Анимационный сервис в туризме

Дипломная работа

Каждая из программ сопровождается обязательной экскурсионной программой (Пешеходная экскурсия на гору «Чертов палец», Автобусная экскурсия на искусственное озеро Бирюзовую Катунь, Автобусная экскурсия к Тавдинским пещерам, Пешеходная экскурсия на гору «Обзорная», Автобусная экскурсия в «Цветущую Долину Биолит» (село Алтайское), Экскурсия в город-курорт Белокуриха с путешествием на канатно-кресельном подъемнике на вершину горы Церковка, и посещение аквапарка Беловодье).

Интересным представляется опыт анимационной деятельности с детьми, которая осуществляется в т/к «Золотое озеро». Здесь реализуется детская программа «Чемальские мифы», которая предполагает следующее: по приезду в лагерь все отряды автоматически переходят в разряд сеоков (род — команда) со своими сеок-ханами — командирами отрядов, традициями и обычаями. Руководит сменой — зайсан, старейшина рода. Все мероприятия, которые проводятся на смене кайчи (аниматор), древним сказителем, имеют привязку к культуре алтайского народа: экскурсия с элементами анимации, Чемальская минута славы, экскурсия в с. Чемал в Алтайский национальный музей и многие другие.

В программе предусмотрены игры, тематические вечера, анимационная экскурсия «Горообразовательный процесс на Алтае», конкурсы (конкурс визиток, конкурс красоты), спортивные чемпионаты, спартакиады, интеллектуальная биржа[72].

В целом, можно сделать вывод, что, несмотря на отдельные заслуживающие несомненного внимания, примеры анимационной деятельности в рамках региональных мест массового, в том числе семейного отдыха, приходится констатировать, что такой опыт пока еще не стал массовым. Отдыхающим предлагается, в основном, стандартный перечень развлекательных услуг, включая спортивные и настольные игры, экскурсии, сплавы, дискотеки. Практически в анимации не используются игровые формы и театрализованные представления.

1.4 Технология анимационной деятельности в туристском комплексе

Туристская анимация — наиважнейшая часть совокупной деятельности на туристском предприятии (в отеле, ресторане, на крупном теплоходе и т. д.), поскольку является составной частью туристского продукта и выражает высокую степень профессионализма аниматора (анимационной службы) и персонала туристского комплекса в целом.

В этой связи анимационная деятельность, как и всякая другая деятельность на туристском предприятии, должна быть планируемой, четко регламентируемой и организационно управляемой деятельностью, обеспеченной материальными, финансовыми и кадровыми ресурсами.

12 стр., 5827 слов

Рекреационно-туристский потенциал пешеходного туризма окрестностей ...

... также изучение картографических материалов. Кроме того, был применен метод опроса (анкетирования), позволивший выявить мнение потенциальных участников о параметрах пешеходного маршрута. Структура работы. 1.1 Общая характеристика пешеходного туризма Пешеходный туризм - вид спортивного туризма. Основной целью ...

Как известно, под технологией при переводе с греческого (techne) понимают искусство, мастерство, умение; определенную совокупность действий, направленных на достижение поставленной цели, и приводящих к гарантированному получению результата.

Под технологией анимационной деятельности следует понимать набор приемов труда аниматора, организацию этого труда, использование инструментов и приспособлений для создания анимационных программ.

Технология создания и реализации анимационных программ как система состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем:

  • организационная подсистема — организация совместной деятельности анимационной команды, экономического, технического, рекламного отделов;
  • инструкторско-методическая подсистема — создание и переработка сценариев мероприятий, разработка текстов экскурсий, подбор спортивных игр и соревнований, составление маршрутов походов с последующей выработкой методических рекомендаций на основе обобщения опыта;
  • режиссерская подсистема — распределение ролей, план репетиций, постановка;
  • техническая подсистема — подготовка площадки (сцены) для анимационных мероприятий, реквизита, декораций, освещения, музыкального сопровождения, костюмов и пр.

Все подсистемы взаимосвязаны, взаимодействуют между собой, и в совокупности представляют собой целостную систему, которая служит основанием функционирования анимационной службы.

Анимационная деятельность — это реальный и совершенно особый мир с присущими ему правилами действия. Эти действия совершают профессионалы для того, чтобы включить в процесс их совершения как можно большее число людей. Здесь существуют свои специфические закономерности функционирования анимационной деятельности.

Технологический процесс создания анимационных программ включает следующие элементы:

  • объект деятельности: обслуживаемое население, посетители (коллективы людей и отдельные личности);
  • субъект деятельности: руководители, специалисты анимационной службы;
  • собственно анимационная деятельность (процесс воздействия субъекта на субъект) со всеми ее компонентами.

Графически его можно представить следующим образом:

Рис. 3 Элементы технологического процесса создания анимационных программ

Главный элемент этой системы — объект деятельности: люди, на которых субъект через основной результат анимационной деятельности — анимационную программу — направляет свое воздействие, преследуя цель удовлетворения их разнообразных потребностей: духовных, физических, рекреационных потребностей. В этой связи специалистам-аниматорам необходимо не только знать потребности отдыхающих, но и гендерные, психологические, возрастные и характерологические особенности целевой аудитории, обусловливающие ожидания и влияющие на восприятие и оценку туристом программы в конечном итоге.

Этапы разработки и проведения анимационной программы

Технология подготовки туристских анимационных программ достаточно подробно описана в работах Т.Н. Третьяковой, Т.И. Гальпериной, С.А. Кускова, В.М. Ветитнева, Е.М. Приезжевой[13; 18; 34; 52 и др.].

9 стр., 4143 слов

Технология разработки и организации анимационных программ для ...

... реализации анимационных программ для детей дошкольного возраста, и ее роли в туристических комплексах. Предметом исследования являются виды анимационных программ и процесс анимации для детей дошкольного возраста. Для достижения поставленных целей данной работы необходимо определение ...

