышение квалификации также является важным и необходимым условием деятельности экскурсоводов.
Курсовые работы как этап в подготовке выпускных квалификационных работ
... в соответствии с учебным планом факультета в пределах часов, отводимых на изучение дисциплин, по которым предусмотрено выполнение этих работ. Тематика курсовых работ ежегодно пересматривается и утверждается ... которые называются единицами хранения. После установления названия фонда, материалы которого необходимы для работы, составляется заявка по форме, имеющейся в каждом архиве. Полученные по заявке ...
Повышению профессионального мастерства экскурсовода способствуют: учебно-тренировочные экскурсии (без участия группы под руководством опытного методиста), учебно-показательные экскурсии (проводятся опытными методистами), выездные занятия «у объекта», специальные упражнения на развитие памяти, наблюдательности. Повышение квалификации на базе каких-либо организаций, учебных центров, подтверждаемое соответствующими документами (свидетельством, сертификатом), осуществляется, как правило, на платной основе. Существуют разные формы повышения квалификации экскурсоводов. Рассмотрим некоторые из них. Во-первых, это семинары, которые могут быть организованы центрами занятости, комитетами по туризму при правительствах субъектов РФ, факультетами повышения квалификации при вузах, отдельными субъектами туриндустрии. Тематика таких семинаров – частные вопросы экскурсионной деятельности, например, этика общения с экскурсантами и туристами, безопасность на экскурсиях и вопросы страхования от несчастных случаев, проблемы составления договоров на экскурсионные услуги, ответственность сторон (экскурсионных бюро, музеев, транспортных предприятий) за нарушения договора. В таких семинарах участвуют, как правило, экскурсоводы с опытом работы. Продолжительность таких семинаров – один-два дня. Вторая форма – курсы повышения квалификации экскурсоводов (20–70 академических часов в течение 3-4-х месяцев).
В программы обучения входит, как правило, изучение новых экскурсионных маршрутов, новых тем, программ индивидуальных туров. В-третьих – курсы подготовки экскурсоводов для начинающих. Объем курсов для начинающих – не менее 100 академических часов. Обучение завешается выдачей свидетельства. Примерный план подготовки и переподготовки экскурсоводов и гидов-переводчиков (154 акад. часа) представлен, в частности, в Распоряжении от 1 июля 2005 г. N 170-РЗМ «О совершенствовании системы подготовки гидов-переводчиков и экскурсоводов в городе Москве». Программа обучения включает основы экскурсоведения, методики подготовки и техники ведения экскурсий разных видов, основы регионоведения, культуры речи и общения, изучение достопримечательностей музеев и культурных центров, правые вопросы туристской индустрии, основы экономики туризма и др. Формой повышения квалификации экскурсоводов является аккредитация, процедура которой организовывается правительствами субъектов РФ.«Аккредитация экскурсоводов введена в Москве (Распоряжение №224-РЗП от 20.03.98 г.) Санкт-Петербурге (Постановление Правительства №1330 от 27.10.2008), Екатеринбурге, Калининградской, Нижегородской, Ростовской областях, Тобольске, других субъектах РФ.
Такая процедура существует также во многих зарубежных странах. Например, Национальное агентство по туризму Республики Беларусь согласно приказа Министерства спорта и туризма проводит профессиональную аттестацию экскурсоводов и гидов-переводчиков. Цель этих мероприятий – повышение качества работы экскурсоводов. Аккредитация осуществляется на добровольной основе отдельно для экскурсоводов и для гидов-переводчиков, имеющих высшее образование и стаж работы по специальности не менее 2-х лет. По результатам выдается свидетельство об аккредитации (на 3 года) и нагрудный знак. Процедура аккредитации осуществляется на платной основе. Очевидные преимущества от ее прохождения заключаются в наделении аккредитованных экскурсоводов и гидов-переводчиков определенными правами. В Санкт-Петербурге – это возможность получать в подразделениях Администрации актуальную информацию о текущих событиях в городе. В научно-методическом отделе Санкт-Петербургского государственного учреждения «Городской туристско-информационный центр» получать консультации по вопросам профессиональной деятельности; участвовать на приоритетных началах в мероприятиях, проводимых с участием Администрации; размещать информацию о своей деятельности в официальных туристских каталогах, издаваемых Администрацией. Предоставлять услуги по подготовке и повышению квалификации могут: турфирмы, экскурсионные бюро, учебные центры, центры занятости, средние и высшие профессиональные учебные заведения, комитеты по туризму при правительствах субъектов РФ в сотрудничестве с образовательными учреждениями.» [17, 21]. С 1970 г. в Москве существует Центр подготовки туристических кадров (в прошлом Зональные курсы по подготовке и повышению квалификации туристско-экскурсионных кадров при совете по туризму и экскурсиям г. Москвы в системе ВЦСПС).
