История — это наша культурная память. Она запечатлевается в фольклоре, фиксируется в летописях, оседает документами в архивах и библиотеках, ей посвящены научные труды историков. Многое в необъятных просторах прошлого, несомненно, кануло в Лету забвения и в настоящее время не упоминается ни в одной из летописей, ни в одном из более или менее достойных трудов историков. Но есть и такие явления истории, которые привлекают пристальное внимание ученых. Одно из нихистория путешествий. Перед ее исследователями стоит непростая задача: необходимо, основываясь на фактах и исторических свидетельствах, проследить ее логику развития, понять социально-культурную обусловленность истории путешествий, объяснить, почему гостеприимство появилось на определенном этапе этой истории. При этом понять историю гостеприимства можно, только рассматривая это явление в широком контексте.
Понятие гостеприимство появилось еще на заре человеческой цивилизации. Веками, совершенствуясь и обретая новые функции, понятие гостеприимство дошло и до наших дней, превратившись в сильную и значительную отрасль, приносящую существенный доход, как владельцам, так и государству. Сегодня гостиничный бизнес не только способствует экономическому росту отдельных государств, но и играет важную роль в улучшении быта людей, становящихся все более мобильными в условиях глобализации. В последнее десятилетие отечественный рынок туристских услуг и, соответственно, индустрия гостеприимства развиваются быстрыми темпами, особенно в крупных промышленных и финансовых центрах страны, однако, надо отметить, значимость этого сегмента для отечественной экономики в целом пока существенно ниже, чем это имеет место в развитых странах.
1. История развития гостиничного бизнеса
Возникновение первых предприятий гостиничной индустрии связано с древним Римом (примерно 50-й год до н.э.).
Римская империя была велика, и большое число римских чиновников и купцов часто выезжало по делам. В результате для их размещения стала складываться довольно разветвленная сеть постоялых дворов и таверн.
Постоялые дворы, особенно на всех главных дорогах, строились со знанием дела и для своего времени были вполне удобными. Марко Поло потом говорил, что в них “и королю остановиться не зазорно”. Располагались они примерно в 25 милях друг от друга, чтобы правительственные чиновники и гонцы не слишком утомлялись в дороге, отдыхая в каждом из них. Пользоваться ими можно было лишь по представлению специального правительственного документа. Эти документы свидетельствовали об особом статусе их предъявителей и поэтому часто воровались и подделывались. К тому времени как Марко Поло отправился в свое путешествие на Дальний Восток, таких постоялых дворов насчитывалось до десяти тысяч.
Возникновение и развитие индустрии гостеприимства
... все лучшее для потребителей услуг (туристов). Индустрия гостеприимства включает в себя различные сферы деятельности людей - туризм, отдых, развлечения, гостиничный и ресторанный бизнес, общественное питание, экскурсионную деятельность, организацию ...
Некоторые богатые землевладельцы тоже строили свои собственные постоялые дворы — на границах своих владений. Обычно ими управляли их рабы. Те постоялые дворы и таверны, что располагались ближе к городам, чаще посещались богатыми гражданами, и поэтому их содержали вольноотпущенники или ушедшие на покой гладиаторы.
В основе Римского государства лежала строгая классовая структура, что неизбежно сказывалось и на развитии предприятий размещения. Вошло, например, в обычай, что для государственных чиновников вопросы размещения решались заранее их подчиненными, в то время как купцы и другие неофициальные путешественники вынуждены были сами искать себе ночлег и договариваться об оплате.
В период процветания Римской империи на дорогах можно было встретить купцов, учащуюся молодежь и бродячих артистов.
Хозяев древнеримских постоялых дворов вряд ли можно назвать “конрадамихилтонами” своего времени. Они были лишены многих гражданских прав, включая право служить в армии, возбуждать против кого-либо дела в суде, приносить присягу и выступать в качестве опекуна. Моральные устои всякого, занимающегося этим бизнесом, моментально ставились под сомнение.
