Чтобы лучше понять процессы, происходящие в области культуры, мы должны дать интерпретацию понятию «
Культурно-досуговая деятельность – целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной деятельности, или как перцептивно-коммуникативный процесс, определяемый ее потребностями и интересами, способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.
Социально-культурная деятельность – направлена на «трудные» категории граждан, у которых нет потребности и мотивов в культурной деятельности и нет досуга (как свободного времени – пространства для развития личности и подготовки ее к рабочему дню) и для которых восприятие культуры может быть осуществлено только через комплексно организованный процесс.15
Исходя от данных определений, различаются и технологии этих видов деятельности:
- Технология культурно-досуговой деятельности стремится объединить людей в определенные социальные группы – потребителей, дифференцируя их очень условно по возрасту и по доступности понимания тех или иных символов культурной жизни.
- Технология социальнокультурной деятельности, наоборот, имеет жесткую систему дифференциации людей – ее потребителей – по возрастному, по социальному признакам, по уровню дохода, по состоянию здоровья, по уровню физического и психического развития, по степени травмированности психики и т.д.
Роль социально-культурной и культурно-досуговой деятельности может меняться. В периоды катастроф и катаклизмов в развитии государства первозначной становится социально-культурная деятельность общества, направленная на реабилитацию населения (социальную, культурную, экономическую).
В периоды стабильного развития государства культурно-досуговая деятельность творит единую живую телесность культуры жизнедеятельности народов, наций. Поэтому технология социально-культурной деятельности, опираясь на социальные технологии развития личности, все время углубляются в постижении «объекта» своей деятельности. Технология культурно-досуговой деятельности формирует «объект» своей деятельности. Она может долго сохранять схематизм своей деятельности, обедняя потребителя, чем обуславливается общее падение ценностей и потеря глубинных «смыслов» культуры.16
Принципы и функции социально-культурной деятельности
... отрасли социально-культурного изучения. Социально-культурная деятельность, как отрасль обладает всеми необходимыми характеристиками, присущими любой самостоятельной специализации. Она имеет объекты, предметы, методы изучения (в данном случаи, это учреждения культуры и их культурно ...
В данном разделе были рассмотрены основные характеристики понятия социально-культурная деятельность, перечислены группы социальных технологий. С помощью понятия технологии социально-культурной деятельности могут быть отражены как её составляющие, так и сам технический процесс её функционирования и изменения. А так же осуществлен сравнительный анализ понятий технология культурно-досуговой и социально-культурной деятельностей.
- Практические и организационные аспекты разработки экскурсий
Термин «экскурсия» (от лат. excursio — поездка) – посещение с целью ознакомления музеев, выставок, других мест туристского интереса, кратковременные поездки (прогулки) с образовательными, спортивными, или иными целями на коллективной или индивидуальной основе.17
Экскурсия является услугой, удовлетворяющей духовные, эстетические, информационные и познавательные потребности личности и относится к общественной форме организации досуга.18
Создание новой экскурсии по любой теме – сложный процесс, требующий активного участия целого коллектива работников. Содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в прямой зависимости от знания методистов и экскурсоводов, их компетентности, степени практического усвоения ими основ педагогики и психологии, умения выбрать наиболее эффективные способы и приемы влияния на аудиторию.
Экскурсия – результат двух важнейших процессов: ее подготовки и проведения. Они связаны между собой, взаимообусловлены. Невозможно обеспечить высокое качество проведения экскурсии при необдуманной подготовке. В работе по подготовке новой экскурсии можно выделить два основных направления:
1. Разработка новой темы экскурсии (новой вообще или новой только для данного экскурсионного учреждения).
2. Подготовка начинающего или уже работающего экскурсовода к проведению новой для него, но уже ранее разработанной и проводимой в данном учреждении экскурсии.
Подготовка новой экскурсии поручается творческой группе. В ее состав включается от 3 до 7 человек, а в отдельных случаях и больше, в зависимости от сложности темы. В большинстве своем это работающие в учреждении экскурсоводы. Часто в качестве консультантов приглашаются специалисты различных отраслей – научные работники музеев, преподаватели вузов и средних школ и т.д. Обычно каждому из участников творческой группы поручается разработка одного из разделов, одной из подтем экскурсии или одного или нескольких вопросов подтемы. В целях контроля за работой выбирается руководитель творческой группы.
Подготовка новой экскурсии проходит три основных ступени:
1. Предварительная работа – подбор материалов для будущей экскурсии, их изучение (т.е. процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии).
Проектирование профориентационной квест-экскурсии для учащихся основной школы
... проведения квест-экскурсий и недостаточном их количестве в экскурсионной практике. Проблема состоит в недостаточном количестве туристских фирм заинтересованных в проведении профориентационных квест-экскурсий для учащихся основной школы в городе Верхняя Салда. Тема: «Проектирование профориентационной квест-экскурсии для учащихся основной ...
Одновременно с этим происходит отбор объектов, на которых будет построена экскурсия.
2. Непосредственная разработка самой экскурсии включает в себя: составление экскурсионного маршрута; обработку фактического материала; работу над содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из нескольких основных вопросов; написание контрольного текста; работу над методикой проведения экскурсии; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовку методической разработки новой экскурсии; написание экскурсоводами индивидуальных текстов.
3. Заключительная ступень – прием (защита) экскурсии на маршруте. Утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, защитивших свою тему, до работы на маршруте. В простейшем виде схема всех экскурсий независимо от темы, вида и формы проведения одинакова: вступление, основная часть, заключение.
