Правовое регулирование туристической деятельности в России на примере туристической компании

Отчет по практике

Введение

В настоящее время туризм – один из наиболее развивающихся видов организованного отдыха, а также секторов мировой экономики, он вносит весомый вклад в экономические показатели многих развитых и развивающихся стран.

В России же в силу ряда причин сфера туристской деятельности в сравнении со многими другими странами еще не получила должного развития. На долю России вместе со всеми странами СНГ приходится лишь 2% мирового туристского потока. Современное состояние туризма в России проанализировано в Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 11 июля 2002 г., в которой, в частности, указывается, что на долю России приходится около 1% мирового туристического потока [2] . По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристической инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Однако на сегодняшний день количество приезжающих в Россию иностранных гостей с деловыми, туристическими и частными целями составляет 7,4 млн. человек, что не соответствует ее туристическому потенциалу[3] . В качестве основных факторов, сдерживающих развитие въездного туризма, в Концепции, в частности, названы: образ России как страны, неблагоприятной для туризма, создаваемый отдельными зарубежными и отечественными средствами массовой информации; действующий порядок выдачи российских виз гражданам иностранных государств, безопасных в миграционном отношении; неразвитая туристическая инфраструктура; несоответствие цены и качества размещения в гостиницах и др.

Цель производственное практики – рассмотреть правовое регулирование туристической деятельности в России, на примере туристической компании «Серебро Поноя».

Задачи производственной практики:

  • Рассмотреть состояние рынка туристических услуг в России;
  • Охарактеризовать основные инструменты государственного регулирования туристической деятельности в России;
  • Рассмотреть цели добровольной сертификации туристических услуг;
  • Охарактеризовать деятельность туристической компании «Серебро Поноя»;
  • Рассмотреть процедуру получения компанией лицензии и включения в федеральный реестр и прохождения процедуры добровольной сертификации услуг.

Для написания отчета по практике использовались работы следующих авторов: Квартальнова В.А, Дехтярь Г.М., Волкова Ю.Ф., Кабушкин Н.И., Жукова А.А., Чудновский А.Д. и других авторов, а так же материалы сайта Федерального агентства по туризму РФ и туристического портала мурманской области [5] .

5 стр., 2252 слов

Правила сертификации туристических и гостиничных услуг

Цель работы – рассмотреть правила сертификации туристических и гостиничных услуг. 1. Правила сертификации туристических услуг С вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ «О техническом регулировании», сертификация для туристической деятельности ...

Отчет состоит из введения, трех глав, выводов и предложения, списка литературы, приложений. Общее количество страниц — 32 (без учета приложений).

Список литературы насчитывает 20 наименований. Количество рисунков 1.

Первая глава отчета «Развитие туристических услуг в России и его государственное регулирование» посвящена формированию рынка туристических услуг в России, его основным тенденциям, а так же государственному регулированию туристической деятельности и ее сертификации в РФ.

Вторая глава отчета «Краткая характеристика объекта преддипломной практике» посвящена характеристике деятельности туристической компании «Серебро Поноя», основным этапам лицензирования, сертификации и включения в единый государственный

Третья глава отчета «Основные изменения в области лицензирования и сертификации туристических услуг, пути совершенствования государственного управления в туристическом комплексе» посвящена основным изменениям и проблемам с ними связанными у туристических компаний, работающих в РФ.

ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В РОССИИ И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

1.1. Формирование рынка туристических услуг в России

Туристический бизнес – одна из наиболее быстро развивающихся отраслей современного мирового хозяйства. Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая лишь нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению.

По данным Всемирного совета туризма и путешествий (World Travel&Tourizm Council, WTTC), оборот мировой туриндустрии в 2005 году превысил $6 трлн. В 2006 году оборот мировой туриндустрии составил $6,27 трлн. Суммарные вложения в сферу туризма в 2004 году оценивались почти в $700., что составляет 11,3% инвестиций в экономику всех стран мира. Индустрия туризма создала в 2005 году во всем мире более 200 млн. рабочих мест и произвела свыше 10% глобального валового внутреннего продукта (ВВП).

Развитие туризма является чрезвычайно важным направлением российской экономики. В государственной системе России, по мнению аналитиков Азиатско-Тихоокеанская туристической Ассоциации (РАТА), туризм как отрасль экономики получает все большее признание. Однако говорить о каком-то реальном влиянии этой отрасли в стране и в мире пока не совсем оправданно.

По оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Вместе с тем на ее долю, согласно данным ВТО, в 2006г. г. приходилось всего 7,8% от общемирового числа международных туристских прибытий. С учетом всех прибывших в Россию в 2004 году иностранных граждан доля нашей страны в мировых турпотоках не превысит 3% .

В ВВП нашей страны доля туризма незначительна. Это свидетельствует о низком уровне развития туризма в стране и показателем незначительной степени внимания государства к этой сфере деятельности. Исключение составляет лишь Москва, где до 7% годового бюджета столицы формируется именно за счет поступлений от туризма.

Вплоть до недавнего времени индустрия туризма рассматривалась в нашей стране как второстепенная отрасль, хотя и опыт, и практика других стран говорят об обратном. Состояние туристской отрасли России без должного эффективного участия государства привело к тому, что Россия выступает в качестве поставщика туристов за рубеж, и, как следствие, к оттоку за границу крупных сумм валюты при одновременном снижении доходов от иностранного туризма.

11 стр., 5207 слов

Выездной туризм 90-х годов в России ( по предмету Менеджмент ...

... услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм)». Вторая глава работы посвящена описанию появления междуна-родного туризма. Здесь представлен экскурс в историю туризма, описание самых первых путешественников и появления самых первых туристических ...

На протяжении последних 10 лет международный туризм в России развивался преимущественно с ориентацией на выезд. Основным фактором, повлиявшим на такой рост выездного потока, явился огромный отложенный спрос на поездки за границу. Велика доля прибытий из стран, не участвующих активно в движении денежных потоков в сфере туризма (Польша, Финляндия, Китай) в отношении России, в то время как доля прибытий из стран, действительно приносящих валютный доход (Германия, США, Франция, Великобритания, Италия, Япония), незначительна.

Согласно данным Всемирного совета по туризму (WTTC) по объемам турсектора в абсолютных цифрах Россия занимает 22-е место в мире, а в относительных цифрах — 156-е. То есть Россия пока не относится к категории туристскоемких государств.

