Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Роль и место экскурсий для формирования основ экологической культуры дошкольников
Экскурсии — один из видов деятельности и основная форма организации работы по экологическому просвещению, одна из длительных и сложных форм обучения. Экскурсии проводятся вне детского сада. Это вид активного отдыха. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют детям узнать об объектах и явлениях природы в естественной среде.
Экскурсии 5-6 летних детей в ближайшую природную среду — интересное и полезное педагогическое мероприятие. При этом решаются различные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные, эстетические. Экскурсия по его организации — мероприятие комплексное: запланировано, продумано, подготовлено несколькими взрослыми одновременно: экологом, инструктором по физкультуре, медсестрой, педагогом-метологом, воспитателем группы.
Во время экскурсий дети знакомятся с растениями, животными и их средой обитания, что способствует формированию первичных представлений о взаимоотношениях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.
Походы на природу связаны с нахождением детей в воздухе, с движением, что способствует укреплению здоровья. Положительное влияние на здоровье детей оказывают различные факторы:
1) Подготовка к походу, ожидание ярких впечатлений, выход в новое интересное место вызывает у ребенка радостные чувства;
2) Окружающая среда положительно влияет на здоровье;
3) Длительный переход на относительно большую дистанцию развивает у детей выносливость, укрепляет мышцы ног и всего тела.
На умственное развитие детей во время экскурсии влияют различные занятия познавательного характера: наблюдение за природными явлениями, объяснения взрослых, каламбуры, загадки во время отдыха. Среди этих мероприятий первостепенное значение имеют наблюдения: они могут иметь очень разное содержание в зависимости от времени года, конкретной природной среды, опыта посещения детьми экосистем.
На нравственное развитие детей большое влияние оказывает природоохранная деятельность: развешивание кормушек с кормом в зимнее время, домиков для птиц осенью или весной, ограждение муравейников в теплое время года. Хорошо организовать уборку и очистку от лесного и бытового мусора постоянного места прогулки. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организованно. Правильное проведение этой части похода очень важно — взрослые показывают детям, как они сами относятся к природе, как ее любят на деле, как заботятся о доме, в котором живут все вместе.
Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу
... в ознакомлении детей с природой принадлежит экскурсиям, которые являются одной из организационных форм обучения в дошкольном учреждении. Они ... Как и на других занятиях, на экскурсии действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Выполнение различных ... работу, требует согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности, осторожности. Педагог использует как ...
Эстетическое воспитание детей на природе начинается с демонстрации территории — педагог говорит, что здесь красиво, потому что все чисто и ухожено. Воспитатель развивает в детях чуткость к восприятию прекрасного в природе на самых различных явлениях. Красота повсюду, воспитатель побуждает детей самим находить ее, наслаждаться, показывать другим и сохранять. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).
Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному».
Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Современными педагогами и психологами доказана возможность формирования у дошкольников как единичных, так и обобщенных представлений о многообразии живых организмов, о влиянии на их рост и развитие различных факторов (абиотических, биотических и антропогенных).
Дети быстро учатся замечать приспособленность отдельных растении и животных, а также человека к определенной среде обитания и к ее сезонным изменениям.
Как утверждают ученые В.П. Арсентьева, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова и др., содержанием экологического воспитания должны стать наблюдения как за единичными объектами (живыми организмами), так и за целостными природными сообществами (лесом, лугом, водоемом, парком и др.).
Развивающий компонент экскурсий стимулирует формирование:
- навыков наблюдения и наблюдательности как таковой
- сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.)
- мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности)
- воображения и творческих способностей.
При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.
2. Виды экскурсий
По характеру решаемых педагогических задач можно выделить четыре разновидности экскурсий: природоведческая, экологическая, на сельскохозяйственный объект, экскурсия эстетического характера.
Природоведческая экскурсия традиционно решает задачу знакомства с природой, т.е. накопление представлений о разнообразии объектов живой природы и их характерных особенностях.
