В наше время одним из самых популярных видов отдыха является туризм. Тури́зм — это временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника. Одним из самых популярных видов туризма является экскурсионный туризм или культурно-познавательный. Экскурсионный туризм — это путешествия с целью ознакомления с памятниками истории и культуры, природными достопримечательностями, музеями, театрами, традициями народов другого государства или региона [9]. Экскурсионный туризм развит практически во всех точках мира, ведь каждый населённый пункт имеет объекты, про которые будет интересно рассказывать и слушать.
Цель курсовой работы заключается в разработке городской обзорной экскурсии «Уфимские мотивы».
актуальна
Так же в Башкортостане находятся интереснейшие с туристской точки зрения места и объекты, которые стремится посетить огромное количество людей (например, Памятник Салавату Юлаеву — национальному герою Башкортостана, или «Монумент Дружбы» — место расположения Уфимского кремля, исторический центр города Уфы).
салават уфа экскурсия городская
Сам город Уфа является так же очень привлекательным туристским объектом, гостям города будет интересно съездить на обзорную экскурсию для ознакомления со столицей Башкортостана.
Для достижения данной цели решаются следующие задачи:
1) Познакомиться с историей города Уфа, с его привлекательными с точки зрения туризма объектами, собрать информацию о них;
- Познакомиться с жизнью и творчеством великого русского певца Ф.И. Шаляпина
Отобрать объекты экскурсионного показа;
- Составить маршрут экскурсии и технологическую карту;
- Разработать индивидуальный текст экскурсии.
Объектом исследования, Предметом исследования, материалы,, Методы исследования:
Слово «экскурсия» происходит от латинского «excursio». В русский язык это слово проникло в XIX в. и первоначально означало «выбегание, военный набег», затем — «вылазка, поездка».
Экскурсия — методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Однако только к этому сущность понятия «экскурсия» сводить было бы неправильно. Рассмотрим толкования термина «экскурсия», данные в различных словарях и энциклопедиях. Самое раннее (1882 г.) толкование этому термину дает В. Даль: «Экскурсия — проходка, прогулка, выход на поиск чего-то, для собирания трав и пр.» В Малой советской энциклопедии (1931 г., т.10, с. 195) термин раскрыт следующим образом: «Экскурсия — коллективное посещение какой-либо местности, промышленных предприятий, совхозов, музеев и пр., преимущественно с научной или образовательной целью».
Обзорная экскурсия города Хабаровска
... ОБЗОРНОЙ ЭКСКУРСИИ «Обзорная экскурсия города Хабаровска», Название экскурсии: Вид: ... Мильчиным скульптуру. Работа над ... экскурсию. Следующий экскурсионный объект находится буквально в пяти минутах езды и посвящен уже другим событиям. Мы подъезжаем к площади Славы. В Хабаровске ... парков. Площадь им. Ленина , Е.Д.Мамешин И сегодня на площади Ленина проводятся все значимые, торжественные события города ...
В краткой форме сущность экскурсии можно определить так: экскурсия — сумма знаний, в специфичной форме сообщаемых группе людей, и определённая система действий по их передаче.
В экскурсионной деятельности очень важны инновации и необычный подход. Инновации в экскурсионной деятельности дают преимущество одной экскурсии над другой, что способствует успешному продвижению на рынке. Новшества всегда интересовали людей, инновации — это тот продукт деятельности человека, который важно не только творить, но и правильно применить. Экскурсии прошли долгий путь эволюции, от примитивных рассказов экскурсовода, до необычайных театрализованных и 3D экскурсий.
Например, российские программисты сделали возможным путешествие по мировым памятникам культуры.3D-экскурсии стали возможны сидя у компьютера. Уникальная программа обеспечивает эффект полного погружения при минимальной загрузке компьютера. Чтобы стать виртуальным туристом, достаточно скачать из интернета небольшую программу. Пользователь может ходить, взлетать с любого места, приземляться, смотреть. Графика виртуальных объектов — на уровне лучших современных компьютерных игр.
В испанском городе Кордова появились специализированные автомобили, которые «рассказывают» о местных достопримечательностях. Транспортное средство работает при поддержке GPS. Экскурсант получает не только звуковой комментарий, но и наглядное подтверждение услышанному, которое отображается на специальном мониторе. Компьютеризированная система работает с картой памяти, на которой записана информация о 150 наиболее посещаемых местах.
Экскурсионный объект, виды экскурсий, По содержанию, По составу и количеству участников, По возрасту -, По месту проведения, По продолжительности, По способу передвижения, По форме проведения
Экскурсия «Уфимские мотивы» относится к обзорной (по содержанию), так как она является многоплановой и даёт общее представление о городе. Также эта экскурсия является универсальной, и тематической, так как посвящена творчеству Ф.И. Шаляпина по составу и количеству участников — она может быть как индивидуальной, так и групповой; как для взрослых, так и для детей (исключение составляют дети младшего школьного возраста); как для местного населения, так и для приезжих гостей. По месту проведения экскурсия является городской, а по способу передвижения — транспортная. По продолжительности она займёт около 2,5-3 часов. По форме проведения экскурсия сочетает в себе элементы рассказа и показа. На протяжении экскурсии вы сможете познакомиться с историей создания города Уфа, с национальными героями и известными личностями этого города, узнаете огромное количество удивительных фактов об этом замечательном городе, наша экскурсия позволит увидеть город с разных ракурсов, как с культурной так и с исторической сторон.
Достопримечательности городов Республики Башкортостан
... в мир, где правит природа, мир небывалой красоты! Представляем Вам город Н: невероятный, необъяснимый, непостижимый - Уфа. Столица Республики Башкортостан. Сейчас уже никто и не помнит, почему этот ... город так нарекли. Может, усталый путник, добравшись до стен некогда дубовой ...
