Ретроспектива развития планировочной структуры Ярославля

Курсовая работа

Ярославль — один из старейших русских городов, основанный в XI веке и достигший своего расцвета в XVII веке. В 2010 году город отметил свое тысячелетие. Город получил большую известность благодаря множеству памятников архитектуры, построенных в прежние эпохи, сохраненные и дошедшие до наших дней. Среди них большое число замечательных зданий, рожденных трудами зодчих в XVI — XIX веках. Перепланировка города по «регулярному плану 1779 года стала ярким примером сочетания древних, средневековых памятников с классической планировкой и пространственной системой, внедренной в русское градостроительство на рубеже XIX — XX веков. Центр Ярославля в 2005 году был включен ЮНЕСКО в Список всемирного наследия как памятник архитектуры и градостроительного искусства.

Достаточно хорошо изученные и описанные в научных трудах и туристических справочниках памятники этих эпох привлекают в город большое число туристов со всего мира.

В данной работе я рассматриваю город, как постоянно развивающуюся и меняющуюся систему. Цель работы — рассмотреть теорию и практику планировки и застройки города, сравнить и выявить проблемы настоящего положения, определить, что им способствовало. Для этого, я выделила семь этапов развития города, от появления до конца XX столетия. Также, отдельно рассмотрела настоящее состояние города и тенденции его развития.

Глава 1. Ретроспектива развития планировочной структуры города с появления до нашего времени

1 1 этап развития. Основание города Ярославля. XII-XV вв.

История Ярославля начинается с основания в 1010 году ростовским князем Ярославом Мудрым города крепости на стрелке — месте слияния рек Волги и Которосли.

В период образования Киевского государства на этом месте уже стояло древнее языческое святилище и был расположен поселок потомков угро-финских племен, смешавшихся с пришлым славянским населением. Его жители занимались земледелием, охотой и рыболовством, учувствовали в торговле со Скандинавией, Волжской болгарией, странами Ближнего Востока. Вокруг, в радиусе 10-12 км, существовало еще несколько таких же селищ, обитатели которых оставили грандиозные некрополи.

О первых десятилетиях Ярославля летописи не дают никаких данных. Раскопки дают о нем представление только с конца XII века.

На высоком мысу на Стрелке, при впадении в Волгу реки Которосли, находилась деревянная крепость. С двух сторон ее окружали реки, с третьей проходил глубокий, заполненный водой Медведицкий овраг.

8 стр., 3857 слов

Экскурсия по Ярославлю

... Осенью 1944 года жители Ярославля к возвращению с фронта воинов-победителей решили привести в порядок город. В течение 75 дней ярославцы построили набережную по реке Которосли, благоустроили Волжскую набережную в Ярославле, заасфальтировали магистраль ...

В центре кремля стоял каменный Успенский собор, со стенами из тонкого кирпича — плинфы, украшенный белокаменными вставками. Перед ним расстилалась вымощенная деревянными бревнами площадь. Площадь окружали различные деревянные постройки — княжеские хоромы, дома дружинников и многочисленной челяди.

Через проездную башню по мосту, перекинутому через ров, можно было попасть на ярославский посад, окружавший кремль. Здесь селились ремесленники и торговцы. Вокруг посада уже тогда появились торгово-ремесленные слободы. Подступы к городу уже тогда защищали монастыри-крепости.

У переправы через Которосль стоял Спасо — Преображенский монастырь, защищая дорогу на Москву. Вверх по волге, у нынешнего моста, на месте Октябрьской площади, подступы защищал Петровский монастырь. Между кремлем, Спасо-Преображенским и Петровским монастырями развивался старый Ярославль.

Бичом города были пожары, бывало, что город выгорал полностью, после чего становился беззащитным.

2 2 этап развития. В XVI XVII вв.

Ярославль развивается особенно интенсивно. Он приобрел торговое значение, что было следствием его местоположения на пересечении главного водного пути по Волге с водно-сухопутной дорогой, связывающей Москву с Архангельском, который стал со второй половины XVI в. главным морским портом в торговле Руси с Европой.

Территория города в XVI-XVII вв. резко увеличилась, в его структуре особую роль приобрели посад и окружавшие его слободы. По описи 1678 г. в городе насчитывалось 2936 дворов и проживало не менее 13 тыс. чел. Развитие города шло на основе сложившейся ранее планировочной системы мысового типа в направлении освоения вспольных территорий между Волгой и Которослью. Наряду с этим в XVI-XVII вв. осваивались земли за Которослью, где получили развитие крупные городские слободы — Коровницкая, Ямская, Шилово и др. Древнейшая часть — Рубленый город, стал уступать укрепленному посаду и примыкающему к нему Спасскому монастырю, но в тоже время оставался центром композиции.

После сильного пожара в 1536 году Ярославский посад был обнесен земляным валом, перед которым вырыт глубокий, заполненный водой ров. Ярославский посад с тех пор стал называться Земляным городом.

В начале XVII в. Земляной город был окружен деревянными стенами с 24 башнями; Рубленый город также восстановил деревянные укрепления, в состав которых входило 12 башен. Все эти стены и башни сгорели в середине XVII в. Помимо укреплений сгорели три монастыря, 29 церквей, торговые ряды и около 1500 дворов. После пожара деревянные стены не восстанавливались, но валы были повышены, рвы углублены. Вместо деревянных башен на тех же местах были построены в Земляном городе каменные башни — двенадцать глухих и четыре проездные: Знаменская, Семеновская, Волжская и Зелейная.

Сгоревшие деревянные стены Рубленого города после пожара практически не возобновлялись. Как и в Земляном, были построены только каменные башни на земляном валу — две глухие и одна проездная — Никольская. На этом работы по восстановлению кремля были остановлены и более не продолжались за отсутствием средств, а укреплению этой древнейшей части города более не придавали большого значения, хотя кремль в XVII в. оставался центром города. Еще в 1501 г. здесь был построен каменный Успенский собор.

15 стр., 7138 слов

Города «Золотого Кольца», как уникальные туристские объекты

... целые туристские комплексы, во всех городах Золотого Кольца отлично развита туристическая инфраструктура. Владимир – Суздаль – Иваново – Кострома – Ярославль – Ростов Великий – Переславль-Залесский – Сергиев Посад. Вот главный туристический путь по центральной России. Московская, ...

Наиболее укрепленной и представительной частью города уже на рубеже XVI-ХVII вв. стал Спасский монастырь, расположенный у стен посада. В XVII в. Монастырь в Ярославле владел значительной территорией главным образом в западной части города вдоль дороги на Углич, где в XVII в. сформировались монастырские слободы — Спасская, Богоявленская и др. (всего более 300 дворов).

В результате Спасский монастырь со своими владениями стал значительной силой, влиявшей на социальную и хозяйственную жизнь Ярославля. К середине XVII в. Спасский монастырь, получив новые каменные стены, сформировался в законченный и самый внушительный по масштабу ансамбль города.

Посад, обнесенный валом и каменными башнями, в XVII в. стал средоточием каменных церквей. К концу столетия в границах Земляного города были отстроены в кирпиче Афанасьевский и Казанский монастыри и 14 приходских храмов. К этому же времени прежние деревянные церкви были заменены каменными и на территории Рубленого города, и в слободах. Это подтверждает, что объемно-пространственная структура города в основном уже определилась деревянной застройкой XVI — начала XVII в. Всего в городе к концу XVII в. было воздвигнуто около 50 каменных храмов. Возвышавшиеся над рядовыми постройками, они подчеркивали сложившуюся систему доминант, внося в нее новый масштаб и характер, акцентируя более выразительно ландшафтные особенности и основные структурные элементы города, его ведущие направления и композиционные узлы.