В целом, работу по подготовке и проведению анимационной программы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап — подготовительный, включающий:

  • анализ предлагаемых анимационных программ;
  • определение целей и задач;
  • выбор места и времени проведения программы;
  • проектирование анимационной программы с учетом возрастных, этнических и прочих особенностей потребителей данной услуги;
  • создание и подбор сценариев анимационных мероприятий, включенных в программу;
  • составление сметы расходов и проведение программы;
  • подбор творческих коллективов и распределение обязанностей внутри анимационных команд;
  • техническую подготовку (подбор материальных пособий, закупку инвентаря, изготовление декораций, костюмов, реквизита);
  • установку звуковой и световой аппаратуры, других технических средств, оформление сцены, изготовление фонограмм и пр.;
  • проведение репетиций, обучение правилам игр и пр.

Необходимо знать, что в свою очередь проектирование любой культурно-досуговой анимационной программы также включает несколько этапов. В частности, Т.И. Гальперина в учебном пособии «Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации» называет такие:

драматургический замысел, который выступает концепцией программы

сценарный замысел, который представляет собой задуманное автором построение программы, включающее разработку основной мысли и элементы творческого процесса ее воплощения (определение темы и идеи, формы и содержание, накопление и отбор материалов, поиск сюжетного хода, образной выразительности, работу над композицией).

разработка и оформление сценария[17, с. 33-59].

Второй этап — организационный, в течение которого:

проведение рекламной кампании намеченных анимационных мероприятий.

запись на анимационные программы и сбор заявок.

Третий этап — содержательный (этап проведения анимационной программы).

На этом этапе необходимо соединить усилия всех задействованных аниматоров и решить поставленные задачи.

Четвертый этап — заключительный, в ходе которого происходит:

  • анализ проведенной программы;
  • анкетирование потребителей с последующим анализом;

работа над совершенствованием программы

Очень важно выработать свой фирменный стиль, который воспринимается как гарантия качества предлагаемых анимационных программ. При этом необходимо учитывать основные направления деятельности, сегменты рынка, для которых предназначены разрабатываемые программы, рекламные средства, а также преимущества или особенности этих программ.

Для того, чтобы анимационные программы были действительно интересными, необходимо их правильно организовать. Организаторская деятельность предполагает наличие у специалистов умения распределить работу, персонально определить обязанности, права и ответственность, устанавливать время выполнения работ, разрабатывать систему контроля за исполнением принимаемых решений, вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в перспективе. Организация призвана обеспечивать оптимальное взаимодействие всей анимационной команды, то есть согласованность, соподчинение и координацию всех ее структурных элементов. Организация анимационной деятельности как составная часть технологического процесса требует строгого соблюдения полной профессиональной самостоятельности всех специалистов и одновременно всемерного развития их активности и инициативы в рамках конкретных задач своих структурных подразделений.

3 стр., 1046 слов

Анимационная деятельность в туризме

... понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже ...

Как правило, таких структурных подразделений несколько.

У каждого организатора свое поле деятельности:

  • организатор спортивно — оздоровительной деятельности отвечает за утреннюю гимнастику, занятия аэробикой, занятия в бассейнах и на море, подвижные игры, спортивные соревнования и праздники;
  • организатор развлекательных программ занимается разработкой сценариев, подготовкой и проведением всевозможных культурно-развлекательных мероприятий;
  • организатор работы с детьми занимается детскими мероприятиями;
  • организатор туристско-экскурсионной работы комплектует группы для экскурсий, подбирает экскурсоводов и пр.;
  • менеджер анимационной службы организует и координирует работу всех отделов.

Нередко в обязанности менеджера на отечественных российских предприятиях входит также решение коммерческих вопросов, вопросов организации рекламной кампании и многих других, что, конечно, отражается на качестве работы.

К сожалению, немногие российские туристские и лечебно-профилактические учреждения могут позволить себе создание полноценной анимационной службы. В большинстве из них один или два человека отвечают за все отделы анимационной службы сразу: они и поют, и танцуют, и спортивные соревнования проводят, и сами себя рекламируют по местному радио и т.д. Такая организация труда в современных туристских учреждениях уже неприемлема, и любому грамотному менеджеру это понятно. Характерными чертами современной анимационной деятельности должны стать высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных анимационных технологий, форм и методов организации и высокий художественный уровень.

Качество анимационной программы связано, как правило, с интересными режиссерскими находками, богатым арсеналом сценографических, музыкальных, пластических, речевых, светотехнических приемов в разработке и реализации анимационных программ.

Отсюда логично вытекает проблема профессионализма аниматоров всех уровней. Современные российские клубы, центры, гостиницы, специализированные парки и турбазы остро нуждаются в организаторах досуга, которые должны уметь планировать его, общаться с людьми, предлагать потребителю большой выбор интересных, увлекательных анимационных программ.

2. ИГРА КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ

2.1 Игра: сущность, функции, классификация и виды

Сегодня игра является одним из популярным видов анимационной деятельности как с детским, так и со взрослым контингентом туристов. В повседневной жизни мы рассматриваем игру как развлечение и отдых, способ хорошо провести время. В туристской анимационной деятельности значение игры нельзя исчерпать и оценить только креативными (развлекательно-занимательными) возможностями. Феномен игры и состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, игру-обучение, игру-терапию, игру-модель типа человеческих отношений. Она является основной досуга, потому что не задается и не ограничивается конкретным содержанием — темой игр может быть любая деятельность человека. В этой связи в настоящее время игры выходят на новый, высокий уровень, используются разнообразно и результативно[41, с. 84].

57 стр., 28026 слов

Анимационный сервис в туризме

... этом необходимо понимать, что современный турист - это опытный и требовательный покупатель услуг, источник конкуренции на рынке. Одним из способов повышения конкурентоспособности туристического предприятия может стать активное развитие развлекательной деятельности. Не секрет, что ...

В словаре Ожегова приводится несколько значений игры. Игра — это занятие, служащее для развлечения, отдыха, спортивного соревнования; комплект предметов для такого занятия; создание типичных для профессии ситуаций и нахождение в них практических решений. В социологическом словаре под игрой понимается непринудительная, свободная деятельность в противоположность утилитарно-практической; является формой самовыражения субъекта, направленной на удовлетворение потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие определенных навыков, и умений.

В научный обиход термин «игра» вошел, благодаря классической работе И. Хейзинги Homo Ludens («Человек играющий») [55].

