Общая характеристика ресурсной базы социально-культурной деятельности

Курсовая работа

Ресурсное обеспечение — залог успешной деятельности любых организаций. ресурс сфера культура

Однако для социально-культурной сферы данный фактор играет порой определяющую роль, поскольку связан со степенью удовлетворения культурных потребностей населения.

Как часть внутреннего экономического потенциала России, отрасль культуры производит огромное количество социально-культурных благ, обладая при этом определенным ресурсным потенциалом.

Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике социально-культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс — Тюмень, Издательство ТГАКиИ, 2007, с.12..

1.1 Понятие ресурсной базы

В организационно-технологическом контексте социально-культурная деятельность предстает в виде способа организации ресурсов для достижения поставленных целей и задач, получения определенных результатов.

Ресурсная база выступает здесь как совокупность основных компонентов, необходимых для производства конкретного культурного продукта, культурных благ или услуг.

Уже сам факт наличия ресурсов определяет производственный потенциал субъектов культурной деятельности, реальную возможность реализации социально-культурных проектов и инициатив.

Ресурсную базу характеризуют несколько разновидностей ресурсов.

Нормативный ресурс представляет собой массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения деятельности в области культуры.

К кадровому (интеллектуальному) ресурсу относится номенклатура специалистов, а также технического и вспомогательного персонала, по своим характеристикам, прежде всего профессиональному и интеллектуальному уровню, соответствующих назначению (набору функций) организации и обеспечивающих качество производимого культурного продукта (благ и услуг).

Финансовый ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству.

Материально-технический ресурс включает в себя специальное оборудование, имущество, инвентарь для производства и эксплуатации культурного продукта (благ и услуг) и создания соответствующей среды для обеспечения культурной, просветительской и досуговой деятельности. Составной частью материально-технического ресурса является недвижимость , необходимая для оптимального функционирования объектов культурного назначения. К видам недвижимости относятся: здания, помещения, специально обустроенные сооружения и территория под ними.

33 стр., 16145 слов

Социально-культурная деятельность в туризме

... культурный центр Ненецкого автономного округа». Работа содержит практические материалы, которые могут быть использованы при разработке новых видов туристических услуг в СКС. 1. СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ, .1 Особенности организаций социально-культурной деятельности в туристической сфере В ... основы исследования. Научные аспекты курсовой работы формировались на основе ...

Социально-демографический ресурс обозначает совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка).

Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам. Они представляют собой категорию либо активно задействованных участников социально-культурной деятельности (реальную аудиторию клуба, театра, музея и др.), либо на данный момент по ряду объективных причин (в том числе личного характера) не участвующих в культурных мероприятиях (потенциальную аудиторию).

В информационно-методическом ресурсе объединены все возможные средства и способы организационно-методического руководства, информационно-методического обеспечения, переподготовки и повышения квалификации кадров в области культурной деятельности.

Производство культурного продукта, благ и услуг не может обойтись без морально-этического ресурса . Он необходим для реализации совокупности принципов, норм и требований, определяющих согласованность профессионально-нравственных позиций, норм общения и поведения участников культурной деятельности, основанных на совпадении их интересов и доброй волиСидорова В.С. Ресурсная база СКД:Учебно-методический комплекс — Тюмень, Изд-во ТГАКиИ, 2007, с. 15-17..

Существует определенная классификация институтов культуры по признаку самодостаточности их ресурсного обеспечения. Социально-экономический статус каждого из них является достаточно сложной по своей структуре сущностной категорией.

1. Объекты социально-культурной сферы государственного, федерального значения (театры, музеи, парки, заповедники, творческие коллективы и др.), являющиеся общенациональным культурным достоянием. Эти объекты пользуются финансовой поддержкой не только государства, но и негосударственных — коммерческих и общественных — организаций и имеют потенциальную и реальную возможность предоставлять услуги высокой стоимости, в том числе в валюте.

2. Объекты социально-культурной сферы регионального (муниципального) подчинения, находящиеся на полном или почти полном бюджетном финансировании. Для них характерны слабая материально-техническая база, неустойчивое хозяйственно-экономическое положение, формальное существование расчетного счета в банке, а нередко и его отсутствие. Инертность и консерватизм современной кадровой политики ведут к нестабильности и текучести кадров.