Организация культурно-познавательного тура в г. Санкт-Петербург
... историко-культурные, но и природные достопримечательности). Остановимся на самом распространенном виде культурно-познавательного туризма - экскурсионном. Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в ... стран. Развитие культурно-познавательного туризма играет важную роль и в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые ...
Когда-то Центр ежегодно выпускал до 3000 специалистов – экскурсоводов, гидов-переводчиков, руководителей туристских групп на всех транспортных маршрутах для Московского городского и областного советов по туризму и экскурсиям, Бюро международного молодежного туризма «Спутник», Интурбюро. Сегодня центр предлагает, в частности, программу «Теория и методология подготовки и проведения экскурсий» в объеме более 200 академических часов и продолжительностью обучения 4,5 месяца. Совместный проект Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) и Правительства Москвы – подготовка экскурсоводов с углубленным изучением основ москвоведения. В рамках реализации программы «Московский экскурсионный институт» в РГГУ создается учебно-научный центр «Экскурсионного дела и изучения исторических памятников Москвы». В планах центра на ближайшее будущее – реализация нового образовательного цикла по подготовке экскурсоводов-методистов со знанием основ москвоведения, рассчитанного на 400 учебных часов. В Санкт-Петербурге высшее образование в области музейного и экскурсионного дела можно получить в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств (СПбГУКиИ) на факультете музееведения и экскурсоведения.
Специальность «музейное дело и охрана памятников» включает несколько соответствующих специализаций: экскурсоведение со знанием иностранных языков; экскурсионное регионоведение; менеджмент и маркетинг экскурсионно-туристской деятельности. Срок обучения по специальности – 5 лет, обучение завершается выдачей диплома о высшем образовании. Примерно та же система подготовки существует в Санкт-Петербургском государственном университете на историческом факультете на кафедре музеологии. Кафедра предлагает обучение по специализации «организация экскурсионно-туристической деятельности», а также дополнительную образовательную программу «Экскурсоведение» на базе общеисторического образования с особым вниманием к изучению истории и культуры России и Санкт-Петербурга. Другие вузы Санкт-Петербурга, в которых есть образовательные программы, связанные с туризмом (Балтийская академия туризма и предпринимательства, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (факультет туризма и гостиничного хозяйства), Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (факультет культуры) и др.), реализуют учебные программы по специальностям «менеджмент организации» (со специализацией в сфере туризма), «социально-культурный сервис и туризм», «туризм», что имеет к экскурсионному делу прямое отношение. В учебные планы этих специальностей входят дисциплины «Экскурсоведение», «Технологии и организация экскурсионных услуг». Курсы подготовки и повышения квалификации экскурсоводов существуют при многих государственных и негосударственных организациях. При кафедре музееведения и экскурсоведения СПбГУКиИ существует постоянно действующая Школа подготовки и повышения квалификации экскурсоводов. В программе школы подготовка экскурсоводов для проведения обзорной экскурсии по городу, трассовых экскурсий к петербургским пригородам (Пушкин, Павловск, Гатчина, Петергоф, Ораниенбаум), экскурсий по Петропавловской крепости, а также некоторых тематических экскурсий. Занятия проводят преподаватели – крупные практики экскурсионного дела, разработчики основ методики проведения экскурсий: И.И. Лисаевич, Р.А. Зубатин, Н.П. Нилова, В.П. Яковлев, Ю.М. Пирютко, В.Б. Фридман, а также старшие научные сотрудники музеев. Городской туристско-информационный центр Санкт-Петербурга (ГТИЦ) (создан в 2000 г. при Управлении по туризму Администрации Санкт-Петербурга, курирует процедуру аккредитации экскурсоводов) ежегодно приглашает экскурсоводов на мастер-классы, семинары, учебно-методические или авторские экскурсии. Профессиональным экскурсоводам предлагаются авторские экскурсии в рамках программы «Мастер-класс»: «Маннергейм в Петербурге», «Распутин в Петербурге» (экскурсовод – научный сотрудник Эрмитажа В.И. Федорук), «Доходные дома», «На крыльях Меркурия», «Особняки и их обитатели» (разработала и проводит экскурсовод-методист ГЭБа, автор ряда книг по истории Санкт-Петербурга И.И. Лисаевич).