Считается, что большинству игр присущи следующие главные черты:

свободная развивающаяся деятельность, предпринимаемая лишь по желанию, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.

творческая, импровизационная, активная по своему характеру деятельность.

эмоционально напряжённая, приподнятая, состязательная, конкурентная деятельность.

деятельность, проходящая в рамках прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.

деятельность, имеющая имитационный характер. Игра — выход из рамок жизни во временную сферу деятельности, имеющую свою собственную направленность.

Деятельность, обособленная от «обыденной» жизни местом действия — игровой зоной и продолжительностью. Она «разыгрывается» в определённых рамках пространства и времени. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок.

наличие минимальной игровой ситуации.

Такое обширное понимание сущности игры обусловило ее функции. К основным функциям игры относятся:

  • коммуникативная — обладающая экспансивным влиянием. Игра охватывает всех присутствующих (участников, зрителей, организаторов), т.е. устанавливает эмоциональные контакты;
  • деятельностная — выявляющая взаимодействие людей друг с другом и окружающим миром;
  • компенсаторная — восстанавливающая энергию, жизненное равновесие, тонизирующая психологические нагрузки;
  • воспитательная — организующая деятельность человека. Игра позволяет создать целенаправленное воспитание и обучение;
  • педагогическая, дидактическая — развивающая умения и навыки (тренируются память, внимание, восприятие информации различной модальности);
  • прогнозирующая — предсказывающая, экспериментирующая;
  • моделирующая — связывающая действительность с нереальным;
  • развлекательная — создающая благоприятную атмосферу, превращающая научное мероприятие в увлекательное приключение;
  • релаксационная — снимающая эмоциональное напряжение, положительно воздействующая на нервную систему;
  • психотехническая — перестраивающая психику игрока для усвоения больших объемов информации;
  • развивающая — корректирующая проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.

Все функции игры тесно взаимосвязаны. Их определяет главная цель — развлечение плюс развитие основных качеств, способностей, заложенных в человеке. В игровой деятельности объективно сочетаются два важных фактора: с одной стороны, играющие включаются в практическую деятельность, развиваются физически; с другой — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания о мире, жизни.

18 стр., 8858 слов

Влияние зимних Олимпийских игр 2014 года на устойчивое развитие ...

... сделать прогноз экономического развития города Сочи после проведения Олимпийских игр 2014 ... Сочи - один из наиболее благоприятных в России для проживания и деятельности человека. Сочи ... ведется активная работа по развитию города Сочи и продвижению ... это тоже Сочи! Только в Сочи можно за один день побывать во ... Сочи как региона, который обладает уникальными природно-климатическими и рекреационными ресурсами ...

История свидетельствует о древнем происхождении игр. Длительный период существования игры обусловило их видовое разнообразие. Тем не менее, как отмечает Е.М. Приезжева, единой и исчерпывающей классификации игр не существует. Вместе с тем, менеджеру туризма, организующему досуг отдыхающих в условиях туркомплекса, необходимо знать все разновидности игр, их видовые и методические особенности, возможности их влияния на аудиторию.

1. С точки зрения человеческой деятельности, отраженной в игре, игры делятся на:

  • а) физические (спортивные) и психологические игры и тренинги;

б) интеллектуально-творческие игры (обучающие, познавательные, конструкторские, компьютерные)

в) социальные игры (сюжетно-ролевые, деловые игры)

г) комплексные игры

д) шоу-игры (конкурсы, викторины, лотерея, аукционы).

2. По содержанию:

  • а) игры с готовыми правилами и «вольные» (свободные) игры;
  • б) социально-этические игры и асоциальные (игры на деньги и вещи, корыстные игры, игры ложного риска, опасные для жизни, азартные игры и др.);
  • в) самобытные (цельные) и комплексные, органично сочетающие игры разных видов.

3. По форме выделяют игры: детские, игры-празднества, игровой фольклор; игровые театрализованные действа; тренинги и упражнения; анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнование, противоборства, соперничество, конкурсы, эстафеты и старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификация, розыгрыши, сюрпризы, карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.;

4. По времени проведения игры могут быть сезонными: зимними, весенними, летними, осенними;

5. По месту проведения выделяют настольные игры, комнатные, уличные, дворовые, игры на воздухе и на местности, игры на празднике и эстраде.

6. По длительности: длительные, временные, кратковременные, игры-минутки;

7. По составу и количеству участников выделяют игры для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также игры для взрослых людей; существуют игры для мальчиков (юношей, мужчин) и игры для девочек (девушек, женщин).

8. По степени регулирования, управления существуют игры, организованные менеджером-аниматором, спортивным инструктором, а также экспромтные, спонтанные.

9. По наличию аксессуаров, необходимых для игры различают игры без предметов и с предметами, компьютерные игры, игры-автоматы, игры-аттракционы.

10. По степени вовлеченности отдыхающих в игру игры можно разделить на:

а) пассивные (по принципу зрительского хала или экскурсантов),

б) ограниченные (по принципу «ведомых», с непосредственным включением туристов в ход игры, но с ограничением их инициативы аниматорами);

  • в) свободные (по принципу «игрока», когда игроки самостоятельно определяют свои роли и игровые действия) [52, с. 172].

Таким образом, видовое разнообразие игр велико, но, как правило, в одной анимационной программе невозможно использовать весь потенциал игры. Однако, как считает, Т.Н. Третьякова, в структуре анимационной деятельности — игра — это всегда веселье, а веселье — явление общественное. Упадок игровой деятельности — свидетельство неблагополучия, утраты культуры досуга, снижения творческих импульсов в структуре туристского продукта и социокультурной деятельности [52, с. 174]. В следующем параграфе мы назовем и охарактеризуем игры, наиболее популярные и широко используемые в туристской деятельности.

9 стр., 4312 слов

«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни ...

... правильный режим дня для школьника с целью обеспечения наилучших условий, как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость. Режим дня в жизни детей младшего школьного возраста важен и необходим. ...