На старых изображениях Ярославля XVII-XVIII вв. хорошо просматривается прием, при котором цепочками храмов завершаются высокие берега рек. Эти цепочки близким по ритму шагом следовали в двух направлениях — вдоль берегов Волги и Которосли, имея начало в соборном Успенском храме города, выдвинутом на самое острие мыса древнего кремля. И если часть этих памятников по берегу Волги оказалась утерянной или застроенной поздними зданиями, то со стороны Которосли система прибрежных храмов xvii в. сохранилась лучше. Вместе с ансамблем Спасского монастыря она свидетельствует о значении, которое придавалось этому фасаду города со стороны Московской дороги. Храмы (Николы Рубленого, Спаса на Городу, Михаила Архангела и др.) были поставлены на высоких точках рельефа и в органической связи с особенностями ландшафта, чаще всего занимая его мысовые участки и акцентируя важные функциональные узлы этой части города южный въезд через Зелейную башню (церковь Спаса на Городу), Михайловские ворота (церковь Михаила Архангела) и др. С развитием слобод к западу от Спасского монастыря цепочка церквей по левому берегу Которосли продолжилась (храмы Богоявления, Дмитрия Солунского, Петра Митрополита, Николы Мокрого и др.), а монастырь стал важным композиционным центром, объединяющим цепочки береговых храмов реки Которосли, простиравшихся по обе стороны от монастырского ансамбля.

Заметное сгущение вертикалей храмов по направлению к Рубленому городу не только отмечало зону культового и административного центра города, но и знаменовало собой местонахождение торгового ядра Ярославля, его деловой центр. Территория торга, занимая почти четверть всей площади Земляного города, тянулась от Волги до церкви Спаса на Городу и простиралась частично на территории, примыкающей к Спасскому монастырю. Однако торговля шла и за пределами Земляного города: к северу от монастыря вдоль Угличской улицы и особенно между монастырем и Рубленым городом, где большие площади были заняты мясными и рыбными рядами. Торговая площадь в Земляном городе соединялась с Волгой и Которослью воротами Волжскими и Зелейными. Основные причалы торговых судов находились в устье Которосли и, следовательно, здесь, со стороны Зелейной башни, шли наиболее интенсивные торговые передвижения.

14 стр., 6745 слов

Разработка историко-краеведческой экскурсии в городе Кирове

... развития экскурсионного дела в городе Кирове, поэтому данная курсовая работа является актуальной и значимой. Курсовая работа на тему «Разработка авторской историко-краеведческой экскурсии в городе Кирове» была выполнена на основании краеведческих материалов (преимущественно в ...

Каменную надвратную башню, поставленную, как и Волжская башня, на дне Медведицкого оврага, отделяющего Рубленый город от Земляного, как бы фланкировали с двух сторон церкви Спаса на Городу и Николы Рубленого, поднятые на высокие точки рельефа. Эти ворота оказались своеобразной пространственной осью береговой части города на участке от Спасского монастыря до Рубленого города. Важно отметить и то, что со стороны главной реки на другом конце Медведицкого оврага Волжские ворота также были фланкированы с двух сторон каменными храмами Ильи и Тихона, Бориса и Глеба. Мост в середине оврага, соединяющий Рубленый город с Земляным, отмечен храмом Фрола и Лавра, фиксирующим вместе с тем границу торговой зоны посада, а также начало одной из главных его осей — Пробойной улицы, ведущей к кремлю и ориентированной на Успенский собор.

Пробойная улица начиналась от надвратной Семеновской башни в северо-западной части посада и шла параллельно Волге. Ее направление было закреплено целой системой открытых к улице церквей. Наиболее крупным и значимым ее ориентиром была церковь Ильи Пророка, поставленная у пересечения этой улицы с другой главной улицей Земляного города — Калининой, берущей начало от Знаменской надвратной башни и следующей по направлению к Волге. У ее выхода к берегу реки была построена в 20-х годах XVII в. первая каменная церковь на посаде — Николы Надеина.

Этот храм соединялся с рядом других церквей (Варвары, Всех Святых, Леонтия Ростовского, Косьмодемьянской и др.) своеобразной замкнутой системой улиц, в центре которой оказался крупномасштабный ансамбль церкви Ильи Пророка. Таким образом, церковь Ильи Пророка, находившаяся в середине Земляного города у пересечения основных улиц и поддержанная со всех сторон меньшими объемами церквей, уже в XVII в. стала головной в пространственной композиции посада; от нее как бы концентрически расходились другие, меньшие по размерам каменные постройки.

Хорошо прослеживается взаимосвязь посадских храмов с ансамблем Спасского монастыря. Ряд концентрически удаляющихся от монастыря цепочек церквей, параллельных линии береговых храмов вдоль Которосли. Это — ряд храмов, идущих к востоку от Власьевской (Знаменской) башни и расположенной около нее церкви Власия (Сретения, Леонтия и др.), ряд церквей, начинающихся от Казанского монастыря (Всех Святых, Ильинская, Косьмодемьянская и др.), и, наконец, система двух храмов — Варвары и Николы Надеина с Семеновской надвратной башней — своеобразное ответвление от храмов на берегу Волги, создающее связь всей системы с пространством главной городской улицы. Своими основными ориентирами эти цепочки имели два центра: кремль, откуда как бы исходит веерный пучок системы, и Спасский монастырь — главное организующее звено системы нескольких доминирующих направлений в пространственной композиции посада.

14 стр., 6627 слов

Анализ состояния туристской индустрии в городе Ярославль

... юго-западные. Водоемы: В черте города Ярославль протекает две основные реки Волга и ее приток Которосль. Самые длинные реки в пределах Ярославской области: Волга (340 ... -технических ресурсов города; Исследовать состояние социально-культурной и туристской инфраструктуры; Разработать программу туристского обслуживания в городе. Во введении определяются объект, предмет, цель и задачи работы. В первой ...

За пределами Земляного вала в междуречье застройка города к концу XVII в. распространилась главным образом вдоль основных дорог, начинавшихся от Семеновских, Знаменских и Угличских ворот. Постановкой каменных приходских храмов композиционно закреплялись эти направления, отмечались перекрестки улиц, развивалась система прибрежных архитектурных ориентиров вдоль Волги и Которосли. Многие храмы несли разносторонние градостроительные функции в системе организуемых ими городских пространств.

На приволжской территории за Семеновскими воротами объемы церквей, организуя систему улиц, одновременно продолжили в северном направлении за пределами Земляного города цепочку объемных ориентиров Волги вдоль ее высокого берега. Здесь же от площади перед Семеновской башней берет начало целый пучок улиц, частично переходящих в идущие параллельно Волге дороги, частично заканчивающихся на берегу реки. Выделены улица, переходящая в дорогу на Романов-Борисоглебск, и короткий проезд, направленный в сторону древнего Петропавловского монастыря на берегу Волги. Монастырская церковь и Пятницкий храм в Калашной слободе отмечали в XVII в. границы города с севера. Между монастырем и границей Земляного города была поставлена на рубеже XVII-XVIII вв. церковь Благовещения — береговой храм, завершивший одновременно и улицу, подходящую к нему от Семеновской площади. Не менее активно в композиционном отношении размещены и два других близрасположенных приходских храма — Воздвижения и Симеона Столпника. Первый организует площадь на перекрестке улиц и раскрыт к Волге, второй акцентирует одно из ответвлений улиц близ Семеновской площади.

В течение XVII в. значительное развитие получили слободы за рекой Которослью — Толчково, Коровники, Ямская и др. Они заняли территорию низинного берега реки, распространившись до волжского правобережья.

Каждая слобода обладала определенной композиционной автономией: наиболее самостоятельной и обширной оказалась Толчковская. Слободские храмы образовали за Которослью развитую систему вертикальных объемов, пространственно связывающих застройку слобод с основным городом. Некоторые из них, как, например, церкви в Толчкове и Коровниках, стали законченными ансамблями, господствующими в застройке слобод, и существенными градостроительными узлами в пространственной композиции всего города.

Высокая градоформирующая активность благодаря развитости объемной композиции отличает приходские храмы Ярославля. Церковь Николы Надеина — пример храма с крупным, увенчанным пятью главами основным объемом, шатровой колокольней, галереей и малым объемом придела. Церковь Ильи Пророка в Земляном городе — пример еще более развитого многообъемного храма с самостоятельными шатровым и купольным приделами и шатровой колокольней, объединенными вокруг основного объема галереей. В ансамбле с ними до реконструкции города по регулярному плану были возведены каменная ограда с воротами и вспомогательными зданиями, окружавшая храм со всех четырех сторон. Храм Иоанна Предтечи в Толчкове — сохранившийся образец наиболее развитой композиции подобного типа. Здесь многообъемный и многоглавый храм представлен в неразрывном единстве с отдельно стоящей ярусной колокольней, воротной башней и оградой. Это уже настоящий ансамбль функционально различных и разновеликих сооружений, объединенных в целостную, живописную композицию единой художественной идеей. В ансамбле храмов в Коровниках внутренняя задача гармонизации между собой двух церквей, колокольни и торжественных ворот решалась в единстве с определением градостроительной роли комплекса в целом, его соотнесением с особенностями ландшафта и характером окружающих пространств в масштабе не только слободы, но и всего города. Этот ансамбль и постройки кремля фланкировали с двух сторон устье реки Которосли, которая постепенно становилась главной композиционной осью Ярославля.