В российском туризме по данным отчета WTTC на 2007 год будет занято 3913000 человек, что составляет 5,7% от общей занятости в стране. Доля туризма в валовом внутреннем продукте России будет 358,4 млрд. руб. ($13,6 млрд.), или 1,1%, в 2006 году туризм принес России $12,4 млрд, или 1,5%2. Но так как туризм затрагивает все сектора экономики, реальный вклад этой отрасли существенно выше. Прямо и косвенно туристический сектор обеспечит 4515170 рабочих мест (6.6% общего числа рабочих мест в стране) и создает 1910.7 млрд. руб. ($66.3 млрд.) ВВП, что равно 7.8%.

Доля туризма в экспорте товаров и услуг в 2006г. составил 6,7% — 593,4 млрд. руб. ($20,6 млрд.), в объеме капитальных инвестиций – 12,1%, или 607,1 млрд. руб. ($21,1 млрд.).

До 2015 года в российской индустрии туризма ожидается ежегодный рост в размере 7% по совокупному спросу, 5,6% в совокупном ВВП отрасли, 0,9% числа рабочих мест, 8,5% в общем объеме экспорта и 9,8% в капитальных инвестициях

По итогам 2005 года, как сообщил руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский, объем рынка внутреннего туризма составил 444 млн. рублей, поток внутренних туристов 23,1 млн. человек. Рост туристического потока в Россию за первый квартал 2006 года составил 11%, а въездного — 19%. Российский внутренний турпоток ежегодно увеличивается на 20 — 30%, соответственно, растет и привлекательность турбизнеса.

По оценкам экспертов, популярность отдыха в пределах России в 2006 году возросла минимум на 15%, составив около 25 млн. человек. Операторы по внутреннему туризму отмечают стабильное повышение спроса на отдых в России. По различным оценкам, в 2006 г. число туристических поездок соотечественников по стране выросло на 15% по сравнению с прошлым годом.

Владимир Стржалковский – руководитель Ростуризма считает, что первое место на внутреннем туристическом рынке России занимает Краснодарский край, поскольку в I полугодии 2006 года его посетили порядка 5 миллионов российских туристов, что на 9,8 процента превышает показатель шести месяцев 2005 года.

По-прежнему, популярным направлением остается Санкт-Петербург, в I полугодии 2006 года его посетило на 12,2% больше туристов, чем за аналогичный период 2005 года. Неплохие показатели роста по Ставропольскому краю – 12,5%, Новгородской области – 17%, Следует отметить, что около 80% посещающих Великий Новгород гостей – это россияне, и лишь 20% — иностранцы.

6 стр., 2799 слов

Тенденции, проблемы и перспективы развития яхтенного туризма в России

... иностранным флагом по внутренним водным путям Российской Федерации. А существующий визовый режим осложняет организацию туристской поездки в России, что сдерживает развитие яхтенного туризма. В стране отсутствует законодательное регулирование ... Евгении и Владимиру Дьяковским. Компания арендовала форт у города в 2005 году на 49 лет и уже построила на нем трехзвездочный отель "Форт Константин" на 10 ...

По мнению руководителя Ростуризма немаловажным в развитие туризма является то, что главы субъектов РФ наконец осознали значительную роль туризма в экономике страны. Развивается строительство гостиниц, в одном Петербурге за период 1996-2006 гг. их число выросло с 15 до 468. Также строятся гостиницы в регионах. Развивается инфраструктура не только столиц и крупных городов (строятся развлекательные комплексы, рестораны, автопарки и т.д.).

Можно выделить следующие основные тенденции на рынке туристических услуг:

— Рынок испытывает процесс консолидации. Увеличились темпы роста турагентских сетей. На каждом направлении выделились 3–5 компаний, контролирующих более 50% рынка. Активизировался процесс объединения небольших компаний, рассчитывающих упрочить свои позиции и обеспечить больший спектр предложений.

  • Отчетливо проявляется тенденция к диверсификации туристического рынка. Все большее число компаний отказываются от узкой специализации на нескольких странах в пользу более широкого спектра предлагаемых туристам направлений.
  • Региональная сеть обеспечивает значительную долю в объемах продаж столичных операторов.
  • Наметилась тенденция к формированию чартерных пулов, когда несколько туроператоров, работающих по оному направлению, объединяются и создают консолидированную программу перевозки туристов.
  • Сегодня количество независимых туристических агентств сокращается, увеличивается доля турагентских сетей.
  • Многие крупные операторы применяют франчайзинговые схемы работы.

— На рынок России выходят крупные транснациональные компании, которые зачастую придерживаются стратегии вытеснения конкурентов за счет демпинга. Уже сейчас ряд массовых направлений контролируется иностранными операторами — представителями этих стран. Российские турфирмы опасаются неизбежного снижения цен на рынке туристических услуг.

1.2. Государственное регулирование туристической деятельности в России

С каждым годом растет число российских граждан, желающих совершить туристическую поездку, особенно в зарубежные страны, что вполне понятно, если учесть, что еще десять лет назад поездка рядового гражданина нашей страны за границу составляла серьезную проблему. Так, в последние годы среднее количество российских туристов, выезжающих в страны дальнего и ближнего зарубежья, составляет около 13 миллионов человек. Это свидетельствует о том, что туристская деятельность, пережив период хаотичного развития, проходит этап становления качественного.

Правовое регулирование относится к числу важнейших условий реализации отношений по туристическому обслуживанию в обществе, хотя далеко не во всех странах принято специальное законодательство для их регулирования.

В советский период в России отсутствовали специальные законы, регулирующие сферу туризма. Напротив, преобладала обширная ведомственная нормативная правовая база, выполняющая регулятивную и охранительную функции в сфере туризма, поскольку наблюдалась концентрации хозяйственной деятельности в сфере туризма в руках государственных предприятий и профсоюзов. При этом в доктрине сложилось представление туристской деятельности как о деятельности в сфере обслуживания населения.

4 стр., 1844 слов

Развитие туристских кластеров в Российской Федерации

... и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товара и услуг. При этом кластеры могут размещаться как на территории одного, так и нескольких субъектов Российской Федерации» [2]. Основными ... создание точек роста экономики регионов на основе кластерного подхода. Инвестиционная поддержка туристских кластеров в рамках ФЦП составляет: в 2015 г. -- 11 231,9 млн руб., в 2016 г. -- 19 ...

В период экономических и социальных реформ (1985 — 1994 гг.) не было ни специального закона о туризме, ни правил туристического гостиничного обслуживания.

В настоящее время активно развивается нормативная правовая база регулирования туризма.

В России туристическая деятельность регулируется следующими основными законодательными актами:

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. N12-ФЗ);

2. Федеральный Закон Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

3. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В ФЗ № 132 «Об основах туристической деятельности в РФ» дается определение основных понятий применяемых в туризме.

Под туризмом понимается — временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее — лица) с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания.