2.2 Организация и методика игровой деятельности в туризме

Как уже было отмечено, в параграфе 2.1., существует огромное разнообразие игр, которые имеют разную направленность, но всегда преследуют достижение главной цели — развлечение, восстановление и развитие физического и нравственного потенциала личности. В классическом варианте туристские игровые программы применяются в качестве развлекательных мероприятий, направленных на создание хорошего настроения отдыхающих. Поэтому так важно, чтобы анимационная программа была тщательно продумана и разработана опытным аниматором, владеющим методикой подготовки и проведения игр. Кроме того, аниматор должен обладать обширными знаниями в области психологии и педагогики, быть коммуникабельным, веселым, энергичным; иметь организаторские и артистические способности. Высокую культуру общения, творческую фантазию; уметь решать конфликтные ситуации, сдерживать свои эмоции в нужный момент.

Аниматору целесообразно в арсенале иметь картотеку игр, ресурсы которой должны быть универсальными, поскольку, как уже отмечалось выше, анимационная программа может включать организованные игры, так и спонтанные, желательными для отдыхающих именно в данный момент. В этой связи ко всему прочему аниматор должен уметь быстро ориентироваться в создавшейся ситуации и быстро реагировать на изменение обстоятельств в ходе проведения анимационной развлекательной программы.

Среди игр, успешно используемых в практике туристской анимационной деятельности, можно назвать следующие.

Спортивные подвижные игры. В это число входят различные соревнования, спортивные конкурсы-состязания, например, аналогичные известной игре «Форт «Баярд»».

Настольные игры: шахматы, шашки, лото, нарды, бильярд. В эту группу также включают игры, развивающие логическое мышление: анаграммы, палиндром, буриме; развивающие внимание и память, типа «Чего не хватает?».

Музыкальные и литературные игры-конкурсы, типа «Угадай мелодию», «Кароке-бой».

Указанные варианты игр могут проводиться с отдыхающими как в виде самостоятельной игровой программы, так и использоваться в структуре любой развлекательной.

Народные театрализованные праздники и обряды. Самыми распространенными театрализованными праздниками на территории нашей страны являются популярные до сих пор языческие праздники, совмещенные с праздниками православными. Так, празднование Масленицы проходит практически во всех исторических музеях и воплощается в жизнь многими туристическими фирмами, работающими на внутренний туризм. Спрос на мероприятие «Прощание с зимой» в процессе театрализованного праздника Масленицы огромен. На этот праздник стремятся попасть не только разновозрастные школьные и студенческие группы, но и приезжающие в страну туристы. В настоящее время старинный русский город Ярославль претендует на проведение главной в стране Масленицы: туроператоры города предлагают недельные туры с участием в театрализованных представлениях и экскурсиях.

33 стр., 16346 слов

«Проектирование анимационной программы для детского культурнопознавательного ...

... анимационные программы для детских культурно-познавательных туров. Помимо туристских фирм возможности анимации активно используются при работе с детьми ведущими екатеринбургскими музеями в ... недостаточным количеством турпродуктов с использованием современных туристских технологий для данной возрастной категории. Проблема: в недостаточном количестве анимационных программ в рамках детских культурно- ...

Также популярны театрализованные русские праздники Рождество, праздник Троицы, Ивана Купалы, праздник урожая, осенние капустники и т.д. Эти праздники заменяют собой такие популярные у туристов, посещающих западные, а также южноамериканские страны, карнавалы. С удовольствием туристические группы участвуют и в праздновании театрализованного Нового года, Святок и многих других интересных дат. Кульминация рождественского шоу — пение колядок и участие в небольших представлениях, а также в рождественских гаданиях.

По подобным сценариям проводятся и праздники Масленицы во многих музеях России. Турфирмы на этот праздник проводят интерактивные экскурсии с выездом за город, с катанием на тройках с поеданием блинов, с играми вокруг Масленицы, со сжиганием ее соломенного чучела. При проведении таких мероприятий очень хорошо готовить игры и конкурсы, основываясь на особенностях местного материала.

В последнее время большой популярностью в нашей стране стал пользоваться католический по своему происхождению праздник Всех влюбленных — День Святого Валентина. Во время его празднования 14 февраля многими туристическими фирмами страны, работающими на въездной туризм, проводятся театрализованные мероприятия с обязательными многочисленными сердечками в качестве подарков и сувениров. Один из лучших примеров проведения такого праздника — сочетание экскурсии по католическим соборам города (если они есть) или по западной архитектуре (это можно встретить гораздо чаще) с последующим веселым шуточным костюмированным представлением в каком-либо музее.

В разгар туристского потока, в летнее время, хорошо в обычные обзорные экскурсии включить, например, театрализованный праздник Ивана Купалы с обрядовыми традиционными славянскими песнями и играми на природе, с рассказом про русалок и вечерними хороводами вокруг костра.

Во многих старинных русских городах проводится событийный праздник «Макушка лета» с традиционными русскими обрядами.

Большой популярностью пользуются игры, которые в специальной литературе называются инновационными методами туристско-экскурсионной деятельности [29].

5. Игровые этнографические посиделки, проводимые в большом количестве различными музеями и туристическими фирмами. В уютной обстановке, чаще всего с чаепитием, участники такой театрализованной экскурсии погружаются с помощью музейных экспонатов, антуража, в обстановку старины. В последнее время возрос интерес пожилых иностранцев, имеющих свои корни в России, к составлению генеалогических древ своих семей. Эта часть туристов всегда с удовольствием принимает участие в подобных этнографических праздниках, которые, как им кажется, возвращают их в генетическое прошлое.

6. Игра в сказку. В последнее время появилось большое количество экскурсий, связанных с инсценировкой детских сказок (как русских, так и других стран и народов).

Рассчитаны, разумеется, такие шоу на детей. В результате творческого и воспитательного процесса кристаллизуется основа для развития современного человека широких взглядов, умеющего оценить и относиться с уважением к культурам разных народов. Эти качества и лежат в основе эстетического воспитания гармоничной культурной личности.

Существуют событийные проекты по произведениям русской литературы, и отнюдь не только по сказкам. Так, в Можайске реализовано театрализованное шоу «Путешествие по страницам романа „Война и мир“», включающее в себя костюмированный бал.