Экологическая экскурсия направлена на освоение детьми разнообразных биоценологических связей в мире природы:
между органами животных и растений и их функциями
между средой обитания живых существ и особенностями их строения и образа жизни
между состоянием конкретных живых объектов и условиями их существования
Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников
... экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников. Объект исследования - экскурсии по естествознанию в начальных классах. Тема - влияние экскурсий ... в какой последовательности будет выполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка. Развитие памяти. В школе ребенок ... природы способствуют накоплению у учащихся запаса достоверных конкретно-образных представлений ...
между различными живыми существами в одной экосистеме.
Экскурсии на сельскохозяйственные объекты помогают детям освоить представления о труде людей. Это экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк и др. Посещение этих объектов даёт возможность показать детям, как человек влияет на природу, выращивает растения и животных, ухаживает за ними. Основная цель экскурсии — показать, что и для какой цели делают люди, как используют машины, как относятся к своему труду, каковы его результаты.
Экскурсии эстетического характера помогают ребёнку научиться воспринимать красоту природы и развивают культуру его чувств. Используя различные педагогические приёмы, воспитатель способствует тому, что дети от общения с природой получают неизгладимые впечатления. В то же время задачи нравственного и эстетического воспитания детей можно и нужно решать при организации и других видов экскурсий.
Вместе с тем, использование всех разновидностей экскурсий направлено на воспитание любви к природе и осознанное и бережное отношение к ней.
3. Содержание экскурсий
Содержание знаний о природе, изложенное в программе воспитания и обучения в детском саду, раскрывается не только на экскурсиях, но и на других занятиях, а также на прогулках. Поэтому цели экскурсии могут быть различными. В одних случаях экскурсии проводятся для уточнения и обобщения представлений, полученных ранее. Например, к усвоению знаний об условиях развития растений старшие дошкольники подводятся в процессе труда в уголке природы, цветнике, на огороде, а посещение теплицы может быть использовано для обобщения представлений о зависимости роста и развития растений от влаги, света, тепла. В других случаях экскурсии служат для первоначального ознакомления с природными явлениями, а вся последующая воспитательно-образовательная работа направлена на уточнение, расширение, конкретизацию, систематизацию и обобщение полученных представлений. Например, весной воспитанники подготовительной к школе группы знакомятся с признаками пробуждения жизни в пруду (появление на поверхности водоема растений, насекомых, кваканье лягушек), рассматривают водомерку, жука-плавунца, жука-водолюба, икру лягушек, водные растения. Благодаря несложным опытам дети убеждаются, что жук-плавунец хищник, а жук-водолюб питается растениями, поэтому живет на дне водоема.
Значительное место отводится систематизации материала о сезонных изменениях. Наблюдения ярких картин природы — лес в период золотой осени и во время листопада, цветущий луг в начале лета, ледоход на реке — затрагивают эмоциональную сферу ребенка, воздействуют на различные анализаторы, обеспечивают отчетливое восприятие явлений. Не менее важно сделать предметом наблюдений во всех возрастных группах характерные изменения в живой и неживой природе. Основное звено в этой работе — установление признаков сезона (длительность светового дня, температура воздуха, особенности облачности и осадков, и т.д.).
Методика использования экскурсий, квестов, мастер-классов в ботаническом ...
... работы Ботанического сада, со школьниками следующие мероприятия: ·Специализированная экскурсия для 4 класса «Приспособления растений»; ·Специализированная экскурсия для 9 класса «Условия жизни растений»; ·Квест для 4 класса «Самое выносливое растение»; ·Квест ... природе своего края и не только. Выбор темы выпускной работы обусловлен тем, что разработка и проведение экскурсий, ... у детей, увлекaть ...
Наблюдения целесообразно начинать с неживой природы, поскольку от нее зависят изменения в жизни растений, животных. Уже дети среднего дошкольного возраста могут установить связь между обилием солнечного света весной и началом пробуждения, роста и развития растений. Старшим дошкольникам доступно осознание и более сложных связей, не имеющих такого яркого внешнего выражения. Например, осенью они обнаруживают, что отлет пернатых птиц связан с температурой воздуха: с похолоданием некоторые насекомые погибают, другие забираются под кору, корни деревьев, опавшую листву, мох, и птицы остаются без корма, что и подталкивает их к переселению в теплые края.