Закон об основах туристской деятельности определяет туристский продукт как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Соответственно реализация туристского продукта — это деятельность туроператора или турагента по заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором. По смыслу закона понятие договора о реализации туристского продукта совпадает по своему содержанию с договором на туристическое обслуживание. Сущность этого договора выражается в предоставлении некой комплексной туристской услуги, включающей в себя элементы перемещения, проживания и других услуг в сфере туризма (то есть в реализации туристического продукта).

С 1 января 2007 года отменяется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Отмена лицензирования предусмотрена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 27 июля 2006 года. С целью сохранения государственного контроля за туристической деятельностью и обеспечения защиты прав потребителей Федеральное агентство по туризму внесло в Государственную думу предложение о внесении поправок в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Новая редакция закона содержит положения, предусматривающие новый порядок ведения туроператорской деятельности — при наличии у туроператора финансовой гарантии, обеспечивающей его ответственность перед потребителями.

4 стр., 1769 слов

Технологический процесс оказание туроператорских услуг в международном туризме

... в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты российской федерации" // "Российская газета", N 100, 05.05.2012 9. Федеральный закон Российской Федерации от 1 декабря 2007 г. N ... СПб.: Издательский дом «Герда», 2010.- 368 с. 10. Ковалёв В.А. Маркетинг услуг – Омск: ГП Омской области «Омская областная типография», 2011.- 172 с. 11. ...

В связи с отменой лицензирования предлагается в целях ограничения правоспособности юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность, вести Единый федеральный реестр туроператоров. В поправках предусмотрено, что деятельность туроператора возможна только после включения предприятия в реестр и выдачи ему соответствующего свидетельства.

Причем существенным условием внесения в реестр служит предоставление финансовой гарантии на достаточную сумму. Согласно изменениям вводится понятие финансовой гарантии, и определяются способы обеспечения в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности туроператора на сумму от 1 млн. до 10 млн. руб. в зависимости от направлений туристической деятельности.

Как оценивают эксперты Российского союза туриндустрии принятие изменений в законе об «Основах туристической деятельности», приведет к резкому сокращению количеству компаний, которые будут иметь право заниматься туроператорской деятельностью. По некоторым оценка число компаний сократится как минимум в 5 раз.

Для снижения негативных последствий сумма финансовых гарантий была снижена с 10 млн. до 5 млн. рублей для туроператоров, занимающихся международным туризмом, а сроки введения закона удалось сдвинуть на 1 июня, что позволило своевременно разработать и утвердить правила страховой ответственности туроператоров и оформить соответствующие гарантии большинству тех турфирм, которые хотели их получить.

1.3. Сертификация туроператорской и турагентской деятельности

В перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002г. № 287 не предусмотрена обязательная сертификация туристских услуг, что вызвано следующими обстоятельствами:

1. Необходимостью уменьшения государственного влияния на деятельность турфирм и создание условий для сознательной потребности фирм добровольно выходить на сертификацию. Такая ситуация существует во всем мире и имеет немаловажное значение при вступлении России в ВТО.

2. Устранением несоответствия между Постановлением Правительства РФ от 13.07.97г. № 1013 (виды туристской деятельности: туристские походы выходного дня, предоставление мест проживания и др.) и «Законом об основах туристской деятельности в Российской Федерации», а также «Законом о лицензировании», согласно которому подвергаются лицензированию туроператорская и турагентсткая деятельность с расшифровкой в соответствии с кодами ОКУН 2-93 (изменения 5/99).

3. Неоднозначным толкованием понятий «туристские услуги» (по постановлению Правительства РФ № 1013) и «туристский продукт» (закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.96г. № 132-ФЗ).

Обязательная сертификация, законодательно вводимая государством, как правило, по параметрам безопасности, направлена на защиту граждан и общества в целом. Вместе с тем потребитель бывает, недоволен, что услуги по показателям качества не соответствуют параметрам, заявленным в рекламе и часто фальсифицируется. Риск потребителя в приобретении недоброкачественной услуги увеличивается, когда предлагается услуга, оказанная большим числом неизвестных фирм, что характерно для сегодняшнего российского рынка. В мировой практике эффективным средством содействия потребителю в выборе товара (или услуг) является добровольная сертификация, проводимая известными и авторитетными организациями.

4 стр., 1964 слов

Международные и российские системы сертификации услуг гостиниц ...

... стандартизации, метрологии и оценке соответствия» с учетом положений Федерального закона "Об основах туристской деятельности в РФ", «Правил предоставления гостиничных услуг в РФ», Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», «Правил технической эксплуатации гостиниц и ...

Для фирм сертификация, проведенная авторитетной организацией, означает большую вероятность того, что услуга будет востребована. Добровольная сертификация повышает конкурентоспособность продукции, а обострение конкуренции превращает добровольность в принудительность, тем более, что необходимость сертификации оговорена в законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст.5) и Положениях о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности (п.4 в), утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95.

Во многих странах при активной поддержке правительства специально создаются мощные системы добровольной сертификации на соответствие продукции (или услуг) требованиям национальных стандартов, которые фактически регулируют поведение, как потребителей, так и фирм, оказывающих услуги.

Такая система существует в рамках Госстандарта России. При этом выдается сертификат соответствия на бланке государственного образца.

Таким образом, добровольная сертификация:

1. Обеспечивает выполнение требований Закона РФ «Об основах туристской деятельности» и Постановления Правительства РФ от 11.02.2002г. № 95.

2. Существенно повышает имидж и конкурентоспособность фирмы, т.к. сертификат подтверждает, что качество услуги соответствует требованиям Закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», «О защите прав потребителей», государственных стандартов ГОСТ Р 50644-94, ГОСТ Р 50681-94, ГОСТ Р 50690-2000. Применяемая документация юридически выверена и фирма самостоятельно выходящая на сертификацию, предполагает серьезное и долговременное функционирование в туристской индустрии и, в целом, должна обеспечивать безопасность потребителя услуги, т.е. дает ему возможность рационального выбора услуги, защиту здоровья, имущества и природной среды обитания.

3. Сертификат является своего рода «охранным» документом фирмы для контролирующих органов и потребителей услуги.

4. Сертификат оказывает положительное влияние при решении различных спорных вопросов, при рассмотрении претензий к фирме со стороны потребителей туристского продукта или сторонних организаций. В обоснованных случаях фирма может получить правовую поддержку Органа по сертификации услуг (далее – ОСУ).

5. Сам процесс сертификации является познавательным в том смысле, что ОСУ может дать информацию о передовых технологиях организации работы фирмы.

6. На протяжении действия сертификата ОСУ бесплатно оказывает консультационные услуги, а также дает актуальные версии действующих и новые документы, необходимые в деятельности турфирмы.