Город Уфа — крупный промышленный, научный и культурный центр — находится в сердце суверенного Башкортостана в составе Российской Федерации. Столица национальной республики Башкортостан — город Уфа долгое время был незаметен на карте могучего Уральского региона. На фоне здешних промышленных гигантов вроде Екатеринбурга или Челябинска башкирская столица действительно ничем не выделялась. Но так было до наступления 2000-х годов. Сейчас Уфа стремительно обновляется, развивается и впитывает все самое новое и современное. Поэтому познакомиться с таким городом, как Уфа стоит непременно.
Первые люди стали заселять эти предуральские территории еще в доисторические времена. О первом полноценном городе на месте современной Уфы стало известно еще в XIV веке: европейцы, странствовавшие по государству Золотая Орда, упоминают о городе Башкорт. По описаниям город был очень большим и служил важным пунктом в торговле между степными землями и Сибирью. Однако со временем Башкорт опустел. В конце XVI века, когда башкирские племена стали подданными русского государства, они попросили основать в их землях крепость, которая стала бы центром этих земель: башкиры были кочевниками и не имели своих городов. Так и появилась Уфа, первое упоминание о которой относится к 1586 году. Долгое время Уфа входила в состав различных губерний российского государства, и была небольшим провинциальным городом. Но башкиры участвовали в самых важных и сложных периодах и сюжетах истории страны: так восстание Салавата Юлаева, поддержавшего Пугачевщину, стало символом борьбы башкир за свои права и свободы. Лишь во второй половине XIX века Уфа стала столицей губернии, к этому же времени город стали перестраивать по новому генеральному плану. [1]
Уфа была важным центром и в годы Гражданской войны и Революции 1917 года: здесь находилась Уфимская Директория белогвардейцев. После военных лет Уфимская губерния была преобразована в Башкирскую АССР.
С этим же периодом совпало время активного промышленного строительства, Уфа росла буквально как на дрожжах. Из-за трудных времен Великой Отечественной войны столица Башкирии приняла у себя многие эвакуированные предприятия и обеспечивала советскую армию всем необходимым.
Сегодня Уфа — это столица республики, один из крупнейших экономических центров Приуралья. В подтверждение тому в 2015 году столица Башкирии примет крупнейшие международные форумы стран-участниц Шанхайской Организации сотрудничества и форум стран группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская республика).
Совсем недавно Уфа стала городом-миллионником, что является еще одним подтверждением благоприятных условий для жизни населения. Главным двигателем роста и развития Уфы является наличие нефтехимических предприятий. Сейчас столица Башкортостана переживает строительный бум, она стремится стать современным, комфортным городом для всех своих жителей.
Город расположен на равнине, раскинувшейся по берегу реки Белой (местное название — Агидель), в том месте, где в нее впадают реки Дема и Уфа. Всего в сотне километров от Уфы начинаются предгорья Южного Урала.
Город как образ жизни
... работе «Большие города и духовная жизнь». Одной из интереснейших идей в работе была идея о кругах, «паутине» человеческих взаимосвязей. Из нее следовало то, что человек рождаясь как представитель одного ... это «город-как джунгли». Здесь образ скорее отрицательный, чем положительный. Город представляется местом, где идет постоянная, непрекращающаяся борьба за выживание. Каждый из жителей - враждебный ...
В республике проживает более 1100000 человек. По численности населения Башкортостан занимает 8 место среди субъектов Российской Федерации. В Республике Башкортостан 54 административных района, 21 город, 40 поселков городского типа. Наиболее крупные города — Уфа, Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский.
Башкортостан — многонациональная республика. На ее территории проживают представители более 70 наций и народностей. Наиболее многочисленные из них — русские (39%), башкиры (22%) и татары — (28%).
Остальные национальности составляют 10% населения республики.
Уфа имеет огромное количество религиозных и архитектурных сооружений — церквей, соборов, мечетей. Главным памятником Уфы является скульптура народного героя Салавата Юлаева. Этот монумент — визитная карточка города, он изображен даже на гербе республики Башкортостан. Несмотря на то, что Салават Юлаев был сподвижником Емельяна Пугачева, и сражался против императорской власти, в республике его очень любят и называют многие объекты и учреждения именно в его честь. Есть в Уфе и символ единения русского и башкирского народов: это 35-метровый монумент Дружбы, установленный в 1957 году и приуроченный к 400-летию добровольного присоединения башкирских земель к территории российского государства. [2] Уфимцы бережно помнят и любят известных людей, которые жили и работали в городе: так у Уфимской академии искусств установлен памятник легендарному оперному певцу Ф.М. Шаляпину, который некоторое время выступал в стенах местного театра.
Уфу можно назвать культурным центром, здесь сосредоточено множество культурных сооружений (библиотеки, театры, музеи, цирк, зоопарк, проходит огромное количество фестивалей), так же город является очень зелёным, имеет множество скверов и парков отдыха. Особенно впечатляет Ботанический сад — один из крупнейших в Приуралье. Он раскинулся на несколько десятков гектар, на его территории растут несколько сот видов растений. А также замечательный парк Аксакова, любимое место горожан.
Таким образом, можно сделать вывод, что Уфа имеет увлекательную историю и огромное количество привлекательных для туристов объектов по религиозной, производственной, искусствоведческой, литературной тематикам. Поэтому обзорная экскурсия в данном городе будет уместна и актуальна. Нам остаётся отобрать объекты и составить маршрут экскурсии. Далее потребуется сделать технологическую карту экскурсии.
Уфа и Федор Иванович Шаляпин.
Уже в детстве у Шаляпина обнаружился красивый голос (дискант).
Федор часто подпевал матери, «подлаживая голос». С девяти лет он пел в церковных хорах и мечтал научиться играть на скрипке.
С двенадцати лет Федор Шаляпин стал участвовать в спектаклях гастролировавшей в Казани театральной труппы в качестве статиста.