7. Имитационные исторические шоу-игры на местности. Такие игры не имеют ограничений по возрасту участников, каждый находит в ней что-то для себя. Проект является своеобразной «машиной времени», которая переносит участников необычного шоу из XXI века в Средневековье, или Античные века. Все участники шоу одеты в костюмы соответствующей эпохи. Причем если у аниматора костюм стилизованный, то у актеров-каскадеров, проводящих театрализованную часть, костюмы представляют собой полную реконструкцию, воспроизведение старинных доспехов и оружия.

Иногда проект «Путешествие в прошлое» становится одной из составных частей теплоходной экскурсии. В этом случае во время рассказа экскурсовода внимание участников привлекается к происходящим на ближайшем берегу событиям — столкновению двух враждующих племен или, например, похоронам погибших в последнем бою и тризне по ним. Такие вставки в привычный рассказ экскурсовода являются не просто туристическими инновациями, они вносят разнообразие в уже поднадоевшие формы общения с гостями — туристами и дают поистине неограниченные возможности для появления все новых и новых форм культурного туризма.

Кроме того, подобные театрализованные экскурсии доставляют не только радость и детям, и взрослым, но и значительно пополняют их знания по древней истории региона и всей страны в целом.

После окончания исторического шоу около костра все желающие могут сфотографироваться с рыцарями, померить доспехи, попробовать плов, приготовленный по средневековым рецептам, подержать в руках оружие и пострелять из лука, побороться с русским богатырем.

8. Всевозможные «Дни» — от Дня города, проводимого по всей стране, до Дня летнего солнцестояния в Якутии с конкурсом юрт, горловым пением. Интересен День крещения Волги, который ежегодно проводится в Селигере, День овцы в Тутаеве, День купца в Рыбинске, День граффити в Ивантеевке, День полной луны в Тамбове, День русской каши, День Можайского моря и День воинской славы в Можайске и многие, многие другие, включающие в программу разнообразные игры [29].

Разработка и проведение игры в туристской анимационной деятельности подчинены строгой методике, которая является ее условным организационным алгоритмом.

Методика организации игры заключается в следующем:

  • координационная деятельность, включающая подбор профессиональной команды аниматоров;
  • оперативное управление игрой (включает составление организационного проекта, планирование временных норм каждого игрового действия, определяется художественное решение игры).

Важно отметить, что после того, как игра будет подобрана и составлена, необходимо создать дополнительную, запасную программу на случай непредвиденных обстоятельств;

  • проводится предварительная работа с аудиторией, включая предварительную разработку средств и приемов сплочения туристской группы, создания атмосферы игры, разработка методов стимулирования творчества в процессе игры.

выделяются ведущие (лидеры) и участники игры из числа туристов

определяется система награждения победителей

объясняются правила игры.

Непосредственно во время проведения игры аниматор следит за ходом игры и соблюдением ее правил. При этом необходимо создавать ситуации риска, которые будут вызывать азарт у игроков, а также ситуацию неопределенности — возможности и проигрыша, и выигрыша.

Важно создать такие условия для туристов, при которых они могли бы сами организовать отдельные элементы игры. Например, дать возможность им самим выбрать место проведения игры (специальное помещение на туристской базе, в баре, в саду, на дискотеке, пляже, у костра, у бассейна и т.п.).

Предложение отдыхающим самостоятельно выбрать художественное решение игры поможет налаживанию контактов и сближению туристов в группе.

После проведения игры менеджер-аниматор должен сделать анализ игровой программы, который позволит дать объективную оценку условиям ее проведения, выявить все положительное, отрицательные моменты, а также недостатки, что в дальнейшем даст возможность не делать подобных ошибок.

Таким образом, игра в анимационных программах туристских маршрутов — это важная их часть, от которой в значительной мере зависят приятные или неприятные воспоминания о развлекательной стороне путешествия. Опыт показывает, что в некоторых случаях игра перестает быть для участников просто игрой. Благодаря специальной работе аниматоров, во многих игровых ситуациях участники ведут себя так, будто игра является самой жизнью. Кроме того, игра в туристской анимации обеспечивает интенсивное развитие каждого участника игрового действия. Его обогащение новыми знаниями, умениями, навыками, технологиями, предполагает совершенствование процессов взаимодействия участников, расширение их коммуникативной компетентности.

2.3 Игра в анимационной деятельности с детьми и подростками

Одним из важных направлений аниматорской деятельности в туризме является игровая анимация для детей.

Игра для детей — важный процесс, с помощью которого ребенок учится общаться с другими людьми, познавать окружающий мир, уважать других. Особенно важна игра для детей дошкольного возраста. О роли игры в развитии ребенка писал в ряде работ Л.С. Выготский. В работе «Игра и ее роль в психическом развитии ребенка» автор отмечал, что игры способствуют всестороннему развитию ребенка: «Игра — источник развития и создает зону ближайшего развития». В процессе игры у ребенка начинает формироваться комплекс черт характера. В игре ребенок отказывается от непосредственного импульса, координируя свое поведение, каждый свой поступок с игровыми правилами, из игры с правилами рождается и развивается воля ребенка.

Важным фактором развития анимационной деятельности с детьми является создание условий, обеспечивающих проведение игровой деятельности. Во-первых, речь идет о создании службы, которая в некоторых туристских комплексах носит название «мини-клубов» (для детей младшего возраста) или «юниор-клубов» (для подростков).

Задача аниматоров мини-клуба — как можно интереснее занять детей, чтобы дать возможность родителям отдыхать спокойно, не заботясь о них, об их местонахождении и безопасности.

О наличии мини-клуба зачастую уведомляет большой красочный стенд, на котором расписан график работы и предстоящие мероприятия для детей, чтобы гости с детьми могли быстро сориентироваться и определить туда своего ребенка.

План работы, как и общий план анимационной деятельности в гостинице, составляется заранее и, возможно, корректируется в ходе проведения занятий, в зависимости от присутствующего контингента детей и других условий. В этом плане должны удачно совмещаться и иметь оптимальное количество спортивных и культурных мероприятий, необходимых для развития ребенка.