9 стр., 4284 слов

Типология общественных зданий (помещений общественно-воспитательного назначения)

... Здания и сооружения для здравоохранения и отдыха. лечебно-профилактические учреждения; санитарно-профилактические учреждения; учреждения судебно-медицинской экспертизы; аптечные учреждения; санатории и санатории-профилактории; учреждения отдыха и туризма. 4. Здания и сооружения физкультурно-оздоровительные и спортивные: открытые физкультурно-спортивные сооружения; здания и ...

.3 3 этап развития XVIII — начало XIX вв.

город ярославль планировочный проектный

В 1778 году город Ярославль получил новый план. В утвержденном плане, получившем веерную систему лишь за пределами древнего города, основное внимание по-прежнему уделялось центру и прибрежным зонам, тяготеющим к Волге и Которосли. Центр города реконструировался на основе сложившейся мысовой системы с Рубленным городом на острие возвышенности при впадении в Волгу Которосли.

Уже с ХVII века, после потери военного значения крепости, основным центром становится торговая площадь около кремля, которую предполагается сохранить в первом варианте перепланировки, а Гостиный двор должен стать центральным ядром композиции. Однако, учет возросшего значения административных учреждений и перспективного развития города побудил в утвержденном варианте (1778 г) значительно расширить центр, включив в него всю территорию Земляного города.

Земляной город, обнесенный валом и рвом с каменными башнями, в юго-восточной части соединялся с остатками укреплений Рубленного города. С юга, у моста через Которосль входил Спасский монастырь, у стен которого с внешней стороны располагалась Рождественская площадь с каменными церквами.

В новом плане три крупных композиционных угла по главным трассам города обусловили в новом плане города расположение основных площадей, составляющих вместе с улицами, идущими вдоль укреплений, периферийный «каркас» новой структуры центра. Эти же трассы обусловили направления основных осей центра. Пробойная улица, параллельная Волге, определила главную ось, ее основными ориентирами стали древний собор и церковь Ильи Пророка. Пересекающая ее Угличская улица, превратилась в один из лучей, направленных на Ильинскую церковь. И только один луч — Рождественская улица пробивалась заново.

3 стр., 1442 слов

Инфраструктура города – понятие и составляющие, проблемы развития

... инфраструктуры города в рыночных условиях. Цель исследования .Определение места городской инфраструктуры в современной планировке городов; .Определение содержания городской инфраструктуры и проблем её развития. 1. Понятие городской инфраструктуры ... -бытовые учреждения, улицы, площади, зеленые насаждения. Транспортная зона ... города. На практике планировку и застройку города рассчитывают на 25 лет. ...

Среди улиц, направленных перпендикулярно Волге выделяется трасса, идущая от Спасского монастыря мимо древнего административного центра к комплексу храмов у Афанасьевского монастыря и далее открывающаяся площадью к Волге. На ее пересечении с эспланадой была поставлена Демтлонская(?) колонна.

Главной поперечной связью эспланады с городом явилась вновь спроектированная Ильинская площадь с тремя ориентированными на церковь лучами, из которых средний ранее не был связан с площадью. Уникальный прием закрепления древней архитектурной доминанты — церкви Ильи Пророка — в новой организующей роли центра лучевых направлений был подсказан не только конкретной градостроительной ситуацией — расположением церкви у пересечения главных улиц древнего города, но и стремлением к максимальной градостроительной активизации в новой системе города древних художественных ценностей.

В разработке ансамбля был использован контраст ассиметричной и живописной по композиции церкви с подчеркнуто симметричным решением периферийной застройки площади. Ось была закреплена ионическим портиком дома генерал-губернатора, позднее — многоколонным фасадом М двора по сторонам от центрального здания — два фасада зданий со скромными четырехколонными портиками по центру. При общей соподчиненности ордерных систем композиций и выделении центра всего фронта каждый фасад был автономен. Эта черта сближает их с композицией главного здания ансамбля, принципом сочетания независимых объемов в сложной многообъемной церкви Ильи Пророка.

Восприятие всей застройки Ильинской площади и Плацпарадной площади — эспланады в конце XVIII — первой половине XIX вв. было иным, чем в настоящее время. Плацпарадная площадь еще не имела обстройки, подобной парадным зданиям на Ильинской площади. Комплексы древних и новых объемов по обе стороны эспланады придавали всему ансамблю «прозрачный» характер и живописность. Вертикали церквей имели наиболее важное значение.

В 20 — 30-х годах XIX века, когда развернулись особенно широкие работы по благоустройству города, набережные Волги и Которосли были обработаны откосами, выложенными дерном и камнем, через прибрежные овраги — съезды были перекинуты виадуки.

Особое значение отдавалось набережным Волги, откуда открывались замечательные виды на реку и заволжские дали. Разбивается лента бульваров, устраиваются беседки, крутые зеленные откосы ограждаются чугунными решетками. Застраиваемые участки отводятся под общественные здания, дворцы и особняки, часто окруженные парками. Архитектором А.Я. Паньковым строится новый губернский дом, взамен старого на Ильинской площади, который был разрушен в конце XVIII века. На красную линию набережной был вынесен ансамбль, который состоял из четырех зданий: главного трехэтажного корпуса с колоннадой и бельведером, симметричных к нему флигелей, одноэтажного конюшенного корпуса с портиком, объединенных оградой между собой и с обширным садом. Чередованием поставленных в линию разновысотных и различающихся по композиции зданий, зеленых «прорывов» между ними, способствующих связи бульвара с зеленью внутри кварталов, древних церквей, контрастирующих с новой застройкой — все это стало характерной особенность волжской набережной.

18 стр., 8858 слов

Влияние зимних Олимпийских игр 2014 года на устойчивое развитие ...

... города Сочи в развитии экономики РФ; обозначить основные факторы экономического развития города Сочи; выявить наиболее острые проблемы подготовки к Олимпиаде 2014 г.; сделать прогноз экономического развития города Сочи после проведения Олимпийских игр 2014 года. ... курортами мира. На данный момент ведется активная работа по развитию города Сочи и продвижению курорта совместными усилиями российского ...

Иной представляется набережная Которосли. Здесь так же возник ряд здании общественного назначения. В 1825 г. в Рубленном городе было завершено строительство Демидовского музея, в начале 1840-х строится здание благородного пансион, возводится ряд других зданий, изменяющих характер застройки. Но, в целом в панораме набережной определяла строй композиции цепь неразрывно сросшихся с рельефом древних церквей — Успенского собора и Николы в Рубленном городе, Спаса «на городке», Михаила Архангела, завершающаяся мощным аккордом Спасского монастыря. Монастырский ансамбль стал ключевым узлом в месте соприкосновения набережной Которосли и в корне реконструированного наиболее классического по характеру застройки торгового центра.

С засыпкой рвов и ликвидацией валов Земляного города на их месте с северной части устанавливают бульвары, а участок между Знаменской башней и церковью Рождества Богородицы отводится под строительство Гостиного двора. В соответствии с планом торговая зона была перемещена в кварталы, расположенные позади первого губернаторского дворца между основными лучами — Угличской и Рождественской улицами. Построенный в 1814 — 1818 гг. по проекту Панькова Гостиный двор стал центральным зданием зоны. До 1919 г. он состоял из трех частей — двух боковых корпусов и центрального павильона. Южный корпус его доходим до Рождественской площади, ограничивая своей колоннадой площадь с северной стороны. На примыкавшей к ней Богоявленской площади было выстроено на берегу Которосли здание Духовной консистории, за которым позднее последовали другие классицистические постройки.