Однако человека, окончившего четыре класса школы, подрабатывающего учеником сапожника и начавшего петь в церковном хоре, ждала очень необычная судьба, отправной точкой которой можно считать уфимский период жизни.
В 1890 г. формирующаяся для поездки в Уфу труппа Семена Яковлевича Семенова-Самарского дала юному Федору возможность поменять привычный ход жизни. Он без колебаний воспользовался этим шансом: напросился взять его с собой, хотя был предупрежден, что достаточное жалованье получают только хористы с репертуаром.
Шаляпин покинул Казань в возрасте 17 лет («сочинив», что ему уже 19) и прибыл в Уфу. В тот момент его главной ценностью был «пестренький галстук, который я всю дорогу бережно прикалывал к стенке» и старенькая шаль, подаренная матерью товарища. В «тихой и серой» Уфе потихоньку началось творческое становление Шаляпина. Федора полюбили в коллективе, он не чурался никакой работы и все делал с огромным воодушевлением — чистил лампы, подметал сцену, ставил декорации. Поселился молодой певец в Уфе «у прачки, в маленькой грязной подвальной комнате, окно которой выходило прямо на тротуар… На моем горизонте мелькали ноги прохожих и разгуливали озабоченные куры. Кровать мне заменяли деревянные козлы. И хотя я думал, что театр только развлечение, было у меня гордое и радостное чувство какого-то благородного служения — служения искусству. Я очень всерьез принимал мою сценическую работу.». Дом №1 на улице Гоголя, где жил Шаляпин, сохранился до сих пор, в нем планируется открыть музей певца.
Дебют Шаляпина в Уфе состоялся 26 октября 1890 года в опере А. Замары «Певец из Палермо», он выступил в хоре. Здесь же, в Уфе было суждено выйти его первой именной афише, которая сохранилась до наших дней в единственном экземпляре. В Уфе Шаляпин исполнил партии Фернандо в «Трубадуре» и Неизвестного в «Аскольдовой могиле». В конце сезона уфимская интеллигенция, аплодировавшая Шаляпину на выступлениях, попросила его остаться в Уфе и даже устроила его на работу в местную земскую управу, пообещав при случае отправить учиться в консерваторию. Переписыванию «бесконечных цифр недоимок местного населения» Шаляпин предпочел непростые мытарства в новых городах. Внутреннее дарование уже влекло Шаляпина к успеху совсем у другой публики, «в погоне за тетральными призраками» он покинул Уфу.
Шаляпин прожил в Уфе неполный год, однако город сыграл огромную роль в его творческой жизни, послужив развитию его таланта. Позже легендарный певец не раз с теплотой отзывался об уфимском периоде жизни в автобиографических книгах «Страницы моей жизни» и «Маска и душа». В свою очередь именно благодаря Федору Шаляпину Уфа попала в историю мировой музыкальной культуры.
Федор Иванович награжден орденами Почетного легиона 3-х степеней. Всего в репертуаре певца было около оперных 70 партий и примерно 400 песен и романсов. За 1920-е — 1930-е годы Шаляпин сделал приблизительно 300 грамзаписей.
В последние годы жизни Федор Иванович очень тосковал по России. Новых оперных партий он не пел, начал часто болеть, писал свои воспоминания «Маска и душа». Весной 1937 года у него обнаружилась грозная болезнь — лейкемия. И через год, 12 апреля 1938 года, Федора Ивановича не стало. Перед смертью он мечтал быть похороненным на родине. Его желание осуществилось только 29 октября 1984 года, когда прах Шаляпина был перезахоронен на Новодевичьем кладбище.
концертный зал Уфимской государственной академии искусств, Шаляпинский фестиваль
Технологическая карта показывает, как эффективнее донести содержание экскурсии экскурсантам. Кроме того, технологическая карта экскурсии является основным документом, который нужен при сертификации туристско-экскурсионной организации, претендующей на ведение экскурсионной деятельности.
Технологическая карта экскурсии является итоговым документом, который складывается в конце творческого процесса по созданию экскурсии, перед последним его этапом — сдачей приемной комиссии во время проведения пробной экскурсии. В ней указываются тема, цель, задачи экскурсии, оптимальный вариант маршрута, его протяжность и длительность, объекты показа, места остановок, подтемы, организационные и методические указания, методические приемы показа и рассказы [4].
Технологическая карта экскурсии
Тема экскурсии, Продолжительность (ч.):, Протяженность (км):, Автор-разработчик, Содержание экскурсии, Маршрут экскурсии:
Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последнего пункта на конкретном участке маршрута |
Места остановок |
Объект показа |
Продолжительность осмотра |
Основное содержание информации |
Указания по организации* |
Методические указания** |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||
Монумент Дружбы |
Остановка и выход |
Памятник Монумент Дружбы, Дом Демидовых, Спасский храм |
30 минут |
Рассказ о строительстве Уфимского острога, добровольное вхождение башкирских земель в состав России, история Уфимской крепости. |
Группа выходит из автобуса, стоит у Монумента Дружбы, слушает рассказ, фотографируется. |
Метод показа и рассказа. Портфель экскурсовода, Прием сравнения |
||||||
Верхнеторговая Площадь |
Остановка и выход |
Памятник кунице-символу города, Гостиный двор, место усадьбы Нестеровых |
15 минут |
История строительства города, Уфа купеческая, история строительства Торговых рядов. |
Группа выходит из автобуса, прогулка по скверу, слушают рассказ у значимых мест. |
Прием сравнения, описание, экскурсионная справка |
||||||
Театр Оперы и Балета |
Остановка и выход |
Памятник З. Исмагилову, памятник Ф.И. Шаляпину, концертный зал академии Искусств РБ, Башкирский государственный театр Оперы и балета |
15 минут |
Уфа — культурная, Знаменитые люди города. |
Группа выходит из автобуса, стоит у театра оперы и балета, слушают рассказ. |
Описание, экскурсионная справка, портфель экскурсовода |
||||||
Площадь Салавата Юлаева |
Остановка и выход |
БашГу Памятник Салавату Юлаеву, Здание конгресс холла |
20 минут |
Развитие высшего образования в Уфе, Современная Уфа, история национального героя С. Юлаева. |
Группа выходит из автобуса, стоит у памятника С. Юлаеву, слушает рассказ, фотографируется, прогулка по площади. |
Описание, метод сравнения, экскурсионная справка |
||||||
Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова |
Остановка и выход |
Дом губернатора, мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова Первая соборная мечеть |
30 минут |
История Труниловской слободы, историческая справка о семье Аксаковых, строительство первой мечети в Уфе. |
Выход группы из автобуса, посещение музея Аксакова. |
Описание, сравнение, экскурсионная справка |
Остановка и выход |
Мечеть Ля-Ля Тюльпан |
20 минут |
Население Уфы является религиозным, история принятия ислама в Башкортостане. |
Выход группы из автобуса, рассказ у мечети, посещение желающих храма. |
Описание, сравнение, экскурсионная справка |
Контрольный текст экскурсии представляет собой материал, необходимый для полного раскрытия всех подтем, входящих в экскурсию. Текст призван обеспечить тематическую направленность рассказа экскурсовода, в нем формулируется определенная точка зрения на факты и события, которым посвящена экскурсия, дается объективная оценка показываемых объектов.
Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык. Текст экскурсии составляется творческой группой при разработке новой темы и выполняет контрольные функции. Это означает, что каждый экскурсовод должен строить свой рассказ с учетом требований данного текста (контрольного текста).
Контрольный текст в большинстве случаев содержит хронологическое изложение материала. Этот текст не отражает структуры экскурсии и не строится в маршрутной последовательности с распределением излагаемого материала по остановкам, где происходит анализ экскурсионных объектов. Контрольный текст является тщательно подобранным и выверенным по источникам материалом, являющимся основой для всех экскурсий, проводимых на данную тему. Используя положения и выводы, которые содержатся в контрольном тексте, экскурсовод строит свой индивидуальный текст. На основе контрольного текста могут быть созданы варианты экскурсий на ту же тему, в том числе для детей и взрослых, для различных групп трудящихся. В целях облегчения работы по созданию таких вариантов в контрольный текст могут быть включены материалы, связанные с объектами, подтемами и основными вопросами, не вошедшими в маршрут данной экскурсии. Помимо материалов для рассказа экскурсовода в контрольный текст включают материалы, которые должны составить содержание вступительного слова и заключения экскурсии, а также логических переходов. Он должен быть удобен для пользования. Цитаты, цифры и примеры сопровождаются ссылками на источники.
Экскурсионная практика исходит из того, что основой рассказа экскурсовода является индивидуальный текст, который определяет последовательность и полноту изложения мыслей, помогает экскурсоводу логично строить свой рассказ. Такой текст каждый экскурсовод составляет самостоятельно. Основой для индивидуального текста является контрольный текст. У всех индивидуальных текстов при наличии хорошего контрольного текста будет идентичное содержание, но различные обороты речи, разные слова, различная последовательность в рассказе, могут быть даже разные факты, подтверждающие одно и то же положение. Естественно, что все экскурсоводы, находясь у одного и того же объекта, будут говорить одно и то же. Основное отличие индивидуального текста от контрольного состоит в том, что он отражает структуру экскурсии и построен в полном соответствии с методической разработкой экскурсии. Материал размещается в той последовательности, в которой показываются объекты, и имеет четкое деление на части. Каждая из них посвящается одной из подтем. Составленный в соответствии с этими требованиями индивидуальный текст представляет собой готовый для «использования» рассказ. Индивидуальный текст содержит полное изложение того, что следует рассказать на экскурсии. При изложении сущности исторических событий не должно быть сокращений, оценки их значения.
Не допускается также упоминание фактов без их датировки, ссылок на источники. В то же время текст этого вида отражает особенности речи «исполнителя». Рассказ экскурсовода состоит как бы из отдельных частей, привязанных к зрительным объектам. Объединяются эти части выводами по каждой подтеме и логическими переходами между подтемами (и объектами).
В индивидуальном тексте каждая подтема представляет собой отдельный рассказ, пригодный для использования в ходе проведения экскурсии.
По своему содержанию оба текста (контрольный и индивидуальный) совпадают. Однако при равном содержании экскурсоводы могут использовать разные обороты речи, могут излагать рекомендуемые факты, цифры и примеры в иной последовательности. Индивидуальность экскурсии состоит и в том, что у экскурсоводов, ведущих экскурсию на одну тему, может быть различная степень эмоциональности. Они могут, находясь у одного и того же объекта, использовать различные приемы показа и формы рассказа. Одно и то же положение может быть раскрыто на разных примерах. Текст следует писать от первого лица и выражать свою индивидуальность [9].
. Введение. Здравствуйте, дорогие гости! Меня зовут Милена, на ближайшие три часа я буду вашим экскурсоводом по обзорной экскурсии «Уфимские мотивы». Сегодня мы с вами посетим такие интересные и значимые объекты как Монумент Дружбы и памятник Салавату Юлаеву, Оперный театр, БашГУ, Спасский Храм, увидим исторический центр Уфы, его первые здания, посетим дом-музей Аксакова, увидим Уфу с культорной и религиозной стороны, увидим первую соборную мечеть города, а закончится наша экскурсия посмотрим у замечательной Мечети Ля-Ля Тюльпан, про которую мы поговорим немного позже. Вы познакомитесь с историей Уфы, с ее развитием и расширением, узнаете много интересных фактов об этом прекрасном городе.