Во-вторых, для организации эффективной работы с детьми необходимо иметь соответствующие помещения пребывания детей в летние месяцы, например, игровые площадки, детский бассейн, и в непогоду, оснащенные различным инвентарем для рисования, лепки, подвижных и развивающих игр и т.д. Для подвижных игр нужен инвентарь: мячи, кегли, обручи, скакалки. Эстафетные палочки, мешочки с песком, флажки, веревки разной длины и толщины, мел., для развивающих — краски, бумага, карандаши и т.п., для театрализованных и ролевых игр — костюмы.

В-третьих, для проведения игровых анимационных программ необходим аниматор, как правило, с педагогическим образованием. Работа в мини-клубе аниматором — большой труд, поскольку он должен учитывать целый ряд физиологических и психологических особенностей детей разного возраста, создать такие условия, чтобы любому ребенку было в нем интересно и он смог проявить и реализовать себя как личность. Задачей детского аниматора является не просто организация досуга детей, а такого досуга, при котором каждый день, проведенный ребенком в мини-клубе, превращался бы в целое событие, праздник, который останется ярким впечатлением его отдыха.

В-четвертых, для организации полноценной анимационной деятельности с детьми необходима богатая игротека.

Критериями выбора игры могут стать:

Возраст играющих. При подборе игр аниматору следует исходить из необходимости постепенного перехода от простых игр к более сложным. Самые простые игры, доступные детям младшего возраста — это групповые подвижные игры. С них и следует начинать. Но постепенно можно вводить и командные игры, игры-эстафеты, соревнования-поединки.

Помещение для игр. При выборе игр необходимо принимать во внимание размер помещения. Если игры проводятся в большом зале, просторном коридоре или на спортивной площадке, ограничений для выбора подвижной игры нет. Можно организовать игры круговые и линейные, с бегом, прыжками, мячом, большую часть эстафет. Можно объединить для игр две или три группы и провести соревнования между ними.

В небольшом помещении возможности ограничены. Если детей много, приходится подбирать малоподвижные или тихие игры, игры на внимание, наблюдательность и т.п. Подвижные игры тоже можно проводить, но только с очень небольшим числом играющих, и при условии, что все остальные дети — зрители, болельщики. В этих случаях участников игры необходимо менять.

Игры на воздухе. Их проведение зависит от времени года и погоды. Некоторые игры планируются на весенний период, другие — на осенний или зимний. В холодную погоду хороши игры с бегом, прыжками, борьбой. Они помогают детям согреться и делают пребывание на воздухе приятным. Зимой можно проводить игры со снегом, на коньках, лыжах, санках. Но предпочтение следует отдавать тем играм, в которых одновременно участвуют все дети, чтобы никто из них не замерз. Наиболее благоприятной температурой для игр на воздухе считается температура 10-12 градусов без ветра.

Использование театрализованной игры в работе с детьми и подростками осуществляется по определенной системе с постепенным усложнением по мере овладения ими знаниями и игровыми умениями.

Работа аниматора делится на два этапа: подготовительный и основной.

На подготовительном этапе осуществляется развитие у детей предпосылок разных видов деятельности (предметной, изобразительной. Игровой, конструктивной), предполагается форсирование их мотивационного компонента.

При этом решаются следующие задачи:

  • создание благоприятных эмоциональных условий;
  • установление доверительного контакта между аниматором и ребенком при их взаимодействии в разных видах деятельности;
  • развитие у детей положительного отношения к аниматорам и сверстникам.

На этом этапе дети приобщаются к миру театрализованных представлений путем участия в драматизации коротких литературных произведений с использованием различных видов театра, создания положительной эмоциональной обстановки в группе.

Переодевание в театральные костюмы или перевоплощение аниматора в игровой персонаж может использоваться как способ знакомства детей, активизации их внимания на занятиях, создания игровой мотивации. Возможно использование театральной куклы бибабо на руке аниматора, которая может выступать как субъект общения. Привлечение детей к диалогу с помощью бибабо оказывается более эффективным, чем ситуация прямого общения, поскольку нестандартное общение способствуют изменению реакции детей на незнакомых взрослых.

В ходе подготовительного этапа у детей формируется умение воспринимать новое. Для этого необходимо, чтобы аниматор вызвал у них чувство удивления, улыбку, смех, интерес, восторг, радость.

В рамках основного этапа решаются задачи:

  • ознакомление с объектами и явлениями окружающего мира;
  • формирование познавательных действий и ориентировки в пространстве;
  • обучение принятию игрового образа, роли;
  • взаимодействие персонажей в режиссерских играх и играх-драматизациях;
  • обучение использованию различных средств межличностного общения, развитие функций речи, освоение модулирования и интонирования речи в образных играх.

Таким образом, значение использования игры в анимационных программах для детей во время их пребывания в туристских комплексах и на туристских маршрутах состоит в том, что она:

  • дает свободу действия, добровольное принятие решений, раскрепощенность. Подчиняясь правилам игры, ребенок освобождает эмоции, чувства, энергетику, снимает напряжение, в котором пребывает в реальной жизни;
  • активизирует способности ребенка, раскрывает таланты, развивает мыслительные способности, интуицию;
  • предполагает физическое совершенствование ребенка, развивает воображение, психологическую пластичность.

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ИГРОВОЙ АНИМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ «КАК СТАТЬ ГЕРАКЛОМ» НА ТУРИСТИЧЕСКОЙ БАЗЕ «УТКУЛЬ» ТРОИЦКИЙ РАЙОН

3.1 Актуальность разрабатываемой программы

«Уткуль» — база отдыха, расположенная в одном из красивейших мест на территории Алтайского края — в Троицком районе в 150 километрах от г.Барнаула. Это уголок живописной алтайской природы с деревянным коттеджем на берегу уникального озера Уткуль.

Необходимость разработки игровой анимационной программы для детей, отдыхающих на тур.базе «Уткуль» основывается на выводах, сделанных нами в предыдущих главах.

Во-первых, было установлено, что на исследуемой туристической базе, как и на многих других базах Алтайского края и респ.Алтай, исследуемых нами ранее, анимационная деятельность, особенно для детей, осуществляется в недостаточной мере. Данный факт подтверждают и руководители некоторых турфирм г. Барнаула. Например, О. Урюмцева, директор туристского агентства «Атлант-А», характеризует анимацию большинства туркомплексов, расположенных в Горном Алтае, как скромную[67].