В древней Персии путешествовали на верблюдах, большими караванами. Ночевали обычно в шатрах, которые разбивали рядом с караванным путем. Но иногда останавливались в так называемых караван-сараях — неких прообразах гостиничных комплексов, имеющих загон для верблюдов и помещения для ночлега людей, окруженные крепостной стеной, защищающей от стихий (например, песчаной бури) и от разбойников, грабивших караваны. В те времена удобства, предоставляемые путнику в Азии, значительно превосходили те, на которые можно было рассчитывать в Европе. На Востоке торговля шла не в пример бойче, а потому и путешествовали люди чаще. С упадком Римской империи (I в. н.э.) постоялые дворы и таверны, потерявшие клиентуру, разорялись. Только спустя четыре века, с наступлением периода позднего Средневековья (500-1300 гг.), предприятия размещения стали возрождаться с новым витком развития торговли и путешествий.
На развитие мировой гостиничной индустрии также оказали влияние процессы, происходившие в средневековой Англии. После завоевания Англии норманнами в 1066 г. число путешественников стало расти. Первые постоялые дворы Англии были частными домами, поскольку любой мог взять путешественника на постой за плату. В результате конкуренции содержание постоялых дворов переросло в профессиональную деятельность, а сами дворы приобрели все характерные для того времени черты коммерческих предприятий.
Сильное влияние английской церкви не способствовало паломничеству к католическим святыням, а значит, сдерживало развитие сферы обслуживания. Лишь с уменьшением ее влияния на английскую общественную жизнь в период позднего Средневековья стала возрастать потребность в частных средствах размещения, поскольку люди стали все чаще посещать святые места. Число таверн и постоялых дворов стало увеличиваться, чтобы удовлетворить растущий спрос.
Хостел как средство размещения туристов
... XVIII века – предпосылки к развитию гостиничной индустрии; XIX век – появление первых специализированных предприятий по предоставлению гостиничных услуг; начало XX века (1939 год) – массовое появление и интенсивное развитие предприятий гостиничного типа; после ...
Английские постоялые дворы строились из дерева, а благородные путешественники предпочитали останавливаться в каменных замках и монастырях, которые служили более надежной защитой от нападения разбойников. Но в период Возрождения король Генрих VIII издал указ о роспуске монастырей. Люди больше не могли рассчитывать на постой в монастырях, что вынуждало их останавливаться на постоялых дворах.
Англичане, путешествующие по Европе и переселявшиеся в Америку, приносили с собой опыт строительства и управления тавернами, постоялыми дворами, который и положил начало современной гостиничной индустрии.
Многие ценности, установленные для индустрии гостеприимства в Средние века, остаются злободневными по сей день, например, такие как дружелюбное обслуживание, приятная атмосфера и обильная пища, хотя санитарные стандарты тех гостиниц, по сравнению с современными, выглядят чудовищными, а условия проживания — убогими.
Американские постоялые дворы и таверны копировали английские, а в те годы именно английский тип организации услуг гостеприимства считался лучшим в Западном мире. Хотя имеются свидетельства того, что в Джеймстауне (штат Вирджиния) была таверна уже в первые годы колонизации, все-таки первая из известных американских таверн — StadtHuys была открыта голландцами в Новом Амстердаме, как тогда назывался Нью-Йорк, в 1642 г.
По мере того как колонии разрастались из разрозненных поселений в города, у людей появлялось все больше и больше поводов для путешествий и соответственно росла необходимость в заведениях, обслуживающих их. В Нью-Йорке и Новой Англии эти заведения назывались придорожными тавернами, на Юге — ординарными тавернами, в Пенсильвании — постоялыми дворами. Кроме названия между ними были и некоторые местные различия.
Революционные войны мало изменили характер этих заведений. Они всегда оставались не только пристанищем для усталых путников, но и центрами общественной жизни, местами политических сборищ, источниками, утоляющими физическую и духовную жажду. Сейчас эти заведения называются иначе — отели, и это французское заимствование отражает растущее влияние, которое оказывала Франция на зарождающуюся американскую нацию.