Другим крылом здание гостиного двора примыкало к домам входящим в ансамбль площади около Знаменской башни. В этом узле так же сосредоточился ряд древних и новых зданий. В 1830-1840-е годы был реконструирован ансамбль Казанского монастыря с постройкой новых домов, обращенных в сторону площади. Образовался крупный ансамбль разновременных зданий и сооружений.

Здание гостиного двора должно было объединить два крупных ансамбля, став доминирующей композицией этой городской зоны. Задача была решена путем использования «перептеральной» композиции с обходящим со всех сторон здание единым ордером галерей. Несмотря на то, что здание не большое по высоте, оно крупное по масштабу и лаконичное, что созвучно древним постройкам монастыря, церквей, крепостных сооружений. Вместе с тем в здании выделена поперечная ось, соответствующая оси среднего луча, который визуально замыкался объемом церкви Ильи Пророка.

Согласно проекту Панькова квартал усадьбы бывшего Гостиного двора застраивался с трех сторон галереями одноэтажных лавок. Вдоль уличных фасадов шли галереи колоннады, имевшие своим продолжением галереи по улицам лучам. Ансамбль нового центра, новый и старый гостиные дворы, Мытный рынок и ансамбль административных зданий Ильинской площади сливались в целостную систему зданий и пространств, согласованных на основе принципов классицизма. Здание Гостиного двора взяло на себя роль связующего звена между вновь созданным обширным классицистическим корпусом и ансамблями древних зданий и сооружений.

6 стр., 2998 слов

Реализация историко-культурного потенциала малых городов в развитии ...

... организацей туров в Ивангород нерегулярно, под запрос клиентов. Проведём контент-анализ деятельности некоторых фирм на рынке внутреннего туризма, занимающихся организацией туров в малые города, в том числе и Ивангород. В качестве примера выступают фирмы ...

.4 4 этап развития, начало XX в.

События, связанные со вспыхнувшими белогвардейскими движениями 1918 года в Ярославле повлекли за собой огромные разрушения. Множество зданий и сооружений было снесено или повреждено. Сгорел Демидовский юридический лицей, разрушен старый гостиный двор, сенный рынок 9 школьных зданий, казармы, гостиницы, частично вышли из строя водопровод и трамвай. Около трети населения осталось без крова. Поэтому были срочно предприняты меры по восстановлению города, возрождению промышленности, строительству жилья и восстановлению памятников старины. Помимо восстановления разрушенных районов, планировалось скорректировать уцелевшие части города с целью соответствия его современным требованиям и новым формам городской жизни.

Восстановление Ярославля явилось одной из задач Советского правительства. Воссоздать его было предложено на новых началах, разрешающих культурное строительство, жилищный вопрос и правильную постановку хорошо налаженного городского хозяйства. Уже через четыре месяца после мятежа были выработаны первые «Строительные предложения» о восстановлении города, цель которых — создание первого современного образцового города с коммунистическим обоснованием всей жизни обитателей и всего городского хозяйства. Так началось градостроительное преобразование исторического города в советский период развития страны. В качестве экспертов перспективных предложений по рациональной перепланировке города выступили ведущие архитекторы страны — В.Н. Семенов, И.В.

В январе 1919 года комиссия по восстановлению Ярославля установила определенную последовательность выполнения всех намеченных работ по реконструкции города. Первые мероприятия касались срочного ремонта и восстановления тех зданий, которые немедленно можно было использовать для жилья и важнейших учреждений. Во-вторых, необходимо было построить новые здания для удовлетворения жилищных нужд на ближайшие пять лет. В-третьих, необходимо заниматься переустройством и проблемами преобразования города в широком масштабе, то есть составлением плана «Новый Ярославль» с перспективой его развития на 20-30 лет «в соответствии с новыми требованиями техники и происшедшими во время революции социальными переменами».

В октябре 1919 года начались ремонтные работы, к концу января 1919 года было восстановлено 56 и отреставрировано 80 зданий, обследовано и подготовлено к ремонту около 186 зданий. Срочно сооружалось временное жилье для рабочих — теплые бараки с общим столовым и специальными помещениями для культурно-просветительской работы.

После составления предварительных набросков программы, сделанных в конце 1918 года, были уточнены планы кварталов, дворовых участков, проведены обмеры и составлен генеральный план существующей застройки. В конце 1919 года Управление по восстановлению города перестало существовать как самостоятельный орган и произошло его слияние с Губернским комитетом государственных сооружений. В мае 1920 года была организована планировочная мастерская при Комгоссоре для составления эскизного проекта перепланировки и расширения города на основании собранных и разработанных Управлением материалах.

К середине 1922 года был разработан вариант, который явился основой для будущего генерального плана города. Он предусматривал развитие города по обе стороны рек Волги и Которосли, что соответствовало тенденции исторического развития города. Предусматривалось структурное подразделение на три части: главную (старинный город на правом берегу Волги, территория между Волгой, Которослью и железной дорогой); Закоторосльную и Тверицкую части. Основа проекта — функциональное зонирование, которое определило создание ранее намеченных функциональных зон, а так же многие другие градостроительные аспекты генерального плана: вынос крупных промышленных предприятий из жилых районов и концентрация их в промзонах, создание структурной системы селитебной территории и озеленения, создание санитарно-защитных зон города и др.

В новом городе предусматривались все необходимые современные благоустройства: водопровод, канализация, бани, прачечные, скотобойни, газопровод, электрическое освещение, телефон, пожарная сигнализация и прочее.

В главной части города, в ее исторической зоне сохранялась сложившаяся система улиц и старая застройка. Наряду с объектами культурно-бытового назначения размещались все главные административные и правительственные учреждения общегородского и губернского значения, высшие общеобразовательные и специальные учебные заведения, главные больницы и лечебные заведения, центральный железнодорожный вокзал в районе станции Всполье, пароходные пристани. Таким образом, центральной части отводилась роль административно-цехового, учебного, торгового, больничного железнодорожного, пристанского и жилого районов.

В Закоторосльной части предусматривалась значительная перепланировка в соответствии с новыми градостроительными установками. Планировалось создание фабрично-заводского района южнее Коровников, куда выносились мелкие фабрично-заводские предприятия, представляющие повышенную опасность в пожарном и санитарном отношениях. Остальные оставались на своих территориях. Московский вокзал и вся станция «Ярославль-город» подлежали упразднению с утилизацией занятой ими территории под железнодорожные паровозные мастерские.

Тверицкая часть города и Гагаринскаяя слобода трактовались как основной фабрично-заводской район из-за господствующих юго-западных ветров, делающих эту территорию наиболее природной для размещения промышленных объектов. Проектируется грузовой порт и гавань в устье ручья Урочь, товарная железнодорожная станция Филино, районная электрическая станция, пригородный жилой массив с подветренной стороны района с сооружением дамбы от затопления. Для связи центральной зоны с левобережной предусматривалось строительство гужевого моста с трамвайными путями в районе Стрелки. Единственным недостатком этого района считалось затопляемость прибрежной полосы, что решалось устройством береговой земляной дамбы.

Проект перепланировки и расширения Ярославля стал одним из первых примеров градостроительных работ советского периода, где пробивались новые планировочные идеи, формировался научный и методический подход к проблемам градостроительства.

.5 5 этап. Новый план — «Большой Ярославль»

Тридцатые годы были очень непостоянными и ответственными для Ярославля. Спустя немного времени после утверждения первого генерального плана, быстроразвивающийся промышленный город потребовал создания новой концепции его преобразования и перспективного роста, которая формировалась на фоне очень непростой экономической, политической и идеологической ситуации в стране.

Во-первых, на рубеже 1920-1930-х годов начинается антирелигиозная программа, которая влечет за собой невосполнимые архитектурные утраты. В 1931-1932 гг. местными властями города готовятся предложения по новому плану города, предусматривавшие снос церквей с площадей и улиц города. Разработчика утверждали, что будущий социалистический город, связанный с богатым культурным наследием, не должен лишаться исторических памятников, что их наличие может только усилить его ценность и значительно обогатить образ нового города. Однако, данный подход не устроил местные власти. Они развернули новую газетную компанию в 1932 году «Подлинно-социалистическим городом, а не музеем церковных древностей должен стать Ярославль», параллельно начав уничтожение церквей. К счастью, этот процесс не дошел до абсурда и начиная со второй половины 1930-х годов возобновились мероприятия по делам исторических памятников.