Во-вторых, игра имеет важное значение в становлении и развитии личности ребенка.

Кроме того, нами был проведен опрос, результаты которого позволили утвердиться в правильности выбора формы проведения анимационной программы — игры, и разработать ее содержательное наполнение.

Опрос в виде анкетирования был проведен на основании специально разработанного опросника. Объектом исследования были выбраны клиенты туристских фирм г.Барнаула, имеющие детей. Количество опрошенных составило 124 человека.

Вниманию респондентов была предложена анкета, состоящая из 19 вопросов. Вопросы сгруппированы таким образом, чтобы последовательно решить задачи: а) выяснить мнение родителей о востребованности и б) о содержании услуг детского анимационного сервиса в местах отдыха.

Предполагалось, что ответы на вопросы 1-3 выявят отношение респондентов к отдыху на туристских базах Алтая. Кроме того, ответы на данные вопросы, а также ответы на вопросы 4-5 позволят сделать вывод о компетентности респондентов в исследуемой проблеме.

Вопросы 11-14 позволят оценить уровень анимационных программ, в которых участвовал ребенок (дети) респондентов во время отдыха на туристских базах. Результаты ответов на 6-10 и 15 вопросы позволили нам выяснить предпочтения респондентов по вопросам организации детского анимационного сервиса.

Вопрос 16 дал нам возможность сделать вывод о виде игр, предпочитаемых детьми на отдыхе. В свою очередь, результаты ответов стали основой для определения жанра анимационной программы, взятой для разработки.

Опрос проводился во время преддипломной практики в феврале-марте 2013 года.

Анализ ответов позволил сделать следующие выводы:

1. Отдых на турбазах и туркомплексах, расположенных на территории Алтая, является достаточно популярной формой отдыха для большинства опрошенных. Таким образом предпочитают отдыхать более 80 % (101 чел.) респондентов, причем 60 % из них отдыхают на турбазах несколько раз в год. Необходимо отметить, что подавляющее большинство опрошенных выезжают на отдых вместе с детьми (95 %).

2. Все ответившие (100 %) ответили, что им знакомо понятие «анимационный сервис», причем 90 % из них достаточно точно и правильно понимают сущность этого вида деятельности. Респонденты выбрали ответы, где под анимационным сервисом понимается деятельность по вовлечению отдыхающих в развлекательные мероприятия и организация персоналом турбаз досуговых мероприятий для них.

3. На турбазах, где отдыхали респонденты, анимационная деятельность для детей, в целом, находится на невысоком уровне.

Во-первых, более половины респондентов (70 чел.) оценили уровень анимационного сервиса во время последней поездки как удовлетворительный, и только 18 человек (это 13 %) назвали сервис хорошим, отличной оценки не дал никто из опрошенных.

Во-вторых, менее трети опрошенных (22 чел.) ответили, что их ребенок во время отдыха участвовал в развлекательных мероприятиях, специально организованных сотрудниками туркомплекса.

В-третьих, в основном это были активные подвижные игры на воздухе: минифутбол и бадминтон, и настольный теннис. Вместе с тем, респонденты подчеркнули, что детям запомнилось участие в данных мероприятиях, главным образом потому, что было весело.

4. Относительно предпочтений респондентов об организации анимационного сервиса для детей на туристских комплексах было выявлено: 90 % опрошенных считают, что инфраструктура турбазы обязательно должна включать детскую площадку для проведения активных игр на свежем воздухе и детскую комнату для проведения игр в случае прохладной или дождливой погоды. Кроме того, как полагают респонденты, в штате персонала туркомплекса должна быть предусмотрена должность педагога-аниматора или няни (88 % ответов).

При этом, 92 % ответивших считают, что развлекательные мероприятия должны быть обязательными в программах тура.

5. Наиболее предпочтительными формами анимации, по мнению родителей, для их детей является анимация в движении (76 % ответов) и культурно-познавательная анимация (69 %).

Среди прочих отмеченных респондентами были анимация через общение (48 %) и творческая анимация (38 %).

При этом родители назвали виды игр, которые, как они считают, наилучшим образом подходят для их детей.

Ответы распределились следующим образом:

Активные игры — 75 %

Настольные — 66 %

Развивающие — 95 %

Театрализованные — 58 %

Ролевые — 45 %

Интеллектуальные — 58 %

Компьютерные игры — 32 %.

И, наконец, три четверти опрошенных родителей ответили, что хотели бы, чтобы их ребенок принимал участие в игровых анимационных программах, предлагаемых в местах отдыха.

3.2 Характеристика анимационной программы

Работа над созданием анимационной программы «Как стать Гераклом» включала все этапы, рекомендованные в источниках по режиссуре туристских анимационных программ и описанные в параграфах 1.4 и 2.4 настоящей дипломной работы.

Этапы подготовки анимационной программы «Как стать Гераклом».

Драматургический замысел.

Основная концепция анимационной программы — спортивно-познавательная игра «Как стать Гераклом» для детей в возрасте от 6 до 12 лет.

Действие проходит в зале музея, откуда украдена статуя Геракла — древнеримского Бога и героя (Геркулеса — в других мифологиях).

Для того, чтобы ее вернуть на место, участникам необходимо совершить подобно древнегреческому герою 12 подвигов.

Действие программы заключается в выполнении детьми заданий-«подвигов», предлагаемых ведущим.

Компиляция различных видов заданий, с одной стороны, обеспечит детям определенную физическую нагрузку, а с другой, — позволит реализовать познавательно-обучающую составляющую игры, поскольку по ходу программы экскурсовод рассказывает о Геракле и других античных героях, их жизни и подвигах.

Сценарный замысел.

Действие будет проходить в кафе турбазы «Уткуль», которое перед игрой оформляется как зал исторического музея. На столиках кафе, стенах выставлены различные экспонаты, картины.

Программа разбита на 12 эпизодов, по количеству равном «подвигам» Геракла.

Действующие лица:

Экскурсовод. Выполняет функции ведущего программы.

Медуза Горгона. Отрицательный образ, препятствующий выполнению участниками подвигов.