Экскурсии в природу дают возможность познакомить детей с особенностями растений и животных в разных природных условиях. Они узнают, например, что луговые, полевые, степные птицы живут в гнездах, устроенных на кочках, в траве, в камнях, По внешнему виду это небольшие ямки, выстланные сухой травой, листьями. Гнезда же лесных птиц очень разнообразны по форме, местоположению. Они часто свиты из тонких прутиков, сухих стеблей, выстланы мхом, листьями, перьями.
Знакомясь с жизнью растений, дети усваивают, что наличие влаги, тепла, света — общие условия, необходимые для их роста и развития. При этом на конкретных примерах следует подвести дошкольников к пониманию того, что потребность растительности разных ландшафтов в свете, влаге, тепле не одинакова: незабудки любят низкие заболоченные места, а иван-чай, напротив, растет на солнечных полянах.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель организует коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи. Взрослый помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи между ними. Это достигается различными приемами. Например, педагог задает детям вопросы, дополняет их наблюдения своим рассказом, пояснениями.
Наблюдения за муравейником убеждают, что насекомые в лесу находят и пищу, и строительный материал для своего жилища. Но, рассмотрев груз, который по многочисленным дорожкам муравьи тащат в свой дом, дети делают заключение о том, что муравьи являются санитарами леса.
Экскурсия на луг помогает сформировать у старших дошкольников представление о том, что не только некоторые насекомые не могут жить без растений, питаясь их нектаром, но и многие растения опыляются насекомыми. Так постепенно дети подходят к пониманию различных взаимозависимостей, существующих между животным и растительным миром.
Результаты исследования С.Н. Николаевой убедительно показали возможность усвоения старшими дошкольниками систематизированных знаний, отражающих такую закономерность, как приспособленность к среде обитания. Несложно познакомить детей и с отдельными приспособительными признаками животных (внешнее строение, формы поведения).
Внимание детей следует обращать и на факты приспособления животных и растений к неблагоприятным условиям внешней среды. Это можно показать на примере того, как птицы и звери готовятся к зиме, приспосабливаются к изменению условий питания, похолоданию, снежному покрову. Уже дети среднего дошкольного возраста благодаря систематическим наблюдениям на экскурсиях и прогулках уясняют, что с похолоданием птицы переселяются поближе к жилью человека, а некоторые улетают в теплые края. Старшие дошкольники узнают, что с наступлением зимы одни животные впадают в спячку (медведь, еж, жаба, лягушка), другие переселяются туда, где находят себе пропитание (кочующие птицы, лоси, олени), третьи запасают корм (грызуны).
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НА ЭКСКУРСИЯХ
... школе», «Народное образование». Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. 1. Теоретические основы краеведческой работы с младшими школьниками на экскурсиях. 1.1.Понятие краеведческой экскурсии. Одной из форм изучения ...
Важно обратить внимание детей на то, что с наступлением зимы у зайца, белки изменяется окраска, вырастает теплая светлая шерсть (мех).
Итак, последовательное включение в содержание экскурсии наблюдений разнообразных ярких фактов, подводящих к пониманию того, что явления живой и неживой природы находятся в определенной взаимозависимости, помогает сформировать у детей элементарное представление о ее единстве и целостности.
В.Г. Белинский писал: «Первый воспитатель детей — природа и ее благодатные впечатления <…>, шум листьев и колебание волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить…».
Воздействие природы на чувства детей и их поведение многие известные педагоги оценивали как весьма позитивное и использовали в целях воспитания нравственности детей и развития их эстетического восприятия. Известно, что без помощи взрослого ребенок не всегда может увидеть красоту природы, и поэтому важно помочь ему понять «выразительность» природы, настроить душу ребенка на ее восприятие. Для этого воспитатель может использовать выразительность художественного слова: прочитать отрывки из стихотворений и прозы. С целью развития наблюдательности, любознательности, интереса к природе рекомендуется в содержание экскурсий включать такие знания и сведения, которые активизируют прошлый опыт детей, побуждают их к сравнению, сопоставлению. С этой целью дошкольников знакомят с растениями, показывающими время и предсказывающими погоду; с участием птиц и зверей в распространении семян деревьев, кустарников, трав; с насекомыми, которых приручил человек; с птицами, гнездящимися в земляных норах, на болотах, в камнях.