Вступение, как правило, состоит из двух частей: организационной (знакомство с экскурсионной группой и инструктаж экскурсантов о правилах безопасности в пути и поведения на маршруте); информационной (краткое сообщение о теме, протяженности и продолжительности маршрута, времени отправления и прибытия назад, санитарных остановках и месте окончания экскурсии).
Основная часть строится на конкретных экскурсионных объектах, сочетании показа и рассказа. Ее содержание состоит из нескольких подтем, которы должны быть раскрыты на объектах и объединены темой. Количество подтем экскурсии обычно от 5 до 12. При этом важным для создания экскурсии является подбор объектов таким образом, чтобы были только те объекты, которые помогали бы раскрыть содержание темы экскурсии, причем в определенной дозировке по времени и в зависимости от значимости в той или иной подтемы в данной экскурсии.
Заключение, как и вступление, не связано с экскурсионными объектами. Оно должно занимать по времени 5-7 минут и состоять из двух частей. Первая — итог основного содержания экскурсии, вывод по теме, реализующий цель экскурсии. Вторая – информация о других экскурсиях, которые могут расширить и углубить данную тему. Заключение так же важно, как и вступление, и основная часть. Очень важно, чтобы экскурсия была достаточно интересна. Но не менее важно, чтобы она не была перегружена потоком ненужной туристам информации, чтобы способ подачи материала не был утомительным, а способствовал бы наилучшему восприятию ее той или иной категорией экскурсантов. В связи с этим, тематика экскурсии непременно должна быть сориентирована на определенную категорию экскурсантов (взрослых или детей, молодежь, городских или сельских жителей, работников гуманитарных профессий, иностранцев и т.д.).
Такой учет называется дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию. Он должен учитывать не только интересы, но и цели потребителей. Если экскурсия предоставляется, например, в рамках фольклорного тура, то основной упор в рассказе и показе необходимо делать на историю, памятники, национальные особенности региона. Если же экскурсия входит в программу делового тура, то следует уделять внимание показу различных деловых и общественных центров и т.п. При организации экскурсионного обслуживания в рамках курортного отдыха привлекательны экскурсионные прогулки с наблюдением природных ландшафтов, памятников, объектов.19
Подготовка и проведение архитектурно-градостроительных экскурсий ...
... проведения архитектурно-градостроительных экскурсий на основе экскурсионных объектов г. Самары и Самарской области. Задачи: Раскрыть этапы организации по подготовке и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий. Дать характеристику экскурсионным объектам архитектурно-градостроительной тематики на территории г. Самары и ...
В процессе подготовки новой экскурсии можно выделить ряд основных этапов, которые располагаются в
- Определение цели и задач экскурсий.
Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это помогает авторам экскурсии более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии – это то, ради чего показываются экскурсантам памятники истории и культуры и другие объекты. Рассказ экскурсовода подчинении той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии – достичь целей путем раскрытия ее темы.
- Выбор темы.
Выбор темы зависит от потенциального спроса, конкретного заказа или целенаправленного создания определенной тематики экскурсии. Каждая экскурсия должна иметь четко определенную тему. Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы с темой. Однако, мало отобрать объект по теме, надо найти конкретный материал, на котором эта тема будет раскрыта с наибольшей полнотой и убедительностью. Группировка тем лежит в основе существующей классификации экскурсий.
- Отбор литературы и составление библиографии.
В ходе разработки новой экскурсии составляется список книг, брошюр, статей, опубликованных в газетах и журналах, которые раскрывают тему. Назначение списка – определить примерные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, оказать помощь экскурсоводам в использовании необходимого фактического и теоретического материала при подготовке текста. Перечень литературы размножается в нескольких экземплярах для удобства в работе группы и тех экскурсоводов, которые в будущем будут готовиться к проведению экскурсии по данной теме. В перечне называются автор, название, год издания, а также главы, разделы, страницы. При большом количестве литературных источников, список может быть разделен на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература».
- Определение других источников экскурсионного материала.
Помимо публикаций в печати, могут быть использованы другие источники. Авторы экскурсии составляют их печень, в который входят государственные архивы, музеи, хроникально-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. Однако, при использовании мемуарных материалов во избежание неточностей и тенденциозности следует проявлять осторожность. Для рассказа должны быть от отобраны только достоверные, тщательно проверенные факты и сведения.
Методика подготовки экскурсии
... Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии участники творческой группы ведут, постоянно сверяя свои материалы ... но-документальные и научно-популярные кинофильмы, где содержатся материалы по теме экскурсии. В качестве источника могут быть использованы воспоминания участников и очевидцев исторических событий. ...
- Отбор и изучение экскурсионных объектов.
Показ объектов, как уже отмечалось, является частью, занимающей главенствующее положение в экскурсии. Правильный отбор объектов, их количество, последовательность показа оказывают влияние на качество экскурсии. В качестве объектов могут быть:
- памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (места Курской битвы, Бородино и др.);
- здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного значения и другие постройки;
- природные объекты – леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;
- экспозиции государственных и народных музеев картинных галерей, постоянных и временных выставок;
- памятники археологии – городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;
- памятники искусства – произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и др. икусство.
Экскурсионные объекты классифицируются:
- по содержанию – одноплановые (произведения живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);
- по функциональному назначению – основные, которые служат для раскрытия подтем и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;
- по степени сохранности – полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.20