Одна из первых гостиниц в Европе, “Отель Генриха IV”, была построена в г. Нанте в 1788 г. Ее строительство обошлось в $17500 -сумму по тем временам весьма значительную. В гостинице было 60 койко-мест, и она считалась лучшей в Европе. Первой гостиницей, открытой в Соединенных Штатах, был 70-комнатный City Hotel на Бродвее в Нью-Йорке. Это знаменательное событие произошло в 1794 г. За первым последовали и другие. Первым настоящим отелем — с коридорными, с регистратурой, с замками на дверях номеров и даже с бесплатным мылом для гостей — был 170-комнатный Tremont House, открытый в Бостоне в 1829 г.Возможно потому, что в Новом Свете не было царственных персон, отели, хоть и казались дворцами, но не царскими, а народными. Большинство из них были архитектурными шедеврами — с просторным вестибюлем, с бальным зало м, с чудесами сантехники, а в некоторых случаях и с такими неслыханными в Европе того времени удобствами, как лифт, первый из которых был смонтирован в нью-йоркском отеле на Пятой Авеню в 1859 г. Первым отелем с электрическим освещением был Hotel Everett на Парк-роуд, тоже в Нью-Йорке.
Культура сервисной деятельности в гостинице Азимут Отель Сибирь
... работников сервиса в целом на примере гостиницы «Азимут Отель Сибирь». Цель работы – изучение темы культуры сервисной деятельности в гостинице «Азимут Отель Сибирь», ее влияние на деятельность организации в целом. Поставленная цель ... ко всей национальной сфере услуг страны, либо к одной отрасли (например, к гостиничному сервису), либо к предприятию, фирме. Деятельность конкретного работника ...
Несмотря на то, что современный отель считается специфически американским изобретением, европейцы тоже причастны к этому. Примером может служить хотя бы так называемый “европейский план” организации оплаты за гостиничные услуги, согласно которому гости платят не за комнату + питание, а только за комнату, чтобы иметь возможность заказывать блюда alacarte в ресторане отеля или питаться где-нибудь еще, если им так больше нравится.
Появление новых видов транспорта меняло природу гостиничной индустрии. Сначала железные дороги, открывающие путь на запад, подсказали планировщикам отелей идею строить их поближе к вокзалам курортных городов. И начиная с Hoteldel Coronado неподалеку от Сан-Диего (штат Калифорния) и кончая пятизвездочным Breakers Resort в Палм-Бич (штат Флорида) и знаменитым Greenbrian Resort в Западной Вирджинии, железнодорожные вокзалы и отели словно соревновались друг с другом в роскоши, даря пассажирам незабываемые впечатления. В Канаде железная дорога Canadian Pacific (CP) подарила своим пассажирам возможность не только лицезреть величественные Скалистые горы, но и останавливаться в отелях, построенных самой железной дорогой. И по сей день СР владеет крупнейшей в Канаде сетью гостиниц.
А потом появились автомобили. Первая гостиница для автомобилистов была построена калифорнийским архитектором Артуром Хайнеманом в 1925 г. в Сан-Луис Обиспо (штат Калифорния), в городке, расположенном примерно в 200 милях от Лос-Анджелеса — в те дни до этого места приходилось ехать почти целый день. Хайнеман спроектировал свою гостиницу таким образом, что гости могли подруливать прямо к дверям своих одноэтажных жилых или к примыкающим к ним гаражам. Всего таких строений было сорок, и они стояли вокруг внутреннего двора. Чтобы построить этот ансамбль, стилизованный под средневековую испанскую католическую миссию с башенками, белой колоннадой и двориком, обсаженным деревьями, — было израсходовано $80000 (для тех времен огромная сумма).
Во время Депрессии 1930-х годов многие владельцы городских отелей не смогли выполнить свои обязательства перед банками, надолго отбив у них охоту ссужать деньги под строительство гостиниц. Поэтому после окончания второй мировой войны и даже в 1950-е и в начале 1960-х годов в городах США строилось очень мало гостиниц. Сам Хилтон, вынашивающий свою идею сознания гостиничной сети, не строил новые гостиницы, а приобретал и перестраивал старые, вроде Stevens Hotel в Чикаго (сейчас это Chicago Hiltonand Towers) и Plaza в Нью-Йорке.
С другой стороны, строительство гостиниц на дорогах Америки в 40-е, 50-е и 60-е годы шло полным ходом. Американцы осваивали дороги, и гостиничный бизнес начал подстраиваться под эти нужды. Аналогичным образом воздушный транспорт явился катализатором развития и реконструкции городских гостиниц и тех, которые строились в районе аэропортов. В 1958 г. на линиях появился “Боинг-707”, позволивший значительно сократить время трансконтинентальных и трансатлантических полетов. Деловые люди и отпускники переключались на этот транспорт, превратив его в мощнейшую индустрию, развернувшуюся по всему миру.