Все это способствует развитию у детей «художественной зоркости», более тонкому и глубокому переживанию увиденного, помогает видеть и осознавать метафоричность языка, своеобразие ритма и яркость отраженных в слове впечатлений. А. М. Горький писал: «Мы читаем и слышим ветер » плачет», » стонет» <…>, » лес нахмурился» <…>. Тут мы замечаем, что человек придает всему, что видит, свои человеческие качества…» .
4. Структура экскурсии
- вводная беседа
- коллективное наблюдение
- индивидуальное самостоятельное наблюдение детей
- сбор материала
- игры детей с собранным материалом
- заключительная часть, во время которой воспитатель подводит итог экскурсии и напоминает от необходимости бережного отношения к природе.
Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения на своём земельном участке и только во вторую половину года короткие экскурсии на луг, в парк (лес).
Экскурсии проводят по определенной системе. Проводить их целесообразно на одних и тех же объектах в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе для того чтобы расширить, углубить, обобщить представления дошкольников о знакомом объекте, явлении, раскрыть его новые качества, свойства, характеризующие процесс изменения, развития. Цикл повторных экскурсий проводится по усмотрению воспитателя на отдельные объекты, наиболее интересные для данной местности. Причем важно правильно определить сроки проведения, так как от этого зависит их познавательная насыщенность: повторные наблюдения целесообразно организовывать в тот период, когда наиболее ярко выражены характерные особенности, качественные изменения того или иного предмета, явления.
Экскурсии как формы организации детей в дошкольных учреждениях
... процесса. В связи с этим были поставлены следующие задачи: провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме организации экскурсий детей в дошкольных учреждениях; выявить положительные и отрицательные стороны в проведенных экскурсиях воспитателями; ...
Например, весной с детьми старшего дошкольного возраста следует провести три экскурсии в парк с постепенным усложнением задач. Цель этих экскурсий — знакомить с весенними изменениями, развивать умение их видеть и понимать причину происходящего в природе.
Экскурсию организовать значительно труднее, чем занятие в группе, и успешной она будет только при том условии, что проведена тщательная подготовка. экскурсия экологический культура дошкольник
Подготовка воспитателя к экскурсии.
Подготовка воспитателя к экскурсии заключается, прежде всего, в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.
Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах — 40-50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.
Как бы ни было знакомо воспитателю место экскурсии, необходимо за день, за два до неё осмотреть его. Побывав на месте будущей экскурсии, воспитатель уточняет маршрут, находит нужные объекты, намечает содержание и объём тех знаний, которые должны получить дети о данном круге явлений, последовательность проведения отдельных частей экскурсии, устанавливает места для коллективных и самостоятельных наблюдений, для отдыха детей. Предварительное ознакомление с местом будущей экскурсии даёт возможность не только уточнить и конкретизировать план, но и продумать приёмы её ведения. Для того чтобы экскурсия была интересной, воспитателю надо подготовить стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы.
Подготовка детей к экскурсии.
Начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.
Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.
При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.
К экскурсии воспитателю следует подготовить экскурсионное снаряжение и оборудование для размещения собранного материала в уголке природы. Хорошо привлечь к его подготовке детей. Это способствует возбуждению у них интереса к предстоящей экскурсии.
Учебная экскурсия как компонент географического образования
... методики преподавания географии на краеведческой основе и проведения практических работ на местности, а также экскурсий в природу, ... количество работ, посвященных различным аспектам учебной экскурсии. Вопросы использования учебной экскурсии в учебно-воспитательном процессе в разные годы ... Экскурсии - один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому просвещению детей, ...
Ниже приводится примерный перечень оборудования, необходимого на экскурсиях в природу:
Оборудование для сбора растений:
Лопатки или совочки для выкапывания растений — 3.
Нож складной для срезания веток с дерева или кустарника — 1.
Папки для растений — 2.
Корзиночки для шишек, листьев — 2.
Сачки водяные для вылавливания растений из водоемов — 2.
Ведерки полиэтиленовые (или корзинки) для переноски растений — 2—3.
Оборудование для сбора животных:
Сачки воздушные для ловли насекомых в воздухе — 1—2.