Посетители музея — участники игры из числа отдыхающих на турбазе. Посетители совершают подвиги, приближающие их к раскрытию тайны исчезновения и нахождению статуи Геракла. Выполнение каждого задания-подвига рассчитано на разную возрастную категорию детей, что позволит детям разных возрастов быть участниками игры, а не выступать в роли пассивных зрителей.

Оформление сценария.

Полный текст сценария представлен в приложении В.

Продолжительность программы: 1,5-2 часа.

3.3 Ресурсное обоснование анимационной программы

3.3.1 Расчет себестоимости анимационной программы

Материально-комплексные издержки

№№

п/п

Наименование

Количество, шт

Цена, руб.

1 шт.

всего

1.

Костюм Медузы Горгоны

1

2000

2000

2.

Таблички на вход в музей

1

50

50

3.

Таблички под экспонатами музея

8

20

160

4.

Макеты экспонатов

7

100

700

5.

Постаменты для экспонатов

8

50

400

5.

Постер против курения «Корабль пиратов в поисках новой жертвы»

1

200

200

6.

Приготовленные блюда для выполнения 10 подвига

5

50

250

7.

Призы победителям

3

150

450

8.

Лавровый венок Геркулеса

1

100

100

3.3.2 Информационное обеспечение анимационной программы

Для подготовки и проведения программы «Как стать Гераклом» можно воспользоваться информацией из следующих источников:

  • Двенадцать подвигов Геракла : Мифы древней Греции : [для мл. шк. возраста] / обраб. В.В. Успенского, Л.В. Успенского ; худож. С. Бордюг. — М. : Малыш, 1993. — 94 с.

Булычев, К. Новые подвиги Геракла : [для мл. шк. возраста] / К. Булычев ; худож. В. Дугин. — М. : Мир искателя, 2001. — 95 с.

Геракл: по пути добродетели / предисл. В. Десятерика. — М. : Фонд им. И. Д. Сытина, 2006. — 145 с.

Кун, Н.А. Мифы и легенды Древней Греции / Н.А. Кун ; вступ. ст. Д.П. Алексинского. — М.; СПб. : АСТ ; Полигон, 2004. — 479 с.

3.3.3 Конкурентные преимущества игровой анимационной программы

Игровая программа легка в реализации, поскольку для ее проведения не требуются сложные декорации, большая техническая подготовка и большое количество исполнителей. Сценарий построен таким образом, что ее эпизоды — «подвиги» — можно было легко изменять в соответствии с количеством присутствующих детей, их возрастом, погодными условиями и другими факторами. Альтернативными вариантами замены могут стать конкурсы, викторины. С этой целью в помощь детскому аниматору нами разработана игротека, которая представлена в приложении Г.

Большим конкурентным преимуществом данной программы является то, что ее возможно реализовать в условиях практически любого места отдыха, где в наличии имеется открытая площадка для спортивных игр или детская комната (на случай неблагоприятных погодных условий).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе работы над темой нами сделаны следующие выводы:

Во-первых, в современном туристском обслуживании анимация стала неотъемлемой частью, особой оставляющей культурно-досуговых программ, предлагаемых туристам для отдыха и развлечений. Однако эффективность туристской анимационной деятельности во многом зависит от профессиональной квалификации специалистов данной сферы. Число людей, обращающихся к туризму как виду досуга, постоянно растет. Вместе с тем, растет и количество предложений на рынке туристских услуг. Конкурентоспособность туристской организации обеспечивают инновационные технологии, к числу которых относится и анимация — вид деятельности по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, организацию занятий, входящие в сферу духовных интересов или хобби т.п.

Во-вторых, наиважнейшим квалификационным параметром анимационной туристской деятельности выступает творческая компонента труда анимационного менеджера. Режиссерская составляющая анимационно-туристской деятельности менеджера проявляется в творческой организации трех глобальных компонентов процесса: анимационной культурно-досуговой программы, ее исполнителей и участников. Каждый их этих компонентов, в свою очередь, требует решения огромного количества творческих организационных задач. Анимационный менеджер, выступая в роли режиссера, должен уметь проработать драматургический замысел будущей постановки, разработать режиссерскую постановочную концепцию, провести репетиции с исполнительским составом, разработать и реализовать действенный план по вовлечению туристов и отдыхающих в осуществление программы.

В-третьих, одной из значимых компонентов туристской анимационной программы является игра. Роль игры велика в формировании и развитии всех сторон человеческой мысли, и удовлетворении разнообразных потребностей человека — интеллектуальных, физических, рекреационных, эстетических, духовных. Особое значение имеет игра в развитии ребенка и становлении его как личности. В этой связи вовлечение детей в познавательно-игровой процесс в свободное от учебных занятий время в качестве участников могло бы стать дополнительным формирующим характер и поведение ребенка фактором. Кроме того, организация игровой деятельности детей в местах отдыха способствует повышению качества и изменению содержания отдыха их родителей.

В-четвертых, исследование показало недостаточный уровень анимационного сервиса в туркомплексах, расположенных на туристских территориях Алтая. Несмотря на то, что данные районы являются достаточно популярными и востребованными местами отдыха, анимационные услуги здесь, как правило, однотипны, и включают: экскурсии, спортивные игры, дискотеки и танцевальные вечеринки. Практически не проводятся большие развлекательные программы, позволяющие отдыхающим принять в них участие, а не быть пассивными зрителями.

В-пятых, на основании изучения услуг, предлагаемых региональными туркомплексами, нами сделан вывод о низком уровне детского анимационного сервиса. Этот вывод подтверждается и данными проведенного нами опроса, масштабы, количественное и содержательное разнообразие анимационных программ, предлагаемых в местах отдыха родителей с детьми, явно недостаточное. В основном, программы включают проведение детских спортивных состязаний. В редких, практически единичных случаях, детская анимация включает творческую анимацию — рисование, изготовление сувениров, творческие занятия. Так, положительным, заслуживающим тиражирования, является опыт организации детского анимационного сервиса в гостиничных комплексах «Ареда-1», «На шумах», в т/к «Золотое озеро», «Стик-Тревел», Центре детского отдыха «Детская империя туризма».