Учебная экскурсия как компонент географического образования
... разработаны методики преподавания географии на краеведческой основе и проведения практических работ на местности, а также экскурсий в ... количество работ, посвященных различным аспектам учебной экскурсии. Вопросы использования учебной экскурсии в учебно-воспитательном процессе в разные ... из Интернета по теме исследования; 2. Раскрыть особенности организации и проведения экскурсий. 3.Изучить календарные ...
Часть проектов ГТИЦ осуществляется совместно с Институтом культурных программ. Государственное учреждение «Институт Культурных Программ» – один из крупнейших в Санкт-Петербурге центр непрерывного образования и информационной поддержки отрасли культуры. Институт организует курсы дополнительного профессионального образования, курсы повышения квалификации, семинары для различных специалистов, консультации, тренинги. Курс подготовки по программе «экскурсовод» включает 96 академических часов теоретических и практических занятий. В теоретическую часть входит изучение истории Санкт-Петербурга, архитектуры города по стилям от петровского барокко до неоклассицизма и модерна начала ХХ в., основы культуры речи, методология и методика проведения экскурсий (особенности экскурсий как формы познания, приемы показа и рассказа в экскурсионной работе, требования к речи и жестам экскурсовода, работа с группой, показ объектов, приемы активизации внимания экскурсантов).
Организация учебных экскурсий как средство формирования экологического ...
... школе нельзя ограничивать только сведениями из учебников и тем материалом, который учащиеся получают на уроках. Большую роль учителю могут оказать учебные экскурсии на различные предприятия и народнохозяйственные ... химии в средней школе; 2) определить роль и место экскурсий в процессе обучения и воспитания; 3) разработка уроков - экскурсий с экологическим содержанием в рамках данной темы; 4) ...
В практической части обучающиеся проходят экскурсионный практикум, включающий подготовку обзорной экскурсии по Санкт-Петербургу с ведущим педагогом курса, демонстрацией различных методических приемов и их разбором. Городское экскурсионное бюро (ГЭБ) Санкт-Петербурга предлагает курсы в объеме около 100 часов и стоимостью около 6 тыс. руб. (данные 2008 г.) по программам «Обзорная экскурсия по Санкт-Петербургу», «Экскурсия по рекам и каналам», а также экскурсии в пригороды Петергоф, Пушкин, Павловск, Ломоносов, трассовые экскурсии в Финляндию и Швецию. Несмотря на достаточно широкий спектр предложений, современная система подготовки экскурсионных кадров имеет один существенный недостаток – отсутствие наглядности. Из-за дороговизны автобусов, слушатели курсов не всегда имеют возможность отработать полученные теоретические знания на практике. Когда-то все начинающие экскурсоводы в обязательном порядке проводили пробную автобусную экскурсию. Сегодня же, как с горечью отмечает И.И. Лисаевич, «слушатели почти не получают необходимую практическую подготовку. Это приходится компенсировать, например, пешеходными экскурсиями по отдельным районам, когда экскурсию проводят сами учащиеся. Или занятиями на слайдах…». Но занятия на слайдах проблему не решают. Проблема заключается в том, что на этапе сдачи экскурсии даже хорошо подготовленные учащиеся, умеющие применить все свои знания и навыки в аудитории, умело анализируют статичное изображение экскурсионного объекта, но теряются, оказываясь в ситуации «реального времени», в автобусе, двигающемся по маршруту. Например, постоянно вызывает сложность рассказ во время проезда по Невскому проспекту: за 7–10 минут реального времени проезда необходимо дать представление об улице, чрезвычайно насыщенной историко-культурными памятниками, которые мелькают за окнами автобуса слишком быстро. Учащиеся не успевают ориентироваться. Поэтому для успеха экскурсии жизненно необходимы многократные тренировки на маршруте. Сегодня в наступающий век информационных технологий в данной ситуации решением проблемы может стать создание видеозаписи маршрута экскурсии в реальном времени из окна автобуса в двух вариантах: со звуком (экскурсионным рассказом) и без него. Целесообразно использовать эту запись как во время занятий, так и для самостоятельной тренировки учащихся в компьютерном классе или дома. Оцифровка видеозаписи и запись ее на CD или DVD-ROM создает целый ряд преимуществ: это позволяет существенно улучшить качество записи с помощью соответствующих компьютерных программ; можно разбить запись на отдельные фрагменты, что сэкономит время на практических занятиях, избавляя от необходимости многократной перемотки кассеты; можно также включить в видеоряд вставки, например, изображения объектов в разных ракурсах, общие виды ансамблей, оцифрованные материалы «портфеля экскурсовода» (т.е. дополнительные наглядные пособия, использующиеся на экскурсии).