см. Прил. 1, рис. 1, рис. 2, рис. 3
Сейчас мы с вами стоим на возвышенности, где прямо перед собой вы можете увидеть великолепный памятник «Монумент Дружбы». сооруженный в 1965 году в честь значимого события для всех уфимцев 400 летия со дня добровольного присоединения Республики к России. Авторами монумента были московские скульптуры Е.И. Кутырев, Ю.И. Гаврилов. Высота памятника составила 33 метра. Если мы приблизимся мы можем наблюдать в основании монумента окружают две величавые фигуры башкирской и русской женщин, символизирующие Россию и Башкирию. В их руках символика мира — лавровые венки, а чугунные барельефы памятника изображают принятие русского подданства башкирским народом.
Наша экскурсия начинается именно здесь, и это неслучайно, ведь этот памятник является исторически важным и значимым местом для Уфы. Здесь когда-то располагался древний деревянный кремль, и именно на этом месте проходили первые столетия уфимской истории. В последующем на этом месте находились такие исторические объекты как Троицкая церковь и Нижнеторговая площадь. Именно здесь, где река Сутолока впадает в Агидель, нашлось место такому значимому объекту как Монумент Дружбы. Следует обратить внимание, на то, что именно здесь, неподалеку начиналось строительство Уфимского острога. Деревянная крепость, впоследствии названная Уфой, была заложена в 1574 году. Однако, многие историки полагают, что крепость строилась на месте ранее существовавшего башкирского поселения, и возраст города может быть официально увеличен до 1500 лет. Крепость заложили на вершине высокого и крутого холма, с юга она была защищена рекой Белой с востока оврагом, по которому протекала речка Нагайка, с запада глубоким оврагом и речкой Сутолокой, всё это вы можете наблюдать находясь именно здесь, на вершине. Интересный факт, то что Уфа ни разу никем не была взята с момента своего основания. Стены, окружавшие Уфу от набегов кочевников, со временем стали ему не очень-то и нужны — просто те, кто мог как-то угрожать безопасности города, при его виде даже не решались атаковать. Таким образом, город можно назвать непобедимым. Сейчас я даю вам 5 минут чтобы вы могли осмотреть памятник и сфотографироваться, затем приглашаю вас обратно в автобус для продолжения нашей экскурсии.
А сейчас мы двигаемся по историческому центру Уфы, и здесь мы можем рассмотреть архитектуру здания Землемерного училища, оценить постройки Полицейского управления и Первой пожарно-полицейской части. Теперь прошу обратить внимание налево, тогда вы сможете полюбоваться колоннами Спасского храма. В настоящий момент, как вы можете наблюдать здание находится в крайне плачевном состоянии, но работы по его реконструкции уже начались. Сам же храм строился в 1824 — 1844 годах, в честь победы над Наполеоном. Следует отметить что строился он по образу Казанского Питерского Собора.
А вот и еще одна из достопримечательностей Уфы — дом Демидовых. Здесь же долгое время поживала семья Ивана Евдокимовича Демидова крупного горнозаводчика, имевшего в своем распоряжении несколько заводов, построенных его отцом. Поместье, которое мы с вами сейчас наблюдаем досталось ему от отца, построено оно в 1750-х годах. усадьбе располагались помещения для хранения железа и припасов. Есть так же сведения о том, что в этом доме в 1770-х годах останавливался великий полководец Александр Васильевич Суворов.
см. Прил. 1, рис. 4, рис. 5, рис. 6
Сейчас мы с вами находимся в еще одном историческом центре, улица Ленина и начало Верхнеторговой площади, именно здесь начиналась история «купеческой» Уфы, и торговли. В то время тут жили самые знатные и известные купцы и личности. Например сейчас слева от нас мы видим гостиницу «Агидель», раньше здесь была усадьба Михаила Нестерова, известного художника. Здесь, на фасаде дома мы можем видеть мемориальную доску, свидетельствующую о местонахождении здесь дома Нестеровых. Михаил Васильевич Нестеров сам родился в Уфе, он же создал свой музей, и в 1913 г. он преподнёс в дар родному городу более сотни работ из своей коллекции, куда вошли 30 работ самого дарителя, а также произведения художников 2-й половины ХIХ — начала ХХ веков. Далее мы двигаемся по центральной улице, к центру Верхнеторговой площади.
Прямо перед нами самый центр площади — Гостиный Двор, сооружение этого здания началось еще в 1825 году. многие называют сердцем исторического центра. Когда-то здесь прямо с телег торговали мясом, овощами, мехами да кожей. Сегодня тоже идет торговля, но уже более цивилизованная: Гостиный двор — один из самых популярных уфимских торговых центров. Особняки, окружающие его, сплошь принадлежали уфимским купцам.
Тут же мы видим необычный бронзовый памятник кунице, который является официальным символом и эмблемой Уфы с XVII века. Месторасположение куниц было выбрано не случайно. Еще в старину, именно здесь, на этой площади осуществлялась торговля, расплачивались же за все монетами «куна» (шкурка куницы).
Кстати, в книге «Землеописание Российской империи» даётся другое пояснение, почему этот зверёк стал символом города: «куница водится в разных местах, но лучше всего около Уфы». Авторы памятника не просто решили увековечить символ башкирской столицы, но и воссоздать в бронзе персонажей древней легенды о любви девушки Ляйсан и парня по имени Фанур. Злой колдун по просьбе богатого хана, отвергнутого Ляйсан, обратил девушку в куницу, и спрятал ее в лесу. Фанур долго искал возлюбленную, найдя, поцеловал куницу-Ляйсан и тут же превратился в этого замечательного зверька. В память о двух влюблённых люди основали Уфу. Открыт был памятник в День семьи, любви и верности, В 2010 году. Интересный факт, что в В 30-е годы XVIII века в Петербурге герб Уфы утеряли и пытались внедрить в обиход новый — белую лошадь, бегущую по красному полю. Однако уфимцы его не приняли и в 1782 году, был восстановлен старый герб куницы, который изображен и по сей день. Сейчас я даю вам время, желающие могут сфотографироваться а также посетить торгово-развлекательный комплекс, приобрести сувениры и погулять по комплексу. Через 30 минут жду вас в автобусе, который будет стоять по левой стороне от Гостиного двора.
