Обзорной экскурсии по городу Костроме

Курсовая работа

Государственное учреждение культуры «Костромской объединенный историко-архитектурный музей-заповедник «Ипатьевский монастырь»

Контрольный текст, Обзорной экскурсии по городу Костроме

Составители:

Научные сотрудники

Отдела музейной педагогики, Исторического отдела,

Отдела новейшей истории

Кострома, 2002

Кострома – старинный русский город, расположенный на берегах великой реки Волги, в 2002 году отмечающий свое 850-летие. Этот город вписал немало ярких страниц в историю российского государства. Кострому называют колыбелью Дома Романовых. На костромской земле создавали свои произведения художники Кустодиев, Левитан, Серов, Коровин, драматург А.Н. Островский, поэт Н.А. Некрасов.

Видный историк 18 века Василий Никитич Татищев связывает возникновение города Костромы с именем Ростово-Суздальского князя Юрия Долгорукого. Официальной датой основания города считается 1152 год. Устанавливая дату, он пользовался различными источниками, которые не дошли до нашего времени.

Первое достоверное упоминание о Костроме относится к 1213 году и связано с междуусобной борьбой за великокняжеский престол сыновей князя Всеволода III Большое Гнездо. Великий князь при разделе земель между сыновьями, младшему – Юрию отдал Владимирский престол, в то время как старшему – Константину достался Ростов. Не смирившись с потерей великого княжения, князь Константин начал борьбу за его возвращение. В летописи Тверской и Воскресенской под 1213 годом записано, что Константин пошел на Кострому и «пожже ю всю, а люди изымаша».

Многих историков интересовало происхождение названия города.

Одни полагают, что «Кострома» означает «крепость на воде». Так как в старинных летописях встречается слово «костр», «кострум», что означает «укрепленное место». А окончание «ма» в переводе с финоугорского – «на воде».

Другие связывают происхождение названия города с древним славянским праздником «Похороны Костромы». Этот праздник занимал видное место в цикле праздников в честь бога солнца Ярилы. «Костромой» называли соломенную куклу, которую одевали в праздничные одежды, водили вокруг нее хороводы, пели обрядовые песни, а по окончании праздника – топили в воде, а чаще сжигали на костре.

Археологические раскопки, проведенные в 1951 году, позволяют утверждать, что Кострома была основана в 12 веке как ремесленно-торговое поселение в том месте, где в Волгу впадают реки Кострома и Сула. Долгое время Кострома была последним славянским форпостом вниз по течению Волги. Место для поселения было выбрано очень выгодное. Отсюда шел путь в Волжскую Булгарию и страны Востока; верховья Волги близко подходили к владениям Великого Новгорода, а через верховья Оки край связывался с Киевской Русью. Поэтому уже к началу 13 века Кострома стала значительным городом великого княжества Владимирского и Северо-Восточной Руси. В это время в городе возводятся крепостные стены первого Костромского Кремля и соборная церковь Федора Стратилата.

3 стр., 1050 слов

Кострома — Золотое кольцо России

... Ярославской области. Кострома теряет статус губернского города. И только с 13 августа 1944 г. город Кострома становится административным центром вновь образованной Костромской области. Достопримечательности Костромы Город входит в состав «Золотого кольца» России. В ...

В 12 – 13 веках Кострома выдерживала нападения монголо-татар, город разграбили и выжгли (1238), но крепость восстановили заново.

В 14 веке (1330-1340) Кострома была «прикуплена» Иваном Калитой и вошла в число городов Московского княжества. В 1382 году за стенами Костромской крепости во время нашествия на Москву хана Тохтамыша, скрывался с семьей великий князь Дмитрий Донской. В 1409 году его сын Василий Дмитриевич также нашел здесь убежище.

В начале 15 века Кострома была довольно крупным городом с большим числом жителей. О размерах города дает представление запись в летописи под 1413 годом, где говорится, что во время пожара в Костроме сгорело до 30 церквей и сильно пострадал Кремль. После этого пожара город был отстроен заново, но на новом месте, на высоком берегу реки Волги.

Территорию нового Кремля укрепили, насыпали высокие валы, поставили деревянные стены с башнями. Общая высота стен с насыпью достигала 10 метров, а длина стен доходила до 1 км. С наружной стороны крепость окружали глубокие рвы, заполненные водой. Через рвы в крепость вели три перекидных моста. За стенами размещались административные здания и «осадные дворы» местного боярства и дворянства.

К крепости с севера примыкал посад, населенный служилым и ремесленным людом.

Со второй половины 15 века Кострома превратилась в важный опорный пункт борьбы с поволжскими ханствами: здесь создается военная застава. Костромские полки участвовали в походах Ивана Грозного на Казань.

После падения Казани в 1552 году, Кострома теряет значение города-крепости, пограничного города и начинает развиваться как ремесленный и торговый центр. В городе насчитывалось около 600 ремесленников. Широко было развито каменное, кожевенное, сапожное, полотняное и портняжное производство, кузнечный промысел. По своему экономическому развитию Кострома занимала 4 место среди городов Московской Руси после Москвы, Ярославля и Нижнего Новгорода.

В 18 веке Кострома получает герб. Он был пожалован городу императрицей Екатериной II в 1767 году. В этот год императрица посетила Кострому, совершая путешествие по Волге на галере «Тверь». Изображение этой галеры и стало гербом Костромы.

В это время город был застроен в основном деревянными постройками, которые часто горели. Внешним поводом для изменения архитектурного облика города послужил катастрофический пожар 1773 года, во время которого сгорели все деревянные постройки Кремля, 9 приходских церквей, значительная часть посада и вся застройка «нового города». Эти разрушения с одной стороны и высокое экономическое развитие города (развитие мануфактурного производства) с другой, выдвинули вопрос о новой планировке Костромы.

Осуществлению нового плана, утвержденного в 1781 году, способствовало выдвижение Костромы в административный центр губернии.

Разработанный Комиссией по благоустройству городов С-Петербурга и Москвы под руководством И.В. Старова «Генеральный план Костромы» предусматривал создание центра города в виде взаимосвязанных ансамблей: административного, торгового и соборного.