Туристско-рекреационное проектирование экскурсия круизного туризма ...
... круизного туризма. В-пятых, рассмотрели интересные события, их программы, которые приходятся на нынешний 2015 года. 1.4 Туристско-рекреационные ресурсы Приморского края ... тура экскурсии в портах стоянок (обычно стоимость экскурсий не входит ... туризма; осуществление мер государственной поддержки развития туризма в Приморском крае; Во-вторых, что консалтинг в России представляет собой работу ...
И, наконец, фильм, записанный на CD-ROM, более удобен для копирования и просмотра. «В перспективе учебная видеоэкскурсия может стать полноценным мультимедийным учебно-методическим комплексом, включающим не только озвученную видеозапись маршрута, но и полный текст экскурсии, технологическую карту экскурсии, фотографии объектов, подробную информацию о каждом объекте, «портфель» экскурсовода (в т.ч. фотографии, аудио- и видеоматериалы), библиографию и любой другой необходимый материал. В этом один из вариантов развития и совершенствования системы подготовки экскурсионных кадров на современном этапе. Сегодня экскурсоводы, обслуживающие туристов в Санкт-Петербурге, сталкиваются и с такой проблемой. Будучи сертифицированными или даже аккредитованными экскурсоводами, они, тем не менее, не имеют права показывать и вести экскурсии в городских музеях, экспозиция которых входит в большинство стандартных программ пребывания туристов в городе. Это Эрмитаж, Русский музей, Петропавловская крепость, музеи-заповедники Петергоф, Царское село, Павловск, Гатчина, Исаакиевский собор, храм Воскресения Христова (Спас на крови).
Экскурсоводы поставлены перед необходимостью прослушивания дополнительных лекций и сдачи экзаменов на курсах при музеях с целью получения сертификата (удостоверения, пропуска, свидетельства, разрешения), дающего право вести экскурсии в музее. Наличие такого права приветствуется турфирмами, так как дает возможность избежать необходимости дополнительно оплачивать услуги музейного экскурсовода. Срок действия сертификата – от 1 до 3-х лет. После этого необходимо продление, которое осуществляется после следующего краткосрочного повышения квалификации на базе музея, опять-таки на собственные средства экскурсовода.» [18, 15]. Об этих и других проблемах экскурсоводы открыто говорят на ежегодной информационно-деловой встрече экскурсоводов и гидов-переводчиков Санкт-Петербурга, которую организовывает Городской туристско-информационный центр перед началом туристского сезона. Эти встречи дают возможность создания единого информационного пространства туристско-экскурсионного рынка услуг, позволяют подвести итоги прошлого сезона, обсудить проблемы создания условий для повышения качества экскурсионного обслуживания туристов и экскурсантов в Санкт-Петербурге.Во время встречи все экскурсоводы обеспечиваются рекламно-информационными материалами, необходимыми им в работе. В Москве аналогичные встречи проводятся в мэрии, их тема – актуальные вопросы развития туриндустрии в Москве. Такие встречи, безусловно, можно рассматривать как еще одну форму повышения квалификации экскурсоводов. 2.2 Формирование навыков экскурсоведения в образовательных учреждениях Ростовской области В Ростовской области, в ГОУ ВПО «ЮРГУЭС» (Приложение А) и в его филиалах в г. Ростове-на-Дону (Приложение Б) и в г.