см. Прил. 1, рис. 7, рис. 8, рис. 9
Сейчас мы познакомимся с известными личностями Уфы, и прямо перед собой вы можете увидеть великолепнейшее здание Театра Оперы и балета. Оперная студия в Уфе появилась в 1932 году. Уже в 1938 году официально был образован оперный театр, и состоялись первые премьеры, на башкирском языке. Во время Великой Отечественной войны сюда был эвакуирован Киевский театр оперы и балета имени Шевченко. Он оказал огромное влияние на жизнь уфимской оперы. В последние годы театр находится в центре городской культурной жизни. С 1991 года проводятся «Шаляпинские вечера в Уфе», ведь именно в столице Башкортостана состоялся дебют Шаляпина в опере «Галька». О чем мы поговорим чуть позже. С 1993 года в Уфе проводится фестиваль балетного искусства имени легендарного Рудольфа Нуриева. В Музее театра хранится 156 экспонатов, связанных с именем великого танцовщика. Именно в Уфе, на этой сцене он сделал первые шаги на пути к мировой славе. В разные годы на сцене БГТОиБ выступали разные актеры почти со всех концов света.
Сейчас мы направляемся к театральному скверу, и впереди мы видим памятник известному композитору Загиру Гариповичу Исмагилову, в честь него в Уфе названа Уфимская государственная академия искусств, на которую мы посмотрим немного позже. Он был основателем и первым ректором академии в течение 20 лет. Это — первый в Башкортостане памятник Загиру Исмагилову. Автором памятника выступил Ханиф Мирзагитович Хабибрахманов. По его словам, ему не довелось встретиться с композитором в жизни, поэтому во время работы над памятником он пользовался фото — и видеоматериалом. Памятник выполнен из бронзы. Открытие памятника состоялось 18 октября 2008 г.
Перед нами прекрасное здание концертного зала имени Федора Ивановича Шаляпина. Это концертный зал с богатой историей. Имеет камерный и хоровой залы. В 1856 году в здании располагалось Дворянское собрание. Также известно, что до революции здесь существовало Общество любителей пения, музыки и драматического искусства. Концертный зал им. имеет камерный и хоровой залы. Сегодня в здании успешно работает Уфимская государственная академия искусств им. Загира Исмагилова. Как уже говорилось, концертный зал носит имя великого баса, русского оперного и камерного певца Федора Шаляпина, дебют которого состоялся именно в этих стенах. Федор Иванович, хоть сам и не является уроженцем Уфы, но уфимцы гордятся Шаляпиным, за его великие мировые достижения, начатые еще здесь, в Уфе, ежегодно с 1991 г. в городе проводится Шаляпинский фестиваль оперного искусства с участием мировых звезд «Шаляпинские вечера в Уфе». В 2013 г. Уфа вместе с столицей России отметила 140-летие Федора Шаляпина, став центром главных торжеств. Следует отметить что здесь не только культурный центр города, но еще и образовательный, так как неподалеку от нас находятся известные высшие учебные заведения как Авиационный университет, Педуниверситет, Кооперативный Институт и БашГУ, и сейчас я предлагаю вам сфотографироваться и присесть обратно в автобус, а далее мы продолжим нашу экскурсию и поговорим о развитии высшего образования в Уфе.
см. Прил. 2, рис. 1, рис. 2, рис. 3
Прямо перед нами замечательное здание Башкирского государственного университета. Вопрос об открытии в Уфе первого педагогического высшего учебного заведения был поднят в 1905 году, после того, как центр Оренбургского учебного округа, был переведён из Оренбурга в Уфу. Башкирский государственный университет является старейшим высшим учебным заведением Республики Башкортостан. Его истоки уходят в 1909 год, когда появилось первое в Башкортостане высшее учебное заведение — Уфимский учительский институт, преобразованный в 1919 году в Институт народного образования и в 1929 году — в Башкирский государственный педагогический институт им. К.А. Тимирязева. С 1957 года вуз приобретает статус Башкирского государственного университета. Сейчас БашГУ — крупнейший образовательный, научный и культурный центр Республики Башкортостан.
В настоящее время в БашГУ работают свыше 1000 преподавателей, из них 161 доктор наук, 477 кандидатов наук, 111 профессоров, 283 доцента. В вузе обучается свыше 36 тысяч студентов. В состав университета входят 12 факультетов, 4 института, а также филиалы в городах Сибай, Стерлитамак, Нефтекамск и представительство в Учалах. Учебный процесс осуществляют 105 кафедр. На данный момент БашГУ является одним из самых престижных, известных и функционирующих ВУЗов Башкортостана и Урала. В 2009 году Башкирский государственный университет отметил свой 100-летний юбилей. Развитие высшего образования послужило так же и образованию «новой» современной Уфы.
И сейчас мы направляемся к современному центру города, к Площади Салавата Юлаева. Перед нами здание Конгресс холла, это здание является одной из достопримечательностей города, где проводятся наиболее значимые общественные, политические, деловые, научные и культурные мероприятия. Он включает в себя концертный зал на 770 мест, два конференц-зала, музейно-выставочный комплекс, зимний сад.
Проект здания выполнен уроженцем Уфы Ришатом Мулагильдиным, живущим и работающим в Японии. Здесь впервые реализован проект, созданный с использованием колористических прототипов башкирской культуры, с целью создания новой современной национальной архитектуры. С передней стороны здания мы можем наблюдать аллею из замечательных фонтанов, он является самым большим в республике.
А с другой стороны здания открывается прекраснейшая панорама на долину реки Агидель, куда мы подойдем немного позже.