Во-вторых, в тридцатые годы в СССР появляется новое направление в архитектуре, основанное на изучение классического наследия, получившее название — неоклассицизм или ретроспективизм.

В-третьих, генеральный план реконструкции Москвы 1935 года, который сформулировал принципы советского градостроительства и стал основным ориентиром в процессе создания генеральных планов других городов, утвердил «преемственность» по отношению к исторически сложившейся структуре горда как главную позицию важнейшего для всей советской архитектуры документа. Это означало, что памятники мирового значения должны быть сохранены, а все остальное не должно противостоять проведению предприятий в попытке создать новый социалистический город.

Новый генеральный план реконструкции и развития Ярославля, утвержденный в 1936 году, имел решающее значение для развития архитектуры Ярославля. Он был разработан ленинградским филиалом Государственного института по проектированию городов, авторским коллективом (В.А. Гайкович, М.П. Соколов, А.А. Андржейкович, З.Ф. Богомолова) под руководством одного из ведущих специалистов-градостроителей Н.В. Баранова. В нем учитывались и развивались исторически сложившиеся градостроительные тенденции и архитектурно-художественные традиции существующей застройки.

В процессе проектирования было предложено к рассмотрению четыре схемы развития и преобразования города — «распределения территории большого Ярославля», различающихся, в основном, вариантами расположения жилых и промышленных районов. Основной вариант предполагал значительный рост северного промышленного района, площадь которого должна была достигнуть 1500 Га, и южного селитебного, где в первую очередь должна была застроиться территория между московским шоссе и костромской линией.

Все жилые районы складывались из своеобразной ячейки — это было основным принципом, положенным в основу проектирования жилых районов. Ячейка — это квартал — комбинат, проектируемый с учетом наиболее выгодного хозяйственно-коммунального и культурно-бытового обслуживания населения. Размер и форма квартала определяются исходя из условий использования отдельных его элементов, например: детских учреждений, столовых, культурных учреждений и т. д. Хозяйственно-культурное обслуживание населения осуществляется путем объединения ряда кварталов-комбинатов вокруг создаваемых подрайонных или районных культурных центров, обслуживающих 50-70 тыс. населения. Культурные центры располагаются на территории жилых районов и состоят из клуба или дома культуры, стадиона кино, универмага и т.д.

Большое внимание уделялось транспортной схеме города. Для связи центра города и южного района предполагалось строительство второй магистрали, прокладка дорог вдоль реки для связи между городом и прибрежными пунктами районного значения. Городской порт намечался в нижней части реки Которосль.

Одним из главных решений генерального плана 1936 года являлся выбор места и развитие центра города. Предполагалось вывести новый архитектурный ансамбль, включающий главные административные здания, к живописной Которосльной долине, разместив его на месте старого кремля и связав в единую планировочную структуру с ансамблем Советской площади. С одной стороны, этим решением восстанавливалась основная функция исторической зоны — стрелки, образованной слиянием рек Волги и Которосли. С другой — новый городской ансамбль активно включался в активную систему ансамблей, формирующих панораму вдоль Волги и Которосли. С третьей — комплексное решение нового общегородского форума на исторической подоснове позволяло органично слить его с живописной Которосльной долиной, в которой предполагалось разбить городской парк.

Формированию набережных, как важнейших элементов композиции города уделялось большое внимание. Которосльная набережная решалась с сохранением исторического живописного силуэта. Волжская набережная претерпевала значительные изменения за счет создания нового фонда застройки, предусматривающего повышение этажности от стрелки до проспекта Шмидта с трех до восьми-девяти этажей с рядом башенных композиций.

Одной из самых острых проблем являлась проблема жилищного фонда. В центральной части города планировалось разместить жилье для трудящихся северного промышленного района. Кварталы Резинокомбината застраиваются вдоль Городского вала по обе стороны и на протяжении от реки Волги до пересечения с улицей Свободы. Ряд жилых домов этих предприятий предполагалось построить в черте реконструированной части центрального района.

Громадные работы планировались по строительству и реконструкции инженерных сетей города — водопровода, канализации. Реконструировалось трамвайное хозяйство, движение становилось двухпутным, а сеть трамвайных путей удлинилась до 80 км.

Так же. Большое внимание уделялось реконструкции существующих улиц, площадей, скверов, бульваров. Намечалось, что центральная часть соединится с Закоторосльной и Заволжской мостами.

Продолжая идею создания Ярославля по примеру города-сада, Большой Ярославля должен был «окутаться зеленью». Около 1500 гектаров должны были занять сады и парки. Центральный парк проектировался в Тверицком сосновом бору с расширением его с 70 до 525 га за счет прилегающих лесных участков. Вторым участком для крупного парка должна была стать пойма реки Которосль. Обилие воды и выход на волгу благоприятствовали развертыванию здесь водной базы, развитию зимних видов спорта.

Многое из задуманного проекта «соцгорода» было выполнено. Построены новые жилые здания, окончательно оформлены большие куски магистралей, «детские очаги», благоустроены значительные отрезки бульваров, улиц, дворов. По экономическим соображениям и в связи со сложной политической ситуацией, не был осуществлен до конца комплексный проект генеральной реконструкции всего проспекта с новыми встройками в разрывах между домами, а так же преобразование архитектуры существующих зданий, которые должны были кардинально изменить свой облик.

Параллельно с проектированием генерального плана осуществлялась разработка жилых и общественных зданий, что способствовало успешной комплексной застройке города. В соответствии с новым генеральным планом была осуществлена застройка по улице Советской с рядом новых площадей. Так же получила свое развитие улица Свободы, Гражданская, частично оформились анфилады их площадей, в том числе Красная площадь, площадь им. К. Маркса. Постепенно начали внедряться традиции русского зодчества в классицизме — создание отдельного элемента как части большого целого — ансамбля, улицы, города в целом, чего не было на предыдущем этапе развития архитектуры.

Но далеко не все возможности были реализованы. Не хватало опыта, смена руководства архитектурной мастерской в 1938 году, маломощность местной проектной организации привели к нарушению отдельных положений генплана, и, соответственно трудностям, связанным с последующим развитием города. Не получил своего должного развития левобережный район Волги, близкорасположенный к центру и основному промышленному району. Была допущена малоэтажная застройка на значительной свободной территории центрального района, где должны были размещаться многоэтажные жилые дома. Многократно нарушался принцип органического сочетания старой и новой застройки, был разрушен целый ряд ценнейших памятников архитектуры: Успенский собор, церковь Петра и Павла и другие. При этом все ощутимее нависала угроза войны, что также заставляло ограничивать то, что казалось в начале реализации генплана необходимым и неотложным.

Тем не менее, было сделано очень многое, что имело большую ценность в целом для развития города. Сами идеи, основные установки генерального плана, получившие развитие в последующие годы, остаются актуальными для нас и на современном этапе. Именно в это время возникли новые символы исторического города, которые сейчас стали неразрывны с образом современного города.

1.6 6 этап. Развитие города в годы Великой отечественной войны и в послевоенное десятилетие

Начавшаяся в 1941 году Великая Отечественная война, приостановила реконструкцию Ярославля. Но, даже в период самых тяжелых военных действий созидательная деятельность не прекращалась.

Постоянно продолжались работы по жилищному строительству. Недостаток металла, крупноразмерного леса заставил архитекторов широко использовать местные строительные материалы (камень, кирпич, дерево, шлакоблоки).

Стало интенсивно развиваться производство легких сборных элементов зданий из щитовых и каркасных деревянных конструкций. В результате застройка осуществлялась в основном одноэтажными, реже двухэтажными зданиями.

В 1944 году была принята концепция развития Ярославля в плане его благоустройства. Она заключалась в озеленении набережных, скверов, парков и садов, в благоустройстве рекреационных дворовых пространств, в создании хорошего транспортного сообщения между районами, в дальнейшей реставрации памятников архитектуры, в частности Спасо-Преображенского, и массе других сопутствующих мероприятий. К концу августа 1944 года был закончен проект под названием «Новая Волжская набережная», который уже к 27-й годовщине октябрьской революции был реализован. У Подзеленья был выстроен пятидесятиметровый металлический пешеходный мост через Медведицкий овраг, высажено 520 многолетних деревьев и около 500 кустов.