Волгодонске (Приложение В) выпускающие кафедры по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», содействуют развитию навыков экскурсионной деятельности у студентов. «Кафедра ежегодно участвует в туристских выставках регионального и международного уровней. Кафедрой «Туризм и индустрия гостеприимства» накоплен опыт использования не только региональных ресурсов организации практик, но и международных. Студенты проходят практику в Германии, Турецкой Республике, Соединенных Штатах Америки, Арабской Республике Египет, Республике Узбекистан. В настоящее время ведется активная работа по расширению базы практик, адекватной современным условиям развития туристской индустрии. Выпускники работают на престижных объектах туристской индустрии. Их профессиональный уровень подтверждается отзывами работодателей.Проблема взаимосвязи теоретической и практической подготовки специалистов решена посредством формирования соответствующей материально-технической базы. Созданы комплексные учебно-научно-производственные лаборатории. Студенты специализации «Туризм» в комплексной учебно-научно-производственной лаборатории «Романтик-ЮРГУЭС» осваивают весь технологический цикл проектирования услуг «экскурсия» и «туристское путешествие». Более того, они апробируют результаты своей научной работы на практике, выступая в роли экскурсоводов, а это уже непосредственный контакт с потребителями услуг, что так важно в процессе обучения специалиста по сервису и туризму. В рамках научно-исследовательской работы студентами разработана теплоходная экскурсия «Амазонки жили на Дону», которую уже по праву можно считать визитной карточкой специальности. Занятия по дисциплине «Музееведение» и «Экспозиционно-выставочная деятельность» проводятся в Экспозиционно-выставочном центре ЮРГУЭС.
Проектирование профориентационной квест-экскурсии для учащихся основной школы
... [13, с. 16]. И, наконец, экскурсия рассматривается как особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность учителя-экскурсовода ... профориентационная квест-экскурсия» Для того, чтобы охарактеризовать понятие «профориентационная квест-экскурсия», необходимо ознакомится с такими понятиями, как «экскурсия», «профориентация» и «квест» в целом. Слово «экскурсия» ...
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/uslugi-chastnogo-gida-ekskursovoda-3/
Библиографический список:
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/diplomnaya/uslugi-chastnogo-gida-ekskursovoda-3/
1. Федеральный закон об основах туристской деятельности в Российской Федерации № 132-ФЗ от 24.11.1996
2. Емельянов, Б.В. Экскурсоведение [Текст]: учебник / Б.В. Емельянов, — М,: Советский спорт, 2007. — 216 с.
3. Ишекова, Т.В. Экскурсионное дело [Текст]: Учебное пособие / Т.В. Ишекова, – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. – 180 с.
4. Немоляева, М.Э. Международный туризм: вчера, сегодня, завтра [Текст]: Учебное пособие / М.Э. Немоляева, П.Д. Ходорков – М.: Международные отношения, 1990. – 151 с.
5. Ножин, Е.А. Мастерство устного выступления [Текст]: Учебное пособие / Е.А. Ножин, — М.: Высшая школа, 1978. – 160 с.
6. Пасечный, П.С. Туризм и экскурсии [Текст]: Учебник / П.С. Пасечный. – М.: ЦРИБ Турист, 1983. – 257 с.
7. Столяров, Б.А. Основы экскурсионного дела[Текст]: Учебное пособие / Б.А. Столяров, Н.Д. Соколова. — СПб.: Паритет, 2001. – 154 с.
8. Лабунская, В.А. Невербальное поведение [Текст]: Учебное пособие / В.А. Лабунская. — Ростов — на — Дону: издательство Ростовского университета, 2001. — 135с.
9. Пиз, Аллан. Язык жестов: увлекательное пособие для деловых людей [Текст]: Учебное пособие / Аллан Пиз.. — М.: Ай — Кью, 2002. — 112с.
10. Пиз, Аллан Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам [Текст]: Учебное пособие / Аллан Пиз. — М.: Ай — Кью, 2001. — 257с.
11. Рюкле, Хорст Ваше тайное оружие в общении: мимика, жест, движение [Текст]: Учебное пособие / Хорст Рюкле. – М.: Интерэксперт: Инфра, 2003. — 277с.
12. Артёмова, Е.Н. Информационно-экскурсионная деятельность предприятий туризма [Текст]: Учебное пособие / Е.Н. Артемова, В.А. Козлова. – Орел.: Орел ГТУ, 2004. — 115 с.