Оживление экономики в 1950-е годы позволило гражданам тратить больше денег на путешествия и туризм. С развитием железнодорожного, автодорожного (легковая машина и автобус) и воздушного транспорта общество становилось более мобильным. Эта мобильность, в свою очередь, помогла трансформации гостиничного дела из индустрии малых предприятий, находящихся обычно в частном владении и управлявшихся на независимой основе, в современную индустрию с разнообразными способами владения и управления: франчайзинг, партнерство, аренда и управление по контракту.
Виды и методы оплаты за предоставленные гостиницей услуги
... методов оплаты гостиничных услуг направлено на повышение уровня обслуживания и эффективности производства гостиничных услуг. Развитие рыночных отношений вызывает появление новых задач, что вызывает необходимость совершенствования управления. Важно понимание руководителей гостиниц необходимости ...
С появлением в начале 70-х годов на международных линиях “Боинга-747” начался бум в международном бизнесе и туризме, а вместе с ним появилась нужда в расширении международных гостиничных компаний. В развивающихся странах был большой спрос на американские отели и их управленческий опыт — каждая хотела, чтобы в их столичных городах были “фирменные” отели. Некоторые фирменные отели принадлежали авиакомпаниям или имели авиакомпании в качестве партнеров. В ряде случаев эта ситуация сохранилась по сей день. В 1948 г. правительство США в поисках путей подъема экономики в странах Латинской Америки обратилось к нескольким гостиничным компаниям с предложением начать строить свои филиалы в этих странах. В конце 50-х годов только одна Pan American Airways согласилась на это. Так у Pan Am появились дочерние предприятия, именуемые Inter Continental Hotels, в Венесуэле, Бразилии, Уругвае, Чили, Колумбии, Мексике, Курасао, на Кубе и в Доминиканской Республике. К 1981 г. 85 таких отелей было разбросано почти по 50 странам. Потом Pan Am продала свою гостиничную сеть Saison Japanese Corporation, а та, в свою очередь, перепродала ее Grand Metropolitan. A в 1992 г. Pan Am после долгого и томительного падения с вершин успеха объявила о своем банкротстве и прекратила существование.
Конрад Хилтон тоже был пионером освоения Соединенными Штатами международного рынка гостиничных услуг. В 1948 г. он подписал контракт на управление отелем Caribe Hilton в Сан-Хуане (Пуэрто-Рико).
Хилтон обошел все другие американские фирмы и получил контракт благодаря, прежде всего тому, что только он смог ответить на письмо, написанное по-испански. К 1974 г. Hilton International управляла 61 отелем (23263 номера) в 31 стране за пределами США. В 1964 г. компания Hilton International отделилась от Hilton U.S., а в 1967 г. она была приобретена компанией Trans-World Air Lines (TWA).
Сейчас Hilton International — собственность британской Ladbroke Group Plc.
Будущее гостиничной индустрии связано с ее глобализацией.
Учитывая современные тенденции в развитии международной торговли и туризма, легко предугадать, в каком направлении будут развиваться международные гостиничные корпорации. Ожидается, что туристский поток в страны Тихоокеанского региона будет увеличиваться в таких же масштабах, что и за последние годы. В связи с этим планируется развитие курортных отелей в Индонезии, Малайзии, Таиланде, Вьетнаме и Мексике. Существуют также предпосылки для дальнейшего развития гостиничной индустрии в странах Восточной Европы, в России и других республиках, прежде входивших в состав Советского Союза.
2. Туристская индустрия
Туристская индустрия — совокупность гостиниц и иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового оздоровительного, спортивного и иного назначения, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также предоставляющих экскурсионные услуги.
Транспортные услуги в индустрии гостеприимства
... Использование различных видов транспорта в индустрии гостеприимства Водный транспорт. Древнейшими крупными ... на развитие транспортной инфраструктуры. Транспортные услуги Основная часть в секторе транспортных услуг принадлежит авиации . Туристы, путешествующие на дальние расстояния, пользуются услугами ... или автомобильным транспортом. Преимуществом железной дороги являются более низкие тарифы, ...