Архитектурно-планировочное решение всей трассы было осуществлено архитекторами С.В. Капачинский, К.К. Некрасовым, Е.В. Тильш и А.В. Федоровым. Новое планировочное решение благоустройства функционально соединило прогулочные бульвары, скверы, аллеи в единую, ясную систему отдыха горожан и туристов. Был создан великолепный архитектурный сценарий, в узловых точках которого раскрываются всевозможные красивые «картины» города. Аллея Революционной улицы, пресекая мощную ось бульвара мира и площади Челюскинцев, соединила ансамбль Спасо-Преображенского монастыря с открытым видом на реку Волгу.

После окончания войны строительство в Ярославле стало набирать темпы. Впервые послевоенные годы в связи с дефицитом строительных материалов продолжилось проектирование малоэтажных зданий и сооружений на свободных территориях, в том числе в центральном районе.

Намеченные генпланом 1936 года крупные строительные мероприятия и скорректированные генпланом 1950 года стали постепенно реализовываться в проектах детальной планировки районов, в эскизных проектах центральных площадей и улиц, которым уделялось особенное внимание с позиции формирования нового идейно-художественного образа города, нового торжественного силуэта, отражающего общественный подъем, вызванный победным окончанием войны.

Важнейшей задачей архитекторов и градостроителей явилось формирование активных градостроительных ансамблей, соответствующих масштабу и характеру города. Так появилась идея создания анфилады площадей в центральной части города, которые получили яркое образное решение и новый градостроительный статус в связи с их индивидуальной функциональной трактовкой. Большое внимание было уделено традиции замыкания перспектив улиц города высотными доминантами, что нашло отражение при расставлении акцентов в узловых точках восприятия города. На это решение так же повлияло строительство высотных зданий в Москве, которое было осуществлено очень целеустремленно и в короткие сроки. Создание живописного и торжественного силуэта, индивидуальности и неповторимости города, района отражение в объектах общественного подъема — таковыми виделось предназначение башенных композиций, которые стали активно появляться в архитектурных решениях многих авторов и для Ярославля.

Классические приемы построения композиций зданий и сооружений в это время предопределили жесткую симметричность их архитектурных объемов, порой излишнюю парадность, больше соответствующую дворцовым и храмовым объемам. Столь характерных для Москвы и Ленинграда, порой не очень органично увязывалось с существующими пространственно-динамичными линейными композициями Ярославля.

На подобных классических приемах формирования архитектуры с элементами башенных композиций были построены крупные градостроительные элементы новой среды — железнодорожный вокзал на Всполье, осуществлена реконструкция казарм на площади труда, построен ряд жилых зданий, закрепляющих планировочные узлы города. В послевоенные годы в Ярославле повсеместно начались работы по созданию скверов, бульваров, парков, проводилась реконструкция озеленения площадей, среди них привокзальная площадь, Первомайский бульвар, сад у гостиницы «Ярославль», Московский проспект и многие другие.

В целом рассматриваемый период развития градостроительства сыграл важнейшую роль в формировании структуры города, заложил планировочный каркас перспективных архитектурных решений, наметил основные направления развития города с точки зрения развития его образных характеристик и дальнейшего роста территорий. Он сформировал совершенно новый яркий силуэт города, определил масштаб и характер застройки.

.7 7 этап. Развитие города в 1970-1990-х гг.

Последний этап развития Ярославля был связан с очередным Генеральным планом развития города, разработанным институтом Ленгипрогор, авторы — Г.А. Бобович, М.Б. Фомина. Новый генеральный план стал примером комплексного подхода к территории, где преемственность и сохранение традиционного архитектурного единства города были его главными направлениями в развитии и преобразовании Ярославля. Продолжение традиционного исторического развития городской застройки вдоль рек Волги и Которсли, зрительная и композиционная связь исторического центра с новыми районами, гармония архитектуры зданий и русской градостроительной культуры со своеобразием природы было положено в основу генплана, что помогло создать яркий, запоминающийся облик.

В основе нового генерального плана лежала концепция выявления главной композиционной оси — реки Волги, которая определила всю структуру городского плана и отдельные архитектурно-планировочные решения. Поэтому основные мероприятия были связаны с расчисткой и благоустройством берегов рек Волги и Которосли, созданием непосредственных выходов к ним, продолжением формирования самобытного силуэта, определяемого историческим ритмом и масштабом сооружений, чередованием открытых пространств и зеленых насаждений. С этой целью было продолжено строительство Волжской и Которосльной набережных осуществлено благоустройство Павловского парка в Дзержинском районе и др.

Намеченное генеральным планом, дальнейшее развитие позволило определить и сформировать систему общегородских центров. Историческое ядро городского центра сохраняло свою доминирующую роль в этой системе, но при этом разгружались от несвойственных ему функций за счет переноса их в специализированные центры и вновь создаваемые центры планировочных районов. За счет перемещения основного объема нового строительства в новые массивы создавались наилучшие условия для реконструкции центральной исторической зоны. Предполагалось композиционно сориентировать общественные центры новых жилых районов в сторону Волги за счет системы зеленых насаждений и открытых пространств, объединяющихся в единую структуру с зелеными массивами вдоль берегов.

Реализация генерального плана предполагала дальнейшую разработку новых массивов города: Южного, заволжского и Северного. Ярославль стал одним из первых социалистических городов, где попытались решить на практике проблему диалектической взаимосвязи своеобразного и универсального. Сохранение неповторимого особого «лица» исторически сложившегося городского ядра и развитие опознаваемого своеобразия в массивах новой застройки — основные аспекты развития города, которые архитекторы и градостроители попытались отразить в своих проектах.

Особенная роль отводилась Заволжскому планировочному району, расположенному на противоположном берегу Волги, напротив исторического центра города с его неповторимым обликом. Поэтому в генеральном плане и схеме планировки прибрежная зона Заволжья рассматривалась как основа композиционного и планировочного решения его массива, определяемая историческим контекстом. Величина массива, его архитектурно-планировочное решение, размещение в нем элементов общегородского центра активно повлияли на его сложное структурное построение. При этом большой объем нового строительства планировалось строить на глубинных территориях, чтобы не оказать негативного влияния на архитектурно-художественное и объемно планировочное решение новой оси города и его центра вдоль Волги из-за несовершенства типовых проектов серий зданий и сооружений в период внедрения индустриализации и стандартизации строительства. Только с наработкой опыта и освоением в совершенстве новых методов проектирования и строительства можно было перейти к решению задачи застройки прибрежной полосы. Здесь должна была появиться своеобразная «соединительная ткань», связывающая исторические зоны с крупномасштабными жилыми массивами периферии.

Самый крупный массив города формировался в Северном жилом районе, значительно удаленном от исторического центра. Именно сюда, в совершенно новый контекст среды проектировщики попытались перенести какие-то специфические особенности пространственной формы старого города, чтобы визуально, психологически связать две составляющие в единую структуру, объединить своеобразие города с индустриальным домостроением.

В композиции Северного района архитекторы попытались отразить градостроительные традиции исторического центра города. Прежде всего, это — разумная простота и четкость планировки центр; определенное пространственное формирование, как всей системы, так и отдельных ансамблей массива; построение силуэта; структурное решение застройки улиц.

Характерным природным фактором, объединяющим Северный район с историческим городом, является река Волга. В основу его планировочной структуры и композиции, как и города в целом, была положена развитая система общественных центров, возглавляемая центром массива.

Одним из самых перспективных и современных явлений проекта, потребовавшим как общей композиционно-планировочной, так и детальной проработки, является появление пешеходных улиц, которые позволяют создать соразмерные человеку пространства, вернуть ему улицу, завоеванную транспортом со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Современная пешеходная улица становится важным многофункциональным элементом застройки и представляет собой не только трассу движения пешеходов, но и место общения людей.

В 1970 1980-е годы продолжалось строительство в историческом центре города. Новая застройка продолжала следовать тщательному изучению истории, принципиальной закономерности пространственной организации центра в целом, сложившейся градостроительной системы и принципам организации утраченных элементов застройки. Проявлялась забота о сохранении своеобразия природных особенностей, исторических и культурных ценностей, которые были накоплены в ходе развития города. Сохранение памятников архитектуры — один из главных приоритетов программы.