14 стр., 6627 слов

Анализ состояния туристской индустрии в городе Ярославль

... -западные. Водоемы: В черте города Ярославль протекает две основные реки Волга и ее приток Которосль. Самые длинные реки в пределах Ярославской области: Волга (340 км.), ... технических ресурсов города; Исследовать состояние социально-культурной и туристской инфраструктуры; Разработать программу туристского обслуживания в городе. Во введении определяются объект, предмет, цель и задачи работы. В первой ...

Новое архитектурное оформление города началось с территории сгоревшего Кремля, где по проекту Степана Андреевича Воротилова елось строительство соборного ансамбля. В течение 1776-1791 гг. по проекту рядом со старым Успенским собором 16 века был построен Богоявленский собор и колокольня. Пятиярусная колокольня была самым высоким сооружением города (64 м.) Эти постройки знатоки архитектуры прошлого относили к лучшим произведениям русского зодчества 18 века. Собор и колокольня были взорваны летом 1934 года.

По проекту Воротилова были сооружены и два жилых дома. Они входили в соборный ансамбль и дополняли его. Эти здания умело, вписаны в склон холма. Поэтому фасады их разноэтажны: со стороны Волги здания 3-этажные, а по фасаду внутри двора 2-этажные. Оформление фасадов скромное, простое, что вполне соответствовало назначению домов и месту их в соборном ансамбле.

В состав ансамбля вошел и дом соборного притча, построенный в первой половине 19 века по проекту губернского архитектора Петра Ивановича Фурсова.

В 19 веке благоустраивается территория сгоревшего Кремля и набережная Волги. Были засыпаны рвы, срыты валы, высажены деревья, разбиты бульвары. Малый бульвар становится одним из любимых мест гуляний горожан. В конце бульвара на берегу Волги была выстроена деревянная беседка в китайском стиле. Описание этой беседки мы находим в дневниках великого русского драматурга А.Н. Островского: «Подле собора общественный сад, продолжение которого составляет узенький бульвар, далеко протянутый к Волге по нарочно устроенной для этого насыпи. На конце бульвара сделана беседка. Вид из этой беседки вниз и вверх по Волге такой, какого мы не видели до сих пор. Мимо нас бурлаки тянули барку и пели такую восхитительную песню, такую оригинальную, что я не слыхал ничего подобного из русских песен».

Из этой беседки А.Н. Островский любовался Волгой в свой первый приезд в Кострому. При строительстве в 30-х годах 20 века железнодорожной ветки часть вала была срыта и беседка разрушена. Но в память о драматурге в 1956 году построили новую беседку в виде ротонды. Она носит имя А.Н. Островского.

Островские древний костромской род. В Костроме родился отец драматурга – Николай Федорович; здесь жил его дядюшка – Павел Федорович, с которым писателя связывала большая дружба.

Впервые Островский приезжает в Кострому в апреле 1848 года, в возрасте 25 лет, так как семейство Островских едет в Костромскую губернию в усадьбу Щелыково, купленную Николаем Федоровичем в 1847 году с торгов за 15 тыс. рублей серебром. Островские приехали в город после большого пожара. Но, не смотря на это, город писателю понравился. Волга вошла в творчество Островского. Во многих произведениях драматурга отразилась не только красота, величие Волги, но и быт, жизнь, нравы и обычаи жителей волжских городов. Из 47 пьес, написанных А.Н. Островским, 19 созданы на волжском материале. Среди них: «Поздняя любовь», «На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница».

После смерти отца Александр Николаевич вместе с братом выкупили усадьбу Щелыково, которая становиться местом, куда драматург приезжает каждую весну и остается до поздней осени. Здесь им была задумана и написана весенняя сказка «Снегурочка». Здесь же закончился его жизненный путь.

3 стр., 1307 слов

Разработка культурно-познавательного тура на примере города Ярославль

... в Ярославле;  рассмотреть достопримечательности города;  проанализировать существующие туры по городу;  создать новый тур; В первой главе рассказывается об особенностях программного туризма, его основные принципы, виды и особенности. Отдельное внимание уделяется культурно-позновательному ...

Сейчас в Щелыкове открыт музей Островского. Его имя носит улица Костромы, драматический театр, один из районов Костромской области.

Творчество Островского было тесно связано с Волгой. И нам сейчас трудно представить себе без Волги наш город.

Волга – великая русская река, ее протяженность 3690 км. Берет она свое начало на Валдайской возвышенности и маленьким ручейком несет свои воды в Каспийское море. Волга стала неотъемлемой частью городского пейзажа. Протяженность города по берегу Волги почти 10 км. Ширина реки в черте города доходит до 1 км. Кострома сейчас занимает площадь около 140 кв. км. Население города составляет приблизительно 280 тыс. человек. Расположился город на обоих берегах реки. Левобережная часть города связана с северной железной дорогой железнодорожным мостом, который был построен в 1932 году, а в 1970 году был пущен в эксплуатацию автопешеходный мост, протяженностью – 1236 м., шириной – 17 м., высота моста над фарватером – 22 м.

На правом берегу Волги хорошо видны две старинные церкви — Ильи Пророка и Спаса Преображения, – памятники архитектуры 17 века, являющиеся сейчас действующими храмами.

Церковь Рождества Христова (Ильинская) – один из древнейших памятников города, расположена на территории древнего села Городища. Село Городище известно с 17 века, но происхождение его значительно древнее, а название указывает на существование здесь некогда укрепленного поселения.

В 16 – 17 веках село принадлежало боярам Морозовым, у которых там были «боярские хоромы». В середине 17 века стольник Г.И. Морозов построил в селе пятиглавую каменную церковь Рождества Христова, более известную по приделу как Ильинская. После смерти Морозова селом владела его вдова Феодосия Прокопьевна (урожденная Соковнина), сторонница раскола. После ее ареста за принадлежность к старой вере и «противление» царю и патриарху в 1671 году Городище стало дворцовой вотчиной, которая вскоре была пожалована боярину И.Б. Хитрово. Этому роду село принадлежало в течение всего 18 века. В 19 – нач. 20 века стало дачной местностью.

Ильинская церковь господствует в панораме Городища и является одной из главных архитектурных доминант всего Заволжья. Это самый ранний посадский храм костромского Поволжья. Каменная пятиглавая церковь с двумя приделами впервые упоминается в документах под 1663 годом, возведена по заказу владельца села стольника Глеба Ивановича Морозова и его жены Феодосии (в честь нее был освящен северный придел Феодосии – девицы).