7. ОСУ обладает возможностью решения кадровых вопросов за счет пополнения среды выпускников высшего и среднего звена и организует повышение квалификации сотрудников турфирм.

9 стр., 4102 слов

Стандартизация и сертификация как гарантия качества туристских услуг

... соответствия качественных характеристик товара стандартам качества. Под сертификацией подразумевается также процедура получения сертификата.[9, C.48] Сертификамция услуг (работ) -- это независимое подтверждение ... сфере деятельности исполнителя услуги, проведения корректирующих мероприятий при возникновении отклонений.[17] анализ административной и организационной структуры предприятия; анализ ...

8. ОСУ способствует расширению сферы деятельности турфирмы за счет организации встреч и контактов с потенциальными партнерами и потребителями услуг.

9. Сертификат в существенной мере способствует успешному взаимодействию турфирмы с иностранными и российскими партнерами.

10. Сертификат поднимает внутреннюю дисциплину среди сотрудников фирмы, является мобилизующим фактором.

11. Позволяет оценить не только туристские услуги, но и туристский продукт, т.к. рассматривается в процессе сертификации по документам конкретный тур.

ГЛАВА II. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКЕ

2.1.Резюме туристической фирмы ЗАО «Серебро Поноя»

Закрытое акционерное общество «Серебро Поноя» (адрес: г. Мурманск, ул. Пр-т Кольский, д. 24) обладает полной хозяйственной самостоятельностью в вопросах определения формы управления, принятия хозяйственных решений, продвижения и сбыта своих услуг, установления цен на услуги, оплаты труда, распределения прибыли, то есть самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей.

ЗАО «Серебро Поноя» образовано в 1998 г. /Постановление N408 Администрации города Мурманска от 05.03.1998 г. о Государственной регистрации/.

Компания имеет туроператорскую лицензию, выданную Министерством экономического развития и торговли от 11.02.2002 года. Туристские услуги сертифицированы.

Миссия компании: главным приоритетом туристической компании «Серебро Поноя» является клиент. Клиент, который будет удовлетворен на 100% и даже немножко больше. Клиент, который будет удовлетворен каждую секунду его пребывания в туре. Клиент, которого рассматривают не как очередной экземпляр «туристического конвейера» на котором зарабатывают деньги, а как индивидуальность, достойную персонализированного сервиса, человеческого понимания и учета всех потребностей.

ЗАО «Серебро Поноя» стало победителем областного конкурса «Лучшее туристское предприятие области-2005» в номинации «Вклад в экономику региона в 2005 году».

Компания работает в направлении природно-ориентированного туризма. Развитие природно-ориентированного туризма перспективно как для внутреннего, так и международного рынка. Популярность этого направления в России резко возросла за последние 5 лет, и в связи с насыщением заграничным отдыхом и повышением покупательной способности молодых слоев населения спрос со стороны россиян будет расти. На зарубежных рынках, особенно европейском (в связи с малой конкуренцией), этот вид российского туризма также имеет хорошие перспективы.

Основной видом деятельности компании является организация рыбалки на реке Поноя. Река Поной — одна из интереснейших рек Кольского полуострова, настоящий рай для рыбака. Имея протяженность более 400 км, она является самой богатой семужьей рекой Кольского полуострова.

Компания организует, недельные туры с конца мая по начало октября с размещением в лагерях «Пача», «Ача» и «Порог», которые находятся в дикой местности.

Лагерь Порог был отстроен 3 года назад, сейчас в нем созданы все условия для комфортного размещения 10 клиентов. Все строения в лагере сделаны из сухостоя в саамском стиле.

5 стр., 2311 слов

Планирование туроператором мероприятий по обеспечению безопасности услуг в турах

... туристических услуг; дать рекомендации по сертификации авиаперелётов; рассмотреть механизм финансовых гарантий туроператоров рассчитать экономическую эффективность сертификации гостиницы на примере гостиницы «Международная». 3,000 руб. Подводя итоги дипломной работы можно вделить несколько моментов в ...

Помимо этого в каждом из лагерей имеется баня, душевые, горячая вода (круглосуточно), туалеты; столовая и бар, спутниковое телевидение и телефон, интернет и электронная почта. Наличие трех комфортабельных лагерей позволяет компании «Серебро Поноя» найти своих клиентов, а высокопрофессиональный персонал лагерей делает все возможное, чтобы клиенты возвращались снова и снова.

А также компания организует туры по Росси и за рубежом.

Преимуществами данной структуры является то, что вокруг генерального директора сформирована «команда управления», которая состоит из менеджеров по маркетингу и управлению персоналом, руководителей отделов, специально выделенной «финансовой группы», что повышает эффективность управления и контроля над финансами. Специально созданный отдел по внедрению логистических новаций повышает качество принимаемых решений при наиболее полном использовании всех возможных резервов управления для повышения уровня обслуживания клиентов (при помощи сокращения времени и повышения надежности выполнения заказа), а так же снижения издержек. Правильно выбранная стратегия управления вышеназванных лиц, позволяет работать им, как активным посредникам между генеральным директором и штатом сотрудников, донося главные идеи и стратегии фирмы непосредственно своим подчиненным.

Рис. 1. Организационная структура ЗАО «Серебро Поноя»

Но помимо достоинств необходимо указать и недостатки: 1) большая вероятность возникновения конкуренции и конфликтов между функциональными подразделениями; 2) излишняя специализация и узость управленческого мышления; 3) делегирование основной ответственности за эффективность главе исполнительной власти; 4) узкофункциональная недальновидность, свойственная данной структуре, что может препятствовать логистическо-новационной деятельности.

2.2. Порядок получения турфирмой «Серебро Поноя» государственной лицензии и включения в федеральный реестр

Лицензирование туронераторской и турагентской деятельности осуществляется в соответствии с Постановлением правительства РФ от 11.02.02г. № 95 «О лицензировании туроператорской и турагентской деятельности». Лицензирование туроператорской деятельности осуществляется Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации

Срок действия лицензии на осуществление туроператорской деятельности — 5 лет.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении туроператорской деятельности являются:

  • а) наличие в штате туроператора — юридического лица не менее 7 работников, осуществляющих туроператорскую деятельность;
  • б) наличие у туроператора (структурного подразделения, которое осуществляет туроператорскую деятельность) не менее 30 процентов работников (по штатному расписанию), имеющих высшее, среднее специальное или дополнительное образование в области туризма либо стаж работы в туризме не менее 5 лет, а также наличие у руководителя туроператора (руководителя структурного подразделения, осуществляющего туроператорскую деятельность) высшего, среднего специального или дополнительного образования и стажа работы в области туризма не менее 5 лет;
  • в) наличие сертификата соответствия туристических услуг требованиям безопасности;
  • г) повышение не реже 1 раза в 3 года квалификации работников юридического лица, осуществляющих туроператорскую деятельность, а также туроператора — индивидуального предпринимателя;
  • д) доведение в установленном порядке до каждого туриста исчерпывающей информации об особенностях выезда, въезда и пребывания в иностранном государстве, о специфике поведения во время туристической поездки, в том числе о необходимости уважения местных традиций и обычаев, бережном отношении к культурному наследию и окружающей среде и других правилах пребывания в каждой конкретной стране;
  • е) оказание туристических услуг только после заключения с клиентом договора, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации;

— ж) предоставление клиенту исчерпывающей информации о режиме работы туроператора, месте его нахождения, наличии лицензии, сертификатов на услуги, подлежащие обязательной сертификации, фамилии, имени и отчестве должностных лиц, ответственных за ведение соответствующих направлений туристической деятельности.

Для получения лицензии ЗАО «Серебро Поноя» предоставила следующие документы в лицензирующий орган:

  • а) заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования, организационно-правовой формы и места нахождения, лицензируемой деятельности, которую намерены осуществлять;
  • б) копии учредительных документов и копия свидетельства о государственной регистрации;
  • в) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • г) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;
  • д) копии документов, подтверждающие соответствующую лицензионным требованиям и условиям квалификацию работников компании;

— е) информация о наличии у компании на праве собственности или на ином законном основании зданий и помещений, используемых им для осуществления туроператорской деятельности, с указанием наименования и иных реквизитов документов, на основании которых компания их использует.

В настоящее время согласно Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции Федерального закона от 02.07.2005 №80-ФЗ) с 01.01.2007 прекращено лицензирование туроператорской и турагентской деятельности

В соответствии с законом все туроператоры, зарегистрированные на территории Российской Федерации, должны иметь финансовое обеспечение. Для внесения в Единый федеральный реестр туроператоров необходимо заключить договор страхования ответственности туроператора со страховой компанией или получить банковскую гарантию, обеспечивающую ответственность на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору о реализации турпродукта.. Со дня вступления закона в силу, то есть с 1 июня 2007 г. и до 1 июня 2008 г. размер финансового обеспечения, определяемый в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии, не может быть менее 5 млн. рублей для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере международного туризма (туризм въездной и выездной); 500 тыс. рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма; 5 млн. рублей – для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и международного туризма. После 1 июня 2008 года размер финансового обеспечения для туроператоров по международному туризму увеличивается с 5 до 10 млн. рублей.

Компаний «Серебро Поноя» внесена в единый федеральный реестр. Сумма финансового обеспечения составляет 5 000 000 руб. Организация, которая предоставляет финансовое обеспечение – «Ингосстрах».

Для внесения в реестр компанией были предоставлено заявление в котором содержались следующие сведения в соответствии со ст. 41 ФЗ:

  • полное и сокращенное наименования;
  • адрес (место нахождения) и почтовый адрес;
  • сведения об учредителях туроператора;
  • серия, номер и дата выдачи документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице, осуществляющем туроператорскую деятельность, в единый государственный реестр юридических лиц;
  • серия, номер и дата выдачи свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, идентификационный номер налогоплательщика;
  • фамилия, имя и отчество руководителя юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность (далее — руководитель туроператора);
  • размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее – договор страхования ответственности туроператора) либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (далее – банковская гарантия), наименование организации, предоставившей финансовое обеспечение;
  • сфера туроператорской деятельности (международный туризм, внутренний туризм, международный и внутренний туризм);
  • адреса (места нахождения) и почтовые адреса структурных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность.

Для подтверждения указанных сведений компания предоставляла документы в оригинале или нотариально заверенной копией в Федеральное агентство по туризму, которое в течение 5 дней сообщила о внесении в реестр.

2.3. Процедура сертификации турпродукци в турфирме «Серебро Поноя»

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация услуг не может заменить их обязательную сертификацию.

Для сертификации туристских услуг применяют схемы, рекомендованные для сертификации различных услуг и видов туристских организаций. Так, первая схема предусматривает проверку мастерства исполнителя услуг, рекомендуется для экскурсий, походов выходного дня, турбюро. Вторая схема предусматривает оценку процесса оказания услуги, рекомендуется для туристских путешествий по маршрутам и турагентствам. Третья схема предусматривает аттестацию туристских организаций, рекомендуется для гостиниц, мотелей, кемпингов. Последняя схема предусматривает сертификацию системы качества, рекомендуется для всех видов туристских организаций.

В Правилах приведен перечень сертифицируемых услуг, определены показатели услуг, которые необходимо подтвердить при сертификации, а также для каждой услуги указаны нормативные документы, на соответствие требованиям которых проводится сертификация, и нормативные документы на методы испытаний (проверок, оценок).

При положительных результатах сертификационных проверок орган по сертификации оформляет сертификат и лицензию на применение знака соответствия и выдает их заявителю. Срок действия сертификата устанавливает орган по сертификации с учетом результатов оценки услуги, но не более чем на три года. При отрицательных результатах проверок орган по сертификации выдает заявителю заключение с указанием причин отказа в выдаче сертификата. Органы, выдавшие сертификаты, в течение всего срока действия сертификата, не реже одного раза в год осуществляют инспекционный контроль за соблюдением требований к сертифицированной услуге. Такой контроль проводится в форме периодических проверок по договорам между органами по сертификации и обладателями сертификата и в форме внеплановых проверок в случаях поступления претензий к сертифицированной услуге от потребителей или от органов, осуществляющих государственный или общественный контроль за исполнением услуг. Если по результатам инспекционного контроля обнаружено несоответствие услуги установленным требованиям, то орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата и применение знака соответствия.

Порядок проведения сертификации, включает: подачу заявки на сертификацию; принятие решения по заявке, в том числе выбор схемы; разработку методики проведения проверки; выдачу сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия, заключение договора на проведение инспекционного контроля; осуществление инспекционного контроля за соответствием сертифицированной услуги требованиям нормативных документов.

Для получения прохождения сертификации ЗАО «Серебро Поноя» предоставила следующие документы:

1. Учредительные документы (устав, свидетельство о регистрации, учредительный договор (если есть), свидетельство о постановке на учет в налоговый орган, коды Госкомстата)

2. Лицензия на право осуществления туристской деятельности.

3. Договор аренды/субаренды помещения под офис или документ, подтверждающий право собственности (копия).

Заключение органов Госпожнадзора о соответствии офиса предприятия требованиям пожарной безопасности.