Большое место в генеральном плане Ярославля заняли проблемы комплексного благоустройства и озеленения, как исторической зоны, так и новых районов города. В соответствии с ним был проведен капитальный ремонт Красной площади. Проспектов Октября, Ленинградского.

Особое внимание было уделено корректировки транспортной схемы Ярославля. Главным направлением развития его транспортной инфраструктуры было строительство объездной дороги протяженностью 12 километров, которая приняла на себя основную часть пассажиропотоков и транзит, освобождая от перегрузки центр города оздоровлявшая его атмосферу.

Таким образом, новый генеральный план связал градостроительную деятельность разных периодов, предшествовавших его разработке с перспективами будущего. Рассчитанный на реализацию вплоть до 2000 года был принят вариант развития города с перспективной численностью населения — 700 тыс. человек. Это было вполне оправдано, так как только за 12 лет, с 1967 по 1979, население выросло на 100 тысяч и составило 600 тысяч человек. Такой бурный рост населения требовал быстрейшей реализации положенного нового генерального плана, и не только строительства миллионов квадратных метров жилья. Нои всей инфраструктуры города, создающей благоприятную среду обитания для его жителей.

Глава 2. Проектные предложения развития города, конкурсы, мастер-планы, концепции. Основные проектные идеи

.1 Первый вариант плана восстановления Ярославля

В 1919 году архитектором С.В. Домбровским, инженером А.И Зазерским и иженером-архитектором Н.А. Бойно-Родзевич был разработан вариант генерального плана города Ярославля, но который не был осуществлен.

Разработка этого плана явилась первым научным этапом в области градостроительства, несмотря на то, что советская градостроительная наука в этот период фактически не существовала.

Советские архитекторы пытались смоделировать развитие города в течение тридцати лет. Намечалась полная перепланировка пострадавших районов, за исключением центральной исторической зоны, увеличение территории города за счет прилегающих окрестностей. Были высказаны идеи функционального зонирования территории, когда город разделялся на отдельные районы: административно-деловой, больничный, учебный, фабрично-заводские и жилые.

Озеленению и благоустройству города уделялось большое внимание. Предполагалось создать вокруг города «внешнюю зеленую зону» шириной 1 км. Внутри города площадь зеленых насаждений проектировалась из расчета 4,5 кв.м на человека. Намечалось устройство четырех парков по 11 га, разбивка нового сквера в центральной части на месте Медвежьего оврага возле арсенала с выходом на реки Волгу и

Которосль, строительство стадиона. В каждом жилом районе должен был быть сквер на базе бывших частных садов, предусматривалось оборудование детских игровых площадок. Так же рекомендовалось развить частично существующие кольцевые бульвары, а внешнюю и внутреннюю зеленые зоны дополнительно соединить радиальными бульварами, идущими вдоль основных магистралей.

К работе над исторической частью города авторы подошли осторожно. Сохранение исторического лица города и непривнесение в «основную жизнь его элементов чуждого неуместного подражания» — так понимали архитекторы один из основных градостроительных принципов восстановления Ярославля. Поэтому перепланировка здесь, во избежание разрушения исторически сложившейся структуры города, ограничивалась лишь регулирующими мероприятиями. Например: расширение отдельных улиц, установление красных линий, снос ветхой застройки, не представляющей никакой ценности; строительство каменных строений для разных учреждений; бережное сохранение и восстановление памятников старины в «будущем городе».

К середине 1922 года был разработан второй вариант, описанный выше, который послужил основой для восстановления города. Оба проекта рассматривала государственная экспертная комиссия, в состав которой входили московские профессоры А.Б. Щусев, В.Н. Семенов, а также местные специалисты: инженер С.В. Воронин, инженер-электротехник Е.Г. Ларионов и гражданский архитектор В.Г. Саренко. Основные отличия проектов состояли в разной принятой плотности населения и общей площади города. Население города, промышленного и административного центра губернии, крупного железнодорожного узла и речного порта, к 1950 г. должно было составить 300 000 человек. При принятом дифференцированном значении плотности в зависимости от расположения района города в первом варианте она составила от 45 до 130 чел/га, во втором от 90 до 220 чел/га. Общая площадь Ярославля в первом варианте была 8345 га, во втором — 6723 га, что и явилось определением при выборе варианта. С июня 1923 г. началась разработка детальной планировки отдельных районов города, в ноябре закончена корректировка второго варианта проекта по замечаниям экспертизы.

Сейчас к формированию центра города выдвинута дилемма: город, окруженный зеленью, или зелень внутри города, т.е. чему отдать предпочтение — то ли центру, контактирующему с зелеными массивами, то ли центру, пронизанному озеленением.

К сожалению, градостроительное наследие в части приемов формирования набережных почти не используется. В таком положении находится пойма реки Которосль в г.Ярославле, где подавляющее количество площади территории отдано на откуп «дикому», нерегулярному ландшафту. Здесь приходится говорить не об учете или влиянии природной ситуации на план, а действительно о вторжении природного ландшафта в городской центр.

Вряд ли можно организовать обширные пространства речной поймы и создать иллюзию центра города с помощью строительства нескольких крупных сооружений. Конечно, экологический эффект был бы предельным. Но, а где же тогда возникнет истинно городская, сомасштабная человеку среда, где возникнут те активные очаги жизнедеятельности центра, архитектурно — пространственное разнообразие, которые мы так охотно отмечаем в исторической части города.

Решение по развитию территории поймы Которосли в Ярославле может и должно иметь только комплексный подход. Кафедра «Архитектура» ЯГТУ разрабатывает концептуальные градостроительные проекты по данной тематике, как на уровне студенческих квалификационных выпускных работ, методико-теоретических разработок в преподавании градостроительного анализа, так и реальных градостроительных инициатив.

Одним из проектов комплексного развития территории является проект культурно — развлекательного ландшафтно-градостроительного комплекса на Подзеленье. В дорегулярный период (до 1778 г.) рассматриваемая территория располагалась к западу от Рубленого города. В пойме р.Которосли в районе Подзеленья через Зелейную (пороховую) башню Земляного города осуществлялся главный въезд в город со стороны Московского тракта.

Близ этой дороги располагались деревянные строения: соляные, харчевные, железные и прочие ряды, кабаки, бани. В северо-западной части рассматриваемой территории напротив Спасо-Преображенского монастыря обозначено обширное озеро. По плану 1802 г. на территории появились первые каменные строения — кузницы, затем — питейный дом.

Основная часть рассматриваемой территории не застраивалась. Здесь частично сохранился исторический характер ландшафта. Сохранились основные планировочные направления с дорегулярных времен — древнего въезда в город и спуска от ц. Михаила Архангела.

Партерное положение данного участка играет важную роль в формировании панорамы города, поймы р.Которосли, выгодно подчеркивает главенствующее положение в панораме Которосльной набережной ансамбля Спасского монастыря, создает благоприятные условия для его восприятия.

Такой исторический и ландшафтно-градостроительный анализ дает нам право утверждать, что необходимо сохранить историческую функцию общегородского, общественного значения данного участка, обеспечить сохранность исторического ландшафта; открытость пространства.

Проект представляет собой создание полифункциональной градостроительной структуры с сохранением превалирующей рекреационной составляющей. Предусматривается организация ландшафтного парка, городского пляжа, нижней набережной с пирсами. При этом процент озеленения территории составляет 81%.

Под откосом верхней Которосльной набережной вблизи бывшего старинного въезда в город предложено по строить 3х — этажный рекреационно — развлекательный центр с гостиницей. По своей высоте это новое строение не превосходит уровень верхней набережной, оставаясь частью партера.

Более того объемно — планировочное решение здания центра даже развивает тему панорамного восприятия, с помощью использования принципа «ландформ», эксплуатируемых, озелененных плоских кровель спускающихся по направлению к мысу, раскрывающихся подобно вееру на ландшафтный парк. На этих разноуровневых кровлях могут быть организованы различные площадки, открытые кафе, смотровые точки. Общая площадь сооружения — 9000 м2.