В 1702 году храм подвергся перестройкам: сложное венчание было заменено простой 4-х скатной кровлей, а колокольня получила существующую сейчас композицию типа «восьмерик на четверике». В это же время был разобран Феодосьевский придел. В начале 19 века церковь была уже одноглавой. В 1938 году она была закрыта, а в 1950-х годах кладбище вокруг нее было уничтожено. В 1985-1990 гг. церковь была отреставрирована по проекту архитектора Л.С. Васильева, по старым фундаментам восстановлена ограда.

Спасо-Преображенская церковь построена в 1685-1688 гг. Расположена в Спасской слободе, которая наряду с Никольской слободой составляет главную часть Заволжья. Обе слободы по письменным источникам известны с 17 века и до 1764 года принадлежали Ипатьевскому монастырю. Небольшой кирпичный храм сохранил нарядный фасадный декор и первоначальную роспись стен и сводов. Есть предположение, что, роспись стен выполнена артелью костромских изографов под руководством ученика Гурия Никитина Василия Козмина. О времени строительства храма свидетельствует закладная плита на фасаде. В 1937 году церковь была перестроена под жилой дом, в связи, с чем было уничтожено главное венчание храма и шатер колокольни, а внутреннее пространство разделено на два этажа. В результате реставрационных работ в 1968 – 1978 гг. по проекту Васильева памятнику возвращены первоначальные формы. Иконостас не сохранился, существующий устроен в процессе освоения храма старообрядческой общиной и включает разные иконы. Стенопись свода и верхнего ряда реставрирована в 1996 году.

20 стр., 9913 слов

Архитектура исторической части Нижнего Новгорода, как туристический ...

... центре Нижнего Новгорода кроме памятников архитектуры расположены многочисленные административные здания, офисы фирм. Это предполагает большое скопление транспорта и людей, что затрудняет проведение пешеходных экскурсий. Автобусная экскурсия по историческому центру города также ...

После смерти В.И. Ленина в 1924 году, трудящиеся Костромы по инициативе текстильщиков, обратились с призывом увековечить память вождя – переименовать город в Ленин-на-Волге. Но этого не случилось. Тогда 25 мая 1925 года Президиум Костромского губисполкома назначил комиссию по сооружению памятника В.И. Ленину.

Перед нами памятник — на постаменте высотой 15,5 м. установлена скульптура Ленина (8 м.), выполненная молодыми московскими скульпторами Ивановой, Шварц, Листопад в 1928 году. Это был один из первых памятников в России вождю пролетариата. В 1982 году монумент был отреставрирован. Железобетонную скульптуру, обветшавшую к тому времени, перевели в металл, по боковым граням постамента установили бронзовые барельефы, рассказывающие о революционной борьбе.

История строительства памятника отражает историю нашей страны. Скульптура Ленина была установлена на постаменте, который был заложен 19-20 мая 1913 года императором Николаем 2 для монумента Дому Романовых во время празднования 300-летия династии. Еще в 1903 году костромской градоначальник Г.Н. Ботников на собрании гласных напомнил собравшимся о том, что в «настоящем десятилетии наступает трехсотлетие избрания первого государя Дома Романовых» и, что необходимо «…достойным образом почтить 300-летие столь важного события». История Костромы тесно связана с Романовской династией. Начало этой династии положил Михаил Федорович Романов, избранный на царство в 1613 году в Костроме в Ипатьевском монастыре. Поэтому в 1909 году в городе был создан комитет по сооружению памятника, а Академия художеств объявила конкурс на лучший проект памятника.

29 сентября 1911 года в Петербурге, в Манеже открылась выставка проектов моделей памятника в честь 300-летия Дома Романовых.

Жюри удостоило первой премии проект под девизом «Мир» пяти молодых скульпторов: Сологуба, Реельсона, Барта, Рухлядева, Овсянникова. Вторая премия досталась проекту под девизом: «Воздадите Кесарево Кесарю, Божие Богу» академика А.И. Адамсона. Третью премию присудили проекту под девизом «Монарх» художника Курбатова. Всего на конкурс поступило 8 проектов.

Хотя проект под девизом «Мир» получил первую премию и высоко был оценен жюри: «…задуманная мысль выполнена смело, просто, благородно», «…но отвлеченная идея понятна для ясности только немногим людям, людям высшего порядка…», костромичи выбрали для себя другой памятник.

25 стр., 12159 слов

Памятники природы Челябинской области

... области охраны окружающей природной среды и утверждаемый в установленном порядке. В паспорте памятника природы указываются: наименование памятника природы; местонахождение памятника природы; краткое описание памятника природы; описание границ памятника ... со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. Все памятники природы и их охранные зоны в ...

В октябре 1911 года в залах дворянского собрания в Костроме состоялся осмотр макетов, занявших 1, 2, и 3 места.

Модель академика Адамсона была выполнена из красного воска; изобилие исторически фигур и пояснения самого автора привлекли к этому макету внимание провинциальной публики. При голосовании за этот проект был подан 91 голос. Понравился этот памятник и Николаю II.

В ноябре 1912 года было получено окончательное решение по вопросу о памятнике в Костроме – особый комитет по сооружению памятника заключил договор с академиком Адамсоном, а так же с уполномоченными акционерного общества «Гранит», принявшими на себя изготовление облицовки памятника из красного гранита. Все работы намечалось закончить к 1915 году.

Во время подготовки к торжествам была объявлена Всероссийская подписка средств на сооружение памятника, разрешен бесплатный провоз фигур и гранита и выделено безвозмездно из артиллерийских запасов военного округа 5000 пудов меди – бронза в орудиях.

Академик Адамсон внес несколько изменений в свой первоначальный проект: «Уничтожена часовня в памятнике, уменьшено количество фигур…» В первоначальном варианте их было более 50, осталось 26. Каждую фигуру принимала комиссия от комитета. Большое значение придавалось тому, чтобы статуи на памятнике отличались исторической достоверностью вплоть до мельчайших деталей мундиров и одеяний соответствующего времени.

По проекту Адамсона памятник должен был представлять собой грандиозный постамент из финского гранита высотой около 40 метров. Памятник имел два фасада. На одном, обращенном к городу, царь Михаил Федорович, восседающий на царском месте. Рядом с ним – патриарх Филарет и великая инокиня Марфа. Чуть поодаль – князь Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. У подножия царского места – Иван Сусанин, осеняемый аллегорической фигурой России. На стороне, обращенной к Волге, Николай II, сидящий в кресле, на его коленях лежит карта Российской империи, рядом, прислонившись к отцовскому колену стоит наследник Алексей.