Сачки водяные для вылавливания животных из водоема — 1—2.
Коробки с отверстиями для переноски животных — 4—5.
Посуда для переноски водных животных — 2—3.
Всё оборудование должно находиться в определённом месте. Перед экскурсией воспитатель должен тщательно продумать, какой материал собрать для дальнейшей работы в группе и какое оборудование в связи с этим взять с собой.
Ход экскурсии.
Приведя детей к месту экскурсии, воспитатель напоминает ее тему, дает детям возможность осмотреться, чтобы после этого приступить к наблюдению за намеченными объектами и явлениями природы.
Основная часть экскурсии — коллективное наблюдение, в процессе которого и решаются основные программные задачи экскурсии. Воспитатель помогает детям подметить характерные признаки предметов и явлений, установить необходимые связи. Основное внимание в процессе наблюдения уделяется вопросам и вопросам-заданиям, заставляющим детей рассматривать предмет, сравнивать, находить отличие и сходство, устанавливать связь между явлениями природы.
В процессе наблюдения за природными явлениями полезно использовать произведения детской литературы, стихотворения, загадки. Обращение к художественному слову поэзии должно быть естественным, ненавязчивым. Сочетание различных приемов и их соотношение может видоизменяться в зависимости от цели и содержания экскурсии.
По окончании основной части воспитатель дает детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала. При этом он сам не остается безучастным, а проявляет к их действиям живой интерес: задает вопросы, «заражает» своими эмоциями (удивлением, восхищением), поддерживает инициативу детей, обменивается с ними впечатлениями. Это дает возможность «приохотить» менее активных детей к совместной деятельности. Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, чтобы сосредоточить внимание ребят только на определенных растениях или животных, и, кроме того, решать задачи воспитания бережного отношения к природе. При этом детям следует показать, как надо выкапывать растение, срезать ветку и т.д., однако нельзя всю работу выполнять за детей. Собранный материал сортируют, раскладывают по папкам, корзинкам, часть его тут же используют для игр и упражнений.
Особенности организации семейного оздоровительного досуга детей ...
... Дошкольные учреждения посещают дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Вся работа в дошкольных учреждениях осуществляется в соответствии с государственной «Программой воспитания ... деятельности: в зависимости от складывающейся игровой ситуации он может чередовать движения с отдыхом. Это содействует воспитанию наблюдательности, сообразительности, способности ориентироваться в изменяющихся условиях ...
В играх дети закрепляют знания о характерных особенностях предметов, запоминают названия растений и их частей. Целесообразны игры: «Узнай по запаху», «Угадай по описанию», «Ветка, ветка, где твоя детка?», «Раз, два, три — к липе беги!» и др. [41;15-16].
В заключительной части экскурсии воспитатель еще раз обращает внимание детей на общую картину природы.
Работа после экскурсии.
Работа направлена на углубление, систематизацию и обобщение знаний, приобретенных детьми, на упрочение и дальнейшее развитие их интересов, формирование творческих способностей в процессе освоения и переработки впечатлений, полученных от общения с родной природой. Это происходит в играх, в наблюдениях за принесенными объектами, которые проводятся в уголке природы и на участке.
Сразу же после экскурсии собранный материал необходимо разместить в уголке природы или на участке (растения посадить в горшочки, животных на время поместить в аквариум, террариум или садки) и организовать наблюдение.
Через 2-3 дня после экскурсии проводятся занятия, во время которых используется материал, принесенный с экскурсии. Воспитатель читает детям художественную литературу, слушает и записывает их рассказы, придумывает вместе с ними экологические сказки, проводит дидактические игры, занятия по рисованию, лепке, аппликации, способствующие реализации впечатлений детей от экскурсии.
Последующая за экскурсией работа может быть направлена на приобщение дошкольников к художественной и музыкальной культуре, основой которой стали впечатления авторов произведений, полученные ими от общения с природой.
На занятиях воспитатель может использовать не только художественную литературу и театральные постановки, но и репродукции картин известных художников, например, знакомить с пейзажной живописью. Пейзаж лучше других жанров живописи передает связь с природой, настроения человека, он созвучен с музыкой, поэзией. Весьма полезным для рассматривания с детьми может оказаться и натюрморт.