4. Контракты с зарубежными партнерами (русифицированные).

5. Договоры с российскими партнерами (с перевозчиками, со страховой компанией и др.)

6. Агентские соглашения

7. Договора с клиентом (путевка, ваучер и т.д.)

8. Должностные инструкции, обязанности или контракты сотрудников, занимающихся непосредственно организацией туристских услуг.

9. Правила (порядок, положение и др.) предоставления туристских услуг.

10. Наличие на предприятии государственных стандартов ( ГОСТ Р 50644-94, ГОСТ Р 50690-2000, ГОСТ Р 50681-94), основных законов в сфере туризма, документов органов Госсанэпиднадзора, визовых и таможенных правил.

11. Наличие на предприятии системы анализа удовлетворенности потребителей предоставленными услугами (Положение о работе с претензиями, Журнал регистрации претензий, анкета опроса потребителей).

Схема подготовки тур предприятия к сертификации туристско-экскурсионных услуг включала в себя:

  • Подписание протоколов намерений с принимающей фирмой.
  • Обследование предполагаемого маршрута путешествия.
  • Выбор оптимального варианта путешествий.
  • Определение вредных факторов на маршруте и степени их влияния на туристов и их имущество.
  • Проектирование маршрута с определением мероприятий по снижению факторов риска.
  • Разработка систем безопасности на маршруте.

Этапы сертификации включали в себя:

1. Подача заявки на сертификацию.

2. Подготовительные работы (решение о принятии или отказе сертификации).

3. Проверка на соответствие требованиям сертификационной проверки в зависимости от схемы. На этом этапе необходимо соблюдение следующих требований:

  • наличие комплекта действующей документации на осуществление деятельности тур предприятием;
  • доведение обязательной информации до туриста;
  • договор на куплю-продажу тур продукта;
  • контракты с принимающими тур фирмами, наличие пунктов по безопасности и системы
  • соответствие набора услуг, обещаемых туристу в согласованных контрактах и программах принимающих сторон;
  • классификация персонала.

Результаты проверки оформлялись протоколом-актом.

4. Принятие решения о выдаче или невыдаче сертификата соответствия и применения знака соответствия.

Срок действия сертификации составил 3 года.

5. В течение всего действия сертификата проводился контроль за сертификационной услугой.

Инспекционный контроль может быть:

  • плановый (не реже 1 раза в год);
  • внеплановый (проводится по просьбам)

ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И СЕРТИФИКАЦИИ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ, ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ТУРИСТИЧЕСКОМ КОМПЛЕКСЕ

3.1. Анализ административной реформы в туризме. Отмена лицензирования деятельности в сфере туризма, введение финансовых гарантий туроператорской деятельности.

С 1 января 2007 года отменяется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Отмена лицензирования предусмотрена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 27 июля 2006 года. С целью сохранения государственного контроля за туристической деятельностью и обеспечения защиты прав потребителей Федеральное агентство по туризму внесло в Государственную думу предложение о внесении поправок в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

Новая редакция закона содержит положения, предусматривающие новый порядок ведения туроператорской деятельности — при наличии у туроператора финансовой гарантии, обеспечивающей его ответственность перед потребителями.

В связи с отменой лицензирования предлагается в целях ограничения правоспособности юридического лица, осуществляющего туроператорскую деятельность, вести Единый федеральный реестр (далее — реестр) туроператоров. В поправках предусмотрено, что деятельность туроператора возможна только после включения предприятия в реестр и выдачи ему соответствующего свидетельства.

Причем существенным условием внесения в реестр служит предоставление финансовой гарантии на достаточную сумму. Согласно предложенным изменениям вводится понятие финансовой гарантии и определяются способы обеспечения в виде банковской гарантии или страхования гражданской ответственности туроператора на сумму от 1 млн до 10 млн руб. в зависимости от направлений туристической деятельности.

Банковская гарантия в силу статьи 368 Гражданского кодекса РФ выдается банком или иной кредитной организацией или страховой организацией по просьбе принципала. Это письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Предоставление банком гарантии является по существу кредитной операцией. Для получения гарантии туроператор должен предоставить банку обеспечение (депозит, залог) или подтвердить постоянный оборот по счетам, достаточный для выплаты по гарантии. Выплата банка по гарантии впоследствии возмещается за счет средств принципала (туроператора).

Получение гарантии доступно только проверенным клиентам банков со значительными оборотами и легальным учетом.

Банковская гарантия предоставляется для выплаты конкретному бенефициару-получателю, которому выдается соответствующий бланк, который он (бенефициар) предъявляет в банк для взыскания. В договоре банковской гарантии указывается лицо, которому должна уплачиваться сумма вследствие неисполнения обязательства принципалом, а оригинал бланка банковской гарантии выдается на руки бенефициару-получателю.

В случае выдачи банковской гарантии туроператору бенефициар (турист) не может быть указан, поскольку сделка по продаже тура еще не заключена, более того, непонятно существо, предмет обязательства, ведь это могут быть разнообразные туры с разным составом услуг и с разной стоимостью. Кроме того, туроператор практически никогда не заключает договора с туристами, у него нет прямых договорных отношений с потребителем, соответственно, на момент выдачи банковской гарантии не будет определено, по какому обязательству будет производиться выплата.

В законе не указано, где будет находиться бланк банковской гарантии, каким образом потребитель будет получать его на руки для цели предъявления в банк. Закона устанавливает обязанность туриста представить в банк согласие туроператора на выплату из средств банковской гарантии или, в случае отказа туроператора в выплате, — судебное решение.

Однако выплата по гарантии ограничена сроком ее действия, и, если основанием для выплаты будет судебное решение, высока вероятность того, что потребитель не успеет получить такое решение до окончания действия гарантии. Кроме того, договор предоставления банковской гарантии, может быть, расторгнут вследствие ее неоплаты принципалом.

Банковская гарантия не может быть эффективным способом обеспечения ответственности туроператора в отношениях с потребителями, за исключением случаев легального банкротства. Выданные гарантии будут служить исключительно для цели внесения предприятия в реестр, но на практике получить выплаты из средств гарантии туристу будет невозможно, а ответственность по-прежнему будет распространяться исключительно на турагентов — розничных продавцов.

Для того чтобы сделать этот механизм эффективным, необходимо, на наш взгляд, принять особый порядок применения банковской гарантии для обеспечения обязательств туроператора, который должен быть отражен в специальном межведомственном нормативном акте, разработанном и согласованном совместно с Центральным банком и Федеральным агентством по туризму, в противном случае порядок выплаты по банковской гарантии не позволит потребителям реализовать свои права.