В династии Романовых было 18 царствующих особ. Скульптуры каждого царя или царицы должны были располагаться на выступах постамента в окружении исторических лиц и с атрибутами, рассказывающими об их деяниях. Так Петр I изображался на фоне корабля в окружении сподвижников в деле реформ Феофана Прокоповича костромского вотчинника фельдмаршала Шереметева. У ног императрицы Елизаветы Петровны эмблемы учрежденных ею Академии художеств и Московского университета. Императрица Анна Иоанновна берет из рук фельдмаршала Миниха акт об учреждении сухопутного кадетского корпуса. Император Александр II держит акт об освобождении крестьян от крепостной зависимости.

Нижнюю часть памятника должны были украшать барельефы, изображающие предсказание преподобного Геннадия Костромского о возвышении рода Романовых, призвание Михаила на царство, освобождение крестьян, Полтавскую баталию, Бородинское сражение, осаду Севастополя.

Костромичи с нетерпением ждали празднования 300-летия Дома Романовых, так как надеялись на посещение Костромы императором Николаем II. В телеграмме определенно было сказано: «Радуюсь мысли быть в скором времени среди близких моему сердцу Костромичей».

19 мая 1913 года императорская флотилия прибыла в Кострому. 20 мая, после торжественной службы в Успенском кафедральном соборе, произошла закладка памятника на площади перед собором. На возвышенном месте, на деревянном помосте поставили царский шатер, задрапированный коврами и убранный национальными флагами. Государь император, государыня императрица, наследник цесаревич и другие высочайшие особы опустили в углубление, сделанное на месте закладки памятника юбилейные закладные рубли, а затем и именные кирпичи. Поверх всего уложили большую каменную плиту, освященную архиепископом Тихвином.

6 стр., 2722 слов

Интересные памятники Набережных Челнов

... разбит парк». Глядя на этот памятник, невольно вспоминаешь слова французского журналиста, корреспондента газеты «Юманите» Сержа Лейрака, приезжавшего в Набережные Челны в годы строительства КамАЗа: СССР ... себя энергичным, целеустремленным, принципиальным руководителем. Памятник легендарному строителю Евгению Батенчуку. Много людно было в этот день на площади перед дворцом культуры «Энергетик», пришли ...

В 1915 году памятник не был открыт. Призвали на военную службу опытных рабочих по литью и формовке, подводила фирма Верфля, не поспевавшая за скульптором в изготовлении бронзовых скульптур, болезнь самого автора, лишила его всякой возможности работать. К сентябрю 1916 года из 26 статуй было исполнено 20, не считая барельефов, эмблем, гербов, орнаментов и прочих украшений.

22 марта 1917 года Адамсон получил телеграмму от особого комитета, предписывающую остановить скульптурные работы. Автор памятника был в отчаянии, обратился в Кострому с просьбой выплатить неустойку и сохранить отлитые в бронзе скульптуры. По воспоминаниям очевидцев возле постамента долгое время, до 1920 годов лежали ящики в которых хранились бронзовые скульптуры, затем их, вероятно, отправили на переплавку на завод «Пло».

Такова история этого своеобразного памятника – памятника двух эпох.

Памятник в честь 300-летия Дома Романовых был заложен на территории Старого города Костромского Кремля, где по преданию находился осадный дом инокини Марфы. Здесь же в конце 18 века сооружается Соборный ансамбль не сохранившийся до наших дней (к 850-летию Костромы планируется начать восстановление этого ансамбля с колокольни Богоявленского собора).

В 1619 году к северо-западной стене Кремля пристраиваются дополнительные укрепления, окружившие торговую площадь средневекового города. По генеральному плану 1781 года на месте Нового города и деревянных торговых лавок начинается сооружение каменных торговых рядов.

Ансамбль торговых зданий складывался на протяжении нескольких десятилетий – с конца 18 века до 30-х годов 19 века. Строительство велось местными архитекторами: Степаном Андреевичем Воротиловым, Николаем Ивановичем Метлиным, Петром Ивановичем Фурсовым. Всего за это время было построено 18 торговых корпусов, которые существуют и по сей день. Торговые ряды сохранили старые названия: Пряничные, Квасные, Красные, Соляные, Рыбные, Мелочные, Большие и Малые мучные, Табачные, Хлебные и др.

Все постройки кажутся похожими друг на друга. И это не случайно: общим является то, что в основу всех корпусов положена секция купеческой лавки размером 4,5 на 7 метров. Все корпуса окружены галереями, которые обрамлены арками. Но в тоже время каждая постройка имеет свой неповторимый архитектурный облик.

Первым торговым зданием, выстроенным в городе по генеральному плану 1781года, был так наз. Гостиный двор и Красные ряды. Их сооружение начато в 1791 году под руководством местного зодчего С.А. Воротилова, который выступил в качестве подрядчика вместе со своими братьями Иваном и Петром и сыном Ефремом. Проект Красных рядов был составлен Карлом Клером, исполнявшим в то время обязанности главного архитектора Владимирского и Костромского наместничеств. Во изменение прежнего проекта Воротилов в 1792-1793 гг. по собственному проекту построил портик обращенных к Волге юго-западных ворот с башней-колокольней над проездом, чтобы новый торговый центр был виден и в общей панораме Костромы с реки волги и из отдаленных мест города. Эта «башня» служила бы колокольней для церкви Спаса в рядах. Во время ее сооружения зодчий умер, а позднее его братья и сын, закончив строительство ворот «с четырьмя колоннами, фронтоном и башнею» отошли от строительства Гостиного двора, которое было завершено в 1796 году под руководством землемера Ивана Гове, исполняющего обязанности губернского архитектора.

9 стр., 4018 слов

Архитектурные памятники города Ельца

... степь ранней весной 1238 года, орда смела на своем пути Елец. На протяжении следующих двух веков город вставал на пути татарских ... Задонск, ее площадь превосходила нынешнюю Липецкую область. В 1779 году из Воронежской губернии были выделены Курская и Тамбовская, Елец стал ... многие памятники и мемориальные доски, в частности, в Георгиевском зале Кремля в Москве, в Болгарии. В XIX веке город становится ...