Мотивируя самостоятельную изобразительную деятельность детей, воспитатель способствует тому, что впечатления, полученные во время экскурсии, усиливаются, а представления становятся более точными и образными.
Музыка также очень часто используется для передачи художественных образов природы.
Воспитатель учит детей слушать музыку, понимать ее язык и передавать в музыкально двигательных импровизациях свое настроение.
Педагогический процесс организованный таким образом совмещает все аспекты личности ребенка и оказывает на него благотворное влияние в целом.
В заключение проводится обобщающая беседа. Планируя беседу после экскурсии воспитатель продумывает беседу так, чтобы восстановить в памяти детей весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные для осознания связи и факты, вызвать переживания и соответствующее отношение к природе. Особое внимание следует обратить на создание моделей, отражающих взаимосвязи в природе.
Экскурсии и последующая работа должны способствовать осознанию детьми чувства единства с природой, влияющее на состояние природы.
Практическая часть.
Практическая часть нашей работы проводилась с детьми старшей группы.
Мы изучили по плану воспитателя, как проводились экскурсии и последующая работа на основе их содержания.(см.Приложение №1)
Экскурсия как форма внеклассной работы по истории
... К историческим и памятным местам. 3. Историко-краеведческие. По месту в учебной работе экскурсии можно условно разделить на: 1. вводную, предшествующую изучению учебного материала на уроке ... предприятия, местность и др.), форма и метод приобретения знаний. Глава IV. Экскурсия как форма внеклассной работы. Одной из форм изучения местного края, его истории и современного ...
Темы и программные задачи соответствуют возрасту детей. Конкретность программного содержания в планах не указывается, лишь общие задачи. Полностью программное содержание указывается в конспектах занятий. Характер формируемых представлений в данных экскурсиях -природоведческий. Методические приёмы, предусмотренные педагогами, соответствуют месту и сезону проведения экскурсий. Запланированы повторные экскурсии в парк, на водоём, летом -на луг.Последующая работа воспитателями запланирована и реализована.
Мы побывали на экскурсии, проводимой воспитателем подготовительной группы.
Экскурсия в парк поздней осенью (Ноябрь)., Программное содержание:
Закрепить и уточнить представления детей об изменениях в природе поздней осенью: дует холодный ветер,часто идут дожди,с деревьев опали листья,но остались крупные почки.Учить различать знакомые деревья по стволу, веткам, плодам;различать деревья и кустарники.Отметить участие детей в работах и необходимость осенних работ в парке по подготовке растений к зиме.
Развивать речь детей
Воспитывать любовь к природе: приучать бережно относиться к веткам деревьев, не ломать их. Пробуждать желание ухаживать за зимующими птицами, учить видеть красивое в природе.
Методы и приёмы:
Вводная беседа, вопросы к детям, художественное слово (стихи, загадки), игровой приём, обобщение, сравнение, указания, поощрение, итог.
Материал:
Ветки липы,клёна; игра «С чьей ветки детки»; семена,корзиночка,лупа.
Предварительная работа:
Осмотр места экскурсии. Изучение книги Мазуриной «Труд и наблюдения в природе»(раздел «Ознакомление детей подготовительной группы с явлениями поздней осени»(экскурсия в парк),чтение книги Лучич»Детям о природе» — о явлениях поздней осени,книги «Ознакомление детей с природой» (раздел « Ознакомление детей подготовительной группы с явлениями неживой природы»).
Беседа о птицах.
Ход экскурсии:
Дети оделись и вышли на участок.
Воспитатель. -Дети, сегодня мы с вами пойдём на экскурсию в парк.Когда мы с вами были в парке?
Дети — Летом
В: А ещё когда? Д: — Осенью. В: -Правильно, мы были в парке осенью. Сегодня мы пойдём и посмотрим, что изменилось. А сейчас скажите, какая сегодня погода?Д: -холодная погода,дует ветер,деревья качаются.В:- Правильно,сегодня холодная погода.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Когда такая погода бывает? Д: -Поздней осеньюВ:- Правильно. Хмурая, дождливая, наступила осень. А теперь пойдёмте в парк и посмотрим, что в нём изменилось.