3. Учреждения и организации, требующие больших инвестиций в свои проекты и программы со стороны различных ресурсодержателей (муниципальных органов, спонсоров, доноров, меценатов и др.), ориентированных на внедрение инновационных технологий в социально-культурной сфере. Для этих учреждений характерна свобода выбора видов социально-культурной деятельности, финансирования, использования различных форм собственности, которая обеспечивает возможности безболезненного вхождения в рынок.

2 стр., 868 слов

Разработка рекомендаций по формированию корпоративной культуры ...

... и оценке их эффективности. В заключении резюмированы основные положения дипломной работы. Все права в отношении дипломной работы "Разработка рекомендаций по формированию корпоративной культуры туристической индустрии на примере фирмы ООО .ТТ-ТРЕВЕЛ." принадлежит ее законному правообладателю. ...

4. Отраслевые учреждения и организации, находящиеся на полной или почти полной самоокупаемости. Для них характерна абсолютная самостоятельность в выборе видов деятельности и досугового обслуживания посетителей, активная хозяйственная позиция и инвестирование своего дальнейшего, а также внешних проектов и программ Киселева Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник — М.: МГУКИ, 2004, с. 368-403..

Социально-экономический статус каждого из отраслевых объектов культуры, искусства, досуга является, по существу, результатом взаимного пересечения и взаимопроникновения нескольких характерных параметров. Каждый из них расширяет наши представления о данном объекте как о специфическом социально-культурном институте современного региона — поселка или города.

Программно-целевой принцип финансового и материально-технического обеспечения социокультурной деятельности предполагает целевое использование ресурсной базы социально-культурных институтов.

Основная (профильная) деятельность социально-культурных институтов предполагает производство и распространение культурного продукта, либо с использованием своей ресурсной базы, либо с помощью привлечения дополнительных ресурсов. В содержание основной деятельности входят:

  • а) собственная (штатная) деятельность. Она направлена на фиксированное производство конечного продукта (услуг); финансируется из бюджета преимущественно через госзаказ органами местного самоуправления разных уровней;
  • б) создание условий для развития самодеятельной и инициативной, индивидуальной и коллективной социокультурной, досуговой деятельности населения и отдельных граждан.

В этих целях предоставляются необходимое время и средства обеспечения (прокат) для проведения мероприятий другими юридическими и отдельными физическими лицами, а также осуществляется консультационная и методическая помощь;

— в) собственная предпринимательская, частная, кооперативная (нештатная, конъюнктурная), не связанная определенной номенклатурой деятельность. Она направлена на производство на платной основе культурного продукта, сервисных (информационных, посреднических, обеспечивающих и др.) услуг в соответствии с потребностями и запросами населения. Она осуществляется также на основе социально-творческого заказа государственных и иных организаций или частных лиц, ориентированных на культурную, просветительскую и досуговую деятельность, а также любых других имеющих юридический статус организаций Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс — Тюмень, Изд-во ТГАКиИ, 2007, с.22..

Социально-культурная сфера, обладая собственным ресурсным потенциалом, вынуждена постоянно искать оптимальное сочетание различных способов финансирования — начиная с бюджетной модели и кончая моделью, основанной на рыночных принципах.

Принципы партнерства и смешанных форм финансирования предопределили уже сегодня многоканальность государственной поддержки и широкую диверсификацию источников финансирования культуры, государственное стимулирование бюджетной самостоятельности территориальных властей и собственно самих учреждений и организаций культуры, а также привлечения средств частных спонсоров и меценатов.

На принципах совместного партнерства государство и корпоративные спонсоры участвуют в субсидировании различных по масштабам социально-культурных акций — спектаклей, фестивалей, выставок, ярмарок, юбилейных праздников и других мероприятий при условии предварительного сбора определенного объема спонсорских средств. Подобная практика получила широкое распространение среди субъектов Российской Федерации.

4 стр., 1511 слов

Реферат досуг как сфера реализации социально культурной деятельности

... досуг как сферу реализации социально-культурной деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить и проанализировать специальную литературу по проблеме исследования. 2. Раскрыть теоретические аспекты организации досуговой деятельности. 3. Рассмотреть основные виды досуга. 4. Охарактеризовать деятельность учреждений социально-культурной сферы ...