Наружная реклама в туризме
... турфирмы рекламную деятельность. Объект исследования: Реклама в туризме Предмет исследования: Наружная реклама Методы теоретических исследований: теоретический анализ и синтез, абстракции и конкретизации, ... пояс означает наружной рекламы и информации, перемещаемых физическими лицами без использования технических средств Главный актив наружной рекламы является ее ненавязчивость. В то же время, ...
13. Долженко, Г.П. Экскурсионное дело [Текст]: Учебное пособие / Г.П. Долженко – М.: ИКЦ «Март» Ростов на Дону: Изд. Центр «Март», 2005. – 272 с.
14. Савина, Н.В. Экскурсоведение [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Савина. – М.: БГЭУ, 2009. – 255 с.
15. Грачева, О. Ю. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта [Текст]: Учебное пособие / О.Ю. Грачева, Ю.А. Маркова. – М.: Дашков и К, 2010. – 276 с.
16. Тимохина, Т.Л. Организация приема и обслуживания туристов [Текст]: Учебное пособие / Т.Л. Тимохина. – М.: Инфра, 2008. – 352с.
17. Соколова, М. В. История туризма [Текст]: Учебник / М.В. Соколова. – М.: Академия, 2007. – 352 с.
18. Квартальнов, В.А. Организация туристско-экскурсионного обслуживания [Текст]: Учебник / В.А. Квартальнов, В.С. Сенин. — М.: ЦСТЭ, ЦРИБ «Турист», 1988.- 92 с.
19. Кулаев, К.В. Экскурсионная деятельность: теоретические и методологические основы [Текст]: Учебно-методическое пособие / К.В. Кулаев. — М.: Турист, 2004. — 96 с.
20. Дашкова, Е.В. особые методы ведения экскурсии [Текст]: Учебно-методическое пособие / Е.В. Дашкова, О.В. Елисеева. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. – 49с.
21. Маслюкова, Т.А. Экскурсоведение: Методика подготовки проведения экскурсии [Текст]: Учебное пособие / Т.А. Маслюкова. – Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2003. – 68с.
22. Биржаков, М.Б. Введение в туризм [Текст]: Учебник / М.Б. Биржаков. — СПб.: Питер, 2007. — 256 с
23. Биржаков, М.Б. Сущность и специфика туризма [Текст]: Учебник / М.Б. Биржаков. — СПб.: Питер, 2006. — 236 с.
24. Боголюбов, В.С. Экономика туризма [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.С. Боголюбов, В.П. Орловская. – М.: «Альфа», 2002. — 37-39 с.
25. Горбунов, В.С. Туристический рынок и тенденции его развития [Текст]: Учебное пособие / В.С. Горбунов. — М.: Юнити, 2007. — 257 с.
26. Дмитриевский, Ю. Д. Современные туристские тенденции [Текст]: Учебное пособие / Ю.Д. Дмитриевский. — М.: Приора, 2007. — 365 с.
27. Сакун, Л.В. Теория и практика подготовки специалистов сферы туризма в развитых странах мира [Текст]: Учебное пособие / Л.В. Сакун. — М.: Турист, 2003. — 45 с.
28. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма [Текст]: Учебник / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2002. — 288с.
29. Дурович, А.П. Организация туризма [Текст]: Учебное пособие / А.П. Дурович, Г.А. Бондаренко. – 3-е., стар. — М.: Новое знание, 2006. – 640 с.
30. Александрова, А. Ю. Международный туризм [Текст]: Учебник / А.Ю. Александрова – М.: Аспект Пресс, 2002. – 470 с.
31. Гуляев, В.Г. Организация туристической деятельности [Текст]: Учебно-методическое пособие / В.Г. Гуляев – М.: Нолидж, 1998. – 312 с.
32. Сайт Волгодонского Института Сервиса [Эл. ресурс] / http://vuf.ru/vis/index.php?option=com_content&view=article&id=49:2010-06-21-05-01-06&catid=35:strucktura-vuza&Itemid=57
33. Сайт Ростовского Технологического Института [Эл. ресурс] / http://rostinserv.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=195&Itemid=202
34. Курс подготовки экскурсоводов [Эл. ресурс] / http://razvitie.msk-kurs.ru/gate.html ?name=kurs&id=598
35. Сайт Южно-Российского Университета Экономики и Сервиса [Эл. ресурс] / http://www.sssu.ru/?tabid=89