Степан Андреевич Воротилов родился в 1741 году в костромском посаде Большие Соли в бедной мещанской семье. По воспоминаниям современников, он сначала «…занимался с родителем своим рыбной ловлей, потом, обучившись искусно портному, а после того кузнечному мастерству, вступил в каменную работу и, находясь в подчиненности у подрядчиков прилежно вникал в сою обязанность. Сам собою научился рисовать и чертить планы, наконец, около 30-го года жизни своея по природному влечению без помощи посторонних учителей и наставников сам по себе, со вниманием читая геометрию и алгебру, научился архитектуре, в чем успел и совершенствовал себя на самой практике, имея 4 братьев и двух сыновей обучил и их тому же художеству, которые, впрочем, все до такого совершенства дойти не могли». Главным делом всей своей жизни зодчий считал, наверное, постройку в костромском Кремле в 1776-1791 гг. Богоявленского собора с колокольней и восстановление там же Успенского собора. Также архитектор работал в Нерехте, где он строил Воскресенскую и Преображенскую каменные церкви, и в селе Левашово по Ярославской дороге, где он возводил колокольню Воскресенской церкви, в конце 18 века Воротилов ездил в Рязань.

Красные ряды выстроены в виде замкнутого прямоугольника с четырьмя проездами во двор. Ряды оформлены сводчатой колокольней, арки которой опираются на массивные столбы – пилоны. Со двора торговые помещения обрамлялись открытой галереей. Каждому арочному пролету галереи соответствовала 1 купеческая лавка. «Красными» ряды назывались так как в них торговали красным товаром (тканями, кожаными изделиями, мехами и т.д.).

В общую композицию Красных рядов включена и церковь Спаса, выстроенная еще в 1766 г. на средства костромского купца С.с. Белова. Церковь имеет придел Покрова.

Интересным образцом торговых зданий Костромы 1/3 19 века являются Мелочные ряды, выстроенные в стиле позднего классицизма. Они предназначались для торговли мелкой галантереей. Два корпуса имеют более крупные «Г»-образные в плане объема вытянутые вдоль продольной оси двора, два других короткие прямоугольные расположенные, наоборот, по поперечной оси. Эти четыре корпуса окружены колоннадой в виде деревянного навеса на колоннах. Еще два корпуса построены позднее и выполнены в духе эклектики, они отличаются от первых четырех корпусов по соей архитектуре. Их прямоугольные объемы окружены навесами на чугунных фигурных столбиках.

Одновременно с Красными рядами на средства местных купцов на рубеже 18-19 вв. сооружаются Пряничные ряды, которые являются одним из важнейших элементов обширного ансамбля торгового центра Костромы. Пряничные ряды построены на перепаде местности, поэтому со стороны обращенной к Волге они 4-х этажные, со стороны верхнего торгового ряда 2-х этажные. По бокам корпуса поставлены часовни, которые принадлежали Успенскому собору и Николо-Бабаевскому монастырю. А поскольку корпус стоит на склоне холма, то по сторонам от него и под корпусом (по центру) организованы лестничные спуски на нижний торговый двор, где сосредоточены корпуса Рыбных и Мясных рядов.

7 стр., 3303 слов

Музейные здания. История и эволюция строительства

... неё возводится нейтральное по архитектуре здание (павильон) с экспозиционными помещениями (памятник-музей В. И. Ленина «Шалаш» около посёлка ... в другом — помещение для периодических выставок скульптуры 20 в.; новое здание Исторического музея в Ганновере (1967, архитектор Д. ... Кунсткамерой. Построенное в 20-х годах XVIII в. по проекту И. Маттарнови здание Кунсткамеры было первым специальным музейным ...

Рядом с Гостиным двором расположен замечательный памятник костромского гражданского зодчества ¼ 19 века выстроенный в стиле позднего классицизма, одно из лучших торговых зданий города – Овощные или Табачные ряды. Построены они в 1819-1824 годах по проекту известного русского архитектора В.П. Стасова, видимо, губернским архитектором Н.И. Метлиным на средства губернского правления костромских купцов на месте часовни Успенского собора, которая была включена в южный торец рядов. Разделенная на 9 типовых торговых секций-лавок здание Табачных рядов обращено в сторону Гостиного двора своей «полуоткрытой» галереей, поднятой на высокий цоколь и оформленной стройной колоннадой. Колоннада галереи расчленена крупными кирпичными пилонами с арочными проемами для прохода к лавкам.

Кострома, расположенная на Волжском торговом пути, с середины 16 века развивается как город купеческий и торговый.

Целый комплекс торговых зданий и хозяйственных построек (ряды, лавки, складские помещения) расположены по ул. Молочная гора. Эта улица была включена в генеральный план города 1781 года с названием Екатеринославская. Она являла собой парадный въезд в город от Московской заставы, что на берегу Волги. В 1823 г. поступило сообщение о предстоящем приезде императора Александра I, путешествовавшего по России. Власти поручили архитектору П.И. Фурсову благоустроить въезд в город со стороны Волги. Комплекс сооружений Московской заставы включает 2 обелиска, увенчанные шарами и двуглавыми орлами, и невысокие стенки с арочными нишами по сторонам от них. В 1912-1913 гг. к празднованию 300-летия Дома Романовых застава была перестроена по проекту городского архитектора П.И. Горлицына. К сохраненным обелискам вместо стенок пристроили два кирпичных одноэтажных здания.

Официально улица никогда не переименовывалась, но к концу 19 в. никто из костромичей не называл ее Екатеринославской, а только Молочной горой. Именем этим она обязана крестьянкам из правобережных селений Городища, Пантусово, Селище и др., которые каждое утро во множестве переправлялись через Волгу и располагались по склону горы, торгуя молоком, сливками и сметаной.

Дважды в году на площади между Красными и Большими мучными рядами проводилась ярмарка: Федоровская, открывавшаяся 14 марта и длившаяся 4-5 дней, и Девятая (с 9 воскресенья до 11 субботы после Пасхи).

Они начинались с крестного хода, затем поднимался флаг ярмарки. Все пространство между памятником царю Михаилу Романову и кирпичной часовней в память кончины Александра 2 заполнялось деревянными лавками (полками).