Итак, дорогие друзья, мы сейчас находимся на том самом месте, чем так знаменита Уфа, гордость Башкортостана, памятник Салавату Юлаеву. Этот памятник даже изображен на гербе республики Башкортостан. Он стал визитной карточкой Уфы и Башкирии. Памятник Салавату Юлаеву это самая большая конная статуя во всей России и даже Европе! Лицо Башкортостана. Ее высота — почти 10 метров! При этом вес монумента — 40 тонн. А точки опоры, как мы видим всего лишь 3! Памятник был открыт 17 ноября 1967 года. Автор памятника — известный монументалист и художник Сосланбек Тавасиев. По праву считается, что этот памятник — лучшее творение Тавасиева. Да и не удивительно, ведь он работал над ним на протяжении тридцати лет. Говорят, что для достижения реалистичности скульптор изготовил гипсовый слепок с настоящей лошади. Через тело животного пропустили электрический ток, в следствие чего мышцы и жилы получились невероятно рельефными. В 1970 году, спустя три года после открытия памятника, Сосланбеку Тавасиеву дали государственную премию СССР. Памятник отливали в течение полутора месяцев на одном из ленинградских заводов с применением уникальной технологии. Для крепости использовали специальную стальную раму.
Салават Юлаев — башкирский национальный герой, сподвижник Пугачёва, один из руководителей Крестьянской войны, живший в XVIII веке, преданный по указу Екатерины II забвению. Родился в деревне Текеево Оренбургской губернии, в 1773 году примкнул к Емельяну Пугачёву и в течение года до самого ареста руководил ключевыми событиями крестьянской войны. В личном участии Салавата Юлаева в более чем двадцати сражениях, он отличился тем, что взял Симский и Катавский заводы, осаждал Челябинскую крепость, участвовал в осаде Оренбурга, сжёг Красноуфимскую крепость. За год с небольшим Салават участвовал в 28 сражениях, 11 из них он провёл самостоятельно, остальные в составе Главного войска Емельяна Пугачёва.
По народным описаниям «Салават был не очень высокого, а среднего роста… Лицо у него было смуглое. Глаза у были большие, чёрные, брови — чёрные, борода у висков (то есть бакенбарды) была узенькая». В народных рассказах, о внешности батыра, говорится: «Салават Юлаев, двух аршин четырёх вершков с половиной [10], волосом черен, глаза чёрные». [11] У Салавата Юлаева, как разрешалось мусульманскими обычаями, было три жены. По народному обычаю он взял в жёны вдову старшего брата, у которой к тому времени уже были дети. К тому же он был знатоком Корана и шариата. Существуют много легенд, о Салавате Юлаеве, например то, что Салават Юлаев был недюжинной силы. И в 14 лет, столкнувшись в лесу с медведем, убил его с помощью одного ножа.
А в национальном музее Башкортостана хранится сабля Салавата Юлаева. Сабля эта без ножен, длиной 96 см, шириной 3 см, вогнутая. Ручка из желтой меди с изображением головы льва и украшениями из мелких камней. На лезвии несколько потухшая надпись на арабском языке, которую ученым до сих пор не удалось расшифровать.
Несмотря на то, что он был арестантом, башкиры до сих пор помнят и чтут своего героя, бившегося за их права.
Салават известен не только как воин, но и как поэт, воспевавший родные уральские земли, башкирский народ и древние обычаи:
Я гляжу на цепи гор в нашем благостном краю,
И, вбирая их простор, Божью милость познаю.
Песней небо раскололось, соловей поёт в долу,
Как азан звенит твой голос, Богу вознося хвалу!
Не зовёт ли на молитву верных мусульман?
Провожает меня в битву мой Урал — родимый стан!
Как пояснил сам автор скульптуры, в монументе он показал момент принятия Салаватом решения перейти на сторону Пугачева. Сидящий на коне Салават Юлаев как мы видим со смелым и волевым лицом, правая рука с плетью поднята в призывном жесте. Словно он призывает своих соратников идти за Пугачевым. К тому же вызывает немалое впечатление, как Салават Юлаев удерживает коня, рвущего в бой, внизу будто пропасть, но башкирский герой ни за что не отступит, а значит преодолеет эту опасность. А еще, в наше время в честь Салавата Юлаева названа известная хоккейная команда Башкортостана.
Как мы видим, памятник расположен очень удачно. Это самая высокая точка центральной части Уфы. Слева от нас открывается восхитительный панорамный вид, на долину реки Белой (Агидель по башкирски).
Тут же мы видим железнодорожный мост через Белую, который был построен в 1888 году, а в 1890 году его конструкция удостоилась золотой медали на Эдинбургской выставке. Сейчас я даю вам 10 минут погулять по площади, сфотографироваться и жду всех обратно в автобусе.
см. Прил. 2, рис. 4, рис. 5, рис. 6
Продолжаем нашу экскурсию, и позади себя вы можете увидеть Дом губернатора, сложно поверить, что еще в 1708 году, Уфы как губернии не было, провинциальный город принадлежал Казанской и чуть позже Оренбургской губернии. Спустя 94 года, Уфа получила губернский статус. Тогда в 1832-1838 гг. было выстроено это здание архитектором А.Д. Пахаровым. После революции 1917 года, задние стало принадлежать Совету Рабочих и несло название «Советский дом». В середине XX века в доме располагалась поликлиника и станция скорой помощи. В 2002 году, администрацией города было принято заключение о реставрации дома Губернатора. Обратите внимание Дом Губернатора выстроен в стиле русского классицизма, процветающего тогда в Уфе. Чуть позже к дому Губернатора были пристроены здание канцелярии и небольшая галерея, которые мы можем видеть левее от здания. По окончанию строительства общего ансамбля дома Губернатора было завершено формирование Соборной площади, в центре которой располагался Воскресенский собор.