1.2 Классификации ресурсов сферы культуры

В настоящее время в экономике культурной сферы все чаще используется понятие «ресурсный потенциал» отрасли культуры или «культурный потенциал», которое наиболее адекватно позволяет описать состояние культурной деятельности, т.к. отражает степень развитости конкретной социальной общности в этом отношении, показывает ее возможности к производству и воспроизводству ценностей культуры. По мнению профессора Г. Галуцкого, «для современного этапа экономики культуры характерен низкий уровень изученности ресурсов, поскольку в теории нет фундаментальных работ, посвященных этой проблеме, а имеющиеся публикации содержат обрывчатые, иногда путаные сведения, понятия и определения» Галуцкий, Г.М. Введение в экономику культуры // Основы экономических знаний для специалистов культуры. — Москва, 2001, с.19.

Действительно, в сфере культуры отсутствует единое понимание в определении структуры ресурсов отрасли. Так, например, одни экономисты ограничиваются изучением роли только материальных и трудовых ресурсов, другие — включают в их число «ресурсы свободного времени», «заработную плату», «основные фонды», «сценическо-постановочные средства», «коммерческую вместимость зрительного зала», «численность населения города», в котором находится театр или концертная организация, и другие.

Значительная рассогласованность в подходах, отсутствие строгости в теории оценки ресурсного обеспечения отражается на результатах прикладных экономических исследований и на результатах практической хозяйственной деятельности учреждений культуры.

Категория ресурсов имеет важное значение в определении предмета экономики. Как известно, ресурсы всегда ограничены, потребности же людей безграничны. Задачей экономики является исследование путей такого использования ограниченных ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества.

Авторы известного американского учебника «Экономикс» Макконнелл К. и Брю С. включают в понятие ресурсов «все природные, людские и произведенные человеком ресурсы, которые используются для производства товаров и услуг». Они подразделяют все виды экономических ресурсов на две категории:

1) материальные ресурсы (земля и капитал);

2) людские ресурсы (труд и предпринимательская способность).

В понятие «земля» ученые вкладывают смысл, равнозначный понятию «природные ресурсы», соответственно понятие «труд» имеет смысл «трудовые ресурсы». Капитал, как сумма материальных, денежных и интеллектуальных средств, используемых в процессе создания экономических благ, подразделяется на два вида: реальный (все производительное оборудование) и финансовый (деньги).

При этом с точки зрения авторов учебника, деньги не являются экономическим ресурсом, т.к. сами по себе они ничего не производят. Особым человеческим ресурсом экономисты называют предпринимательскую способность, с помощью которого сводятся воедино все другие экономические ресурсы (труд, земля, капитал) в единый процесс производства товаров и услуг с целью достижения максимального экономического эффекта Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс — Тюмень, Изд-во ТГАКиИ, 2007, с.26..

17 стр., 8101 слов

История, природные ресурсы и сфера туризма в Нидерландах

... комплексов, как Роттердам и Амстердам. Целью данной работы является рассмотрение истории, природных ресурсов и сферы туризма в Нидерландах. ... -исторические и программные туристические ресурсы. 4. Рассмотреть туристические формальности. 5. Рассмотреть города и туристические центры Нидерландов. 6. ... ещё и своими давними тесными историческими и культурными связями с Россией, берущими начало ещё со ...

В последнее время появилось такое понятие как «социальные ресурсы», которое можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельные), социальной организации и общества в целом — содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Социальные ресурсы, по мнению исследователя В.Н.Иванова, имеют ряд особенностей, что принципиально отличает их от других ресурсов.

Во-первых, социальные ресурсы практически неисчерпаемы.

Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению.

В-третьих, социальные ресурсы не подлежат продолжительному хранению, более того они начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности.

В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии «достаточности-недостаточности» являются более сложными и пока недостаточно разработаны.

В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью. В этой связи необходимо найти в настоящее время механизмы управления социальными ресурсами и средства их качественного и количественного измерения Иванов Г. П. Экономика культуры: учеб. пособие для вузов / Г. П. Иванов, М. А. Шустров. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001..

К сожалению, современная ситуация характеризуется крайне низким уровнем освоения ресурсов в различных сферах жизнедеятельности.

В понятие «недвижимые ресурсы» ученые включают здания, сооружения, обустроенную территорию и землю под учреждениями культуры.

1) ресурсы творческого производства (трудовые, материальные, энергетические, финансовые и информационные);

2) ресурсы духовного восприятияГалуцкий, Г. М. Введение в экономику культуры // Основы экономических знаний для специалистов культуры. — Москва, 2001..