Ярмарка собирала купеческий и торговый люд не только с окрестных, но и дальних губерний. Конечно, она уступала Нижегородской, но их торговые люди сюда приезжали. Ярмарочный гомон был слышен за несколько кварталов. Торговали тканями чистого льна высших сортов, табак, махорка, мука, крупа, лесной материал, колокола… На этой же территории располагался плац, оконтуренный низенькими полосатыми столбиками, — на нем лишь проводились учения и парады костромского гарнизона.

В марте проходила ярмарка в честь Федоровской иконы божьей матери. Вторя ее часть, разворачивалась на Павловской площади, которую горожане в обиходе называли Сенной. Здесь шла конная торговля. В эти дни на площади можно было увидеть десятки, а то и сотни лошадей разных пород. Тут же продавали сани, бровни, телеги, повозки, экипажи, пролетки, колокольцы поддужные, дуги расписные, возы с душистым сеном и прочее.

На месте где в 1884 г. была возведена Александровская часовня (разрушена после 1918 г.) 28 сентября 1967 г. был открыт памятник Ивану Сусанину. Авторы памятника – скульптор Никита Антонович Лавинский и архитекторы М. Бубнов и М. Марковский. На высоком постаменте цилиндрической формы возвышается 6-метровая фигура крестьянина. Общая высота памятника 12,5 метров. Он выполнен из желтого известняка из каменоломен Азербайджана. Автор памятника представил героя сродни богатырям из былин, хотя Иван Сусанин изображен в крестьянском одеянии с непокрытой головой, держащим посох в левой руке. Правой он указывает за землю русскую, как бы предупреждая, что для врага здесь нет пути, здесь его погибель. Скульптурный портрет героя – это образ крестьянина, сознательно отдающего свою жизнь ради спасения Родины. Но более подробно о подвиге Сусанина рассказывал памятник открытый в Костроме в 1851 году и простоявший на центральной площади города до 1918 года. в 1918 году памятник, полное название которого было: «Памятник царю Михаилу Федоровичу и крестьянину Ивану Сусанину», был разрушен. Сохранились лишь старые фотографии, макеты и изображения на посуде. Автор этого памятника известный русский скульптор Демут-Малиновский.

7 августа 1841 г. состоялась закладка памятника, но смерть скульптора в 1846 году замедлила ход работ и монумент был открыт 14 марта 1851 года. Этот памятник представлял собой колонну с капителями; над капителями высится бюст царя Михаила Романова в шапке Мономаха. На средней лицевой части колонны – герб Костромы, пожалованный Павлом 1 в 1797 году: щит, разделенный на четыре части. В первой из них – золотой крест, а в четвертой – серебряный полумесяц, обращенный вниз со скрещенными саблями. Колонна покоится на массивном пьедестале. У цоколя колонны – коленопреклоненный Сусанин в крестьянской одежде. Рядом с фигурой героя – грамота, жалованная государем его роду. Только один барельеф украшает пьедестал с лицевой стороны. Это хорошо известная сцена из оперы Глинки «Жизнь за царя» — смерть Ивана Сусанина от сабель поляков. На оборотной стороне куба надпись: «за веру, Царя, Отечество живот свой положившему Ивану Сусанину, благодарная Россия». На боковых сторонах пьедестала даты «1613» и «15 марта 1851 г.» памятник имел вес 17 тыс. пудов и в высоту 7 саженей (почти 15 метров).

В образе коленопреклоненного, молящегося Ивана Сусанина, Скульптор хотел выразить готовность пожертвовать жизнью для блага Родины, которая олицетворялась для него в царе.

В 1918 году был издан декрет СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг…». Фигуры Михаила Федоровича и Сусанина сняли с постамента и отправили в переплавку. В первую годовщину революции на освобожденном постаменте воздвигли обелиск, по сторонам которого установили «портреты вождей революции». В 30-е годы постамент с обелиском снесли. Оставшаяся от памятника гранитная колонна, летом 1998 года была установлена недалеко от места где стоял памятник 1851 года.

Иван Сусанин – староста села Домнино, вотчины бояр Шестовых, что находилась в 70 верстах от Костромы. В период польско-литовской интервенции, «Смутного времени» начала 17 века, скрываясь от опасности, мать и сын Романовы прибыли в Кострому в свой осадный дом, что был на территории Костромского Кремля, потом они последовали в свою вотчину Домнино, находившуюся среди непроходимых болот и лесов. По свидетельству потомственного священника села Домнино протоирея Алексея Домнинского, потомка отца Евсея, который священствовал в селе во время пребывания там Михаила, Сусанин завел поляков, пришедших в Домнино и искавших Михаила Романова, в непроходимые болота. В народе это болото называется Чистым, т.к. его обагрила и очистила страдальческая кровь Ивана Сусанина.

В 1619 году, после освобождения из польского плена отца (впоследствии патриарха Филарета) Михаил Романов предпринимает паломничество в Макарьево-Унжеский монастырь, для поклонения мощам. Михаил с матерью останавливается в Домнино. Здесь к нему пришла дочь Ивана Сусанина – Антонида – с мужем – Богдашкой Сабининым, и рассказала царю о смерти своего отца в 1613 году. Царь жалует потомкам Сусанина – дочери, зятю и внукам – за «службу и кровь» Сусанина грамоту, которой они освобождались от налогов и в дар получали часть деревни Деревеньки. В грамоте было сказано: «Приходили в костромской уезд польские и литовские люди, а тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали, и пытали его немерными пытками и пытали у него, где в те поры Мы, Великий государь, Царь и великий князь Михайло Федорович всея Руси были, а он, Иван, ведая про нас…и терпя от тех Польских людей немерные пытки про нас не сказал, а польские и литовские люди замучили его до смерти…»

Потомки Ивана Сусанина – у него было два внука: Даниил и Константин, стали именоваться белопашцами, то есть крестьянами, не несущими никаких повинностей в чью либо пользу.

Память об Иване Сусанине живет в многочисленных устных преданиях, светлый образ крестьянина – патриота привлекал к себе внимание поэтов, художников, музыкантов. Его воспевал поэт К.Ф. Рылеев, его подвиг нашел воплощение в первой русской героической опере М.И. Глинки.

Особенно дорога память о герое-патриоте его землякам. Именем Сусанина назван поселок и один из районных центров Костромской области, в городе Костроме его имя носит улица и главная площадь, сквер, где установлен памятник герою. На Сусанинской площади в начале 19 века началось сооружение третьего ансамбля общественного центра города, согласно плану 1781 года – административного.