Слева вы можете увидеть прекраснейшее здание Первой соборной мечети. Соборная мечеть очень проста по архитектуре, оно неоднократно перестраивалось и подвергалось перепланировке. Преобладающая религия в Уфе коренного населения — мусульманство, поэтому до 1917 года количество мечетей в Уфе не уступало количеству православных храмов, по данным историков их было всего 6 штук. Одной из первых построенных мечетей стала мечеть, которую мы сейчас видим. Строил ее на добровольные пожертвования купец первой гильдии Муктамин Тагиров Хазмитев. С 1960 по 1992 г. эта мечеть оставалась единственной действующей в Уфе. Подробнее о религии в Уфе я вам расскажу немного позже.
А сейчас мы продолжаем нашу экскурсия и перед нами мемориальный дом-музей имени великого русского писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, этот музей был открыт в Уфе в 1991 году, когда широко отмечалось 200-летие со дня рождения известного писателя. Музей является филиалом Национального музея республики Башкортостан. Фонд музея насчитывает 1583 объектов культурного наследия, мало какое здание может похвастаться такой богатой историей, как этот деревянный дом близ реки Белой. Он был построен в первой половине XVIII века. В здании размещалась канцелярия уфимского наместничества. Здесь же жила семья деда писателя по материнской линии. Его звали Николай Семенович Зубов. Он занимал должность заместителя наместника. После смерти Н.С. Зубова, дом выкупил отец писателя — Тимофей Степанович Аксаков. В 1795 году вся семья переехала сюда на постоянное место жительства из так называемой Голубиной слободки. Здесь они жили до 1797 года. Первые детские впечатления об этом доме можно найти в известной книге Сергея Тимофеевича Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Сейчас я вам предлагаю посетить и ознакомиться с историей жизни и творчества великого башкирского писателя и его родных.
см. прил. 2, рис. 7
Итак, дорогие друзья, завершим нашу экскурсию мы у прекрасной мечети Ля-Ля Тюльпан. История принятия ислама в Башкортостане уходит в глубь 922 года, тогда в столицу Булгарского ханства прибыло посольство багдадского халифа, именно этот год считается годом принятия ислама булгарами. Тогда Западная Башкирия входила в состав Булгарского ханства, поэтому распространение ислама в Булгарии привело к его распространению и в Башкирии. До этого башкиры были язычниками и поклонялись различным силам природы. Булгарские проповедники годами жили среди башкир, распространяя мусульманскую религию. В 14 веке при хане Узбеке (1313-1326) в. ислам становится государственной религией Золотой Орды, в состав которой входил и Башкортостан. Покорение Казани Московским государством в 1552 и начало христианизации татар вызвало отток значительной части мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их численности и укреплению позиций ислама в крае. С принятием ислама среди башкир получают развитие мусульманское образование и письменность на основе арабской графики. Позднее, по указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение ислама. К началу 20 в. для большинства мусульман Башкортостана ислам был и верой, и образом жизни. Главными праздниками мусульман считаются Ураза байрам, Курбан-байрам, Раджаб-байрам.
А теперь прошу вас обратить внимание, перед нами замечательная мечеть Ляля-Тюльпан. Ляля-Тюльпан означает «Цветок возрождения». Тюльпан является любимым символом мусульманского мира, так он стал основой архитектуры этой мечети. Здание мечети — это распускающийся цветок, минареты, высота которых составляет более 50 метров, походят на закрытые бутоны на длинных стеблях, всё это мы сейчас можем видеть. Комплекс этих зданий символизирует начало, зарождение, весну, природу и вечную веру. Так в Уфе, именно здесь, весна — постоянное время года. Оригинальный проект принадлежит кисти Вакиля Давлетшина, известного на Урале архитектора. Обратите внимание место, где построена мечеть, выбрано очень удачно: здание в виде тюльпана просматривается со всех сторон города, его видно при въезде, с моста на реке Белой. Отдаленно постройка напоминает шотландский загородный дом.
Интерьер мечети Ляля-Тюльпан куда более традиционен, чем её экстерьер. Здесь предусмотрены отдельные помещения для молебен, мужские и женские, а также место для проведения проповеди, которое видно как из мужской молебны, так и из женской. Интерьер мечети Ляля-Тюльпан довольно сдержан — традиционная мозаика, богатые люстры, белые стены. Мечеть была построена в 1998 году на средства, собранные верующими, а также деньги, выделенные властями города. Эта мечеть стала первым крупным культовым сооружением со времен революции 1917 года. Именно поэтому Ляля-Тюльпан стала знаменитой. Кроме, собственно, мечети здесь организовано медресе — училище, где проходят учение будущие священнослужители. Сейчас мы с вами посетим эту мечеть, и на этом завершим нашу экскурсию, далее вы можете прогуляться по замечательному парку, который находится справа от мечети.
,
1. Агеева М.В. Уфа: страницы истории. Книга вторая, Сборник — Уфа: Инеш, 2014г. — 386с.
2. Биржаков М.Б. Введение в туризм: Учебное пособие — СПб: Издательский дом Герда, 2004 г. — 320 с.
. Васильев А.В. Федор Иванович Шаляпин. Отчет его жизни и творчества. 1902г. — 219 с.
. Емельянов Б.В. Экскурсоведение — М.: Советский спорт, 2007г. — 216 с.
. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. — М.: ИКЦ МарТ, 2008г. — 208 с.
. Нигматуллина И.В. Старая Уфа, 2007г. — 224с.
. Рундквист Н.А. Урал. Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург: Издательство «Квист», 2013 г. — 592 с.
. Силантьева. И.М. Каким его знали книги. Москва. Сфера, 2004г. — 208с.
9. Сайт популярной туристской фирмы. <#»888264.files/image001.gif»>
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 5 Рис. 6
Рис. 1 Рис. 2
Рис. 3 Рис. 4
Рис. 5 Рис. 6
Рис. 7