Проектом также предусматривается возведение временного быстровозводимого открытого сооружения — общегородского форума, фестиваль — холла, который предназначен для проведения различных праздников, концертов, фестивалей, и других общественно значимых мероприятий. Форум представляет собой круглую площадь с подъездами, подготовленную для установки мобильных сцен, сценического оборудования, зрительских мест, и возможно — установки мобильного светопрозрачного покрытия по типу купола.

На территории предполагается расположить и другие быстровозводимые структуры, такие как игровые павильоны, кафе, сопутствующие технические и бытовые сооружения. Весь ландшафтно — градостроительный комплекс активно взаимодействует с акваторией р. Которосли с помощью организации яхт-клуба, пирсов, набережных, пляжа. Отметим, что процент застройки территории не превышает 9%, чем соблюдается общая ландшафтная направленность развития этого участка поймы.

В 2013 году в Ярославле проходил архитектурный биенале, в котором принимали участие как отечественные архитекторы, так и зарубежные. Тема конкурса — «Ревитализация стадиона «Спартаковец» в историческом центре г. Ярославль». Авторы проекта — Нанян Т. А., Сфарян А. К., Исаханян А.

Комплекс служит площадкой для просветительского, образовательного и в то же время приятного и веселого времяпровождения, как для горожан, так и гостей Ярославля.

Комплекс состоит исследующих павильонов:

·Краеведческий музей

·Музей истории Ярославля

·Музей современного искусства

·Павильон временных выставок

·Библиотека

·Сувенирный и книжный магазины

·Панорамный кинозал со сферическим куполом

·Многозальный кинотеатр

·Большой актовый зал

·Открытый летний амфитеатр

Предложенное решение предусматривает также трансформацию всего комплекса в многофункциональное пространство под одним куполом для организации выставок, концертов, фестивалей, экспозиций, конференций, бизнес и политических форумов регионального, федерального, а также международного масштаба. В исходном режиме комплекс разделен на две основные зоны:

А — зона музеев и экспозиций, куда также входят научно-исследовательская часть, библиотека с читальным залом и архивами, сувенирный и книжный магазины, кафе и большой сферический панорамный (360 градусов) 3Д кинотеатр, который создает интерактивный эффект — эффект присутствия у зрителя, так как сцена, будь то живописная панорама города или искусное восстановление батальных сцен средневековья, разворачивается непосредственно вокруг посетителя

Б — зона развлечений, где размещены многозальный кинотеатр, концертный зал, открытый летний амфитеатр и игральный зал с аттракционами, интерактивными дидактическими играми и симуляторами, как для самых маленьких, так и для взрослых.

Глава 3. Современное состояние города. Основные проблемы и тенденции развития

-12 сентября 2010 года Ярославль отпраздновал 1000-летие с момента своего основания. Тысячелетний юбилей Ярославля стал событием общероссийского и, в значительной мере, международного масштаба. Это знаковая дата, демонстрирующая преемственность великой истории России, ее богатых традиций и современного этапа развития Российского государства.

На протяжении нескольких лет работа органов государственной власти и городского самоуправления была направлена на повышение уровня жизни горожан, создание комфортной городской среды, увеличение промышленного и инвестиционного потенциала, создание прочных основ для развития Ярославля в новом тысячелетии. Юбилей города стал отправной точкой для трансформации жизненного пространства.

Кардинальные перемены затронули все основные сферы жизнедеятельности города. Реализованы масштабные инвестиционные, инфраструктурные и социальные проекты. К 1000-летию Ярославль по-настоящему преобразился.

Город получил новую дорожно-транспортную схему движения с двумя новыми мостами через Волгу и Которосль. Так, в 2006 году был построен новый мост через Волгу, имеющий федеральное значение и получивший название « Юбилейный» . В сентябре 2010 года было завершено сооружение транспортных развязок к нему, которые позволили вывести поток большегрузного транспорта за пределы исторического центра и жилых массивов города.

В течение 2009 — 2010 годов в городе был выполнен значительный объем работ по реконструкции улично-дорожной сети в рамках реализации подпрограммы «Автомобильные дороги» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России». Работа осуществлялась на 15 объектах улично-дорожной сети общей протяженностью более 27 км. Одним из главных объектов реконструкции стал Московский проспект — часть трассы «Москва-Холмогоры». Появилась новая транспортная развязка с мостовым переходом через реку Которосль и выходом на Которосльную набережную. Также в ходе реконструкции улично-дорожной сети был произведен капитальный ремонт автодорожного моста через реку Которосль на Московском проспекте.

Была благоустроена Волжская набережная. Работы по берегоукреплению и благоустройству продолжались более двух лет и финансировались за счет средств федерального и городского бюджетов. Общая протяженность реконструированного участка превысила 3 километра.

Преображенной к юбилею города стала и легендарная ярославская Стрелка, на нижнем ярусе которой установлены новые цветомузыкальные фонтаны, проведено благоустройство центрального променада с покрытием из натурального камня, установлен памятник, посвященный 1000-летию города Ярославля. По специальному проекту проведено комплексное озеленение территории.

В историческом центре города был возведен Успенский кафедральный собор, разрушенный в 30-е годы прошлого века.

Но на этом работы по благоустройству города не закончились. Т.к. Ярославль — город с мощным градостроительным геномом самосохранения и развития. Он до сих пор сохраняет свое уникальное лицо и способность к развитию.

С 2013 года департаменте архитектуры и развития территорий занимаются реконструкцией парковых зон Ярославля.

Были представлены варианты реконструкции парковых зон Первомайского бульвара, площади Труда, бульвара по улице Революционной, бульвара на проспекте Дзержинского.

Свой проект преображения скверов представили также архитекторы Некоммерческого партнерства «Стратегия76», возглавляемого Романом Фомичевым.

Архитекторы НП «Стратегия76» на совещании под руководством мэра города Евгения Урлашова предложили варианты реконструкции сквера на площади Труда и Первомайского бульвара. По задумке автора проекта Максима Дудукина сквер на площади Труда можно стилизовать под герб СССР, на котором были изображены снопы с колосьями, символизирующие жизнеспособность государства, процветание, трудовые и спортивные победы.

Марией Поболь представлен еще один проект — проект реконструкции Первомайского бульвара. В эскизе предложено необычное решение подсветки крон деревьев — с помощью меняющих свой ​​цвет прожекторов. В благоустройстве территории бульвара также прослеживается экскурс в историю города, но с внедрением современности. Близ памятника Петру и Февроньи Муромским активно развита символика нового логотипа Ярославля, представленная системой лавочек и ландшафтных образований, в плане образующих логотип — Букву «Я». Реализация данных проектов была назначена на начало 2014 года.

Заключение

Ярославль с одной стороны — старинный, провинциальный город, с другой — современная, открытая территория, работающая в международном контексте. Посредством современного искусства Ярославль стал ареной «межкультурного диалога».

На протяжении всего времени, в ходе которого формировался город, в противоречивой и драматичной борьбе старого и нового, правдивого и ложного, гуманного и несправедливого, архитекторы старались сделать все от них зависящее, чтобы не пострадал исторический город, чтобы новая архитектура, отражая свое время, сочеталась со старинными постройками.

Но не только архитектура в период до XIX века представляет огромный интерес, но и более новые проекты, созданные советскими архитекторами.

Ярославль накопил огромный опыт в плане градостроительного искусства, который современным архитекторам необходимо использовать в проектировании.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/istoricheskiy-tsentr-goroda-yaroslavlya/

1. Русское градостроительное искусство: Градостроительство Московского государства XVI-XVII веков/ НИИ теории арх-ры и градостр-ва; Под общ. Ред. Н.Ф. Гуляницкого.- М.: Стройиздат,1994.- 317 с.: ил.

. Древнерусское градостроительство X-XV вв. Под общ. Ред. Н.Ф. Гуляницкого.- М.: Стройиздат,1994.

. Советская архитектура Ярославля: Реальность и виртуальность. Сапрыкина Н.С. Издательство — ЯГТУ. 2006 г.

4. <http://cih.ru/k4/12b.html > — сайт «Корпус-4»

. <http://www.moi-jaroslavl.ru/> — сайт «Мой Ярославль»

. Древние Русские крепости. П. Раппопорт. Наука, 1965 г.