Главная площадь Костромы по плану получила название Екатеринославская, но в 1835 году в связи с решением установить здесь памятник народному герою, была переименована в Сусанинскую по указу императора Николая 1, посетившего город в 1834 году.

В плане Сусанинская площадь подковообразная, полукруглой формы, раскрытая в сторону Волги. От нее лучами расходятся основные радиальные улицы города. Эти улицы пересекаются четырьмя полукольцами, которые начинаются и заканчиваются у Волги. В целом план Костромы составляет рисунок в виде раскрытого веера с основанием, положенным на берег Волги (радиально-полукольцевая симметрия).

Через Сусанинскую площадь проходит ось симметрии города – главная композиционная ось. Начало ее на берегу Волги – Московская застава, далее по ул. Молочная гора к Александровской часовне (сейчас памятнику Сусанину), через городской плац (ныне Сусанинский сквер), к памятнику «царю Михаилу Романову…», через «сковородку» по улице Павловской (ныне Проспект Мира) к границе города.

Административный ансамбль Костромы складывался на протяжении 50лет. первым на площади было построено здание бывших Присутственных мест. Еще в 1799 году первым губернским архитектором Н.И. Метлиным был составлен проект здания Присутственных мест, отосланный для утверждения в Петербург, но не получивший там одобрения. Вместо него в начале 19 века из столицы в Кострому был прислан для строительства типовой проект губернских Присутственных мест, разработанный известнейшим русским архитектором А.Д. Захаровым. Однако весьма внушительное по своим размерам здание, которое нужно было построить по этому проекту никак не «убиралось» в полуциркульное пространство Екатеринославской площади. Пришлось искать подходящий для строительства земельный участок в ином месте, но вблизи от главной площади.

Земельный участок, выбранный для постройки здания, находился на переходе от Екатеринославской площади к площади Воскресенской, напротив гостиного двора (Красные ряды).

Стоявший здесь соляной магазин сер. 18 века был сломан, и в 1806 году приступили к строительству в точном соответствии с типовым проектом. Наблюдение за ходом строительных работ вел Н.И. Метлин. В 1809 году состоялось торжественное открытие здания. В нем разместились: архивы, земский суд, караульня и кладовая, гражданская и уголовная палата, уездный и совестный суды, казначейство и типография, губернское правление, приказ общественного призрения, казенная палата с экспедициями.

Николай Иванович Метлин – первый губернский архитектор, родился в Москве в 1770 г. в семье архитектора, у него и выучился архитектурному мастерству. С к. 1796 г. Н.И. Метлин назначается на должность губернского архитектора Костромской губернии, где проработал 25 лет. За это время он проектировал и строил буквально все: казармы, лазареты, торговые и общественные здания, жилые дома и церкви.

В 1832-33 гг. 6-колонный портик на главном фасаде был перестроен по проекту Нижегородского архитектора И.Е. Ефимова, одновременно с этим парадная и белокаменная лестница, которая мешала пешеходам и обветшала к тому времени, была разобрана, был переоборудован вестибюль. Ремонтировались Присутственные места и после пожара 1874 года под наблюдением губернского архитектора Н.П. Григорьева. А в 1851 году территория присутственных мест была обнесена каменной оградой.

Здание Присутственных мест кирпичное, двухэтажное с полуподвалами и антресолями, прямоугольное в плане и сильно вытянутое по фронтону улицы. Его главный фасад, обращенный в сторону Красных рядов, выделен в своей центральной части четырехколонным портиком, установленным на высоком подиуме. Колонны портика сгруппированы попарно, и несут легкий фронтон прорезанный аркой. В средней части портика устроен парадный вход в здание.

В 1900 г. по решению Городской думы рядом с зданием Присутственных мест была насажена «…аллея шириною в 15 аршин, обнесенная железною решеткою с перерывом для прохода от Присутственных мест к галерее Гостиного двора, …удобное тенистое место для отдыха прохожих на скамейках». Разбивкой сквера руководила садовница Мария Винт, в нем высадили голландские липы, к которым добавили 12 пихт. Официально сквер называли «новым», но т.к. деньги на его создание – 400 рублей – пожертвовал тогдашний голова Г.Н. Ботников, костромичи чаще называли сквер «Ботниковским».

Дом притча Благовещенской церкви – н. 19 века – своеобразный пример жилого углового дома, выполненного в стиле зрелого классицизма. Двухэтажное кирпичное здание сооружено в 1810-х гг. по прошению прихожан Благовещенской церкви, поданному в к. 1808 г., которым оно и принадлежало до революции 1917 года.

Значительным памятником Костромского зодчества позднего классицизма является дом Борщова. В н. 19 века здесь находилась старая усадьба с деревянными зданиями генерал-лейтенанта, тайного советника и сенатора С.С. Борщова, участника войны 1812 года, который в 1818-19 гг. строит по типовому проекту сперва каменный флигель, в 1819-24 гг. возводит также по образцовому проекту новый главный каменный дом, надзор за осуществлением которого вел Метлин. После смерти владельца дом перешел к его сыну – действительному статскому советнику и камергеру М.С. Борщову, который хотел продать его в казну в 1838 г., но сделка не состоялась. В пожар 1847 г. дом обгорел и в недостроенном виде в 1849 г. продан Александровскому купцу 1 гильдии А.А. Первушину, который отремонтировал его и предложил затем городу купить здание для присутственных мест. После отказа Первушин превратил его в доходный дом, устроив в нем гостиницу «Лондон». Только в 1870 году дом вместе с участком земли куплен был городом и переоборудован для окружного суда, учреждения которого размещаются здесь и поныне.

Дом Борщова – это особняк дворцового типа, двухэтажный с мезонином. Здание вытянуто вдоль площади, украшено в центральной части 8-колооым портиком, установленным на сильно выступающий цоколь, прорезанный арками. С проспекта Мира дом оформлен портиком из 4 полуколонн, установленных на цоколе. Этот дом был центром обширной усадьбы, отгороженной от улиц каменным забором с воротами. От ее различных помещений сохранился каменный флигель, выстроенный в 1818-19 гг. Есть предположение, что в гостинице «Лондон» останавливался во время своих частых приездов в Кострому великий русский поэт Н.А. Некрасов. По воспоминаниям современников, именно здесь произошло знакомство Некрасова с Гаврилой Яковлевичем Захаровым – крестьянином из деревни Шода, позднее близким другом поэта. Однажды на охоте Захаров рассказал про убийство двух коробейников в Костромской губернии. Этот случай был положен Некрасовым в основу поэмы «Коробейники», которую автор посвятил своему другу. Как дом губернатора, здание гостиницы «Лондон» вошло в поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». На этой площади разворачивается действие главы «Губернаторша».