Всемирный совет по туризму и путешествиям указал на следующие характеристики современного туризма:
- крупнейшая индустрия мира;
- ведущий производитель промышленной продукции;
- ведущий налогасдатчик;
- работодатель каждого пятнадцатого из всех работающих;
- самая быстроразвивающаяся отрасль мировой экономики.
В качестве субъектов-производителей в туристской индустрии выступают туристские предприятия.
Туристское предприятие — юридическое лицо, хозяйственно обособленная производственная единица в составе туристской индустрии, выполняющая одну или несколько функций по производству и реализации туристского продукта. Они могут отправить вас в незабываемые туры в Голландию, Амстердам и еще много куда. Там вы почувствуете себя как в сказке, почувствуете местный воздух, восхититесь местными пейзажами
При этом под туристским продуктом понимается право на тур. Тур — это комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов — переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.
Документ, устанавливающий право туриста на услуги, входящие в состав тура и подтверждающий факт их оказания, называется туристским ваучером.
Туристские предприятия делятся на две категории: туроператоры и турагенты. Туроператор — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие формирование, продвижение и реализацию туристского продукта на основе лицензии.
Тур агент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие продвижение и реализацию туристического продукта на основе лицензии.
Согласно определениям, приведенным выше, отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристского продукта, еще и формируют этот продукт.
За словом “формирование” стоит огромный труд по поиску зарубежных партнеров, выбору гостиниц, подбору экскурсий, переговорам с авиакомпаниями, работой на выставках; точный расчет количества бронируемых мест в гостиницах и на авиа рейсах, выпуск каталогов, работа по поиску и отбору агентств.
Другими словами, туроператор “собирает” из различных услуг — оформление визы, перелет, гостиница, страховка, экскурсии и т.п. Некий продукт, или турпакет, продвигает его на рынок и реализует непосредственно клиентам или турагентам. А турагентство — это фирма-посредник между туроператором и клиентом. Хотя в последнее время, кроме посреднических функций, они вынуждены производить свои услуги, добавляя их к основной программе туроператора.
3. Гостиничный продукт представляет собой комплекс услуг, оказываемый гостиницей
В туристской гостинице оказывают четыре вида услуг: размещение, питание, досуг, бытовое обслуживание.
Рассмотрим многообразие продуктов, типичных для туристских гостиниц.
Номера — одноместные, двухместные, апартаменты и т.п.
Питание.
Индивидуальные обеды.
Шведский стол.
Групповые обеды и т.п.
Досуг.
Игровые автоматы.
Дискотеки.
Вечера национальной музыки и т.п.
Анализ конкурентоспособности услуг гостиницы «Кузбасс»
... и качества оказываемых услуг. В последние годы наблюдается приоритет качественных параметров услуги. И все же конкурентоспособность предприятий сферы гостеприимства во многом зависит от эффективности проводимой гостиницей ценовой политики. Использование данного инструмента в гостиничном ... стороне гостиничного продукта, так и о наборе нематериальных услуг. Информированность потребителя представляется ...
Бытовое обслуживание.
Услуги химчистки.
Услуги парикмахерской.
Услуги прачечной и т.п.
При этом открываются бесконечные возможности комбинации услуг для создания гостиничных продуктов. Приведем примеры некоторых из них.
Программа А. Программа натрое суток: номер, завтрак, посещение вечера национальной музыки.
- ведущий производитель промышленной продукции;
- ведущий налог сдатчик;
- работодатель каждого пятнадцатого из всех работающих;
- самая быстроразвивающаяся отрасль мировой экономики.
Программа Б. Программа для новобрачных: апартаменты, бутылка шампанского, трехразовое питание (обслуживание в номере), цветы в номере.
Возможности комбинации гостиничных продуктов ограничены только возможностями творческого воображения. Если такая гостиничная фирма как умеренно дорогая гостиница считает, что у нее самой нет больше возможностей комбинировать свои собственные продукты, можно разработать программу совместно с неконкурирующей фирмой, как например: ресторан, театр, автобусная линия. Например, Hospitality Franchise Systems, Inc подписали соглашение с Pizza Hut о доставке пиццы в номера своих гостиниц с поштучной оплатой. Учитывая, что возможности гостиниц включают 400000 номеров, этот продукт заключает в себе значительную потенциальную прибыль как для Pizza Hut, так и для Hospitality Franchise Systems, Inc.