ответственности туроператоров может быть более результативным способом защиты прав потребителей. Однако проект поправок не содержит практически никакой регламентации порядка осуществления такого вида страхования. На наш взгляд, необходимо указать:

  • перечень страховых случаев, по которым будет производиться выплата;
  • в какой срок и каким способом турист должен уведомить страховую компанию о страховом случае;
  • каким образом будет доказываться размер убытков;
  • как будет определяться момент неисполнения туроператором обязательства;
  • каким образом турист, приобретающий тур через турагента, будет получать выплату по страховке туроператора.

Кроме того, необходимо ввести подробную регламентацию и при необходимости внести изменения в страховое законодательство и принять совместные инструкции Федерального агентства по туризму и Росстрахнадзора. Недостаточная регламентация не позволит потребителям полноценно защищать свои права, выплаты по гарантии или страховке получить будет невозможно, поскольку порядок получения будет связан с массой формальностей и сложностей. При отсутствии подробной регламентации в законе страховые компании установят правила, ограничивающие возможность получения выплаты по страховке.

ответственности туроператора имеет существенный недостаток, не позволяющий потребителям в полной мере защитить свои права в случае недобросовестности туроператора. Страхователем по договору выступает сам туроператор, соответственно, его умышленные действия, в том числе и мошеннические, или преднамеренное банкротство не будут основанием для выплаты страхового возмещения. Стандартные договоры страхования гражданской ответственности содержат соответствующие исключения, освобождающие страховую компанию от ответственности в случае умышленных действий со стороны страхователя. Кроме того, такой способ обеспечения, когда страхователем выступает то лицо, которое само может причинить убытки застрахованному и чьи недобросовестные действия должны компенсироваться страховой выплатой, позволяет вступить в сговор со страховой компанией в целях усложнения процедуры выплаты.

Изменения вводят в закон новую статью 4.1 «Особенности правоспособности туроператоров». Статья устанавливает обязательное внесение туроператора в реестр, это является основанием для осуществления туроператорской деятельности. Однако действующее законодательство не предусматривает ответственности предприятия или предпринимателя за то, что он не внесен в реестр. Уголовная ответственность за осуществление деятельности без регистрации или разрешения (лицензии) по статье 171 Уголовного кодекса РФ не может применяться в случае непредставления информации для внесения в реестр. Также не может применяться в данном случае статья 14.1 КоАП РФ. Единственная статья, которая при определенных обстоятельствах может применяться для наложения штрафа, — статья 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с максимальным штрафом до 50 МРОТ. Таким образом, подача документов на внесение в реестр по сути является добровольной, а деятельность туроператора, не представившего сведения для внесения в него, практически ненаказуема. Теперь после отмены лицензирования пропадает правовое основание для квалификации преступного деяния как незаконной предпринимательской деятельности по признаку отсутствия лицензии.

Для того чтобы установить ответственность за незаконную туроператорскую деятельность без соответствующей финансовой гарантии и получения свидетельства, необходимо внести соответствующие изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ.

Деятельность турагента согласно федерального закона не регулируется. Между тем турагенты — это основная масса предприятий в сфере туризма, кроме того, туроператорская и турагентская деятельность часто смешаны в процессе оказания услуг населению. Турагент, как розничный продавец туров, вступает в непосредственные отношения с потребителем, предоставляет необходимую информацию для выбора тура, разъясняет специфику путешествия, принимает денежные средства в оплату тура и выдает необходимые туристские и проездные документы. По существующей практике туроператор может не присутствовать на территории РФ, нередко турагент реализует туры иностранного поставщика и переводит платеж за услуги непосредственно на счета иностранной компании.

Для регламентации деятельности турагентов проект содержит ссылку на Порядок работы турагентов, который будет утвержден Правительством РФ. Однако следует учесть, что указанный Порядок или правила работы турагентов по существу должны соблюдаться добровольно, то есть без угрозы потерять право на осуществление турагентской деятельности или подвергнуться какому-либо наказанию за их неисполнение. От грамотности работы турагента будет во многом зависеть возможность применения финансовых гарантий туроператора. Между тем сведения о турагенте (продавце), согласно тексту поправок, даже не относятся к существенным условиям договора. Отсутствие контроля за деятельностью турагентов, отсутствие их государственного учета и разрешительной системы, фактическое освобождение их от ответственности может привести к самым пагубным последствиям и значительному ухудшению положения потребителей и возможности защиты их прав.

Таким образом, на наш взгляд, отмена лицензирования тур-агентской и туроператорской деятельности — мера преждевременная и неоправданная, а механизм дополнительного финансового обеспечения ответственности туроператоров недостаточно проработан и требует значительного времени для его внедрения, разработки подзаконных нормативных актов и инструкций.

3.2. Пути решения социально-экономических проблем развития регионального рынка туризма

Проблемы развития и использования потенциала туристских ресурсов:

  • информационный дефицит: отсутствие возможности получить точную, подробную, достоверную информации о туристских ресурсах региона для планирования туристического путешествия (как для туроператоров, потенциальных инвесторов так для туристов и самостоятельных путешествующих;
  • слабая маркетинговая инфраструктура: торговля в региональной туристской индустрии сфокусирована на продажу путевок за рубеж, неразвиты дистрибьютерские каналы, связывающие провайдеров продукта с международной инфраструктурой туроператоров;
  • низкое качество продукта: недостаток мест размещения, соответствующих международному уровню, стандарты презентаций достопримечательностей неудовлетворительны;
  • низкий уровень развития туристской инфраструктуры и туристских маршрутов не позволяет использовать уникальные памятники природы и природные объекты;
  • недостаточное количество средств размещения, низкий уровень сервисного обслуживания, значительный износ существующей материальной базы;
  • спортивные и гостиничные комплексы предприятий слабо используются в туристских целях, не готовы к приему туристов и не планируются для использования как туристские объекты;
  • использование природных рекреационных ресурсов без соблюдения нормативов антропогенной нагрузки;
  • фактическое отсутствие охраны особо охраняемых природных территорий и природных объектов.

Проблемы формирования регионального туристского рынка:

  • частный, средний и малый бизнес в регионе не имеет достаточных ресурсов и не выдерживают конкурентной борьбы с зарубежными и крупными отечественными туроператорами;
  • емкость рынка туристских услуг ограничена и жестко коррелирует с невысокими доходами большей части населения и его возрастной структурой;
  • значительная часть, извлекаемого социально-экономического эффекта от наиболее доходных видов туризма, изымается и обращается в теневом секторе экономики.