Дом Рогаткина и Ботникова, построенный между 1810 и 1817 гг. хоть и утратил свой первоначальный облик, продолжает играть исключительно важную градостроительную роль в ансамбле Сусанинской площади. Считается, что в половине дома, выходящей на площадь и пр. Мира находилась гостиница «Россия», в которой останавливался в свой первый приезд в Кострому А.Н. Островский. В своих дневниках от 28 апреля 1848 г. он записал: «В Кострому приехали… и остановились в единственной пощаженной пожаром гостинице. Она очень не удобна для нас, да уж нечего делать – хорошие все сгорели. Много хорошего сгорело в Костроме. Мы… ходили, смотрели город; площадь, на которой находится гостиница, где мы остановились великолепна. Посреди – памятник Сусанину, еще закрытый, прямо – широкий съезд на Волгу, по сторонам площади прекрасно устроенный гостиный двор и потом во все направления прямые улицы, таких площадей нет больше ни одной».

В н. 19 века добрая половина главной площади оказалась застроена не административными зданиями. И только в 1824-27 гг. губернский архитектор П.И. Фурсов сумел «поправить» создавшееся положение: выстроенные им в эти годы здания пожарной каланчи и гауптвахты, являющиеся выдающимися памятниками провинциальной русской архитектуры эпохи классицизма, уже отвечали замыслу «комиссии И.И. Бецкого» 1781-84 гг. превратить центральную площадь Костромы в ансамбль официально-парадных зданий общественного назначения.

Архитектор Петр Иванович Фурсов родился в Москве в семье сенатского канцеляриста. Был определен на учебу в Академию художеств. Успехи его были невелики. Он был «уволен» из академии с аттестатом второй степени и несколько лет нигде не служил. С 1822 по 1831 год – губернский архитектор в Костроме. Здесь и проявился его незаурядный талант. Отстранен от должности якобы «по неимению соответствующих архитектурных познаний», что, конечно, не соответствовало действительности. В дальнейшем работал по частным заказам.

Выстроить каланчу именно на площади, в центре города, предложил губернатор К.И. Баумгартен. В своем предписании городской думе от 1824 г. он указывал, что «… не мешает здесь быть приличной каланче, которая бы вместе и служила городу украшением и оградила бы каждого обывателя безопасностию во время пожарных случаев». Проектные чертежи здания, смета на строительство и пояснительная записка были составлены П.И. Фурсовым в ноябре 1823 г., а в апреле 1824 г. они были рассмотрены и одобрены в С.-Петербурге, а 3 мая 1824 года заключен подряд на возведение каланчи. Все работы говорилось в контракте с подрядчиком А, Степановым, производятся «по данному плану и фасаду без малейшего отступления… по указанию господина губернского архитектора».

Здание выстроено вчерне в 1824-25 гг. К осени 1827 г. были завершены и отделочные работы, производившиеся артелью штукатуров под началом А.П. Темнова и ярославскими лепщиками по рисункам и эскизам Фурсова.

Пожарная каланча, восстановленная в 1956 г. в своих первоначальных архитектурных формах, выстроена в виде крупного кубического объема, увенчанного граненым, суживающимся к верху дозорным столбом с «караульней» в его венчающей части. Со стороны площади здание выделено 6-колонным портиком, увенчанным крупным пологим фронтоном. Все здание украшено лепными украшениями.

Цельность и компактность, выразительность силуэта здания, мера в использовании украшений на фасадах, удачное местоположение здания в системе застройки центральной площади города – все это делает данный памятник уникальным произведением провинциального русского зодчества эпохи классицизма.

В 70-е гг. 19 века к зданию были пристроены по фронтону площади и со стороны прилегающих улиц пониженные боковые крылья-депо.

В здании каланчи располагалась городская общественная команда. В боковых крыльях размещались лошади. Венец каланчи – смотровая площадка с мачтой. День и ночь надзиратель наблюдал за покоем городских граждан. Город разделялся на две административные части, по этому при пожаре поднимались на мачте шары, а в темное время – фонари, один или два, указывающие в каком месте города случилось несчастье. Тревожный звон колокола предупреждал население о случившемся.

Одновременно с пожарной каланчей строилось здание гауптвахты. Буйство и кутежи офицеров считались в ту пору в порядке вещей, поэтому городское общество содержало гауптвахту. В 1826 г. оно уже было построено «… во всех частях наилучшим образом… верно сочиненному для этого плану, фасаду и профилю». В отличие от каланчи это невысокое здание, одноэтажное, прямоугольное. Его формы выдержаны в стиле строгого классицизма, просты и торжественны.

6-колонный портик дорического ордера увенчан аттиком. За колоннами глубокая полукруглая ниша с парадным входом в гауптвахту. Она украшена лепным фризом на тему триумфа русского оружия в Отечественной войне 1812 года, выполненным по рисункам П.И. Фурсова, талантливым ярославским лепщиком С.С. Повырзневым. На желтом фоне стены эффектно выделяются побеленные элементы декора – изображение воинских доспехов, красивые наличники окон.

Стремясь к большему единству здания с площадью и прилегающими улицами, Фурсов обнес территорию гауптвахты оригинальной деревянной оградой с кирпичными колоннами, а перед зданием установил массивные каменные тумбы с кованными железными кронштейнами для подвешивания фонарей. В убранстве решетки повторен мотив воинских доспехов, как и в лепнине фасада здания. Решетка в этой ограде чрезвычайно эффектна, кажется, что она выполнена в технике чугунного литья, но в действительности она деревянная, густо выкрашенная в черный цвет.

Существует предположение, что первыми обжили гауптвахту декабристы, которых в 1827 году провозили через Кострому в Сибирь. Позднее здесь под стражей находились не только провинившиеся офицеры, но и польские повстанцы, народовольцы и революционеры.

Ансамбль центральной площади в Костроме – выдающийся памятник русской провинциальной архитектуры эпохи классицизма.