В части духовного восприятия ресурсами являются уровень культуры населения и функционально-свободное время.

Под функционально-свободным временем понимаются не только часы досуга, но и время, когда человек, несмотря на то, что и занят каким-либо делом, способен осознанно слушать музыку, текст или видеть предлагаемые сюжеты и образы.

Подразделение ресурсного потенциала культуры на ресурсы воздействия и ресурсы восприятия в наибольшей степени отражает качественную специфику социально-культурной сферы.

Все ресурсы, входящие в классический для экономики перечень, имеют применительно к специфике культурной сферы целый ряд особенностей в трактовке и понимании.

материальных ресурсов

В одних подотраслях культуры и искусства материальные ресурсы соответствуют классическим представлениям, сложившимся в экономике. Здесь для создания и реализации культурных программ также необходимы основные средства производства или основные фонды: здания, сооружения, оборудование, а также разнообразные и информационные средства.

Однако наряду с ними социально-культурная сфера располагает десятками тысяч памятников истории, культуры и архитектуры, музейными предметами, которые являются зачастую уникальными по своей социально-культурной значимости, но в силу недостаточной научной разработки проблем ресурсного обеспечения не имеют экономической оценки. В наибольшей степени отражает эту специфику социально-культурной сферы Налоговый кодекс РФ.

7 стр., 3347 слов

По Культура и культурные объекты города Красноярска

... обширных природных ресурсов. Богата и разнообразна культурная жизнь Красноярска. В ее ... создал проект с оснащением по последнему слову сценической техники. ... Красноярск- уникальная территория России, с высоким культурным потенциалом. Имена Василия Сурикова, Петра Словцова, Виктора Астафьева, Андрея Поздеева, Михаила Годенко, Дмитрия Хворостовского и многих других красноярских деятелей культуры ...

В количественном и качественном отношении основные фонды в культурной сфере резко преобладают над оборотными средствами или материальными ресурсами текущего потребления, которые бывают двух видов.

К первому виду ресурсов текущего потребления относят топливо и горюче-смазочные материалы, необходимые для эксплуатации автопарка культурных учреждений (автоклубов, машин, доставляющих культурные услуги населению), для приведения в действие аттракционов в парках культуры и отдыха. Эта разновидность ресурсов неотделима от самой материально-вещественной сущности оказываемой услуги.

Другой вид ресурсов текущего потребления выступает в форме самостоятельных благ, сопутствующих основной услуге (питание зрителей в театральном буфете, распространение в антрактах или перед началом представлений рекламной продукции, освещающей деятельность данного культурного учреждения, прокат театральных биноклей на период спектакля и т.п.).

Как основные фонды, так и материальные ресурсы текущего потребления нуждаются в постоянном воспроизводстве и эффективном использовании.

2. Одним из важнейших показателей культурного потенциала являются кадровые или трудовые ресурсы .

Особый человеческий ресурс — персонал учреждения культуры представлен категорией работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры и руководство ими.

В кадровом составе, занятом в сфере культуры, различаются:

1) руководители, на которых возлагается организация, планирование, контроль и другие функции менеджмента во всей его полноте по линии административного подчинения;

2) специалисты, осуществляющие функциональное руководство — выработку и реализацию решений по важнейшим направлениям содержания работы (художественный руководитель, главный режиссер, старший методист и т.п.);

3) технический и младший обслуживающий персонал (секретари, машинистки, вахтеры и т.д.).

Численность работников культуры в последнее время подвержена определенным колебаниям, что вызывается самыми разнообразными обстоятельствами. Прежде всего, это связано с финансовыми проблемами, поскольку сфера культуры пока не является приоритетной в плане выделения бюджетных средств. Несмотря на большую социальную значимость конечных результатов труда работников культуры, уровень оплаты труда в этих организациях недостаточно высок.

Другая сторона этого вопроса — проблема квалификации работников культуры. Организационно-творческая работа в подавляющем большинстве случаев зависит от специалистов социально-культурной деятельности. Не может не тревожить некоторое снижение общего уровня квалификации работников сферы культуры за счет снижения профильных специалистов с высшим образованием, что негативно сказывается на качественном уровне проводимых культурно-массовых мероприятий. В повышении образовательного уровня работников культуры заключается один из существенных резервов в развитии культурной деятельности.