Проблемы нормативного правового обеспечения:

  • визовый режим: порядок направления запросов о визовой поддержке задолго до фактической поездки является серьезным ограничением для бысторастущих сегментов рынка: самостоятельных путешественников и краткосрочных поездок из стран Скандинавии и западной Европы;
  • не разработаны дифференцированные ставки платежей (сборов) за пользование рекреационными ресурсами;
  • не разработан кадастр природных рекреационных ресурсов регионов, не осуществлено разграничение прав собственности на туристские ресурсы между органами местного самоуправления, региональными и федеральными органами власти и туристскими фирмами;
  • отсутствуют региональные правила по проектированию туристских объектов и застройке рекреационных территорий;

Основные направления развития туризма и туристской индустрии

1. Развитие предприятий малого и среднего бизнеса в сфере туризма.

2. Разработка маркетинговой туристской стратегии для регионов, предусматривающей инвентаризацию туристских ресурсов, исследование потенциальных рынков, определение приоритетов рынка и рыночных сегментов, создание марочного продукта, обеспечение его продвижение на внутреннем и внешнем рынках.

3. Создание новых туристских продуктов, отвечающих потребностям стратегии маркетинга как путем организации внедрения новой продукции на существующие рынки, так и осуществляя пересмотр и обновление уже имеющейся продукции отвечая потребностям рынков.

4. Укрепление материально-технической базы и развитие ключевых центров туристского обслуживания:

  • системы транспортного обслуживания, включая дороги, вокзалы, аэропорты, пограничные контрольно-пропускные пункты;
  • объектов показа природно-рекреационного, историко-культурного и индустриального потенциала региона;
  • сети ресторанов, придорожных кафе, других объектов общественного питания;
  • объектов и средств развлечения;
  • объектов оздоровительного, познавательного, профессионально — делового, спортивного и иного назначения;
  • организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность;
  • организаций, предоставляющих информационные и рекламные услуги и экскурсионные услуги гидов – переводчиков, гидов, экскурсоводов;

Заключение

Индустрия путешествий получает все большее признание как сектор народного хозяйства, имеющий стратегическое значение для получения иностранной валюты, диверсификации экспортной базы, создания рабочих мест и сокращения региональных диспропорций. Туризм является одной из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. На его долю приходится около 10% мирового валового национального продукта. Туризм дает каждое десятое рабочее место, на его долю приходится 7% капиталовложений.

Развитие туризма является чрезвычайно важным направлением российской экономики. В государственной системе России, по мнению аналитиков Азиатско-Тихоокеанская туристической Ассоциации (РАТА), туризм как отрасль экономики получает все большее признание. Однако говорить о каком-то реальном влиянии этой отрасли в стране и в мире пока не совсем оправданно.

По оценкам Всемирной туристской организации (ВТО), потенциал России позволяет при соответствующем уровне развития инфраструктуры принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. Вместе с тем на ее долю, согласно данным ВТО, в 2006г. г. приходилось всего 7,8% от общемирового числа международных туристских прибытий. С учетом всех прибывших в Россию в 2004 году иностранных граждан доля нашей страны в мировых турпотоках не превысит 3% .

В России туристическая деятельность регулируется следующими основными законодательными актами:

5. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. N12-ФЗ);

6. Федеральный Закон Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

7. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

8. Федеральный Закон Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

С 1 января 2007 года отменяется лицензирование туроператорской и турагентской деятельности. Отмена лицензирования предусмотрена Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в редакции от 27 июля 2006 года. С целью сохранения государственного контроля за туристической деятельностью и обеспечения защиты прав потребителей Федеральное агентство по туризму внесло в Государственную думу предложение о внесении поправок в Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Новая редакция закона содержит положения, предусматривающие новый порядок ведения туроператорской деятельности — при наличии у туроператора финансовой гарантии, обеспечивающей его ответственность перед потребителями.

Как оценивают эксперты Российского союза туриндустрии принятие изменений в законе об «Основах туристической деятельности», приведет к резкому сокращению количеству компаний, которые будут иметь право заниматься туроператорской деятельностью. По некоторым оценкам число компаний сократится как минимум в 5 раз.

Для снижения негативных последствий сумма финансовых гарантий была снижена с 10 млн. до 5 млн. рублей для туроператоров, занимающихся международным туризмом, а сроки введения закона удалось сдвинуть на 1 июня, что позволило своевременно разработать и утвердить правила страховой ответственности туроператоров и оформить соответствующие гарантии большинству тех турфирм, которые хотели их получить.

В перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002г. № 287 не предусмотрена обязательная сертификация туристских услуг.

Для фирм сертификация, проведенная авторитетной организацией, означает большую вероятность того, что услуга будет востребована. Добровольная сертификация повышает конкурентоспособность продукции, а обострение конкуренции превращает добровольность в принудительность, тем более, что необходимость сертификации оговорена в законе РФ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (ст.5) и Положениях о лицензировании туроператорской и турагентской деятельности (п.4 в), утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. № 95.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://jret.ru/otchet/provesti-analiz-gosudarstvennogo-regulirovaniya-turisticheskoy/

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 5 февраля 2007г. N12-ФЗ);

2. Федеральный Закон Российской Федерации от 7.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

3. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

4. Федеральный Закон Российской Федерации от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

5. Голова О.Б. Менеджмент туризма — М.: Изд-во Юнити-Дана, 2007.

6. Гостиничное и ресторанное дело, туризм (сборник нормативной документации) — М.: Изд-во Экономистъ, 2007.

7. Дехтярь Г.М. Лицензирование, стандартизация и сертификация в туризме. – М.: ГИНФО, 2001.

8. Жуков А.А. Инновационные аспекты управленческой деятельности на предприятиях сферы туризма. — М.: Изд-во Экономистъ, 2006.

9. Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма – 7-е изд. — М.: Инфра-М, 2007.

10. Квартальнов В.А. Иностранный туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001.

11. Квартальнов В.А. Туризм, 2-е изд. перер. — М.: Изд-во Инфра-Дана, 2006.

12. Концепция развития туризма в Российской федерации на период до 2005 г. Распоряжение Правительства РФ от 11 июля 2002 г. № 954-р.- Российская газета.-2002.- 14 июля

13. Котлер Ф., Бодон Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. 4-е изд. — М.: Изд-во Питер, 2007.

14. Менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве / под. ред. Чудновского А.Д., Жуоквой М.А. — М.: Изд-во КиноРус, 2007.

15. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. – М.: Финансы и статистика, 2001.

16. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможность и реальность. — М.: Изд-во Инфра-М, 2007.

17. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства. — М.: Изд-во КиноРус, 2007

18. Собрание законодательства РФ. – 2002. — №28.

19. Ушаков Д.С. Технология выездного туризма — М.: Изд-вл Туризм & Сервис, 2007.

20. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма. — М.: Изд-во Питер, 2006.