Особенность гостиничного продукта состоит в его фиксированное во времени и пространстве. Следует иметь в виду, что покупка гостиничного продукта подразумевает доступ к нему (гостиничному номеру), а не владение им, т.е. клиент не имеет права собственности на гостиничный номер, которым пользуется. Преимущество для клиента состоит при этом в том, что он платит только за право пользования номером, а получает доступ к капиталу, не связанному с владением жилым помещением, и плюс к этому дополнительные услуги гостиницы (питание, комнаты отдыха, киоски и т.д.).
Менеджеры гостиничного бизнеса должны думать о продукте на четырех уровнях: основной продукт, сопутствующий продукт, дополнительный продукт и продукт в расширенном смысле этого слова.
На основном уровне, на котором рассматривается продукт как таковой, ставится вопрос: “Что покупатель покупает на самом деле?” Любой продукт является комбинацией разных услуг для решения проблемы потребителя. Специалисты по маркетингу должны понять, что является основной выгодой для потребителей каждого продукта, и продавать именно эти выгоды, а не свойства продукта.
Вывод
История развития гостеприимства, по мнению некоторых ученых, насчитывает свыше 100 лет и делится на пять этапов. Первый — просветительский длился до 1890 г. Начало второго — предпринимательского было связано с развитием капитализма в мире, начинается третий организационно-централизованный этап. Одним из важнейших понятий, которые используются в истории гостиничного бизнеса, является “гостеприимство”. Путешествия были бы невозможны, если путникам негде было остановиться на ночлег и получить провизию. Гостеприимство имеет долгую историю, оно начинается с древнейшей традиции “преломлять хлеб” со странниками. У разных народов мира складывались различные традиции и обычаи встречать гостей. Особенности бытовой культуры оказывают влияние на формирование гостеприимства как необходимой составляющей индустрии туризм. Термин “гостеприимство” происходит от старофранцузского слова hospis, что означает странноприимный дом.
Гостиничные анимационные услуги и программы
... и объему анимационных программ в общей программе путешествия: Первый тип. Анимационные туристские маршрутыцелевые туристские поездки ради одной анимационной программы, либо непрерывный анимационный процесс, развернутый в пространстве в форме путешествия, переезда от одной анимационной услуги (программы) ...
В процессе изучения истории гостеприимства сопоставляют типы культур и типы “человека путешествующего”, характерные для определенной эпохи и народа. Так, киевский князь Владимир Мономах в своем “Поучении” завещал сыновьям хорошо принимать “гостей”, заботиться о них, потому что эти “мимоходящие” люди могут разнести по свету вести о стране и о князе.
Развитие гостиничного бизнеса связано с развитием путешествий. На морских побережьях, возле источников с минеральной водой, в живописных местах развертывается строительство крупных и мелких гостиниц. Постепенно совершенствуется их техническое оборудование, создаются комфортабельные условия для гостей, меняются формы и методы обслуживания. С каждым годом гостиничная база превратилась в “индустрией гостеприимства” стала источником крупных доходов, получения прибыли. В связи с ростом промышленного производства и расширением торговых связей растет население городов, открываются новые гостиницы.
гостиница туристический бизнес культура
Список использованных источников
[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kontrolnaya/evolyutsiya-gostinichnogo-biznesa/
1. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Организация, управление, обслуживание: Учеб. пособие / С.И. Байлик, 2002. — 252 с.
2. Ваген Л. Гостиничный бизнес: учебник / Ваген Л., 2001. — 416 с.3. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник / Котлер Ф., Боуэн Д., Мейкенз Д., 1998. — 787 с.
4. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: (отели и рестораны): учебник / Папирян Г.А., 2000. — 207 с.
5. Роль гостиниц в современном турбизнесе// Служба кадров — 2003г. № 1.-С.18-20
6. Российские гостиницы в цифрах // Турбизнес. — 2002. — №13. — С. 20-21