4 стр., 1879 слов

Театрализованные экскурсии как способ реализации историко-культурных ...

... ресурс и ресурсы для культурной деятельности// Экология культуры. Информационный бюллетень. – 1998.-№2 (5). – С.23 19.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: финансы и статистика, 2000. – 251 с. 20.Исмаев Д.К. Работа ... познавательные туры ... театральная ... проектирования музейной экспозиции): Учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по спец. «Музееведение» / М-во культуры ...

Ежегодно для сферы культуры выпускается до 60 тысяч специалистов, однако укомплектованность сферы специалистами с высшим и средним специальным образованием до сих пор не превышает 50%, причиной чего является высокая текучесть кадров, державшаяся до самого последнего времени на уровне 1/3.

В этом смысле замечание Г.М. Галуцкого (высказанное еще в девяностых годах) относительно того, что большинство выпускников специальных учебных заведений, профессионально подготовленных для работы в сфере культуры, занято в других отраслях народного хозяйства, а на их месте работают менее профессиональные люди, приобретает сегодня особую актуальность Галуцкий, Г.М. Введение в экономику культуры // Основы экономических знаний для специалистов культуры. — М.: 2001..

Наряду с материальными ресурсами, базу культурной отрасли составляют и другие виды ресурсов.

энергетические ресурсы, . Природные ресурсы

Земля является важнейшим фактором производства для учреждений культуры, созданных в виде заповедников, национальных и дендрологических парков. Данные природные ресурсы относятся к «землям особо охраняемых территорий и объектов» согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ. К данным ресурсам относятся также земли рекреационного и историко-культурного назначения. В соответствии с Земельным Кодексом изъятие земель особо охраняемых территорий и не целевое их использование не допускается.

финансовые ресурсы

Основными источниками формирования финансовых ресурсов организаций социально-культурной сферы являются:

1) бюджетные и иные поступления учредителей;

2) доходы от платных форм деятельности;

3) добровольные пожертвования, субсидии;

4) другие доходы и поступления, в том числе доходы от предпринимательской деятельности Игнатьева, Е. Л. О государственной поддержке благотворительности и спонсорства в культуре // Финансы. — 2000, № 3, с. 48..

информационно — творческие ресурсы

По мнению Е.Н.Вороновой, для оценки информационно-творческих ресурсов культуры нельзя воспользоваться опытом, который накоплен в науке и промышленности Воронова, Е. Н. Экономика культуры: Учебное пособие / Е. Н. Воронова. — Рязань: Узорочье, 2007..

Методы количественной и качественной оценки информационно-творческих ресурсов пока еще не выработаны. Совершенно не изучено влияние фактора времени на информационно-творческие ресурсы, циркулирующие в сфере культуры. Нет подходов к оценке изменений, которые происходят с информационным потенциалом произведения под влиянием его «износа».

На уровне качественного подхода к оценке информационных ресурсов можно воспользоваться понятием «информационно-творческой мощности» учреждений культуры.

Для библиотек информационно-творческая мощность определяется количеством книг, журналов и других единиц материальных носителей информации, их познавательной ценностью (составом авторов, новизной научной и публицистической информации и т.п.).

25 стр., 12138 слов

Природные и историко-культурные туристские ресурсы Краснодарского края

... данной курсовой работы является изучение природных и историко-культурных ресурсов Краснодарского края. Для этого были поставлены задачи: 1. Проанализировать природные туристские ресурсы Краснодарского края 2. Рассмотреть использование культурно-исторических и природных ресурсов в целях туризма. ...

Для театрально-зрелищных предприятий — количеством исполнителей, художественным содержанием репертуара, исполнительским мастерством и силой таланта и обаяния. Для клубных учреждений информационно-творческая мощность определяется количеством работников, их профессиональной подготовленностью, работоспособностью. Для музеев — количеством экспонатов, их исторической, художественной ценностью, уникальностью и т.д.

Информационно-творческая мощность учреждений культуры является экономическим параметром, который оказывает большое влияние на эффективность общественного производства во всех сферах деятельности человека.

Информатизация культуры и искусства — объективный процесс, приводящий к появлению новых видов культурной продукции — информационных продуктов и услуг.

Создание новых информационных технологий, «индустрия информации» превратилось в самостоятельную подотрасль культурной сферы, в самостоятельный и прибыльный вид культурного бизнеса.

Информационные технологии приобретают особое значение в деятельности современных библиотек, поскольку позволяют автоматизировать справочно-библиографическое обслуживание и дают возможность международного информационного обмена.

Говоря о характеристике культурного потенциала, необходимо определить социально-экономическую эффективность, которую в свою очередь следует рассматривать с точки зрения ее влияния на важнейшие параметры социального и экономического развития общества в целом, а также как степень рациональности использования экономических ресурсов отдельных ее учреждений.

Заключение

Таким образом, специфика социально-культурной сферы с точки зрения ее экономической характеристики проявляется, прежде всего, в особенностях ее ресурсного потенциала. Среди специфических особенностей ресурсов в сфере культуры можно отметить следующие:

1. Предметом труда в сфере культуры является человек, и этот фактор оказывает решающее воздействие на структуру и характер ресурсной базы отрасли. Так с одной стороны, в социально-культурной сфере в весьма ограниченном объеме представлен такой вид ресурсов, как сырье и основные материалы (10-12% всех затрат), в то время как в промышленности на них приходится более 60%.

С другой стороны, последние десятилетия характеризуют сферу культуры как сферу использования все более возрастающего объема материальных средств, необходимых как для создания результатов (продукта) непосредственно, так и используемых в процессе потребления этих результатов, что составляет неотъемлемую его часть (комфортность, использование современного оборудования в значительной степени определяют качество услуг или делают возможным оказание именно такой услуги).

2. Социально-культурную сферу характеризует сочетание высокой трудоемкости услуг с относительно малой фондо — и материалоемкостью (в 2,5 раза меньше, чем в промышленности).

Результаты культурной деятельности могут существовать в самой деятельности создателя услуги, принимающей в рыночных условиях форму товара, либо в предметной форме, в создании которой затраты труда также значительны.

3.Трудовые (кадровые) ресурсы культурной отрасли отличаются более высоким уровнем профессиональной квалификации, причем по этому показателю сфера культуры намного превосходит другие отрасли хозяйственного механизма (в культуре каждый третий работник имеет высшее образование, в промышленности — каждый двенадцатый).

16 стр., 7644 слов

Туризм, как сфера деятельности

... отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т. е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития. Цель исследования - это изучение туризма как сферы деятельности. ... статьи из научных журналов, таких как “ЭКО”, “Маркетинг в России и за рубежом” Данная курсовая работа состоит из введения, 2 ...

4.Спецификой труда в сфере культуры является и то, что особенности технологии социально-культурного обслуживания не позволяют замещать живой труд овеществленным. Поэтому среди затрат наиболее важная доля принадлежит затратам «живого труда» и средствам на его оплату.

5.Реализация и развитие многочисленных видов и форм культурно-досуговой деятельности возможны только в рамках досуговой культуры. Как в самостоятельной отрасли народного хозяйства, в сфере общественной организации досуга, продолжает действовать один из известных экономических законов: чем больше совокупный бюджет свободного времени, тем шире масштабы производства, обслуживающего досуг населения.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/kursovaya/resursnaya-baza-i-resursnyiy-potentsial-uchrejdeniy-sotsialno-kulturnoy-sferyi/

1. Воронова, Е. Н. Экономика культуры: Учебное пособие / Е. Н. Воронова. — Рязань: Узорочье, 2007.

2. Галуцкий, Г. М. Введение в экономику культуры // Основы экономических знаний для специалистов культуры. — Москва, 2001 — 318с.

3. Горушкина, С. Н. Управление культурными процессами // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2005. — №3.

4. Иванов Г. П. Экономика культуры: учеб. пособие для вузов / Г. П. Иванов, М. А. Шустров. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 184 с.

5. Игнатьева, Е. Л. О государственной поддержке благотворительности и спонсорства в культуре // Финансы. — 2000, № 3.

6. Киселева, Т. Г. Социально-культурная деятельность: учебник / Т. Г. Киселева, Ю. Д. Красильников — М.: МГУКИ, 2004.

7. Морозова, Е. Я. Экономика и организация предприятий социально-культурной сферы / Е. Я. Морозова, Э. Д. Тихонова: учебное пособие. — СПб: Михайлова, 2002.

8. Сидорова В.С. Ресурсная база СКД: Учебно-методический комплекс — Тюмень, Издательство ТГАКиИ, 2007 — 98 с.